Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Карбюратор без секретов-2

Корпус карбюратора

Устройство корпуса карбюратора автомобиля Жигули
Рис. 1. Устройство корпуса карбюратора "Жигулей": 1 – корпус карбюратора; 2 – патрубок системы вентиляции картера; 3, 21, 30 – пружины; 4, 5 – малые диффузоры; 6 – распылитель; 7, 15 – корпуса топливных жиклеров переходной системы и холостого хода; 8, 13 – воздушные жиклеры переходной системы и холостого хода; 9, 12 – главные воздушные жиклеры вторичной и первичной камер; 10, 11 – главные топливные жиклеры вторичной и первичной камер; 14 – регулировочный винт; 16, 19, 22 – переходные втулки; 17 – рычаг; 18 – ролик; 20 – тяга; 23, 34 – прокладки; 24 – кронштейн; 25 – трехплечий рычаг; 26 – винт; 27 – крышка; 28 – телескопический стакан; 29 – диафрагма; 31 – жиклер; 32 – клапан" 33 – заглушка; 35 – шарик; 36 – эмульсионная трубка.

Начинаем работу с разъединения корпуса карбюратора и корпуса дроссельных заслонок. Для этого снимаем возвратную пружину 21, отворачиваем винты, соединяющие корпус карбюратора с корпусом дроссельных заслонок, разделяем их, предварительно отсоединив тягу 20 от рычага, установленного на оси дроссельной заслонки первичной камеры. У некоторых моделей карбюраторов сначала надо вынуть шплинт из отверстия в тяге. Если на рычаге два отверстия, необходимо запомнить, в какое из них была вставлена тяга 20.

Устройство корпуса карбюратора автомобиля Жигули

На карбюраторах "Озон", чтобы разъединить корпуса карбюратора и дроссельных заслонок, снимаем запорную шайбу с пальца, установленного в рычаге на оси дроссельной заслонки вторичной камеры, и отсоединяем шток 1 (рис. 2) от этого рычага.

Особенности корпуса карбюратора Озон автомобиля Жигули
Рис. 2. Особенности корпуса карбюратора "Озон": 1 – шток; 2 – корпус пневмокамеры; 3 – крышка пневмокамеры; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – штырь; 6 – кронштейн; 7 – прокладка; 8, 9 – жиклеры; 10 – пружина; 11 – втулка; 12 – диафрагма.

С корпуса 1 карбюратора (см. рис. 1) снимаем теплоизолирующую прокладку 23, выворачиваем винты и снимаем кронштейн 24, крышку 27 с диафрагмой 29 и пружиной 30 ускорительного насоса, трехплечий рычаг 25 с пружиной 3 и тягой 20, вывертываем винт 26 вместе с пружиной.

У карбюратора "Озон" (см. рис. 2), отвернув винты, снимаем пневмокамеру, приводящую дроссельную заслонку вторичной камеры, с прокладкой 7 и трехплечий рычаг с кронштейном 6.

Вывертываем главные топливные 10, 11 (см. рис. 1) и воздушные 9, 12 жиклеры; ручкой надфиля или стержнем диаметром 3,6 мм и длиной около 80 мм вынимаем эмульсионные трубки 36. Поочередно: вывертываем клапан 32 ускорительного насоса и снимаем его вместе с распылителем 6 и двумя прокладками 34; извлекаем из корпуса карбюратора малые диффузоры 4 и 5, а затем вывертываем регулировочный винт 14 ускорительного насоса и топливные жиклеры 31 переходной системы и холостого хода вместе с корпусами 7 и 15. У карбюраторов 2103-1107010, 2106-1107010 и 2107-1107010 и их модификаций вместо корпуса жиклера холостого хода демонтируем электромагнитный запорный клапан вместе с топливным жиклером холостого хода (рис. 3).

Электромагнитный запорный клапан карбюратора Озон
Рис. 3. Электромагнитный запорный клапан: 1 – вывод для подачи электропитания; 2 – якорь; 3 – пружина; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – топливный жиклер; 6 – запорная игла; 7 – корпус.

Вынимаем из корпусов жиклеры холостого хода и переходной системы. При затруднении их можно обернуть изоляционной лентой и осторожно потащить пассатижами.

Из электромагнитного запорного клапана извлекаем топливный жиклер 5 холостого хода и якорь 2 с запорной иглой 6. Детали первичной и вторичной камер раскладываем в отдельные коробочки, чтобы не перепутать их при установке на место.

Полезно помнить, что у всех моделей и модификаций карбюраторов маркировка малых диффузоров, эмульсионных трубок, главных топливных и воздушных жиклеров, жиклеров холостого хода и переходной системы либо одинакова для первичной и вторичной камер, либо имеет меньшее значение для первичной. Исключение составляют карбюраторы 2101-1107010 и 2101-1107010-02, где маркировка главного топливного жиклера первичной камеры имеет большее значение, чем у вторичной. Корпуса 7 и 15 (см. рис. 1) топливных жиклеров переходной системы и холостого хода одинаковы у всех карбюраторов.

Напомним, что маркировка на жиклерах – это условный диаметр отверстия. Чтобы перевести его в миллиметры, надо условный диаметр разделить на 100.

Покончив с разборкой, приступаем к чистке деталей. Удаляем осадок из поплавковой камеры, промываем все снятые детали и каналы в корпусе 1 карбюратора чистым бензином, а воздушные жиклеры 8 и 13 – ацетоном и продуваем их сжатым воздухом. Все остальные демонтированные жиклеры, эмульсионные трубки, клапан и распылитель ускорительного насоса также промываем ацетоном и продуваем сжатым воздухом, обратив особое внимание на жиклеры холостого хода, переходной системы и распылитель ускорительного насоса, которые засоряются чаще всего.

У карбюраторов "Озон" необходимо дополнительно промыть ацетоном и продуть сжатым воздухом жиклеры 8 и 9 (см. рис. 2) пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры.

Ни в коем случае нельзя применять для чистки отверстий в жиклерах проволоку или другие металлические предметы, от этого может увеличиться сечение отверстий и нарушится дозировка. Здесь допустимо применять остро заточенную деревянную палочку, спичку, смоченную в ацетоне.

Следующий этап – контроль состояния деталей. Проверяем подвижность шарика 35 (см. рис. 1) в клапане 32 ускорительного насоса и герметичность клапана. Убедиться в подвижности шарика можно, потряхивая клапан вдоль оси: должны быть слышны удары шарика о корпус клапана и о заглушку 33.

Герметичность же клапана 32 можно проверить следующим образом. Резиновой трубочкой подходящего диаметра соединяем резьбовую часть его с медицинской грушей. При сжатии ее воздух должен свободно проходить через клапан. При отпускании, если клапан герметичен, воздух не должен поступать в грушу. Если он не герметичен, его необходимо положить на некоторое время в ацетон для удаления смолистых отложений. Не поможет – придется клапан заменить, иначе ускорительный насос не будет нормально работать.

Проверяем работоспособность электромагнитного запорного клапана, подав на вывод 1 (см. рис. 3) его обмотки и на корпус 7 напряжение 12 В. В момент подачи напряжения должен быть слышен удар якоря 2 о корпус 7, а при снятии напряжения – удар запорной иглы 6 о топливный жиклер 5 холостого хода под действием пружины 3. Неработающий электромагнитный запорный клапан дешевле заменить новым, чем ремонтировать. Но и на старом и на новом клапане уплотнительное кольцо 4 не должно иметь повреждений.

Пневмокамеру (см. рис. 2) разбираем и промываем все детали чистым бензином. На диафрагме 12 недопустимы разрывы и повреждения кромок. Обязательно ее надежное крепление между чашечками на втулке 11. Целым и без повреждений должно быть и уплотнительное кольцо 4. В противном случае и диафрагму и кольцо заменяем новыми. При этом кольцо можно заменить колечком от резиновой трубки подходящего диаметра.

Перед сборкой пневмокамеры проверяем неплоскостность соприкасающихся поверхностей корпуса 2 и крышки 3, а также поверхности корпуса 2, соприкасающейся с корпусом карбюратора. При необходимости указанные поверхности притираем, после чего тщательно промываем все детали в бензине и продуваем сжатым воздухом каналы в корпуса и крышке.

Собрав пневмокамеру, проверяем ее герметичность. Для этого необходимо вдавить до упора шток 1 и пальцем плотно закрыть выходное отверстие на корпусе 2. Если в течение 4–6 секунд шток будет неподвижен, герметичность достаточна. При обратном ходе штока под действием пружины 10 диафрагма 12 должна перемещаться плавно, без рывков.

Необходимо проверить неплоскостность верхней и нижней поверхностей самого корпуса карбюратора и поверхностей, соприкасающихся с пневмокамерой и крышкой ускорительного насоса, а также установочной поверхности на крышке ускорительного насоса. Перед проверкой извлекаем из корпуса 1 карбюратора (см. рис. 1) переходные втулки 16, 19, 22. Чтобы не повредить их, внутрь плотно вставляем металлические стержни или сверла диаметром 2,9 мм для втулок 16 и 22 и диаметром 3,8 мм для втулки 19. После притирки, если она понадобилась, тщательно промываем в бензине корпус карбюратора и продуваем сжатым воздухом все каналы, воздушные жиклеры 8 и 13 переходной системы и холостого хода, патрубок 2 вентиляции картера двигателя.

Теперь приступаем к сборке корпуса. Ставим на место переходные втулки 16, 19 и 22, прокладку 23, малые диффузоры 4 и 5, эмульсионные трубки 36, главные воздушные 9, 12 и топливные 10, 11 жиклеры, топливные жиклеры холостого хода и переходной системы с их корпусами 15 и 7, распылитель 6 с клапаном 32 и прокладками 34, регулировочный винт 14. При этом трубки 36 ставим так, чтобы один ряд из четырех отверстий был направлен на выходной канал своей камеры – это удобнее сделать до установки малых диффузоров. Все жиклеры и электромагнитный запорный клапан должны быть надежно затянуты, чтобы исключалась возможность поступления в двигатель недозированного топлива и воздуха.

Ставим на место трехплечий рычаг 25 с пружиной 3 и тягой 20, кронштейн 24 и винт 26 с его пружиной. При этом рычаг 25 должен вращаться легко, без заеданий.

При установке диафрагмы 29, пружины 30 и крышки 27 ускорительного насоса обращаем внимание на целостность диафрагмы, надежность ее крепления между чашечками телескопического стакана 28, подвижность рычага 17 в крышке 27, ролика 18 на рычаге 17 и подпружиненной втулке в телескопическом стакане 28. Между корпусом 1 карбюратора и крышкой 27 диафрагма 29 должна зажиматься без складок, иначе не будет обеспечена герметичность ускорительного насоса.

Поврежденную диафрагму 29 можно только заменить. То же самое потребуется, если подпружиненная втулка, служащая амортизирующим элементом, заедает в телескопическом стакане 28, а промывка и продувка ее сжатым воздухом не устраняют дефект. В противном случае диафрагма будет порвана из-за больших усилий, передаваемых на нее от рычага 17 при резком нажатии на педаль акселератора.

В карбюраторах "Озон" ставим на место трехплечий рычаг с пружиной, тягой и кронштейном 6 (см. рис. 2) и пневмокамеру с прокладкой 7, обратив внимание на целостность последней. Поврежденную прокладку заменяем. Ее можно вырезать из плотного картона. Несколько раз нажимаем и отпускаем шток 1 диафрагмы 12. Характерный шум удаляемого и засасываемого в полость воздуха при нажатии и отпускании штока свидетельствуют о том, что каналы пневмопривода в корпусе карбюратора не засорены.

Ставим на место пружину 21 (см. рис. 1). У некоторых модификаций карбюраторов "Озон" кронштейна 6 (см. рис. 2) нет, а пружину крепят за штырь 5.

А. Куликов,
инженер


Адрес страницы:
Карбюратор без секретов-2
Тэги:
Озон
уровень
жиклер
ЭПХХ
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное