Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Оборонно-промышленный комплекс, новости, история, развитие


23 июня
23 июня 1987 года летчики И.В. Вотинцев, Н.Ф. Садовников на самолете Т10У-2 (Су-27УБ) совершили беспересадочный перелет с четырьмя дозаправками в воздухе, по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва

23 июня 1960 года принято постановление правительства «О создании мощных РН, спутников, КК, освоении космического пространства в 1960-1967».

23 июня 1957 года в Ленинграде возобновлена традиция полуденного выстрела, прерванная в 1934 году, производимая с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

23 июня 1947 года Советское правительство приняло решение о строительстве ракетного полигона в Капустином Яру (Астраханская область).

23 июня 1944 года началась Белорусская стратегическая наступательная операция («Багратион»). Проводилась войсками 1-го Прибалтийского (генерал армии И.X. Баграмян), 1-го (Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский), 2-го (генерал армии Г.Ф. Захаров) и 3-го (генерал армии И.Д. Черняховский) Белорусских фронтов npи участии Днепровской военной флотилии (контр-адмирал В.В. Григорьев).

23 июня 1941 года создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР – высший орган стратегического руководства военными действиями Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне под председательством С.К. Тимошенко.(10 июля 1941 преобразована в Ставку Верховного Командования, а 8 августа 1941 — в Ставку Верховного Главнокомандования)

23 июня 1935 года коллектив первого в стране РНИИ избрал К. Э. Циолковского почетным членом технического Совета института.

23 июня 1911 года родился Кузнецов Николай Дмитриевич. Конструктор авиационных и ракетных двигателей. Ген. конструктор ОКБ в Куйбышеве. Действ. член РАН. Дважды Герой Соц. Труда. Лауреат Ленинской премии.

23 июня 1845 года в России принят Манифест, ограничивающий возможности получения дворянства за заслуги (получение потомственного дворянства возможно лишь при чине не ниже 5-го класса, а не 8-го, как прежде).

23 июня 1812 года в 10 часов вечера 300 поляков 13-го полка наполеоновских войск у местечка Понемунь в районе Ковно начали форсировать на лодках Неман. В несколько часов наведены понтонные мосты. На рассвете армия Наполеона осадила русский берег и тремя колоннами начала продвижение вглубь русской земли и вскоре заняла Ковно.

23 июня 1724 года Российская империя и Турция в Константинополе заключили договор, по которому Россия сохраняла каспийское побережье, а Турция — Тифлис и Эривань.


23.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 С ЛАЗЕРНЫМ ДАЛЬНОМЕРОМ НА МАКС-2015

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 в Жуковском Корпорация «Иркут» впервые публично представила опытный самолет Як-130 (борт. №1) с новым радиоэлектронным оборудованием на статической стоянке.
Этот учебно-боевой самолет Як-130 с лазерным дальномером, предназначенным для визуального распознавания экипажем наземных и надводных целей, и измерения наклонной дальности до них.
Як-130 (бортовой номер 01) доработан ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева», входящим в состав корпорации «Иркут», с учетом пожеланий инозаказчиков в целях повышения боевой эффективности самолета, используемого не только в учебных целях, но и в качестве легкого ударного самолета.
Наличие лазерного дальномера позволяет обеспечить боевое применение Як-130 в сильно пересеченной местности (горы, ущелья), повысить точность определения координат оперативной цели и применения существующей номенклатуры авиационных средств поражения.
Як-130 способен нести управляемое и неуправляемое вооружение, что позволяет эффективно применять самолет, как в ходе обучения, так и при решении боевых задач.
На выставке на самолете демонстрировалось вооружение: две ракеты класса «воздух-воздух» типа Р-73, два блока НУРС, два подвесных топливных бака (ПТБ), пушечный контейнер. Перед самолетом был показан еще один вариант подвески, включающий другой тип НУРС и авиабомбы малого калибра.
На самолете было так же подвешено два контейнера бортового комплекса обороны «Талисман». Он предназначен для защиты от управляемого ракетного оружия с радиолокационной и оптико-электронными (инфракрасными) системами наведения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА «ТАЛИСМАН»
∙ Диапазон частот: 4,0-18,0 ГГц
∙ Выходная мощность: 10 Вт
∙ Потребляемая мощность: 1200 Вт
∙ Электропитание: +27 В или-115 В
∙ Режим работы: автоматический

Суммарная масса боевой нагрузки, размещаемой на девяти наружных точках подвески – 3000 кг.
Открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования позволяет расширять номенклатуру вооружения за счет перспективных авиационных средств поражения российской и зарубежной разработки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Макс. истинная скорость, км/ч 1060
Макс., М 0,93
Макс, высота полета, м 12500
Макс. взлетная масса с боевой нагрузкой, кг 10290
Масса топлива во внутренних баках, кг 1700
Масса топлива в подвесных баках, кг 2×450
Силовая установка 2хТРДД АИ-222-25
Макс, тяга, кг 2×2500
Макс, установившаяся перегрузка, g (Н=5000м/16400фт) 4,5
Диапозон эксплуатационных перегрузок, g (без подвесок) +8/-3
Практическая дальность полета (без ПТБ) (Н=11000м/36090фт), км 1600
Внешние точки подвеса 9
Макс. масса боевой нагрузки, кг 3000
Назначенный ресурс планера, л.час. 10000
Срок службы самолета 30

«БАСТИОН», 23.06.2020

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 С ЛАЗЕРНЫМ ДАЛЬНОМЕРОМ НА МАКС-2015. ЧАСТЬ 1
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 С ЛАЗЕРНЫМ ДАЛЬНОМЕРОМ НА МАКС-2015. ЧАСТЬ 2
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 С ЛАЗЕРНЫМ ДАЛЬНОМЕРОМ НА МАКС-2015. ЧАСТЬ 3
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130 С ЛАЗЕРНЫМ ДАЛЬНОМЕРОМ НА МАКС-2015. ЧАСТЬ 4
УДАРНЫЙ БОЕВОЙ САМОЛЕТ НА БАЗЕ ЯК-130
12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

23.06.2020

В Новочеркасске прошла генеральная репетиция парада Победы под руководством командующего 8-й армией Южного военного округа (ЮВО) генерал-лейтенанта Андрея Сычевого.
В репетиции приняли участие более 1 тыс. военнослужащих Новочеркасского гарнизона ЮВО, а также порядка 450 представителей других силовых структур и ведомств, было задействовано более 60 образцов современной и исторической техники.
Вслед за пешими парадными коробками прошла механизированная колонна в составе: танк Т-34, ЗИС-3 «Катюша», БМ-13, бронетранспортёр БТР-82А, БМП-3, танки Т-72 Б3, миномётные комплексы 2С-12 «Сани», гаубица Д-30, гаубица 2А 65 МСТА-Б, БМ-21 «Град-М», «Панцирь-С» (ЗРПК), ПУ С-300, РЭМ-КЛ, ГАЗ-2330-14 «Рысь».
Также в небе над городом пролетели восемь современных самолетов 4-й армии ВВС и ПВО ЮВО.
Завершилась репетиция исполнением участниками парада знаменитого военного марша «Мы – армия народа» композитора Георгия Мовсесяна.
При подготовке к торжественным мероприятиям проводится комплекс санитарно-противоэпидемиологических мер, направленных на исключение заноса и распространения инфекционных заболеваний. Подразделения РХБ защиты ЮВО регулярно проводят дезинфекцию предназначенных для перевозки личного состава транспортных средств, помещений для проживания, все участники тренировок находятся под пристальным наблюдением военных медиков. Каждый военнослужащий прошел тестирование на наличие коронавирусной инфекции.
Личный состав обеспечивается средствами индивидуальной защиты – перчатками, медицинскими масками и антисептиками, контакты с другими военнослужащими, гражданским персоналом и местным населением максимально исключены.
Пресс-служба Южного военного округа

ПАРАД ПОБЕДЫ 2020 ГОДА


В Нижнем Новгороде легендарный танк Т-34 задействован в тренировках торжественного шествия в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войны.
Лучший танковый экипаж Западного военного округа прошел специальное переобучение для управления исторической техникой. Перед тренировкой танк прошел полное сервисное обслуживание с заменой всех расходных деталей и материалов.
Также в рамках торжественного шествия пешей и механизированной колонны в Нижнем Новгороде пройдет исторический грузовик ГАЗ-АА («полуторка»), советский армейский внедорожник ГАЗ-67, современные танки Т-72Б3, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, реактивные системы залпового огня «Ураган» и «Град», тяжелые огнеметные системы «Солнцепек», бронеавтомобили повышенной защищенности «Тайфун», а также оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М».
Всего в торжественном шествии 24 июня в Нижнем Новгороде будет задействовано около 1 тыс. военнослужащих и более 150 единиц вооружения и военной техники Западного военного округа.
Пресс-служба Западного военного округа

ПАРАД ПОБЕДЫ 2020 ГОДА


Головной корвет «Гремящий» проекта 20385 вернулся на Северную верфь для прохождения первичной ревизии и устранения замечаний по этапу государственных испытаний, сообщает пресс-служба ПАО СЗ «Северная верфь».
Как отмечается, первичная ревизия продлится в течение месяца. За это время «Гремящий» пройдет доковый осмотр, кораблестроители проведут ревизию агрегатов и корабельных систем, выполнят очистку цистерн и другие работы по подводной части корпуса, восстановят изоляционное и лакокрасочное покрытия на корабле, отработают замечания экипажа.
В августе 2020 года корвет выйдет на заключительный этап государственных испытаний, после завершения которых будет передан флоту, говорится в сообщении.
Корвет «Гремящий» является головным кораблем проекта 20385. Многоцелевые корветы (сторожевые корабли) проекта 20385 разработаны ЦМКБ «Алмаз» на базе проекта 20380. От предшественников новый корвет отличают усиленные ударные возможности, а также система противовоздушной обороны, сообщает ВТС «Бастион».
Корветы проекта 20385 предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы. Корвет «Гремящий» строится для Тихоокеанского флота. Для тихоокеанцев Северная верфь строит еще один корвет этого же проекта – «Проворный».
ВТС «Бастион»

КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385


Правительство РФ денонсирует договор с Казахстаном об использовании радиолокационной станции Балхаш в российской Системе предупреждения о ракетном нападении. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
«Одобрить предложение о денонсации соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан об условиях передачи и о порядке дальнейшего использования казахстанского узла Балхаш в российской Системе предупреждения о ракетном нападении, подписанного в Москве 2 декабря 2014 года», – говорится в документе.
Казахстанский узел Балхаш включает в себя радиолокационную станцию «Днепр», которая используется в составе российских систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. На замену Балхашу Россия ввела в строй новую радиолокационную станцию «Воронеж-М» под Орском.
Радио Sputnik

СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАКЕТНОМ НАПАДЕНИИ (СПРН)


В соответствии с Государственной программой вооружения в Воздушно-десантные войска продолжают поступать современные комплексы мониторинга для разведывательных подразделений.
До конца 2020 года в соединения Воздушно-десантных войск поступит около 10 комплектов роботизированной малогабаритной системы мониторинга 1К144 «Сектант».
Комплекс мультимониторинга 1К144 – современное поколение разведывательно-сигнализационных систем, который способен определить количество техники и ее тип (включая низколетящие вертолеты), число движущихся людей, характеризуя, вооружен человек или нет, а также выдать координаты и направление движения объектов.
Также комплекс может выдавать информацию и в условиях боя, это возможно за счет оснащения комплекса различными типами датчиков – сейсмических, магнитометрических, а также устройств инфракрасного диапазона.
1К144 также способен самостоятельно подстраиваться под уровень помех, является слабоуязвимым (способен работать при разрыве снаряда на расстоянии 5 м) и малозаметным. Зона передачи данных от датчиков может доходить до 15 км, срок непрерывной работы — до 30 дней. Расчетный срок эксплуатации комплекса — пять лет.
Размер комплекса не превышает 20 сантиметров, вес, в зависимости от комплектации составляет от 150 до 600 грамм. Устройство устанавливается под землей и фактически находится под ногами противника.
Информация передается на портативный пульт оператора или автоматизированное рабочее место.
В 2020 году комплекс 1К144 поступит в отдельные гвардейские десантно-штурмовые соединения в Улан-Удэ и Уссурийске.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

МАЛОГАБАРИТНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА 1К144 ДЛЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ


Как сообщила 19 июня 2020 года пресс-служба Восточного военного округа, морской буксир «Андрей Степанов» проекта 23470, построенный специально для Тихоокеанского флота, завершил испытания на Черном море и готовится к переходу из Севастополя на Камчатку, где войдет в состав отряда судов обеспечения Войск и сил на Северо-востоке России. Планируется что судно прибудет к месту дислокации Северным морским путем.
Сформированный ранее на Камчатке экипаж уже прошел обучение, освоил материальную часть судна и работал в тесном взаимодействии с заводской сдаточной командой. В ходе испытаний проведены посадки на буксир палубного вертолета.
Основные задачи буксира включают в себя проведение эскортных операций в дальней океанской зоне, перевозку грузов, ломку льда, а также участие в поисково-спасательных и специальных операциях, в том числе в ликвидации последствий аварийных разливов нефти, снятии с мели кораблей и судов, тушении пожаров на плавучих объектах и береговых сооружениях.
Судно имеет водоизмещение около 3200 тонн, автономность более 30 суток, дальность плавания свыше 3000 морских миль.
«Андрей Степанов» (заводской номер 411) является вторым в серии из пяти морских буксиров проекта 23470, строящихся для ВМФ Российской Федерации на ПАО «Ярославский судостроительный завод» (ЯСЗ). Проектант – АО «ЦКБ «Балтсудопроект». Государственный контракт № З/1/1/0135/ГК-14-ДГОЗ на изготовление и поставку двух первых морских буксиров проекта 23470 для ВМФ Российской Федерации был заключен между Министерством обороны Российской Федерации и ЯСЗ 24 марта 2014 года.
https://bmpd.livejournal.com

ПОДПИСАН ПРИЕМНЫЙ АКТ МОРСКОГО БУКСИРА «АНДРЕЙ СТЕПАНОВ» ПРОЕКТА 23470
МОРСКОЙ БУКСИР ТИПА «СЕРГЕЙ БАЛК» ПРОЕКТА 23470


Международное (со штаб-квартирой в Нидерландах) судостроительное объединение Damen Shipyards Group 19 июня 2020 года подписало с германским федеральным оборонным закупочным ведомством Bundesamt fur Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr (BAAINBw) контракт на техническое проектирование и постройку для ВМС Германии четырех больших фрегатов нового проекта Mehrzweckkampfschiff 180 (MKS 180). Стоимость контракта составляет 4,6 млрд евро и предусматривает ввод в строй четырех кораблей проекта MKS 180 в период с 2027 по 2031 годы. Постройка головного корабля должна быть начата в 2023 году. Опцион к контракту предусматривает возможность постройки еще двух кораблей проекта MKS 180 после 2032 года.
Подписание последовало вслед за одобрением 17 июня бюджетного комитета Бундестана ФРГ выделения средств в объеме 5,27 млрд евро на постройку для германского флота четырех фрегатов проекта MKS 180 с опционом еще на два. Возможно, что корабли данного проекта получат новое обозначение фрегатов проекта 126 (F126).
https://bmpd.livejournal.com

ПОДПИСАН КОНТРАКТ НА ПОСТРОЙКУ ДЛЯ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА НОВЫХ ФРЕГАТОВ ПРОЕКТА MKS 180
МНОГОЦЕЛЕВОЙ БОЕВОЙ КОРАБЛЬ MKS 180 (ГЕРМАНИЯ)


20 июня 2020 года ВМС США ввели в эксплуатацию свой новый прибрежный боевой корабль USS Kansas City (LCS 22) варианта Independence. Корабль прибыл в свою базу в Сан-Диего в конце мая 2020 года после выхода из верфи компании Austal в Мобайле, штат Алабама.
«Этот корабль продолжит наше гордое военно-морское наследие и воплотит дух народа Канзас-Сити», сказал министр ВМС Кеннет Дж.Брейтуэйт. «Я уверен, что экипаж USS Kansas City расширит охват и возможности наших сил и будет противостоять вызовам сегодняшнего сложного мира с нашими основными ценностями чести, мужества и приверженности», добавил он.
Командующий надводными силами Тихоокеанского флота США вице-адмирал Ричард А. Браун приветствовал корабль, который приносит возможности для противодействия дизельным подводным лодкам, минам и быстрым надводным кораблям противника. «Как и другие прибрежные боевые корабли, «Канзас-Сити» наделяет наш флот скоростью и гибкостью применения», сказал Браун.
«Канзас-Сити» является 11-м кораблем варианта «Индепенденс» и второй корабль, который назван в честь Канзас-Сити. Название этого города было присвоено тяжелому крейсеру времен Второй мировой войны, однако строительство этого корабля было отменено через месяц из-за окончания войны. Название «Канзас-Сити» было также присвоено кораблю снабжения AOR-3 в 1967 году. Этот корабль был принят на вооружение во время Вьетнамской войны, участвовал в операции «Буря в пустыне» и выведен из эксплуатации в 1994 году.
«Канзас-Сити» будет базироваться в Сан-Диего с родственными кораблями — USS Independence (LCS 2), USS Coronado (LCS 4), USS Jackson (LCS 6), USS Montgomery (LCS 8 ), USS Gabrielle Giffords (LCS 10), USS Omaha (LCS 12), USS Manchester (LCS 14), USS Ulsa (LCS 16), USS Charleston (LCS 18) и USS Cincinnati (LCS 20).
Военный паритет

БОЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ LCS ТИПА INDEPENDENCE


22.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (ПТ-76) НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2017»

На Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2017» в Кубинке на основной площадке Минобороны РФ развернуло историческую выставку бронетанковой техники, такая экспозиция действует с первого форума Армия-2015. На ней можно было увидеть сразу два варианта легендарного отечественного легкого плавающего танка ПТ-76 и ПТ-76Б.
Разработка нового плавающего танка постановлением от 15 августа 1949 года была поручена двум конструкторским бригадам ВНИИ-100, находившимся в Ленинграде и Челябинске. Параллельно должны были разрабатываться максимально унифицированные между собой плавающий танк, получивший обозначение Объект 740 и плавающий бронетранспортёр Объект 750, позднее ставший БТР-50.
Танк ПТ-76 принят на вооружение Советской Армии в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался.
В процессе производства танк неоднократно модернизировался. В 1952 году были усилены опорные катки: на них появились радиальные выштамповки. С 1957 года орудие Д-56Т заменялось на Д-56ТМ с более простым двухкамерным дульным тормозом и эжекционной очисткой ствола.
В конце 1950-х годов ПТ-76 был модернизирован в связи с требованиями действий в условиях применения ядерного оружия. Для этого машина оснащалась фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и системой противоатомной защиты (ПАЗ). Кроме того, было установлено орудие Д-56ТС, оснащённое двухплоскостным стабилизатором «Заря». В результате появился ПТ-76Б («Объект 740Б»), принятый на вооружение в 1962 году.
Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд стран, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длинна: 6910 мм
Ширина: 3180 мм
Высота: 2195 мм
Броня, лоб: 5-13 мм
Броня, борт: 5-13 мм
Броня, башня: 5-13 мм
Экипаж: 3 человека
Двигатель: Дизельный двигатель В-6, 240 л.с.
Дальность хода: 260 км
Максимальная скорость: На суше: 44 км/ч, на плаву: 10,2 км/ч
Масса: 14 тонн

ВООРУЖЕНИЕ:
76-мм Д-56Т,
1х пулемет 7,62мм СГМТ
(40 и 1000 выстрелов)

ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (ПТ-76) НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2017»
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (ПТ-76)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2017

22.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: КОМАНДНО-ШТАБНАЯ МАШИНА Р-142Т НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015

На первом Международном военно-техническом форуме «Армия 2015» Минобороны показало командно-штабную машину Р-142Т. Разработчик: ОАО «Концерн «Созвездие».
Унифицированная командно-штабная машине Р-142T предназначена для обеспечения служебной деятельности должностных лиц служб обеспечения (дивизии, бригады), полка и батальонов оперативного и тактического звеньев управления, в том числе для автоматизации работы должностных лиц пунктов управления в полевых условиях.
Состав:
— Радиостанция Р-168- 100УЕ;
— Программно-аппаратный комплекс АВСКУ;
— Радиостанция Р- 168БАФ-100У;
— Модем Р-168УПС-2;
— Радиорелейная станция Р-419МС2;
— Аппаратура каналообразования П-330-6;
— Коммутатор П- 193М2;
— Радиостанция Р-168- 0,1 УМ1.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Сбор, хранение, обработка, отображение и документирование оперативной информации в текстовом и картографическом виде
Автоматизированный обмен информацией с комплексом средств автоматизации (КСА) пункта управления
Прием (передачу) приказов, распоряжений, донесений, команд и сигналов, выдача (прием) подтверждений об их получении и исполнении
Обработка картографической информации, в том числе в целях обеспечения оценки обстановки с использованием карт местности
Формирование решений, планирование операций на карте местности
Телефонную оперативную связь внутри пункта управления
Транспортная база КамАЗ-5350
Экипаж, чел. 4
ВТС «Бастион» 22.06.2020

КОМАНДНО-ШТАБНАЯ МАШИНА Р-142Т НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015
КОМАНДНО-ШТАБНАЯ МАШИНА Р-142Т ДЛЯ ВОЙСКОВОГО ТЫЛА
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2015

22.06.2020
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВИАНЕСУЩИХ КОРАБЛЕЙ

Первые предложения по использованию авиации на кораблях относятся к началу XX века. Один из первых проектов был разработан подполковником корпуса корабельных инженеров М.М.Канокотиным и представлен Начальнику МГШ в середине 1910 г. в виде приложения к докладной записке «Об организации опытов по применению самолетов на флоте». М.М.Канокотин предложил переоборудовать один из старых кораблей — ББО «Адмирал Лазарев» (постройки 1869 г., 3774 т, 10,5 — 11 уз). Согласно проекту, на корабле устанавливалась специальная полетная палуба размерами 76,5 х 15,2 м, свободная от каких-либо надстроек и предназначенная для взлета и посадки 10 самолетов…
В ЦНИИ-45 к маю 1939 г. был разработан предэскизный проект авианосца малого водоизмещения (в разработке его участвовали Л. А. Гордон, Н. Я. Мальцев и др.), основанный на использовании конструкции и обводов корпуса и главных механизмов легкого крейсера пр. 68. Проект авианосца, впоследствии получивший номер 71. Площадь полетной палубы, имевшей бортовые консоли и кормовой свес, составила 4400 м , размеры ангара — 148x18x6 м. Авиагруппа включала 10 разведчиков-бомбардировщиков (3000 кг, 440 км/ч) и 20 истребителей (2140 кг, 500 км/ч). Запас авиабензина (100 т) должен был обеспечить пять вылетов всей группы, для которой имелось 33 т авиабомб…
После смерти И.В.Сталина в августе 1953 г. Н.Г.Кузнецов вновь поднял вопрос об авианосцах в докладе Министру обороны, после чего легкий авианосец ПВО пр.85 был включен в план проектирования на 1956 — 1960 гг. ОТЗ на этот корабль было утверждено Н.Г.Кузнецовым еще в мае 1953 г. Следует отметить, что при этом не делалось даже попытки использовать для авианосца громадный производственный задел по прекращенным постройкой в апреле 1953 г. тяжелым крейсерам пр.82. В 1953 — 1954 гг. ЦНИИВК-ом, ЦНИИ-45 и ЦКБ-17 велись предэскизные проработки ОТЗ, после чего ЦНИИВК выполнил предэскизный проект авианосца и подготовил ТТЗ на корабль стандартным водоизмещением 23000 — 24000 т, обеспечивающий базирование 40 реактивных истребителей, взлетной массой до 10 т и двух вертолетов. В 1955 г. в ЦКБ-16 началась разработка эскизного пр.85…
Технический проект корабля проекта 1123 был выполнен ЦКБ-17 (главный конструктор А.С.Савичев, с 1967 г. – А.В.Маринич) к августу 1961 года, его утвердили в январе 1962 года. Вскоре проект, в дополнение к номеру, получил шифр «Кондор». В корректированном проекте был увеличен подпалубный ангар, был оборудован второй ангар на два вертолета в надстройке, увеличивалась полетная палуба. В результате стандартное водоизмещение возросло до 10750 т. Первый корабль проекта 1123 был заложен на Черноморском судостроительном заводе 15 декабря 1962 года. Первоначально для решения задачи ПЛО в дальней зоне предлагалось иметь в составе ВМФ достаточное число таких кораблей для поиска американских ПЛАРБ, но постановлением правительства от ноября 1963 года их число было ограничено двумя. Для накопления опыта эксплуатации таких кораблей этого было достаточно. С 1965 года корабли проекта 1123 стали классифицировать как «противолодочные крейсера». Головной крейсер «Москва» был передан ВМФ 25 декабря 1967 года, второй «Ленинград» — вступил в строй 2 июня 1969 года…
Проектирование корабля проекта 1143 «Кречет» было начато Невским ПКБ в январе 1968 г. как корректировка технического проекта третьего ПКР пр. 1123 c целью обеспечения базирования на нем не только вертолетов, но и штурмовиков СВВП Як-36М, однако в связи с выдвижением ВМФ ряда новых требований — вылилось в разработку нового эскизного проекта 1143 ПКР с усиленным авиационным вооружением. ТТЗ ВМФ было утверждено 16.10. 1968 г., а эскизный и технический проекты — соответственно 2.09. 1969 и 30.04. 1970 г.г. Главным конструктором этого оригинального проекта был А.В.Маринич, его заместителями С.Ф.Петухов, Н.Ф.Жуков, Л.В.Белов, Б.В.Шмелев. В работах над проектом этого самого крупного в то время отечественного боевого корабля (водоизмещение свыше 40000 т, 36 самолетов и вертолетов) участвовал практически весь коллектив Невского ПКБ.
Параллельно с разработкой проектов 1143 Невское ПКБ с начала 1970-х годов развернуло работы по проектированию атомных авианосцев с самолетами катапультного взлета и посадкой на аэрофинишер. Сначала это был аванпроект 1160 авианосца (главный конструктор А.Б.Морин), а затем эскизный проект 1153 “большого крейсера с авиационным вооружением” (термин “авианосец” употреблять избегали), главным конструктором которого был В.Ф.Аникиев, а его заместителями О.П.Ефимов и А.Б.Морин.
В мае 1981 г. Д. Ф. Устинов принял предложение Минавиапрома, ВВС и ВМФ о проведении на комплексе НИТКА экспериментальных работ по укороченному взлету с трамплина истребителей Су-27 и МиГ-29. После этого при корректировке пр. 11434 для второго корабля на нем был предусмотрен трамплин, одновременно выявилась необходимость увеличения главных размерений.
Головной ТАКР проекта 11435 строился в Николаеве и сменил несколько названий, получив при сдаче в 1990 г. достойное имя “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. Это крупнейший (водоизмещение свыше 55000 т) корабль нашего флота, на котором могут базироваться до 50 самолетов (включая истребители Су-27К — Су-33) и вертолетов.
Еще в советское время Невским ПКБ был выполнен эскизный проект перспективного авианосца водоизмещением в 90000 т, его строительство предполагалось на двух заводах, а сборку частей корабля осуществлять на судостроительном заводе «Океан».
На момент прекращения строительства отечественных авианосцев техническая готовность ТАВКР «Варяг» проекта 11436 составляла 67%, «Ульяновска» проекта 11437 – 17%, а по корпусу – 90-95%.Как предполагают специалисты, если бы постройка таких кораблей продолжалась намеченными темпами, то к 2003 году мы могли бы иметь в составе ВМФ ТАВКР «Варяг» и три авианосца проекта 11437.
Военно-морская деятельность флотов мира, в первую очередь в локальных конфликтах, в начале XXI века в большинстве ситуаций будет сводиться к проведению морских операций в прибрежных районах, а также к созданию сил быстрого реагирования для действий в любой точке Мирового океана. Для этого в качестве одного из основных средств вооруженной борьбы на море будут использоваться надводные корабли с палубной авиацией — авианосцы (АВ). Такие корабли должны составить основу морских сил общего назначения ведущих морских держав. Если перейти на абстракцию, то авианосец можно сравнить с галстуком к хорошему костюму, без которого неприлично появиться в обществе.
В начале 2000-х годов еще была сохранена в России возможность строительства авианосцев, о чем говорит переоборудование ТАВКР «Адмирал Горшков» в авианосец для ВМС Индии на СМП. К этому времени уже были выполнены НИИ Минобороны в рамках НИР «Разруб-93» предварительные исследования по облику перспективного авианосца.
Сейчас существует несколько инициативных проектов, в том числе представленный в 2019 году на международном военно-морском салоне Невским ПКБ авианосец «Ламантин». По замыслу его разработчиков, на корабле водоизмещением 80-90 тысяч тонн могут базироваться до 60 различных летательных аппаратов и шесть-десять беспилотников. Кроме того, Крыловский научный центр разработал проект авианосца «Шторм» водоизмещением 80-90 тысяч тонн и длиной 300 метров. Предполагается, что на данном корабле можно будет размещать до 90 летательных аппаратов, включая беспилотники.
В ВМФ России заявляли, что планируют получить авианосец с атомной энергетической установкой к концу 2030 года. В Минобороны в свою очередь отмечали, что контракт на постройку авианосца может быть подписан к концу 2025 года.
ВТС “Бастион»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВИАНЕСУЩИХ КОРАБЛЕЙ


В избранное