Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

За рулем тягача

Осень – пора сбора урожая и дачных перевозок. Многих автомобилистов в этих делах выручает прицеп.

Собираясь ехать с прицепом, вспомните об особенностях его "механики". Прежде всего, смажьте буксирный шар консистентной смазкой – любой, какую найдете. Это избавит не только от быстрого износа сопрягаемых деталей, но и от надоедливого скрипа.

Современные сцепные устройства позволяют управляться с ними практически одной рукой – сцепка защелкивается автоматически. Но если у вашей принудительный стопор, не забудьте установить его. Не пренебрегайте страховочным тросом (или цепью). Дело отнюдь не формальном соблюдении ПДД! Мне довелось видеть, как оторвавшийся прицеп "собрал" на встречной полосе группу мотоциклистов. Впечатление не для слабонервных!

Что еще? Соединяем розетку прицепа и проверяем работу светотехники. Наконец, поднимаем переднюю "ногу" (если таковая есть) и надежно закрепляем в верхнем положении. Теперь вспомним о колесах. Если у прицепа и тягача они одинаковы – отлично. Мне же на "Ниве" всякий раз приходится укладывать в багажник 13-дюймовую запаску.

Все в порядке, можно ехать? Не торопитесь. Правильно ли расположен в кузове прицепа груз? Хорошо, если дышло давит на шар силой 5–15 кгс (нормативы допускают 50). Для этого нужно, чтобы центр тяжести груза был над осью прицепа. Если же невозможно, то центр тяжести лучше чуть сместить вперед (увеличив тем самым нагрузку на шар), чем назад, иначе прицеп будет разгружать задние колеса автомобиля, заодно норовя расцепиться. Надежно закрепите груз от произвольного (особенно поперечного!) перемещения – мотаясь по кузову, он может опасно раскачать автопоезд. И, кстати, постарайтесь, чтобы центр тяжести груза был ближе к середине колеи!

Трогаемся. Если тягач мощный, а прицеп пуст, вы едва ли его почувствуете. Правильно подогнанная сцепка не должна лязгать при ускорении и торможении. Прицеп тяжел – на старте прибавляем побольше газу и плавнее, мягче отпускаем сцепление. С таким старайтесь не попадать в ситуации, когда приходится трогаться в гору. Намечайте маршрут с расчетом, чтобы в пути было поменьше светофоров на подъеме.

Разгоняться с тяжелым прицепом нужно на каждой передаче почти до максимально допустимых оборотов. Переключать передачи быстро, но сцепление и в этих ситуациях включать более плавно, ведь увеличенную массу разгонять труднее.

Впрочем, останавливаться тоже... Поэтому тормозить нужно плавно и загодя, в расчете на заведомо больший остановочный путь. Помогайте тормозам – переключайте передачи "вниз"! И держите тягач и прицеп на прямой! В поворотах, где и на одиночке тормозить не просто, еще большая осторожность нужна при остановке автопоезда.

Переезжая яму или "лежачего полицейского", дождитесь третьего толчка, означающего, что прицеп тоже преодолел препятствие. Только после этого стоит прибавлять газ.

Теперь – о маневрировании. В повороте прицеп смещается внутрь. Поэтому и поворачиваем, и перестраиваемся с запасом, смещая тягач наружу поворота и контролируя по внутреннему, относительно поворота, зеркалу колесо прицепа. Чем круче поворот и длиннее дышло, тем больше прицеп сместится внутрь. И наоборот, тем меньше, чем больше расстояние от задней оси до шарнира А.

Смещение прицепа к центру поворота при разных расстояниях от задней оси автомобиля
Движение автопоезда в повороте: а – обычный вариант: колея прицепа несколько смещена к центру поворота; б – при длинном дышле прицеп смещается больше; в – при большом расстоянии от задней оси тягача до шарнира сцепки колея прицепа близка к колее тягача.

Выходит, чем короче дышло, тем проще управляться с прицепом: ведь "коротышка" пойдет практически по колее задних колес тягача? Но как только придется сдавать назад, вы поймете коварство короткого прицепа. Кажется, будто он реагирует на повороты рулевого колеса раньше, чем вы начнете поворачивать!

Итак, самое сложное при движении с прицепом – задний ход. Можно, конечно, ориентироваться по зеркалам, как водители грузовиков. Но у них нет выбора – кузов-то непрозрачен. На легковушке подобный прием, скорее, "выпендреж", чем необходимость, если, конечно, салон под крышу не завален грузом. Поэтому поворачиваемся вполоборота направо и смотрим через заднее стекло. Левая рука на руле, правая – на спинке соседнего сиденья.

Перед тем, как сдавать назад, убедитесь, что тягач и прицеп – на одной прямой. Если нет, то продвиньте автопоезд на несколько метров вперед, выровняв прицеп. Теперь, двигаясь назад, старайтесь лишь удерживать его на этой прямой, компенсируя отклонения небольшими поворотами руля.

Самое необычное для новичков – то, что руль надо крутить в обратную сторону! Чтобы прицеп пошел вправо (по ходу автомобиля), руль поворачиваем влево и наоборот. Запомнить это мало, нужно прочувствовать! Сначала потренируйтесь на просторной площадке. Не спешите: чем меньше скорость, тем проще управиться с прицепом. Если он ушел от намеченной траектории больше чем на 15–20 градусов, остановитесь и немного распрямите автопоезд, продернув его вперед. Иначе прицеп отклонится настолько, что автопоезд "сложится".

Особенности движения задним ходом автомобиля с прицепом
Движение задним ходом: а – небольшая коррекция рулем; б – "складывание" автопоезда.

Приобретя некоторый опыт, можно попробовать ориентироваться лишь по зеркалам. Это сложнее, но если захотеть – достижимо. Впрочем, повторим: этот прием важнее для профессионалов.

Теперь попробуем, сдавая назад, попасть в нужную подворотню. Легким движением руля в противоположную сторону "заламываем" прицеп, нацеливая его внутреннее, относительно поворота, колесо на угол проезда. Когда прицеп отклонится на 30–45 градусов, быстро поворачиваем руль в противоположную сторону – это позволит удержать заданную кривизну траектории. Так, слегка поворачивая баранку в стороны, корректируем движение прицепа. При въезде в подворотню плавно распрямляем траекторию. Не забывайте, что при больших углах складывания задние крылья тягача можно повредить углами прицепа!

Схема заезда легкового автомобиля с прицепом в подворотню задним ходом
Заезд в подворотню: а, б, в – различные фазы.

Если прицеп оборудован инерционным тормозом, то при движении задним ходом, в гору или переезде препятствия тормоз может сработать. Для таких случаев этот механизм отключают – блокируют. Если специального устройства конструкцией не предусмотрено, любым способом зафиксируйте подвижную часть дышла от продольного перемещения. В крайнем случае, попросите помощников подталкивать прицеп назад. Конечно, при этом они должны быть особенно осторожны, чтобы не попасть под колеса.

Будем реалистами: развернуться в неудобном месте порой намного проще, если отцепить прицеп. И времени потеряете меньше, чем на многократное тыканье туда-сюда.

Наконец, прицеп выполнил свою миссию и отцеплен. Не забудьте закрыть розетку и надеть защитный колпачок (донышко пластиковой бутылки, игрушку и т. п.) на шар – иначе обязательно вляпаетесь в оставшуюся на нем смазку. Счастливого пути!

Сергей Мишин
Ссылки в тему:
Скованные одной цепью
На буксире
Буксировка прицепа автомобилем ВАЗ-2112
В горах
По городу
Впотьмах
Едем ночью
Не теряя присутствия духа
Наш автодром
Безопасная скорость
Осторожно – дети!
Ты за рулем!
Учитесь прогнозировать
Накат и безопасность движения
Вы и ремень безопасности
Умелому занос не страшен
В теории и практике
Одного метра не хватило
Ощущение переднего привода
Обгон
Уверен – обгоняй
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное