Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 1375

Истина торжествует

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАОЧНЫХ БИБЛЕЙСКИХ КУРСОВ

Лекция 9

БИБЛИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

Хотя Библия подвергалась критике в продолжение столетий, все же, до широкого
принятия критической теории Графа Вельгаузена в конце последней части
девятнадцатого века, историческое положение церкви по отношению к буквальному
вдохновению Библии не подвергалось серьезной угрозе. Упомянутые "высокие
критики" (Карл Генрих Граф и Юлий Веллгаузен) поделили Моисеевы книги на разный
"документы", написанные неведомыми авторами. Юлий Веллгаузен предполагал, что
двадцать два безымянных человека написали первые пять книг Библии, голандский
ученый критик, Авраам Кюнен, насчитал их шестнадцать. Книгу пророка Исаии делили
от двух до 166 частей, число частей зависило от искусства критика находить
разницу в стиле этой книги.
Затем очень многое из истории, записанное в Библии, было объявлено как
"фабрикация". Заключения, к каким приходили критики, и методы, какими они
пользовались, были изумительными.
Но рядом с ними начали выступать археологи, которые, около 1850 г., начали
откапывать записи прошлого.
Почти с каждым новым открытием, некоторые из "удостоверенных результатов высшей
критики" приходилось оставить и дело дошло до того, что теперь глубокомысленные
предположения критиков читаются как детские сказки. Несмотря на такое торжество
истины над заблуждением, все же остается вред, причиненный разрушительной
работой критиков.

ПРАВИЛО ДЛЯ АРХЕОЛОГА

Было бы нелегко найти лучшее или более современное правило для людей, какого
надо держаться в сношениях с теми, которые насмехаются над Писанием, как правило
провозглашенное д-ром Мельвином Грув Кайл, великим американским археологом. Д-р
Кайл написал:
"Никакую теорию нельзя окончательно принимать к вере и жизни, пока она не
испытана и не удостоверена фактами; если из области опыта-фактами из опыта; если
из области истории - фактами из истории. Господь Иисус допускает даже Свое
учение такому испытанию, когда говорит: "Кто хочет творить волю Его, тот узнает
о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю" (Иоан. 7:17).
Написано десятки книг о находках, какими археология подтверждает верность слова
Божия. Здесь указываем только на некоторые из громадного числа открытий, но с
намерениемпоказать, что наиболее точные методы научного исследования
подтверждают истинность Писания.

НОЕВ ПОТОП

Имеется производящее глубокое впечетление доказательство, что внезапный потоп
погубил человеческий род, и что живущие теперь на всей земле люди произошли от
одной спасшейся от потопа семьи.
Антропологи узнают из древней религиозной литературы и от наиболее примитивных
племен, что своеобразные истории о потопе имеются по всей земле. Самое
древнейшее из известных повествований сохранилось в Месопотамии, написано на
глиняных табличках ок. 2000 лет до Р. Х. шумерийцами. Немного позднейший
вавилонский рассказ видимо взят из шумерийского повествования и содержит девять
пунктов удивительного сходства с библейским описанием:
1). боги решили навести потоп;
2).бог Эа предупредил человека и велел ему построить корабль;
3). кроме своей семьи, родственников и ремесленников, человек берет в корабль
животных всех родов;
4). семидневный потоп превратил все человечество в глину;
5). корабль остановился на горе Нисер, вероятно на восток от Ниневии;
6). человек выслал голубя, ласточку и ворона, чтобы узнать, что воды опали;
7). приносит жертву богам;
8). боги обоняют благоухание;
9). бог Элил благословил человека и его жену.
Хотя этот рассказ испорчен грубыми и политеистическими чертами, он отражает
истинное повествование о событии, какое почти определенно сохранилось в роде
предков Авраама. Этот рассказ является лучшим доказательством Ноева потопа, чем
все отложения наносов от наводнения, какие найдены при раскопках Ура и других
городов Месопотамии, потому что отложения по времени не согласуются одно с
другим, и, вероятно, свидетельствуют о местных наводнениях.

ПЕРВАЯ ЗАПИСАННАЯ БИТВА

В 14-ой главе Бытие упомянуты определенные вавилонские цари, которые победили
пять местных правителей в районе Мертвого моря. Об этой главе в 1889 г.
Вельгаузен дерзко утверждал: "Все эти события явные небылицы, которые не
приобретают никакого доверия из факта, что помещены в исчезнувшем мире". Другой
критик, по имени Нольдеке, настаивал, что это описание "решительно
неисторическое".
Вильям Ф. Албрайт, самый выдающийся американский археолог Палестины, о 14-ой
главе книги Бытие так написал: "Одно поколение тому назад большинство ученых
критиков считали эту главу очень поздней вставкой и совершенно неисторической.
Теперь мы не можем принять такого легкого способа уклонения от затруднений,
какие представляет эта глава, так как она упоминает необычайно ранние события,
и
уносит нас прямо в середину Бронзового века (2100-1550 до Р. Х.). Например,
странное слово "ханихаив" (переведено словом "рабы"!), употребленное в 14-ом
стихе, более нигде в Библии не встречается, теперь же оно известно как
египетское слово, употребленное в Заклинательных Текстах конца девятнадцатого
века до Р. Х. для определения специально обученных слуг Палестинских
начальников, и в таком же значении это слово употреблено четыре столетия спустя
на одной из таблиц Таанаха. Некоторые из городов, упомянутых в этой главе,
теперь известны как очень древние".
Свидетельство Албрайта еще более убедительно потому, что сам он не является
сторонником буквальной безошибочности Св. Писания, а потому его нельзя обвинить
в подкрашивании фактов "для поддержания Библии".

ПАТРИАРХИ, УПОМЯНУТЫЕ В КНИГЕ БЫТИЕ

Сэр Леонард Вулли открыл доказательства древней славы Ура Халдейского (Быт.
11:31) и что закон Хаммураби и легальные таблички Нузи доказывают древние до
-
Моисеевы брачные обычаи, полностью соответствующие случаям с Агарью и женами
Иакова и их служанками.
Нельсон Глюк доказал, что Негев ("юг", Быт.
20:1) был заселен от 2100 по 1900 до Р. X., а не столетие раньше или позже;
20,000 табличек, найденных от 1935 г. на месте древнего города Мари в восточной
Сирии, проливают значительный свет на аморреев и другие народы, личные имена,
города и обычаи времен патриархов, упомянутых в книге Бытие. На этом основании
Албрайт охотно говорит относительно Бытие 12 - 50, что "исторический скептицизм
совершенно необоснован" и "наше дело действительной историчности повествования
о
патриархах утверждено".

ИСХОД И ЗАВОЕВАНИЕ ХАНААНА

Многие критики продолжают сомневаться в подлинности некоторых событий из книги
Исход и Иисуса Навина.
Другие отрицают, что Израиль вступил в землю Ханаанскую около 1400 то Р. Х.,
что
устанавливается данными, указанными в 3 Цар. 6:1 и Суд. 11:26. Они настаивают,
что это случилось около 1250 до Р. Х. или позже. Хотя древние храмы и гробницы
в
Египте молчат о самом исходе Израиля, разные надписи, сохранившиеся в Египте,
отображают историю Ханаана.
В 1897 г В. М. Флиндерс Петри нашел в Фивах черную гранитную стелу фараона
Мернепта, относящуюся к 1230 г. до Р. Х., на которой высечены слова:
"Разграблен Ханаан со всякой злобой; Аскалон уведен в плен; захвачен Гезер;
Яноам стал как никогда не существовавший; Израиль опустошен, нет семени его;
Хурру (Сирия) стала вдовою для Египта".
Этот памятник доказывает, что израильтяне жили в районе Галилеи около 1230 до
Р.
Х. В записях фараона Сети 1 упоминается его поход через територию Асира около
1310 до Р. X. Следовательно, если одно колено жило в то время в Палестине, то
все должны были войти в Землю Обетованную немного раньше.
Хотя толкование этих записей не вполне ясное, наиболее поразительными
египетскими записями являются письма из Телль эль Амарна, найденные крестьянкой
в 1887 г. Эти 377 написанных клинописью глиняных табличек принадлежали царской
корреспонденции фараонов Аменхотепа III и IV. Многие из этих писем были получены
от мелких царьков Палестины, просивших помощи для защиты их городов от нашествия
народа Хабиру.
Документы эти относятся к 1380 - 1360 до Р. Х.
Теофиль Д. Миик, знаток Ветхого Завета, уверяет, что клинописный термин "хабиру"
точно соответствует библейскому термину Еврей (ср. Быт. 14:13), и что Амарнские
письма должны относиться к тому же завоеванию Ханаана, какое описано в книгах
Иисуса Навина и Судей" 6). Таким образом имеем доказательство вдобавок к
библейскому, что евреи воевали в Ханаане около 1375 до Р. Х., всего около 25
лет
позже даты, указанной в Библии тля первоначального вторжения Израиля в Палестину
под водительством Иисуса Навина.

СЛАВА ЦАРСТВА СОЛОМОНОВА

Открытия в Палестине развалин, относящихся к времени царствования Соломона
(около 950 до Р. Х.), заставили многих историков поднять свои брови. Была
тенденция уменьшать библейское описание славы его царствования.
Экспедиция в 1952 г. открыла храм в Марибе, столице сабеян в юго-западном углу
Аравийского полуострова, родины царицы Савской. Без сомнения, ее прибытие к
Соломону (3 Цар. 10:1 - 13) было с целью установления торговых отношений.
Ассирийские надписи помогли переводчикам понять названия, упомянутые в 3 книге
Цар. 10:28-29. Теперь нам понятно, что Соломон вел выгодную торговлю с многими
окрестными народами, покупал лошадей в Куве (Киликии), ввозил колесницы из
Египта, и затем продавал это царям хеттейским и арамейским.
Сказано, что Соломон построил укрепленные города с гарнизонами для защиты
страны, из которых специально упомянуты: Гацор, Мегиддо и Газер (3 Цар. 9:15,
19; 10:26). Раскопки на месте этих городов обнаружили устройства городских
ворот, одинакового построения, относящиеся к времени царствования Соломона.
Пространные конюшни на 450 лошадей найдены в Мегиддо, относящиеся к последнему
времени царствования Соломона.
В 1938-40 гг. Нельсон Глюк удалил пески из развалин Ецион-Гавера, и нашел, в
добавок к этому, что это был Соломоновский морской порт на берегу Красного моря
(3 Цар. 9:26); этот город был большим центром обработки металлов. Медную руду,
добытую и грубо выплавленную в шахтах Едома (ср. Втор. 8:9), здесь очищали и
отливали в слитки или окончательные продукты в многих литейных заводах,
построенных во время Соломона. Его купцы продавали медь в Аравии, Африке, и,
возможно, даже, в Индии. Какое доказательство его великой мудрости!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Археология дает еще больше свидетельств в пользу достоверности Писания. В нашей
следующей лекции продолжим хождение путями, на которых эта наука твердо
примыкает к священному Писанию.

САМОПРОВЕРКА 9

"да" или "нет".

1. Археология опровергла многие "верные результаты высшей критики"
2. Что Соломон построил укрепленные города
Гацор, Мегиддо и Газер, теперь частично подтверждено археологией.
3. При изучении разных племен мира антропологам не удалось найти какие-либо
доказательства для подтверждения истории о потопе
4. Вавилонский рассказ о потопе имеет девять пунктов удивительного сходства
с
библейским сказанием о потопе
5. Отложения осадков, созданных наводнениями, найденные при раскопках Ура
и
других городов Месопотамии, являются лучшим доказательством потопа, чем
Вавилонский рассказ
6. Вильям Ф. Албрайт, археолог, полностью соглашается с Велльгаузеновской
критикой Бытие 14-ой главы
7. Свод законов Хаммураби проливает свет на брачные обычаи, записанные в
книге Бытие
8. Невозможно доказать на основании археологии, что нашествие израильтян
на
землю Ханаанскую случилось около 1400 л. до Р. Х.
9. Знаменитые Телль эль Амарнские таблички найдены женщиной в 1887 г.
10. Черная гранитная стела фараона Мернетепа открыта в Фивах в 1897 г. В.
М,
Флиндерсом Петри.

***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 1375
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2007-01-30 и в час 07:19,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Mon, 29 Jan 2007 20:02:16 +0300 (#634041)