Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военно-политические новости

  Все выпуски  

Военно-политические новости (VPN)


VPN – военно-политические новости

Добрый день, уважаемые подписчики!

По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент

………………………

Ракеты Patriot будут размещены в Польше в любом случае

Американские ракеты Patriot будут размещены в Польше независимо от перспектив размещения элементов американской системы противоракетной обороны на польской территории, сообщил журналистам министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский после встречи в Вашингтоне с госсекретарем США Хиллари Клинтон.

"Особенно меня порадовало то, что госпожа госсекретарь сама сказала, что США будет реализовывать то, что для Польши особенно важно - то есть политическую декларацию, подписанную одновременно с соглашением по ПРО", - рассказал глава польского МИД.

По его словам, речь идет "сначала о временном, а потом о постоянном размещении батареи ракет Patriot в Польше".

Сикорский отметил, что "новостей относительно базы ПРО в Польше нет".

"Администрация (президента США Барака Обамы) совещается и еще не приняла решения", - сказал польский министр.

Госсекретарь США Кондолиза Райс и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский 20 августа 2008 года подписали в Варшаве окончательное соглашение о размещении элементов американской системы противоракетной обороны на польской территории, а также политическую декларацию.

США намерены разместить к 2013 году десять ракет-перехватчиков в Польше, а также радар в Чехии под предлогом защиты от предполагаемой ракетной угрозы со стороны Ирана. Россия опасается, что эти системы будут угрожать ее безопасности.

Предполагается, что американская база ПРО будет размещена в местечке Редзиково в четырех километрах от города Слупска в Поморье.

Российское руководство считает, что в качестве ответа на размещение элементов американской ПРО в Европе Россия может разместить в Калининградской области ракетные комплексы "Искандер", а также осуществлять радиоэлектронное подавление элементов ПРО.

31 декабря 2008 года глава правительства Польши Дональд Туск заявил, что будущее американской базы ПРО на территории Польши сейчас полностью зависит от Вашингтона.

Польский премьер отметил, что в Варшаве "не ждут радикального ускорения" в вопросе строительства базы ПРО США в 2009 году. При этом он добавил, что польское правительство не будет "пилить" американцев, чтобы ускорить процесс.

Зенитный ракетный комплекс Patriot предназначен для прикрытия крупных административных и промышленных центров, военных баз и других важных объектов от воздушного нападения. Комплекс может одновременно обнаруживать более 100 воздушных целей, сопровождая восемь из них. Во время операции "Буря в пустыне" в Ираке в 1991 году американские ракеты Patriot, размещенные в Израиле и Саудовской Аравии, отражали удары иракских тактических ракет типа "Скад".

 26.02.2009
          Права на данный материал принадлежат РИАНовости

 

В МВД Грузии опровергают информацию о закупке оружия на Украине

Заместитель министра внутренних дел Грузии Шота Утиашвили опроверг РИА Новости информацию о том, что Грузия в недалеком прошлом купила у Украины оружие.

Комитет информации и печати Южной Осетии распространил накануне информацию о намерениях Тбилиси приобрести у Украины оружие, в том числе противопехотные мины.

"Никаких закупок оружия в Украине сейчас не происходит. Никакого письма министра внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили в Киев о предложении закупить оружие, в том числе противопехотные мины, не было", - сказал Утиашвили.

По мнению югоосетинской стороны, Грузия закупает запрещенные мины для того, чтобы использовать их против населения Абхазии и Южной Осетии.

Ситуация в Южной Осетии после августовской агрессии Грузии по-прежнему остается нестабильной. Югоосетинские власти не раз заявляли о провокациях и обстрелах с грузинской стороны. После нового года в республике уже прозвучало несколько взрывов.

О том, что Украина поставляла Грузии оружие, которое потом было использовано во время августовской агрессии против Южной Осетии, ранее неоднократно заявляла Россия, однако официальный Киев это отвергает.

Тем не менее, председатель парламентской комиссии по расследованию поставок украинского оружия в Грузию, депутат Верховной Рады Украины Валерий Коновалюк заявлял, что во время поставок украинского оружия в Грузию нарушалось как национальное, так и международное законодательство. В частности, по его данным, оружие продавалось в Грузию даже после начала конфликта в Южной Осетии в августе и продолжает продаваться, а средства от продажи этого оружия в бюджет страны практически не поступают. Кроме того, по данным комиссии, к поставкам имел непосредственное отношение президент страны Виктор Ющенко.

26.02.2009
          Права на данный материал принадлежат РИАНовости

 

РФ может не выполнить обязательств по уничтожению химоружия

Россия не выполнит международных обязательств по уничтожению химического оружия в случае сокращения финансирования программы "Уничтожение запасов химоружия в РФ" более чем на 15%, саму программу, в связи с финкризисом, руководство РФ пересмотрит уже в ближайшие выходные, заявил в четверг начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химоружия Валерий Капашин.

"Необходимо отметить, что финансирование всех намеченных задач и объектов (по уничтожению химоружия в рамках программы), в связи со сложной ситуацией в стране, в условиях международного финансового кризиса мы ожидаем, что сократится до 3-15%. Если так, то РФ в состоянии выполнить третий этап, с трудом! Если будет уменьшено финансирование программы больше чем на 15%, мы не сможем выполнить своих обязательств", - сказал Капашин, выступая на расширенной коллегии Спецстроя РФ.

26.02.2009
          Права на данный материал принадлежат РИАНовости

 

РФ не комментирует планы размещения Patriot в Польше

Россия не собирается комментировать планы размещения американских ракет Patriot на территории Польши, об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве.

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в среду после встречи в Вашингтоне с госсекретарем США Хиллари Клинтон заявил, что зенитно-ракетные комплексы Patriot будут размещены в Польше независимо от перспектив размещения элементов американской системы противоракетной обороны на польской территории.

"Я думаю, что здесь особо нечего комментировать, это заявление польской стороны по вопросу о проектах в сфере военно-технического сотрудничества Польши с зарубежными странами. Если эти проекты вписываются в нормы международного права, мы никаких комментариев делать не собираемся", - сказал Лавров в четверг на пресс-конференции со своим датским коллегой Пером Стагом Меллером.

В то же время он отметил, что Россию, действительно, интересуют планы развертывания третьего позиционного района противоракетной обороны, поскольку данные планы затрагивают российскую безопасность, и на эту тему Россия ведет консультации с коллегами из США, Польши и Чехии.

26.02.2009
          Права на данный материал принадлежат РИАНовости

 

Российская ПВО vs. американская ударная авиация. Отечественные зенитные ракетные системы состоят на вооружении армий десятков стран мира

Известный в экспертных кругах аналитический центр Air Power Australia в первых числах февраля представил углубленное исследование по боевым возможностям современной военной авиации и нынешним средствам противовоздушной обороны. За основу взяты американский "воздушный меч" и российский "щит".

 

Извечное соревнование

Выбор гипотетических противников представляется неслучайным. США обладают наиболее высоким потенциалом военно-воздушных сил и, кроме того, удерживают первенство по поставкам авиационной боевой техники за рубеж. Россия же - лидирует по производству и экспорту средств противовоздушной обороны. Достаточно отметить, что только один ее концерн ПВО "Алмаз-Антей" поставляет изготовленную на его предприятиях продукцию более чем в полсотни стран мира.

Рынок вооружений сам подсказывает, кто в какой области лидер. Здесь не нужны эксперты, склонные по различным причинам к субъективным оценкам. Ибо на рынке голосуют средствами из бюджетных ассигнований. В операциях по определению наилучшего и наивыгоднейшего соотношения "стоимость-эффективность" того или иного вида вооружения задействованы тысячи и тысячи специалистов, чиновников, высокопоставленных военных. Субъективизм сведен к минимуму.

По сути, российские средства ПВО отнесены к премиум-классу. На эту оценку исследователей из Air Power Australia работают их высокая боевая надежность, эффективность поражения и относительно небольшая цена по меркам рынка вооружений. Скажем, у американцев подобного класса системы значительно дороже, при том что те же надежность, эффективность и боевые возможности их изделий значительно ниже российских.

Интересен вывод иностранных экспертов: современные российские зенитные ракетные комплексы и радиолокационные системы достигли уровня, который фактически исключает возможность выживания боевой авиации США в случае военного столкновения.

По данным австралийского исследования, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения Joint Strike Fighter, также известный как F-35 Lightning II. А для того чтобы достичь превосходства, которое военная авиация Соединенных Штатов имела на момент окончания холодной войны, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400 самолетов F-22 Raptor. В ином случае американская авиация окончательно утратит свое стратегическое превосходство над российской ПВО.

Как отмечают аналитики, данное обстоятельство может сказаться и на позициях США в мире. Такие страны, как КНР, Иран и Венесуэла, будут прекрасно понимать, что американцы не пойдут на открытую военную конфронтацию, осознавая, что в результате этого авиация ВВС и ВМС США потеряет сотни боевых самолетов и пилотов. То есть вооруженные силы Соединенных Штатов рискуют получить неприемлемый ущерб. Разумеется, неприемлемый, с точки зрения американских политиков, карьера которых при подобном развитии событий закончится национальным позором.

Air Power Australia напоминает, что его эксперт доктор Карло Колл, защитивший диссертацию в области радиолокационной техники, сравнил возможности современных российских зенитных ракетных комплексов и американских истребителей F-35 и пришел к выводу, что эти самолеты станут легкой целью. Производитель новейших крылатых машин - американская корпорация "Локхид-Мартин", так и не пыталась публично оспорить заявление эксперта.

Исследователи также пришли к выводу, что с момента окончания холодной войны российским конструкторам удалось достичь значительных результатов в модернизации средств противовоздушной обороны. Причем возможность всесторонне и объективно оценить потенциал вероятного противника у российских инженеров и ученых появился благодаря военным конфликтам в Иране в 1991 году и в Сербии в 1999 году. Этот процесс, как отмечается в докладе, во многом напоминает шахматную игру. В результате россияне смогли вычислить, каким образом поставить мат американской боевой авиации.

Сравнивая возможности современных систем ПВО и самолетов, аналитики также отмечают, что российская зенитная ракетная система С-400 "Триумф", производящаяся предприятиями концерна ПВО "Алмаз-Антей" и уже принятая на вооружение Российской армии, сегодня фактически не имеет аналогов в мире. Технические возможности "Триумфа" значительно выше, чем у американского Patriot, и вдвое превосходят по боевым показателям широко известную предшественницу С-400 - систему С-300 "Фаворит", поставлявшуюся в Китай, Словакию, во Вьетнам и на Кипр. В перспективе "Триумф" может стать стержневым проектом в военно-техническом сотрудничестве РФ с арабскими странами, в частности с Арабскими Эмиратами.

И что характерно, подчеркивается в исследовании, Россия выстраивает глубоко эшелонированную систему противовоздушной обороны. Если комплексы С-300 и С-400 - дальнего радиуса действия, то они цепко взаимодействуют с комплексами малой и средней дальности. Они дополняют друг друга и одновременно страхуют, создавая непреодолимую и сплошную стену для воздушного агрессора. Зенитно-ракетные комплексы малого и среднего радиусов действия типа "Тор", "Бук", "Тунгуска" поставлялись, в частности, в Китай, Иран, Индию, Грецию, Сирию, Египет, Финляндию, Марокко.

Помимо традиционных заказчиков российской военной продукции отечественными средствами ПВО интересуются и такие страны, как Сингапур и Бразилия, которые закупили переносные зенитные ракетные комплексы.

Весьма сильны позиции России и на рынке зенитных ракетных комплексов морского базирования. Например, ЗРК "Штиль", "Риф", "Клинок" успешно эксплуатируются на военных кораблях.

 

От ПВО к ПРО

Зенитные ракетные комплексы семейства С-300 считаются одними из самых мощных средств ПВО в мире. Разработка этой системы началась в 1960-х годах, когда Вооруженные силы СССР потребовали создания мобильного многоканального ЗРК средней дальности, способного защищать небо страны от массированных налетов современной авиации с использованием управляемого вооружения.

Испытания будущего С-300 проходили в 1970-х годах. С целью дезинформации вероятного противника по документам новый ЗРК проходил как С-75М6 - очередная модернизация широко известного к тому времени во всем мире комплекса-"ветерана", заступившего на боевое дежурство еще в конце 1950-х. Техническое задание предусматривало разработку трех версий ЗРК - С-300П для ПВО, С-300В - для сухопутных войск и С-300Ф - комплекс корабельного базирования для ВМФ.

Системы для войск ПВО и для флота в основном ориентировались на поражение самолетов и крылатых ракет, войсковой комплекс должен был обладать большими возможностями по перехвату баллистических целей для того, чтобы обеспечивать противоракетную оборону. Ныне системы С-300 составляют основу ПВО нашей страны и российских Сухопутных войск, а также успешно продаются на мировом рынке.

На базе ЗРК С-300 разработана новейшая система С-400, способная вести огонь как новыми ракетами, так и использовать боезапас своего предшественника. ЗРК С-400 обладает боевыми возможностями, мобильностью и помехоустойчивостью последних вариантов комплекса С-300 в сочетании с большей дальностью стрельбы.

Система С-400 предназначена для поражения всех типов летательных аппаратов - самолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Важное отличие С-400 от С-300 - новые зенитные ракеты с активными головками самонаведения и повышенной дальностью стрельбы. "Триумф" способен уничтожить цель на расстоянии до 400 км и на высоте 30 км. Эти показатели позволяют рассматривать комплекс не только как оружие ПВО, но и частично - как противоракетное средство.

Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин раскрывает секреты комплекса С-400 "Триумф": он может поражать "сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью, которую имеет пятирублевая монета". Ему под силу справиться с воздушными целями, которые выполнены по технологии "стелс", то есть самолетами-невидимками с малым показателем эффективной отражающей поверхности.

Главком ВВС чрезвычайно гордится тем, что зенитную ракетную систему нового поколения С-400 предполагается задействовать для обеспечения безопасности участников и гостей зимней Олимпиады-2014. "Строители будут строить объекты в Сочи к Олимпиаде, а мы будем готовить систему ПВО, которая обеспечит надежное проведение Олимпийских игр", - сказал в недавнем интервью генерал.

Конечно, надежная защита и людей, прибывших на Олимпиаду, и самих сочинцев - вещь наиважнейшая, спорить о необходимости этого никто не собирается. И запас прочности тут никак не помешает. Тем более что в непосредственной близости - Грузия, против которой российские войска не так давно вели боевые действия. И угар антироссийских настроений там еще не выветрился.

* * *

Впрочем, жизнь не стоит на месте. Два года назад Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ поставила задачу, в частности, перед концерном ПВО "Алмаз-Антей" разрабатывать перспективное оружие противовоздушной-противоракетной обороны уже пятого поколения. Его отличительная особенность будет состоять в том, что сольются воедино огневые, информационные и командные системы и комплексы.

Это следующий этап в борьбе за чистое и мирное небо. Российский задел высокий, но и ближайший конкурент - США - также не хочет видеть себя в роли аутсайдера. Соревнование технических школ да и просто военных потенциалов обостряется.

20.02.2009
        Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение.

 

В ходе учений и локальных боевых конфликтов последних лет выявились некоторые недостатки российского ракетно-артиллерийского вооружения

В ходе учений и локальных боевых конфликтов последних лет выявились некоторые недостатки российского ракетно-артиллерийского вооружения, сообщил корр.АРМС-ТАСС президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) Виталий Панов.

 

По его мнению, отсутствие совершенных средств разведки - самая главная из них.

"В силу разных обстоятельств эта сфера в российском оборонном комплексе осталась без должного внимания. Сегодня мы отстаем от конкурентов по всем типам средств разведки и обнаружения, начиная от тепловизионной и радиолокационной разведки и заканчивая разведывательными беспилотными комплексами и спутниковой навигационной системой. Между тем, ведение современных сетецентричных войн не мыслимо без этой составляющей. Информационное обеспечение и управление реальном времени является главной особенностью ведения современных войн этого ти", подчеркнул президент РАРАН.

По мнению В.Панова, обеспечение российских комплексов разведывательными системами является первостепенной задачей как для повышения их конкурентоспособности на мировом рынке, так и обороноспособности страны. Поэтому следует тщательно исследовать возможности международной кооперации с мировыми лидерами оборонной промышленности. Одним из современных примеров такого опыта, считает президент РАРАН, является, в частности, оборудование российской бронетанковой техники тепловизорами компании "Талес".

23.02.2009
        Права на данный материал принадлежат АРМС-ТАСС

 

Aero India 2009

С 11 по 15 февраля на авиабазе "Елаханка" ВВС Индии в Бангалоре прошла седьмая авиационно-космическая выставка Aero India 2009. Она собрала 592 компаний-участниц, на 48 больше, чем в 2007 г. При этом доля зарубежных компаний из 25 стран практически не изменилась: 303 в этом году и 302 два года назад. А вот площади экспозиций выросли весьма существенно - с 25 до 40 тыс. кв. м.

Открыл выставку министр обороны Индии A.K. Энтони, назвав ее главным авиационным событием года в Азии. В первую очередь выставка привлекает иностранные компании открытостью оборонной промышленности Индии для иностранных инвестиций и грандиозными планами закупок новой авиационной техники и модернизации существующих машин. На открытии присутствовали министры обороны Франции, Перу, Боливии, Суринама, Монголии, Омана и Мальдив. Делегации из 40 стран возглавляли чины рангом пониже. Впервые в салоне принял участие Китай, направивший в Индию представительную делегацию во главе с заместителем главкома ВВС.

После торжественных речей состоялся традиционный воздушный парад, начавшийся пролетом вертолетов Ми-17 ВВС Индии с флагами. В параде приняли участие самолеты Ан-32 и Do 228, вертолеты Dhruv, истребители-бомбардировщики Jaguar ВВС Индии и пятерка легких многоцелевых истребителей Tejas (LCA) индийской разработки. Дозаправку от танкера Ил-78 продемонстрировали два истребителя Mirage 2000. Демонстрационные полеты выполнили также легкий пассажирский самолет Saras и истребитель Су-30МКИ ВВС Индии, специально для парада покрашенный в цвета индийского флага.

Су-30МКИ сегодня составляет особую гордость ВВС Индии. Согласно исследованиям индийского журнала Force, программа Су-30МКИ стала наиболее успешной за всю историю военно-технического сотрудничества Индии с другими странами. 12 февраля главный редактор журнала Force Правин Сони вручил президенту ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Алексею Федорову приз за личный вклад в военно-техническое сотрудничество России и Индии в рамках проекта Су-30МКИ, а генеральному директору ОАО "Компания "Сухой" Михаилу Погосяну приз за разработку самолета Су-30МКИ, отметив при этом, что Су-30МКИ - первый боевой самолет, разработанный за рубежом в соответствии с жесткими требованиями ВВС Индии.

В соответствии с распоряжением Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России организатором российской экспозиции стала корпорация "Ростехнологии". Российскую экспозицию сформировали 24 предприятия, стенды которых разместились на площади 1000 кв. м. Сейчас между Москвой и Дели реализуется программа военно-технического сотрудничества на 2001-2010 гг., которая оценивается в $18 млрд. Россия поставляет ВВС Индии транспортные вертолеты Ми-17В-5, палубные истребители МиГ-29К/КУБ и вертолеты Ка-31, идет лицензионное производство самолетов Су-30МКИ, модернизация самолетов Ил-38 и МиГ-29. Основная часть поставок вооружения и военной техники, предусмотренная этой программой, уже выполнена или находится в стадии завершения, и в декабре 2008 г. межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству определила стратегию двусторонних отношений на период до 2020 г.

Объем индийского рынка вооружений на ближайшие пять лет оцениваются в $30 млрд. Россия, вернее еще СССР, появился на индийском рынке в 1963 г., когда начались поставки в эту страну истребителей МиГ-21. Сегодня на этот рынок очень напористо стремятся выйти американцы, не отстают от них и европейцы. Таким образом, Россия переходит из положения "привилегированного" поставщика в положение одного из иностранных участников рынка, что предполагает серьезную конкуренцию с ведущими западными производителями.

Однако сотрудничество Росси и Индии ценно не только поставками в эту страну готовых самолетов. Эти поставки, как отметил генеральный директор ОАО "Компания "Сухой" Михаил Погосян "обеспечивают прочный фундамент для дальнейшей кооперации. Вся наша сегодняшняя работа направлена на укрепление этого сотрудничества". По его словам, максимальная интеграция потенциала двух знаменитых фирм - "Сухого" и "МиГа" - в разработке и производстве, маркетинге и послепродажном обслуживании самолетов позволит предложить заказчикам не только новые продукты, но и новые программы послепродажного обслуживания и ремонта авиационной техники, что должно укрепить позиции российской авиации на мировом рынке, в том числе и на рынке Индии.

Сегодня двустороннее сотрудничество переходит на принципиально новый уровень: от поставок вооружений к глубоким совместным разработкам и исследованиям, приобретению российских технологий и налаживанию на территории Индии лицензионного производства вооружения и военной техники. Подписано, например, соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения. Летные испытания самолета планируется начать уже в 2009 г. Сегодня идет речь о максимальной унификации требований российских и индийских ВВС к новой машине. "Мы рассчитываем, что в процессе создания этого самолета и разработки его модификаций будет полностью реализована партнерская схем", - сказал М.Погосян. При этом совместная разработка самолета пятого поколения будет идти параллельно с программой лицензионного производства российских истребителей Су-30МКИ в Индии.

 

MMRCA

В первую очередь Индия сегодня интересна производителям истребителей. Тендер на поставку ВВС Индии 126 новых истребителей по программе MMRCA (Medium MultiRole Combat Aircraft) очень лакомый кусочек, его стоимость оценивается в $7-11 млрд.

Поэтому, как, впрочем, и два года назад, основным событием выставки стало состязание претендентов на роль нового истребителя ВВС Индии. Всего таких претендентов шесть: американские Lockheed Martin F-16 и Boeing F-18, европейский Eurofighter Typhoon, французский Dassault Rafale, шведско-английский Saab Gripen и российский МиГ-35. Тендерный комитет начнет свою работу в апреле этого года и каждый из шести участников должен будет представить два самолета: один двухместный и один одноместный. Выбор победителя намечен на конец 2009 г.

Не все компании привезли на выставку "живые" машины.

Шведская компания Saab ограничилась моделью, тренажером и огромным плакатом, который красовался на павильоне, в котором также разместились стенды России, Украины и Израиля. Однако в активе шведов имеется инженерный центр ADDC (Aeronautical Design and Development Ctntre), созданный в сентябре 2008 г. совместно с индийской компаний TCS (Tata Consultancy Services). Одной из задач центра будет участие в создании самолета Gripen NG. Кроме того в тренажере самолета Gripen в ходе выставки посидел сам Ratan Tata.

Французы выступили еще скромнее, продемонстрировав только модель истребителя Rafale с опознавательными знаками ВВС Индии. Однако на выставке присутствовал министр обороны Франции, что уже можно считать внушительной поддержкой. Кроме того, компания Dassault и индийская Tata Technologies подписали соглашение о технической поддержке во время проведения тендера.

Президент ОАК Алексей Федоров отметил, что "в процессе продвижения своей техники на рынок выставки играют не самую большую роль". "Это очень затратное, но не самое эффективное мероприятие. - Добавил он. - Хотя в Индии общественное мнение очень сильно, и правительство вынуждено с ним считаться". И большинство участников тендера как умели старались сформировать это самое общественное мнение.

Истребители F/A-18E/F выполняли демонстрационные полеты с подвешенным вооружением: бомбами и ракетами класса "воздух-воздух", что должно было подчеркнуть, что и с вооружением самолет летает очень неплохо. На F-16D совершила ознакомительный полет первый олимпийский чемпион Индии Abhinav Bindra. Но прототипом индийского варианта, который получил обозначение F-16IN Viper, станет F-16E/F Block 60. Два таких самолета из состава ВВС ОАЭ также выполняли на выставке демонстрационные полеты.

Многоцелевые истребители Eurofighter Typhoon ВВС Германии для участия в выставке совершили рекордный по продолжительности перелет из немецкого города Лаге в Абу-Даби. Они провели в воздухе примерно 8,5 часов. А 12 февраля Bernhard Gerwert, президент отделения Military Systems, заявил, что EADS заинтересована в долгосрочном сотрудничестве с авиапромышленностью Индии. Вполне вероятно, что соглашение с агентством ADA (Aeronautics Development Agency) об установке двигателя EJ200 на самолет Tejas Mk.2 получит свое развитие и тогда "легкий истребитель дополнит Eurofighter Typhoon на мировом рынке". Кроме того, ADA заключило с EADS контракт стоимостью $20 млн на оказание помощи в проведении испытаний истребителя Tejas. В дополнение к этому подразделение EADS Defence Electronics продемонстрировала макет РЛС CAPTOR-E с антенной с активной фазированной решеткой (АФАР) для самолета Tejas.

Российский истребитель МиГ-35 также работал "в поте лица". В день открытия выставки, 11 февраля на МиГ-35 выполнил ознакомительный полет маршал ВВС Индии в отставке Harish Masand. Он летал во второй кабине, в первой кабине находился летчик-испытатель первого класса РСК "МиГ" Михаил Беляев. "Индийский пилот чувствовал себя очень хорошо. До этого он много летал на истребителях МиГ-29. Сейчас он в отставке, но сохранил все навыки, сам выполнял пилотаж", - сказал М.Беляев. В том числе и такие экзотические фигуры как "колокол" и "кобра". Михаил Беляев продемонстрировал маршалу работу новых систем самолета. Позже Masand в интервью журналу Force отметил: "это одна из наиболее мощных комбинаций телевизионной и лазерной систем, но к сожалению, в воздухе не было никаких целей".

13 февраля на МиГ-35 прокатили индийскую журналистку Suman Sharma. Ранее она летала в кресле второго пилота на американском истребителе F-16. "МиГ-35 гораздо более мощный и маневренный, чем F-16, что очень важно, поскольку это является одним из важнейших условий тендера", - поделилась своими впечатлениями Suman Sharma.

Несмотря на внешнее сходство с МиГ-29, МиГ-35 радикально новый самолет с совсем иной аэродинамикой при больших углах атаки. Но по сравнению с МиГ-29 новый истребитель гораздо "мягче и комфортнее". Тем не менее, если говорить о навыках пилотирования, то переучивания индийских пилотов с МиГ-29 на МиГ-35 не требуется, но индийским пилотам нужно будет освоить тот комплекс вооружения и авионики, который установлен на этом истребителе.

 

Пятое поколение

В ходе выставки стало известно, что Управление оборонных исследований и разработок DRDO (Defence Research and Development Organisation) после завершения разработки легкого истребителя LCA планирует приступить к созданию среднего боевого самолета MCA (Medium Combat Aircraft).

Продувочная модель одной из концепций MCA демонстрировалась во время выставки Aero India 2009 на стенде агентства ADA, которое входит в состав DRDO. Согласно этой концепции самолет выполнен с использованием технологий "стелс", оснащен двумя двигателями и двухкилевым оперением. Предусматривается и внутренняя подвеска вооружения. В целом аэродинамическая схема самолета близка к американскому истребителю F-35. Взлетный вес самолета должен составить 19-20 тонн, в качестве силовой установки предполагается использовать двигатели Kaveri. Разработку самолета ADA планирует проводить совместно с ВВС Индии.

Программа MCA стартовала еще в 1997 г. DRDO, ответственное за создание истребителя 5-го поколения для ВВС Индии, ориентировалось на создание самолета с привлечением зарубежных участников. В качестве таких участников рассматривались американские, западноевропейские и российские фирмы, которые должны были выступать соисполнителями работ. Головным исполнителем стала бы индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Фактически это была схема международной кооперации, реализованная министерством обороны США в программе JSF. Участники работ должны были обеспечить использование в программе работ своего опыта и научно-технического задела, а также разделить с индийской стороной финансовые риски.

Общая стоимость создания истребителя МСА оценивалась индийской стороной в $2 млрд., а продолжительность создания - 15 лет. В 2012 г. первый опытный образец должен был выйти на этап летных испытаний.

Альтернативой программы МСА являлось предложение США по приобретению истребителя F-35A (кстати, на выставке F-35 рекламировался крайне вяло, на стенде ВВС США присутствовала только небольшая модель), созданного в рамках программы JSF и предложение России по участию в создании перспективного истребителя Т-50, разрабатываемого в рамках программы ПАК-ФА. В 2005 г. Индия отказалась от участия в программе ПАК-ФА в качестве соисполнителя работ, а в 2007 г приняла его. Таким образом, два года назад программа была переориентирована на создание самолета в рамках российской программы ПАК-ФА.

Представленная модель, скорее всего, отражает уже пройденный агентством ADA этап формирования собственного облика самолета пятого поколения. Тем не менее, по мнению экспертов, решение Индии о приобретении для своих ВВС варианта российского истребителя Т-50, нельзя рассматривать как полный отказ от идеи создания истребителя 5-го поколения индийской разработки. Этот проект в отличие от российско-индийского FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) получил обозначение NGFA (Next Generation Fighter Aircraft). Предполагается, что на его создание около семи лет. Если правительство даст проекту старт в конце 2009 г., то первый полет опытной машины может состояться в 2017 г. Еще 4-5 лет уйдет на проведение испытаний и в 2025 г. самолет может поступить на вооружение.

В отличие от FGFA, взлетная масса которого будет превышать 30 т, параметры NGFA в целом соответствуют параметрам МСА.

В ходе выставки также стало известно, что DRDO намерено заняться и созданием боевого беспилотного самолета.

 

Модернизация

На статической стоянке был представлен целый ряд самолетов и вертолетов ВВС Индии, в том числе и модернизированных.

Первым истребителем российского производства, который уже прошел модернизацию, стал МиГ-21бис Bison. Первый такой самолет (CU-2794), модернизированный корпорацией HAL выполнил первый полет 31 августа 2001 г. В конце текущего года такие машины начнут поступать в HAL для проведения планового ремонта.

Вторым оказался истребитель-бомбардировщик МиГ-27МЛ. Но в отличие от МиГ-21, модернизацию этих самолетов корпорация HAL, подразделение авионики DARE, DRDO и ВВС Индии провели без участия российской стороны. Эти машины были модернизированы с помощью Израиля. "Мы не поставляли эти самолеты в Индию, HAL выпускала их по лицензии. Мы поставляли только компоненты. Индийская корпорация имела всю документацию и могла провести модернизацию самостоятельно. На мой взгляд, если бы мы участвовали в этой работе, прежде всего РСК "МиГ" и корпорация "Иркут", мы провели бы ее более эффективно", - сказал президент ОАК Алексей Федоров.

Всего корпорация HAL на заводе в Nasik выпустила по лицензии 165 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27МЛ. В Индии они получили имя собственное Bahadur. В марте 2002 г., после четырех лет проектных работ ВВС Индии приняли решение модернизировать 40 самолетов этого типа. Свои предложения представили также РСК "МиГ", корпорация "Иркут", но индусы выбрали израильский вариант. Кстати, ММПП "Салют" предлагал установить на МиГ-27 двигатель АЛ-31Ф, но и это предложение "не прошло".

В итоге модернизация коснулась в основном авионики самолета, при этом были использованы наработки по Су-30МКИ. Были установлены: шина обмена данных MIL-STD-1553B, система индикации на лобовом стекле Elta El-Op SU-967, МФИ компании Thales, навигационная система с использованием сигналов GPS, новое программное обеспечение БЦВМ, датчики системы предупреждения об облучении Tarang Mk II, новая система самообороны. Самолет получил возможность нести контейнер целеуказания Litening, контейнер с разведывательным оборудованием Vinten Vicon 18 и применять современные бомбы Griffin с лазерным наведением.

Первый модернизированный самолет (TU640) выполнил свой первый полет 25 марта 2004 г., второй - 4 ноября того же года. В 2005 г. первые 8 модернизированных машин были переданы ВВС, еще по 12 машин ВВС получили в 2006 и 2007 гг. Последние 8 модернизированных МиГ-27UPG сдали военным в конце 2008 г. Этими машинами вооружены две эскадрильи ВВС Индии. В ходе модернизации ресурс самолетов продлен еще на 1200 часов, что позволит ему оставаться в строю до 2020 г.

Сегодня на очереди модернизация истребителя МиГ-29. На вооружении ВВС Индии состоит 62 машины этого типа. Шесть из них (4 одноместных и 2 МиГ-29УБ) в настоящее время находятся в Москве. Они будут модернизированы РСК "МиГ". Остальные машины пройдут модернизацию на 11-ой авиационной ремонтной базе ВВС Индии. Специалисты РСК "МиГ" уже посетили это предприятие и пришли к выводу, что индийские специалисты справятся с этой задачей. Модернизация истребителей МиГ-29 в Индии может начаться уже в 2011 г.

На выставке был представлен и модернизированный вариант транспортно-боевого вертолета Ми-35. Эта модернизация также была выполнена с помощью Израиля, но в отличие от МиГ-27UPG, вызвала негодование со стороны ОАО "Оборонпром". В частности заместитель генерального директора ФГУП "Производственное объединение "Уральский оптико-механический завод" (УОМЗ) Вениамин Элинсон сообщил "АвиаПорту", что израильская система не обеспечивает того, что должна делать оптико-электронная система: она работает только днем и только в обзорном режиме. "А наша система, которая сегодня устанавливается на Ми-35 и Ми-24, имеет большие возможности. Кроме того она позволила бы убрать из вертолета 220 кг лишнего веса", - сказал он. На презентации УОМЗ, прошедшей во время выставки российские специалисты попытались объяснить все это руководству вертолетного отделения HAL и представителям ВВС Индии. "Мы надеемся, что на русских вертолетах в Индии будут стоять русские круглосуточные системы", - отметил В.Элинсон.

У израильтян, правда, иное мнение. Elbit Systems, как сообщил журнал Vayu, "является мировым лидером на рынке модернизации восточных вертолетов (Ми-8/17, Ми-24)".

Кроме того, концу лета может быть принято решение по тендеру на модернизацию противолодочных вертолетов Ка-28 ВМС Индии. И еще неизвестно кому индусы отдадут предпочтение.

Модернизируются не только российские самолеты. На стенде корпорации HAL, например, была представлена носовая часть истребителя-бомбардировщика Jaguar DARIN 3 с убирающейся штангой системы дозаправки в воздухе и РЛС компании Elta в носовой части фюзеляжа. Кроме того, модернизирована кабина пилота, в которой цветные МФИ заменили старые стрелочные приборы. Одновременно компания Honeywell предлагает установить на Jaguar новые двигатели - F-125IN, которые не только существенно мощнее нынешних Adour Mk811 компании Rolls-Royce, но и гораздо легче.

В скором времени планируется также приступить и к модернизации истребителей Mirage 2000. В ВВС Индии их 51. Модернизации в основном коснется авионики самолета и его вооружения, хотя Snecma предлагает также оснастить самолеты двигателями М53, которые уже устанавливаются на некоторые варианты этой машины.

 

Вертолетные тендеры

В конце 2008 г. российский Ми-17В-5 победил в тендере на поставку в Индию 80 военно-транспортных вертолетов. В настоящее время Россия участвует еще в нескольких вертолетных тендерах в Индии.

В мае прошлого года Министерство обороны Индии направило запросы семи компаниям на поставку 22 ударных вертолетов. Новыми вертолетами планируется заменить часть транспортно-боевых вертолетов Ми-35 российского производства. Запросы получили компании HAL, AgustaWestland, Boeing, Bell Helicopter, Eurocopter, МВЗ им.Миля и ОАО "Камов". Хотя особой активности в этой области на прошедшей выставке не наблюдалось, пресса анализировала возможности вертолетов Tiger ARH, Ka-52AMЭ, Ми-28НМЭ, AH-64D Apache, AW-129 Mangusta и AH-1Z Viper.

Первый заместитель генерального директора ОАО "Вертолеты России" Игорь Пшеничный в ходе выставки отметил, что Ми-28Н в тендере участвует, а информацию об участии в тендере вертолета Ка-52 опроверг. По его мнению, поскольку в Индии уже эксплуатируется большой парк вертолетов "Ми", "логично и дальше продолжать эту линию". "Ми-28Н имеет прочные позиции в этом конкурсе. - Отметил Пшеничный. - "Он принят на вооружение, запущен в серийное производство, и мы считаем, что это одна из лучших машин в своем классе".

Как ожидается, МО Индии определит победителя и подпишет с ним контракт в течение двух лет. Но часть участников по некоторым сведениям уже отсеялась: Boeing не успела представить свое предложение к 30 сентября, Bell покинула тендер, поскольку Индия настаивает на прямой закупке вертолетов у производителя, а вертолет AH-1Z может поставляться зарубежным заказчикам только с одобрения руководства США.

ОПК "Оборонпром" рассчитывает также на победу в тендере на поставку Индии 197 легких вертолетов. В тендере принимает участие вертолет Ка-226Т. Благодаря новым "высотным" двигателям Arrius-2G1 модифицированный Ка-226Т по мнению генерального директора "Оборонпрома" идеально подходит к условиям тендера. Первый опытный образец вертолета планируется построить к середине 2010 г., а летом 2011 г. приступить к выполнению предусмотренных тендером демонстрационных полетов.

 

Программа МТА

Программа совместного создания среднего транспортного самолета по программе МТА пока пробуксовывает. На стенде HAL красовалась модель самолета MRTA с опознавательными знаками ВВС Индии, причем ни слова не говорилось, что этот самолет создается совместно с Россией, а АК "Ильюшин" демонстрировал модель самолета МТА, окрашенную в традиционные цвета компании, с российским триколором.

12 ноября 2007 г. стороны подписали Межправительственное соглашение о сотрудничестве по реализации программы создания МТА, которое предполагает создание совместного индийско-российского предприятия по разработке, производству, реализации и послепродажному обслуживанию самолета. Выпуск первых серийных МТА был запланирован на 2014-2015 гг. В настоящее время полностью завершены работы по аванпроекту самолета, разработан и парафирован бизнес-план проекта. На создание самолета необходимо $600 млн, причем эти расходы планируется разделить поровну между индийской и российской стороной. Однако дело пока не движется. Российская сторона никак не может определить кто же будет учредителем СП.

Между тем американцы продемонстрировали транспортный самолет С-130J, прилетевший на выставку в качестве самолета сопровождения истребителей. Контракт на поставку ВВС Индии шести С-130J-30 "для специальных операций" уже подписан, поставки должны начаться в 2011 г. Корпорация Lockheed Martin приступила к созданию С-130J в 1991 г. Первый серийный самолет был построен в 1995 г. Сегодня машины этого типа состоят на вооружении США, Австралии, Канады, Дании, Италии, Норвегии и Великобритании.

Как стало известно на выставке, Индия вскоре намерена сформулировать требования и к тяжелому транспортному самолету VLH (Very Heavy Lift). Планируется купить 12 машин этого типа. Поэтому, вероятно, американцы привезли на выставку и военно-транспортный самолет C-17, способный перевозить до 49 т груза на расстояние до 4000 км. Демонстрационные полеты этой машины внушали уважение.

 

Морские патрульные самолеты

Сегодня ВМС Индии имеют в своем распоряжении три типа морских патрульных самолетов: дальний самолет Ту-142М (8 шт.), пять средних самолетов Ил-38SD (3 из них находятся в Индии, еще два в этом году должны быть поставлены из России после модернизации) и 26 легких патрульных самолетов Do 228, которые выпускает HAL.

В части дальних морских патрульных самолетов Индия свой выбор уже сделала. Собственно говоря, он был не очень сложным, поскольку лучшего в настоящее время на рынке все равно нет. Она купила восемь самолетов Boeing P-8I, став первым иностранным заказчиком самолетов этого типа. Первую машину планируется поставить через 48 месяцев после подписания контракта, остальные семь самолетов - до 2015 г.

Первый опытный экземпляр P-8A компания Boeing выкатила из сборочного цеха завода в Рентоне 14 августа 2008 г. В начале 2009 г. самолет отправится на летно-испытательную базу компании Boeing в Сиэтле для интеграции систем и проведения дополнительных испытаний. ВМФ США рассчитывают купить 108 базовых патрульных самолетов P-8A для замены 196 устаревших P-3C. Развертывание серийного строительства с темпом в 12-18 самолетов в год планируется начать в 2012 г. Первые подразделения должны достигнуть начальной боевой готовности в 2013 г. В июле 2007 г. правительство Австралии приняло предварительное решение участвовать в производстве самолетов P-8A и заменить ими свои патрульные P-3С.

А вот на роль среднего морского патрульного самолета MRMR (Medium Range Maritime Aircraft) есть несколько претендентов.

Впервые продемонстрировал модель патрульного варианта самолета Ан-74 украинский АНТК им. О.К.Антонова. Самолет получил обозначение Ан-74Т-200МП. По словам заместителя главного конструктора по радиоэлектронному оборудованию, этот вариант создавался по требованиям ВМС Индии.

Французская компания Dassault демонстрировала на своем стенде патрульный вариант бизнес-джета Falcon 900MPA, в очередной раз показала ATR 72 ASW и ATR 42 MP итальянская компания Alenia Aeronautica.

В перспективе ВМС Индии может заинтересовать и палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения. Поэтому американская компания Northrop Grumman уже второй год подряд рекламирует на выставке самолет E-2D Advanced Hawkeye.

 

БЛА

Беспилотные летательные аппараты (БЛА) представили многие ведущие компании мира. От больших "серьезных" аппаратов до практически игрушечных вертолетов. Один из таких аппаратов продемонстрировала индийская компания, причем этот аппарат каждый день совершал демонстрационные полеты прямо перед палаткой, в которой размещался стенд, в непосредственной близости от пресс-центра.

Впервые за рубежом продемонстрировала БЛА Mantis английская компания BAE Systems. Этот аппарат дебютировал в Фарнборо в прошлом году. Впервые на выставке был представлен БЛА Rustam класса MALE (Medium Altitude Long Endurance). Его создает научно-исследовательский центр авиационных разработок ADE (Aeronautical Development Establishment) Управления оборонных исследований и разработок DRDO совместно с израильской компанией IAI в соответствии с 11-м пятилетним планом (2007-2011 гг.). Взлетная масса аппарата составляет около 600 кг, масса полезной нагрузки - до 200 кг. Практический потолок аппарата составит 10600 м, радиус действия - 300 км, а продолжительность патрулирования - 24 ч. Производство будет осуществлять частная компания. БЛА будет использоваться для сбора информации, наблюдения и разведки, целеуказания, ретрансляции радиосигнала и радиоразведки. ВВС Индии рассчитывают получить на вооружение две эскадрильи таких БЛА, которые дополнят уже имеющиеся на вооружении БЛА Heron и Searcher II. Эти аппараты ВВС Индии эксплуатирует с 2001 г.

Сухопутные войска в ближайшее время планируют принять на вооружение разведывательный БЛА Nishant. Летом прошлого года успешно завершились предварительные испытания, и теперь предстоит провести приемочные испытания опытной серии. В первую очередь такие аппараты планируется развернуть в приграничных районах штата Джамму и Кашмир. В боевых операциях Nishant сможет обеспечить корректировку артиллерийского огня, бомбовых и ракетных ударов авиации, оценки результатов поражения целей. Кроме того, этот БЛА сможет использоваться для борьбы с танками.

Дальнейшими планами, после 2012 г., предусмотрено также создание отечественного БЛА класса HALE (High Altitude Long Endurance).

 

Зарубежные новинки

Среди зарубежных новинок выставки прежде всего можно отметить двух дебютантов: БЛА Mantis, о котором уже упоминалось, и самолет раннего предупреждения и управления Gulfstream G550 CAEW. Оба ЛА уже демонстрировались на авиасалоне в Фарнборо в прошлом году.

BAE Systems разместилась на выставке в отдельно стоящем павильончике, перед которым демонстрировались два БЛА: Mantis и Herti. Везти на этот раз на выставку УТС Hawk нужды не было, эти самолеты уже стоят на вооружении ВВС Индии. Один их них - Hawk Mk.132AJT демонстрировался на статической стоянке, пятерка самолетов участвовала в параде в день открытия. Более того, индийское правительство в ближайшее время может подписать контракт на поставку еще 57 УТС Hawk. Из них 40 предназначены для ВВС, а 17 - для ВМС Индии.

Первоначально МО Индии планировали купить около 160 реактивных УТС. В марте 2004 г. было подписано соглашение о поставке 66 самолетов Hawk Mk.132, причем только 24 машины должны быть произведены на предприятии BAe Systems в Бро (Великобритания). Первые два самолета были доставлены в Бангалор 12 ноября 2007 г., а 23 февраля 2008 г. в ходе торжественной церемонии были официально приняты на вооружение ВВС Индии. На текущий момент ВВС Индии получили 23 самолета. Вторая партия из 42 самолетов по лицензии собирается на предприятии компании HAL в Бангалоре. 14 августа 2008 г. HAL официально передала индийским ВВС первый изготовленный в Индии УТС. Планируется, что последний индийский Hawk будет поставлен ВВС Индии в середине 2011 года.

Бразильская компания Embraer впервые продемонстрировала макеты салонов самолетов Lineage 1000 и Phenom 300. Как и BAe Systems экспозиция бразильской компании разместилась в отдельном павильончике, в самом удобном месте выставки - напротив статической стоянки. На стоянке также демонстрировался бизнес-джет Legacy 600. Четыре такие машины уже эксплуатируют ВВС Индии для VIP-перевозок, один самолет - пограничная служба.

Определенные успехи есть у бразильцев и на индийском рынке военной техники. В 2008 г. было подписано соглашение о поставке Индии трех самолетов раннего обнаружения и управления EMB 145 AEW&C. Поставки этих машин должны начаться в 2011 г. А DRDO работает над собственным вариантом этого самолета, для чего заказано 5 самолетов EMB 145.

 

Индийская промышленность

В целом корпорация HAL представила на выставке одну из самых крупных экспозиций. Корпорация занимает 34-е место в мире среди 100 крупнейших производителей военной техники, предлагает заказчикам 12 наименований авиационной техники национальной разработки и 14 - производимых по лицензии. На сегодняшний день HAL построила в общей сложности 3550 летательных аппаратов, 3650 авиадвигателей, отремонтировала около 8750 летательных аппаратов и 28400 двигателей.

На сегодняшний день одной из самых значимых программ является разработка легкого истребителя Tejas. Этот истребитель впервые публично продемонстрировали в полете на выставке 2001 г., тогда это был его четвертый полет. 22 января 2009 г. в Бангалоре самолет LPS-2 (KH-2012) выполнил юбилейный, 1000-ый полет. На сегодняшний день в программе летных испытаний участвуют семь машин, в том числе и три самолета фазы демонстрации технологий (TD1, TD2 и РV1). Первоначальной боеготовности первая эскадрилья истребителей Tejas должна достичь в конце 2010 г.

Если конечно, не помешают проблемы с двигателем Kaveri, к созданию которого, кстати, привлекается компания Snecma. Именно поэтому, сегодня серьезно рассматриваются вопросы установки на самолет зарубежных двигателей - американского GE414 или европейского EJ200. В планах разработчиков также дальнейшее уменьшение радиолокационной заметности самолета, в основном за счет применения в конструкции планера композиционных материалов.

Существенных успехов добилась Индия в реализации программы легкого вертолета ALH (Advanced Light Ytlicopter) Dhruv. Немалая заслуга в этом принадлежит пилотажной группе ВВС Индии, великолепные полеты которой неизменно вызывают восторг публики и восхищение специалистов.

Dhruv принят на вооружение сухопутных войск Индии в октябре 2007 г. В настоящее время HAL выполняет заказ на поставку 159 вертолетов для сухопутных войск и ВВС. Всего HAL планирует изготовить 260-270 вертолетов этого типа, причем не только для индийских заказчиков. На выставке демонстрировался VIP-вариант вертолета для президента Эквадора. Вместе еще с тремя вертолетами этого типа президентская машина на самолете Ан-124 в ближайшее время отправится в Эквадор, а к концу 2009 г. в Эквадор доставят еще три вертолета Dhruv. При этом HAL рассчитывает получить заказ еще на две машины для этой страны, но уже в санитарном варианте. Кроме VIP-варианта на статической стоянке демонстрировались четыре вертолета для Эквадора. Все они были торжественно переданы главкому ВВС этой страны 13 февраля. Стоимость контракта - $51 млн

Интерес к вертолету проявляют такие страны как Боливия (5 шт.) и Перу (2 шт.).

HAL начал поставлять на экспорт и другие вертолеты: по три вертолета Chetak заказали Намибия и Суринам.

В ходе выставки компания Turbomeca объявила о первом успешном полете вертолета Dhruv с двигателями Ardiden, которые в Индии получили обозначение Shakti. Он имеет большую на 100 л.с. мощность, чем двигатель TM333-2B2, и адаптирован для эксплуатации в экстремальных климатических условиях. Планируется, что первые 60 двигателей будут выпущены во Франции, а HAL начнет постепенно осваивать производство этих моторов. В перспективе до 80% компонентов двигателя, за исключением цифровой системы регуляции FADEC будут изготавливать индийская промышленность. Shakti также станет базой для разрабатываемой HAL программы по созданию национального двигателя для вертолетов ВВС Индии.

HAL также продемонстрировала новую версию легкого ударного вертолета LCH, который также оснащен двигателем Shakti. Первый полет вертолета должен состояться в марте 2009 г. Конструкции вертолетов LCH и Dhruv в значительной степени сходны. Взлетный вес вертолетов составляет около 5500 кг, что позволяет использовать одинаковые винты и трансмиссию. LCH может быть полностью готов к серийному производству в 2012-2013 гг. На первом этапе ВВС Индии планируют приобрести 65 ударных вертолетов LCH.

В области гражданской авиации сделано пока немного. Еще в 1996 г. премьер-министр Индии Deve Gowda сообщил, что правительство Индии поставило задачу создания 50-местного турбовинтового самолета и реактивного лайнера на 100 пассажиров. Спустя 12 лет министр обороны A.K. Энтони вновь говорил о необходимости создания пассажирского самолета для индийского рынка. Глава корпорации HAL также отметил, что индийские перевозчики сегодня всецело зависят от импорта, но HAL способен сыграть ведущую роль в деле разработки национального гражданского самолета. Такой самолет с дальностью полета 2-3 тыс. км может быть создан с привлечением внебюджетных средств в ближайшие 5-7 лет.

Национальная аэрокосмическая лаборатория NAL (National Aerospace Laboratories) уже начала предварительные исследования возможности создания 70-местного пассажирского самолета RTA-70. В настоящее время проводятся продувки моделей в аэродинамических трубах.

Среди других разработок NAL, которые демонстрировались на выставке легкий 14-местный самолет Saras оригинальной схемы и цельнокомпозитный двухместный самолет Hansa. На сегодняшний день построено два опытных самолета Saras, которые проходят испытания. Сборка третьей машины, на которой проведена "работа по весовой оптимизации" близится к завершению. Самолетов Hansa построено около дюжины, они эксплуатируются в аэроклубах.

На выставке также продолжилось активное рекламирование ракет BrahMos, правда модель самолета Ил-38SD с тремя ракетами на стенде компании уже не демонстрировалась. Генеральный директор АК "Ильюшин" Виктор Ливанов сообщил "АвиаПорту", что вариант подвески ракет на Ил-38 конструктивно проработан, но отметил, что "BrahMos все-таки несколько великоват для самолета". Тем не менее, HAL намерен вооружить самолеты Су-30МКИ так называемой серии Block II этими ракетами. ВВС Индии планируют выделить два самолета для проведения испытаний в начале 2010 г. Первый пуск ракеты с Су-30МКИ намечено произвести к 2012 г.

Андрей Юргенсон

20.02.2009
        Права на данный материал принадлежат АвиаПорт.ru

 

 Информация к размышлению:

Дипломатия в стиле Facebook

("Newsweek", США)

Барак Обама попал в Белый дом на волне поддержки пользователей интернета, поэтому есть смысл воспользоваться всемирной паутиной как инструментом дипломатии. Его госсекретарь Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) уже говорила об этом в начале месяца. "На мой взгляд, несомненно то, что мы пока лишь едва коснулись поверхности тех возможностей, которые можем использовать для общения с людьми во всем мире, - заявила она 4 февраля на встрече в столице, - мне кажется, что мы впустую теряем время, деньги и возможности, потому что не готовы эффективно общаться с внешним миром - с миром бизнеса и с людьми".

Клинтон права, проявляя энтузиазм в отношении инструментов Web 2.0. Они дают возможность отстаивать демократию в странах, которые в настоящее время доставляют крупные неприятности Соединенным Штатам - в первую очередь, в Иране, Китае и России. Но сделать это будет непросто. Тегеран, Пекин и Москва уже действуют в интернете, а в последние месяцы они активизировали кампании по манипулированию общественным мнением у себя дома.

То распространение взглядов и идей, о котором говорит Клинтон, может дать значительную отдачу. На пике войны в Газе израильское министерство по абсорбции иммигрантов провело кампанию по вербовке целой "армии блоггеров", состоящей из израильтян-полиглотов, чтобы те боролись с антиизраильскими настроениями на иностранных сайтах, вещающих на английском, немецком, испанском, португальском, русском и французском языках. Согласно сообщениям газеты Haaretz, после регистрации в министерстве эти волонтеры получили направление на сайты, которые власти посчитали "проблемными". Добровольцы могли даже регистрироваться для участия в коллективных действиях "по тревоге", реагируя на определенные статьи и опросы.

Если правительство США пойдет таким же путем, вполне логично предположить, что страны, на которые будут нацелены его действия, предпримут меры по противостоянию данной интервенции. Возможно, американские лидеры думают, что миллионы россиян, китайцев и иранцев, общающихся в последние годы в режиме "онлайн", стремятся узнать западную точку зрения. Однако власти этих стран в настоящее время уже хорошо подготовлены к тому, чтобы использовать данную тенденцию к собственной выгоде.

Российский президент Дмитрий Медведев заявил, что его администрация не собирается вводить цензуру в интернете. Но вполне вероятно, вызвано это тем, что она нашла нечто более эффективное, научившись им манипулировать. Кремль пользуется услугами частной компании New Media Stars, которую создал 29-летний депутат Думы Константин Рыков. В новую медиа-империю Рыкова входят новостные сайты, сайт сторонников Владимира Путина (zaputina.ru), онлайновые игры и телеканал прокремлевской направленности в интернете. Пробраться через эти лабиринты пропаганды в попытке эффективно разместить проамериканские сообщения и взгляды будет трудно даже искушенному в вопросах всемирной паутины госдепартаменту.

В Китае центральные и местные власти начали поощрять создание свободных социальных сетей Netizens - или этаких "интернет-граждан" для пропаганды государственной идеологии путем поиска и противодействия диссидентским взглядам в интернете. Эта практика настолько хорошо прижилась, что поддерживаемых властями комментаторов называют теперь "партией 50 центов" (из-за тех крошечных зарплат, которые они получают за свою работу в сети). Гонконгская газета Apple Daily считает, что численность этой "партии 50 центов" составляет 280000 человек. Особое давление испытывают популярные интернет-порталы и новостные вебсайты. По словам исследователя средств массовой информации из университета Гонконга Дэвида Бандурски (David Bandurski), к самым важным из них предъявляется требование нанимать собственных блоггеров-комментаторов для противодействия антиправительственным комментариям, которыми граждане сопровождают появляющиеся статьи.

К изучению кибернауки приступили и иранские клерикалы. Когда в начале десятилетия в Иране стал распространяться интернет, духовные наставники пытались поначалу контролировать онлайновую активность своих юных учеников и пропагандировать использование интернета в основном для изучения религии. Когда сеть стала более доступной, такая методика оказалась несостоятельной. В последнее время в иранском киберпространстве современная политика страны разъясняется во всей ее сложности и многообразии, а различные фракции и группировки - религиозные, полувоенные и светские - борются в интернете за влияние. Чтобы не отставать от прогресса, правительство и религиозные институты нанимают армии блоггеров, чтобы те проталкивали их точку зрения. (Новейшим этапом этих информационных войн стало решение одного из подразделений печально известного Корпуса стражей иранской революции запустить 10000 блогов для противодействия конкурирующим с ними светским и религиозным шиитским организациям.) В результате получилась настоящая какофония голосов враждующих религиозных фракций. Эксперт по иранской блогосфере из гарвардского Центра Беркмана (Berkman Center) Джон Келли (John Kelly) обнаружил, что в прошлом году доля религиозных сайтов среди 5000 самых популярных иранских блогов выросла с 16 процентов до 31.

Что все это может значить для перспектив дипломатии в киберпространстве? Многие государства манипулируют интернетом, умело используя его в собственных интересах - и в то же время, не отказываясь от старомодной тактики, например, от арестов блоггеров, которых бросают за решетку. Это говорит о том, что людям, надеющимся по дешевке воспользоваться всемирной паутиной для продвижения идей демократии и американских идеалов, предстоит суровая борьба. Пожалуй, из-за интернета работать им станет намного труднее.

26.02.2009
           Права на данный материал принадлежат "Newsweek", США

 

………………………………………

 

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Военная и военно-историческая литература  стала доступна для скачивания электронная книга:

 

 Автор и название

 Аннотация и прямая ссылка для скачивания

Владимир Семенов

Бой при Цусиме

 

Издательство: Типография т-ва М.О.Вольфъ, С-Петербург

Год издания: 1910

Качество: Хорошее

Советем прочитать книгу реального участника Цусимской битвы. Книга уникальная, написана на дореволюционном языке без всякой советской цензуры.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Михаил Барятинский

Тяжелый танк ИС-2. Наш ответ "Тиграм"

 

ИС-2 - самый мощный советский танк, участвовавший и Великой Отечественно войне. Это был ответ Урала на появление немецких "Тигров" и "Пантер", и ответ весьма достойный. Компактная и хорошо защищенная машина с длинноствольной 122-мм пушкой стали грозным противником германским "кошкам", в итоге не оставив им шансов уцелеть на поле боя. Прогрохотав гусеницами по мостовым Берлина и Кенигсберга, Вены и Праги, танк ИС-2 по праву стал одним из символов нашей победы.

 

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Дрогозов И.

Железный кулак РККА

 

Издание, посвященное истории танковых и механизированных корпусов Красной Армии, формирование которых было начато в 1932г. К началу Отечественной войны их структура претерпела ряд реформ, корпуса были усилены качественно и количественно, и к июню 1941 г. их число достигло 29. Мощь механизированных и танковых соединений РККА не знала равных в мире, однако все они не пережили первых месяцев войны, но тем не менее стали основой для новых частей и соединений, при организации которых были использованы тяжелые уроки 1941 г. Накопив опыт использования более гибких и подвижных танковых и механизированных бригад, Красная Армия с весны 1942 г. вернулась к крупным боевым формированиям. Ими стали вновь сформированные корпуса и армии, которым и довелось победно закончить войну. Справочное издание, содержащее информацию об истории и боевом пути как самих корпусов, так и входящих в них подразделений.

 

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

 

_____________________________________________________________________________

 

РЕКЛАМА на VPN

 

Если Вам нужен тот или иной  ГОСТ – заходите на сайт www.Normativ-NT.ru.

Если нужного ГОСТ-а нет, пишите на e-mail: Normativ-NT@mail.ru   


В избранное