Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Внимание - окись углерода!

В сложный букет городских загрязнений автотранспорт вносит свою, немалую лепту – треть общего количества вредных выбросов. В их числе один из наиболее ядовитых газов – окись углерода (СО). Свести к возможному минимуму ее содержание в отработавших газах автомобилей – неотложная задача, стоящая как перед теми, кто их производит, так и перед теми, кто эксплуатирует, в том числе и автолюбителями. И, чтобы познакомить их, как определяется доля СО в выхлопе на автомобиле, от чего она зависит и каким образом можно добиться ее снижения, мы попросили выступить на этих страницах специалиста московского САЦ "АвтоВАЗтехобслуживания" инженера А. Крымского.

Содержание СО в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями, нормы и методы определения токсичных выбросов регламентируются ГОСТ 17.22.03–77. В пункте 1.1 этого документа сказано: "Нормируемым параметром содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей является фактическое содержание окиси углерода СО, которое следует определять в выпускной трубе автомобиля на глубине 300 мм от среза в режиме холостого хода при двух частотах вращения коленчатого вала двигателя: минимальной и повышенной, равной 0,6 номинальной, установленной предприятием-изготовителем".

Условия измерений должны отвечать следующим требованиям: выпускная система исправно (определяется внешним осмотром); двигатель прогрет до температуры, указанной в инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя для начала движения автомобиля; автомобиль заправлен топливом и смазочными материалами, рекомендуемыми предприятием-изготовителем; воздушная заслонка карбюратора при этом полностью открыта.

На станциях технического обслуживания и постах ГАИ широкое применение нашел метод анализа индивидуальных проб газа. Содержание токсичных компонентов определяют при помощи газоанализаторов, принцип действия которых основан на поглощении инфракрасного излучения или на каталитическом дожигании. Требования к подготовке и обслуживанию этой аппаратуры изложены в эксплуатационной документации, а сами средства измерения поверяются Госстандартом или имеют ведомственную поверку.

Все приборы для анализа выхлопных газов автомобиля предварительно прогревают в течение 30 минут. После этого контролируют электрическую нулевую точку, устанавливая индикатор на значение "0", затем, нажимая соответствующую клавишу, устанавливают индикацию контрольного значения. Только после этих регулировок прибор готов к работе. Время срабатывания, то есть инерционность современных газоанализаторов, колеблется в пределах от 10 до 30 секунд. Поэтому для получения достоверных данных считывают показание с прибора после стабилизации его – не ранее чем через 30 секунд.

Проверки находящихся в эксплуатации автомобилей показывают, что почти у 80% из них неправильно отрегулирован холостой ход карбюратора и в результате содержание СО в отработавших газах повышено до 7%. И почти у всех этих автомобилей удалось при помощи приборов так отрегулировать состав смеси, что содержание СО уменьшилось в среднем в 2,5 раза, а расход топлива снизился на 25–40%. Двигатель при этом устойчиво работал на всех режимах.

Наиболее распространенный среди автолюбителей метод регулировки холостого хода состоит в подборе такого положения винта качества смеси, при котором двигатель развивает максимальные обороты. Подобная регулировка в большинстве случаев приводит к повышению концентрации СО в отработавших газах. Тут необходимо помнить, что при заворачивании винта качества смеси на 1/4 оборота частота вращения вала двигателя почти не меняется, зато концентрация СО в отработавших газах может повыситься на 4–5%.

По другому методу регулировки системы холостого хода обедняют состав смеси винтом, пока двигатель не начнет давать заметные перебои, а затем несколько обогащают смесь до начала устойчивой работы. Такой метод позволяет получить низкую концентрацию СО в отработавших газах.

Регулировка системы холостого хода влияет на содержание окиси углерода в выхлопе не только у стоящего автомобиля, но и когда он движется накатом с включенной передачей (торможение двигателем), а в некоторых случаях и с постоянной скоростью, где при немного открытой дроссельной заслонке концентрация СО существенно зависит от пропускной способности жиклера холостого хода. Увеличение ее повышает содержание СО без какого-либо изменения динамических качеств автомобиля. На выделение вредных газов влияет и уровень топлива в поплавковой камере, "герметичность" жиклеров, исправность системы вентиляции картера и ряд других факторов.

Винты регулировки системы холостого хода карбюраторов Озон 2101
Рис. 1. Винты регулировки системы холостого хода карбюраторов 2101-1107010; -02; -03: 1 – винт регулировки состава (качества) смеси.

Регулировка холостого хода в условиях САЦ и СТО выполняется по мотор-тестеру, имеющему тахометр, и газоанализатору, при помощи винта качества, определяющего состав смеси, и винта количества (рис. 1 и 2). У карбюраторов 2101-1107010, 2101-1107010-02 и 2101-1107010-03 при завертывании винта количества приоткрывается дроссельная заслонка.

Винты регулировки системы холостого хода карбюраторов Озон 2105, 2107
Рис. 2. Винты регулировки системы холостого хода карбюраторов 2105-1107010-10; -20; 2107-1107010-10; -20: 1 – винт количества смеси; 2 – винт состава (качества) смеси.

С целью исключить нарушение заводской регулировки карбюратора на винт качества напрессована ограничительная втулка (у карбюраторов 2015-1107010-10; -20 и 2107-1107010-10; -20 ограничительные втулки имеют оба винта). На заводе устанавливают втулки синего цвета, на СТО после регулировок – красные. Если вращением втулок, допускающим малый ход винтов, не удается отрегулировать содержание СО в отработавших газах, необходимо, вывертывая винты, сломать головки втулок, вывернуть винты, снять с них втулки и снова завернуть на прежнее место.

Холостой ход регулируют на прогретом двигателе с отрегулированными зазорами в механизме газораспределения и с правильно установленным углом опережения зажигания.

У карбюраторов 2105-1107010-10; -20 и 2107-1107010-10; -20 винтом количества смеси (см. рис. 2) по тахометру стенда (мотор-тестера) устанавливают частоту вращения коленчатого вала в пределах 820–900 об/мин. Затем при помощи винта 2 качества смеси добиваются требуемой концентрации СО в отработавших газах при данном положении винта количества. Винтом количества восстанавливают прежние обороты (820–900 об/мин). При необходимости регулируют винтом качества допустимую концентрацию СО и напрессовывают ограничительные втулки на винты, ориентируя шлицы втулок относительно выступов, как показано на рис. 3.

Установка ограничительных втулок карбюратора Озон
Рис. 3. Установка ограничительных втулок на винт количества (а) и винт качества (б) смеси.

У карбюраторов 2101-1107010; -02; -03 винтом регулировки количества смеси (см. рис. 1) устанавливают по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала в пределах 720–800 об/мин. Затем винтом качества регулируют требуемую концентрацию СО при этом положении дроссельной заслонки. После этого винтом количества восстанавливают частоту вращения коленчатого вала (720–800 об/мин). При необходимости винтом качества восстанавливают допустимую концентрацию СО и напрессовывают на него ограничительную втулку.

Регулировать холостой ход двигателя можно и без газоанализатора и стендового тахометра. Но тогда не гарантируется допустимое содержание окиси углерода в отработавших газах, хотя вероятность успеха немала.

Сначала винтом количества смеси устанавливают минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала, затем винтом качества добиваются работы двигателя с максимальными оборотами при данном положении винта количества. После этого винтом количества уменьшают обороты до минимально устойчивой работы двигателя, а затем завертывают винт качества, пока двигатель не будет работать с заметными перебоями. Наконец, отворачивают этот винт на 30–60о (не более), пока не будет достигнута устойчивая работа двигателя. Чтобы проверить, приемлема ли регулировка, резко нажимают на педаль дроссельной заслонки – двигатель при этом не должен останавливаться.

В процессе эксплуатации состояние двигателя и карбюратора заметно изменяется, что обычно приводит к повышению содержания токсичных веществ в выхлопе. Неисправности карбюратора влекут либо обогащение, либо переобеднение смеси. В этом отношении наиболее нестабильны система холостого хода и обогатительные системы (ускорительный насос и экономайзер).

Один из самых распространенных дефектов карбюратора – негерметичность клапана экономайзера. При негерметичном клапане на режимах малых и средних нагрузок выброс СО возрастает в 1,5–2 раза. Позднее включение этого клапана приводит к некоторому снижению содержания СО.

Неисправности системы зажигания, кроме свечей, вызывают увеличение содержания углеводородов в отработавших газах, но не влияют на количество СО, так как оно зависит только от состава смеси.

Влияние характерных неисправностей, встречающихся в автомобиле, отражено в таблице. Разумеется, наиболее быстро и точно вы определите их в САЦ или на СТО, которые располагают современным диагностическим оборудованием.

Влияние характерных неисправностей автомобилей на расход топлива и выброс токсичных веществ.
Таблица влияния характерных неисправностей автомобилей на расход топлива и выброс токсичных веществ

Адрес страницы:
Внимание - окись углерода!
Тэги:
Озон
токсичность
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное