Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Ставим на черное

Правила эксплуатации шин стоило бы походить в автошколе – настолько велико их влияние на безопасность. Тем более что существует одноименный документ (в сокращении АЭ 001-04), незнание которого не освободит от ответственности, в том числе за последствия ДТП. Увы, познания многих ограничиваются величиной "радиуса" (хотя R никакой не радиус, а конструкция шины – радиальная): чем больше, тем лучше.

Производственная гимнастика

Шины на автомобиле расположены неудобно, в самом низу – чуть что, приходится нагибаться. Осмотр с высоты собственного роста позволяет обнаружить лишь серьезно приспущенное колесо или... отсутствие оного (несмотря на рыночное изобилие, мелкие жулики не перевелись). Меж тем всякое, даже незначительное отклонение от нормы чревато неприятностями. Допустим, ускоренный износ шин и повышенный расход топлива нынче волнуют не каждого ("Гринпис" – не в счет!). А вот шалко-валкое поведение машины на дороге и "гуляющий" тормозной путь вряд ли кому-то понравятся! Так что еже недельные приседания полезны не только для здоровья, но и для кошелька.

Рекомендуемое давление найдете в инструкции по эксплуатации, а у иномарок – еще и на стойке водительской двери. Но воспроизвести цифры на практике не так-то просто – бытовые манометры чаще всего безбожно лгут. Фирменный (например, такой, каким пользуются в автоспорте) – неоправданно дорог, да и не везде сыщешь. Куда проще оттарировать тот, что есть, сравнив его показания с данными прибора, установленного в крупном шинном центре или на солидной заправке. Ведь по закону они подлежат регулярному метрологическому контролю и потому довольно точны.

Прочие требования по уходу за шинами могут показаться и вовсе кощунственными – в конце концов, машина должна обслуживать хозяина, а не наоборот. Но и аргументы специалистов небезосновательны. Взять хотя бы традиционную схему перестановки колес – такая есть в любом учебнике по автоделу. С одной стороны, мероприятие ускоряет износ – на новом месте протектору предстоит вновь притираться к дороге. Так опытная хозяйка, экономя время, периодически поворачивает овощ на терке. С другой – оно гарантирует равномерный износ всех покрышек, включая запаску. В этом и выгода: поскольку свойства шин будут изменяться синхронно, поведение авто останется привычным и предсказуемым. Кроме того, через три-пять лет нынешнюю модель покрышек наверняка снимут с производства, а переходить на новую надо, безусловно, комплектом. Впрочем, если вы ездите так много, что шины для вас расходный материал, с перестановкой можно не связываться.

В том, что колеса следует тщательно балансировать, уже никто не сомневается. Вопрос лишь – когда. Обычно водители доверяют ощущениям: если руль не трясет (дисбаланс не превышает 30 г), нечего беспокоиться. Но вибрации возникают и при куда меньших отклонениях, провоцируя износ не только шин, но и связанных с ними элементов конструкции. Поэтому балансировку колес имеет смысл контролировать регулярно. Дисбаланс, кстати, возникает и из-за грязи, налипшей на полке обода. Вот вам еще один повод демонтировать колесо – обычным "керхером" в эти закрома не добраться.

Столь же нелегко обнаружить опасные повреждения (грыжи, разрывы, порезы) на внутренней, не видимой сбоку поверхности шины. Ну не станет же солидный владелец лазить с фонариком под автомобиль!

Подытожим: через каждые 10 тыс. км колеса желательно снять с машины, вымыть, отбраковать, проверить балансировку и переставить по схеме. Список работ можно включить в очередное ТО или совместить с переобуванием по сезону – кому как удобнее. Для тех, кто привык доверять специалистам: весь цикл в расчете на одно колесо в Москве обходится от 120 рублей.

Те, кому этих забот недостаточно, не пройдут мимо многочисленных препаратов "для очистки и восстановления цвета шин". Основная задача снадобья – вернуть колесам привлекательный внешний вид (в обещанной допзащите от ультрафиолета современные шины не очень-то нуждаются). Важно не навредить: в пузырьке может оказаться как специальный состав с силиконовой основой, так и вредный для резины дешевый растворитель. Прежде чем покупать, тщательно изучите надписи на упаковке!

Теория относительности

Срок службы шин, счастливо избежавших роковых повреждений, стандарт ограничивает износом протектора – для легковушек предельно допустимая остаточная величина составляет 1,6 мм. Этот экономически обоснованный показатель гарантирует безопасность в расчетных условиях, то есть при "правильной" езде с номинальной нагрузкой и соблюдением скоростного режима. Все же большинство производителей рекомендуют иметь "аварийный" запас, меняя летние шины с износом до 3 мм, а зимние – до 4. Мнение авторитетное – стоит прислушаться.

Но и это не все. Шина, в отличие от электрической лампочки, стареет постепенно, накапливая усталость и... теряя заданные характеристики! Даже такие важные, как индекс скорости. Изготовители это знают, а потому не рекомендуют эксплуатировать шины более 10 лет. Особенно актуально это при покупке сильно подержанной иномарки – вряд ли продавец ради вашей безопасности раскошелится на новый комплект.

Свой срок службы есть и у шин типа Runflat – тех, что позволяют двигаться при потере давления. Здесь все просто – они живы, пока не повреждены либо не эксплуатировались в аварийном режиме. Но даже профильный специалист не в состоянии визуально (без демонтажа) оценить внутренние повреждения.

Жизнь взаймы

Поломать, как известно, можно все что угодно, а вот починить, к сожалению, нет. Это относится и к покрышке – из соотношения цена/качество ремонта (читай – безопасность) целесообразным следует признать только устранение прокола. Хотя современные технологии позволяют ликвидировать и более серьезные повреждения – информационные таблицы на сей счет есть в любом уважающем себя шиномонтаже. В нюансы углубляться, пожалуй, не стоит, но кое-что советуем запомнить. Так, вопреки уверениям некоторых горе-мастеров, и закачанный в полость шины герметик, и вставленный в прокол резиновый жгут – всего-навсего временные меры, чтобы без потерь добраться до ремонтной мастерской. Постоянную "пломбу" (в данном случае – грибок) можно поставить лишь после демонтажа шины с обода. При обратной сборке не забудьте заменить вентиль колеса новым. Работа копеечная, зато повысите надежность системы, исключив слабое звено.

Евгений Борисенков
Ссылки в тему:
Финишная операция
Оптимальное давление в шинах
Не трясите, колеса!
На ходу тянет в сторону
Не справился с управлением. Шины
Не потеряй колесо!
О балансировке
Для балансировки колес
Балансировка на столе
О давлении в шинах
Углы установки колес
На подвеске вместо опоры
Дорожный ремонт шины
Не дадим украсть колесо
Как затягивать колесные болты
Разбортовка колеса
Проверка регулировки схождения
Ключ для регулировки схождения колес
Для сохранения шин
Накачать бескамерную шину
Разбортовка колеса
Чтобы не застрять
Без запаски
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное