Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Прохождение поворотов | Школа начинающего спортсмена

Эта тема, а если точнее – "Техника и тактика прохождения поворотов", при детальном ее освещении могла бы поглотить и целиком несколько номеров журнала. Поэтому здесь мы намеренно обратились к такой форме материала, которая позволяет, как нам кажется, сделать рекомендации достаточно универсальными, не зависящими от геометрии поворота и покрытия. Соответственно и принципы, изложенные ниже, представляют собой не готовое руководство к действию, как бы это было в предыдущих статьях, а как бы обобщенный алгоритм, требующий серьезного и вдумчивого осмысливания, переработки "для себя" и "индивидуальной подгонки" к конкретной ситуации.

Техника прохождения поворотов

Начнем с того, что любой поворот условно можно разделить на четыре фазы: подход, вход, движение по дуге и выход (рис. 1). А теперь о каждой из них подробнее.

Фазы прохождения поворота
Рис. 1. Фазы прохождения поворота.

Фаза подхода. Она характеризуется снижением скорости до оптимальной, соответствующей геометрии поворота и выходом на внешнюю по отношению к нему сторону, что обеспечивает максимальный радиус и скорость движения.

Фаза входа в поворот. Теоретически все достаточно просто – поворот колес на угол, обеспечивающий движение по дуге, автомобиль принимает маневр, и начинается дуга. Но на практике все гораздо сложнее. Учитывая, что в процессе гонки каждый спортсмен стремится пройти поворот на предельно большой скорости, и торможение начать как можно позже, то переход автомобиля от прямолинейного движения к криволинейному протекает, как правило, на грани сцепления колес с дорогой и не исключена такая ситуация, когда передние колеса срываются в скольжение и машина продолжает движение прямо. В этот момент неопытный гонщик рефлекторно увеличивает угол поворота колес, чем в еще большей степени осложняет обстановку. Чтобы этого не произошло, необходимо повысить сцепление колес с дорогой.

Многие ведущие гонщики поступают так. Заканчивая торможение в фазе подхода, в самое последнее мгновение включают передачу, на которой будет проходить поворот. В этом случае тормозной момент двигателя обеспечивает столь необходимое перераспределение нагрузки по осям, и передние колеса буквально вжимаются в дорогу, сила их сцепления с покрытием максимальна, то есть все как раз так, как и надо для начала маневра. Но, пользуясь этим приемом, следует помнить и о негативных явлениях. Через какое-то время, когда уже началось движение по дуге, может возникнуть срыв колес (физику этого явления мы рассматривать не будем). Для возвращения автомобилю управляемости, как правило, достаточно "подсбросить газ".

Прохождение поворота вкатыванием
Рис. 2. Прохождение поворота вкатыванием.

Во многом фаза входа зависит от способа движения по дуге. Их различают три: вкатывание, скольжение (одновременный снос двух осей) и управляемый занос. Многие считают: чем выше мастерство гонщика, с тем большим заносом задней оси он проходит поворот. Это не так. Наиболее скоростной способ – вкатывание (рис. 2). Но он имеет и свои трудности: при малейшей ошибке в определении критической скорости уже на фазе входа автомобиль теряет управляемость. Удержать его в повороте практически невозможно. Вкатывание благодаря стабильности коэффициента сцепления является основным способом прохождения поворотов в шоссейно-кольцевых гонках. Надо знать, что пользоваться вкатыванием, двигаясь на грани срыва, могут только опытные гонщики. Чаще всего спортсмены страхуются: если сила сцепления велика и стабильна (сухой асфальт), то из вкатывания можно перейти к скольжению – одновременному сносу двух осей (рис. 3).

Прохождение поворота сносом четырех колес
Рис. 3. Прохождение поворота сносом четырех колес: 1–2 – вход; 2–3 – вкатывание; 3–4 – переход от вкатывания к скольжению (сносу).

Движение в управляемом заносе (рис. 4) применяется для достаточно крутых поворотов и участков с низким коэффициентом сцепления: снег, грязь, грунт, гравий... Достоинства приема в следующем. При специальной подготовке он во много раз безопаснее вкатывания и скольжения: дает больше возможностей стабилизации, позволяет, используя мощность двигателя, изменять угол заноса задней оси.

Прохождение поворота в управляемом заносе
Рис. 4. Прохождение поворота в управляемом заносе: 1 – вход; 2 – срыв задней оси; 3–6 – движение по дуге в заносе; 7 – выход.

Чтобы поставить машину в занос, можно воспользоваться одним из трех способов. Либо в начальной стадии движения по дуге резко "открыть газ" (см. рис. 4, 2), либо в этом же месте включить пониженную передачу. То и другое вызовет срыв колес задней оси и ее занос. Затем рулем и "газом" добиться устойчивого движения по дуге (см. рис. 4, 3–6). Третий прием – контрсмещение (рис. 5). Он заключается в выполнении предварительного, как бы раскачивающего, дестабилизирующего автомобиль маневра в противоположную повороту сторону (см. рис. 5, 2) с последующим обратным поворотом (см. рис. 5, 3) и стабилизацией в заносе на дуге (см. рис. 5, 4).

Начало управляемого заноса контрсмещением
Рис. 5. Начало управляемого заноса контрсмещением: 1 – вход; 2 – захлестывающий маневр; 3 – срыв задней оси; 4–7 – движение по дуге в заносе; 8 – выход.

В фазе движения по дуге автомобиль удерживают (независимо от способа прохождения) рулением и дросселированием. Причем вкатывание и скольжение требуют чрезвычайно деликатной работы. Амплитуда качания рулевого колеса и перемещения педали "газа" – миллиметры.

Вот как описывает эту фазу мастер спорта международного класса многократный чемпион страны и победитель международных кольцевых гонок Виталий Богатырев. "Сложность техники прохождения поворотов на предельной скорости заключается в том, чтобы нащупать на выбранной траектории грань срыва в занос, а затем удержаться на ней. Для этого я, поставив автомобиль в поворот, начинаю очень плавно увеличивать "газ" и угол поворота колес до тех пор, пока не почувствую, что начался занос (передней или задней оси). Тогда чуть-чуть уменьшаю угол поворота колес (буквально на миллиметр) или "подсбрасываю газ". Как только скольжение прекращается, повторяю маневр. Вот так и держу все время автомобиль на грани".

Прием, изложенный Богатыревым, называется "поисковое руление и дросселирование" и требует отточенного мастерства и большого опыта.

Фаза выхода включает переход к прямолинейному движению и выравнивание автомобиля. Практика показала, что здесь чаще всего сказываются ошибки в движении по дуге и проявляются в виде заноса. Как правило, к нему приводит слишком резкое увеличение "газа".

Еще одна особенность. Для плавного перехода к прямолинейному движению необходимо рулевое колесо поворачивать так, чтобы скорость его вращения была в строгом соответствии со скоростью движения автомобиля, и ни в коем случае не отпускать руль из рук, чтобы не дать ему самостоятельно раскручиваться до нейтрального положения.

Тактика прохождения поворотов

Опыт последних лет убедил, что независимо от покрытия оптимальной траекторией движения в повороте является путь с глубоким входом (рис. 6). Это же доказали расчетным путем сотрудники НАМИ М. Носенков и В. Каплин. Элемент "глубокий вход" выполняется следующим образом. Гонщик, двигаясь по наружной части, стремится как можно дальше заехать по прямой в глубь поворота и только оттуда начать маневр. Ясно, что это достаточно опасно и психологически трудно выполнимо из-за большой вероятности того, что автомобиль не послушается руля, а это, в свою очередь, будет провоцировать еще более резкий поворот и срыв передних колес.

Возможные формы траектории движения автомобиля в повороте
Рис. 6. Возможные формы траектории движения автомобиля в повороте: 1 – "традиционная"; 2 – с опережением; 3 – с запаздыванием; 4 – точка касания внутренней границы дорожного полотна.

Что же, в конечном итоге, является критерием тактически правильного, то есть наиболее быстрого прохождения поворота? Во-первых, полное использование ширины дорожного полотна, то есть на входе и выходе автомобиль должен находиться у внешней его границы. Во-вторых, точка приближения к внутренней границе полотна (рис. 6, 4) должна быть как можно дальше по ходу движения. Она и определяет мастерство гонщика. Траектория движения, построенная по этим принципам (рис. 6, 3), обеспечивает автомобилю максимальную скорость и ускорение на выходе.

Успех в автоспорте определяют три фактора: степень надежности и подготовленности автомобиля, уровень водительского мастерства и чувство границы риска. В заключение хотелось бы искренне посоветовать всем никогда не компенсировать отсутствие первых двух фактором подавлением последнего.

Э. Цыганков,
кандидат технически наук
О. Богданов


Адрес страницы:
Прохождение поворотов | Школа начинающего спортсмена
Тэги:
вождение
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное