Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Эти непростые контакты

Всего несколько лет назад мы обращали внимание на прерыватель в распределителе зажигания, лишь когда двигатель отказывался работать из-за отсутствия или слишком слабой искры на свечах. Кое-как очистив контакты прерывателя, устанавливали между ними приближенный к 0,4 мм зазор и, если двигатель начинал работать, с удовлетворением закрывали капот.

Позже, когда повышенный расход бензина начинал ощутимо сказываться на бюджете семьи, глубже интересовались причинами повышенного аппетита машины. Выясняли, что одна из них кроется в том самом прерывателе, где, казалось, только-то и должны размыкаться и замыкаться контакты. Познакомились с понятием "угол замкнутого состояния контактов" (УЗСК) и нашли способы его измерения в домашних условиях.

Все большее число автолюбителей хочет знать, что и почему надо делать в прерывателе – как обеспечить его нормальную работу. Отвечая на вопросы читателей, касающиеся этого узла, публикуем материал, подготовленный специалистом "АвтоВАЗтехобслуживания" инженером А. Крымским.

Прерыватель тока и соединенный с ним конденсатор входят в первичную (низкого напряжения) цепь системы зажигания вместе с батареей, генератором, замком зажигания и первичной обмоткой катушки зажигания (рис. 1). Его назначение – разрывать в определенный момент, когда нужно поджечь смесь в цилиндре, эту электрическую цепь, обеспечивая образование высокого, 12–20 тысяч вольт напряжения во вторичной цепи системы, способного создать искру в свече зажигания.

Схема бесконтактной системы зажигания
Рис. 1. Схема классической системы зажигания: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – замок зажигания; 4 – прерыватель; 5 – конденсатор; 6 – катушка зажигания; 7 – распределитель; 8 – свечи.

Мощность искры обусловлена величиной высокого напряжения, которое в немалой степени зависит от состояния первичной цепи. Если в ней возросло сопротивление из-за окисления соединительных элементов проводов, загрязнения контактов или изменения зазора между ними, повреждения конденсатора, то напряжение, поступающее к свечам, снижается или исчезает совсем.

Рассмотрим подробнее влияние этих факторов, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникающих в цепи.

Начнем с контактов прерывателя. Их чистоту визуально определить трудно. Более точные результаты дает измерение падения напряжения на контактах (оно пропорционально переходному сопротивлению) при помощи вольтметра, тестера или автотестера. Прибор подсоединяют параллельно контактам, то есть "плюсом" к выводу на распределителе, куда подходит черный провод, "минусом" – к "массе" (рис. 2). Включают зажигание и снимают показания прибора при замкнутых контактах прерывателя (если контакты разомкнуты, их замыкают, поворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой или коротким включением стартера).

Схема включения прибора для измерения переходного сопротивления в контактах распределителя зажигания
Рис. 2. Схема включения прибора для измерения переходного сопротивления в контактах и лампы для определения момента размыкания (замыкания) контактов.

У новой и совершенно чистой пары, находящейся в хорошем состоянии, показание вольтметра равно 0,05–0,1 В. Удовлетворительным считается состояние контактов при показаниях до 0,2 В. Если напряжение равно нулю, значит ток через контакты не протекает. Это возможно в случае пробоя конденсатора или нарушения цепи низкого напряжения (обрыв в первичной обмотке катушки зажигания, отсоединение провода от клеммового зажима подвижного контакта и т. п.). Если напряжение больше 0,2 В – необходимо осмотреть поверхности контактов прерывателя. Они должны быть чистыми, ровными, прилегать одна к другой всей площадью (рис. 3), ибо чем она меньше, тем выше переходное сопротивление.

Взаимное положение контактов в прерывателе-распределителе
Рис. 3. Взаимное положение контактов: а – правильное; б – со смещением; в – с перекосом; 1 – подвижный контакт; 2 – неподвижный контакт; 3 – площадь соприкосновения.

Поверхности контактов со временем повреждаются (обгорают) из-за искрения между ними, возникающего в момент размыкания. Вследствие эрозии (переноса частичек металла с одной поверхности на другую) на подвижном контакте образуется один или несколько выступов, а на другом – кратер (рис. 4). Выступ удаляют бархатным или алмазным надфилем, а поверхность неподвижного контакта сглаживают, не пытаясь полностью вывести кратер (иначе от контакта скоро ничего не останется). После зачистки контактов проверяют их взаимную параллельность и соосность. Если требуется, аккуратно подгибают кронштейн стойки неподвижного контакта, добиваясь правильного его положения. Нельзя подгибать рычажок с подвижным контактом.

Износ контактов прерывателя-распределителя вследствие эрозии
Рис. 4. Износ контактов вследствие эрозии: 1 – подвижный контакт; 2 – неподвижный контакт.

Иногда параллельность контактов нарушается в результате износа изоляционной (опорной) колодки рычажка. В этом случае приходится заменять всю контактную группу.

Чтобы проверить, не заедает ли рычажок на оси, надо отжать его пальцем и затем отпустить. Под действием пружины он должен быстро, со щелчком возвратиться в исходное положение. В противном случае заменяют контакты. Заканчивают работу с контактами промывкой их рабочих поверхностей. Здесь лучше подойдет спирт или чистый бензин, которым смачивают кусочек замши или другого материала, не оставляющего волокон.

Улучшению характеристик системы способствует конденсатор емкостью 0,25–0,35 мФ, подключенный параллельно контактам прерывателя. Он уменьшает искрение между ними и повышает напряжение во вторичной обмотке катушки.

Признаком неисправности конденсатора является вспучивание корпуса и белый налет на контактах прерывателя. Пробой конденсатора на "массу" можно проверить переносной лампой (рис. 5, а), которую включают в разрыв провода, соединяющего вывод первичной обмотки катушки зажигания с контактами прерывателя и конденсатором. При этом контакты прерывателя должны быть разомкнуты (между ними можно проложить тонкую картонную полоску). Если лампа при включении зажигания горит или мигает, конденсатор неисправен.

Способы проверки конденсатора в контактной системе зажигания
Рис. 5. Способы проверки конденсатора: а – при помощи лампы; б – замыканием проводов; в – разрядом на корпус.

Конденсатор можно проверит также, отсоединив общий провод между ним и контактами, идущий от катушки зажигания, и касаясь этим проводом отсоединенного от прерывателя провода конденсатора (рис. 5, б). Появление искрения между концами проводов при включении зажигания свидетельствует о "пробое" конденсатора.

Утечку и обрыв в конденсаторе выявляют током высокого напряжения от катушки зажигания и разрядом на "массу" (рис. 5, в). Появление разрядной искры со щелчком между проводом конденсатора и его корпусом говорит об исправности. Если после зарядки нет разрядной искры, значит конденсатор имеет утечку.

Теперь обратимся к зазору между контактами. Почему он задается таким строгим – 0,4±0,05 мм? Потому, что только при таком его значении конструкция прерывателя обеспечивает заданное (не менее 0,02 с) время замкнутого состояния контактов, необходимое для накопления максимально возможного количества энергии в катушке зажигания. Разряд этой энергии в свече зажигания происходит при разомкнутых контактах прерывателя.

Отклонение зазора от нормы ухудшает искрообразование на электродах свечи, что влечет неполное сгорание смеси и, соответственно, увеличение расхода топлива. Все это справедливо для новых, неизношенных контактов и кулачка прерывателя. Нередко во время проверки электрооборудования автомобиля на СТО при помощи стендов выявляется нарушение этой связи: зазор в норме, а искрообразование неудовлетворительное. Часто поправить дело удается, лишь изменив зазор между контактами. В чем причина? Могут быть изношены контакты или кулачок, подвижный рычажок прерывателя болтается на оси, валик распределителя имеет большое радиальное биение.

Как же установить действительную картину, если нет возможности воспользоваться услугами СТО? С достаточной точностью это можно сделать, измерив угол замкнутого состояния контактов (УЗСК). Поскольку искра возникает в каждом цилиндре двигателя за один оборот валика (кулачка) распределителя, в четырехцилиндровом на каждый приходится 90о (рис. 6).

Влияние профиля кулачка и зазора между контактами
Рис. 6. Влияние профиля кулачка и зазора между контактами на углы замкнутого (α – УЗСК) и разомкнутого (β – УРСК) состояния контактов: а) зазор в норме – УЗСК в норме; б) зазор увеличен – УЗСК уменьшен; в) зазор уменьшен – УЗСК увеличен.

Завод-изготовитель определил для каждого типа распределителя и автомобиля наивыгоднейшие углы поворота валика, когда контакты находятся в замкнутом состоянии (табл. 1). Определить момент замыкания и размыкания контактов можно при помощи контрольной лампочки (или тестера), подсоединенной параллельно контактам прерывателя, как показано на рис. 2. При включенном зажигании вращаем коленчатый вал до момента, когда лампа погаснет (контакты замкнулись), и отмечаем каким-либо способом положение ротора (бегунка) относительно корпуса. Продолжаем вращать вал и, когда лампа загорится, снова отмечаем положение ротора. Угол поворота валика от первой отметки до второй и будет УЗСК. Если он меньше требуемого, уменьшаем зазор между контактами, если больше – увеличиваем зазор.

Таблица 1

Основные диагностические параметры прерывателей

Марка автомобиля Тип распределителя Зазор между контактами, мм УЗСК, о
ВАЗ Р125
Р125Б
30.3706
0,4±0,05 55±3
"Москвич" Р118,
18.3706
0,4±0,05 43±3
Р147А
Р147Б
0,45±0,5 50±2

Возможные неисправности прерывателя, вызывающие ненормальную работу двигателя, и методы их устранения приведены в табл. 2. При каждом ТО нужно проводить проверку, а при необходимости установку УЗСК (или зазора между контактами). Через каждые 20 000 километров заливают три-четыре капли моторного масла в отверстие масленки распределителя для смазки подшипника и несколько капель наносят на фильц.

Таблица 2

Возможные неисправности прерывателя

Причина неисправности Метод устранения
Двигатель не пускается. Ток не проходит через контакты прерывателя
Загрязнены, окислены или пригорели контакты прерывателя, эрозия контактов, ослабление прижимной пружины, большой зазор между контактами Зачистить контакты, проверить натяжение пружины, отрегулировать зазор
Короткое замыкание конденсатора ("пробой") Проверить конденсатор, если он "пробит" – заменить
Двигатель не пускается. Не размыкаются контакты прерывателя.
Нарушена регулировка зазора между контактами. Отрегулировать зазор.
Люфт подвижной пластины прерывателя Закрепить пластину
Не закреплен подшипник, люфт в подшипнике (распределители типа Р147, 30.3706) Заменить подшипник
Износ изоляционной колодки рычажка или изоляционной втулки, люфт оси рычажка Заменить контактную группу или весь распределитель
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Малый зазор между контактами прерывателя Установить требуемый зазор
Повышенный люфт подвижной пластины Закрепить пластину
Радиальное биение валика (кулачка) распределителя Заменить втулку валика или распределитель
Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала
Большой зазор между контактами прерывателя Установить требуемый зазор


Адрес страницы:
Эти непростые контакты
Тэги:
распределитель зажигания
зажигание бесконтактное
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное