[svoboda] Теорема Ферма
всем привет! Как классически точно формулируется теорема Ферма и в чём
заключается трудность её решения? Когда она была сформулирована автором и
решена ли она и кто её решил?
voland20***@k*****.ru
За последние 60 дней 150 выпусков (несколько раз в день)
Открыт:
09-04-2007
Пре-модерация: Нет
Адрес для писем в лист: rest.interesting.svoboda-list@subscribe.ru
Адрес
модератора: rest.interesting.svoboda-owner@subscribe.ru
всем привет! Как классически точно формулируется теорема Ферма и в чём
заключается трудность её решения? Когда она была сформулирована автором и
решена ли она и кто её решил?
voland20***@k*****.ru
Hello, Фофонов Павел Павлович!
В кайфовый день понедельник, 11 января 2010 г., 16:53:54 вами было высказано
примерно такое:
ФПП> можно попросить выложить на какой нибудь файлообменник!
Сейчас не могу, может кто из скачавших поспособствует, если нет, тогда
придётся обождать, только пока не знаю сколько ;)
Всех благ тебе и всему роду твоему, Фофонов Павел Павлович!
"...он к устам моим приник и вырвал..."
Здравствуйте, свобода.
В самом деле, так ли уж нам необходимо пользоваться рельефно-точечным шрифтом,
когда современная промышленность предоставляет массу тифлотехнических средств
для записи и воспроизведения информации. Вот тебе магнитофон и диктофон, плейеры
на компакт-дисках и флеш-картах. Мало? Тогда к твоим услугам персональный компьютер
со сканером и брайлевским принтером. Дорогостоящая тифлотехника не каждому по
карману. А что делать? Нужда припрёт поднатужишься и купишь.
Я ни в коей мере не умаляю достоинств современного оборудования, да и с моей
стороны было бы величайшей глупостью отказываться от весьма полезных электронных
устройств. Более того, о необходимости включения персонального компьютера с соответствующей
программой речевого экранного доступа в перечень бесплатно предоставляемых тифлотехнических
средств реабилитации я писал в статье Закон суров (НЖ 1, 2007 г.).
Однако более дешёвого, простого и удобного способа записи и получения информации,
чем рельефно-точечный шрифт, никто ещё не придумал. Кстати, черновые наброски
к статьям пишу по этой самой системе, лишь затем, редактируя, набираю текст на
компьютере. Для этого существует ряд важных причин.
Во-первых, я далеко не профессиональный графоман, чтобы с ходу нащёлкать на клавиатуре
ПК целое произведение. Полагаю, что мало писателей и журналистов могут этим похвастаться.
Ни один из них не может обойтись без бумаги и карандаша, а незрячие, соответственно,
без брайлевского прибора, специальной бумаги и грифеля.
Во-вторых, мысли посещают когда и где угодно. Не будешь ведь повсюду носить с
собой ноутбук, а брайлевские письменные принадлежности вот они, на столе или
в папочке.
В-третьих, тактильное восприятие информации в отличие от слухового, по крайней
мере для меня, понятнее, доходчивее что ли, а
смысловое понимание не в пример адекватнее, поскольку получение информации осуществляется
без посредничества чтеца или, скажем, магнитофона. Кроме того, точность восприятия
речевосп-роизводящего устройства зависит от качества записи и чёткости произношения
диктора, которые не всегда удовлетворяют слушателя. Особенно это относится к
компьютерным программам речевого экранного доступа при прослушивании юридической
литературы, где каждое слово, каждая запятая несут определённую смысловую нагрузку.
И, по большому счёту, от чёткости речевого воспроизведения зависит профессионализм
юриста.
В-четвёртых, как вы думаете, может ли считаться грамотным, с точки зрения познаний
орфографии и пунктуации, пусть даже и образованнейший человек, не умеющий писать
и читать? Можно, конечно, усвоить основные правила правописания чисто теоретически.
А как быть с правильным написанием малоупотребляемых и нововведённых слов? Об
усвоении всех тонкостей правильной пунктуации я лучше промолчу. Луи Брайль соединил
многие положительные качества предшествующих систем. Проще, доступнее, дешевле
и эффективнее способа общения слепых пока не существует. Есть, правда, одно незначительное
неудобство: способ записи рельефно-точечным шрифтом сопровождается шумом. При
этом трескотня может мешать окружающим, например, в аудитории учебного заведения.
Будучи студентом, я подкладывал под прибор эластичную резиновую подложку.
В-пятых, говорить о бесценности осязания в жизни слепого нет необходимости. К
сожалению, с возрастом это чувство в значительной степени притупляется. Твёрдо
убеждён: чтение по Брайлю развивает тактильные ощущения, способствует их сохранению
в пожилом возрасте. Любой орган чувств постепенно утрачивает свою остроту без
тренировки и его напряжения. Ведём малоподвижный образ жизни сердце и мышцы
слабеют и дряхлеют. Профессиональный слесарь или токарь с многолетним стажем
могут с точностью до долей миллиметра на ощупь и на глаз определить размер гаечного
ключа и шаг резьбы. Перестав работать по специальности, они утрачивают профессионализм.
Прекращая самостоятельно
ориентироваться, мы теряем ранее приобретённые навыки. Словом, пользование системой
Брайля развивает и продлевает осязательные способности незрячего.
Понятно, что и незрячие работники интеллектуального труда без использования брайлевской
системы обойтись не могут. А простые смертные?
Серёжка, посмотри номер телефона дяди Васи!
Валечка, найди мне, пожалуйста, малиновое варенье! Я никак не могу отыскать
нужную банку в холодильнике.
Предположим, ночью вы оказались одни. Внезапно закололо сердце, подскочило давление,
повысилась температура. Как найти в аптечке нужное лекарство? Постучать к соседям?
Не поздновато ли? Не проще было наклеить на пузырёчки ярлычки с соответствующими
названиями лекарств, написанными брайлевским шрифтом, или прицепить к упаковке
таблеток бирочки, обозначенные тем же способом? Да мало ли ещё в каких случаях
может быть употреблена система Брайля. Так стоит ли беспокоить членов семьи или
сердобольных соседей по пустякам? Мы и так вынуждены постоянно обращаться к ним
за помощью. Не лучше ли обрести определённую самостоятельность?
Благодаря Луи Брайлю незрячие добились выдающихся успехов и признания в профессиональной,
общественной и государственной деятельности, в том числе, работая на руководящих
должностях в доступных сферах. Успешно решаются вопросы элементарной, информационной,
психологической, образовательной и профессиональной реабилитации инвалидов по
зрению. Что касается сложности обучения Брайлю тех, кто потерял зрение взрослым,
то и здесь накоплен полезный опыт.
ЯвитХанафиевич Нуриахметов из-за несчастного случая на производстве в 18 лет
полностью лишился зрения. Ныне покойный председатель Уфимской территориальной
организации Василий Ефимович Смирнов первым делом обучил молодого человека брайлевско-му
шеститочию. Что интересно, однорукий инвалид войны, он знал систему лишь теоретически,
но тем не менее оказался прекрасным наставником, сумев убедить подопечного в
жизненной необходимости её освоения. Дальнейшая судьба Я.Х. Нуриахметова сложилась
удачно. Он успешно работал на руководящих должностях в Башкирской РО ВОС и на
учебно-производственном предприятии. Решать непростые задачи ему помогали полученные
знания.
Прежний председатель Башкирской региональной организации ВОС И.А. Зверев и директор
Белебеевского УПП В.В. Чернов освоили Брайль уже в преклонном возрасте и теперь,
находясь на заслуженном отдыхе, читают Нашу жизнь. Пусть медленно, зато без чьей-либо
помощи. То же можно сказать и о бывшем рабочем Уфимского УПП Г.Ф. Кузнецове.
Следовательно, возрастных ограничений не существует. Было бы желание!
Глубоко сожалею, что сейчас рельефно-точечным шрифтом пользуются, в основном,
люди среднего и пожилого возраста. Насколько я знаю, продвинутая молодёжь брайлевские
книги берёт в руки неохотно или вовсе не читает. В какой-то степени в этом виноваты
нынешние учебные заведения для слепых и слабовидящих детей. Ещё полвека назад
даже ребятам с приличным остаточным зрением учителя Бирской школы-интерната завязывали
глаза и заставляли их читать пальцами, полагая, что от слепоты никто не застрахован.
Увы, они были правы. К сожалению, можно привести немало примеров ухудшения или
полной утраты зрения бывшими учениками. Считаю правомерным применение указанного
метода, хотя, возможно, и не вполне согласующегося с педагогикой.
Исходя из вышеизложенного, председателям местных организаций, в первую очередь,
следует объяснять позноослепшим инвалидам необходимость освоения письма и чтения
по Брайлю, проявляя определённую настойчивость и гибкость. Ведь, в сущности,
это в интересах самого незрячего. Нежелающий учиться обычно приводит следующие
доводы: А зачем мне это? Книги я могу слушать, а записать, что надо, помогут
супруг, родители или дети. Я и так проживу!
Прожить-то проживёт, но как! До изобретения великого шестито-чия слепые поневоле
были неграмотными. Объяснить, каких преимуществ лишается ленивый незрячий, непростая
задача председателя или реабилитолога. Разумеется, при этом необходимо
учитывать уровень интеллекта, род занятий в прошлом и настоящем и, конечно же,
желание слепого. Против воли навязывать универсальную систему, наверное, нецелесообразно.
Если же при этом имеется хоть малейшая зацепка, то стоит приложить максимум усилий
для привлечения незрячего в ряды грамотных граждан.
Что до меня, то я обязан брайлевской системе высшим образованием, должностью
в системе ВОС, статьями в журналах и многим-многим другим. Неизбежный звуковой
фон, сопутствующий письму рельефно-точечным шрифтом, для меня волнующая и чарующая
музыка! От благодарных потомков Луи Брайлю вечная память!
Артур Сапров,
Уфа
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Хоть с напряжением и трудно, Но всё ж глазами я читал. Со временем всё стало
мутно: Почти что видеть перестал! Затем прозрели мои пальцы. Спасибо, Вам, слепой
француз! И мне на счастье вдруг достался Толстенных книг сладчайший груз!
Рифкат Гардиев
Любого интеллигентного человека беспокоит снижение грамотности большинства жителей
России. Общая проблема не миновала и слепых читателей. Самые большие потери наблюдаются
в рядах брайлистов. Попробуем поразмышлять об этом вместе.
Значительное число знакомых с проблемой учёных, реабилито-логов и журналистов
утверждают, что среднестатистический человек получает до девяноста процентов
информации с помощью глаз. Данную точку зрения поддерживают и многие слепые специалисты.
Я с этим категорически не согласен! Ведь широко известно, что утрата одного из
органов чувств обязательно компенсируется активным развитием остальных. Упорными
занятиями можно многократно усилить данный процесс.
Общаясь с реабилитированным и начитанным инвалидом по зрению, его родственники
и сослуживцы порой забывают о его недуге, что само по себе является огромной
победой. Они начинают разговаривать с ним, используя мимику и жесты. Даже в таких
экстремальных условиях некоторые продвинутые незрячие ухитряются понимать собеседников,
ориентируясь на слух и по движению воздуха. Несомненно, при формировании всесторонне
развитой личности важнейшую роль играет элементарная грамотность. Для слепых
чтение и письмо по Брайлю оказывается своеобразным чёрным ходом в мир зрячих.
Французский тифлопедагог и великий изобретатель на собственном горьком опыте
убедился, что безграмотному слепому живётся гораздо хуже, чем его собрату по
несчастью, который умеет читать и писать.
Четвёртого января исполнилось 200 лет со дня рождения знаменитого тифлопедагога
и музыканта, который чаще других незрячих упоминается в средствах массовой информации,
научной и художественной литературе. Его фамилия вошла во многие языки мира,
породив живучие производные в различных частях речи. Достаточно вспомнить самые
распространённые слова и устойчивые сочетания: брайлист, книги по Брайлю, брайлевские
бумага, письменный прибор и соответствующая система, а сравнительно недавно появились
брайлевские дисплеи и компьютерные знаки, в том числе и брайлевская собачка.
В популярности с мудрым создателем рельефно-точечного шрифта только легендарный
Гомер может потягаться. Этих слепых гениев знают мало-мальски образованные зрячие
на всех континентах.
Современный Брайль во всех его многоликих проявлениях стал неотъемлемой частью
жизни миллионов инвалидов по зрению большинства цивилизованных народов.
С великой системой Луи Брайля я познакомился сразу после десятилетки, которую
всё-таки дотянул, хотя уже с пятого класса не различал надписи на доске. Приходилось
надеяться на слуховое восприятие и тренированную память. К концу учёбы я уже
писал
фломастерами лишь тёмных цветов и с трудом разбирал собственные каракули.
Среди работников УПП 10, куда попал семнадцатилетний выпускник зрячей школы,
было много любителей почитать. Они мне сразу показали дорогу в специальную библиотеку
для слепых. Я начал чемоданами с жадностью поглощать говорящие книги. Тогда их
ещё записывали на рулонах, а пояснения на круглых коробках из пластмассы делались
плоским шрифтом и загадочными выпуклыми точками, похожими на шифр. Оба варианта
были мне недоступны, а тут ещё молодые станочники подначивали: Слабо Брайль освоить?!
Если решишься попробовать, мы поможем. За полгода, возможно, осилишь! Отставать
от других было обидно, но времени жутко жалко, и вот однажды я попросил в библиотеке
брайлевский букварь. Оказалось, что кроме страницы, где рядом с укрупнёнными
буквами русского алфавита располагались аналогичные брайлевские символы, мне
ничего и не нужно.
Видимо, у меня повышенная чувствительность пальцев и очень настырный характер.
Так или иначе, точечную азбуку я вызубрил за полдня и приступил к чтению, а за
двое суток одолел учебник для первоклассников от корки до корки! Признаюсь, что
романы и повести до сих пор предпочитаю воспринимать на слух. Озвученная художественная
литература мною лучше понимается, ведь я воспитывался на великолепных радиопередачах
шестидесятых годов, и даже когда ещё различал плоский текст, больше любил слушать.
Несмотря на это, изученные с помощью Брайля письма, статьи, рассказы, поэмы и
стихотворения исчисляются тысячами, а всевозможные словари и энциклопедические
издания сразу стали моим основным пальцевым чтением. О кратких информационных
и опознавательных надписях и говорить нечего. Поставив самому себе трудную задачу
и действуя совершенно не по правилам, я всё же добился положительного результата.
Понимаю, что данный опыт приемлем далеко не для всех, ведь у меня не было требовательного
наставника, а постигал я рельефную премудрость, лёжа на диване. Так мне легче
думалось.
Без посторонней помощи, я сравнительно легко овладел сле-пецкой наукой, хотя
высокой скорости чтения так и не достиг. Поэтому меня удивляет и огорчает малограмотность
основной массы подрастающего поколения, ведь большинство нынешних слепых учеников
не могут уверенно освоить систему Брайля. В лучшем случае, они читают по слогам,
а писать грифелем и вовсе не умеют. Виртуозно владеют шеститочием не более десяти
процентов незрячих школьников. В старших классах они не в состоянии перечитать
основную классику. Многотомные романы Толстых, Горького и Шолохова оказываются
за бортом экзаменационного минимума, а следовательно, багаж знаний выпускника
резко сокращается! Да и с кого детям брать пример, ведь в преподавательских коллективах
знатоков рельефно-точечной премудрости почти не осталось. К тому же в провинции
ощущается нехватка качественных брайлевс-ких учебных пособий, которые быстро
морально устаревают и снашиваются.
Численность брайлистов катастрофически падает. Плачевная современная реальность
вызывает беспокойство, но в последнее время интерес к рельефно-точечному шрифту
стал возрастать. Этому способствует всеобщая компьютеризация, позволяющая незрячему
проникнуть в интернетовские дали. Удивительное ше-ститочие является основой разнообразных
знаковых систем, а благодаря компьютерной брайлевской строке превратилось в вось-миточие,
из-за чего количество комбинаций знаков увеличилось, расширив возможности слепых
пользователей. Повышение интереса молодёжи к рельефно-точечному шрифту подтверждается
тем, что в юбилейный год в рамках проводимого РГБС конкурса несколько десятков
юных брайлистов написали письма великому изобретателю нестареющего шеститочия.
Владимир Бухтияров
31
источник журнал наша жизнь.
Здравствуйте, свобода.
СЕЙЧАС ОНА ПИШЕТ МОРЕ
Жительница Хабаровска Марина Лысенко, потерявшая зрение больше двадцати лет назад,
смогла не только выстоять под ударом судьбы, но ещё и найти своё призвание. Вопреки
недугу стала художницей.
Правильные цвета научилась выбирать интуитивно, а картины рисует по памяти. Она
до сих пор и сама не может понять, как это происходит. Просто чувствует. Красный
цвет излучает тепло, зелёный почти нейтральный, синий и чёрный холодные. Хотя
Марина Лысенко совсем не видит, жизнь воспринимает в ярких красках. Благодаря
упорству и специальным занятиям научилась рисовать настоящие картины.
Елена Михайлова, педагог социально-оздоровительного центра инвалидов Хабаровска,
рассказывает: На первых уроках мы с Мариной просто пробовали угадывать цвета,
потом изучали, как они ложатся на бумагу и каким образом помогают добиваться
внутреннего совпадения с эмоциями, тренировались, чтобы она не боялась кисти,
правильно наносила мазки.
Сначала получалась абстракция, потом Марина начала рисовать предметные композиции.
Сейчас пишет море, говорит, что это навеяно предстоящим отпуском. Акварельная
заготовка должна высохнуть, а затем на синем небе обязательно появятся облака,
на водной глади барашки волн, а на песке горячие камни. Каждый штрих она выверяет
пальцами. Это ничего, что потом все руки в краске, главное, как это получится
на бумаге.
У незрячих людей удивительно развиты тактильная чувствительность и абстрактное
мышление. Марина к тому же очень чётко угадывает пропорции предметов. Вместе
с верным собакой-поводырём Ирисом она частенько приходит на набережную Амура
за вдохновением. Марина до мельчайших деталей помнит, каким был этот знаменитый
утёс двадцать лет назад. По памяти написала одну из самых любимых своих картин.
Раньше тут сливалось два течения, говорит она, было видно круговорот, прямо
дух захватывало. Настолько он был дикий и необузданный, этот утёс.
Марина всегда смущается, когда её называют художницей. Ведь для зрячих людей
её работы могут показаться примитивными. Но когда они узнают, что их пишет слепой
человек, не могут скрыть восхищения. Её рисунки сейчас можно посмотреть в местной
организации Общества слепых.
В мечтах организовать большую выставку своих картин и работ незрячих друзей,
чтобы каждый посетитель понял: мир слепых людей тоже может быть цветным.
Ирина Чучуй, сайт Первого канала ТВ
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
ДИАЛОГ С МИРОМ ЧЕРЕЗ ВНУТРЕННЕЕ ЗРЕНИЕ
Случай с Мариной Лысенко не нонсенс. Незрячих художников в стране немало. В
некоторых городах созданы их творческие объединения. Тем не менее, каждый новый
факт обращения слепого человека к живописи воспринимается обывателями как чудо,
которое ни понять, ни объяснить невозможно, разве только принять. Между тем психологи
утверждают, что это не чудо, речь идёт о неограниченных возможностях сознания.
Незрячий человек понимает, что он живёт в мире, где кроме звуков, есть ещё и
краски. Он постоянно думает об этом, ему хочется воспринимать мир объёмно. Это
обстоятельство как бы будит те участки мозга, которые отвечают за внутренне зрение.
Ведь есть же внутренний слух у незрячих музыкантов, значит, есть внутреннее зрение
и у слепых художников. Именно оно помогает им создавать яркие картины, формировать
индивидуальный стиль. Но есть в этом процессе и общие моменты. О них мы попросили
рассказать преподавателя Реакомпа Ирину Борисовну Казьмину. Она потеряла зрение
из-
за болезни уже после окончания Московской финансовой академии и аспирантуры.
Ирина говорит, что не хотела раствориться в апатии, потерять себя и жить за чужой
счёт. Решила заняться тем, что нравилось когда-то то есть живописью и поэзией.
Стала рисовать и писать стихи, по её словам, перенаправлять луч своего внимания
и усилий на выращивание тех моментов, которые помогают чётко воспринимать мир.
Ирина обучилась на психологических курсах, освоила приёмы арттерапии особого
вида абстрактной живописи, и включила этот предмет в учебные программы Реаком-па,
где ведёт занятия по психологии.
Вот её слова: Рисование позволяет установить необычный диалог души с миром, увидеть
его изменчивость, ощутить взаимопроникновение кажущихся противоположными частей...
Создание фантазий на бумаге похоже на высвобождение природного умения воспринимать
любое явление объёмно и интуитивно знать, что за движение скрывается по ту сторону
видимого, и, мгновенно проявляя эту волну на сетчатке белого листа, привносить
свои встречные эмоциональные оттенки. По большому счёту, это попытка самопознания,
самовосстановления через художественное творчество, когда даже при полном отсутствии
навыков к рисованию можно сочетанием цветов передать то, что трогает тебя в стихотворении,
человеке, событии, музыке.
Вот что говорят об этом её ученики: Через рисунок выразила настроение. Как будто
услышала то, о чём говорит сердце. Я перестала себя ненавидеть. Я будто шла в
резиновых сапогах по месиву. Ноги вязнут, я устала. И вдруг оказалась босиком
на солнечной поляне. Вокруг бабочки, цветы, дышится свободно. И всё это отразила
на бумаге. Я просто живая. Что ещё нужно?! А я, рисуя, вдруг вспомнила книжку
Есть, молиться, любить. В ней описывается волшебная картина, которую подарил
автору, Элизабет Гилберт, балинезийский старик в ответ на её вопрос, как найти
себя и Бога. Он изобразил существо на четырёх ногах, у которого на месте головы
был букет из папоротников и цветов, а на месте сердца улыбающаяся рожица. И
объяснил, что надо крепко стоять на земле, но перестать воспринимать мир через
голову. Сердце
должно стать глазами. Я привык планировать всё до мелочей, боясь сделать что-то
неправильно, а тут отпустил себя и всё произошло само собой. И так красиво получилось.
Не ожидал такого.
Чудо происходит тогда, когда раздвигаются границы сознания за счёт погружённости
в себя. Ирина Борисовна подчёркивает, что если понимать под самовыражением реакцию
своего я на происходящие события, на кажущуюся внешней жизнь, то можно было бы
сравнить его с озером, поверхность которого при любом дуновении ветра рябит,
волнуется. При погружении самовыражение через музыку, живопись, поэзию станет
отражением внутреннего хаоса. Но чем гладь озера спокойнее, тем точнее она отражает
многообразный окружающий мир. Тесно связан с этим и вопрос Для чего? Будет ли
поводом для самовыражения, в конечном счёте, прокричать о себе или сделать хотя
бы маленький шаг к слиянию с миром, растворению в нём? Искусство ли это ради
искусства или действие, которое, по выражению А. Ахматовой, муза диктовала? В
связи с этим самовыражение вряд ли может быть единственным способом восстановления
целостности человека. Любым внешним узорам, скорее всего, требуется суровое полотно
внутренней работы, внимание к собственным мыслям, чувствам, реакциям, поступкам,
которые намекают, отличается ли вектор движения от истинного пути.
Как незрячему определить, красиво ли то, что он рисует? Когда замысел претворяется
на бумаге, возникает промысел белого листа. Как рядом с одним словом ты не можешь
поставить ничего, кроме определённого другого, так и рядом с одним цветом помещаешь
только единственно звучащий, как никакой другой, кроме синего, не мог создать
фон для жёлтых подсолнухов Ван Гога. Наверное, это можно назвать чувством языка
и цвета. Должно быть, они кратны чувству меры. В таком случае красота предполагает
степень приближения к Божественному замыслу, когда язык и цвет через бумагу пытаются
проложить дорогу творчеству. Определять границы предметов, их формы тоже помогает
внутреннее око.
Сделать это око видящим можно, акцентировав внимание на внутреннем состоянии,
на доверии к проходящему через тебя живому процессу жизни. Опустить руку в спонтанном
движении можно,
лишь расслабившись и будучи при этом внимательным. Говорят, что именно в таком
состоянии можно услышать и увидеть ответы на многие свои вопросы, даже порой
не сформулированные. Для людей, имеющих ограничения зрения, такое состояние позволяет
установить необычный диалог с миром без привычной картинки. Что касается людей,
не видящих с рождения, то именно они становятся художниками по интуиции, рисовальщиками
по наитию, проникающими в суть предметов. Здесь всё просто: наносишь краски,
к которым рука тянется.
Поскольку Ирина Борисовна преподаватель арттерапии, то её выводы касаются, в
первую очередь, именно этого вида живописи. Но по большому счёту, они справедливы
и для всех остальных.
Про тех незрячих художников, которые создают предметные картины, можно сказать,
что они делают это, чаще всего, при помощи зрительной памяти, как в случае с
Мариной. Она помнит зрячий мир. Некоторые художники ощупывают предметы, прежде
чем нарисовать их. Другие используют заготовленные трафареты. В общем, методик
много. Но для всех случаев это огромная внутренняя работа, сродни той, которую
ведут и зрячие художники.
источник журнал наша жизнь.
Здравствуйте, свобода.
Крутится плёнка...
Я держу диктофон на весу, чтобы чётче записать голос человека, который ни секунды
не сидит спокойно. Ему звонят в офис и по мобильнику, негромко гудят два компьютера
и примерно раз в десять минут кто-то по Скайпу настоятельно требует к себе особого
внимания...
Рабочий день генерального директора Московского эстрадно-реабилитационного центра
42-летнего Алексея Черёмуша в самом разгаре. Ещё не исполнилось трёх лет, как
Алексей пришёл на эту должность, но природная энергия и опыт успешного бизнесмена
уже позволили ему решить первоочередные задачи и наметить планы на будущее. Кризисная
осень никому не сулит блестящих перспектив, и он это отлично понимает. Этот крупный,
уверенный в себе мужчина сам прошёл через многие жизненные испытания, он закалён
в борьбе, и своим уникальным знанием поражений и побед готов поделиться с читателями.
Как стимул становится символом
Маленький Алёша рос подвижным, жизнерадостным ребёнком. Неуёмная энергия била
через край, и многочисленные родственники понимающе переглядывались и кивали
друг другу: Ах, какая горячая сила свободного солнца дарована этому малышу! Он
стремителен и волен, как ветер. Он музыкален, как сама природа. Недаром в его
венах течёт наша, цыганская кровь!.
Семья Черёмушей ведёт своё происхождение от румынских цыган. Мамина бабушка жила
в Москве ещё до революции. Папа цыган из Петербурга. Четверо детей у Алексея
две сестры и младший брат с самого детства прекрасно говорят на двух языках.
Проблемы со зрением начались, когда мальчику ещё не исполнилось и пяти лет. Он
стал щуриться на солнце и отворачиваться от любого яркого источника света, глаза
постоянно болели и слезились. Офтальмологи из детской поликлиники довольно быстро
определились с диагнозом светобоязнь, или фотофобия, и посоветовали родителям
положить сына в больницу на обследование.
Мало ли что, убеждали они маму, одно дело, если это следствие обычных детских
заболеваний кори или краснухи. Тогда просто поносит очки со светозащитными фильтрами,
и всё пройдёт. А если у вашего мальчика конъюнктивит, кератит, иридоцик-лит,
эрозия роговицы?..
Напуганные названием болезней, родители срочно уложили Алёшу в стационар, надеясь
на врачей и веря в их профессионализм.
Сегодня, как и сорок лет назад, никто не застрахован от врачебной ошибки. Но
в начале 70-х семье Черёмушей пришлось столкнуться с преступной халатностью.
Как позже выяснилось, диагноз был поставлен неверно. Мало этого, то ли решив,
что цыганская семья ничего не поймёт из объяснений врача, то ли просто наплевав
на положенные родительские расписки и разрешения, мальчику наскоро сделали крайне
неудачную операцию. И полностью ослепший глаз дал сильнейшее осложнение на другой.
Зрение стало быстро падать, и к 10 годам не осталось даже светоо-щущения.
К этому времени Алёша уже учился в специализированной школе-интернате 1 и активно
занимался в музыкальном кружке.
Родители никогда не были связаны с творческими профессиями, вспоминает он,
но папа в детстве играл на аккордеоне. Поэтому, с радостью обнаружив у меня
слух и голос, он с первого класса записал меня в кружок. И я честно шесть лет
отзанимался на аккордеоне, пока меня с громким скандалом не выгнали оттуда. За
что? За строптивый характер, смеётся Алексей. Я постоянно спорил с руководителем
музыкального отдела и наивно доказывал ему, что учебная программа скучная, неинтересная.
Вот за пререкания со старшими и выгнали. А я к тому времени экзамен сдал на пятёрку,
и вроде не к чему придраться. И педагог по аккордеону ко мне прекрасно относился.
Что делать начальнику? Как наказать бунтовщика, чтобы с него пример не брали?
И он влепил мне двойку за работу в течение года. И выгнал с шумом, с пафосом,
с вызовом родителей. Я расстроился страшно. И главное, искренне не понимал за
что?
А дальше им, наверное, совестно стало. Музыкальные способности очевидные. Подумали
они, подумали и через некоторое время перевели меня на фортепьяно. Два года спустя
повторилась примерно такая же история. Но тут уж я не унывал, потому что в моей
жизни появилась гитара...
Начало 70-х это время густого застоя. Но сквозь плотину железного занавеса сначала
тоненькими ручейками, а потом полноводными реками хлынули в юные души новые мелодии
и ритмы. В крупных городах с радиоголосами успешно боролись глушилки, но под
низкими звёздами южного неба молодёжь до утра внимала голосу Севы Новгородцева,
который знакомил их с джазовыми коллективами, рассказывал о ливерпульской четвёрке.
Ноты и слова снимались на слух и мгновенно расходились скромными тиражами в рукописном
самиздате. Школьные ансамбли с примитивными электрогитарами стали массовым и
привычным явлением. Мальчишки поголовно бредили гитарой...
В классе седьмом-восьмом почти все мои сверстники бренчали пресловутые три аккорда,
рассказывает Алексей. А ведь у меня потенциал! Я, можно сказать, с пяти лет
музыкой занимался. Как взял гитару в руки всё! Меня не надо было из-под палки
заставлять. Отыскал себе школу по классу классической гитары. Знаменитая школа
имени педагога и композитора Юрия Шапорина на Сухаревке.
Освоил дорогу, сам ездил после уроков. Занимался с таким усердием и азартом,
что окончил пятилетний курс за три года. Мечта у меня появилась играть джаз,
эстраду, фольклорную музыку именно на электрогитаре, а для этого должна быть
хорошая школа. Учёба в интернате подходила к концу, надо было определяться с
профессией вот я и торопился. Ещё год потом я брал частные уроки у преподавателя
из Гнесинки. Родители поняли, что это всерьёз, и помогали оплачивать учёбу. Занимался
я у великолепного педагога и гитариста, джазового теоретика Михаила Есакова.
Вокруг него, как вокруг истинного учителя, всегда собиралось много талантливой
молодёжи. Когда ещё ни у кого не было доступа к специальной информации, он в
методическом кабинете Министерства культуры издал книгу Джазовые импровизации,
в которой приведены более 400 гармонических схем джазовых стандартов. Написал
серию работ Мастера джаза, в которых не только поместил снятые соло Клиффорда
Брауна и Джо Пасса, но и впервые в нашей стране дал аудиоприложение этих записей
на кассете. К сожалению, этой весной, через полгода после своего 70-летия, моего
учителя не стало...
К лету 87-го Алексей Черёмуш решил, что он достаточно подготовлен для того, чтобы
рискнуть подать документы в Гнесинское училище, сегодня это Колледж эстрадного
и джазового искусства. На четыре гитарных места со всего Советского Союза съехалось
более ста зрячих претендентов. Комиссия после прослушивания недоумевала: Способный
парень. Но как мы его учить-то будем, если он нот не видит?. А в тот год председателем
приёмной комиссии был дирижёр, композитор и пианист, маэстро российского джаза
и эстрады Анатолий Кролл. Он поворачивается к комиссии и спрашивает: Ну-ка, кто
подскажет, где в нашей стране есть ноты для джаза? Я почему-то их тоже не вижу.
А вот то, что парень талантливый, разглядел!.
Действительно, в ту пору нот, а тем более по Брайлю, для джазовой гитары не
было и в помине, вспоминает мой собеседник. Всё доставали с трудом, в рукописном
виде, все пособия иностранные, переводные. И педагоги, и студенты все учились
с записи снимать: с кассет, фонограмм, редких в ту пору заграничных пластинок.
Между прочим, американские методики как раз и рекомендуют снимать ноты таким
образом. Пособия для чего нужны подсмотреть аппликатуру, уточнить текст. А когда
через себя пропускаешь, когда слышишь не только голые ноты, а интонацию, все
нюансы музыкальные, гораздо интереснее обучение получается.
Теперь-то всё гораздо проще. Существует море литературы аудиошколы, видеошколы,
к ним прилагаются любые пособия, ноты. Сейчас учись не хочу. А для нас всё было
внове: каждое имя открытие. Тайна, которую хочется разгадать самому... Студентов
научили многому: они играли и рок, и джаз, и джаз-рок, и классику. Обязательным
было общее фортепьяно и классическая гитара. В 92-м Алексей Черёмуш окончил Гнесинку
как солист-гитарист, инструменталисте правом преподавания в музыкальных учреждениях.
На госэкзаменах, которые он сдал на отлично, случился курьёз. По традиции, каждый
выпускник объявляет, какие произведения он будет исполнять. Алексей тоже вышел
и торжественно огласил свою программу: дескать, так и так, сначала я играю в
стиле кантри, и потом что-то из репертуара американского гитариста Ларри Карл-тона.
Девушка из учебной части всё старательно записала. А когда через две недели всем
выдали дипломы, то во вкладыше Алексей с изумлением прочёл: Ларри Карлтон, Что-то.
Маленький бизнес большие потери
Уж не знаю, какая путеводная звезда Алексея Черёмуша подгадала ему такой парад
планет, но волею судеб он оказался на самом гребне эстрадно-музыкальной волны
периода перестройки. Алиса, Кино, Машина времени, Звуки Му собирали битком набитые
концертные залы и воющие от восторга стадионы. В мире мода на русских и музыкальные
коллективы впервые совершают зарубежные турне. Гнесинка гудит от напряжения
профессионалы нарасхват: к их мнению прислушиваются, их советам следуют.
Во многом неожиданно для самого себя Алексей очутился в центре всеобщего внимания
Дело в том, что для электрогитары необходима ещё куча всякого оборудования. Осваивать
огромный российский рынок хлынули представители различных музыкальных компаний,
наперебой расхваливая свои новинки, к которым у Алексея оказался прямой доступ.
Ему несказанно повезло, что его родная тётя работала товароведом в знаменитом
магазине музыкальных инструментов на Неглинке, и племяннику позволялось осваивать
любые технические новшества. Так, старшекурсник Черёмуш становится дилером и
начинает заниматься бизнесом.
Я перезнакомился со многими директорами крупных фирм и мелких фирмочек. Можно
сказать, что у меня даже были свои каналы поставки, вспоминает Алексей. Конечно,
каналы это сильно сказано: просто я просил знакомых музыкантов привезти из-за
границы то или иное оборудование, о котором либо только слышал, либо уже читал
или даже проверил сам.
Во мне проснулся какой-то первобытный азарт исследователя, вместе со всей страной
я тоже хотел обновления и ускорения. Только, скажем так, прикладного обновления.
Например, тогда ещё не существовало развитой системы меню, и всё работало на
функциональных кнопках. А я уже вовсю осваивал цифровую технику...
Деньги, которые я начал зарабатывать как дилер и консультант, пришлись как нельзя
кстати. Я женился рано, в 20 лет. Через год родилась наша Варюша. Мы с женой
познакомились ещё в интернате. Я был в выпускном классе, а она пришла преподавать,
продолжая учиться в педагогическом. Теперь представьте себе такую картину: два
студента и грудной ребёнок. Жили в квартире родителей, а те переехали в Красногорск
и были заняты вечным ремонтом восстановлением полуразрушенной бывшей прабабушкиной
родовой усадьбы. Как я был горд, что как настоящий мужчина могу содержать семью,
помогать родителям, заниматься любимым делом!
Вместе со своим другом, незрячим клавишником Александром Липатовым, мы загорелись
идеей оборудовать у меня дома настоящую профессиональную студию. Без лишней скромности
могу сказать, что она была одной из самых продвинутых на тот период. Чего стоит
один только 16-канальный звуковой рекордер студийного формата цифровой записи.
Дорогие клавишные инструменты, микшерные пульты, позволяющие осуществлять динамическую
и цифровую обработку, вся эта фантастика стояла у меня дома.
И вдруг всё летит в тартарары! Все радужные планы на будущее рухнули в один момент.
Кому-то приглянулась отреставрированная родителями Алексея усадьба, и они решили
её отобрать. На свет появились какие-то проекты, что здесь нужно устроить детский
сад, санаторий, планетарий, миссию ООН в общем, чушь несусветная! Родители усадьбу
отстояли. И тогда её сожгли. Подпалили с разных сторон, и дом практически полностью
сгорел.
Московская квартира превратилась в филиал МЧС. А на дворе
_НАША ЖИЗНЬ 11, 2009
49
девяносто пятый год. Павловская реформа. Кризис неплатежей, из-за чего бизнес
Алексея резко сократился. И тогда он решился на героический поступок. Он продал
студию. Срочно. Вдвое дешевле реальной стоимости. Она выпорхнула из рук, как
Жар-птица, разобидевшаяся на своего хозяина.
Я не мог иначе. Это был мой моральный долг. При воспоминании о том времени
лицо Алексея суровеет. Вся наша большая семья собирала деньги, чтобы восстановить
родовое гнездо. Потеря студии стала для меня ударом. Пока бизнес шёл успешно,
я студию не раскручивал для заработка. Для себя держал. Делал для души аранжировки,
стал вполне приличным звукорежиссёром. И вдруг
полный крах. И наступившее безденежье...
Жена вместе с пятилетней Варварой и двухлетним Ромой с надеждой смотрели на кормильца.
И Алексей Черёмуш начал жизнь с нуля, с чистого листа. Он стал уличным музыкантом,
играл в подземных переходах, пел русские и цыганские песни.
И с затаённой надеждой ждал, когда, наконец, закончится эта затянувшаяся чёрная
полоса...
Человек-оркестр
Знаете, что такое технология виртуальных систем для профессиональных музыкантов?
До встречи с Алексеем я тоже не знала. Сейчас он вам сам всё объяснит:
К электрогитаре или электробаяну присоединяется специальный прибор для виртуального
моделирования. И один человек становится целым оркестром! Например, я играю на
гитаре звуком акустической или 12-струнной и параллельно звучит флейта. Или взять,
допустим, электробаян. Сохранены меха, клавиатура, и он отрабатывает все приёмы
баяна-аккордеона, но в нём заложена способность воспроизводить звуки более чем
40 разновидностей баянов мира! Аргентинское танго звучит в исполнении банданиона,
есть итальянский строй, французский. Тут же звучит синтезатор, а левая рука параллельно
играет за контрабас или фортепьяно, или саксофон.
Произошедшую с ним в 2000 году перемену Алексей Черёмуш считает закономерным
чудом. Одна из ведущих компаний мира
НАША ЖИЗНЬ 11, 2009_
50
японская Rolandboss, специализирующаяся в области производства высокотехнологического
профессионального оборудования, в том числе и музыкального, решила открыть своё
представительство в России. Собственно, попытки такие предпринимались и раньше,
но трижды проваливались из-за отсутствия грамотных специалистов-управленцев.
Выбор, в конечном итоге, пал на Алексея, к тому времени многократного лауреата,
дипломанта и победителя в многочисленных джазовых фестивалях и гитарных конкурсах
российского и международного уровня, чьи способности мультиинстру-менталиста
и познания в области высоких технологий поразили даже привередливых японцев.
За девять лет ему удалось создать дилерскую сеть по всей России. Как ведущий
бренд-менеджер и консультант-демонстратор Алексей проводит для профессиональных
музыкальных коллективов семинары и выставки, на которых представлены инструменты,
студийное оборудование и звукозаписывающие цифровые устройства. Специально для
различного рода презентаций он разрабатывает особые музыкальные программы, создал
ансамбль из пяти человек, который так и называется Roland-Virtual Band, чтобы
наглядно показать огромные возможности, заложенные в новых технологиях.
Преимущества очевидные, рассуждает Алексей. У меня разные направления: ретро,
рок, джаз. Где я столько людей возьму? Какой парк гитар я должен содержать? Возить
их туда-сюда нереально. А тут на одном концерте я могу аккомпанировать любому.
У меня один человек играет в реальном времени живьём, а звучит оркестр. Я параллельно
играю на гитаре. Картина получается полновесная и законченная. Минимизация людей,
экономия денег. В коммерческом отношении очень удобно.
Именно как человека деятельного и успешного в бизнесе, Алексея Черёмуша пригласили
возглавить МЭРЦ.
Возродить былую славу
Когда Алексей Алексеевич переступил порог МЭРЦа, здесь, по его образному выражению,
можно было замок вешать. На счету 20 тысяч рублей на всех сотрудников, а их
40 человек.
А ведь раньше слава тогдашнего МЭО гремела по всему Союзу. Созданная в 30-х годах,
организация объединяла более полутысячи незрячих музыкантов, певцов, массовиков,
для которых профессиональная реабилитация была жизненно необходима. Был развит
и популярен пароходный бизнес, ресторанный. Организация мощнейшая, всегда на
самоокупаемости. Платили больше, чем в Мос-концерте. Плечом к плечу с незрячими
в выездных бригадах работали любимые и популярные в нашей стране артисты театра
и кино: Людмила Гурченко, Василий Ливанов, Евгений Леонов. Владимир Трошин пел
Подмосковные вечера и ему аккомпанировали незрячие музыканты. С 1946 года органисты
МЭРЦа обслуживали залы крематориев. Именно с них и началась работа Алексея Черёмуша
в качестве генерального директора.
Я пришёл 12 декабря 2006 года и первое, что узнал: с 1 января с нашими музыкантами
крематорий собирается расторгнуть договор. Как так, думаю, 60 лет всё было нормально
и вдруг на тебе! Стал выяснять, в чём тут дело. Оказалось, что когда крематории
из государственных стали частными, их начальники решили а зачем нам живые органисты?
Заменим-ка их фонограммой. Какая людям разница, что за музыка звучит! Пришлось
подключать свои связи по линии руководства ВОС и музыкальной общественности.
Дело в том, что мой младший брат Юрий стал профессиональным танцором и в своё
время работал с Богданом Титомиром, Coco Павлиашвили, Ириной Понаровской. Я подключил
свои связи, он свои. В результате, добились пролонгации договора. Проходит два
месяца и меняется руководство крематориев, и вся разъяснительная работа начинается
сначала. Причём люди искренне не понимают значения слов последний путь, не осознают,
что это ритуал, имеющий вековую историю. Что это настоящая церемония проводов
человека, завершающего свой жизненный путь.
Чтобы повысить качество работы музыкантов, Центральное правление ВОС приняло
решение о выделении МЭРЦу денег. Поддержка была настолько серьёзной, что я до
сих пор искренне благодарен за такую крупную и своевременную помощь. Мы закупили
4
электрооргана, и теперь слепые могут играть любой репертуар. И благодаря тому,
что я работаю в компании Roland, нам пошли навстречу и продали их с колоссальной
скидкой. Шикарнейшие кафедральные электроорганы фирмы Роджерс, структурного подразделения
Roland. Такого уровня инструментов в Москве практически нет. Разве что в консерватории,
в серьёзных музыкальных коллективах, в церкви. Это электроорганы последнего поколения,
благодаря им к нам стали приходить работать зрячие музыканты.
Много здоровья отняла эта битва у Алексея. Он был искренне рад, что ему удалось
отбить это направление работы, и реабилитационный центр хоть немного восстановился,
по крайнее мере, не закрылся вовсе. Тем не менее, средств хронически не хватает
для того, чтобы иметь нужный штат сотрудников, оплачивать все бухгалтерские и
офисные арендные услуги.
Сейчас основной вид деятельности МЭРЦа это ритуальные услуги и концерты, говорит
Алексей. Стараемся найти концертные площадки, задействовать музыкантов. У нас
есть и дуэты, и вокалисты эстрадные и академические. Мы можем обслуживать концерты
любого уровня, корпоративные мероприятия, банкеты.
Раньше наша ниша была центр социального обеспечения, пансионаты, площадки социальной
направленности, где платили немного, но нас это вполне устраивало. Потому что
для нас главное задействовать незрячих музыкантов. Понятно, что мы пытаемся
взять качеством и постоянно работаем над этим.
А теперь в связи с кризисом все корпоративные проекты рухнули. И куда кинулись
зрячие артисты? В бюджетные структуры. Хлеб отнимать. Мы работали со многими
ЦСО, у нас были договоры. Мы обслуживали все дежурные мероприятия праздники
районные, городские, День пожилого человека... А теперь мне говорят извините,
но мы уже пользуемся услугами других. Сейчас для меня главный вопрос найти деньги
на техническое переоборудование, обновление аппаратуры.
Двадцать первый век век поголовной компьютеризации. Поэтому из своих личных средств
Алексей Черёмуш как исполнительный директор Российской ассоциации незрячих специалистов
и студентов (РАНСиС) профинансировал создание в апреле 2007 года первой в России
Интернет-радиостанции для незрячих (ransis.org) и возглавил её работу.
Мы арендуем сервер, который управляется дистанционно нашими сотрудниками, рассказывает
Алексей. В постоянных рубриках мы говорим об освоении информационных технологий
и проблемах образования, даём юридические консультации, проводим музыкальные
конкурсы, делимся личным опытом социально-профессиональной реабилитации. Ротируем
творчество незрячих музыкантов, и вообще предоставляем трибуну всем творческим
людям любого направления, будь то музыка, литература или театр. Оказалось, что
нас слушают незрячие не только в России, но и в Болгарии, Германии, Израиле.
Они часто присоединяются к интерактиву, обсуждают общие проблемы на форуме, рассказывают
о своей жизни за рубежом. Большой популярностью у радиослушателей пользуются
выходы в эфир региональных журналистов, число авторов постоянно растёт, что нас
бесконечно радует.
Во многом благодаря успешной работе Интернет-радиостанции и основываясь на этом
опыте, Алексей вместе с братом два года назад создал первый в России Интернет-портал
цыганской этнической музыки Gipsy Voice, где параллельно существуют два направления
радио и телевидение.
Именно эти два грандиозных проекта привели его к мысли о создании в МЭРЦе курсов
переквалификации, и теперь благодаря компьютерным технологиям незрячие люди осваивают
студийные программы, после которых они смогут работать звукорежиссёрами, аудиомонтажниками,
аранжировщиками. Они обучаются дистанционно по Интернету и по Скайпу. Есть специальные
программы, которые позволяют работать в тандеме. Учитель может дистанционно подключаться
к компьютеру ученика, отрегулировать все настройки, наладить необходимые программы.
Для того чтобы будущие специалисты могли пройти необходимую практику, Алексей
планирует создать на базе МЭРЦа звукозаписывающую студию. И как только позволят
средства, в одной из комнат закипит работа.
Ведь эта студия в дальнейшем будет приносить чистый доход! горячится Алексей.
А пока я прошу руководство ВОС взять нас хотя бы на минимальный бюджет, оказать
нам материальную поддержку, которая в кризисное время просто необходима!
К чести Алексея Черёмуша стоит сказать, что вот уже три года, как качественно
изменились традиционные новогодние балы, проводимые Московской городской организацией
ВОС в стенах Культурно-спортивного реабилитационного комплекса. Ещё бы, ведь
на одной сцене перед зрителями наравне с незрячими артистами выступают приглашённые
им звёзды первого эшелона российской эстрады: Владимир Пресняков-старший, Юрий
Лоза, Вилли Токарев, Стае Пьеха, лидер группы Воскресенье Алексей Романов, а
также Тимур Ведерников, гитарист группы Гроссмейстер и вокалист мюзикла Нотр-Дам
де Пари, и солистка кантри-группы Кукуруза Ирина Сурикова, инструменталисты
балалаечник мирового уровня Алексей Архиповский, блиставший на открытии Евровидения
в Москве, и солистка оркестра народных инструментов под управлением Владимира
Назарова скрипачка Тамара Сидорова.
Эпилог
Незрячим никогда не было легко, резюмирует Алексей Черёмуш. И пока у нас не
осознают, что инвалиды всё-таки есть и они нормальные люди, отношение к нам так
и будет оставаться настороженным или, что хуже, пренебрежительным А вот когда
в обществе в целом произойдут изменения, когда в мэры будут выбирать людей без
рук, без ног, тогда всё станет иначе. И за это надо бороться, гласно обозначая
наши проблемы.
Пока Алексей составляет текущие бизнес-планы, в его голове роятся новые идеи,
которые ждут своего воплощения. И, как знать, может быть, через несколько лет
мне вновь придётся рассказать вам об этом целеустремлённом человеке, который
многого достиг, но на этом не успокоился. Неведомая сила созидателя гонит его
вперёд и вперёд. Пожелаем ему успехов на этом нелёгком пути!
источник наша жизнь.