Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Осторожно: пешеход!

Тормози... "на зеленый"

Это произошло в Москве на Садовом Кольце, в том месте, где оно имеет по восемь полос для движения в каждом направлении. Перед пешеходным переходом то и дело замирал транспортный поток, уступая дорогу людям, которые спешили пересечь широкую магистраль, прежде чем погаснет разрешающий сигнал светофора.

"Москвич-2140" приближался к перекрестку по крайнему левому ряду, который в тот момент был совершенно свободен от пешеходов и машин насколько хватало глаз. До перехода оставалось еще метров 50, когда в светофоре красный сигнал сменился желтым, а затем и зеленым, поэтому водитель "Москвича", не сбавляя скорости, а на спидометре было около 60, приближался к перекрестку.

Между тем ситуация на нем складывалась далеко не простая. Обзор всей зоны перехода справа был закрыт стоявшими там машинами, среди которых были и крупногабаритные. "Москвич" уже опережал те из них, что находились в задних рядах, но его водителю пока еще было трудно определить, начали движение передние или нет. Да, откровенно говоря, он об этом и не задумывался, так же как и вообще о пешеходах, которые могут быть за машинами. А они в тот момент там были.

Двое мужчин, иногородние, непривычные к сложному столичному движению, не успели закончить переход. Увидев, что для них загорелся красный сигнал светофора, они растерялись и сначала остановились. Затем один из них стал тянуть другого вперед на "островок безопасности", но тот упирался – хотел остановиться и переждать. Это ему удалось, зато первый, отпустив рукав товарища, бросился бегом вперед к осевой линии. Он уже почти достиг цели, когда его путь пересекся с уже знакомым нам "Москвичом-2140", у водителя которого оставалось лишь около секунды, чтобы что-то предпринять. Он успел применить экстренное торможение, но предотвратить трагическую развязку был уже не в состоянии.

Схема наезда автомобиля на человека на пешеходном переходе

Да, зеленый глаз светофора не должен полностью усыплять бдительность водителя. В описанной ситуации он просто обязан был как минимум притормозить с тем, чтобы выехать на пешеходный переход чуть позже того момента, когда на нем окажутся другие транспортные средства. В любом случае, не имея возможности полностью просматривать зону, где могут находиться люди, и не располагая хотя бы косвенными признаками безопасности – движением других транспортных средств через этот участок пути, никогда не рискуйте двигаться на авось.

Думается, вынесенная в подзаголовок рекомендация не кажется вам теперь такой уж странной. Обратившись к собственному опыту, вы, несомненно, вспомните множество случаев, когда Правила и здравый смысл подсказывали, что при данном развитии событий и зеленый сигнал светофора не дает права на движение с максимально возможной на этом участке скоростью. В Правилах об этом говорится так: "Если перед пешеходным переходом остановилось транспортное средство, то водители других транспортных средств могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед остановившимся транспортным средством нет пешеходов" (пункт 16.2). Хотя речь идет здесь об одном транспортном средстве, это не должно вводить вас в заблуждение. Разве что-то меняется в оценке ситуации, если их будет несколько? Как, кстати, и было в том случае, с которого начался наш разговор. Напротив, опасность при этом только возрастает.

Вообще хотелось бы заметить, что в понимании пункта 16.2 не стоит быть буквоедом. Например, следовать ему надо и тогда, когда автомобили перед пешеходным переходом не стоят, а медленно движутся: возможно, что они тоже пропускают находящихся там людей. И в этом случае вы обязаны снизить скорость, чтобы обеспечить безопасность при любом варианте развития событий в опасной зоне. Если же чувствуете, что не в состоянии полностью контролировать положение, то тут же сбрасывайте ногу с акселератора и тормозите. Тормозите, даже если в светофоре для вас призывно горит зеленый глаз.

Не поняли друг друга

Раннее утро большого города. Дорожное движение на нижней отметке интенсивности, улицы практически пусты. На одной из площадей остановился трамвай, из него вышла пожилая женщина. Едва оглядевшись, она довольно медленно, но уверенно двинулась к тротуару, до которого было метров 8–10. Шла она спокойно, степенно, судя по всему, нисколько не сомневаясь в своем прогнозе дорожной обстановки. Однако она ошибалась – справа стремительно приближалось такси.

Расстояние между автомобилем и пешеходом неумолимо сокращалось. Обстановка становилась угрожающей, но водитель почему-то не снижал скорость. Почему? Неужели он не видел переходящую дорогу женщину? Нет, водитель все прекрасно видел, но был уверен, что сможет объехать одиночного пешехода. Он, вроде бы, все рассчитал, но не учел одного важного фактора: женщина такси не видела. Она не была информирована о надвигавшейся опасности, следовательно, между пешеходом и водителем не было зрительного контакта, не было "обратной связи", которая так важна для обоих участников сложной дорожной ситуации.

Шофер такси решил объехать женщину сзади и, исходя из этого, хотя и неосознанно, но определил четкий план своих последующих действий. События же неожиданно стали развиваться совсем не по той схеме, которую он для себя принял.

Такси находилось от женщины уже метрах в 30, когда она услышала шум двигателя, оглянулась и... бросилась назад, стремясь скорее покинуть опасную зону и дать дорогу автомобилю. Сложная обстановка моментально трансформировалась в аварийную – расстояние до пешехода было теперь меньше остановочного пути автомобиля ГАЗ-24, который двигался со скоростью 60 км/ч.

К сожалению, и в этот критический момент водитель действовал не лучшим образом. Он не предпринял экстренного торможения, как того требуют Правила, а продолжал следовать по той жесткой схеме, которую принял для себя раньше. Не снижая скорости, он уводил машину влево, то есть как раз туда, куда бросилась женщина. Произошел наезд с тяжелыми для пешехода последствиями.

Схема дорожно-транспортного происшествия

Позднее, в ходе расследования, объясняя случившееся, водитель ссылался на то, что женщина "вдруг начала метаться по дороге". А вот если бы она продолжала двигаться прямо, – оправдывался он, – то все завершилось бы благополучно. Возможно, и так. Однако нельзя забывать и о том, что в данном случае пешеход начал "метаться" не сам по себе, а из-за автомобиля, неожиданно появившегося рядом. Следовательно, опасная обстановка возникла несколько раньше. А конкретно – в тот момент, когда расстояние между такси и пешеходом приближалось к величине остановочного пути автомобиля и никакого зрительного контакта между участниками конфликтной ситуации по-прежнему не было. Усугубилось же все тем, что водитель сначала не снизил скорость, а затем не применил экстренного торможения, то есть и в том и в другом случае откровенно нарушил требования пункта 9.6 Правил.

Предупреждая вопросы читателей, уточним, что экстренное торможение, на последней стадии развития данной ситуации, конечно же, не предотвратило бы наезда. Но, вне всякого сомнения, пострадавшая получила бы гораздо менее тяжкие и опасные для жизни травмы, что, безусловно, учитывалось бы следствием и судом при разборе дела по дорожно-транспортному происшествию.

Прочитав все это, кто-то, вероятно, подумает: но ведь бывают же исключения, когда наезда на пешехода можно избежать только маневром, а не торможением. Исключения, конечно, бывают. Однако, подчеркиваем, Правила дорожного движения их не предусматривают. Пункт 9.6 в этой части сформулирован однозначно. "В случае возникновения опасности для движения водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства". Это требование надо четко усвоить и приучить себя к мысли, что только так следует действовать, попав в критическую ситуацию. Попытки игнорировать эту норму, как правило, обходятся слишком дорого для пешеходов, пострадавших в аварии, и для водителей, оказавшихся ее виновниками.

С. Литинский,
кандидат технических наук


Адрес страницы:
Осторожно: пешеход!
Тэги:
вождение
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное