Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

[Гласность] в помощь студентам

Здравствуйте.

Для оказания поддержки лицам с глубокими нарушениями зрения в процессе получения
высшего профессионального образования в Нижегородском государственном университете
им. Н.И. Лобачевского в 1999 году создан тифлоинформационный центр - первый в
России специализированный университетский компьютерный центр для инвалидов
по зрению.

С Инициативой создания компьютерного центра для незрячих студентов выступил Нижегородский
областной центр социально-трудовой и психологической реабилитации
инвалидов по зрению (ЦСТПР) "Камерата", являющийся учреждением Общероссийской
общественной организации инвалидов - Российская ассоциация незрячих студентов
и специалистов. Руководство университета поддержало и значительно расширило первоначальный
замысел - было создано подразделение, ведущее учебную, методическую
и научную работу в области компьютерных тифлотехнологий и обеспечивающее на этой
основе разностороннюю поддержку образовательного процесса незрячих и слабовидящих
студентов.

Тифлоинформационный центр организован в структуре ведущего подразделения ННГУ
в области компьютерных технологий - управления информатизации, что позволяет
эффективно изучать, разрабатывать и использовать в учебном процессе современные
тифлокомпьютерные технологии. Это также обеспечивает тифлоцентру эффективный
доступ к техническим и информационным ресурсам университета (в том числе постоянный
доступ в Интернет), рабочее взаимодействие с преподавательским составом
в области обучения компьютерным технологиям, высокий уровень технического обслуживания.
Учебно-методическая работа тифлоцентра выполняется в рамках программ
управления информатизации.

С другой стороны, тифлоцентр сотрудничает с факультетом социальных наук - в качестве
базовой кафедры определена кафедра общей социологии и социальной работы,
что позволяет центру оказывать поддержку процесса социальной адаптации незрячих
и слабовидящих студентов, привлекая к этой работе преподавательский состав
и студентов факультета. При этом студенты, будущие социальные работники, на практике
знакомятся с проблемами и возможностями незрячих сверстников и приобретают
навыки оказания им действенной помощи. Для студентов факультета проводятся лекции,
освещающие тифлоспецифику, а также организуются экскурсии в тифлоцентр,
знакомящие студентов с возможностями компьютерных тифлотехнологий как инструмента
социальной и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению.

Для оказания поддержки студентам, инвалидам по зрению, тифлоцентр располагает
комплексом технических и программных средств, обеспечивающих полноценное использование
компьютерных тифлотехнологий (четыре компьютерных рабочих места для слепых и
слабовидящих пользователей, имеющих постоянное подключение к Интернет и оборудованных
Брайлевскими дисплеями и специализированным программным обеспечением; сканеры;
принтеры для обычной и рельефно-точечной печати; копировальный аппарат,
позволяющий при копировании увеличивать изображение и др.).

Принтер для рельефно-точечной печати

Деятельность тифлоинформационного центра имеет региональный масштаб, он оказывает
поддержку всем незрячим и слабовидящим студентам и аспирантам, обучающимся
в различных вузах и сузах Нижнего Новгорода.
Основная цель оказываемой поддержки - обеспечение для инвалидов по зрению
благоприятных условий при получении высшего профессионального образования,
создание им широкой сферы информационных связей, определяющих возможность активного
участия в общественной и производственной деятельности и, тем самым,
обеспечение конкурентоспособности на рынке высококвалифицированного труда и успешной
интеграции в общество этой группы молодежи.

Работа по поддержке студентов с нарушенным зрением ведется в следующих направлениях:

список из 4 элементов
1. Обеспечение самостоятельного применения компьютерных тифлотехнологий в учебном
процессе.
2. Информационная поддержка процесса обучения незрячих и слабовидящих студентов.
3. Создание условий для успешной социально-психологической адаптации незрячих
и слабовидящих студентов в среде высшей школы.
4. Содействие развитию тифлокомпьютеризации в интересах интеграции лиц с глубокими
нарушениями зрения в современное российское общество.
конец списка

Охарактеризуем основные направления поддержки более подробно.

1. Одна из самых сложных проблем, с которой приходится сталкиваться инвалидам
по зрению в процессе получения образования и дальнейшей профессиональной деятельности
- это проблема информационного обмена (общественная практика традиционно ориентирована
на визуально воспринимаемые формы представления информации), имеющая
две стороны: обеспечение доступа к информации и представление выходной информации
(результаты труда незрячего) в общепринятой форме. При глубоких нарушениях
зрения основой информационного обмена становятся осязание и слух, при этом используются
рельефно-точечная письменность на основе шрифта Брайля и различные
формы речевого воспроизведения. В процессе осуществления связей незрячего с информационной
общественной средой возникает дополнительное звено, должное
обеспечить преобразования форм представления информации.

Особенно остро проблема информационного обмена встает в процессе получения инвалидами
по зрению высшего образования. Для полноценного учебного процесса
студент должен иметь возможность оперативного доступа к большому объему учебной
и научной литературы. Огромное разнообразие учебников, предлагаемых разными
преподавателями, и прочей необходимой литературы (часто та или иная книга требуется
всего одному, двум незрячим студентам) приводит к невозможности обеспечить
студентов с нарушениями зрения необходимой литературой традиционными путями централизованного
издания рельефно-точечным шрифтом или выпуска аудиокниг.
Кроме того, ни один из этих традиционных путей не может обеспечить достаточную
оперативность. Также особое значение для студентов приобретает и другая
сторона информационного обмена, связанная с предоставлением результатов своего
труда в общепринятой форме - выполнение различных письменных работ (рефератов,
курсовых и т.д.) является неотъемлемой частью учебного процесса.

В условиях информатизации общества значимость решения информационных проблем
незрячих еще больше повышается: возрастают темпы обновления информации и требования
к оперативности информационного обмена, возможность активного участия в общественном
информационном обмене оказывает все большее влияние на качество жизни
индивида. Чтобы в такой ситуации создать лицам с нарушением зрения благоприятные
условия и обеспечить их конкурентоспособность в области образовательной
или другой интеллектуальной деятельности, необходимо дать им инструмент, обеспечивающий
надежный и оперативный обмен информацией с окружающим обществом.
Таким инструментом могут и должны служить специализированные компьютерные технологии
для слепых и слабовидящих (тифлотехнологии). Такие технологии базируются
на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих звуковое (с помощью
программ синтеза речи) и/или рельефно-точечное (путем вывода шрифтом
Брайля на специальное устройство, называемое брайлевским дисплеем) представление
компьютерной информации и позволяющее инвалидам по зрению самостоятельно
работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения (например,
MS Word, Internet Explorer и т.д.).

Компьютерные тифлотехнологии обладают высоким компенсаторным потенциалом - их
квалифицированное использование предоставляет людям с нарушенным зрением новые,
не доступные им ранее возможности:

список из 5 элементов
sB доступ к информации на электронных носителях, в том числе к информационным
ресурсам Интернет;
sB доступ к плоскопечатным текстам (путем сканирования и распознавания);
sB преобразование электронной информации в доступную и удобную материальную форму
представления (например, печать текста рельефно-точечным или укрупненным
шрифтом);
sB самостоятельная подготовка на компьютере различных документов (учебных работ,
отчетов и др.);
sB использование современных общепринятых программных средств для работы с информацией
(информационно-поисковые системы, базы данных и т.п.).
конец списка

Таким образом, грамотное использование компьютерных тифлотехнологий в существенной
мере компенсирует недостаток или отсутствие зрения в сфере общественного
информационного обмена (предоставляет возможности для активного участия в нем,
повышает доступность общественной информационной среды, является универсальным
средством для преобразования форм представления информации), и, в результате,
создает основу для качественного решения задач вузовского образования инвалидов
по зрению и их профессиональной реабилитации. Массовое распространение и значительное
удешевление компьютерной техники делает использование компьютерных
тифлотехнологий еще более актуальным. Обеспечение самостоятельного применения
этих технологий является одним из важнейших направлений работы по поддержке
студентов, инвалидов по зрению. В рамках этого направления решаются следующие
задачи:

список из 3 элементов
? расширение методической базы по обучению незрячих и слабовидящих студентов
компьютерной грамотности и использованию компьютерных технологий как средства
ком-пенсации нарушения зрения;
? обучение студентов с нарушенным зрением работе с компьютером, оснащенным специальными
тифлотехническими и программными средствами;
? консультативная поддержка применения компьютерных тифлотехнологий в области
образования и занятости.
конец списка

Работа на компьютере пользователей с нарушенным зрением имеет ряд существенных
особенностей и требует специального подхода при обучении. На сегодняшний
день методических разработок в этой области имеется очень мало. Кроме того, динамичное
развитие компьютерных технологий требует для успешного их внедрения
в учебный процесс постоянного методического сопровождения. По итогам конкурса
1999г., проводимого Министерством образования России соответствующие работы
тифлоинформационного центра были включены в программу "Научное, научно-методическое,
материально-техническое и информационное обеспечение системы образования"
(проект "Разработка учебно-методического и программного обеспечения по обучению
инвалидов по зрению возможностям использования компьютерных технологий
при получении общего и профессионального образования").

В тифлоинформационном центре разработаны учебные программы по курсам "Основы
компьютерных тифлотехнологий для незрячих пользователей" и "Основы работы на
персональном компьютере для слабовидящего пользователя". Работа на компьютере
незрячих и слабовидящих пользователей имеет существенные различия, определяющиеся,
прежде всего, основным каналом восприятия компьютерной информации (визуальным
- для слабовидящих и слуховым или тактильным - для незрячих). Использование
каждого из этих каналов порождает специальные приемы работы. Поэтому обучение
этих групп пользователей требует различных методических подходов и проводится
по разным программам. Изучение обоих курсов закладывает основы компьютерных знаний,
формирует необходимые навыки работы на пользовательском уровне в операционной
системе MS Windows и умение применять тифлоинформационные технологии в своем
основном учебном процессе.

Курс обучения слабовидящих пользователей направлен на освоение работы с программами
общего назначения с использованием в качестве основного средства доступа
к информации пониженного зрения. Слабовидящие часто преувеличивают свои зрительные
возможности. Попытки работать на компьютере без использования специальных
средств приводят к переутомлению и даже серьезному ухудшению и без того ослабленного
зрения. Освоение курса помогает правильно оценить назначение и место
"специальных возможностей" MS Windows и научиться грамотно их использовать. Здесь
рассматриваются различные настройки среды для слабовидящих пользователей
и возможности программы "Экранная лупа". Кроме технологий, улучшающих зрительное
восприятие, слабовидящим полезно использование голосовых технологий. Одной
из задач курса является знакомство с различными программными средствами голосового
вывода и освоение общих приемов их использования.

Учебный курс для незрячих пользователей направлен на освоение работы на компьютере
с использованием программы экранного доступа Jaws for Windows, обеспечивающей
вывод компьютерной информации в рельефно-точечной и речевой форме. Методическую
основу курса составили рекомендации по повышению эффективности освоения
и применения компьютерных тифлотехнологий, разработанные нами в результате анализа
специфики рабочего процесса незрячего пользователя (
см. приложение 1).

Курс можно разделить на два этапа. Первый из них носит подготовительный характер
и включает освоение основ работы в операционных системах семейства MS Windows
с использованием программы экранного доступа Jaws. Здесь должны быть усвоены
следующие знания и навыки.

список из 5 элементов
1. Работа с клавиатурой компьютера. Прежде чем приступать к практической работе
на компьютере и изучению нужных для этого программных средств, необходимо
отработать элементарные технические навыки работы с клавиатурой и добиться того,
чтобы нажатия клавиш и их комбинаций не вызывали у учащихся затруднений
(что нередко бывает на начальном этапе работы незрячих пользователей). Если параллельно
с изучением содержательно сложных действий приходится отрабатывать
технику нажатия на клавиши, процесс обучения значительно осложняется (как для
учащихся, так и для преподавателя). Обучение проходит значительно эффективнее,
когда предварительно освоен курс компьютерной машинописи. По причине недостатка
времени освоение десятипальцевого метода печати не включается в программу
обучения незрячих студентов. Учащиеся, не владеющие техникой эффективной работы
на клавиатуре, отрабатывают ее самостоятельно, получая при необходимости
методические рекомендации преподавателя. Однако владение элементарными навыками,
обеспечивающими нажатия нужных клавиш, является необходимым условием для
дальнейшего компьютерного обучения.
2. Компьютеры и программы. Учащиеся должны получить на доступном уровне представление
об устройстве компьютера (процессор, память, периферийные устройства)
и порядке его работы под управлением программных средств. Кроме познавательной
ценности как основы для понимания общей логики управления компьютерной техникой
эти знания имеют также психологическое значение, помогая снять психологический
барьер, нередко возникающий из-за отношения к компьютеру и к тому, что на
нем происходит, как к чему-то сверхъестественному.
3. Основные понятия операционной системы. Учащиеся должны получить представление
о приложениях и многозадачности, графическом интерфейсе Windows (рабочий
стол, окна и т.п.), файловой системе, взаимодействии программ и данных. При этом
необходимо учитывать, что специфика невизуального интерфейса вызывает
повышенные требования к освоению используемой терминологии.
4. Стандартные элементы управления Windows. Основным инструментом незрячего пользователя
для управления компьютером является обычная клавиатура. Пользователи
должны освоить технические приемы работы в меню и диалоговых окнах с помощью
клавиатурных команд. При этом, на наш взгляд, не целесообразно работать с
офисными приложениями, так как в них часто встречаются элементы с нестандартным
поведением, кроме того, для этой цели они излишне сложны и содержательно
перегружены. Начинающим пользователям трудно осваивать сразу и содержательную,
и техническую сторону выполняемых действий, поэтому для освоения технических
приемов используются более простые программы (например, Wordpad).
5. Основы работы с текстом. Учащиеся должны научиться читать, вводить и редактировать
текст. На начальном этапе для этого также используется Wordpad.
конец списка

Этот материал составляет базовый набор компьютерных знаний и навыков, который
позволяет незрячим пользователям начать самостоятельно применять компьютер
на практике. Кроме того, основываясь на нем, незрячий может (при необходимости)
самостоятельно (читая книги общего назначения, экспериментируя или используя
помощь зрячего помощника, не владеющего тифлоспецификой) осваивать работу в нужных
ему приложениях. Для облегчения незрячим освоения этой части курса,
включающей основы работы в операционной системе Windows, подготовлено учебно-методическое
пособие "Основные элементы управления Windows. Использование
клавиатурных команд системы и специальных средств Jaws" (
см. приложение 2).
Пособие используется незрячими студентами и печатается в Тифлоинформационном
центре рельефно-точечным шрифтом.

Вторая часть курса направлена на освоение приложений, которые затем будут использоваться
на практике для обеспечения различных информационных потребностей
образовательного процесса:

список из 5 элементов
sB работа с текстовыми документами (чтение, ввод и редактирование, подготовка
к печати) - MS Word;
sB использование информационных ресурсов Интернет (поиск и получение информации,
знакомство с некоторыми полезными сайтами) - Internet Explorer;
sB работа с электронной почтой - Outlook Express;
sB сканирование и распознавание текста - Fine Reader;
sB организация электронных таблиц и вычислений - Excel.
конец списка

На этом этапе учащиеся знакомятся со спецификой работы в каждом из перечисленных
приложений с использованием программы экранного доступа Jaws, осваивают
практические приемы, облегчающие этот процесс. Эта часть курса в отличие от первой
не требует непрерывного последовательного изучения, она состоит из независимых
модулей, каждый из которых посвящен отдельному приложению и осваивается по мере
возникновения практической потребности. Активное практическое использование
получаемых знаний значительно повышает эффективность компьютерного обучения и
качество освоения материала.

По мере необходимости незрячие и слабовидящие студенты получают консультативную
помощь по различным вопросам использования компьютерных технологий (выполнение
конкретных действий с помощью компьютерной техники, работа с заданным приложением,
комплектование и настройка компьютерных рабочих мест для незрячих и
слабовидящих пользователей и т.д.). Кроме того в тифлоинформационном центре регулярно
ведется работа, направленная на повышение пользовательской квалификации
инвалидов по зрению. Необходимость такой работы вызывается, с одной стороны,
стремительным развитием компьютерных технологий (и тифлотехнологий, в том
числе) и сложностями в их освоении пользователями с нарушенным зрением - с другой.
С целью повышения квалификации незрячих и слабовидящих пользователей
в тифлоцентре регулярно проводятся обучающие семинары и практические занятия
в малых группах, направленные на освоение современных программных средств
как общего, так и специального назначения. В 2005 году эта работа получила финансовую
поддержку компании Intel (на базе тифлоинформационного центра реализован
проект "Использование компьютерных технологий - путь к повышению конкурентоспособности
незрячих специалистов").

Сотрудник компании "Интел" Крылов В.В. рассказывает незрячим студентам о новейших
компьютерных технологиях

2. Информационная поддержка призвана обеспечить студентам, инвалидам по зрению,
свободный информационный обмен в рамках учебного процесса. Система информационной
поддержки включает:

список из 3 элементов
* предоставление студенту учебной информации в доступной и удобной для него форме
(на электронных носителях, рельефно-точечный или укрупненный текст, аудиозапись);

* представление результатов работы студента в общепринятой форме (подготовка
печатных материалов);
* предоставление имеющихся в распоряжении центра технических, программных и информационных
ресурсов для самостоятельной работы студентов с информацией.

конец списка

Для предоставления студенту учебной информации в доступной форме используются
самые разные средства: имеющаяся рельефно-точечная и звуковая литература,
различные электронные библиотеки (в том числе и библиотеки, созданные в Интернет
самими инвалидами по зрению), электронные материалы учебных заведений
(методические пособия, научные публикации и т.д.), сканирование плоскопечатных
материалов, преобразование электронной формы представления в более удобный
для конкретного студента вид (распечатка учебных материалов рельефно-точечным
или укрупненным шрифтом, копирование учебных материалов с увеличением шрифта,
аудиозапись воспроизведения информации с помощью синтезатора речи). Различные
преобразования информации из одной формы ее представления в другую (сканирование,
печать, аудиозапись) представляют собой довольно длительные и трудоемкие процессы,
их необходимость продиктована не сутью учебного процесса, а специфичными
потребностями, напрямую связанными с нарушением зрения. Выполнение значительного
объема таких работ, направленных на информационное обеспечение образовательного
процесса студентов, инвалидов по зрению, не ими самими, а сотрудниками центра
играет важную роль в создании равных условий при получении образования для
этой категории лиц, так как позволяет существенно сократить дополнительные специфичные
трудозатраты, связанные с получением необходимой информации. В результате
незрячие студенты могут получать значительную часть учебного материала наравне
с другими, не прикладывая дополнительных усилий.

Особое значение приобретает обеспечение учебными материалами занятий незрячих
по иностранному языку. Для полноценного учебного процесса здесь необходимы
материалы в рельефноточечной форме, поэтому раньше (до появления возможности
использования компьютерной техники) этим студентам приходилось переписывать
большие объемы иностранных текстов вручную, используя услуги чтеца. Иногда эти
трудности служили поводом для неполного выполнения заданий, что значительно
снижало качество усвоения знаний. Сейчас задача информационного обеспечения в
этой области (также как и в общем случае) решается с использованием технологии
сканирования и рельефно-точечной печати. Для автоматизации процесса подготовки
текста для рельефно-точечной печати, включающего последовательное выполнение
нескольких операций преобразования информации для брайлевского представления
и форматирования, в тифлоинформационном центре разработана и внедрена в практическую
деятельность специальная компьютерная программа.

Еще одной составляющей информационной поддержки является помощь незрячим и слабовидящим
студентам в оформлении и распечатке различных текстовых документов
(рефератов, курсовых и дипломных работ и т.п.). Текст работ студенты самостоятельно
готовят на компьютере, однако их внешнее оформление нередко вызывает
у незрячих затруднения как содержательного, так и технического характера. Замена
визуального восприятия текста слуховым или тактильным приводит к тому,
что незрячие непосредственно не получают информацию об элементах оформления и
общем внешнем виде текстовых документов (использовании различных шрифтов,
выравнивании и расположении текста на странице и т.п.). Поэтому при обучении
использованию компьютерных тифлотехнологий как инструмента для работы с текстом
необходимо уделять особое внимание формированию оформительской культуры незрячих.
Важность этой работы еще более возрастает в связи с тем, что незрячие
(опять же в силу отсутствия непосредственного восприятия) склонны недооценивать
важность внешнего вида печатных работ, допуская небрежность в оформлении,
что может вызывать неблагоприятное впечатление о работе в целом. Технические
трудности оформления текста также вызываются невозможностью непосредственного
восприятия различных параметров шрифта и форматирования (эта информация может
локально предоставляться программой экранного доступа по специальному запросу),
что осложняет контроль правильности их использования. Сотрудники центра оказывают
консультативную и техническую помощь в подготовке и печати студенческих
работ. Кроме того, для облегчения самостоятельного выполнения этих действий разработана
компьютерная программа, обеспечивающая преобразование текста с
явно указываемыми признаками форматирования в стандартный и широко распространенный
формат RTF. Руководство по применению этой программы кроме описания
ее функций включает также практические советы по оформлению текста.

Многие инвалиды по зрению активно используют ресурсы тифлоцентра для самостоятельной
работы. Незрячие студенты пользуются компьютерными рабочими местами,
оборудованными в тифлоцентре (в отличие от имеющихся в личном распоряжении компьютеров)
не только синтезаторами речи, но и брайлевскими дисплеями, что
создает наиболее эффективные условия для работы без визуального контроля. Слабовидящих
пользователей привлекают хорошие условия для визуального восприятия,
обеспечиваемые высоким качеством мониторов, которыми оборудованы рабочие места
в тифлоцентре. Тифлоинформационный центр предоставляет своим посетителям
возможность бесплатного доступа в Интернет. При ограниченности других источников
информации, доступ к ресурсам в сети Интернет для пользователей с нарушенным
зрением чрезвычайно важен. При этом используемые аппаратные и программные средства
доступа к экрану компьютера значительно замедляют работу, что приводит
к большим, по сравнению с обычными пользователями, затратам Интернет-времени
(поэтому пользование Интернет в домашних условиях, как правило, сопряжено
с дополнительными материальными затратами). По отзывам пользователей кроме перечисленных
благоприятных условий для работы в тифлоцентр их также привлекает
возможность всегда обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Таким образом, информационная поддержка направлена не на создание для незрячих
и слабовидящих студентов привилегированных условий обучения, а на устранение
специфических трудностей образовательного процесса, обусловленных недостатком
или отсутствием зрения. В результате значительно повышается самостоятельность
их учебной деятельности, обеспечивается независимость от посторонней помощи,
облегчается выполнение требований образовательного процесса.

3. Для решения задач социально-психологической адаптации незрячих и слабовидящих
студентов в среде высшей школы тифлоинформационный центр в партнерстве
с ЦСТПР "Камерата" и Межрегиональной общественной организацией "САМИ", созданной
по инициативе незрячих студентов, ведет активную проектную деятельность.
Эта деятельность ведется в масштабах Приволжского федерального округа и финансируется
за счет грантовых средств по результатам конкурсов различных благотворительных
фондов. Нарушение зрительного восприятия, существенно изменяя спектр воспринимаемой
информации, накладывает отпечаток на все аспекты жизнедеятельности
человека. Несмотря на это, при соответствующей подготовке незрячий может самостоятельно
справляться практически со всеми социально-бытовыми проблемами
и вести активную, наполненную жизнь. Успешность социальной адаптации и реабилитации
инвалида по зрению во многом определяется субъективным фактором - позицией
самого инвалида, его активным желанием полноценно включиться в жизнь общества
и реализовать свои способности. Поэтому работа по социальной реабилитации
незрячей учащейся молодежи направлена, прежде всего, на воспитание активной жизненной
позиции.

Важным инструментальным средством этой работы являются компьютерные тифлотехнологии.
Использование тифлокомпьютерных рабочих мест обеспечивает возможность
активного участия незрячих специалистов на всех этапах проектной деятельности,
начиная с разработки проекта и заканчивая подготовкой отчетности. В частности,
к реализации проектов регулярно привлекаются незрячие и слабовидящие студенты,
что создает им возможность получить некоторый опыт профессиональной деятельности.
Кроме того компьютерная техника широко применяется для предоставления всей проектной
информации, являющейся как средством (информационные сообщения и т.п.),
так и результатом (учебно-методические пособия и т.п.) реализации проекта в доступной
для целевой аудитории (инвалидов по зрению) форме.

В 1999-2007 годах на базе тифлоинформационного центра было реализовано 13 проектов,
направленных на решение различных проблем социально-психологической
адаптации и повышение качества жизни молодых инвалидов по зрению (
см. Приложение 3).

В качестве примера можно привести проект "Фабрика лидеров", реализованный летом
2006 года при поддержке нижегородского благотворительного фонда местного
сообщества "Партнерский совет" и направленный на повышение социальной активности
незрячей молодежи и вовлечение ее в деятельность общественных организаций.
Проект был подготовлен группой незрячих студентов при активной помощи сотрудников
тифлоинформационного центра. Все члены рабочей группы раньше уже были
участниками многих молодежных мероприятий, в данном же проекте они выступили
как организаторы, а специалисты тифлоцентра - как волонтеры-консультанты.
При подготовке и реализации проекта ребята получили большой практический опыт
применения компьютерных тифлотехнологий. Основными результатами проекта стали
выявление молодых перспективных кадров для работы с инвалидами по зрению в общественных
организациях и приобретение ими первого практического опыта в этой
деятельности.

4. Деятельность по развитию тифлокомпьютеризации в России направлена не на непосредственную
работу с незрячими студентами, а на внедрение в социальную практику
компьютерных тифлотехнологий в интересах их интеграции в современное общество.
Эта работа направлена на решение следующих задач:

список из 2 элементов
? обобщение и распространение опыта внедрения и использования компьютерных тифло-технологий;
? обеспечение востребованности компьютерных тифлотехнологий как средства профессиональной
реабилитации инвалидов по зрению и создание тем самым благоприятных
условий для качественного трудоустройства незрячих специалистов.
конец списка

Незрячий преподаватель к.ю.н. Шмелев К.В.

С целью анализа достижений и опыта, накопленного в области разработки и внедрения
компьютерных технологий в интересах профессиональной реабилитации инвалидов
по зрению в России и Европе и установления творческих и научных контактов между
заинтересованными специалистами в Нижнем Новгороде было организовано проведение
ряда научно-практических конференций:

список из 3 элементов
sB "Роль компьютерных технологий в интеллектуальном труде незрячих. Перспективы
развития и применения" (международная, (1999г.);
sB "Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушением зрения" (всероссийская,
2000г.);
sB "Доступность информации - ключ к образованию" (всероссийская, 2002г.) и др.
конец списка

В конференциях принимали участие ведущие специалисты в области образовательных
и тифлоинформационных технологий, сотрудники специализированных библиотек,
учебных и реабилитационных учреждений, представители общественных организаций
инвалидов по зрению из России, стран СНГ и Европы (Германии, Италии, Венгрии,
Болгарии). На этих конференциях были обозначены важнейшие проблемы интеграции
в современное общество и повышения социального статуса инвалидов по зрению,
связанные с получением полноценного профессионального образования, развитием
современных форм и методов поддержки образовательного процесса этой категории
лиц, широким внедрением компьютерных тифлоинформационных технологий. Был представлен
накопленный различными организациями опыт практической работы, намечены
пути решения поставленных проблем. Большую заинтересованность и положительную
оценку участников вызвала модель организации поддержки процесса получения
профессионального образования инвалидами по зрению, реализуемая тифлоинформационным
центром ННГУ, и опыт использования в этой области современных компьютерных
тифлотехнологий.

Тифлоинформационный центр пользуется авторитетом среди организаций из разных
регионов РФ, оказывающих поддержку студентам, инвалидам по зрению. Специалисты
центра оказывают информационную поддержку всем заинтересованным лицам. Опыт ННГУ
был взят за основу при создании тифлоцентра в Калининградском государственном
университете.
Круглый стол, посвященный тифлотехнологиям, ведет ректор ННГУ проф. Стронгин
Р.Г.

Серьезным препятствием на пути к качественному трудоустройству, профессиональной
реабилитации и подлинной социальной интеграции являются существующие в
обществе стереотипы по отношению к инвалидам по зрению как к людям с ограниченной
социальной дееспособностью, неспособным полноценно участвовать в социальной
жизни и профессиональной деятельности. Поэтому важной составной частью работы
по поддержке незрячих студентов является распространение в обществе адекватного
представления о проблемах и возможностях инвалидов по зрению и, в частности,
о компенсаторных возможностях использования компьютерных тифлотехнологий.
Ее целью является обеспечение востребованности незрячих специалистов на рынке
труда. Для этого регулярно организуются круглые столы, экскурсии в тифлоинформационный
центр и другие мероприятия, для участия в которых приглашаются представители
органов власти, служб занятости и медико-социальной экспертизы, образовательных
и реабилитационных учреждений, коммерческих структур, общественных организаций
и средств массовой информации. Цель этих мероприятий: привлечь внимание
общественности к проблемам, возникающим у молодых инвалидов по зрению в современных
условиях, и продемонстрировать имеющиеся у них возможности в образовании,
профессиональной деятельности, использовании современных компьютерных технологий
и т.д.

Основные результаты проекта

На протяжении восьми лет в тифлоинформационном центре Нижегородского государственного
университета им. Н.И. Лобачевского отрабатывалась следующая модель
организации поддержки студентов, инвалидов по зрению, основанная на использовании
современных компьютерных технологий. Незрячие и слабовидящие студенты
обучаются на общих основаниях в различных вузах Нижнего Новгорода, при этом тифлоцентр
ННГУ централизованно оказывает им разностороннюю поддержку: ведет
методическую, учебную и консультативную работу в целях обеспечения самостоятельного
применения компьютерных тифлотехнологий как средства компенсации зрительной
недостаточности при работе с информацией в учебном процессе; оказывает практическую
помощь в информационном обмене (предоставление необходимой информации
в доступной форме и оформление печатных работ незрячих студентов); предоставляет
возможность использования современной тифлотехнической базы; в партнерстве
с общественными организациями инвалидов по зрению ведет проектную деятельность,
направленную на разностороннюю реабилитацию незрячей учащейся молодежи;
ведет работу, направленную на развитие процесса тифлокомпьютеризации в целом
(организует обобщение и распространение опыта использования компьютерных тифлотехнологий
и пропагандирует их в широких общественных кругах).

Централизованная организация поддержки студентов, инвалидов по зрению, более
целесообразна по экономическим причинам, она позволяет укомплектовать единый
региональный центр квалифицированными кадрами и обеспечить более высокий методический
и технический уровень поддержки.

Результаты опроса незрячих студентов и специалистов, пользующихся услугами центра,
убедительно показывают, что оказываемая поддержка, повышая качество профессиональной
подготовки и уровень самостоятельности инвалидов по зрению, способствует обеспечению
их конкурентоспособности на рынке высококвалифицированного труда.
По оценкам экспертов, сочетание интегрированного обучения инвалидов по зрению
в вузах с централизованной организацией необходимой поддержки является наиболее
эффективной в плане социальной интеграции формой их профессионального образования.

В 2006 году руководителем тифлоинформационного центра Рощиной М.А. была защищена
диссертация на соискание степени кандидата социологических наук на тему
"Процесс тифлокомпьютеризации как фактор социальной интеграции лиц с глубокими
нарушениями зрения". В ней, на основе обобщения опыта, накопленного в процессе
работы по поддержке студентов с нарушенным зрением, выявлена роль тифлокомпьютеризации
как важнейшего условия интеграции инвалидов по зрению в современное
общество, проанализированы основные проблемы и предложены пути развития процесса
тифлокомпьютеризации в России.

Научная новизна данной работы состоит в разработке основанной на использовании
компьютерных тифлотехнологий модели организации поддержки инвалидов по зрению,
получающих высшее профессиональное образование, направленной на преодоление обусловленных
нарушениями зрения трудностей образовательного процесса, и обосновании
ее эффективности в плане социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и результаты
используются для разработки содержания и современных методов социальной
работы с инвалидами по зрению и программ социальной и профессиональной реабилитации
этой группы населения; для развития образовательных ресурсов в области
тифлокомпьютеризации; действующая в Нижнем Новгороде модель организации поддержки
образовательного процесса студентов с нарушенным зрением может быть транслирована
на другие регионы РФ. Доступ к результатам работы открытый, бесплатный. За информацией
обращаться в Тифлоинформационный центр ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

(C) ННГУ 2007 г. | web-мастер

Ответить   Fri, 3 Aug 2012 23:08:07 +0400 (#2522988)

 

Ответы:

http://www.unn.ru/news.html?id=1553
В Нижнем Новгороде с 13 по 17 марта 2012 года при участии ННГУ им. Н.И.
Лобачевского пройдёт обучающий семинар <Современные тифлоинформационные
технологии>

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, компания
<Элита Групп> (дистрибьютор на российском рынке ведущих мировых
производителей технических и программных средств для незрячих и
слабовидящих) и Центр социально-трудовой и психологической реабилитации
инвалидов по зрению <Камерата> 13-17 марта 2012 года проводят в Нижнем
Новгороде обучающий семинар <Современные тифлоинформационные* технологии>.

Данный семинар является первым этапом Школы тифлокомпьютеризации НКО,
организуемой в рамках Программы <Создание межрегионального ресурсного
центра тифлокомпьютеризации для НКО инвалидов по зрению>, получившей
финансовую поддержку Минэкономразвития России.

Цель мероприятия - повышение квалификации специалистов некоммерческих
организаций инвалидов по зрению в сфере компьютерных тифлотехнологий. Так
как внедрение и применение таких технологий является важнейшим направлением
деятельности многих НКО инвалидов по зрению, данное мероприятие вызвало
большой интерес: в нем примут участие представители из 18 регионов России и
2 стран ближнего зарубежья.

Занятия будут проводить ведущие российские специалисты в сфере
компьютерных тифлотехнологий. Обучение такого уровня для специалистов по
компьютерным тифлотехнологиям проводится в России впервые.

Продолжение занятий Школы будет проходить в форме дистанционного курса с
применением технологии электронного обучения. В процессе обучения каждый
слушатель под руководством преподавателя должен будет подготовить курсовую
работу, посвящённую одному из аспектов применения компьютерных технологий в
деятельности НКО инвалидов по зрению. Защита курсовых работ будет проходить
в рамках Форума <Тифло IT> в ноябре 2012 года. Лучшие работы будут
размещены на сайтах ЦСТПР <Камерата> и тифлоинформационного центра ННГУ.
Этими материалами смогут пользоваться все заинтересованные организации, что
будет способствовать распространению лучших практик применения компьютерных
тифлотехнологий в интересах социальной адаптации инвалидов по зрению.

Typhlos - от греч. <слепой>.

С кем поведёшься,
того и наберёшься ...

*
Данное сообщение прочли 179 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Ответить   Sun, 5 Aug 2012 06:53:25 +0300 (#2523073)

 

Доброго времени суток, друзья!
Цитата:
*
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и
результаты используются для разработки содержания и современных методов
социальной работы с инвалидами по зрению и программ социальной и
профессиональной реабилитации этой группы населения; для развития
образовательных ресурсов в области тифлокомпьютеризации; действующая в
Нижнем Новгороде модель организации поддержки образовательного процесса
студентов с нарушенным зрением может быть транслирована на другие регионы
РФ. Доступ к результатам работы открытый, бесплатный. За информацией
обращаться в Тифлоинформационный центр ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
*

Адрес и телефон:

За всей необходимой информацией обращайтесь в Тифлоинформационный центр
ННГУ им. Н.И. Лобачевского:
603000, г. Нижний Новгород, пер. Университетский, д. 7, ауд. 306;
тел./факс (831) 434-09-06,
email tif***@c*****.ru,
Рощина Марина Анатольевна
*

Действительно, и тут в будущем Всероссийское общество слепых
может помочь незрячим студентам и преподавателям на территории всей
России.

А пока незрячие активисты могут самостоятельно пробывать свои силы в
организации подобных тифлоцентров.
Если есть желающие в г.Ростове-на-Дону,
то можем объединить усилия.
Нижегородские незрячие, думаю, с удовольствием поделяться накопленным
бесценным опытом?!
В Ростове можем попробовать создать более комплексный центр реабилитации.
Некоторые идеи уже обсуждались и имеют сторонников в среде госслужащих.
*
С уважением, Александр!
скайп:
mlrd777
тел:
908 192 60 56

*
Данное сообщение прочли 179 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Ответить   Sun, 5 Aug 2012 07:23:01 +0300 (#2523077)

 

8 августа. Открытие выставки работ детей с ограниченными возможностями

На выставке представлены работы воспитанников интернатов коррекционного
типа Тольятти и детей,
находящихся на домашнем обучении, выполненные в различных техниках
(декупаж, роспись по стеклу,
изделия из бисера, куклы, рисунки). Организаторы - общественная организация
"Дом Рерихов" Тольятти
и Благотворительный фонд "БлагоДарим". Выставка продлится до начала
учебного года. Открытие в
14.00. Адрес: пр-т Степана Разина, д. 40, Дом Рерихов.

Сергей Табунов телефон: (8482) 63-79-72

С кем поведёшься,
того и наберёшься ...

*
Данное сообщение прочли 179 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Ответить   Sun, 5 Aug 2012 08:47:34 +0300 (#2523104)

 

Очередной ТеСТ-кэмп состоится 26-27 октября в Екатеринбурге
ТеСТ-кэмп - творческая лаборатория, где под руководством IT-специалистов
создаются прототипы
интерактивных интернет-приложений, направленных на решение различных
общественных проблем. В рамках
ТеСТ-кэмпа всем желающим предлагают зарегистрировать свою идею, пообщаться
с коллегами, обсудить
идею проекта, найти волонтеров для его реализации.
ТеСТ-кэмпы проводятся в рамках проекта "Теплица социальных технологий"
(ТеСТ), осуществляемого при
поддержке Агентства социальной информации. Проект направлен на развитие
сотрудничества между
некоммерческим сектором и IT-специалистами, повышение эффективности
деятельности НКО и создание
интернет-приложений, решающих острые общественные проблемы.

сайт: te-st.ru

С кем поведёшься,
того и наберёшься ...

*
Данное сообщение прочли 179 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Ответить   Sun, 5 Aug 2012 08:52:37 +0300 (#2523108)

 

В Алтайском крае определят "жизнеспособные" СО НКО

Здесь формируется реестр социально ориентированных некоммерческих
организаций (СО НКО), получивших
поддержку органов краевой исполнительной власти. В настоящее время в него
входят 133 организации,
в том числе районная общественная организация военно-спортивный клуб
"Атлет", краевая молодежная
общественная организация "Слово", Молодежный фонд Алтая, Благотворительный
фонд "Развитие", краевая
общественная организация ВОИ и др. Эти организации получили грантовую и
иные виды поддержки местных
властей. Как сообщила консультант Департамента по связям с институтами
гражданского общества
краевой администрации Оксана Киселева, реестр пополнится после подведения
итогов конкурса на
предоставление субсидий НКО. По ее словам, реестры формируются на тех
территориях, где местная
власть оказывает какую-либо поддержку общественным организациям. В
частности, поддержку НКО
оказывают в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Новоалтайске и Ребрихинском районе
Алтайского края.
Основная цель создания реестра - сделать деятельность некоммерческих
организаций более открытой и
определить наиболее
жизнеспособные и эффективные НКО, сообщила Киселева.

телефон: (3852) 66-50-10

С кем поведёшься,
того и наберёшься ...

*
Данное сообщение прочли 179 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Ответить   Sun, 5 Aug 2012 08:55:18 +0300 (#2523110)

 

Осенним днём 1941-го по лесочку на севере оккупированной Полтавщины шёл
одинокий старик с клюкой. Увидевшим его партизанам показалась
подозрительной непринуждённость

деда, и они увязались за ним. Догнали, шли след в след, а дед даже не
обернулся на шум шагов. Наконец, он всё же остановился и бросил с усмешкой
через

плечо:

- Ну шо вам, хлопцы, от меня надо? Насели человеку на пятки, вроде я
дивчина яка.

- Кого выслеживаешь, дед? - не приняли шутливого тона партизаны.

- Наше дело такое, лесное, - ухмыльнулся странный старик.

Подозрительному путешественнику пригрозили пистолетом, но дед вдруг повысил
голос:

- Ты эту штучку из-под носа моего убери! Я вот свистну своим хлопцам - от
вас мокрое место останется. Отойди на три шага от меня! Против кого
пистолетом

машешь! Я два Егория получил, когда ты еще под столом ходил, сопляк! Я есть
командир партизанского отряда.

- А где ж твой отряд?

- А вот вы и будете моим отрядом, - вдруг уверенно процедил дедок, снизив
тон до ледяного спокойствия.

И дед Сидор не обманул, действительно разрозненные партизанские группы
Полтавщины вскоре объединились под его началом в Путивльский отряд,
несколько месяцев

подряд громивший фашистов в северной Украине.

<Дабы сохранить людской состав для дальнейшей борьбы, считаю целесообразным
оставить Спадщанский лес и выйти в рейд в направлении Брянских лесов>, -
выводил

на листочке дед Сидор приказ по партизанскому отряду. Это было уже 1
декабря 1941 года, когда немцы измотали партизан непрерывными атаками.

После недельного перехода по оккупированной территории, отряд Сидора
Ковпака пришёл на Брянщину, в район Хинельских лесов, где занял поселок
лесокомбината.

Регулярных немецких войск в округе не было - только небольшие группы
полицаев. За несколько дней партизаны очистили от полиции все окрестные
сёла, захватив

на немецких базах много оружия и боеприпасов. Продовольствие со складов
раздали местному населению, на паровой мельнице лесокомбината начали помол
зерна,

в пекарне круглосуточно выпекался хлеб.

Кто-то из местных жителей рассказал, что осенью здесь велись лютые бои, и
тогда ковпаковцы принялись искать упрятанные слоем снега боеприпасы.
Партизаны, вооружившись

лопатами, переворошили горы снега и обнаружили целые россыпи патронов. За
несколько дней целые гектары были расчищены от снега.

Отряд рос, к нему прибивались группки окруженцев и местных жителей. И
старик Сидор ловко организовывал работу. Всего за месяц он сколотил
настоящее партизанское

соединение и, оставив его в Хинельских лесах, со своим Путивльским отрядом
подался на Украину.

Неожиданное возвращение Ковпака, об уничтожении отряда которого немцы уже
отрапортовали, вызвало переполох. Оккупанты целую неделю боялись нос
высунуть

из Путивля, мирясь с тем, что в округе взрывались железные дороги, горели
колонны техники и нещадно уничтожались полицаи.

До марта Путивльский район находился под полным контролем Ковпака, и только
после того, как фашисты стянули на борьбу с партизанами венгерские войска,
пришлось

возвращаться на Брянщину.

<Как изменилась здесь обстановка с декабря, когда мы в первый раз пришли в
Хинельские леса из-под Путивля! - вспоминал Ковпак, - Была дикая глушь,
люди

жили в лесу, как барсуки в своих норах, боясь выглядывать на свет, а
сейчас - большой шумный партизанский лагерь, вокруг - целый советский
район.

Небольшие партизанские группы, <поднятые> нами в декабре, к нашему
возвращению выросли в крупные отряды, насчитывавшие по нескольку сот
бойцов>.

Бойцы Ковпака заняли унечское село Старая Гута, где и обосновались прочно.
Сидор Артемьевич вспоминал: <Народ здесь был исключительно смелый, ничего

не боялся, жил, как при советской власти, немцев ни во что не ставил>.

Отсюда, из партизанской столицы, совершались вылазки, И не просто
УСТРАИВАЛИ немцам трёпку, а начисто вытесняли их, освобождая территорию.
Чтобы

представить размах действий ковпаковцев, приглядимся к одной из первых,
<небольших> операций.

В селе Жихов стоял гарнизоном 3-й батальон 51-го венгерского полка. В 3
часа ночи с расстояния в несколько сот метров от села был открыт огонь из
трофейных

пушек и миномётов. Разбуженные стрельбой мадьяры выскакивали из хат, не
обувшись, не одевшись, и, как ошалелые, кидались из стороны в сторону,
бежали из

села. Но их встречал ружейно-пулемётный огонь в упор. Противник потерял
здесь только убитыми 197 человек, из них 14 офицеров. А сколько партизаны
поймали

мадьяр, бегавших по лесу в одном белье!

В результате действий Ковпака немецкое командование признало, что
мадьярские солдаты <потеряли чувство полноценности> и выпустило
<психотерапевтическую>

инструкцию ?555: <В первую очередь нужно перед солдатами ставить такую
задачу, которая наверняка будет иметь успех, например: перед нашей линией
обороны

находятся группы домов или часть леса, где наверняка нет противника. Мы
ставим солдатам задачу осмотреть этот лес или эти дома>.

Только после выхода Ковпака в очередной рейд на Украину оккупанты посмели
приблизиться к партизанской столице.

Ковпак получил приказ из Москвы: парализовать движение на железных и
шоссейных дорогах и сорвать подготовку немцев к наступлению на Воронежском
направлении.

При выходе с партизанской территории, нужно было пройти мимо села Каменка,
где стоял мощный венгерский гарнизон. Чтобы не ввязываться в бой, Ковпак
пошёл

на хитрость.

Несколько разведчиков подошли к Каменке со стороны, противоположной
движению партизанского отряда и устроили обстрел села. Мадьяры прибегли к
своему обычному

способу <освещения> местности при ночных налётах партизан - подожгли дома
на окраинах. Из Хутора Михайловского на помощь гарнизону тут же вышел
большой

отряд немцев. Но поскольку немцы подошли аккурат с той стороны, откуда
стреляли разведчики, мадьяры приняли их за партизан и открыли огонь. Немцы,
разумеется,

решили, что Каменку уже заняли партизаны, и пошли в наступление. И пока
оккупанты с остервенением громили друг друга, партизаны спокойно пошли на
юг.

Выполнив задание командования, отряд Ковпака вернулся в Брянские леса 24
июля 1942 года. Партизанская столица была занята 3-м батальоном 47-го
венгерского

полка. Передохнув несколько дней в лесу, партизаны в ночь на 29 июля
разгромили гарнизон оккупантов и вновь освободили Старую Гуту.

<Пусто было в Старой Гуте, - вспоминал Ковпак, - Зайдёшь в знакомую хату -
ни души и никаких признаков крестьянского жилья. Только следы мадьярского
постоя.

На огородах полное запустение>. Спасаясь от гитлеровцев, чуть ли не вся
Старая Гута вместе со скотом ушла в леса. Забился народ в лесные трущобы,
питался

ягодой и молоком, ждал, пока вернутся <колпачки>, как называли здесь
партизан Ковпака.

Весть о том, что уже вернулись, тотчас пронеслась по лесу. Возле
партизанских шалашей залаяли выбежавшие вдруг из чащи собаки, за ними
появились

люди, старые и малые, тащившие на себе узлы и мешки со всяким домашним
скарбом. В том, что можно возвращаться никто не сомневался - в Ковпака
верили, его

возвращение воспринимали как возвращение советской власти.

Люди бойко обживались в своих же домах, бегая за помощью к Ковпаку, как к
председателю колхоза. Больные толпились в очереди у шалаша партизанской
санчасти.

И партизанский командир запросил помощи у Москвы: слишком уж много надежд
возлагали на него местные жители, ничуть не сомневаясь, что <товарищ
Колпак>

может решить все проблемы.

В легенды о Ковпаке верили не только гражданские. Многие командиры
партизанских отрядов, зная о победах Ковпака над мощными силами немцев,
были уверены,

что у него есть танки и даже авиация.

?

<Лагерь действительно напоминал чем-то цыганский табор, - вспоминал
партизанский разведчик, впервые попавший в расположение Ковпака, -
Группками стояли

повозки с люшнями, странно выглядевшие среди орловских лесов. К люшням были
прикреплены мадьярские, немецкие, румынские палатки. На всех перекрёстках
стояли

станковые пулемёты и миномёты самых различных систем и армий; часовые на
заставах курили ароматный табак или сигары, презрительно поплёвывая через
губу.

Одним словом, ещё не доехав до Ковпака, я в этом столь отдалённом от
днепровских равнин крае почувствовал родной запах Украины, аромат как бы
возрождавшейся

из веков Запорожской Сечи.

Лавируя между деревьями, показалось несколько всадников. Впереди на высоком
коне ехал худощавый старик в каком-то непонятном штатском костюме. Старик
походил

на эконома, который объезжает своё хозяйство. Старик, а это и был Ковпак,
стал кого-то ругать. Затем, только увидев меня, он протянул мне руку,
назвал

свою фамилию и сказал:

- Бумажку сховай, тут вона не потрибна.

Я начал было разговор о цели своего приезда, но Ковпак перебил вопросом:

- А покормили тебя?

Я сказал, что не голоден, и в ответ услышал:

- А то не наше дило. Наше дило погодувать!>

:Немцы были у Воронежа, на Кубани, подходили к Сталинграду. А в Брянском
лесу прочно стояла советская власть, возглавляемая худосочным дедком с
востренькой

бородкой.

?

Справка

Сидор Ковпак родился в городе Котельва. Окончил церковно-приходскую школу,
работал батраком. Был призван на срочную военную службу в Александровский
пехотный

полк. После службы работал в Саратове грузчиком в речном порту и
чернорабочим в трамвайном депо.

С началом Первой мировой войны Ковпак был мобилизован в Русскую
императорскую армию. Проходил службу. Служил рядовым, потом ефрейтором в
стрелковой роте,

в полковых командах связи и разведки. За личную храбрость награжден двумя
Георгиевскими крестами.

В 1918-1920 гг. находился в рядах красных партизан, служил в частях Красной
армии на Восточном и Южном фронтах. В послевоенные годы работал уездным и
окружным

военным комиссаром на Украине, учился на курсах усовершенствования старшего
командного состава <Выстрел>, после увольнения по состоянию здоровья из
военных

органов, руководил рядом военных кооперативов. С 1935-го - начальник
городского дорожного отдела, а с 1939 г. - председатель Путивльского
горисполкома

Сумской области.

В апреле 1943 года Ковпаку присвоено воинское звание <генерал-майор>. С
1944 года С. А. Ковпак - член Верховного Суда Украинской ССР, с 1947 года -
заместитель

Председателя Президиума, а с 1967 года - член Президиума Верховного Совета
Украинской ССР. Депутат Верховного Совета СССР 2?7-го созывов.

Умер 11 декабря 1967 года. Похоронен в Киеве. Многие люди, знавшие о нём и
еего славных отрядах не по наслышке или даже просто из письменных
источников, считали и продолжают считать их народными героями. Такими же,
как и другие герои- в нашей истории.

С кем поведёшься,
того и наберёшься ...

*
Данное сообщение прочли 181 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Ответить   Tue, 7 Aug 2012 08:54:26 +0300 (#2524540)