Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Сколько щенят у кошки Мурки

Газета.Ru | Сколько щенят у кошки Мурки
Министерство образования и науки обнародовало итоги работы экспертной комиссии
по школьным учебникам. Из 130 изученных учебников академики рискнули рекомендовать
для школы только 78.

В среду Министерство образования и науки обнародовало последние данные об итогах
экспертизы школьных учебников. По состоянию на 4 октября 2005 года на экспертизу
поступило в общей сложности 240 учебников и учебных пособий, из которых эксперты
успели рассмотреть 130. Лишь 78 учебников получили положительные заключения.

Таким образом, эксперты забраковали почти четверть школьных пособий по разным
предметам.

Как пояснил министр образования и науки Андрей Фурсенко, <учебники не проходят
экспертизу потому, что в них огромное количество ошибок, в ряде случаев грамматических>.
При этом, по словам министра, <речь не о вкусовщине, а о том, что учебники не
удовлетворяют элементарным требованиям к учебной литературе>.

Большая часть учебников, не вызвавших нареканий экспертов (49), предназначена
для начальной школы. Впрочем, в 19 учебниках для первоклашек эксперты все
же обнаружили ошибки, сделанные авторами, либо опечатки, допущенные издательствами.

В качестве примера была приведена задача по арифметике для младших классов: <У
кошки Мурки родились щенята, два черных и один белый. Сколько всего щенят
родилось у кошки Мурки?>.

С пособиями для учеников среднего и старшего школьного возраста дело обстоит
хуже. Так, по данным Минобрнауки, из шести учебников по русскому языку экспертизу
прошли лишь три, по литературе - три из восьми, а по иностранным языкам - три
из двенадцати. Из четырех же школьных учебников по истории положительных
заключений экспертов не получил ни один. Так, в одном из них утверждалось, будто
Цицерон был греком, а в другом - что Наполеон выиграл битву при Ватерлоо.

Как оказалось, относительно хорошего качества лишь школьные учебники по музыке,
изобразительному искусству и мировой художественной культуре. Из восьми
представленных на экспертизу учебников по этим предметам положительную оценку
получили семь.

Впрочем, с точки зрения экспертов, ситуация с качеством школьных учебников не
является критической.

<78 из 130 - это просто хороший показатель>, - заявил <Газете.Ru> заместитель
председателя комиссии по учебникам Российской академии образования (РАО) Михаил
Рыжаков. По его словам, чем больше плохих учебников будет отбраковано экспертами,
тем меньше их попадет в школу, а это тоже хорошо. Пока же, отметил он,
через новую, <академическую> экспертизу прошло меньше 10% учебников, находящихся
сегодня в обороте, так что основная работа еще впереди.

Новые правила экспертной оценки школьных учебников были введены лишь в 2005 году.
С этого времени экспертиза учебников проходит в два этапа. Сначала специалисты
Российской академии наук (РАН) следят за тем, чтобы учебники соответствовали
современным научным представлениям и не содержали грубых фактологических ошибок.
После этого учебник поступает в РАО, комиссия которой должна убедиться, что он
<соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся>, то
есть будет ему понятен.

Лишь учебники, одобренные обеими инстанциями, получат министерские грифы <Допущено>
и <Рекомендовано> для преподавания в школе, а затем войдут в федеральный
перечень учебников для общего образования. Из них, как рассказал <Газете.Ru>
Михаил Рыжаков, и будут в основном сформированы школьные библиотеки. Правда,
негрифованные учебники в школе тоже попадаются. Но их, по оценке Михаила Рыжакова,
не больше 1-2% общего количества учебников.

Грифы действительны пять лет с момента присвоения. И те, что были получены по
старым правилам, без участия экспертных советов РАН и РАО, как подчеркнул
Михаил Рыжаков, отменены не будут. Так что по учебникам, которые попали в школы
до введения экспертизы РАН и РАО, будут продолжать учить детей, пока они
совсем не истреплются или не закончится срок их грифования, даже если возникают
вопросы по их качеству.

В целом, говорят эксперты, академическая экспертиза школьных учебников - <фактор
положительный>.

Как рассказала <Газете.Ru> автор школьных учебников и учебных пособий по отечественной
истории Лекха Жукова, в некоторых из них содержатся <совершенно экзотические>
концепции событий отечественной и мировой истории. По ее словам, ребенок школьного
возраста еще не способен разделять <авторское> и объективное в изучаемом
курсе и навсегда запоминает, что Вторую мировую войну, например, выиграли американцы,
а Василий Шуйский строил в России рубежа XVI-XVII веков правовое
государство. Особенно много спорных учебников, по словам Лекхи Жуковой, появилось
в 90-е годы. На некоторых из них стояли грифы <Экспериментальный>, но
по ним все равно учили школьников. А потом у них были проблемы не только с поступлением
в вуз, но и при переходе из одной школы в другую, соседнюю.

Теперь же, помимо того что будут отбракованы учебники с грубыми ошибками и опечатками,
академики смогут обратить внимание и на их концептуальную сторону.
<Ведь школьный учитель не обязан знать, какая концепция является общепринятой>,
- подчеркнула она. Эксперты РАО должны отсечь учебники как со слишком сложным,
научным языком, который не понимают не только дети, но подчас и учителя, так
и чрезмерно облегченные учебники. <И будут наконец нормальные учебники>, -
надеется Жукова.

Пока же, по словам замминистра науки и образования Андрея Свинаренко, <главный
вывод, к которому пришли эксперты министерства и профакадемий, состоит в
том, что качество абсолютно всех школьных пособий требует резкого улучшения>.

13 ОКТЯБРЯ 2005 17:30

Выпуск листа на новом месте: 1333

Ответить   Mon, 17 Oct 2005 07:08:19 +0400 (#457375)