[TIFLO] ЕГЭ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

"Школьный вестник" N9, 2004г.
Ольга Попова
ЕГЭ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
С 2003 года некоторые воронежские вузы принимают абитуриентов по результатам
Единого государственного экзамена, поэтому незрячие и слабовидящие выпускники
оказались перед необходимостью сдавать ЕГЭ.
В "Школьном вестнике" (N2, 2004) была опубликована статья В. Сергеева, выпускника
спецшколы-интерната N3 Воронежа для детей с нарушениями зрения. Вячеслав делился
размышлениями о своем опыте "брайлевского" ученика, сдававшего Единый государственный
экзамен.
В 2004 году в ЕГЭ участвовало 6 учащихся 12 класса нашего интерната (всего в
классе 7 выпускников). Ребята выбрали русский язык, обществознание и историю,
общее число экзаменов - 11. Оценки распределились так: <5> - 4, <4> - 3, <3>
- 4. Так как я принимала участие в организации ЕГЭ для наших учеников и была
ассистентом для В. Сергеева и выпускников этого года, думаю, что рассказ об опыте
сдачи ЕГЭ может быть полезен и интересен.
Наш интернат не участвует в эксперименте по ЕГЭ, поэтому создание особых условий,
оформление документов стало делом родителей и меня, как классного руководителя.
Администрация нашего интерната не смогла должным образом оформить участие в ЕГЭ
выпускников. Родителям было сказано, что учащимся не нужен учитель-ассистент
на ЕГЭ, поскольку по сравнению с незрячим В. Сергеевым, который мог читать и
писать только точечным шрифтом, выпускники этого года - слабовидящие, они занимались
по обычным учебникам и, следовательно, способны самостоятельно оформлять свои
ответы.
Буквально за два дня до первого экзамена в форме ЕГЭ (обществознание, 27 мая),
когда ребята тренировались в заполнении бланков ЕГЭ, выяснилось, что Юля Голубченко
не может вписать буквы ю и щ в клетки документа. Не все ученики могли разглядеть,
какие данные в какие клетки нужно размещать, так как надписи были сделаны очень
мелким шрифтом, иногда розовыми буквами на розовом фоне. Создалась ситуация,
когда наши слабовидящие учащиеся могли потерпеть неудачу не из-за недостаточных
знаний, а из-за невозможности правильного заполнения бланков ЕГЭ. Только по настоянию
родителей и при их активной помощи главное управление образованием Воронежской
области дало разрешение на то, чтобы ребят сопровождал учитель-ассистент, который
помогал заполнять бланки ЕГЭ и читал напечатанные мелким шрифтом КИМы ЕГЭ. Как
и в прошлом году, для наших учащихся было добавлено 50% времени от того количества
часов, которое было запланировано на каждый экзамен. К особым условиям можно
отнести и то, что выпускники интерната сдавали экзамен в отдельном помещении
в присутствии двух наблюдателей.
По результатам экзаменов можно сделать вывод: для учащихся, которые собираются
аттестоваться в форме ЕГЭ, необходимо проводить пробные экзамены. В нашем интернате
это не было сделано, несмотря на просьбы родителей. Вследствие этого учащиеся
делали много ошибок при заполнении бланков. Например, по русскому языку почти
все учащиеся неверно начали записывать ответы части В, так как не поняли правила
заполнения бланка. Кроме того, для ребят была новой сама форма проведения ЕГЭ,
что создавало психологические трудности.
Оказалось, что сопровождающий учитель необходим или для каждого учащегося, или
один на 2 - 3 учеников. Опыт показывает, что один ассистент на 6 ребят не успевает
помочь всем, кому это необходимо. Если сопровождающий учитель помогает читать
текст, это отвлекает других учащихся, мешает им сосредоточиться. Было бы лучше,
если бы выпускники, сдающие ЕГЭ в особых условиях, располагались не более, чем
по 2 - 3 человека в отдельном помещении. В нашем случае обществознание сдавали
3 ученика, русский язык - 6 ребят, историю - 2 человека. Самый лучший вариант
был, когда учитель-ассистент оказывал помощь 2 ученикам, что и привело, наряду
с другими факторами, к самым высоким результатам.
Самым сложным стал ЕГЭ по русскому языку. Встречались вопросы, не изученные в
школьном курсе, было ощущение, что не хватает навыков для заполнения части В.
Нелегко было ребятам и на первом экзамене - обществознании, именно потому, что
это было первое испытание в виде ЕГЭ. По истории при выполнении заданий части
С не хватило места на бланке для ответов.
Четыре с половиной часа - наиболее удачное время экзамена в форме ЕГЭ для слабовидящих
учащихся. По русскому языку ребята выполняли задания до последней минуты, историю
и обществознание закончили чуть раньше. За это время подростки сильно устают,
поэтому увеличивать количество часов не стоит.
Очень трудно было морально: многие в интернате сомневались в успехе ребят. Я
часто слышала: <Что Вы делаете? Зачем собираетесь вместе с учащимися на ЕГЭ?
Все они <завалят> экзамены!>. А я верила и верю в своих учеников. Считаю, что
они могут успешно сдавать ЕГЭ и столь же успешно учиться в вузах.
Я попросила ребят высказать свои впечатления от ЕГЭ, сравнить ЕГЭ со школьными
экзаменами. Двое учащихся назвали это испытание очень трудным, "ужасным" и предпочли
обычную форму экзаменов. Остальные нашли в ЕГЭ следующие преимущества:
- Нет предвзятого отношения, всё решают знания;
- Есть возможность подумать над сложными вопросами, выбрать те задания, в которых
уверен, работать в удобном для тебя темпе;
- При обычном экзамене кажущаяся или реальная недоброжелательность членов экзаменационной
комиссии может создать психологический дискомфорт и привести к ухудшению качества
ответа, при сдаче ЕГЭ этот фактор снят;
- При неудачном ответе возникает неловкость перед знакомыми учителями, что еще
больше усугубляет ситуацию неуспеха; при сдаче ЕГЭ над тобой не висит этот страх:
<Вдруг я на глазах у всех не оправдаю доверия своего учителя?>.
Как это ни странно, на ЕГЭ ребята меньше нервничали. Они работали очень напряжённо
и показали лучшие свои качества: умение собраться в стрессовой ситуации, ответственность,
умение мыслить, рассуждать, работать по плану и с полной отдачей.
Всем будущим выпускникам можно посоветовать: не бойтесь ЕГЭ, упорно занимайтесь
подготовкой, добивайтесь создания особых условий сдачи экзамена, на которые вы
имеете право, верьте в себя. И успех обязательно придёт!
Выпуск листа на новом месте: 350
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback