Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Карданный вал

Случается, что после замены крестовин и подшипников в карданной передаче "жигулей" возникает вибрация. Причина ее в нарушении заводской балансировки. О том, как правильно разобрать и собрать этот агрегат, а в случае возникновения вибрации устранить ее, рассказывает инженер-испытатель отдела доводки шасси управления главного конструктора ВАЗа В. Петунин и автолюбитель Г. Сластин.

Качество ремонта карданной передачи зависит не только от используемых инструментов, но и от обязательного соблюдения некоторых общих правил. Их немного.

Первое. Передачу снимают с автомобиля только в сборе с фланцем и эластичной муфтой – это воедино сбалансированный агрегат.

Второе. При замене крестовин и промежуточной опоры необходимо сохранять взаимное положение вилок. Обязательно перед разборкой шарниров краской или керном нанести на деталях контрольные метки.

Третье. При сборке стопорные кольца устанавливают с расчетом сохранения осевого зазора крестовины 0,01–0,04 мм.

Нарушение этих правил и небрежность при сборке шарниров может привести к возникновению вибрации в самой передаче и, естественно, на кузове.

Карданный вал после изготовления отдельных деталей и сборки имеет разное распределение масс относительно оси, которое можно устранить только динамической балансировкой с применением специального оборудования. При этом совмещают главную ось инерции с фактической осью вращения уравновешиванием всех вращающихся деталей. Уравновешивание проводят добавлением (приваркой) и снятием (высверливанием) определенных масс металла в точно установленных местах. Карданный вал уравновешивают приваркой балансировочных пластин.

Карданная передача автомобиля жигули
Рис. 1. Карданная передача "жигулей": 1 – болт крепления эластичной муфты к фланцу вторичного вала коробки передач; 2 – фланец вторичного вала коробки передач; 3 – резиновый элемент эластичной муфты; 4 – центрирующая втулка фланца переднего карданного вала; 5 – вкладыш эластичной муфты; 6 – болт крепления эластичной муфты к фланцу переднего карданного вала; 7 – фланец переднего карданного вала; 8 – обойма сальника; 9 – сальник; 10 – вторичный вал коробки передач; 11 – грязеотражатель; 12 – гайка крепления фланца на вторичном валу; 13 – уплотнитель центрирующего кольца; 14 – передний карданный вал; 15 – центрирующее кольцо; 16 – стопорное кольцо; 17 – промежуточная опора; 18 – пробка; 19 – резиновая втулка; 20 – дистанционная втулка; 21 – задний карданный вал; 22 – фланцевая вилка карданного шарнира; 23 – эластичная муфта; 24 – кронштейн безопасности; 25 – балансировочная пластина; 26 – поперечина промежуточной опоры; 27 и 29 – стопорные кольца; 28 – вилка переднего карданного вала; 30 – игольчатый подшипник; 31 – сальник; 32 – обойма сальника крестовины; 33 – вилка карданного шарнира; 34 – крестовина; 35 – гайка крепления вилки; 36 – кронштейн промежуточной опоры; 37 – упругая подушка; 38 – корпус подшипника; 39 – подшипник; 40 – грязеотражатель.

Дисбаланс карданной передачи (ее устройство показано на рис. 1), не связанный с деформацией валов, как правило, появляется из-за смещения центров шарниров от оси вращения при замене изношенных крестовин и подшипников. Это может произойти при сборке одного или обоих шарниров. Последний, худший случай показан на рис. 2.

Дисбаланс заднего карданного вала из-за неправильной сборки
Рис. 2. Дисбаланс заднего карданного вала из-за неправильной сборки: 1 – ось вращения передачи; 2 – геометрическая ось вала.

Естественно, что самый простой способ устранить дисбаланс – сместить на необходимую величину подвижные детали – крестовины и подшипники с соответствующим подбором стопорных колец из существующей заводской гаммы толщин (1,53; 1,56; 1,59 и 1,62 мм) или подогнанных индивидуально.

До начала работы автомобиль надо поставить на эстакаду (или осмотровую канаву) и вывесить при помощи подставок задний мост. После этого можно проверить биение трубы заднего карданного вала. Места для замеров выбираем как можно ближе к вилкам шарниров, где биение максимально.

Технология замеров проста. Вращаем карданную передачу рукояткой, вставленной в храповик коленчатого вала, при включенной передаче в коробке (здесь необходим помощник) и индикатором, укрепленным напротив места замера, определяем направление биения вала и его величину. После этой операции снимаем стопорные кольца, замеряем их толщину и уменьшенное на величину биения кольцо ставим в гнездо с той стороны, куда будет сдвинута крестовина. Легкими ударами молотком через проставку (рис. 3) смещаем к центру шарнира незафиксированный подшипник, а вместе с ним через крестовину сдвигаем от центра до упора в стопорное кольцо противоположный.

Устранение биения карданного вала автомобиля
Рис. 3. Устранение биения карданного вала смещением подвижных деталей: 1 – вилка карданного шарнира; 2 – стопорное кольцо; 3 – корпус подшипника; 4 – ось вращения вала; 5 – геометрическая ось вала; 6 – сальник; 7 – шип крестовины; 8 – игла подшипника; 9 – проставка.

Под устанавливаемое стопорное кольцо, если нет подходящего по толщине, можно положить шайбу из фольги необходимой толщины.

После такой регулировки повторно замеряем биение вала. По наблюдениям, когда его величина находится в пределах 0,1–0,15 мм, карданная передача вращается без вибрации.

Предложенный здесь метод основан на геометрическом совмещении оси вала с осью его вращения. При определенных условиях (вал полностью разбалансирован из-за неправильной сборки) этот метод позволяет снизить величину дисбаланса благодаря уменьшению эксцентриситета заднего вала. Но при этом ни в коем случае не надо удалять балансировочные пластины. После сборки шарниров обязательно проконтролировать надежность стопорения подшипников.

Однако этот метод не обеспечивает как таковую балансировку фланцевой вилки и вилки переднего вала, изготовленных из поковок и, возможно, имеющих смещение масс относительно оси, которые существенно влияют на общий дисбаланс карданного вала.

Вибрация карданной передачи может возникнуть не только из-за неправильного проведения ремонтных работ, но и по причине износа центрирующего кольца на валу коробки передач и втулки во фланце переднего вала, износа шлицевого соединения.

При износе шлицев возросший дисбаланс никакими методами, кроме замены фланца и переднего вала, устранить нельзя. Также заменой деталей устраняют дисбаланс, возникший в результате износа центрирующего кольца и центрирующей вилки. Если же дисбаланс появился после замены вилок, фланца или эластичной муфты, его можно уменьшить, изменив взаимное положение деталей.



Адрес страницы:
Карданный вал
Тэги:
карданный вал
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное