Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в <<Терминаторе-2>>


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»
2017-09-06 14:29
Автор: AlexTurchin



20 лет назад погибла человеческая цивилизация. Согласно мифологии серии фильмов «Терминатор», 29 августа 1997-го года в 9 часов 14 минут московского времени, искусственный интеллект SkyNet нанёс ядерный удар по России, которая совершила контрудар – 3 миллиарда жизней вмиг оборвалось. Выжившие назвали ту войну «Судным днём».

Учитывая, что второй «Терминатор», как и обещал, вернулся в кинотеатры, эта дата – отличный повод вспомнить тонкости создания одной из самых впечатляющих сцен легендарного блокбастера.

Безусловно, «Терминатор 2» стал революционером в использовании компьютерных эффектов и совершил для своего времени прорыв не меньший, чем «Аватар». Например, при создании жидкометаллического робота Т-1000, Кэмерон и специалисты из Industrial Light & Magic использовали технологию захвата движения, известную как motion capture, ещё до того, как... нет, не до того, как это стало мейнстримом, а до того, как этот motion capture изобрели.


Роберт Патрик на съёмках Т2

Сохранилась видеозапись, на которой актёр Роберт Патрик, сыгравший роль “жидкого”, практически голый и разлинованный на четырёхдюймовые квадраты ходит перед камерами. Его отснятые движения потом легли в основу создания сцены, когда Т-1000 появляется из пламени огня после аварии у моста. Сцена был тем "пробником", который бы показал перспективность всей затеи по созданию полностью компьютерного персонажа. Результат Кэмерона удовлетворил. The rest is history.

Но кроме прорывных компьютерных эффектов, «Терминатор 2» применил и другие киношные уловки, такие как съёмка миниатюр, оптические и практические эффекты. Об этих более осязаемых и более традиционных приёмах, рассмотренных изданием Cartoon Brew, мне бы и хотелось поговорить.

Поиск студии и начало работ

Сцена сна Сары Коннор, во время которого она видит ракетный удар по Лос-Анджелесу, в считанные секунды превращающийся в ядерный пепел, была создана благодаря мастерам миниатюр со студии 4Ward Productions. Ранее Джеймс Кэмерон уже работал с этой студией над спецэффектами для своих лент «Чужие» и «Бездна». Когда сценарий был готов, рукопись была передана на ознакомление главе 4Wards, которому была дана привилегия не просто узнать сюжет фильма за месяцы до премьеры, но и самому выбрать, спецэффекты к какой сцене он бы хотел сделать.

После того, как выбор был сделан в пользу сцены кошмарного сна Сары, началось создание подробных раскадровок, над которыми поочерёдно трудилось трое художников – Стив Берг, Шерман Лэбби и Фил Норвуд. Последний в итоге сменил первых двух, т.к. делал рисунки большего формата и умещал туда намного больше деталей, что существенно упрощало работу мастеров миниатюр.


Раскадровки сцены на основе сценария Дж.Кэмерона

После того, как были готовы раскадровки, начался поиск видеоматериалов, которые помогли бы правильно воссоздать механику процесса – стояла задача максимально достоверно изобразить взрывную волну. На дворе стоял 1990-ый год, никакого YouTube и интернета попросту не было, а потому специалистам пришлось собирать с миру по нитке: на видеокассете был найден фрагмент испытаний ядерного оружия, в последующем неоднократно использовавшийся в документальных фильмах и даже музыкальных видеоклипах. Другим источником вдохновения стал мультипликационный фильм «Акира». По словам Норвуда, эта экранизация японской манги была сама по себе почти идеальной готовой раскадровкой.

Ядерный гриб-танцор

Первый кадр, который предстояло подготовить мастерам из 4Ward Productions, был кадр с облаком ядерного взрыва, приобретающего форму гриба. Вариант с цифровым облаком даже не рассматривался – снимать взрыв хотели взаправду, но под натурной съёмкой неожиданно стало подразумеваться кое-то нестандартное. Глава студии предложил не устраивать никаких взрывов, пускай и миниатюрных, а сделать костюм в форме гриба и облачить в него профессионального танцора, который благодаря своей пластичности и гибкости максимально убедительно “разворачивался” из бесформенного облака в облако грибное.


Процесс создания взрыва в форме гриба

Этой идеей поделились с Кэмероном и она ему даже понравилась. К счастью, дальнейшего развития она не получила – вместо костюма была собрана конструкция из плексигласа, в которой с помощью дыма и вращающихся дисков был достигнут нужный эффект.

Взрывная волна из кукурузы

Для съёмок кадров, когда взрывная волна проносится через город и сметает целые кварталы, Дж.Кэмерон собирался поступить весьма радикально. Он хотел отправиться в пустыню, собрать там макет города, обложить его взрывчаткой и взорвать. Но трудности с получением разрешений вынудили его искать другое решение.


Рисованные декорации города. В левом нижнем углу видна рука художника

Первым делом был нанят вертолёт, с борта которого под нужным углом, уже определённым в раскадровках, были сделаны фотографии Лос-Анджелеса. На основе этих снимков художники Рик Рише и Ричард Килрой создали рисованные декорации, т.н. matte painting, когда в одном кадре соединялись натурные съёмки-снимки с нарисованными. Третьи слоем, совпадающим с очертаниями зданий, стал слой силуэтов – простые геометрические очертания чёрного цвета на белом фоне. Для съёмок взрывной волны применили промышленные тепловые пушки, а для достижения эффекта разноса зданий в пыль была сделана смесь из кукурузных хлопьев и мацы (маца – хлебцы из теста, не прошедшего процесс сбраживания).


Силуэты зданий, использовавшиеся для визуализации кварталов на стадии пост-продакшена

Сцену снимали очень осторожно – все говорили шёпотом, и не допускалось ни малейшего дуновения ветерка. Кто-то даже включил расслабляющую музыку, чтобы помочь сосредоточиться. Кэмерона результат просто потряс: он лично позвонил директору 4Ward, заявил, что это его любимый момент и что в данную минуту он занимается его озвучиванием.

Съёмка через зеркало и ретивый клининг

Кроме сцен общего плана, предстояло подготовить миниатюры для более крупных кадров, когда взрывная волна сносит не кварталы, а отдельно стоящие здания, деревья или транспорт. Здания сооружались путём нанесения специального материала, т.н. гипсоснег, на металлический каркас. Материал был очень лёгким и хрупким, но даже с учётом этого требовалось порядка десяти воздушных пушек, чтобы сдуть его с каркаса. Для упрощения задачи пушки заряжали шрапнелью из мелкого мусора и шариков.

На съёмку одного подходящего кадра уходило не меньше восьми дублей, причём в монтажную версию не всегда попадал лучший. Например, момент, когда взрыв сметает пассажирский автобус, был отснят безукоризненно, но при его повторном просмотре оказалось, что фон повёл себя неподобающе и Кэмерону приходилось брать более достоверный кадр с менее эффектным автобусом.




Мост и деревья до (фото 1), во время (фото 2) и после (фото 3) залпа воздушных пушек

Не обходилось без трудностей, которые героически преодолевались весьма находчивым образом. Например, Кэмерон видел одну сцену с волной, идущей строго справа налево. Но мастера из 4Ward уже выстроили весь реквизит и миниатюры так, чтобы волна шла слева направо. Переделывать макеты просто не было времени и тогда её попросту отсняли через зеркало, предварительно зазеркалив все надписи, вроде знака STOP, превратившегося в POTS.


Миниатюра квартала. Справа внизу видна часть оборудования тепловых пушек

И уж совсем неожиданные трудности подбросила клининговая компания. Её сотрудники вместо того, чтобы убирать ошмётки из мацы, гипсоснега и кукурузных хлопьев, вымели весь мусор в лице полуразрушенного города, который специалистам из 4Ward пришлось восстанавливать почти с нуля.

Итог

Сцена, в которой Сара видит кошмарный сон, длится считанные минуты. Но эта сцена имеет огромное значение для фильма. Эпизод не только наглядно показывает кошмар ужасов ядерной катастрофы, но и выполняет функцию триггера, переводящего Сару из режима спасающейся бегством жертвы в режим бьющейся за жизнь своего ребёнка матери. Матери, готовой пойти на всё, чтобы изменить будущее.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
История создания фильма \"Конан-Варвар\" (1982)
Биография Арнольда Шварценеггера
Про \"Планету Обезьян\" Джеймса Кэмерона
О неснятом мультфильме про Чужих
Каким мог быть «Прометей» Ридли Скотта

На Оскар с нелюбовью
2017-09-22 08:54 Александр Голубчиков

Российский оскаровский комитет отправляет фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» на соискание премии Американской киноакадемии.

Оскаровский комитет России не стал растягивать удовольствие и за неделю до истечения срока, заявил о том, что страну в номинации за «Лучший фильм на иностранном языке» будет представлять фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», созданный в копродукции России, Франции, Бельгии и Германии. Генеральным продюсером ленты выступил Александр Роднянский.

Данное решение комитета дает нашей стране очень высокие шансы на получение заветной статуэтки золотого рыцаря. Фильм Звягинцева — единственный из возможных кандидатов, который участвовал в крупных международных киносмотрах и получил приз жюри Каннского кинофестиваля. Картина рассказывает о жизни в сегодняшней России, что очень ценится американскими киноакадемиками, причем тема ненужных людей, как показали фестивали национальных фильмов, оказалась главной в отечественном кино этого года. Об этом и «Близкие» Ксении Зуевой, и «Ничей» Евгения Татарова, и даже короткометражная лента Антона Сазонова «Тупик», который оказался в буквальном смысле короткометражной копией «Нелюбви».

За премию «Оскар» фильму Звягинцева придется побороться с фильмами «Квадрат» Рубена Эстлунда (Швеция), «Тельма» Йоакима Триера (Норвегия), «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке (Австрия), «Сначала они убили моего отца» Анжелины Джоли (Камбоджа), «Фантастическая женщина» Себастьяна Лейло (Чили), «Ледяная мать» Богдана Сламы (Чехия), «О теле и душе» Илдико Эньеди (Венгрия), «След зверя» Агнешки Холланд (Польша), а также с фильмом Бояна Вулетича «Реквием по госпоже Ю.» (Сербия), который также спродюсировал Александр Роднянский.

По словам собеседника агентства ТАСС, в комитете выбирали из четырех фильмов: «Нелюбовь», «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Матильда» Алексея Учителя и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта. Большинство голосов было за фильм Андрея Звягинцева.

Вручение премии Американской киноакадемии пройдет 4 марта 2018 года в Лос-Анджелесе.



Астрал 4* (Insidious: Chapter 4)
2017-09-22 08:57

Четвертая часть «Астрала». Подробности сюжета не разглашаются.


Трейлер



О сценарии Overlord (AKA «Кловерфилд 4»)
2017-09-22 10:32
Автор: Voyager

В уже таком далеком 2008 году на экраны вышел спродюсированный Дж. Дж. Абрамсом х/ф «Монстро» (в оригинале «Клоферфилд»). Лента собрала приличные для своего бюджета деньги. Но вместо того, чтобы наштамповать быстросиквелов, Абрамс выбрал другую схему. Ее можно описать следующим образом. Мы берем сценарий для небольшого оригинального фильма, сюжет которого повествует о какой-то загадочной фигне, меняем заголовок на «Кловерфилд» и вставляем пару отсылок для фанатов вроде названия компании Tagruato и газировки Slusho. И вуаля, псевдосиквел готов, хотя в остальном фильмы никак не связаны да их сюжеты явно происходят в разных киновселенных. Впрочем, если кино хорошее и использование известного заголовка поможет ему увидеть свет, я вполне готов смириться с применением подобного приема для привлечения внимания общественности.

А вообще, вся эта практика чем-то напоминает времена, когда все фильмы со Стивеном Сигалом на кассетах именовались не иначе как «Нико [вставьте номер]»



Пока что кловерверс насчитывает два фильма: собственно говоря, «Монстро» и выпущенный в прошлом году «Кловерфилд, 10». В феврале 2018 года на экраны должна выйти «Частица Бога». Это тоже изначально оригинальный проект, который позже сделали частью кловерверса. Я как-то читал раннюю версию его сценария и скажу честно, очень надеюсь на то, что его полностью переписали, оставив лишь место действия и идею космических экспериментов. Потому как главный твист, на котором держался весь оригинальный скрипт, на мой взгляд был уж откровенно глупым.

Ну а в конце следующего года на экраны должен выйти фильм, который по слухам станет четвертой частью франшизы — Overlord. Опять же, речь идет об изначально оригинальном сценарии, который вроде бы решили адаптировать под кловерверс. Почему по слухам? Ну дело в том, что хоть кино и продюсируется все тем же Абрамсом, Bad Robot и Paramount, официально пока что нет подверждения, что проект действительно привяжут к кловерверсу. Хотя очень многие сайты уже говорят об этом, как о практически решенном деле. Как бы там ни было, я решил прочитать раннюю версию сценария Overlord, датированную еще 23 июля 2013 года. Автор работы — Билли Рэй, она насчитывает 105 страниц.

Как можно догадаться по названию, события Overlord разворачиваются в ночь высадки в Нормандии. В центре сюжета — группа американских десантников. Они должны уничтожить очень важную антенну, расположенную в одной французской деревушке. Но все идет не по плану. Самолет сбивают и в живых остается лишь пара солдат — закадычные приятели: рядовой Бойс и капрал Форд (в кадре есть еще пара статистов, но их достаточно быстро убивают).

Эта парочка достигает деревни, где расположена антенна. Вскоре выясняется, что там творятся очень странные дела — местный добрый доктор при помощи немцев ставит зловещие эксперименты над местными жителями. Те, кто попадают в его подземную лабораторию, уже не возвращается назад. Так что теперь паре братьев по оружию придется взорвать не только антенну, но еще и разобраться с последствиями экспериментов доктора...

Знаете, первая половина Overlord была более-менее неплоха — как раз до того момента, когда герои решают проникнуть в лабораторию. Почему? Ну, главным образом потому, что имеется интрига, ведь мы не знаем, что именно делают немцы с людьми (в начале скрипта имеется сцена, где офицерам показывают перехваченную запись эксперимента доктора, но мы не видим экрана, а лишь ошеломленную реакцию людей).

Но во второй половине выясняется, что доктор использует добытую из под земли таинственную черную жижу (не иначе как он нашел старый склад Инженеров), чтобы возвращать к жизни мертвых солдат. И после того, как мы все это узнаем, сюжет моментально скатывается прямиком в категорию B к фильмам типа «Мертвого полицейского» со всеми вытекающими штампами.

Например, все воскрешенные относятся к категории «зомби со встроенным вай-фаем в каждой части тела». Им отрубают голову, но тело все равно продолжает атаковать, пока отрубленная голова видит героя. Или вот еще одно клише: злодей превращает лучшего друга протагониста в зомби и тот пытается его убить. Но в решающий момент герой толкает проникновенную речь, к бывшему другу возвращается человечность и он обращается против плохих парней.

Такие сюжеты и такие мертвецы хороши для каких-нибудь хоррор-комедий, типа «Реаниматора» или того же «Мертвого полицейского». Но когда все это подается на полном серьезе и приправлено пафосом на уровне Майкла Бэя, то полностью убивает впечатления от первой половины. И это еще без учета весьма слабой логики: немцы построили секретную лабораторию, где проводят эксперименты способные изменить ход войны прямо над стратегической антенной, которая является первым объектом для атаки… вы серьезно?

Ситуацию могла бы исправить зрелищность — какие-нибудь забористые экшн-сцены, различные мутанты и т.д. Но увы, в скрипте этого нет. Размах действия крайне скромен: всю эту суперпуперсекретную лабораторию охраняет целых 5 (пять) немецких солдат. Получается какой-то Wolfenstein для нищих.

На самом деле, удивляться тут нечему, так как все снимаемые в рамках кловерверса фильмы относятся к категории низкобюджетных. Другое дело, что автор зачем-то всунул во вступление действительно большую сцену с отправкой самолетов и десантом. По мне так лучше бы он вырезал ее и начал действие сразу на земле. Скажем, пара героев при десантировании отбилась от своих. Они ищут отряд, и выясняют, что он попал в засаду и все погибли. Герои больше не могут выполнить свою задачу (их слишком мало) и потому решают пойти по следам немцев, чтобы отомстить за своих, и уже в процессе находят замаскированную лабораторию. Это бы позволило сэкономить немало средств, которые можно было бы потрать на увеличение размаха остального действа, и заодно добавило бы истории немножко здравого смысла.

В завершение я еще раз напомню одно очень важное обстоятельство. Тот сценарий, что я прочитал, датирован аж 2013 годом. Я далеко не уверен, что на тот момент автор вообще подозревал, что его работа в итоге станет частью кловерверса (это конечно при условии, что слухи подтвердятся и кино действительно сделают частью франшизы). Не исключено, что от начального скрипта в фильме останется лишь общая идея, а все остальное изменят, и изменят в лучшую сторону, убрав всю упомянутую трэшевость. Конечно же, кино можно было бы превратить и в хоррор-комедию. Но тогда стилистически оно просто не впишется в серию.

Ну а что касательно возможности привязки этого скрипта к кловерверсу, то в таком формате это возможно на уровне пары отсылок, вроде тех же названий компании или каких-то имен. Т.е. примерно как в «Клоферфилд, 10». Ну или же, если в сюжете оставят жижу, то кто-то мимоходом упомянет, что она способна радикально изменять организмы и увеличивать их размеры в сотни раз.

Так что я буду надеяться на то, что за прошедшие четыре года скрипт основательно переписали, оставив лишь общую идею и место действия. В случае с тем же «Клоферфилд, 10» часть сюжета была изменена, но в то же время значительная часть оригинальных элементов перекочевала в фильм. Но тот скрипт был куда лучше Overlord, и его вполне можно было экранизировать без каких-либо правок.

Думаю, что мы сможем сделать какие-то выводы о том чего ждать от Overlord после выхода «Частицы Бога», когда можно будет оценить качество фильма и сравнить начальный сценарий с итоговой версией. Опять же, надо держать в уме, что возможно проект не будут привязывать к кловерверсу и он так и останется самостоятельным фильмом. Но даже если и так, это никак не меняет вышесказанного. На мой взгляд второй половине скрипта определенно бы не помешала серьезная доработка.

Тренер (—)
2017-09-22 22:02

Футболист национальной сборной Юрий Столешников в ответственный момент не забивает пенальти. После досадной ошибки Столешников покидает сборную, завершает карьеру и становится тренером маленькой провинциальной команды. Именно с этим клубом Столешникову предстоит совершить чудо и вновь поверить в себя.


Трейлер



В избранное