Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Школьный театр

"Проблемы этического и эстетического воспитания детей молодежи с нарушением
зрения". РООИ "ИРИС", 2004г.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

КОЛОТИЛОВА В.Ю., РУССАК И.С.

Одним из основных требований Закона "Об образовании" является стандартизация,
т.е. введение системы параметров, характеризующих качество образования, отражающая
социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по
их достижению. Стандарт устанавливается как государственная норма и фиксируется
Федеральным законом.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья получение образования на уровне
Государственных образовательных стандартов является залогом полноценной интеграции
в общество.

Национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта
(1999 г.) в качестве главного результата образования определяет достижение
социальной компетенции обучающегося (выпускника).

Для системы специального образования в целом и для школы для слепых и слабовидящих
в частности формирование социальной компетенции выпускников как одного из самых
важных условий их интеграции в общество и в прежние годы являлось одной из самых
важных задач. В современных условиях, когда рыночные' отношения поставили людей
с

(Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент)
образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования
Свердловской области. - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 1999 г. с.8)
ограниченными возможностями здоровья в вопросах трудоустройства в условия прямой
конкуренции со всеми остальными членами общества, вопросы социализации инвалидов
приобретают еще большую актуальность.

Исследования ученых-тифлопедагогов показывают, что немало слепых и слабовидящих
достигли очень высоких результатов в своей профессиональной деятельности,
но многие их них очень сложно адаптируются в трудовых коллективах. Основными
трудностями для них являются: самостоятельная ориентировка в незнакомом пространстве
и общение с незнакомыми людьми в силу недостаточной сформированности навыков
речевого и неречевого общения(2) .

(Солнцева Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования
детей с нарушениями зрения. - М., 1999. с. 10).

Все это указывает на то, что система коррекционной работы в школах для слепых
и слабовидящих детей не всегда достигает своей цели.

Особенно актуальной является эта проблема в старших классах школы, когда в учебном
плане уже не выделяется ни одного часа на предметы коррекционной направленности.
Необходимость такой работы очевидна, но сами старшеклассники уже не так, как
учащиеся начальной школы или среднего звена, воспринимают советы и рекомендации
учителей и воспитателей о том, как надо себя вести и как выглядеть, чтобы производить
на окружающих благоприятное впечатление. Многих старшеклассников такие разговоры
даже обижают, и иные педагоги поэтому считаю неудобным говорить о подобных вещах.

В нашей школе давно сложилась система работы по эстетическому воспитанию старшеклассников,
которая, на наш взгляд, является в этом возрастном периоде едва ли ни.
единственной возможностью целенаправленной коррекционной работы по развитию
умений ориентировки в пространстве и навыков речевого и неречевого общения у
старшеклассников.

Содержание эстетического образования заложено в учебном плане в такие дисциплины,
как литература, мировая художественная культура, история.

Внеучебная деятельность предоставляет более широкие возможности для эстетического
воспитания. В настоящее время в школе существует одиннадцать кружков и студий
эстетической направленности: изостудия, студия "Кукольник-декоратор", кружки
мягкой игрушки, кройки и шитья, художественной резьбы по дереву, два танцевальных
коллектива, музыкальная студия "Блиц-тон", фольклорный и академический хоры,
кружок баянистов, второй год работает филиал городской музыкальной школы.

Деятельность всех этих коллективов в течение учебного года выливается в совершенно
различные формы: уроки, занятия, лекции, смотры-конкурсы, концерты, фестивали,
выставки. Наиболее любимой формой работы по эстетическому воспитанию в нашей
школе являются литературные вечера и "капустники", потому что подготовка к ним
связывает воедино деятельность всех студий и кружков - в результате получается
настоящее театральное действо, вызывающее восхищение у всего города. В Верхней
Пышме три видеостудии, которые постоянно используют в своих передачах сюжеты
из наших вечеров, а иногда транслируют весь спектакль целиком.

Все сценарии литературных вечеров пишутся на основе художественных произведений,
документов и воспоминаний современников. М.В.Ломоносов, Н.В.Гоголь, С.А.Есенин,
А.С.Пушкин, М.А.Булгаков - герои последних литературных вечеров. Литературные
"капустники" - это веселые музыкальные вечера, посвященные праздничным датам
- Новому году, 8 Марта, Дню учителя или важным событиям в жизни школы - последнему
звонку, дню рождения школы и т. д. Сценарии таких вечеров составляются обычно
на материалах школьной жизни, положенных на литературную основу, что делает их
привлекательными для детей и взрослых. Новогодние вечера "Кому в спецшколе жить
хорошо?", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон в поисках Деда Мороза и Снегурочки",
"Вечера на хуторе близ Пышмы", выпускные вечера: "Суд над выпускниками" (по мотивам
романа Драйзера) "Рабыня из-за Урала", "Учителя тоже плачут" (пародии на современные
"мыльные оперы"), вечер, посвященный 50-летию школы "Звездная страна", - вот
неполный перечень названий литературных сценариев последних лет.

Подготовка к литературным вечерам и капустникам предоставляет уникальную возможность
для проведения коррекционной работы со старшеклассниками и проводится в несколько
этапов:

1. Создание творческой группы, в которую входят наиболее инициативные ученики
и педагоги. Именно они создают сценарий, записывают музыкальные фонограммы, проводят
репетиции. Весь литературный материал сочиняется самими детьми и взрослыми, и
поэтому каждый из таких вечеряв по-своему уникален.

2. Подбор исполнителей на предполагаемые роли в соответствии с индивидуальными
особенностями детей, их желаниями и талантами.

3. Этап репетиций.

Работа по написанию сценария может длиться от месяца до года. Состав инициативной
группы часто меняется, неизменным остается костяк:

три учителя литературы - Колотилова В.Ю., Руссак И.С., Шалган Н.П. Работа идет
в режиме "мозгового штурма". Обсуждается какая-либо сцена, каждый высказывает
любые, порой, даже глупые предложения. Вместе смеемся, размышляем, отбрасываем
то, что не подходит. Никто не обижается, если его идея в этот раз не была принята.
На этом этапе появляется возможность для совместной исследовательской деятельности
педагогов и учащихся. Темы исследований сыплются, как из рога изобилия. Особенно
увлеченные могут на этом этапе начать работу над рефератом, остальные трудятся
в режиме метода проектов: общая проблема делится на более мелкие и каждый изучает
свой вопрос. Через некоторое время все снова встречаются и рассказывают о результатах
индивидуальной работы. Снова обсуждения, намечается какая-то общая линия, которую
кто-то из педагогов записывает и все приступают к обсуждению новой сцены, затем
снова каждый получает очередное задание к следующей встрече. В промежутках между
заседаниями придуманные сцены набираются на компьютере и распечатываются, затем
совместно прочитываются, вносятся поправки и так далее до полного написания сценария.
Самое сложное наступает позже, когда готовый сценарий, достойный многосерийного
фильма, надо урезать до часа - полутора, сценического времени. Слово - за словом,
абзац - за абзацем, сцена - за сценой - все перечитывается заново Что можно выбросить,
чтобы не пострадал смысл? На этот процесс может уйти почти год. Именно так было
с последним, булгаковским вечером.

Такая кропотливая работа учит ребят внимательно относиться к слову развивает
умение выделять главное, подбирать более точные слова, искал синонимы, воспитывает
бережное отношение к авторскому слову, любовь к русской литературе и гордость
за нее.

Второй этап подготовки литературного вечера - самый короткий, но не менее ответственный,
чем другие. Здесь важно никого не обидеть постараться найти роль для каждого
желающего (а их бывает много), учесть возможности каждого артиста, кого-то уговорить,
кого-то переубедить.

Но вот, наконец, все роли разобраны, все слова распечатаны - каждому удобным
шрифтом. Наступает самый интересный этап, этап репетиций. Boт где простор для
коррекционной работы: любое замечание, подсказка воспринимаются с первого слова.
Уровень мотивации у ребят высочайший. Каждый хочет выглядеть на сцене достойно.
Как в дальнейшем т пригодится в жизни это умение - видеть себя со стороны!

Как обменяться рукопожатием с партнером по сцене, как подойти к нужному месту,
не споткнуться о декорации или аппаратуру, если ты не видишь? Выход ищем вместе:
промеряем шагами всю сцену прислушиваемся, какие звуки издает оборудование сцены,
в каком мест( скрипит половица. Затем десятки раз, просчитывая шаги, отрабатываем
движение по сцене. Надо научиться, не бояться знакомого пространстве сцены, ходить
красиво, свободно, не протягивая вперед руки и не шаркав ногами по полу! Учимся
выходить из любых непредвиденных ситуаций, не теряться, если что-то не так. На
пушкинском вечере "заблудился" царевич Федор, прошел за троном, хотя должен был
подойти прямо к нему, кто-то из слабовидящих ребят-бояр, очень уважительно поклонившись
царевичу, важно препроводил его к трону Бориса Годунова, никто из зрителей даже
и не заподозрил, что произошло что-то не так.

Не менее важной является и работа над выразительностью речи героев. Вместе осваиваем
технику сценической речи, учимся контролировать такие ее параметры, как громкость,
тембр, темп, интонация, эмоциональность и др.

Большое внимание приходится уделять неречевым средствам выразительности. На каком
слове надо повернуть голову, поднять или опустить глаза, погрозить пальцем, облокотиться
на спинку стула, присесть. Как без слов выразить удивление, гнев, радость, печаль
или леденящий ужас? Все досконально обговаривается: в каком положении в этот
момент брови, губы, глаза, руки, ноги и т.д. Не достаточно слов - показываем
на себе, на самом актере. Иногда приходится вставать сзади ребенка, брать его
руки в свои, ногами подталкивать его ноги, а то и переставлять их руками -и проделывать
вместе какое-то движение,' пока сам артист не поймет, что от него хотят добиться.

Наконец, спектакль готов к генеральной репетиции, которая снимается на видеокамеру.
Сколько ценного дает просмотр ребятами видеозаписи. Идет строгий самоанализ:
где не так сказал, некрасиво повернулся, не улыбнулся, сделал лишнее движение,
не так оделся - ничего не остается незамеченным. Начинается бурное обсуждение,
как исправить недостатки, что надо для этого сделать? Ребята советуются друг
с другом, с педагогами, порой спорят, но все же приходят к какому-то верному
решению.

А параллельно с процессом репетиций кипит работа в других кружках. Вечер захватил
всех: в кружке кройки и шитья под руководством учителей обслуживающего труда
Карелиной Р.А. ,и Замошниковой М.Ю. готовятся костюмы для героев, кастелянша
не без жалости рассталась с запасными, еще довольно крепкими шторками, простынями,
пододеяльниками и наволочками. А сколько мужей учителей-словесников узнают потом
на героях свои любимые драпировки из гостиной или накидки с диванов и кресел!
В школьных мастерских кипит работа по изготовлению костюмов для легионеров -
просверливается около тысячи монеток, затем все это скрепляется проволокой. Зачастую
сил ребят-кружковцев не хватает - и учителя и воспитатели, владеющие швейной
машинкой, иглой или спицами берут работу домой: порют, шьют, вышивают, вяжут...

Вся изостудия и кружок художественной резьбы по дереву во главе с учителями изобразительного
искусства и труда Шалагиным А.С. и Никитиным М.Д. трудится над изготовлением
декораций. Резной трон Бориса Годунова, трансформирующийся в разбойничье кресло
Пугачева после пушкинского 'вечера экспонировалось в городском музее. Для булгаковского
спектакля были придуманы кубы разных размеров, которые превращались то в столы
ресторана Дома Грибоедова, то в трон Понтия Пилата, то в лунную дорожку. Вместе
с ребятами продумываем, каким должно быть пространство сцены, расставляем кубы
для разных сцен, подбираем освещение.. Все это создает .прекрасную возможность
работать над развитием у слепых и слабовидящих детей восприятия формы и формообразующих
элементов, имеющих высокую познавательную и эстетическую ценность. Содержательными
свойствами формы являются симметрия, ритм, пластика, контраст; композиция. Понимание
этих категорий имеет важное значение для эстетического восприятия действительности.
Расставляя декорации по пространству сцены ребята на деле постигают законы симметрии
и асимметрии, начинают понимать, что форма выделяется посредством контраста.
Убеждаются на деле, что применение приемов контрастирования дозволяет наиболее
полно передать объемность предметов, выделить пространственные отношения, свойства,
признаки, а также установить существенные связи между предметами.

Передвигая по сцене огромные кубы, ребята вдруг осознают, что композиция - это
способ построения формы, принцип связи однотипных и разнородных частей, согласование
их между собой и с целым. И относится это как к пространству сцены, так и к содержанию
сценария. Это их несказанно удивляет и они понимают, что композиционное построение
пространства сцены должно соответствовать содержанию спектакля.

И так во всем: самозабвенно отдаваясь дикому танцу на балу сатаны под тяжелый
рок, вдруг услышав композиции любимых "Scorpions" в сопровождении симфонического
оркестра, удивляются красоте звучания и уже по-другому воспринимают классическую
музыку в исполнении того же оркестра. С интересом слушают ее, выбирают наиболее
понравившиеся фрагменты для музыкального оформления вечера.

Музыка для спектакля - это отдельная тема для разговора. Без музыки эстетическое
восприятие просто невозможно, поэтому запись фонограмм -дело особой важности.
Благо, в школе; есть настоящий профессионал -руководитель музыкальной студии
"Блиц-тон" В.А. Столбов, который сам овладел сложнейшей компьютерной технологией
записи и не боится привлекать к этому ребят.

Таким образом, в результате усилий всего эстетического блока школы появляется
спектакль, на который приглашаются учащиеся всех школ города. Почти все спектакли
проходят "на ура", слух о невиданном действе облетает весь город и ребят просят
повторить вечер еще раз, на что они с превеликим удовольствием соглашаются.

По мнению ученых, показателем уровня эстетического развития детей служат эстетические
переживания и эмоции, испытываемые ими при восприятии эстетически значимых
объектов. Эти переживания модифицируются, переносятся, ассоциируются и запоминаются.
Такие спектакли помнятся ребятам долго, даже следующие поколения учащихся, которые
во время вечера были еще маленькими, совершенно иначе воспринимают уроки литературы
по произведениям писателей, ставших героями школьных литературных вечеров. Эти
писатели стали им с детства знакомыми- и родными, они видели их на фотографиях
со знакомыми лицами своих старших товарищей, они видели видеоспектакли по их
произведениям, в исполнении знакомых им ребят, а некоторым и самим посчастливилось
принять участие в спектакле.

Нельзя переоценить значение подготовительной работы к литературному вечеру
с точки зрения коррекции качеств личности.

Сочинение сценария, репетиции, подготовка реквизита - все это прекрасная возможность
научиться работать в группе: прислушиваться к мнению других, корректно отстаивать
свою точку зрения. У ребят появляется чувство, ответственности за себя и общее
дело, а самое главное, вера в свои собственные силы, чувство гордости за результат
совместной деятельности.

Насколько удается решать педагогам нашей школы эти сложнейшие задачи, на наш
взгляд, можно судить по небольшому сочинению исполнителя роли Воланда:

"Демоническое - это то, чего не может постигнуть ни рассудок, ни разум. Моей
натуре оно чуждо, но я ему подвластен". Эти слова Гёте можно было бы взять эпиграфом
к событиям, происходящим 15 мая 2001 г. в Верхнепышминской муниципальной специальной
(коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для слепых и слабовидящих
детей.

В день 110-летия одного из самых загадочных авторов мировой литературы Михаила
Афанасьевича Булгакова около трехсот пятидесяти человек, присутствующих на литературном
вечере, попали под власть демонического обаяния романа "Мастер и Маргарита".

Перед самым началом спектакля, которое было назначено на 17.00 (около 17 часов
15 минут) над городом разразилась настоящая буря, подобно той, что была описана
Булгаковым в романе: "Черная туча поднялась на западе и до половины отрезала
солнце. Потом она накрыла его целиком. Еще через некоторое время стало темно.

Это тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город... Все пропало, как будто
этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка.
Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза... Ливень хлынул неожиданно,
и тогда гроза перешла в ураган."

Так образ грозы, присутствующий в романе как в "ершалаимских", так и в "московских"
главах ворвался и в школу, вынеся с ужасным грохотом и звоном бьющегося стекла
рамы в двух этажах западной стороны школы. В маленькие проемы разбитых окон со
страшной силой ворвалась белая пелена урагана и залила мутными потоками воды
почти все коридоры школы, ведущие к киноконцертному залу "Мечта", где вот-вот
должен был начаться спектакль. Ни у кого из видевших эту картину не осталось
сомнения, это одна и та же гроза, разразившаяся одновременно в трех временах:
почти две тысячи лет назад в Ершалаиме, около семидесяти лет назад в Москве и
вот сегодня, сейчас, в день стодесятилетия Булгакова, у нас в городе! Вот и не
верь после это в мистические истории о постановках "Мастера и Маргариты"!

Но ничто не помешало начаться спектаклю, зрители пришли, несмотря на такие природные
катаклизмы. И, мы надеемся, никто не пожалел об этом. Мистическая музыка А. Шнитке,
"Scorpions", "Black Sabbath", "Grave Digger", прекрасная музыка Шуберта, мастерски
подготовленная учителем школы В.А. Столбовым, декорации, изображающие
синеву неба Ершалаимд со стройными белоснежными колоннами, сделанные учителем
ИЗО А.С.Шалагиным, яркие костюмы, к изготовлению которых было причастно около
десяти человек учителей и воспитателей, танцы,--поставленные учителем ритмики
Костюхиной Н.А., реквизит, изготовленный руководителем студии "Кукольник-декоратор"
Поздериной Н.Ю., постановка сцен учителями литературы Туленковой З.Р., Быковой
Е.В., Тихих Н.Д., самозабвенная игра актеров-учащихся школы и, наконец, сам материал
романа, сжатый до узких рамок сценария учителями литературы Колотиловой В.Ю.,
Руссак И.С. и Шалган Н.П - все это достигло своей цели: и актеры, и зрители,
переживая происходящее на сцене, хотя бы частично прикоснулись к тем нравственным
проблемам, которые и составляют основу романа Булгакова.

Макаров Феликс".

Выпуск листа на новом месте: 410

Ответить   Thu, 20 Jan 2005 08:27:13 +0300 (#300918)