КАК С УСПЕХОМ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО
Сегодня рассмотрим с подачи группы «Ария» правила использования визуальных средств.
Следом улетит обещанное приложение по пресс-конференциям. Затем отправлю выпуск,
посвященный письмам читателей. Как я и поклялся, теперь разбор писем будет в
отдельных выпусках. В них же будет и самая интересная информация. Это не специально,
просто многие задают интересные вопросы, а это подразумевает интересные ответы.
Читаем.
Как вы помните, зрительный нерв человека в 50 раз толще слухового. Что делать
оратору, обладающему этой информацией и головным мозгом?
Выступая перед аудиторией, обязательно придумываем, что ей можно показать. Сам
объект, его копии, изображения, схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии,
карты и так далее. Визуальные вспомогательные средства вносят в ход пресс-конференции
разнообразие, позволяют удерживать внимание, повышают запоминаемость.
Сейчас весь цивилизованный деловой мир использует мультимедийные проекторы. Материал
готовится в программе “Power Point”, или аналогичной. Фотоснимки (если они сняты
не цифровой камерой) сканируются и обрабатываются. Это несложно. Изображение
получается четким, смена кадров управляется компьютером. Зрелище впечатляющее.
Впрочем, и обычный слайдпроектор не устарел. И оверхед (кодоскоп) годится. Все
это называется визуальной презентацией. Но, подбирая материал для нее, располагайте
его таким образом, чтобы последовательность зрительных образов обеспечивала повышение
эмоционального напряжения (в хорошем смысле слова). Только не затемняйте, при
этом, помещение полностью: оставьте собравшимся возможность что-то записывать.
Изображения комментируйте кратко и точно, связывая текстом одну картинку с другой.
Нельзя сначала показывать картинки, а потом делать доклад. Должно быть все наоборот.
Или параллельно. После того, как показаны картинки, самый хороший доклад воспринимается
тяжело. “Слово – плохой конкурент изображению”.
Нужно тщательно продумать технические детали. И провести репетицию с использованием
всей техники. Технические сбои всех видов вызывают раздражение публики. Многие
из нас были свидетелями таких случаев: только хотят показать слайды, как выясняется,
что соединительный шнур слишком короток, проекционный аппарат установлен слишком
далеко, изображение не соответствует экрану, три слайда вставлены неправильно
и различить изображение можно только стоя на голове, нельзя найти выключатель
света и т.д. Присутствующим, в этих случаях, не до смеха. Особенно оратору.
Некоторые докладчики начинают обстоятельно заниматься наладкой аппаратуры уже
после приветствия. Знакомо? Следует все обдумать заранее. Необходимо также провести
прогончик: как действует договоренность с помощником о последовательности показа
слайдов, включении/выключении света и т.д. Можно договориться об условных сигналах.
Этого я за Вас не сделаю, придумайте сами.
Наглядные материалы предъявляется только тогда, когда они нужны. Нельзя их развешивать
или проецировать на экран заранее. Сразу убирайте то, о чем уже сказано.
Безусловно, если есть возможность показать сам объект - замечательно. Но и здесь
не обходится, иногда, без курьезов. Мне приходилось принимать участие в подготовке
презентации марки “Motorola”. Организаторы привезли огромный надувной пейджер.
Он не поместился в помещении, и его пришлось выставить в саду. Он полностью оттянул
на себя внимание собравшихся, но это было в те годы, когда у нас о пейджерах
(биперах) еще и не слыхивали. На законный вопрос участников: “А что это?”, несчастные
организаторы пытались ответить: “Ну, это пейджер, ну это такая маленькая штука”
и т.п. Занятно, что у организаторов не нашлось ни одного настоящего прибора.
Если показать возможности нет, строим свою речь таким образом, чтобы вызвать
картинку перед ВНУТРЕННИМ взором публики. Описываем красочно, используя глаголы
ВИЗУАЛИЗАЦИИ. Выглядит это, примерно, так: «Представьте себе, как…», «Давайте
рассмотрим следующие…», «Давайте взглянем на это иначе…», «Если присмотреться
к этой проблеме пристальнее…». При этом жестикуляция должна быть активнее. Впрочем,
о ней в особом выпуске.
Успех любого выступления (и это доказано) на 60-70% зависит от того, что публика
ВИДИТ, на 20-30 от того, КАК говорит оратор; и только на 10% от того, ЧТО он
говорит. А мы как обычно готовимся? Пишем-пишем-пишем, собираем информацию и
снова пишем-пишем-пишем. Делайте выводы.
Но главный визуальный объект, - это, конечно, Вы сами! Здесь все играет роль.
И чем мельче деталь, тем она значительнее. Как ни странно. Мне приходилось принимать
участие в исследованиях, в которых выяснилось, как важны, например, носки в костюме
мужчины и колготки в костюме женщины. Испытуемые часто не могли вспомнить цвет
и фасон верхней одежды, но без труда восстанавливали в памяти сизоватость носков,
недостаточную упругость чулок, мятость носового платка, волосок, торчащий из
уха, проступающие сквозь ткань очертания элементов нижнего белья. Такие вот дела.
Мотайте на ус.
Наверное, взрослым людям я не буду говорить, что нужно побриться, почистить обувь,
погладить костюм и т.д. Скажу вещи неочевидные. С утра 2 минуты гримасничаем,
глядя на себя в зеркало. Активно. Не задерживаемся на одной гримасе более чем
на 4 секунды. Строим самые невероятные рожи. Это разминает мышцы лица, стимулирует
кровообращение, делает вашу мимику более живой. Кроме того, лицо станет более
подтянутым и здоровым на вид. Это очень важно, аудитория должна видеть здорового,
бодрого, энергичного, сильного, уверенного в себе человека. Действует сильнее
всяких слов. Это не относится к тем случаям, когда Вы выступаете на благотворительном
вечере и с просьбой о пожертвованиях. Гримасы можно включить элементом в обычный
утренний набор действий между чисткой зубов и бритьем.
К визуальным средствам воздействия на аудиторию относится, безусловно, и перемещение,
жестикуляция, различные ораторские позы. Но это материал для следующих выпусков.
Желаю вам здоровой популярности!
Искренне Ваш Радислав Гандапас http://www.radislavgandapas.com
Говорите лучше, пишите чаще radislavgandapas@mtu-net.ru