Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Со спущенным колесом

Не дайте воздуху уйти

Бескамерные шины уже давно не роскошь для средства передвижения. Более того, многие из нас, зная их преимущества, сознательно отказываются от камерных.

Отдавая в очередной раз колесо в шиномонтаж, мы не задумываемся о том, что в дороге "сервиса" рядом может и не оказаться, тогда как погнуть диск на наших "направлениях" – пара пустяков... И вот уже стоим на обочине со спущенным колесом! Хорошо, если есть камера или запаска. А если мысль о первой никогда и не приходила в голову, а вторая уже стоит на машине взамен недавно проткнутого колеса? Что делать? Кажется – ясно: перебортовать шину на ровный диск.

Но вот полчаса изнурительной работы монтировками для новичка или пять минут для мастера позади – и все готово, накачать и в путь? Не тут-то было! Производительность штатного шинного насоса настолько мала, что, как бы вы ни "частили", все напрасно – воздух успевает уйти через щели. Очевидно, чтобы наполнить шину, нужно либо сократить потери воздуха, либо как-то увеличить его подачу. Но – как?

Начнем с первого. В апрельском номере журнала за 1995 год мы довольно подробно описали несколько приемов монтажа бескамерных колес. Но знание приемов, как и в любом деле, еще не гарантирует успеха. Необходим навык, "ловкость рук" по-русски. Так, например, довольно сложно "перетащить" один из бортов шины через хамп, нанося по нему удары изнутри, через монтажную лопатку (не для того хамп придуман, чтобы это было легко!).

Особенно важно не повредить борт или закраину обода, поскольку на этом вся "бескамерность" и закончится. Хотя смазка борта мыльным раствором несколько облегчает монтаж, уменьшая силы трения и исключая "заклинивание" шины, силы, которые нужны для ее деформации при переходе хампа, никуда не исчезают.

В то же время, если удастся замкнуть внутренний объем, прижав борта шины к закраинам, то дальнейший монтаж благодаря давлению воздуха внутри проходит безукоризненно, особенно со смазкой. Нетрудно подсчитать, что при давлении в шине 2 кгс/см2 на бортовое кольцо действует сдвигающая сила почти в две тонны. То есть на один сантиметр по окружности хампа – больше 20 кгс! В шиномонтажной мастерской, где есть хороший компрессор, перетянуть борта шины через хампы нетрудно и вовсе без смазки, хотя добросовестный мастер должен понимать, что такое насилие – не на пользу резине в контакте с ободом.

Итак, главная задача при посадке бортов на обод – замкнуть, изолировать внутренний объем шины. Вот еще один способ, предложенный бывалыми.

Положите колесо диском на невысокую подставку (хотя бы пенек), чтобы шина под своим весом плотно уперлась нижним бортом в хамп. Если борт, как часто бывает, неровный, ему нужно помочь руками. В образовавшуюся между верхним бортом и закраиной обода щель закладываем веревку – в виде кольца. (Если потребуется, то это будет несколько нетугих витков, чтобы веревка создала нужное уплотнение, не теряя способности сдвигаться. И опять-таки мыло не помешает – уплотнение от этого лучше.)

Теперь задача – собраться с духом и силами, чтобы выжать из штатного насоса максимум возможного. (Будь у вас высокопроизводительный компрессор типа "Мустанг", им при определенном умении можно успешно воспользоваться, а вот горе-компрессоры многих иностранных фирм – слабаки. У большинства из них производительность очень низкая. Накачать такими уже "посаженную" шину можно. А вот посадить – трудно.)

Мы же говорим о простейшем шинном насосе, который лежит в недрах багажника. Если это классический ручной насос, да еще исправный, то остается только пожелать вам здоровья: успех дела почти стопроцентно зависит от вашей силы и выносливости. Качать нужно быстро, чтобы шина отреагировала – стала наполняться. Намыленную веревку она сдвинет за хамп, затем станет плотнее... В завершение останется только смотать защемленную бортом веревку.

Хуже ножной насос. Быстродействие его зависит от возвратной пружины, порой очень вялой. А если насос еще и миниатюрный – такими, например, комплектуются новые ВАЗы, – то посадить шину с его помощью – яркий пример трудового героизма. На собственном опыте в этом убедились – нам, скромным, это не удалось!

Следующий вариант: обматываем колесо прочной веревкой или буксировочным тросом (конечно, не стальным!) и связываем концы. Вставив монтировку и вращая ее, затягиваем "бандаж" – так, чтобы борта шины раздались и прижались к ободу. После чего, не отпуская затяжки, собираемся с духом – и опять же выжимаем из насоса и себя все соки.

Если нет ни веревки, ни троса, бывалые советуют прокатить колесо по земле, нажимая на него руками, чтобы борта опять-таки прижались к хампам. Порой, говорят, удается получить такой же результат, как в предыдущих примерах. Кстати, во всех рассматриваемых случаях не вредно, если рядом толковый помощник: двух рук часто не хватает.

Впрочем, как пошутил один из корифеев отдела эксплуатации, у всех этих вариантов общий недостаток – "фокус" удается сразу только лет через пять регулярных тренировок! Поэтому – решимся на...

Мирный взрыв

Берем примерно 10 мл бензина (по результатам нашего эксперимента – оптимальное количество для температуры 15оС). Для справки: объем крышечки от пластиковой бутылки – 5 мл, найти же ее сегодня легко везде, где хоть раз ступала нога россиянина! Из палочки и бумаги делаем факел. Заливаем в шину бензин и катаем колесо несколько секунд для лучшего испарения горючего. Вдавив ногой борт шины в глубь обода, подносим к образовавшейся щели горящий факел. Раздается хлопок – и вот уже шина сидит на своем месте! Пробовали раздвинуть границы эксперимента, залив вместо бензина растворитель-646, сжиженный пропан, эфир для пуска холодного двигателя – "фокус" ни разу не получился, хотя нужную пропорцию искали старательно. Потом решили: зачем? Бензин-то, как правило, доступнее...

Если с первого раза хороший, четкий хлопок не вышел и шина не села на обод – ничего страшного, можно повторить. Кстати, эксперимент убедил в справедливости некоторых положений науки, касающихся состава смеси бензина и воздуха. (Помните – богатая, бедная и т. п.?) Самая типичная ошибка – слишком щедрая инъекция бензина, после которой внутри шины смесь настолько переобогащенная, что никакого, даже слабого "взрыва" не получается. Пары бензина вокруг щели вспыхивают – и вяло, с черным дымом, горят, но шина на обод, конечно же, не садится. Значит, дозу нужно существенно уменьшить. Когда о таком способе мы сообщали лет пять назад, то рекомендовали заливать внутрь намного больше бензина – но эксперимент делали в мороз, при низкой испаряемости горючего. При положительной температуре, как мы убедились, начинать стоит с малых инъекций, около 5–10 мл. Чтобы "продукты" неудачной попытки не мешали новой порции бензина воспламениться, нужно проветрить внутреннюю полость шины. Хорошенько попрыгайте на ней, чтобы она "подышала".

Осторожность – мать успеха!

Если валяться в больнице в ближайшие планы не входит, будьте осторожны. Не давите на край шины палкой или монтировкой – резко надувающееся колесо с силой отбросит их. По этой же причине для факела используют палочку. В случае чего она просто сломается, а не ударит "промеж глаз"! Нажимать на борт шины нужно каблуком, чтобы пальцы стопы не попали под закраину обода. И, конечно, лучше, если на ногах сапоги или высокие ботинки, а не сандалии! На худой конец, брюки можно заправить в носки или завязать, чтобы огонь не опалил ногу.

На всякий случай отгоните зевак и советчиков. Если не удается, извлеките из этого пользу – пусть на борт шины надавит самый смелый. (Шутка!)

Спокойствие, только спокойствие!

Для тех, кто ценит его превыше всего, припасен щадящий вариант. Колесо соединяют шлангом с любым другим, достаточного объема, источником сжатого воздуха – тормозным ресивером, колесом грузовика или любой другой машины, – конечно, заручившись согласием их владельцев! Но если вы в душе остались "юным пионером", то вообще так не поступите, а воспользуетесь воздухом из собственных колес. Надев шланг ни вентиль ремонтируемой шины, отверните золотник исправной и быстро наденьте шланг на вентиль, чтобы уменьшить потери воздуха. Помощник в это время "подправляет" ремонтируемое колесо, но – подчеркнем еще раз! – пальцы под борта не сует. Нет, в этой ситуации им ничто не грозит, просто утечка воздуха будет большой.

Кстати, арифметика этой операции простая. Если исключить утечки воздуха, то вам все равно – накачать одну шину от нуля до двух атмосфер или подкачать две шины от одной атмосферы до двух. Вся беда в утечках... В общем, возни чуть больше, романтики – меньше, зато сохранность нервных клеток гарантирована.

Где взять шланг? У запасливого автомобилиста подходящий, как правило, есть в багажнике. А нет – тогда не так сложно отсоединить штатный от насоса. В конце концов, полевые условия порой вынуждают жертвовать и большим.

Михаил Ковригин,
Роман Солдатов
Ссылки в тему:
Ставим на черное
Финишная операция
Не трясите, колеса!
Не справился с управлением. Шины
О давлении в шинах
Дорожный ремонт шины
Как затягивать колесные болты
Разбортовка колеса
Для сохранения шин
Накачать бескамерную шину
Разбортовка колеса
Чтобы не застрять
Без запаски
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное