Российский Фонд социального страхования подводит предварительные итоги своей
работы за теплый период года. Около 800 тысяч россиян получили льготные соцстраховские
путевки, по которым смогли отдохнуть и подлечиться в санаториях. Известный 122-й
федеральный закон работает и в этой сфере. О первых итогах и планах на
будущее рассказывает руководитель Фонда социального страхования Галина Карелова.
- Добрый вечер. Вы смотрите "Вести. Подробности". Галина Николаевна, если цифра
800 тысяч верна на сегодняшний день, то кому и как вы раздавали эти путевки,
в чем принципы?
- Прежде всего, давали гражданам льготной категории. И в 122-м законе точно они
названы: это инвалиды и участники войны, это дети-инвалиды, это по сути
дела все инвалиды. Практически каждый мог обратиться со своим заявлением в Фонд
социального страхования и получить путевку. Но для этого надо было взять
справочку. Если была справочка от врача, которая соответствовала, то в данном
случае гражданин получал путевку.
- В начале сезона мы с вами беседовали, и вы тогда торжественно обещали
выдать миллион путевок в год.
Сейчас цифра 800 тысяч. Вы сдержите свое обещание?
- Да, мы сдержим свое обещание. Я думаю, что на конец года у нас будет один миллион
пятьдесят тысяч.
- А как работал этот 122-й закон, который так нашумел, в вашей сфере?
- В нашей сфере он работал относительно спокойно. Потому что как-то удалось неплохо
подготовиться к реализации нашей части санаторно-курортного лечения.
Во-вторых, Фонд социального страхования имел опыт такой работы. Пусть не с гражданами
льготных категорий, но с работающими гражданами, детьми. И в-третьих,
нам удалось с помощью вашей передачи и очень многих других средств массовой информации
довести до граждан, каким образом можно воспользоваться правом на
реализацию санаторно-курортного лечения.
- Если понятны принципы отбора льготников, которыми вы пользуетесь, то, наверное,
существуют и такие же принципы отбора тех санаториев, куда вы их отправляете.
Так если это фактически госзаказ, то, наверное, должен быть некий тендер и вообще
прозрачная ситуация?
- Да, ситуация у нас весьма прозрачная. У нас можно в информационной системе
Фонда соцстраха увидеть каждого льготника, каждую путевочку, каждую накладную,
каждую платежку.
- Это в Интернете?
- И даже
в Интернете.
Мы сейчас сделали такую возможность. Но более подробная информация находится
в нашей ведомственной информационной системе. Что касается тендера - он был.
Приняли участие более 1100 здравниц, но победило 967. Все известно, все это было
напечатано. Сделан приказ министра здравоохранения и социального развития,
в котором точно поименована каждая здравница, победившая в этом конкурсе. То
есть все было очевидно, все было понятно. Конечно, граждане льготных категорий
могли, особенно в первую половину года, даже выбирать, потому что выбор был относительно
большим.
- Насколько качественный этот соцстраховский отдых и это соцстраховское лечение?
- Здесь я бы ответила таким образом: на 80%, конечно, он был очень качественный.
20% отдых обеспечивали здравницы, у которых, конечно, материальная база
была хуже, чем, допустим, у основной массы здравниц. Но в целом жалоб не так
много. Они есть, мы разбирали каждую. Но я бы в целом сказала, что первый
год мы отработали в плане качества достаточно удовлетворительно.
- Вот любопытные данные: по выводам Счетной палаты, средняя стоимость путевок,
выданных региональным отделением Фонда социального страхования, скажем, по
Волгоградской области, составила 8,2 тысячи рублей, в то время как их себестоимость
составляет от 14 до 25,5 тысячи рублей. Не разоряете ли вы тем самым
наши здравницы, не обрушится ли таким образом целая отрасль, если вы оплачиваете
путевки ниже их себестоимости?
- Это не совсем так. Во-первых, мы брали путевки почти в полном объеме вне сезона,
то есть не всегда летом, и чаще всего не летом. Как правило, в это время
здравницы пустовали, и практически не работали целые коллективы. И в этом плане
наоборот, если смотреть общие итоги, то мы дали толчок развитию этой отрасли.
Я не боюсь такого вывода, это действительно так. И надо сказать, что с конца
мая стоимость путевки была повышена. Стоимость койко-дня была поднята до 500
рублей в день. Это, конечно, кажется мало, если брать в сравнении с коммерческими
путевками. А для инвалидов войны это 550 рублей, для спинальников, то
есть людей, которые часто отдыхают на колясках, это 600-800 рублей - некоторые
случаи, если было заключение комиссии. Средняя цена - 600. Таким образом,
если был большой заказ для здравниц, конечно, они выиграли. Если это был маленький
заказ, они проиграли. Поэтому мы и выбирали те здравницы, которые могли
дать достаточно большое количество путевок.
- Вы сказали, не всегда летом. Наверное, это одна из основных претензий к вам,
что вот нет в летнее время путевок?
- Да-да, вы абсолютно правы. Я еще раз, идя к вам на передачу, посмотрела последние
жалобы, которые поступили от льготников. 80% жалоб - это жалобы на то,
что им не дали путевку летом. Но они сразу оговаривают, что от социального пакета
на следующий год они не отказываются, только будьте добры, поставьте
на следующее лето. Таких просьб огромное количество, и мы будем работать, учитывая
эти особенности.
- Удалось ли вам оплачивать для льготников их дорогу к санаториям?
- Да, дорога полностью бесплатна - и железная дорога, и самолет, и автобус. Льготники
вместе с путевкой получали два талона - туда и обратно. В основном
проблем не было. Железная дорога и все люди, которые с этим были связаны, помогали
нам как могли. И в летнее время тоже, потому что многие здравницы все-таки
дали путевки и летом. Нам по сути помогали все наши перевозчики.
- А что еще, исходя из опыта минувшего сезона, вы собираетесь менять в будущем
году?
- В будущем году, конечно, надо увеличивать количество мест в здравницах для
спинальников. Это люди, которым необходимы особые условия оздоровления и даже
проживания в здравницах, потому что, как правило, эти люди приезжают вместе со
своими техническими средствами (это коляска), поэтому необходима инфраструктура,
позволяющая обслуживать эту категорию граждан. В этом году мы обслужили всего
1% граждан этой категории.
- Вы сами заговорили о колясках. Это тоже относится, наверное, к техническим
средствам реабилитации. С этого года технические средства реабилитации для
больных, инвалидов стали распределяться бесплатно именно через ваш фонд. Кому
и как и много ли здесь волокиты?
- Ну, волокита всегда есть, которая заключается в том, что надо прийти, написать
заявление, принести ИПР - это индивидуальная программа реабилитации, в
которой обязательно должно быть указано, что данному гражданину положена колясочка
- или прогулочная, или комнатная. Если это ребенок, - что это для ребенка
ДЦП. Все остальное мы пытаемся делать так, чтобы эта волокита была сведена к
нулю. Мы выдаем коляски. Во всех фондах социального страхования, кстати, кто
еще не обратился с таким заявлением, а хотел бы получить колясочку, они у нас
есть, мы вас ждем и всегда готовы помочь гражданам льготных категорий. Кто
может получить технические средства реабилитации? Это все те льготники, которые
находятся в федеральном регистре, которые получают известные ЕДВ.
- В этом году заканчивается федеральная целевая программа социальной поддержки
инвалидов. Будет ли новая программа?
- Будет, она уже принята правительством. Я думаю, эта тема была, есть и будет
под опекой государства. И президент уделяет развитию этой темы большое внимание.
Поэтому я надеюсь, что и наш фонд примет в ее реализации участие и сыграет серьезную
роль.
- Спасибо большое, Галина Николаевна. Итак, это были "Вести. Подробности" и Галина
Карелова, которая весной этого года обещала в нашей программе, что выдаст
миллион соцстраховских путевок в 2005 году. Она даже перевыполнит план, и таких
путевок будет один миллион пятьдесят тысяч.
Выпуск листа на новом месте: 1338