Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алкоголь: отборные новости

  Все выпуски  

В Госдуму внесен закон о госмонополии на продажу алкоголя //


В Госдуму внесен закон о госмонополии на продажу алкоголя [РБК]
Член Совета Федерации Владимир Гусев внес в Госдуму законопроект, предоставляющий региональным властям создавать госкомпании с исключительным правом продажи алкогольной продукции, за исключением точек общепита.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в нижнюю палату парламента еще 23 ноября 2007г., данный документ призван исключить теневой оборот спиртного, который сейчас составляет половину от всего рынка.
Законопроект предлагает "предоставить полномочия субъектам РФ, исходя из анализа конкретной алкогольной ситуации, создавать специализированную уполномоченную государственную компанию и предоставлять ей исключительное право продажи алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания)".
В пояснительной записке также сообщается, что за основу концепции проекта был взят опыт государственной питейной монополии конца XIX века и госмонополия советского периода, а также опыт Швеции и Финляндии.
Полтора года назад В.Гусев уже озвучивал подобные предложения Думе прошлого созыва. В декабре 2006г. на пике сообщений о массовых отравлениях суррогатным алкоголем с инициативой введения госмонополии на продажу спиртного выступил спикер Госдумы и лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов. Незадолго до этого Б.Грызлов, как и глава Совета Федерации Сергей Миронов, высказывался в пользу госмонополии и на производство алкоголя.
Между тем большинство участников и экспертов рынка считают нецелесообразными предложения члена СФ, полагая, что они приведут к возвращению регионального сепаратизма. По мнению экспертов, в случае утверждения законопроекта розничные продавцы могут потерять около 20% оборота.
19.12.2007 05:37:00 GMT

Госдуме предлагают ввести госмонополию на алкоголь [НИА Красноярск]
Член Совета Федерации Владимир Гусев внес в Госдуму законопроект, предоставляющий региональным властям право создавать госкомпании с исключительным правом продажи алкогольной продукции, за исключением точек общепита, сообщает РБК. Законопроект предлагает "предоставить полномочия субъектам РФ, исходя из анализа конкретной алкогольной ситуации, создавать специализированную уполномоченную государственную компанию и предоставлять ей исключительное право продажи алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания)".
Тема госмонополии как на продажу, так и на производство уже не раз поднималася в высших эшелонах власти. Полтора года назад Гусев уже озвучивал подобные предложения Думе прошлого созыва. В декабре 2006года на пике сообщений о массовых отравлениях суррогатным алкоголем с инициативой введения госмонополии на продажу спиртного выступил спикер Госдумы Борис Грызлов.
А в середине ноября этого года руководитель Счетной палаты Сергей Степашин обратился в Министерство финансов с предложением ввести государственную монополию на производство спирта, но получил отрицательный ответ. В Минфине считают, что монополия не решит проблем с поддельной алкогольной продукцией, и в то же время может привести к росту контрабанды. Экономические и бюджетные издержки от внедрения государственной монополии на оборот спирта превысят предполагаемые выгоды. В то же время, два других министерства: сельского хозяйства и по налогам и сборам поддержали предложение Счетной палаты. Стоит вводить госмонополию на продажу спирта или нет, будут решать депутаты Госдумы нового созыва. Свое мнение по этому поводу корреспонденту НИА выразил руководитель Енисейской алкогольной ассоциации Валерий Анохин: "По данным статистики, до 40% продаваемой алкогольной продукции являются контрафактной. Для того, чтобы ее искоренить из рынка, необходимо ввести монополию на спирт. Это не значит, что все заводы должны быть государственными. Это значит, что будет госструктура, которая будет контролировать сколько спирта на каком заводе было произведено и куда он направлен на реализацию".
19.12.2007 06:02:00 GMT

В Столице Урала травиться алкоголем стали на 30% чаще [Накануне.ru]
В лечебные заведения Екатеринбурга с алкогольным отравлением поступило 7,9% больных, и это на 30, 9% больше, чем год назад.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контеева, самыми неблагоприятными в этом отношении являются Чкаловский, Октябрьский и Орджоникидзевский районы.
Специалистами инспекций по потребительскому рынку и услугам администрации города, сотрудниками УВД и РУВД, специалистами межведомственных комиссий районов проведено тысяча 836 проверок объектов, реализующих алкоголь.
В итоге выявлено тысяча 93 правонарушения, возбуждено 175 уголовных дел, к административной ответственности привлечено 918 человек и изъято 32 тысячи 127 литров продукции.
19.12.2007 07:47:00 GMT

Обзор алкогольных событий [AlcoNews.ru]
Подробная информация по затронутым вопросам представлена в информационно-аналитическом отчете ЦИФРРА.1. Гармонизация отношений государства, ритейла и производства Продолжается "борьба" с засильем российского и зарубежного ритейла в системе российской розничной торговле. ФАС настаивает на снижении порога монополизации розничной торговли... Ритейл сопротивляется. Лоббистские возможности ритейла в крупных городах очень серьезны. Хотя по России ритейл "оборачивает" не более 12% всей розной торговли. В то же время в Москве ритейл реализует до 40% алкоголя, в Санкт- Петербурге - более 65%. В случае, если предложения ФАС будут приняты на законодательно уровне, может произойти следующее: сегодня поставщики продукции жалуются на фактические "поборы" сетей, связанные с входными бонусами, маркетинговыми фондами, ретробонусами по итогам квартал, года и т.д. Сегодняшняя борьба сетей за отстаивание своих интересов понятна- период их консолидации только наступил. Федеральные сети только настроились в 2006-2007 г.г. на поглощение региональных сетей. Как ответ им был создан Союз независимых сетей России- региональных сетей без федеральных амбиций, которые даже успели создать в октябре 2007 г. свой Торгово-закупочный союз и провести первый съезд как альтернативу союзу федеральных сетей - АКОРТ. Мне кажется, что сегодня есть некоторая эйфория у поставщиков - впервые государство заступилось за производителей перед системой господства розничной торговли. Однако, что предпримут сети, если их действительно ограничат (хотя уже сегодня они находят иные пути получения денег от поставщиков- беда в том, что они в любом случае монополизируют розничную торговлю в крупных городах). Но даже - если на мин представить, что государство ограничило каким- либо образом их монополизм (недавно в Перми пермский УФАС нашел связи между некоторыми оптовыми компаниями, которые в сумме контролировали монопольный участок рынка), то у сетей всегда есть еще один выход- пресловутые фирменные продукты- приват-лейблы. Ими они смогут поставить поставщиков на ко лени все равно: резко увеличат в своих магазинах присутствие этой продукции, в том числе и алкогольной... И потребитель будет ее брать... 2. Развитие российского рынка САН не остановить Развитие российского рынка САН не остановить. Чего только не предпринимали уже производители, чтобы выпасть из разряда "спиртодобавленной" продукции... Мало того, что они попадают с 1 января 2008 г. под новый (пониженный) уровень акциза, что позволит им хотя бы частично вновь конкурировать с дешевым массовым пивом, если цены на САН адекватно снижению акциза будут понижены и на продукцию. В 2007 г. рынок САН потерял около 35% своего объема, хотя его и не коснулся кризис 2006 г. Наиболее перспективным и "безобидным" в этом сегменте является производство САН на основе натуральных вин (хотя в Росси и так не хватает около 35% российских и импортных виноматериалов для производства того объема вина, которые есть в России). Интерес представляет и новый проект ГК "Бородино" декабре 2007 года Группа компаний "Бородино" представила новую серию слабоалкогольных напитков Sommelier, произведенных на 100% натуральном виноградном виноматериале без добавления спирта. Крепость напитка составляет 5,9%. Ассортиментный ряд представлен двумя видами - красным полусладким на основе вина из винограда сорта "Каберне" и "Саперави", а также белым полусладким на основе вина из винограда сорта "Шардоне". Емкость российского рынка САН не более 47-48 млн дал в год. При этом в 2006 г. было произведено около 55 млн дал- с избытком в связи с повышением акциза. Рост (а точнее восстановление сегмента) рынка с 1 января 2008 г. неизбежен, но если производителям удастся перейти с "химических спиртовых растворов" этой продукции на натуральное сырье в массовом порядке, то это спасет и сам сегмент этой продукции от той стагнации, к которой он уже пришел на мировом рынке. 3. Чем можно объяснить рост пивного рынка? Что заменили 200 млн дал пива? %NEW_PAGE%Неверны попытки объяснить рост пивного рынка подорожанием российского вина и САН: пивной рынок вырастет на 20 % в 2007 г., а это около 200 млн дал, в то время как рынок вина (производство, импорт в целом) практически останется на уровне 2006 г. (рост возможен на 4-5 млн дал), а производство САН и вовсе упало всего на 17 - 20 млн дал в 2007. Очень важный вопрос, на который я для себя нашел ответ. Пивной рынок отвечает на свой рост конференциями по поводу своей социальной ответственности, предполагающей, что из двух зол - водки и пива, пиво все-таки меньшее... Причин несколько:- общий дефицит алкогольной продукции в 2006 г. (хотите или не хотите, а пиво было единственным напитком, который в кризис не пострадал, не подорожал и был постоянно);- пиво не имеет ценовых конкурентов (прежде всего- дешевое);- пиво реально стало менять картину алкогольного рынка за счет создания и воспитания "пивного поколения";Чтобы не говорили поставщики дорогой продукции, но винный рынок да и рынок САН, а эти напитки в какой-то мере можно было раньше считать конкурентами пива, прирастает прежде всего дешевым сегментом - до 110 рублей для вина и у САН до 25 рублей ранее (хотя в 2007 г. картина чуть изменилась- дешевый сегмент легального вина сократился реально на 5%-7%, хотя объем рынка в целом вырос на 8% при постоянном объеме рынка вина в 2004-2006 г. На рынке вина серьезное перепроизводство... Винный рынок не пересекался с пивным, но потребители дешевых вин получили следующую ситуацию - приличные в 2005 г. вина по 70-75 рублей подорожали до 100 рублей, в дешевом винном сегменте остались только российские вина; ушли дешевые молдавские, болгарские и украинские вина, что не пошло на пользу развитию винного потребления в целом- процесс географического сужения ассортимента в дешевом сегменте); новые вина по 70 рублей на много хуже прежних). Мы видим, что винный рынок практически перестал расти в объеме еще 3 года назад (более того, в 2007 г. часть рынка тихих вин стали занимать шампанские вина- они по цене в основной массе до 100 рублей и не дорожали). Есть и еще одна причина- началась в 2006 г. серьезная борьба с суррогатами: они стоят около 15 -20 рублей 0,5 л. Пиво дешевое - до 20 рублей. Водка нелегальная (а ее объем в 2006- 2007 реально вырос на 10-15%)- дорога для этой публики- потребителей суррогатов. Они не только градусы считают, но и деньги... Интересная ситуация с портвейнами: этот напиток российского производства призван стоить на уровне суррогатов крепкого алкоголя- 15- 20 рублей (это должно быть задачей государства- как этого добиться). Но легальный портвейн стоит сегодня около 55-60 рублей, поэтому- 90% портвейнов производится нелегально в России и продается по 28-30 рублей в магазинах. За последние 4 года по итогам января- октября на 8% сократился рынок легальной водки в России (в объеме это не менее 7-8 млн дал по итогам года будет)... Я думаю, что в цифрах я не ошибся и не лукавил, но: замена пивом вина, САН, части рынка легальной водки, части рынка суррогатов крепкого алкоголя и части рынка портвейнов не имеет прямой (прямо- пропорциональной) количественной зависимости. Я думаю, что часть потребителей нелегального рынка пришла в легальный рынок, но не значительное количество. Пиво (более 100 млн дополнительных дал в январе- октябре 2007 г. по сравнению с 2006 г.) заменило отчасти: 7 млн дал водки, 15 млн дал САН, 10 млн дал вина (около 5 млн дал- легального - возможного роста; 5 млн дал нелегального), около 10 млн дал суррогатов технического происхождения... Поэтому 100 млн дал - адекватная замена такого количества более крепкого и равного по крепости алкоголя. Пиво - самый демократичный и удобный для употребления напиток... Ну - и реклама... Все -таки на молодежь она действует... Пивное поколение выросло: будем считать: сумасшедшая пивная реклама началась в 1996-1997 г.г. Длилась она фактически в любое время дня и ночи лет 7... В 22.00 у нас сейчас ложатся спать только грудные дети... Пусть тем, кому было 10 лет в 1996 г. стали началом пивного поколения, я не говорю о тех, кому было уже по 15 и более... Сегодня по 20 тем, кому в начале пивной рекламы было по 10... 4. Региональная статистика и аналитика (УФО и Вологодск ая область) %NEW_PAGE%Очень интересная статистика по одному из самых "лакомых" для поставщиков алкоголя в регионы - Уральскому краю... За 10 месяцев 2007 года оборот розничной торговли алкоголем в Уральском федеральном округе превысил 81,5 миллиарда рублей. При этом каждый житель округа, включая младенцев и стариков, потратил на спиртное с начала года более 6 500 рублей, то есть 650 рублей в месяц, а по году с учетом новогодних праздников получится- 8 500 рублей. Если взять за основу Уральский округ, то и Россия в среднем потратит на алкоголь в 2007 г. не менее 1 207 000 000 000 рублей или 49 265 306 000 дол. В 2005 г. мы считали финансовую емкость нашего рынка равной 20 млрд дол, но курс был выше на 10%. Видимо, в эту сумму уральцы включили и пиво. Пива будет выпито 12 млрд л по средней цене не менее 18 рублей по 0,5 л, то есть - 216 000 000 000 рублей или 8,8 млрд дол, хотя пивной рынок оценивался год-два назад в 11-12 млрд дол, а с учетом падения доллара и прироста объема рынка в 20% он не может быть ниже 14-15 млрд дол в 2007 г. То есть, на собственно алкоголь приходится при этой системе расчета не менее 34 млрд дол. Если вычесть 10% падения доллара за 2 года, то остается разница в 11 млрд дол по сравнению с оценкой рынка двухлетней давности. Таким образом, Уральский регион не зря - лакомый кусок- пьют здесь сегодня не менее чем на 30% больше чем в среднем по России. Лидером по потреблению оказались ямальцы - в среднем каждый из них выпил на 10 751 рубль. Самые экономные - курганцы (3 631 рубль). В целом больше всех на алкоголь потратилась Свердловская область - свыше 31 миллиарда рублей. Челябинская область заняла второе место - 15,8 миллиарда рублей, замкнула тройку лидеров Югра - 13,8 миллиарда рублей. Прирост потребления алкоголя в среднем по УрФО составил 10,6%. При этом наибольшее усердие проявили зауральцы (17,9%) и среднеуральцы (13,6%). На этом фоне результат Южного Урала (-3,8%) выглядит победным триумфом над "зелeным змием". А вот что происходит в Вологде: За январь-октябрь 2007 года оборо т розничной торговли Вологды увеличился на 18,2% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года и составил 15 млрд 366 млн рублей. Из этой суммы почти 7 млрд рублей жители областной столицы потратили на продовольственные продукты, из них почти 900 млн рублей - на алкогольные напитки и пиво. Процент розничного оборота алкоголя в области составил всего 5,9% от всего розничного оборота. А по России в среднем - около 9%. То есть, пьют здесь легального алкоголя в 2 раза меньше нормы (это с неполным учетом еще и затрат на суррогаты и нелегальный алкоголь). За вышеуказанный период в розничной торговле оборот торгующих организаций составлял 13 847 млн рублей, т. е. 90%, рынков - 1519 млн руб., т. е. 10%. Если же чуть глубже проверить статистику области, то имеем: население Вологодской области около 1,27 млн человек. Если верить городской статистике, то на 1 жителя в месяц пришлось на покупку алкоголя и пива- 71 рубль (сравните с Уралом- 650 рублей на человека). О чем можно говорить при таком уровне статистической информации... И какие решения принимать на государственном уровне. И так понятно, считая обратным входом, то на алкоголь должно было быть потрачено не менее (с учетом той части статистки - в отношении доли алкогольных трат в области) - 400 рублей на человека в месяц на 1,27 млн чел на 10 мес = 5,1 млрд рублей. Где деньги? Да и оборот общественного питания по данным Вологодской Администрации 10 месяцев текущего года составил чуть более 11 млрд руб. - рост 10,9%. Что за область такая, где розничный оборот лишь на 39% превышает оборот общественного питания? То есть, здесь уже решили проблему доступности Хореки и половина населения пользуется доступной системой общественного питания? Интересно, сколько алкоголя реализуется в Вологде через Хореку? В развитых европейских странах - до 40% и более, в России - не более 2%-3%. А Вологда опережает всю Россию в 10 раз. 5. Как непрофильные алкогольные активы становятся профильными Нет ничего странного в том, что все новые непрофильные компании приходя т на российский алкогольный рынок. Недавно 51% "КиН" приобрела одна непрофильная компания, "Сибирский Деловой Союз" начал покупку алкогольных заводов и имеет шансы стать "Синергией" -N2... Зерновые трейдеры покупают спиртзаводы. Становятся достоянием общественного бизнес-внимания новые игроки, решившие стать более публичными- та же компания "Директ-Холдинг", эксклюзивно продающая спирт 11 спиртовых заводов. Кто-то активно афиширует себя на рынке дистрибьюции, как крупнейший "сибирский монстр дистрибьюции"- "Формула-Холдинг", а кто-то (такие же монстры в Московском регионе- "Форвард" и "Регион -50" предпочитают не вылезать в СМИ). СМИ активно отреагировали на то, что представитель донского табачного бизнеса приобрел винодельческое хозяйство с виноградниками - совхоз "Междуреченский" - N2 в Ростовской области по объему производства. Нет в этом никакой моды или меценатства, как пытаются нас уверить СМИ. Это грамотный и долгосрочный бизнес, который могут себе позволить непрофильные компании, не прошедшие череду административных алкогольных кризисов последних лет. Приходя компании и бизнесмены с других спокойных рынков, где они в спокойной обстановке заработали деньги на вложение в нашу отрасль. Россия обречена на развитие своего виноградарства и виноделия. Нужно немногое - грамотная политика государства. Если в стране бич - алкоголизация, если пьем крепких в 2 раза больше всех в мире, то дайте возможность России пить дешевое, но качественное вино. Россия остается странной относительно самого дорогого в мире дешевого алкоголя, вина - особенно. Импортные вина, которые там продаются в магазинах по 2 евро, стоят у нас 10. А наши по 2 российские- это совсем не их в магазинах по 2... у нас до заоблачных высот цены поднялся портвейн - легальный - он стоит дороже нелегальной водки, а должен стоить на уровне суррогатов- до 20 рублей в магазине... А если этого нет, то государство должно создать такие условия. Сегодня только пиво благодаря лоббистской деятельности пивных производителей является "конкурентом" водки. Все го за 20 лет России из винной державы (20 л в год потребления на душу в 1984 г., 5 л в 2007 г.) превратилась в пивную державу (20 л в 1984 г., 80 л в 2007 г.), при этом рост потребления пива в 4 раза практически не повлиял на снижение потребления водки и крепкого алкоголя. Падение рынка легальной водки на 9% за 4 года стало следствием прежде всего роста рынка коньяка, импортного экзотического крепкого алкоголя, изменением вкуса молодежи... В 1995 г. потребление пива составляло 15 л на душу, вина - 3 л. Через 10 лет - в 2004 г. потребление пива - около 60 л, но потребление водки сохранялось вообще на прежнем уровне. Только государственная политика, а не дальнейшее подвижничество российских компаний может сделать вино- альтернативой водке (в какой-то степени), так как "идеологически" и философски" пиво водке конкурентом быть не может. Еще раз подчеркну: на российском винном рынке сегодня нет компании - "идеологического" лидера, каким был, например, несколько лет подряд Холдинг "Винный Мир" у импортеров. Нет идеологического лидера ни у импортеров, ни у производителей, ни в винном брендинге... Никто не ведет рынок за собой. Нет новых идей... Даже выход российских вин в новые ценовые сегменты -это, согласитесь, не новая идея... Целый ряд заводов и раньше выпускал такую продукцию. Не идейный прорыв и розлив импортных сортовых вин в России. Идеология- это деятельность, которая бы позволила рынку объемно развиваться с позорных 5 л в год на человека хотя бы до 10 л... А нет идеологии. Вот и стоит 4 года винный рынок в объемном тупике... И даже рост в 2007 г. - это результат перепроизводства... 6. Зарубежный рынок - мировое винное отрезвление %NEW_PAGE%Очень хорошо, что произошло мировое отрезвление виноделов, связанное с огромными надеждами на азиатский рынок. Увы, мировой винный рынок не имеет тенденции объемного роста (то есть роста потребления: рост потребления вина в новых винных странах компенсируется снижением потребления в традиционно винных странах; к сож алению, не растет уже 4 года по ряду причин и рынок виноградных тихих вин в России- часть его возможного объема в 2007 г. забрали на российском рынке отечественные шампанские и игристые вина). Более того, та же Япония нарастила потребления вина за счет роста женского стремления к равноправию с мужчинами и европейскому образу жизни. В Китае отчасти удалось убедить часть населения в том, что красные вина полезны для здоровья, как 30 лет назад в США. Большую надежду возлагали виноделы еще лет 5 назад и на Индию... Сегодня надо честно признать, что Азия не спасет мировой винный рынок от кризиса европейского перепроизводства. Хотя и Новый Свет постоянно производит вино в избытке, но там это явление пока не приняло такого характера как в Европе. Специалисты мирового рынка считают, что Китай и Гонконг к 2012 году станут восьмыми по потреблению вина в мире. Кроме того, ожидается, что к 2012 году крупнейшим потребителем вина в мире станут Соединенные Штаты Америки. Это действительно может произойти, но: во Франции потребляется по 50 л тихого виноградного вина на душу в год, в США- 8,5 литров (в России по итогам 2007 г. будет чуть больше 5 л). При этом за счет населения США уже выпивает под 270 млн дал вина в год. Франция, Испания, Италия производят в год примерно по 500 млн дал... Но там потребление на душу снижается, что снижает и общий объем потребления... Опасность мировых виноделов в том, что они постоянно успокаивают себя несбыточными надеждами о росте потребления вина вместо того, чтобы этой проблемой действительно серьезно заняться. Растет в мире потребление крепкого алкоголя- это реальность. Они предполагают, что винный рынок Китая за 4 года вырастет на 70%. Вот какие данные дают мировые западные исследователи: "в настоящее время Франция и Италия, с долей на мировом рынке в 12, 7% и 12,6% соответственно, являются крупнейшими потребители вина. За ними следуют США (11,1%), Германия (10,3%), Великобритания (5,4%), Аргентина, Испания, Россия, Румыния, Китай, с долей на рынке в 2,2%. Согласно прогнозам, к 2012 г оду США станет крупнейшим потребителем вина по объемам. В свою очередь Китай и Гонконг контролируют 62,7% рынка азиатских стран. За ними следуют Япония (28%), Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Индия и Малайзия. Индии принадлежит 0,8% рынка Азии, однако, как ожидается, доля будет увеличена на 200% в ближайшие пять лет. Крупнейшими импортерами в Азию являются Франция (39,3%), США (13,8%), Италия (13,2%), Австралия (10,2%) и Чили (7,6%)". Ошибка виноделов в том, что они, когда это выгодно, измеряют вино в литрах, а когда выгодно- в деньгах. Отсюда - большая путаница у них самих. Возьмем мировой винный рынок: объем производства - около 2,6 млрд дал (крепкий алкоголь - около 3 млрд дал). При это потребление вина не превышает- 2,1 млрд дал. И к сожалению, нет за последние 10 лет роста потребления на 1% в год. То есть, каждый год в мире производится на 15%-20% больше, чем надо для прямого потребления. Что-то идет на выкурку коньяка, что-то на винный уксус и т.д. Но остается очень много... Если взять американский рынок, то от мирового потребления в физическом объеме он составляет не 11,1%, а около 12%. Но там есть проблема: население предпочитает покупать дешевые по американским меркам вина- 65% вина в магазинах продается по цене от 3 до 5 дол за бутылку, хотя растет потребление вина ближе к 10 дол. Цена в 3-5 дол- это с учетом разницы нашей жизни 15-20 рублей за бутылку приличного вина в России. Задача сегодняшних продавцов вина в Америке- "заставить" потребителя перейти на вина от 7 до 10 дол, что равноценно для России 35- 70 рублям...А если вернуться к Китаю, то если в России в 2007 г. 142 млн жителей + 15 млн легальных и нелегальных мигрантов выпьют 710 млн л виноградного тихого вина, то 1 600 млн жителей Китая выпьют менее 500 млн л вина. Поэтому любой разумный прирост этого рынка не вызовет общего спасения и решения винных мировых проблем за счет этой страны в ближайшие 10 лет. %NEW_PAGE%7. Что перевесит в "777": портвейн или счастливое сочетание цифр?Приветствуем каждое новое алкогольное п редприятие на территории России: время пришло создания в регионах (в каждом областном центре - где их нет) "пищевых алкогольных комбинатов", производящих для рынка своей области водку, коньяк, вина виноградные и плодовые, портвейны, напитки винные виноградные и плодовые, напитки коньячные, слабоалкогольные напитки. Нет смысла таскать по всей России дешевую продукцию подобного ассортимента. Другое дело- дорогие отечественные и импортные водка или коньяк, вино, а также шампанское и т.д. А уж дешевой продукцией каждый региональный рынок должен обеспечивать себя сам. И это вовсе не шаг назад от теории развития и консолидации; мы свели консолидацию к сокращению производителей, а на практике консолидация должна представлять не ограниченное количество производителей, а ограниченное количество собственников средств производства (пример: консолидация пивного рынка- сегодня работают на рынке около 300 заводов, а за 10 лет закрылось всего 50 предприятий- это естественный процесс конкуренции; но я недавно приводил пример винного регулирования ЕС - там запрещена высадка новых виноградников до 2012 года- государство не стесняется разумно регулировать рынок). А для алкогольного рынка России разумным является наличие собственного производства дешевого массового алкоголя в каждом областном центре. Поэтому "ЦИФРРА" поздравляет новый новосибирский завод, который, правда, выбрал не самое удачное для "старой" России название "777". Но ассоциация с российскими портвейнами будет компенсироваться сочетание счастливых цифр... Предприятие, созданное новосибирской группой "Витта" совместно с узбекским комбинатом "Ташкентвино" на площадях "Витты", будет выпускать 10 сортов красного и белого вина (в основном крепленого и десертного), портвейны в бутылках и кегах под брендом "Порт. Вин". Проектная мощность нового завода 400 000 дал в год (0,6% от годового производства вина в России в 2007 г.) производства . Виноматериалы для первой партии поставил краснодарский пищекомбинат "Вега", а с января начнутся поставки с "Ташкентвино". Узбе кские виноматериалы уже несколько лет активно вторгаются на территорию России; сегодня страна занимает 5 место в рейтинге поставщиков виноматериалов в Россию, занимает 5% этого рынка и рост в 2007 г. объема поставок по сравнением с 2006 г. - практически в 2 раза. Кто успел побывать в советский период в Узбекистане (мне довелось это неоднократно), должен помнить и узбекский виноград. Да и многие должны помнить великолепные узбекские вина, а великий кагор "Узбекистон" вообще был лучшим в России. На портвейны придется около 30% от общего объема производства- это нормальная практика регионального производителя. Предприятие предполагает розничную цена бутылки вина (0,75 л) составит 100-150 руб. (очень трудно придется заводу в этой ценовой категории); столько же будет стоить бутылка портвейна (в этом случае производство портвейнов обречено на провал). А в первом квартале 2008 г. начнется розлив коньяка (12 000 дал в месяц)- успех коньячно проекта тоже будет целиком зависеть от ценовой политики предприятия. Около 50% продукции "777" будет поставляться в новосибирские сети, остальное - в регионы Сибири. Местные эксперты считают, что выстроив логистику поставок виноматериалов, "777" сможет занять около 30% рынка Новосибирской области. Маловероятно- при такой ценовой политике не поможет совершенная логистика. Кроме того, местные эксперты странным образом оценивают годовой объем рынка вина и портвейнов Сибирском Федеральном Округе в 700 000 дал. Надо сказать, что ошибка даже не в 10 раз., а более... Только Новосибирская область потребляет вина и портвейнов больше названной цифры... Есть пример очень уважаемой и стремительно развивающейся компании "Юнивей Менджемент", которая выставила свои очень приличные вермуты по высокой для рынок цене (под 300 рублей в рознице за бутылку) при обычной цене на произведенные в России вермуты немногим более 100 рублей, а теперь осознала свою маркетинговую ошибку и снижает цену на вермуты "Делси". То же самое произойдет и на заводе "777": рынок все поставит на место, а мы желаем усп еха амбициозным планам нового завода. 8. О диверсификации "Малеты" Продолжая тему развития "местного" производства, хотя следующий раздел статьи посвящен компании, претендующей на федеральный рынок, перехожу к новостям компании "Малета". Я хорошо помню лето 2001 г., когда компания "Малета" - структурное производственное подразделение "Национального винного терминала" в Выборге только начинало розлив вина из импортных виноматериалов. Первой была серия французских вин... За эти годы компания значительно выросла. Разливает и бутилированное вино, и следует спросу рынка в розливе вина в нетрадиционной упаковке (пакетированное вино). Кстати, в 2007 г. объем "пакетированного" вина в России составит более 15 млн дал (отечественного и импортного), что составит около 23% рынка виноградного вина России. Кроме вина, "Малета" собирается начать выпуск шампанского и коньяка. Объем инвестиций в расширение производства составит около 6,5 млн долл. Странно, что участники рынка удивлены этим решением. Желание абсолютно верное. Оба сегмента показали высокие темпы роста в последние 2 года (причем, рост коньячного рынка связан не только с уходом молдавского коньяка). Рынок легального коньяка теснит рынок легальной водки; коньяк, виски и напитки этого класса- также одна из причин сокращения легального рынка водки. Хотя кто-то может это опровергнуть тем, что рынок премиальной водки растет и достаточно хорошо, а коньяк и дорогой экзотический алкоголь конкурируют прежде всего с дорогой водкой. Но у нас достаточно много коньяка от 120 до 180 рублей (в основном он и продается), но он конкурирует с водкой по цене 90-130 рублей (тут разные ценовые соотношения). Так что дешевый коньяк, если что и вытесняет, то водку в этом ценовом диапазоне. В Отчете "ЦИФРРА" за январь-сентябрь 2007 г. есть материалы о сокращении именно этого ценового сегмента водки в 2006-2007 г.г. Реально шампанские и игристые вина, удвоившие свой объем рынка в 2007 г., замещают дешевые тихие вина российского производства и дальнего и ближнего зарубежья и не дают расти рынку тихих вин в дешевом сегменте. Причем, с 2008 г. рынок шампанских вин вновь войдет в сои прежние темпы роста - ежегодного около 12%. Рынок контролируют 20-25 заводов, и шансы у новых производителей есть при серьезных вложениях в брендинг и маркетинг. %NEW_PAGE%"Национальный винный терминал", расположенный в Выборге, тоже очень интересная организация- единственное в России и крупнейшее в Европе предприятие, занимающееся транспортировкой и обработкой вин. Общий объем единовременного хранения вина на терминале составляет 10,9 млн л. Питерский регион в целом - активно развивает производство алкоголя. Производители винодельческой продукции стали выходить на новые рынки и расширять линейку продуктов все чаще. В начале 2007 года производство шампанского начал винодельческий завод "Вилаш", став третьим его производителем в регионе. "Игристые вина", входящие в тройку лидеров по производству шампанского и активно наращивающие производство вина для себя и других компаний, запустили линии тихих вин и коньяков. Даже не войдя в число лидеров рынка коньяка и шампанского "Малета" все равно окажется в выигрыше. 9. О странностях исследований российского алкогольного рынка К опросам потребителей в России надо относиться очень осторожно. Во- первых, потребители активно вводят в заблуждение исследовательские компании. Они просто стесняются... Оттого-то и возникает картина предпочтений французского вина 26% потребителей при том, что доля французского вина в России не более 5%. Но самое главное подход к исследованиям. Если, может быть, для портрета политической картины России достаточно опросить 1 500 человек в 160 городах и населенных пунктах России, то для изучения картины предпочтений потребительского рынка - это блеф. Оттого-то все меньше и меньше профессионалы рынка (профильные опытные маркетологи, которые сидят в одном рынке лет 5-6) пользуются всевозможными фокус- группами. Методы изучения западного рынка не приемлемы для России, только в рамках какой-либо одной социальной группы - не более. Дело в том, что в России еще не создано типовое общество потребителей, каковое уже сложилось в США и под влиянием США в "цивилизованных" европейских странах. Задача западного маркетинга- создание не продукта, а типового потребителя в рамках своей социальной группы, которому можно будет уже продать все, что потребуется маркетингу (бизнесу). Поэтому, мнение 10 человек в городе не может отражать (как бы их тщательно не подбирали по группам) мнение неоднородной 142- миллионной массы российского населения даже приблизительно (потому и ошибки - до 100%). Вот результаты исследования (мы не ставим под сомнение грамотность и опыт проводящей исследование компании), проведенного компанией "Прорыв" показало, что, "несмотря на то, что наиболее динамичный рост характерен для более доступного российского коньяка, в развитии российских торговых марок коньяков есть определенные препятствия. Так, проведенное исследование показало, что доверие потребителей к российским торговым маркам снижается в связи с непрозрачностью происхождения российского коньяка. В связи с тем, что Россия не является винодельческой страной, потребители не понимают происхождение сырья для производства коньяков. Потребителю не понятно "откуда в Москве или в другом городе центральной части России может появиться коньяк". Это обстоятельство в данных условиях становится конкурентным преимуществом для коньяков зарубежного производства. Тем не менее, при таком, в целом, негативном восприятии российского коньяка, объемы его продаж растут относительно коньяка зарубежного производства. Так в 2003 году доля российских торговых марок коньяков в структуре рынка составляла 47%, в середине 2007 года их доля составляет уже более 80%. Главный движущий фактор данного процесса - это разница в цене, которая для большинства потребителей является существенной. Так, например, на российском рынке невозможно найти французский коньяк по цене ниже 1000 руб., в то время как стоимость некоторых марок российского коньяка начинается от 200 руб. за 0,5 литра". Можно привести много различ ных таблиц и графиков, но в данном случае входит в коренное противоречие то, что говорят 1 500 потребителей, и то, что делают остальные 142 млн граждан России. Мы категорически не согласны с тем, что доверие к российскому коньяку снижается. Чтобы отдельные граждане не рассказали интервьюерам, а именно дешевый коньяк российского производства (до 300 рублей за бутылку 0,5 л) из отечественных и импортных коньячных материалов развивают сегодня прежде всего рынок коньяка в России, а вовсе не коньяки за 500 рублей и дороже. Не важно, что говорят на этот счет потребители. Они говорят одно, а делают другое... Именно дешевый импортный коньяк России, Молдавии, Грузии и Украины развивал коньячный рынок России до запрета поставок продукции из Молдавии и Грузии. На самом деле потребители не знают всю правду о происхождении российского коньяка - у нас не хватает 30% сырья для производства того количества коньяка, который рождается в России. Но не факт, что к нам из других стран везут только высококачественный коньяк. Проблема общая. Беда России в отсутствии структурной алкогольной аналитики. Только в сочетании со структурной аналитикой, которой и пришлось заняться "ЦИФРРА", опросы населения смогут получить законченную логическую картину. И брать за основу мнение подобной выборки населения могут только непрофессионалы алкогольного рынка. Как реально менялась доля отечественного и импортного коньяка с 2002 г. (при этом надо учитывать, что импортный коньяк Молдавии, который доминировал на рынке импортного коньяка, тоже вместе с грузинским попадали в разряд недорогих коньяков). 2002 г.: Россия - 48%, импорт - 52%; 2003 г.: Россия - 47%, импорт - 53%; физическим рост рынка- 37%; 2004 г.- Россия- 51%; импорт - 49%; физический рост объема рынка - 3%; 2005 г.: Россия - 61%, импорт - 39% (хочу обратить внимание, что еще до запрета импорта молдавских и грузинских коньяков начался серьезный рост российского коньяка), физический рост объема рынка- 5%, а замещение российским коньяком импортного уже активно началось; 2006 г.- кризи с и запрет - Россия- 77%, импорт - 23%, но при этом физический рост рынка - 5%, то есть замещение вновь сопровождается и ростом рынка в целом. Та же картина сохраняется и в 2007 г.. По результатам января-сентября 2007 г.: Россия - 77,7%, импорт - 22,3%. Физический объем рынка рост сокращает, но перед новым годом- всплеск неизбежен, рынок выравнивается и стабилизируется.%NEW_PAGE%Именно вера населения в российский коньяк спасла рынок коньяка в России в 2006-2007 г.г. от обрушения, к которому вели административные меры государства. Наоборот, рост потребления российского коньяка и его активное замещение в 2006- 2007 г.г. импортного, влияние на сокращение потребления водки говорит о том, что россияне абсолютно спокойно и безбоязненно относятся к российскому коньяку (что тоже странно). А вот (для справки) - влияние коньяка различных стран на наш рынок: из 22,3% импортного коньяка в Росси (если его взять за 100%): армянский составляет - 55% (или 12,3% рынок коньяка в России- каждая восьмая бутылка в России); Франция- 30% (или 6,7% российского рынка коньяка- каждая 15-ая бутылка коньяка в России); Украина- 7% рынка импорта (или 1,6% рынка коньяка в России в целом - каждая шестьдесят третья бутылка в России); Азербайджан- 4% рынка импортного коньяка (или 0,9% рынка коньяка в России - каждая сто десятая бутылка коньяка в России) и т.д. Как видите, на основании одних и тех же результатов можно придти к диаметрально противоположным выводам. В следующей статье более подробно о другом очень интересном исследовании потребительских предпочтений водочных марок в московском регионе, которое продемонстрировало ограниченное присутствие логики у порошенных потребителей (позволили себе лишь свести многие таблицы в одну - результирующую).
19.12.2007 08:05:00 GMT

Каждый год, 31-го декабря: Завтра екатеринбуржцам будут раздавать банные веники и лекарство от похмелья [Накануне.ru]
Завтра в центре города екатеринбуржцам будут раздавать лекарство от похмелья и веники для похода в баню. Такая необычная акция посвящена завтрашней премьере продолжения легендарной киноленты "Ирония судьбы или С легким паром!". Устроители акции обещают также дарить посетителям мероприятия самые лучшие веники для похода в баню – березовые, дубовые и пихтовые, сообщили Накануне.RU в пресс-службе компании "КиноМакс" в Екатеринбурге. "Мы решили дарить екатеринбуржцам банные веники, потому что после первого фильма традиция ходить с друзьями в баню накануне Нового года очень широко распространилась, – говорит генеральный директор кинотеатра "Колизей". – На премьере нового фильма мы хотим воссоздать добрую и волнующую атмосферу новогоднего праздника 70-х годов". "Лекарство от похмелья мы будем дарить каждому, кто посмотрит второй фильм, ведь интрига картины во многом объясняется алкогольной невоздержанностью героя, -говорит заместитель директора по рознице ООО "Аптечная сеть "Радуга" Надежда Шилова. – Скоро Новый год, и каждый житель нашего города должен иметь возможность сам принять решение: или воспользоваться антипохмельным средством, или отдаться на волю случая, как это и произошло с героями фильма "Ирония судьбы".
19.12.2007 08:28:00 GMT

В Красноуфимске изъята большая партия опасного для здоровья алкоголя [ИА "АПИ" Екатеринбург]
Красноуфимские сыщики пресекли деятельность очередного бутлегера,- сообщили АПИ в пресс-службе следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Свердловской области.
Как установило следствие, 22-летний уроженец одной из среднеазиатских республик в одном из частных домов по улице Терешковой в Красноуфимске осуществлял торговлю спиртосодержащей жидкостью.
В результате контрольной закупки в гараже этого дома было обнаружено и изъято 440 литров "бодяги". Продавец задержан. Экспертиза показала, что жидкость имеет примесь диэтилфталата - опасного для здоровья человека вещества.
По данному факту Красноуфимским межрайонным следственным отделом возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ (производство, хранение и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). Проводится расследование.
19.12.2007 08:58:00 GMT

Новая норма минимального содержания алкоголя в крови водителей [ИА REGNUM]
С июля 2008 года вступит в действие новая законодательная норма, устанавливающая минимальное допустимое содержание алкоголя в крови водителей - 0,3 промилле.
Освидетельствование водителей будут проводить при помощи новых алкотестеров, оснащенных минипринтерами и функцией памяти, пишет QX9.
С прибора будут снимать все показатели и строго отслеживать количество проведенных освидетельствований и число составленных протоколов.
19.12.2007 09:02:00 GMT

В думу внесен закон о госмонополии на продажу алкогольной продукции [RB.ru]
Член Совета Федерации Владимир Гусев внес в Госдуму законопроект, предоставляющий региональным властям создавать госкомпании с исключительным правом продажи алкогольной продукции, за исключением точек общепита.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в нижнюю палату парламента еще 23 ноября 2007года, данный документ призван исключить теневой оборот спиртного, который сейчас составляет половину от всего рынка.
Законопроект предлагает "предоставить полномочия субъектам РФ, исходя из анализа конкретной алкогольной ситуации, создавать специализированную уполномоченную государственную компанию и предоставлять ей исключительное право продажи алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания)".
В пояснительной записке также сообщается, что за основу концепции проекта был взят опыт государственной питейной монополии конца XIX века и госмонополия советского периода, а также опыт Швеции и Финляндии.
Полтора года назад В.Гусев уже озвучивал подобные предложения Думе прошлого созыва. В декабре 2006г. на пике сообщений о массовых отравлениях суррогатным алкоголем с инициативой введения госмонополии на продажу спиртного выступил спикер Госдумы и лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов. Незадолго до этого Б.Грызлов, как и глава Совета Федерации Сергей Миронов, высказывался в пользу госмонополии и на производство алкоголя.
Между тем большинство участников и экспертов рынка считают нецелесообразными предложения члена СФ, полагая, что они приведут к возвращению регионального сепаратизма. По мнению экспертов, в случае утверждения законопроекта розничные продавцы могут потерять около 20% оборота, сообщает РБК.
19.12.2007 09:13:00 GMT

Госмонополии на алкоголь предлагают создавать в регионах [Фонтанка.ру]
Член Совета федерации Владимир Гусев внес на рассмотрение Госдумы поправки в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", разрешающие региональным властям создавать госкомпании, обладающие исключительным правом продажи алкогольной продукции, сообщается в официальной информации Думы.
Как передает "Интерфакс", проект предлагает разрешить субъектам России, исходя из анализа конкретной алкогольной ситуации, создавать специализированную уполномоченную государственную компанию и предоставлять ей исключительное право продажи алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания) на своей территории.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, за основу концепции законопроекта взят российский опыт (государственной питейной монополии конца XIX века и опыт государственной монополии в советское время), а также международный опыт (Швеции, Финляндии).
19.12.2007 09:23:00 GMT

Жительница Русского Брода убила односельчанку за то, что та не дала ей в долг самогон (Орловская область) [ИА REGNUM]
Раскрыто убийство, совершенное в селе Русский Брод Верховского района Орловской области. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе областной прокуратуры, 8 декабря в собственном доме был обнаружен труп женщины 75 лет, с признаками насильственной смерти. Судебно-медицинское исследование установило, что смерть наступила от удушения.
В ходе производства неотложных следственных действий было установлено, что преступление совершила местная жительница, которая ранее неоднократно приобретала у погибшей самогон. В день убийства она пришла в дом к потерпевшей с просьбой дать ей самогона в долг, однако получила грубый отказ из-за уже имевшегося долга за ранее приобретенное спиртное. На почве этого между женщинами произошел конфликт, переросший в драку. В ходе драки подозреваемая, обнаруженной в доме веревкой сдавила шею хозяйки дома, в результате чего последняя скончалась на месте происшествия.
По факту убийства Верховский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Орловской области возбудил уголовное дело. Предварительное следствие продолжается, подозреваемая заключена под стражу.
19.12.2007 11:13:00 GMT

На рождество в свердловской филармонии классику будут слушать с вином и конфетами [Накануне.ru]
22 декабря в свердловской филармонии пройдет первый рождественский "Классик-Хит-Коктейль".
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе филармонии, программы легкой популярной классики можно будет послушать за столиками с легким вином и конфетами. Концерты такого формата проходят здесь уже более 10 лет.
Апогеем "Классик-Хит-Коктейля" станет выступление джазового трио во главе с польским пианистом Константином Виленским.
19.12.2007 11:47:00 GMT

Алкогольные княжества [Газета.ru]
В России может появиться алкогольная госмонополия. И даже не одна. В Госдуму внесен законопроект, который позволяет властям субъектов создавать госкомпании с исключительным правом на продажу алкоголя. Идея взята из опыта Российской империи ХIХ века. Документ позволит сократить оборот теневой продукции, уверяют авторы. О свободной конкуренции придется забыть, добавляют эксперты.
Законопроект, дающий субъектам Российской Федерации право создавать на своей территории госкомпании с исключительными правами на продажу алкоголя (за исключением организаций общественного питания), находится на рассмотрении в Госдуме, сообщается в официальной информации нижней палаты парламента.
Автор поправок в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" – член Совета федерации Владимир Гусев. "Проект федерального закона вносится в целях исключения теневого оборота алкогольной продукции (достигающего в настоящее время 50% рынка), регулирования цен на алкогольную продукцию, контроля за качеством и безопасностью реализуемой населению алкогольной продукции, обеспечения недискриминационного доступа производителей в магазины", – говорится в пояснительной записке к документу. Также, по мнению автора, реализация идеи приведет "к серьезному увеличению поступлений в государственный бюджет".
За образец проекта была взята государственная питейная монополия, существовавшая в Российской империи в конце XIX века, а также госмонополия в советское время и международный опыт. "В Швеции за 30 лет государственной монополии на розничную продажу алкогольной продукции структура потребления населением алкоголя изменилась в лучшую сторону, при этом доля алкоголя, потребляемая в виде крепких спиртных напитков, снизилась с 60% до 25%", – гласит пояснительная записка.
Сенатор Гусев уже второй раз выступает с подобной инициативой – аналогичные предложения звучали летом 2006 года. Тогда они ставили целью вернуть регионам деньги, потерянные в результате вступления в силу с января 2006 года поправок в алкогольное законодательство. Эти поправки лишили власти субъектов права выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Но тогда эта идея не прошла.
Новая попытка вернуться к старым принципам регулирования алкогольного рынка также не вызывает энтузиазма у экспертов, поскольку грозит региональным сепаратизмом.
"Это даст регионам эффективный инструмент для препятствования ввозу продукции из других регионов. Российский алкогольный рынок в итоге распадется на удельные княжества", – предостерегает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Поэтому в таком решении не заинтересованы общефедеральные игроки.
Да и региональные производители не почувствуют улучшения ситуации, полагает Добров. "Любой товар должен иметь одинаковые права на распространение во всех регионах. Если в какой-либо области более предпочтителен только один товар – это уже не свободная конкуренция. Мы надеемся, что ни правительство, ни Госдума не поддержат такой законопроект", – говорит он.
Екатерина Мереминская
19.12.2007 12:14:00 GMT

Госдума может ввести госмонополию на спиртное [Общая газета]
В Госдуму внесен проект закона, согласно которым региональным властям разрешается создавать госкомпании с исключительным правом продажи алкогольной продукции, за исключением точек общепита.
Данный документ призван исключить теневой оборот спиртного, который сейчас составляет половину от всего рынка, сообщает РБК.
За основу концепции проекта был взят опыт государственной питейной монополии конца XIX века и госмонополия советского периода, а также опыт Швеции и Финляндии.
Проект закона в Госдуму внес член Совета Федерации Владимир Гусев. Большинство участников и экспертов рынка считают нецелесообразными предложения сенатора, полагая, что они приведут к возвращению регионального сепаратизма.
19.12.2007 12:27:00 GMT

В Госдуму внесен законопроект о госмонополии на торговлю алкогольной продукцией [БИЗНЕС-ЖУРНАЛ]
В Госдуму внесены поправки в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", предусматривающие создание государственной монополии на торговлю алкогольной продукцией. Об этом сообщает Финмаркет.
Ввести государственную монополию на оборот спирта и создать специальную государственную корпорацию по контролю над производимым этиловым спиртом ранее предложила Счетная палата. это предложение поддержали министерство сельского хозяйства и министерство по налогам и сборам.
По задумке Счетной палаты, госкорпорация будет распределять весь объем произведенного спирта, включая его экспорт и импорт. Счетная палата также предложила изменить схему уплаты акциза, возложив эту ответственность на производителей. В настоящее время производители алкогольной продукции возвращают часть акциза, который уже уплачен поставщиком спирта. По данным за последние два годы, акцизы на этиловый спирт уплачиваются всего на 84,6%.
"Анализ опыта показал, что введение государственной монополии на розничную продажу алкогольной продукции приводит к серьезному увеличению поступлений в государственный бюджет, снижению негативных последствий от употребления населением алкогольной продукции", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Между тем, министерство финансов считает, что введение госмонополии в условиях рыночной экономики приведет к ограничению конкурентной среды и не будет способствовать предоставлению экономических условий для стимулирования развития производства спиртосодержащей продукции. Ранее Минфин подготовил проект доклада правительства о создании госмонополии на оборот спирта, в котором указал, что это не решит проблем с потреблением населением суррогатной алкогольной продукции и иной спиртосодержащей продукции, в том числе непищевой, может привести к увеличению объемов нелегального производства и оборота этой продукции, в том числе ее контрабанды. При этом пот ребуются значительные расходы федерального бюджета на ее обеспечение. Как сообщалось ранее, Минфин рассчитывает, что правительство не поддержит это предложение.
19.12.2007 12:23:00 GMT

Расшифрован геном винограда Pinot Noir [Газета.ru]
Группа генетиков из Италии, США, Бельгии и Великобритании завершила предварительную расшифровку генома одного из «винных» сортов винограда – Pinot Noir. Более полумиллиарда нуклеотидов, составляющих 19 пар хромосом винограда, кодируют почти 30 тысяч генов. Результаты работы генетиков представлены в последнем выпуске общедоступного журнала PLoS ONE.
Для определения последовательности генетических «букв» учёные под руководством Риккардо Веласко из Сельскохозяйственного института Сан-Мишель-аль-Адиже воспользовались методом «стрельбы». Как отметил Веласко, работу затрудняла настолько существенная разница между гомологичными регионами в парах хромосом – более 11%. «Иногда возникало чувство присутствия сразу двух геномов», признаётся руководитель группы.
В процессе работы была также определена последовательность нуклеотидов в ДНК хлоропласта виноградного листа, и результат оказался идентичным тому, что был определён независимо и опубликован в прошлом году. Это даёт учёным уверенность в правильности полученных результатов.
30 тысяч генов – сравнительно небольшое количество для сельскохозяйственных культур. Примерно столько же генов у риса (и всего 25 тысяч – у человека), а вот ДНК пшеницы или кукурузы кодируют существенно большее число генов. Генетики идентифицировали более двух миллионов однонуклеотидных полиморфизмов (снипов) в 87% из 29 585 генов. Результаты международной группы явно указывают на то, что 10 из 19 его хромосом произошли в результате дупликации изначально меньшего по длине генома.
Учёные надеются, что их результаты помогут разобраться не только в эволюции винограда, но и в более широком круге вопросов – например, вопросе о влиянии окружения на эволюцию видов растений в целом. Кроме того, поскольку виноград распространяют лозой (растить его из семян экономически невыгодно), большинство виноградников заполнено «клонами» одного и того же организма. Это делает виноградники в целом неустойчивыми к заболеваниям и вредителям. Поэтому расшифровка генома особенно важна для получения новых сортов, которым паразиты не так опасны.
19.12.2007 12:43:00 GMT

В Евросоюзе дали определение водке [Немецкая волна]
Европейские министры сельского хозяйства дали окончательное определение тому, какие алкогольные напитки могут называться "водкой". Проблемы из области виноделия остались нерешенными.
19.12.2007 12:47:00 GMT

На 30,9% выросло число отравившихся алкоголем в Екатеринбурге за 11 месяцев 2007 г. [ИА REGNUM]
Более 150 человек, поступивших за 11 месяцев 2007 года в лечебные учреждения Екатеринбурга, отравились алкоголем. Как сообщили 19 декабря корреспонденту ИА REGNUM в Роспотребнадзоре по Свердловской области, это 7,9% всех отравившихся с начала 2007 года.
По сравнению с аналогичным периодом 2006 года число отравившихся выросло на 30,9%. Самыми неблагоприятными в этом отношении являются Чкаловский, Октябрьский и Орджоникидзевский районы Екатеринбурга.
19.12.2007 13:13:00 GMT

Преребоев со спиртными напитками не будет [Вечерняя Москва]
СЛУХИ О ПЕРЕБОЯХ СО СПИРТНЫМ В НАЧАЛЕ БУДУЩЕГО ГОДА ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ
Опять страна в панике. А виновник тот же: пресловутая ЕГАИС - Единая государственная автоматизированная система учета спирта. На этот раз ЕГАИС замахнулась "на святое": утверждают, что по вине некачественной программы могут остановиться заводы, производящие огненную воду!
Формально ситуация выглядит именно так. Как известно, программу ЕГАИС разработал научно-технический центр "АТЛАС". Но система эта в нынешнем году зарекомендовала себя... отвратительно. Постоянные сбои, срывы и неурядицы. "ЕГАИС никак пока себя не оправдала, - подтвердил в беседе с корреспондентом "ВМ" директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Союза участников алкогольного рынка России Вадим Дробиз. - Введение системы - безусловное благо. Но ведь прежде всего ее создавали для того, чтобы остановить приток нелегальной водки на отечественный рынок. Однако этого не случилось. Понятно, что в нашей стране, где во многих уголках еще не слышали об Интернете, подключение к ЕГАИС системы розничной продажи алкоголя в ближайшей перспективе нереально.
Словом, пока ЕГАИС инструментом контроля рынка так и не стала. Положение сейчас таково, что легальный рынок водки в нынешнем году по сравнению с 2005-м подрос. Но в целом доля легальной водки даже уменьшилась на 7-8 процентов. Так, в 2007 году нелегально было произведено 450 миллионов литров огненной воды, что на 100 миллионов литров больше, нежели два года назад".
А раз так, надо найти стрелочника. Нашли: им оказался тот самый "нерадивый" НТЦ "АТЛАС". В сентябре нынешнего года, выиграв у "АТЛАСа" конкурс на право заключения государственного контракта, новым разработчиком ЕГАИС стал Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы. Но это значит, что срок работы старого программного обеспечения истекает: "час Х" назначен на 15 января 2008 года. Между тем новый разработчик пока никаких программ рынку не представил. И что же делать? Закрывать заводы и вво дить в стране сухой закон?
- Только не надо паниковать, - успокоил Вадим Иосифович. - Никакого кризиса не будет и никто не станет закрывать заводы. Просто срок перехода на новое программное обеспечение перенесут.
Доводка программы займет не меньше полугода. Таким образом, страна спокойно встретит Новый год - с водкой, шампанским, вином. Как положено...
19.12.2007 13:18:00 GMT

Ярославские депутаты запретили продавать водку по ночам [ИА REGNUM]
19 декабря Ярославская облдума принялапоправки к закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ярославской области", запрещающие торговлю водкой по ночам. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 19 декабря в пресс-службе облдумы.
Как ранее сообщало ИА REGNUM , автором поправок депутатом Петром Губочкиным предлагается запретить торговлю напитками крепостью выше 15 градусов с 22 вечера до 8 утра. Ограничение не касается предприятий общепита, а также продажи пива, сухого вина и слабоалкогольных коктейлей. Комиссия по социальной политике рекомендовала Ярославской областной Думе ввести запрет на торговлю водкой в ночное время.
"По-моему, это очень умеренная мера. Чтобы у пьющего человека было хоть несколько часов в сутки отоспаться и немного в разум войти, чтобы он не рыскал ночами по улицам. К нас обращаются наши избиратели, которые жалуются, что ночные винные магазины становятся рассадниками хулиганства и преступности в их районах. Мы строим спорткомплексы, а рядом продают алкоголь! Куда это годится? Во Владимирской области такой закон действует с ноября 2006-го - уже год - и количество правонарушений, совершeнных лицами в состоянии алкогольного опьянения, снизилось там на 29 процентов", - заявил Петр Губочкин .
По его словам, прокуратура области и правовое управление Думы дали положительные заключения на законопроект. Такие же ограничения на продажу алкоголя в ночное время уже приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Владимирской, Вологодской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Псковской, Тюменской и других областях.
"В ходе рассмотрения данного законопроекта облдума приняла только поправку депутата Павла Смирнова - установить запрет не с 22:00, а с 23:00, чтобы продлить рай для алкоголиков на час. Эта поправка ранее была одобрена профильной комиссией по экономической политике. Дума отвергла другие поправки не распространять запрет на выходные (праздничные) дни, установить запрет с 1:00 до 6:00 ", - рассказал председатель комиссии по экономической политике облдумы Владимир Галагаев . В ходе поименного голосования за принятия законопроекта Губочкина в целом проголосовали 35 депутатов, один против, четверо не голосовало. Закон о запрете ночной торговли водкой теперь должен подписать губернатор Ярославской области.
19.12.2007 13:43:00 GMT

Проверка магазинов, занимающихся торговлей алкоголем , завершена в Екатеринбурге [ИА "АПИ" Екатеринбург]
Проверка торговых предприятий, занимающихся реализацией алкогольной продукции, завершена в уральской столице.
Как сообщили АПИ в центральном екатеринбургском отделе Роспотребнадзора, специалисты проверили 429 предприятий, производящих и реализующих алкогольную продукцию. Основные выявленные нарушения - отсутствие сопроводительной документации необходимой информации для потребителей, несоответствие продукции по упаковке, маркировке, внешнему виду требованиям ГОСТа, несоответствие установленным физико-химическим, органолептическим показателям, также не соблюдались требования к ценникам.
В ходе проверок исследовано 162 пробы алкогольной продукции, отобранных в предприятиях торговли Екатеринбурга, 80 проб не соответствовали требованиям гигиенических нормативов по внешнему виду, консистенции, посторонним включениям, содержанию железа.
В результате проведения мероприятий по контролю забракована 251 партия алкогольной продукции объемом 17 769 литров. За выявленные нарушения при обороте алкогольной продукции и по результатам лабораторного контроля специалистами-экспертами екатеринбургских территориальных отделов Роспотребнадзора наложено 111 штрафов на сумму 241 200 рублей.
19.12.2007 16:27:00 GMT

Соперник Саакашвили продал свои винные активы [lenta.ru]
Леван Гачечиладзе, который баллотируется в президенты Грузии от объединенной оппозиции, продал "оставшуюся часть акций" основанной им винной компании GWS (Georgian Wines and Spirits), сообщает ИА "Новости-Грузия". Идет ли речь о всех 49 процентах акций, находившихся в распоряжении предпринимателя, агентство не уточняет.
Покупателем стала французская компания Pernod Ricard. До сегодняшнего дня в ее распоряжении уже находился контрольный пакет GWS. Агентство "Новый регион", анонсируя подписание договора между Гачечиладзе и Pernod Ricard, отмечало, что французская компания намерена приобрести "полный пакет акций GWS".
Сумму сделки СМИ не называют.
Сам Гачечиладзе заявил, что продал активы, для того чтобы пополнить свой предвыборный фонд. "Также я не хотел бы иметь конфликт интересов, когда я стану президентом Грузии", - добавил политик. Ранее он сообщал, что ведет переговоры по финансовым вопросам с другим кандидатом - Бадри Патаркацишвили. Представители "объединенной оппозиции" также заявили, что готовы принять помощь от Патаркацишвили, состояние которого оценивается в миллиарды долларов, - если он сам ее предложит.
Президентские выборы в Грузии, напомним, назначены на 5 января 2008 года. В них участвуют семь кандидатов, включая Михаила Саакашвили, временно сложившего с себя полномочия президента, чтобы баллотироваться на новый срок.
19.12.2007 17:08:00 GMT

В Лебедяни задержали самогонщика-рецидивиста [Липецкие новости]
На этой неделе завершился очередной этап операции "Антиалкоголь". Ее цель - выявление и пресечение фактов производства и продажи самогона. Как сообщает пресс-служба УВД по Липецкой области, в рамках этой операции в Лебедяни сотрудниками отделения по борьбе с экономическими преступлениями ОВД по Лебедянскому муниципальному району у жителя районного центра Валерия Мальцева было изъято 1750 литров браги и 95 литров готового самогона, бочки, в которых готовилось сырье и канистры для "готовой продукции". Клиентами лебедянского "бутлегера" были в основном оптовые покупатели. Незаконное производство действовало в квартире многоэтажного жилого дома. В марте этого года Мальцев уже привлекался к административной ответственности также за самогоноварение. Сейчас ему грозит крупный денежный штраф. Если в ходе экспертизы будет обнаружено присутствие в самодельном спиртном вредных для здоровья человека веществ или примесей, его изготовитель может быть привлечен и к уголовной ответственности.
19.12.2007 17:22:00 GMT

Соперник Саакашвили продал свой винный бизнес [IZV.info]
Французская Pernod Ricard выкупила у кандидата в президенты Грузии Левана Гачечиладзе акции в винном заводе Georgian Wines & Spirits. В результате сделки, сумма которой не разглашается, Pernod Ricard стала полным владельцем GWS, расположенной на востоке Грузии.
По данным члена наблюдательного совета GWS Георгия Мшвидобадзе, выдвинутый одновременно девятью оппозиционными партиями в президенты Гачечиладзе продал Pernod свои 9% в GWS, а также право выкупа 39% акций. "Гачечиладзе решил продать свою долю в GWS, так как решил активно заняться политикой и не создавать конфликт интересов", - сообщил Мшвидобадзе. Гачечиладзе ранее говорил, что продажа доли в винном предприятии поможет ему в финансировании предвыборной кампании.
GWS на пике производства выпускал около 5 млн. бутылок вина в год, однако сейчас производство сократилось до 1 млн. бутылок - из-за введенного Россией почти два года назад торгового эмбарго против Грузии, уточняет Reuters.
19.12.2007 17:27:00 GMT

Безалкогольный Новый год [НТВ]
Красная площадь на Новый год - объект повышенного внимания столичной милиции. Москвичей предупреждают, что с собой нельзя приносить спиртное, любые напитки в стеклянной таре и петарды.
Безалкогольной зоной объявлены все зоны массовых гуляний. Под запретом даже шампанское. Поэтому людям, желающим немного выпить, лучше сделать это дома. При этом стражи порядка обещают быть не слишком строгими к нетрезвым гражданам.
Но замерзнуть москвичам не дадут - власти обещают, что в новогоднюю ночь в столице можно будет купить горячий чай, соки и напитки в пластиковой таре.
Милицию особенно беспокоит "пиротехнический вопрос". Дело в том, что петарда, взорвавшаяся в толпе, может нанести серьезные увечья. Поэтому за безопасностью обещают следить весьма тщательно.
19.12.2007 19:53:00 GMT

Спиртной запас "Челси" [Твой день]
- Водки и дорогого вина мне теперь на год хватит, - улыбается певец. - Каждый второй гость считал своим долгом принести мне в качестве подарка бутылку алкоголя. Кто-то подарил очень красивую хрустальную цифру один, правда, до сих пор не могу понять, для каких она целей. Зара преподнесла крутой I-Phone, а Настя Приходько вручила дорогие духи, запах - супер!
19.12.2007 21:07:00 GMT

Владелец Ереванского коньячного завода покупает акции грузинского винзавода [РИА "Новый Регион"]
Французская компания Pernod Ricard SA, второй по величине в мире производитель спиртных напитков, выкупила у кандидата в президенты Грузии Левана Гачечиладзе акции в винном заводе Georgian Wines & Spirits (GWS). Об этом сообщил член наблюдательного совета GWS Георгий Мшвидобадзе, передает РБК со ссылкой на Reuters.
Гачечиладзе продал французской компании 9% в акционерном пакете GWS, а также право выкупа 39% акций завода. Таким образом, в результате сделки Pernod Ricard стала полным владельцем GWS, расположенного на востоке Грузии. Финансовые условия сделки не разглашаются.
Гачечиладзе, выдвинутый объединенной оппозицией, представленной 9 партиями, ранее говорил, что продажа доли в винном предприятии поможет ему в финансировании предвыборной кампании. По словам Мшвидобадзе, который сам уступил Pernod Ricard 1% акций GWS, Гачечиладзе продал свою долю в GWS, так как решил "активно заняться политикой и не создавать конфликт интересов".
Завод GWS на пике производства выпускал около 5 млн. бутылок вина в год, однако сейчас выпуск вина составляет 1 млн. бутылок из-за введенного Россией почти два года назад эмбарго.
Pernod Ricard является крупнейшим в Европе и вторым по величине в мире производителем спиртных напитков. Компания владеет Ереванским коньячным заводом, занимает лидирующие позиции во Франции, России, Японии, Китае, Индии, Аргентине. Число сотрудников компании в 70 странах мира достигает 17 тыс. 680 человек.
19.12.2007 23:18:00 GMT

Спонсор выпуска рассылки: www.strana.kz

В избранное