КАК С УСПЕХОМ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО
Выпуск 8
Посвящается читательнице рассылки по имени Зульфия. Она вошла в историю рассылки,
поскольку первой написала письмо, в котором было хоть одно доброе слово. Впрочем,
в письме и было только одно слово: «Спасибо»
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, ИЗВИНИТЕ!
Говорят, именно такую фразу произнес Карл Маркс, когда его оживили в прошлом
году и предложили выступить по телевидению с речью, но только очень короткой
Итак.
СЕГОДНЯ
В 1 ЧАС 30 МИНУТ ПО МОСКОВСКОМУ ВРЕМЕНИ
УСТРАНЕНА
ПРИЧИНА НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВЫХОДА
ЦЕЛОГО КУСКА ИЗ ПЕРВЫХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ
КОТОРЫЙ ПОЛУЧАЛО ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО
НИ В ЧЕМ НЕ ПОВИННЫХ ПОДПИСЧИКОВ
Подписчики всех стран, извините!
Извинили? Переходим к делу. Сегодня по многочисленным требованиям отписавшихся
будет скучный выпуск. Я продолжаю свою песню об «Арии». Как Вы помните, музыкантам
досталось за недостаточное вовлечение публики в шоу. Казалось бы, да что там,
пустяки. Ан нет!
Человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и
лишь 10% того, что делает. Посудите сами, что Вы запомните лучше: рассказ том,
как кому-то дали по морде, ситуацию, когда Вы были свидетелем, как кому-то дали
по морде, или ситуацию, когда Вам самому дали по морде?
Помните, как в детском спектакле Баба-Яга спрашивает у детей-зрителей: «Куда
пошел Иванушка? Туда?» и детки проходят первый урок публичной лжи и, дружно крича,
показывая в противоположную сторону: «Туда!». Баба-Яга, как бы ошибаясь, показывает
именно туда, куда он удалился: «Туда?». Дети (уже громче раза в три и с подскакиванием
с мест): «Туда-а-а-а!!!». И так несколько раз, пока зрители не вспотеют. Что
это? Отличное использование этого приема. Только когда зрители подрастают, с
ними перестают работать по этому принципу. А напрасно
Как эту информацию может использовать профессиональный оратор? Он придумывает,
как вовлечь зал в то, что он делает:
· Он задает вопросы залу
· Он, как бы ошибаясь, просит его поправить
· Он просит кого-либо из сидящих помочь ему в чем-то (дать знак, когда истекут
20 минут, закрыть форточку, выключить свет, раздать материалы и т.п.). В этом
случае неважно, что помощь оказывает один человек. Аудитория ощущает себя единым
организмом (что так и есть на самом деле) и воспринимает это, как «мы помогли».
· Он просит поднять руки тех, кто… имеет научную степень, подписан на деловые
издания, занимается спортом (зависит от темы выступления). При этом он тоже поднимает
руку, показывая пример реагирования, чтобы сработала цепная реакция.
· Он просит придвинуться ближе
· Он спрашивает, не отсвечивает ли доска, не следует ли включить свет поярче
и т.п. Таким образом, аудитория вовлекается в принятие решений (а это ей еще
и льстит)
· Он говорит: «Возьмите в руки тезисы моего доклада и откройте на странице 17.
Открыли? Разверните и поднимите над головой. Так, вижу. А у Вас что, нет тезисов?
Передайте, пожалуйста, коллеге тезисы. Так… начнем…» А дальше произносит свою
речь, никакого отношения к странице 17 не имеющую. И никто ничего не замечает,
как у хорошего фокусника.
Если меня не остановить, этому списку не будет конца, многое я просто придумал
на ходу. Значит, сможете придумать и Вы. Главное – понять принцип.
Что могла сделать «Ария»?
· «Мы 16 лет на сцене. Первый раз мы выступили так давно, что начинаем забывать
слова песен. Помогите нам восстановить в памяти первый куплет песни «Тореро»!
Как? Не слышно!!! Дружнее! Качаются чаши чего? Часов? (Публика: «Весов!!!», )
Лесов? (Публика: «Весов!!!!!!!!!!!!»)» и так далее. Понятно, что все это с шутливыми
интонациями.
· «Поднимите руки те, кто первый не первый раз на нашем концерте. Выше, не вижу.
Что, никто? А-а-а, теперь вижу. Отлично. А теперь те, кто пришел впервые. Привет
вам, ребята. Ну как, нравится? Еще придете? Не слышу! Отлично. Давайте все вместе
поприветствуем наших новых друзей!»
И этому списку не будет конца. Кто-то скажет: «Да все это детский сад». Возможно.
Но работает безотказно. Забудьте, что люди перед Вами уже в солидном возрасте
и в костюмах. Это все понты. Они так хмурятся, чтобы Вы не догадались, что в
душе они остались детьми. И как только Вы поведете себя с ними, как с детьми,
они поведут себя как дети с взрослым дядей. Проверьте сами. Часто, когда аудитория
утомлена а я уже двадцатый докладчик, я говорю (абсолютно без иронии): «Так,
дети, смотрим на меня. Так. Вот сюда, в глазки дяде посмотрели. Ручки сложили.
Так, и тишина в классе». И действительно, устанавливается гробовая тишина. На
лицах появляется шаловливое выражение. Стереотипы детства не изживаются с годами.
Далее идет вполне серьезное выступление.
На этом принципе построили рекламную кампанию Миттерана. На все предвыборные
листовки его снимали чуть снизу. Руки его были разведены в стороны, а глаза приветливо
смотрели в объектив. В нашей детской памяти навсегда запечатлелась картинка (когда
мы были маленькие, мы смотрели снизу): папа, пришедший с работы и наклоняющийся
к нам в разведенными руками, чтобы притиснуть к себе, к своей куртке, пахнущей
табачным дымом, бензином и одеколоном. Такими щемящими и сладкими запахами детства.
Прижать к своей уже колючей щеке. Поцеловать еще холодными с мороза губами. И
нам становится спокойно-спокойно, мы почти счастливы: «Папка пришел!». Именно
это нужно было пробудить во французах. Не сказать прямо, а сделать так, чтобы
они захотели снова ощутить это спокойствие и тихую радость, глядя на портрет
Миттерана: «Папка пришел!»
Есть и более мощный инструмент вовлечения. Манипулятивный. Звучит это страшно,
а выглядит не очень. Как вербуют новых агентов разведки? Для установления сильного
эмоционального контакта, претенденту можно предложить помощь: устроить сына в
институт, достать лекарство для жены, посидеть с ребенком. Гораздо больше к нам
привязываются люди, которых мы просим оказать нам помощь: устроить сына в институт,
достать лекарство для жены, посидеть с ребенком. Иногда на тренингах я прошу
организаторов не расставлять кресла. Когда же собираются участники, я их приветствую
и говорю следующее: «Пожалуйста, ПОМОГИТЕ МНЕ (!) расставить кресла». И сам,
имитируя старческую беспомощность волоку одно из них в круг. Заметьте: не «РАССТАВЬТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА», а «ПОМОГИТЕ МНЕ». Во второй день тренинга я показываю слушателям,
сколько раз они купились на манипулятивные приемы тренера по вовлечению, привлечению
внимания и перехвату инициативы. Это работает гораздо лучше, чем лекции о том,
как правильно и т.п. Почему? Да вы сами теперь знаете: «Человек запоминает 10%
того, что он слышит, 40% того, что он видит, и 90% того, что делает»
Сделайте это и Вас не забудут!
Верю в вас
Искренне Ваш Радислав Гандапас
radislavgandapas@mtu-net.ruhttp://www.radislavgandapas.com