Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Похимичим?

Обслуживая автомобиль, вспомните уроки химии

Кислота замедленного действия

Слово "электролит" знакомо каждому автолюбителю. Именно от его уровня и плотности зависит работа аккумуляторной батареи. Но серная кислота, пусть и разбавленная, неосторожного обращения не прощает.

Правило первое. Если вы готовите электролит из концентрированной кислоты (обычно 94–96%), всегда следует вливать кислоту в воду, но не наоборот. Лить нужно тонкой струйкой, постоянно перемешивая (стеклянной или, в крайнем случае, деревянной палочкой). Более плотная кислота, опускаясь на дно, лучше перемешивается с водой и раствор нагревается равномернее. Тепла же при этом выделяется так много, что если, вопреки правилу, в кислоту лить воду, последняя на поверхности кислоты вскипает, разбрызгивая едкие брызги во все стороны. Кстати, при работе с готовым электролитом также старайтесь избежать брызг! Мельчайшие капельки кислоты разлетаются вокруг и при зарядке батери с вывернутыми пробками. Отсюда правило второе: защищайте глаза, кожу, органы дыхания. Лучше, если маска плотно прилегает к лицу. Очки со щитками, как показывает практика, помогают не всегда – слишком велики щели.

Впрочем, чаще всего страдает не сам "химик", а его одежда. Если она не специальная (защитная), то попавшие на ткань капельки кислоты заявят о себе не сразу, зато навсегда – дырами. Причем неважно, попала на брюки концентрированная кислота или более разбавленный электролит. Дело в том, что сама серная кислота, в отличие от воды, почти не испаряется из раствора – по мере высыхания капли концентрация кислоты растет, волокна ткани начинают разрушаться. Поэтому третье правило гласит: обслуживая аккумулятор, оденьтесь в то, что выкинуть жалко, а выйти в люди не годится. Например, дембельскую шинель! Неплох для этих целей фартук из клеенки, прорезиненной ткани и т. п. Вообще же рабочую одежду легче сберечь, если сразу после работы тщательно прополоскать ее в воде.

Что делать, если на кожу попала кислота? Не пугайтесь – ситуация не смертельная. Не стоит метаться и размахивать руками: в панике недолго еще больше обрызгаться самому, да и окружающим достанется! Осторожно поставьте емкости с кислотой на устойчивую поверхность, спокойно положите воронку, ареометр – это займет секунды. Кожа не прожигается мгновенно, как это любят показывать в кино. Промойте ее холодной (только не горячей!) водой. Ни в коем случае нельзя смывать кислоту мылом: выделившиеся жирные кислоты обволакивают кожу, препятствуя доступу воды. Затем можно ополоснуть руки в слабом растворе питьевой соды. Забрызганную электролитом одежду и детали автомобиля тоже обработайте таким раствором. Если он вспенивается, значит, "попал по назначению". Для нейтрализации подойдет и нашатырный спирт: в отличие от питьевой соды, он не оставляет пятен.

Без калькулятора

Если нужно получить раствор заданной концентрации из двух – концентрированного и разбавленного, посчитать их соотношение совсем несложно. Запишем рядом концентрации исходных растворов, а под ними в центре – концентрацию нового раствора. Находим их разности и записываем их на соответствующих диагоналях, это и есть искомое соотношение. Например, нам нужно приготовить 30-процентный раствор из 80- и 10-процентного растворов.

Правило для смешивания растворов разной концентрации

Разности равны соответственно 20 и 50, то есть на 20 частей 80-процентного раствора нужно взять 50 частей 10-процентного, или же просто 2:5.

По маслу

Смазывать все и вся в автомобиле и в гараже учат нас инструкции и бывалые мастера. Но не всегда масло на пользу. Упаси бог смазать маслицем заевший вентиль кислородного баллона. Стоит открыть его и... автора эксперимента причислят к террористам. Посмертно. Бывает, самовзгорается промасленная ветошь или опилки (окисляясь, масло выделяет немного тепла), поэтому не случайно на всех заводах обтирочные тряпочки держат в отдельно стоящих железных ящиках. Это одно из требований, за выполнением которых противопожарная служба неукоснительно следит.

Не стоит помогать маслом шине, плохо садящейся на борт, – только специальная резина выдерживает это, не разбухая. Если увидите такое в шиномонтаже, больше сюда не обращайтесь. В таких случаях пользуются мыльным раствором или, в крайнем случае, бензином – последний испарится быстро и глубоко в резину не прокнет. Закисшую гайку иногда лучше полить уксусом или слабым раствором соляной кислоты – она растроряют окислы. А закисшие гайки на клеммах аккумулятора освободит простая вода. Если же на резьбу уже накапали масло, обращаться к помощи химии поздно.

Если выпил неудачно...

Что греха таить – многих "экспериментаторов" неодолимо притягивают разноцветные жидкости с характерным запахом. Но не всякий нос заменит лабораторный хроматограф, поэтому случаются накладки. Предание о тормозухе, которую очищали, поливая холодный лом, относятся к давним временам, когда в ее состав действительно входил этиловый спирт. В появившемся позже БСК он уже заменен бутиловым в смеси с касторовым маслом. Эффект нештатного применения может оказаться неожиданным. О современных гликолевых жидкостях говорить нечего – в них нет и намека на спирт. А вот жидкость для омывания стекол пахнет соблазнительно. Не дай бог, если она содержит метиловый спирт (часто на этикетке указано – methanol) – несколько граммов достаточно, чтобы ослепнуть навсегда, а чуть переберешь – и вот уже родственникам забота: делить наследство. Как ни странно, лучшее подручное противоядие – этиловый спирт, то бишь обыкновенная водка. Оба этих спирта участвуют в одних и тех же метаболических процессах в организме, поэтому, увеличив концентрацию менее вредного этанола, можно снизить тяжесть отравления метанолом. Если водитель "принял" антифриз или тормозуху, поможет солевое слабительное. Почти во всех случаях вначале попытайтесь вызвать рвоту (исключение – отравление кислотами и другими едкими веществами – так можно усилить ожог пищевода). В "скорую" же звоните немедленно!

Анатолий Сухов
Ссылки в тему:
Береги руку, Сеня!
Дела гаражные
Как устанавливать домкрат
Ты за рулем!
Зачем отключают подушку?
Убежать от лавины
Не теряя присутствия духа
Наш автодром
Учитесь прогнозировать
Вы и ремень безопасности
Одного метра не хватило
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное