Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ПолитИнформация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Военно-политические новости (VPN)
VPN – военно-политические новости Добрый день, уважаемые подписчики! По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент ……………………… Военнослужащие ВМФ пытались продать в Китай 30 противолодочных ракет Военнослужащие ВМФ РФ подозреваются в контрабанде в Таджикистан 30 противолодочных ракет для продажи в Китай, сообщил главный военный прокурор Сергей Фридинский на коллегии Генпрокуратуры РФ. "Несколько дней назад мы направили материалы для возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц ВМФ и ряда коммерсантов, которые контрабандой вывезли на территорию Таджикистана для последующей продажи в Китай за 18 миллионов долларов 30 противолодочных ракет и 200 авиабомб", - сообщил Фридинский. 25.02.2009
Уровень террористической угрозы в РФ остается высоким Антитеррористические комиссии в российских регионах не имеют права снижать темпов своей работы в свете того, что уровень террористической угрозы в стране по-прежнему остается высоким, заявил в среду генпрокурор РФ Юрий Чайка. "На фоне того, что значительное количество лидеров и активных членов преступных формирований привлечены к уголовной ответственности, что продолжается уменьшение количества террористических актов, - отмечается снижение активности в деятельности региональных антитеррористических комиссий, хотя уровень антитеррористической угрозы в стране остается высоким", - сказал Чайка на итоговой коллегии ведомства. В 2008 году прокуроры выявили около 89 тысяч нарушений законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, отметил генпрокурор. "В Российской Федерации зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что почти на треть больше, чем в 2007 году", - добавил Чайка. По его словам, эффективно решать вопросы, связанные с предотвращением террористической и экстремистской угроз, возможно только путем активной совместной работы прокуратуры, правоохранительных органов и специальных служб. 25.02.2009
Генштаб ВС РФ предупреждает о надвигающейся угрозе информационных войн Наиболее развитые страны мира в ближайшие два-три года получат возможность вести полномасштабные войны в информационной сфере, заявил замначальника Генерального штаба Вооруженных Сил (ВС) РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын. "Основными задачами в них (информационных войнах) будут дезорганизация (нарушение) функционирования ключевых военных, промышленных, административных объектов и систем противника, а также информационно-психологическое воздействие на его военно-политическое руководство, войска и население, прежде всего, с использованием современных информационных технологий и средств", - сказал Ноговицин журналистам в среду. По его словам, можно выделить ряд характерных черт информационной войны, которые отличают ее от других форм ведения военных действий, ставят новые проблемы перед ее участниками и заслуживают особого внимания. Основной из них является незначительные затраты на разработку и применение информационного оружия. "Стоимость разработки высококачественных средств ведения информационной войны относительно невелика и доступна широкому кругу ее участников, повышение роли управления восприятием. Разрабатываемые средства "информационной войны" могут стать совершенно новым мощным инструментом манипуляции восприятием", - сказал генерал. По его мнению, многообразие способов и средств воздействия и защиты в рамках информационной инфраструктуры вызывает необходимость создания системы предупреждения и оценки ущерба, способной обнаруживать и распознавать случайные сбои в работе информационных сетей, ошибки программного обеспечения, а также внесение программных закладок, обеспечивающих ведение шпионажа, или заблаговременное развертывание боевых программных средств. Генерал отметил зависимость экономики и общества в целом от высокопроизводительных компьютерных систем, что "превращает информационную инфраструктуру страны в совокупность новых стратегических целей". Наговицын сказал, что угроза ключевым элементам национальной информационной инфраструктуры может оказывать серьезное влияние на процесс принятия решений. Непосредственное информационное воздействие способно полностью дезорганизовать всю систему государственного управления, отметил генерал. "В этих условиях государственные границы для обеспечения безопасности страны особого значения уже не имеют", - сказал Ноговицин. 25.02.2009
Воинским частям МВД РФ вручены новые боевые знамена Воинским частям Центрального регионального командования Внутренних войск (ВВ) МВД России вручены боевые знамена нового образца, сообщил в среду РИА Новости представитель пресс-службы ВВ МВД РФ. "Торжественные ритуалы состоялись в Тульской дивизии оперативного назначения внутренних войск, в воинской части охраняющей Калининскую атомную электростанцию, в отдельном специальном моторизованном батальоне внутренних войск в Ярославле и в отряде специального назначения "Пересвет", дислоцирующегося в Москве", - рассказал собеседник агентства. По его словам, боевые знамена нового образца вручаются воинским частям в соответствии с Указом президента РФ от 18 декабря 2006 года "О Боевом знамени воинской части". В пресс-службе отметили, что замена боевых знамен означает преемственность боевых традиций и служит напоминанием каждому военнослужащему о священном долге защиты Отечества. 25.02.2009
Президент Йемена обещает кораблям РФ содействие в борьбе с пиратами Йемен готов оказывать содействие российским кораблям, задействованным в борьбе с пиратством в Аденском заливе, заявил президент Йемена Али Абдалла Салех в ходе переговоров в среду в Кремле с президентом РФ Дмитрием Медведевым. "Мы хотели бы поговорить о том, чтобы продолжать предоставлять российским боевым кораблям все необходимые льготы в том, что касается противодействия пиратству в нашем регионе", - сказал Салех. Он предложил российскому президенту обсудить вопросы взаимодействия в борьбе с пиратством, которое "имеет место в регионе Аденского залива и Африканского Рога". Аденский залив является частью Аравийского моря Индийского океана. С севера залив ограничен Аравийским полуостровом (Йемен). Южный и западный берега залива составляет Африканский континент (государства Сомали и Джибути). На западе выделяют залив Таджура, на юго-востоке залив отделен от остального Индийского океана островами Сокотра (Йемен). Залив имеет экономическое значение, как водный путь для транспортировки нефти из Персидского залива в Европу. В начале XXI века здесь обострилась проблема пиратства. Президент Йемена подчеркнул, что "вопросы противодействия пиратам представляют для Саны большую важность". Он проинформировал президента РФ о том, что "для этих целей в Йемене создан региональный центр, который будет заниматься проблемами противодействия пиратству". "Цель, которую мы преследовали, - обеспечить безопасность морского судоходства, укрепить международный мир и безопасность. Ведь эти вопросы представляют интерес для всего международного сообщества", - отметил Салех. Борьбу с пиратами в Аденском заливе ведут коалиция военно-морских сил 16 стран, к которым присоединились ВМС Евросоюза и корабли стран НАТО. Задачи по патрулированию и эскортированию судов в регионе выполняют и корабли ВМФ России. Со своей стороны Медведев сказал, что рад возможности познакомиться с президентом Йемена, добавив, что Салех не в первый раз приезжает в Россию. "За последние восемь лет это уже третий ваш визит. Вы приезжали в Москву в 2002 и 2004 годах. Это показывает, что отношения между нашими странами имеют устойчивый и дружеский характер", - сказал Медведев. Он подчеркнул, что готов обсуждать с йеменским коллегой все вопросы, представляющие взаимный интерес. При этом глава государства особо остановился на экономических связях двух стран. "Наш торговый оборот развивается не так быстро, как хотелось бы. В прошлом году мы вышли на уровень в 130 миллионов долларов. Мы можем обсудить, как эту позицию расширить", - подчеркнул президент России. Он также выразил готовность в ходе переговоров с президентом Йемена рассмотреть все актуальные вопросы, по которым "необходима координация позиций двух стран". "Это и ближневосточное урегулирования, и вопросы борьбы с пиратством, и ряд других проблем, которые сегодня отягощают состояние дел на нашей планете", - сказал Медведев. Салех в свою очередь подчеркнул, что его визит "направлен на дальнейшее укрепление отношений между Россией и Йеменом". "Нас связывают давние дружеские отношения. Я имею в виду еще те давние отношения, которые связывали страны арабского мира, в том числе Йемен, с Советским Союзом", - подчеркнул Салех. Он также предложил Медведеву обменяться мнениями по проблематике борьбы с терроризмом. 25.02.2009
"Сухой" подвел итоги годового цикла испытаний Су-35Ровно год назад компания "Сухой" приступила к летным испытаниям многофункционального истребителя Су-35. Первый вылет состоялся на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова в подмосковном Жуковском. 2 октября 2008 г. с аэродрома Комсомольского-на- Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй летный образец. За это время, как сообщили в пресс-службе "Сухого", были завершены статические испытания опытного образца в части достижения предельных режимов при подтверждении летных характеристик. Истребители выполнили 87 полетов, в ходе которых были подтверждены характеристики устойчивости, проведена отработка комплексной системы управления, самолетных систем и навигационного оборудования. В 2009 г. планируется подключить к летным испытаниям еще один самолет и довести количество полетов на трех истребителях, выполняющих программу летных испытаний, до 150-160. Предполагается завершить статические испытания, начать отработку режима сверхманевренности. Ход выполнения программы испытаний Су-35 подтверждает ранее объявленные сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам в 2011 году. "Поступление истребителя на вооружение российских ВВС будет способствовать укреплению обороноспособности страны, а также позволит компании "Сухой" сохранить конкурентоспособность до выхода на рынок истребителя пятого поколения. Поставки Су-35 на экспорт планируются в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки", - отметили в пресс-службе. Су-35 - глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения "4++". В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги. 19.02.2009
На выставке "Aero India-2009" состоялась презентация новой круглосуточной оптико-электронной системы УОМЗНа завершившейся в конце прошлой недели выставке "Aero India-2009" Уральский оптико-механический завод, ее традиционный участник, провел презентацию новой системы, подписал очередные контракты и нашел потенциальных партнеров. Индия является основным партнером УОМЗ в сфере военно-технического сотрудничеств. На рынке этой страны российское предприятие присутствует уже более 20 лет. Все самолеты российского производства, стоящие на вооружении в ВВС Индии (МиГ-27, МиГ-29, Су-30МКИ), оснащены оптико-электронными прицельными станциями, разработанными и изготовленными на Уральском оптико-механическом заводе. Впервые в Бангалоре Уральский оптико-механический завод совместно с ФГУП "Рособоронэкспорт" и ОАО "Вертолеты России" провел презентацию круглосуточных гиростабилизированных оптико-электронных систем ГОЭС-321М (337М), предназначенной для установки именно на боевые вертолеты Ми-17. Обзорно-прицельная система, основу которой составляет ГОЭС-321М (337М), позволяет осуществлять круглосуточный в любых погодных условиях обзор и поиск объектов, обнаружение и распознавание целей, применение неуправлямого вооружения и АСП, применение всех видов высокоточного управляемого вооружения, поиск и обеспечение посадки вертолета на необорудованные площадки. Большой интерес к новой системе проявило высшее руководство Военно-Воздушных сил Республики Индия. "Наше презентация произвела сильное впечатление на главкома и начальника штаба индийских ВВС, - заявил после завершения выставки заместитель генерального директора уральского предприятия В.C. Элинсон. Известно, что не так давно был подписан контракт на поставку крупной партии российских вертолетов Ми-17 в Республику Индия. Наших систем в этих машинах нет, и, по словам начальника штаба ВВС, российская сторона их и не предлагала. Индийская сторона вынуждена будет впоследствии доукомплектовывать вертолеты системами иностранного (в частности, израильского) производства. После знакомства с нашей круглосуточной оптико-электронной системой начальник штаба индийских ВВС заверил, что, в случае получения предложения от Рособоронэкспорта на ГОЭС-321М, он выступит за установку систем производства УОМЗ на Ми-17", - пояснил Вениамин Элинсон. На выставке делегация уральского предприятия провела запланированные встречи со своими основными партнерами в Индии - руководством корпорации HAL и ВВС Индии. По итогам проведенных переговоров были подписаны два контракта: рамочный контракт на ремонт оптико-электронных изделий, а также контракт на ремонт оптико-электронных станций самолетов Су-30МКИ. Представители индийских ВВС также познакомились с возможностями Уральского оптико-механического завода по модернизации оптико-электронных систем самолетов МиГ и Су. Речь шла о квантовых оптико-локационных станциях 13СМ1 и ОЛС. Гражданские системы оптического наблюдения УОМЗ (СОН 730, СОН 820, СОН 910), представленные на выставке, привлекли повышенное внимание. Особенный интерес вызвали малогабаритные системы (СОН 820, СОН 910). Состоялись предметные переговоры с рядом индийских фирм, которые выразили желание сотрудничать с уральским предприятием в части совместного производства малогабаритных систем весом до 1 кг. Сотрудничество с индийской стороной в данном вопросе обещает быть плодотворным и взаимовыгодным. 19.02.2009
"Русский час" на Heli - Expo 2009. Русские вертолетчики идут в Америку Ассоциация Вертолетной Индустрии впервые проводит «Русский час» на крупнейшей и старейшей в мире вертолетной выставке Heli – Expo 2009 (22 – 24 февраля 2009 г., г. Анахайм, Калифорния, США). Идея проведения «Русского часа» возникла с целью укрепления и развития международной кооперации России с иностранными партнерами в сфере вертолетной индустрии, обмена опытом между российскими и зарубежными компаниями. Идею поддержали Минпромторг России и ОПК «Оборонпром». Глава «Оборонпрома» в интервью ИТАР-ТАСС подчеркнул: «Мы будем кооперироваться с мировыми грандами по всем направлениям вертолетостроения – разработке, производству, техобслуживанию, логистическому обеспечению и маркетингу». Сформирована влиятельная российская делегация для проведения в рамках Heli – Expo 2009 конференции на тему «Российский вертолетный рынок». В ее состав вошли представители ОАО «Вертолеты России», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ЗАО «Русские Вертолетные Системы», ОАО НПК «ПАНХ», ОАО «Нефтеюганский ОАО», ЗАО «Аэросоюз», компании «Еврокоптер – Восток». На «Русском часе» будут затронуты темы открытости рынка гражданской авиации в России его состоянии и перспективах развития, о совместном российско-итальянском проекте по сборке AW 139 в России, о продвижении российских компаний на американском рынке, об объемах вертолетных работ ходе подготовки к Олимпиаде Сочи – 2014, о HeliRussia 2009 как платформе для входа на перспективный рынок вертолетной индустрии России. «Русский час» состоится 23 февраля 2009 года в 13.00 в конференц зале выставки HELI – EXPO 2009. Приглашены представители зарубежных компаний и аккредитованные на HELI – EXPO 2009 средства массовой информации. 19.02.2009
В 2009 году Россия построит девять учебно-боевых самолетов Як-130, в том числе шесть для Алжира Девять учебно-боевых самолетов Як-130 планируется построить в России в 2009 году, сообщил "Интерфаксу-АВН" в среду осведомленный источник в оборонно-промышленном комплексе. "Нижегородский авиастроительный завод (НАЗ) "Сокол" и корпорация "Иркут" в текущем году произведут девять учебно-боевых самолетов Як-130", - отметил он. Собеседник агентства уточнил, что три самолета НАЗ "Сокол" построит в рамках выполнения контракта на их поставку российским ВВС, остальные шесть машин будут произведены корпорацией "Иркут" в рамках выполнения контракта на поставку Алжиру 16-ти Як-130. Он добавил, что выпуск Як-130 на авиазаводах в Нижнем Новгороде и в Иркутске "организован в рамках широких кооперационных поставок". "Авиазавод в Иркутске, кроме сборки Як-130, изготавливает крылья не только для "своих" самолетов, но и поставляет их по кооперации на "Сокол", - пояснил представитель ОПК. Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 был разработан в ОКБ имени Яковлева, входящем в состав корпорации "Иркут". В апреле 2002 года Як-130 был выбран в качестве базового самолета для подготовки летчиков Военно-воздушных сил России. Самолет оборудован системами наведения оружия, разведывательной аппаратурой, средствами радиоэлектронного противодействия. Бортовое радиоэлектронное оборудование Як-130 позволяет интегрировать в состав вооружения самолета управляемые ракеты западного производства. На сегодняшний день заключены контракты на поставку Як-130 как на внутренний, так и на зарубежный рынок: установочная партия из 12 учебно-боевых самолетов Як-130 для российских ВВС строится на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол", а Научно-производственная корпорация "Иркут" выполняет заказ Алжира на поставку 16 Як-130. 18.02.2009
Aero India 2009: борьба за перспективный рынок оружия. В Бангалоре закончила свою работу 7-я Международная авиакосмическая выставкаНа авиабазе индийских ВВС "Елоханка", что расположена в часе езды от столицы штата Карнатака города Бангалор, закончила свою работу 7-я Международная авиакосмическая выставка Aero India-2009. Она проходила с 11 по 15 февраля. Ее организатором стал Департамент военной промышленности и снабжения Минобороны Индии. Участие в ней приняли 600 иностранных компаний из 50 стран мира, в том числе и российские. Организатором отечественной экспозиции, которая разместилась на площади в тысячу квадратных метров, стала Государственная компания "Ростехнологии" и входящее в нее ФГУП "Рособоронэкспорт". Объединенную российскую делегацию, в которую вошли представители 20 предприятий, возглавил первый заместитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, делегацию "Рособоронэкспорта" - заместитель генерального директора Виктор Комардин. "Гвоздем салона", как заметили многие специалисты, оказалась неприкрытая конкуренция между участниками тендера, объявленного Министерством обороны Индии, на поставку в страну 126 средних многофункциональных истребителей - MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft). В борьбе за победу в этом конкурсе, обещающей 11 млрд. долл. и загруженность оборонных авиационных предприятий на годы вперед, участвуют шесть боевых машин - американские F/A18E/F Super Hornet фирмы Boeing и F-16IN Super Viper фирмы Lockheed Martin, французский Rafale фирмы Dassault Aviation, европейский Eurofighter EF-2000 Typhoon (фирма EADS), шведский Gripen NG (Saab) и, конечно, наш МиГ-35 - absolute best, как, не стесняясь конкурентов, отзывались о нем по радио на всю авиабазу организаторы бангалорского авиашоу. Битва в воздухе, на земле и за кулисами шоу О том, что борьба между шестью претендентами на индийские миллиарды идет нешуточная, ни для кого не секрет. Для публики, заполнившей в жаркие февральские дни (температура даже в тени превышала 35 градусов по Цельсию) аэродром и выставочные площадки бангалорской авиабазы (кстати, в первые три дня туда пропускали по аккредитации или по спецприглашениям только VIP-гостей, специалистов и участников мероприятия), эта борьба началась с самого открытия Aero India-2009. Оно, как принято в Индии, было торжественным и красочным, с пролетами всех типов самолетов, что состоят на вооружении ВВС республики, в том числе и наших истребителей Су-30МКИ, вертолетов Ми-24 и Ми-17, воздушного танкера Ил-78, который на глазах у присутствующих заправлял в воздухе два индийских "Миража-2000", группы воздушных акробатов, другой техники. А также с демонстрационных полетов участников тендера - F-16 и F-18, Eurofighter и нашего МиГ-35. Шведы и французы своих натурных образцов Gripen NG и Rafale не привезли, хотя по дороге на авиашоу через каждые 10-15 км людей встречал огромный плакат "Gripen-The independent choice", а на моделях самолетов и Gripen NG, и Rafale, как, впрочем, и на F-16, и F-18, выставленных в экспозициях соответствующих фирм, красовались опознавательные знаки индийских ВВС, несмотря на то что до подведения итогов международного тендера еще очень далеко и вовсе не факт, что кто-то из них в нем обязательно победит. Российские специалисты тоже не жалели сил на рекламу нашего многофункционального истребителя. Огромные плакаты вдоль дороги на авиабазу в Елоханке с "портретом" отечественного самолета не уступали плакату Gripen, и девиз на них имелся не менее впечатляющий: MiG - with India, for India! Такие же плакаты, только поменьше размером, были размещены практически во всех журналах и газетах, которые ежедневно выходили в дни работы авиашоу. Фотографии обязательно сопровождались подробными рассказами о тактико-технических преимуществах российского истребителя. А главное - на этом самолете летал в кресле второго пилота очень уважаемый в стране человек - маршал ВВС Индии в отставке Хариш Масанд, тот самый летчик, с которым связано становление индийской боевой авиации. Он служил в армии родной страны почти 40 лет - с 1967 по 2006 год, совершил более 3300 вылетов только на самолетах советского и российского производства - МиГ-21, Су-7, МиГ-29, Су-30. В воздушном бою во время индо-пакистанского конфликта 1971 года сбил истребитель противника F-86 Sabre. Командовал первой эскадрильей МиГ-29, поставленных Дели Москвой, и авиабазой в городе Пуна, где началось освоение российских истребителей Су-30МКИ. Поставил, что называется, на крыло не один десяток боевых пилотов индийских ВВС. И когда такой заслуженный человек после приземления говорит в объективы десятков телекамер, что "МиГ-35 - это лучший самолет, на котором мне приходилось летать", это, безусловно, производит впечатление. А тот комплимент, что звучал на открытии авиашоу, сопровождая фигуры высшего пилотажа, которые демонстрировал наш истребитель - MiG - absolute best - уже принимал новую окраску. Но, конечно же, дело не только в том, кто летал и как отзывался о российском самолете. Американцы, к примеру, тоже регулярно поднимали в небо на своих машинах то индийских пилотов, то местную достопримечательность - преподавательницу индийской военной академии, а заодно и популярного военного корреспондента Суман Шарма, которая потом делилась впечатлениями от полета на F-16 со своими коллегами из других изданий и телевизионных каналов. И когда она попросилась полетать на МиГ-35, отказать ей было невозможно. К тому же Суман предоставила медицинские документы, выданные Главным военным госпиталем Индии и свидетельствовавшие о том, что ее здоровье позволяет выдержать достаточно большие авиационные перегрузки, и пообещала рассказать о полетах на F-16 и МиГ-35 местной прессе. Первыми, с кем она поделилась своими впечатлениями, были представители не только индийских, но и отечественных СМИ, аккредитованные на Aero India-2009, в том числе и автор этих строк. "МиГ, конечно, мощнее, чем F-16, - отметила Суман Шарма, - здесь два двигателя, там - один. И потом у вашего истребителя вся информация о полете отображается на цветном дисплее и на лобовом стекле, а у американского самолета дисплеи - черно-белые". "Михаил (летчик-испытатель "МиГа" Михаил Беляев, который пилотирует "тридцать пятый" и его ближайших "родственников" на многих международных выставках, в том числе и в подмосковном Жуковском. - В.Л.) дал мне немножко поуправлять самолетом, но он затрясся в моих руках, и я попросила его вернуть рычаги управления себе". С приставной лестницы МиГ-35, как могут засвидетельствовать журналисты, Суман Шарма спустилась сама. Слегка подкрасилась, надела солнцезащитные очки и была готова давать интервью телеканалам. "Моя мечта, - сказала мне Суман, - полетать на всех истребителях, которые участвуют в тендере. Еще на F-18, Rafale, Typhoon и Gripen NG. Но больше всего - на индийском Су-30МКИ. В нашей стране ни одна женщина не летала на таком самолете, я хочу быть первой". Но конкурентная борьба между участниками тендера в Бангалоре проходила, конечно же, не только на публике и в СМИ, во время "выставочных" и демонстрационных полетов и после них. На пресс-конференциях, которые устраивали руководители заинтересованных фирм, тоже было не без этого. Там, разумеется, журналистам рассказывали о преимуществах своих машин. На тех, что проводили наши представители, всегда находились коллеги, которые задавали внешне очень "невинные" вопросы: - Скажите, пожалуйста, МиГ-35 уже стоит на вооружении российских ВВС? - Нет, пока не стоит. Но он запланирован на поставки в Российскую армию Госпрограммой вооружений в ближайшие два-три года. - А если Индия выберет МиГ-35, не получится ли так, как с "Адмиралом Горшковым", когда выполнение контракта будет переноситься на годы? - Не получится. У нас есть все возможности, чтобы выполнить его в срок. А потом, не забывайте, что создание современной высокотехнологической техники, в основе которой лежит и такое понятие, как безопасность летающих на ней людей, очень непростое дело. Вспомните, сколько раз переносилось начало поставок потребителям "лайнера мечты" Boeing-787 и его конкурента Aerobus А-380?! А ведь за них уже заплачены огромные деньги. Но серия так и не началась. - Сейчас российская оборонная промышленность, как пишет пресса, в том числе и авиационная, испытывает большие проблемы. Сможет ли Россия создать истребитель, отвечающий требованиям XXI века? - 40% российского экспорта вооружений - это боевые самолеты. В общем объеме мирового рынка самолеты марок "Су" и "МиГ" составляют 25%. Эти цифры сами за себя говорят об их конкурентоспособности и боевых качествах. Однако наиболее остро конкурентная борьба проходила на закрытых от публики и журналистов переговорах. Там обсуждали достоинства и недостатки конкурентов специалисты. А среди них были и высшие должностные лица индийской армии. Глава военного ведомства страны Араккапарамбил Куриан Антонии и главнокомандующий ВВС маршал авиации Фали Холи Меджор, кстати, как это они делают в непременном порядке, лично посетили стенды "Рособоронэкспорта" и провели беседу с руководством российской делегации. О чем - нам не рассказывали. Но, надо думать, о продолжении взаимовыгодного российско-индийского военно-технического сотрудничества.
Конкуренции бояться - на рынок не ходить Все руководители ведущих российских авиационных фирм, которые прилетели в Бангалор, говорили автору этих строк о большой перспективе такого сотрудничества. Сегодня до 70% индийской авиации - это самолеты советского и российского производства. А еще надо упомянуть самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50 с израильской антенной Phalkon (он не присутствовал на Aero India-2009, но мне довелось увидеть его в Тель-Авиве, на заводе израильской компании IAI, где монтировали ту самую антенну и аппаратуру входящего в нее комплекса). Поставки 80 новейших вертолетов Ми-171, контракт о которых был подписан в конце минувшего года, а прибыть первые машины в Дели должны в конце нынешнего - начале будущего. Вспомнить о совместном проекте многоцелевого военно-транспортного самолета МТА, работа над проектом которого сейчас ведется в Индии и России с разделением технических и финансовых рисков. Об истребителе пятого поколения, который мы уже делаем вместе. В перспективном авиакомплексе планируется использование новой платформы с современными техническими компонентами, включая технологию "стелс". Истребитель будет сочетать, как обещают его создатели, суперманевренность и сверхзвуковую скорость, большой радиус действия и высокую способность противостоять любым средствам ПВО противника. Машину оснастят новым многофункциональным комплексом бортового оборудования перспективной архитектуры и новыми средствами поражения, которые, кстати, будут находиться не на подвесках под крыльями, как у сегодняшних МиГ-35 и Су-30МКИ, а внутри фюзеляжа. Заместитель директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Комардин сказал мне, что присутствие российских компаний на Aero India-2009 имеет принципиальное значение. Наша страна принимала самое активное и непосредственное участие в становлении индийской оборонной промышленности. За прошедшие 40 с лишним лет объем российско-индийского военно-технического сотрудничества уже превысил 35 млрд. долл. На эту страну приходится примерно одна треть общего объема российского экспорта вооружений и военной техники. При этом основную часть составляет номенклатура для ВВС. "Не забывайте, - подчеркнул Виктор Комардин, - что наша страна - единственная в мире, которая не просто поставляет в Индию оружие и боевую технику, но и щедро делится с ней лицензиями и технологией его производства. И хотя между партнерами в ходе работы иногда возникают небольшие проблемы, все они решаются. И в Дели прекрасно знают, кто внес решающий вклад в укрепление безопасности страны". Правда, в последнее время в Индии раздаются голоса, что "нельзя класть яйца в одну корзину", надо ориентироваться на самые разные страны и при этом необходимо не только покупать вооружение, но и производить его самим, уходить от такого перекоса, что 70-80% образцов ВВТ сделано за пределами государства, перспективы у военно-технического сотрудничества Москвы и Дели достаточно большие. Заместитель директора "Рособоронэкспорта" убежден, у нас хорошие шансы на победу в тендере по программе MMRCA. Откуда такая уверенность? - Семейство самолетов марки "МиГ" хорошо известно в Индии, - говорит Виктор Комардин. - У них здесь высокий авторитет. Кроме того, большое количество компонентов к этим самолетам производится уже на заводах HAL. В том числе и двигатель. Тут проводится и сервис-ремонт наших машин, а, к примеру, американские истребители в Индии никто никогда не ремонтировал, местные специалисты с ними не знакомы. Основные производственные фонды страны, что называется, тоже "заточены" под российскую боевую технику. Практика обучения летчиков - также. - Мы не боимся конкуренции, - подчеркнул заместитель директора "Рособоронэкспорта". - Она в конце концов - двигатель прогресса. В соревновании с иностранными компаниями, надеемся, будут совершенствоваться и российская боевая техника, и оружие. Россия дает Индии то, что ей никто никогда не даст - возможность делать эту технику у себя. А это многое значит.
Москва впадает в Брахмапутру О том, как Россия помогает Индии совершенствовать свою авиационную промышленность, как на предприятиях HAL (Hindustan Aeronautics Limited) по российской лицензии и на основе отечественных технологий собирают многофункциональный Су-30МКИ, уже рассказывалось достаточно много. Меньше известно о совместном проекте и совместной компании BrahMos (49,5% акций принадлежат российской стороне, остальные - 50,5% - индийской, точнее DRDO - Организации оборонных исследований и разработок Минобороны Индии. - В.Л.). Компания названа так по именам двух рек - индийской Брахмапутры и нашей Москвы-реки. Об одноименной сверхзвуковой противокорабельной ракете "БраМос" (так принято называть ее по-русски) совместного производства СМИ тоже рассказывали не раз. Но далеко не все. Новой информацией о ней с автором этих строк поделился содиректор компании BrahMos с российской стороны Александр Баскаков, который работает в Индии уже третий год. Центральный офис BrahMos, рассказал Баскаков, находится в Дели, а филиалы расположены в Хайдарабаде, где находятся сборочные линии противокорабельных ракет, и в Нагпуре - здесь ракеты снаряжаются боевыми частями и хранятся в армейских арсеналах, откуда при необходимости передаются заказчику - Минобороны Индии. С момента сдачи заказчику начинается гарантийный срок ракет (он равен 12 месяцам). А система управления ими размещена на носителях - на кораблях проекта 61Э класса "Раджапут", бывших отечественных БПК, шесть единиц которых сейчас модернизируются на индийских верфях. После этого по бортам каждого корабля будет стоять по четыре пусковые установки "БраМос", стартующих вертикально вверх, а затем в полете уходящих к цели. Ракеты "БраМос", по восемь пусковых, будут устанавливаться и на строящихся сейчас на калининградской верфи "Янтарь" трех индийских фрегатах класса Talwar, проект 11356. Три таких корабля, построенные несколько лет назад на санкт-петербургском "Балтийском заводе", уже ходят по просторам Аравийского моря, Бенгальского залива и Индийского океана под военно-морским флагом родной страны. Но на них расположен другой противокорабельный комплекс "Клаб-Н" (восемь пусковых). А индийские адмиралы хотят иметь свою ПКР. "БраМос" им очень нравится. Она летит со скоростью, втрое превышающей скорость звука. И обладает очень высокой точностью. Хранится ракета в транспортно-заряжающем контейнере, не требует никакого дополнительного обслуживания и выстреливается из него при помощи минометного старта. Не поддается современным средствам противодействия. В том числе и РЭБ. Теперь индийцы строят на судоверфях под городом Мумбаи большой корабль проекта 15А (на выставочном макете он проходил под характеристикой "крейсер". - В.Л.), на котором будут стоять 16 пусковых. Есть идея разместить ПКР "БраМос" и позади ходовой рубки дизельной подводной лодки нового поколения "Амур-1650", которую российская сторона предлагала индийцам. Проект такой субмарины уже разработан. В России были проведены испытания с мокрого старта - пуски из подводного положения (вертикальный и наклонный), результаты оказались очень неплохими. Но в последний момент индийские адмиралы вдруг купили у Франции ПЛ "Скорпион", и этот контракт теперь перенесен на будущее. Такую же ракету индийцы хотят иметь не только для ВМС, но и для сухопутных войск, для стрельбы по наземным целям и даже для ВВС, для своей гордости - многофункционального истребителя Су-30МКИ. Предложили русским конструкторам и инженерам помочь им сделать такие модификации. И в пустыне Похран на северо-западе страны, где на полигоне испытывались в том числе и ядерное оружие, баллистические ракеты большой дальности, отечественные специалисты провели испытания новой разработки. Она получилась. Ныне у индийцев есть целая батарея мобильных наземных комплексов "БраМос" на базе чешского грузовика "Татра". Состоит она из четырех пусковых с тремя ракетами на каждой, а также машины боевого управления, центрального командного пункта, других вспомогательных агрегатов. Целеуказания батарея может получать и с разведывательных спутников, и с летательных аппаратов - как беспилотных, так и пилотируемых. Информация поступает на ЦКП, обрабатывается в реальном масштабе времени, и батарея может вести огонь. Дальность полета сверхзвуковых ракет - 290 км (ракеты с дальностью действия выше 300 км запрещены к поставкам на экспорт международными правилами. - В.Л.). Ракета считается российско-индийской, и все же большая ее часть делается в России. В том числе стартовая (она твердотопливная) и маршевая (жидкостная) ступени, головка самонаведения, взрывная аппаратура для головной части ракеты... От Индии - только бортовая вычислительная система, инерционная система и блок сопряжения. Свести разработки двух стран, говорит Александр Баскаков, с разной идеологией изготовления было достаточно сложно. Но "терпение и труд все перетрут". Третье направление использования "БраМоса", которое тоже широко было представлено на выставке Aero India-2009, - это воздушное базирование ракеты. У индийцев есть российские самолеты Ил-38 и Ту-142, которые могли бы нести такое оружие, но гарантийные сроки эксплуатации этих машин подходят к концу и создавать для них новую ракету нет смысла. Другое дело - Су-30МКИ. 48 самолетов уже стоят в строю, закуплено в России еще 40. Подвесить туда ПКР - мечта индийских авиационных генералов. Такого мощного оружия на авиационных носителях нет в Азии ни у кого. Правда, доработать "сушку" под такие цели не очень просто. Нужно делать специальную балку, через которую пропустить все связи между самолетом и ракетой, между самолетом и наземными комплексами управления боем. Кроме того, размещать ракету на носителе без транспортно-заряжающего устройства, как это сделано на кораблях и мобильных наземных пусковых. Тут много чисто технических проблем. Надо предусмотреть время на отцепление ракеты от фюзеляжа (минометный старт здесь не подходит), определить сроки включения стартового двигателя (ракета должна уйти от носителя на безопасное для него расстояние), провести другие работы. Словом, задача - не из легких. Но и здесь совместные конструкторские разработки прошли достаточно успешно. Теперь дело за производством. Правда, предстоит согласовать порядок и распределение работ. Часть из них необходимо предложить ОКБ, которое создало Су-30МКИ, часть - заводу-изготовителю истребителя, часть - подмосковному предприятию, уполномоченному BrahMos для контактов с самолетостроителями. А кроме того, необходимо заключать новый контракт с "Рособоронэкспортом". Новая ракета - новая продукция, она должна пройти все необходимые экспортные согласования. Между тем ВВС Индии уже выделили два истребителя под проведение летно-конструкторских испытаний. И с 2012 года запланирован выпуск новых самолетов с новой ракетой на предприятиях HAL. "Работы предстоит много, - сказал мне Александр Баскаков. - Наземную отработку конструкции мы будем проводить в России, воздушную - здесь, в Индии. Но 40 истребителей Су-30МКИ, как и запланировано, будут оснащены нашим "БраМосом". Предполагается, что с этой продукцией Москва и Дели выйдут на рынок третьих стран. Уже сегодня заявки на ПКР сделали Индонезия, ОАЭ, Бразилия, Таиланд, Чили и Малайзия. Это еще один очень перспективный уровень российско-индийского сотрудничества …Не обо всех впечатлениях от авиашоу на авиабазе "Елоханка" недалеко от индийского города Бангалор можно рассказать даже в таком объемном репортаже. Но не могу забыть, как во время демонстрационных полетов рядом с самолетами в бездонной голубизне жаркого февральского неба постоянно кружили орлы. Невзирая на риск столкнуться с металлическими "птицами", быть затянутыми в вихрь горячего сопла, они не собирались никому уступать своего места в этой жизни. Эта бесконечная конкурентная борьба природы и человека мне почему-то запомнилась сильнее всего. Почему, не знаю. Может быть, потому, что в ней есть что-то общее в отношениях между людьми, странами и их самолетами. Виктор Литовкин 19.02.2009
Информация к размышлению: Спад российской экономики составил 8,8 процентов ("The Financial Times", Великобритания) Как заявила вчера глава российского экономического министерства, валовой внутренний продукт России сократился на 8,8 процентов в годовом исчислении. Это заметно больше, чем ожидали многие, что свидетельствует о том, что экономический спад в России может оказаться намного глубже, чем считалось раньше. Министерство экономического развития предсказывает, что в 2009 году ВВП сократится на 2,2 процента, однако на фоне январского падения подобный прогноз 'выглядит весьма оптимистичным', считает стратегический аналитик московского инвестиционного банка 'Уралсиб' Крис Уифер (Chris Weafer). 'Говорят, что тьма сгущается перед рассветом, но, судя по этим цифрам, тьма уже сгустилась, а на рассвет пока остается только надеяться'. Некоторые экономисты заявляют, что они ожидали этого с тех пор, как было объявлено об обвале промышленного производства в прошлом месяце на 16 процентов в годовом исчислении. 'Вся первая половина 2009 года будет глубоко в минусе', - полагает главный экономист российского 'Ситибанка' Елена Рыбакова. Она винит в этом высокие процентные ставки, с помощью которых Центробанк стабилизирует рубль. По ее словам, резкий перепад в январе был частично вызван 'эффектом точки отсчета' - высокими темпами роста в январе 2008 года, составлявшими примерно 8 процентов в годовом исчислении. Согласно другим опубликованным данным, спад в строительной отрасли за последний месяц составил 17 процентов, а в розничной торговле отмечен скромный 2,4-процентный рост. Экономисты связывают резкое падение производства в январе с фактическим параличом финансовой системы. Правительство, медленно девальвируя рубль, сделало выгодным менять рубли на доллары, не вкладывая их в реальную экономику. 'Денег в реальном секторе нет', - утверждает старший экономист 'Ренессанс Капитал' Елена Шарипова. 'Банковская система только аккумулирует доллары, но не предоставляет кредит. В результате, пытаясь сэкономить средства, предприятия сокращают штаты и производство'. По словам банкиров, во время девальвации резко возросла задолженность по выплатам и иссякла рублевая ликвидность. Банковская система все еще заморожена и заемщики второго и третьего уровней не могут найти финансирование. Однако рубль, по-видимому, стабилизировался, по крайней мере, на время, и власти надеются, что банки смогут восстановить кредитование. Несмотря на публикацию данных о спаде, фондовый индекс РТС вырос вчера на 1,4 процента, рубль также остался стабильным. Однако, в целом экономика России серьезно пострадала от сочетания глобального кредитного кризиса и падения цен, а рубль потерял с лета треть стоимости. 25.02.2009 ……………………………………… На сайте www.Normativ-NT.ru в разделе “ Военная и военно-историческая литература “ стала доступна для скачивания электронная книга:
_____________________________________________________________________________
РЕКЛАМА на VPN Если Вам нужен тот или иной ГОСТ – заходите на сайт www.Normativ-NT.ru. Если нужного ГОСТ-а нет, пишите на e-mail: Normativ-NT@mail.ru |
В избранное | ||