Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

новинки киноклуба


DVD

ШКУРА (La pelle) Италия — Франция, 1980, 131 мин. АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Лилиана Кавани

В ролях: Марчелло Мастроянни, Берт Ланкастер, Клаудиа Кардинале, Кен Маршалл, Александра Кинг

историч. остросюжетная драма/сатира/фарс ( 1943 г.)

     В этом фильме Лилиана Кавани возвращается к одной из своих излюбленных тем: война, крах фашистской диктатуры, борьба людей за выживание любой ценой. Картина основана на записках итальянского писателя Курцио Малапарте, который сам принимал участие в событиях 1943 года в Неаполе, осуществляя связь с представителями американских войск. Режиссер представляет  циничный, потерявший всякие нравственные ориентиры мир, увиденный глазами Малапарте, которого играет Марчелло Мастроянни.  Кавани явно бросает вызов общественному мнению, нетрадиционно, неприятно для итальянцев показывая их минувшее. В гораздо большей степени, чем в ленте «Ночной портье», она делает акцент на человеческих пороках, а не на драмах людей, вынужденных ради собственной шкуры, ради куска хлеба или пачки сигарет забывать о достоинстве и добродетелях. В фарсовой манере решен «ритуал поклонения» американских солдат  единственной оставшейся девственнице в Неаполе. Грубая мистерия с муляжом громадного полового члена выдается за народный обычай.   После показа картины на фестивале в Канне  последовал  неизбежный скандал.

 

DVD

ЭЛКЕРЛИК Elkerlyc  1975 г., 94 мин., Нидерланды  АУДИО: РУССКИЙ

режиссер:  Йос Стеллинг

в ролях: Георг Брюенс,  Ян ван дер Стин

 историч. авантюрная драма/притча (средневековье)

      Фильм - притча о средневековом авантюристе, человеке без имени, о его поисках "самого себя", человеке, которому нравится провозглашать себя всего навсего "такой же, как все".   Фильм, выдержанный в тональности средневековой народной пьесы, восходящей к фольклору,  развертывается на красочном средневековом фоне, воссозданном с привлечением разнообразных реалий и традиций национального искусства — от Брейгеля и Босха до Рембрандта и Рубенса.    В нем оживает «карнавальная» стихия, воплощающая гуманистический, жизнеутверждающий дух фламандского национального характера.

 

DVD

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ  Польша, 1974, 178 мин. Ziemia obiecana  АУДИО: РУССКИЙ

реж.  Анджей Вайда

В ролях: Д. Ольбрыхский, В. Пшоняк, А. Северин

историч. драма по роману Владислава Реймонта

 Главные призы на МКФ в Москве и Чикаго, премии Министерства культуры ПНР в 1975 г., номинация на «Оскар»-75

    Экранизация романа Нобелевского лауреата Владислава Реймонта  переносит зрителя в конец XIX века - время "первой стадии капитализма", "индустриализации" в отсталой крестьянской Польше. Тихая захолустная Лодзь конца девятнадцатого века. Кароль Боровецкий (Д.Ольбрыхский) со своими друзьями задумал построить собственную ткацкую фабрику. Честолюбивый Кароль идет к своей цели напролом... Через историю трех друзей, (которые сильно отличаются друг от друга    социально, этически и культурно, но их объединяет желание  созидать)  Вайда показывает историю Польши. Прогресс приносит не только благо - героям  также приходится  идти ради него на жертвы и страдания.

   Фильм относится к лирико-ностальгическому направлению творчества Вайды (наряду с “Барышни из Вилко”, “Свадьба”. “Хроника любовных происшествий” и др.).

 

 

DVD

КРИК КАМНЯ  /SCREAM OF STONE/  Аргентина-Канада-Германия-Франция 1991; 1,45; ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ 

Режиссер: Вернер Херцог

В ролях:  Доналд Сазерлэнд, Матильда Мэй, Витторио Меццоджорно, Брэд Дуриф,  Эл Уэксмэн

приключенческая драма

Премия "Золотые Озеллы" за изобразительное решение на МКФ в Венеции-1991.

      Постоянно находясь в поисках новых приключений, чтобы занять свое воображение, Вернер Херцог на этот раз нашел их среди скалолазов и снял фильм в Южной Америке. В картине есть потрясающие, захватывающие дух пейзажи, которые мало кто может увидеть воочию, и экзотический сюжет.  Нам представляют двух чемпионов: Мартин (Меццоджорно) - молодой и горячий парень, который два года подряд выигрывал телешоу, покоряя искусственный утес, находящийся в помещении, и Рочча (Гловач) (герой типично Херцогский), представитель новой волны альпинистов, мастер мирового класса. В Мартине он видит только "акробата". Рочча принимает вызов Мартина подняться на пик, самый трудный в мире, горную вершину Черро Торре в Аргентине. Это не пик, а настоящая игла в Патагонии, которую Рочча дважды пытался покорить. В сопровождении журналиста (Сазерлэнд), соперники и их коллеги собираются в Аргентине, где им предстоит ждать погодных условий для восхождения…

   Уважение к тяжелой физической работе, к самостоятельному ремесленному труду, к путешествиям пешком, Херцог сохранил на всю жизнь. Его можно назвать человеком, обошедшим весь земной шар (Херцог снимал в Австралии, Перу, Мексике, Африке, Индии, Сибири) – и режиссером, снявшим на пленку самых необычных людей, этот шар населяющих. Режиссерская уникальность Херцога прямо связана с его человеческой уникальностью (которую многие считают экстравагантностью), с его нежеланием мириться с отчужденностью окружающего мира. Понятие «подлинности» – и фильма, и любого жизненного поступка – является ключевым для этого режиссера-неоромантика, самого яркого представителя «южного», мюнхенского крыла Нового немецкого кино.  Херцога можно назвать одним из самых  культурологических режиссеров на планете. Он не только активно и плодотворно опирается на кинематографические традиции (то переосмысливая бытовавший в Германии в 1930-е гг. жанр «горного фильма»  - Крик камня, то снимая римейк шедевра Мурнау о вампире Носферату). Херцог регулярно делает предметом своего внимания столкновение мира романтизма и мира буржуазной рациональности – не в пользу последнего. Но если «идейные конструкции» немецкого режиссера повторяются от фильма к фильму, то «визуальный опыт» каждого из фильмов Херцога неповторим и фантастически богат. Фильмы Херцога словно сняты человеком, прозревшим после тотальной слепоты, испытавшим визуальный шок от зрелища мира. Отчасти причина этого – в отношении Херцога к дикой природе как к величественной загадке; отчасти – в той же идее о необходимости расширять границы представления о человеческом. По мысли режиссера, кинематограф (именно такой, «подлинный», зрелищный и бескомпромиссный) может стать для современного зрителя  необходимым опытом Другого. Кино в нерасчленимости его образов, в полноценности передачи ощущения от богатства мира становится для Херцога альтернативой ограниченной жесткости других познавательных средств.

 

DVD

 БУРЯ   Великобритания, 1979 г., 93 мин. The Tempest  ОЦИФРОВКА  АУДИО: РУССКИЙ

 режиссер: Дерек Джармен

 в ролях: : Хиткот Уильямсон, Карл Джонсон, Тоя Уилкокс

аванг. гротескная экранизация  пьесы Шекспира “Буря”

      Классик британского авангардного кино. Д.Джармен превратил последнюю и наиболее загадочную из пьес Шекспира в абсурдистскую комедию, сделав Просперо владельцем некоего мрачного викторианского особняка осо свечами, Калибана - его ленивым дворецким, и естественно, не удержался от того, чтобы не превратить Ариэля в отраду для глаз гомосексуала. Авангардный по стилю монтаж экзотических и эротических эпизодов с пением и танцами, таинственный полумрак, в котором проходит всё действие, нарочитое смешение эпох, оригинальность прочтения характеров - вот лишь некоторые отличительные черты этой картины, оказавшей большое воздействие на английское кино последующих десятилетий.  Эта камерная экранизация сделана в таком же трансвестистском духе, как и фильм "Юбилей", хотя и более сдержанно, где в финале, напоминающем костюмированную вечеринку (включает матросский танец), черная певица Элизабет Велч исполняет знаменитую джазовую мелодию "Штормовая погода". ("Stormy Weather").

 

DVD

НАС УНЕСЕТ ВЕТЕР   Иран-Франция 1999  1:47        ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ                                                                                                                                                                                             

Режиссер : Аббас киаростами   

В ролях:  Бегзар Дурани, Фарзат Сахраби, Масуд Сансури

поэтическая драма”   

      Неназванный инженер и его коллеги из Тегерана прибывают в маленькую деревню Сиах Дарех в горах Иранского Курдистана. Автомобиль - редкий вид в этой деревне, которая кажется исключенной из современной цивилизации. Миссия инженера неясна. Он, кажется, находится там, чтобы делать запись древней церемонии траура, но лжет относительно своих целей местным жителям. Старая женщина, которую он ищет, при смерти, однако, то, что он наблюдает, совсем не то, что он хотел бы. Фильм - красивое размышление о движении человека против традиции, и о борьбе технологии против характера. Фильм - один из самих серьезных, но также один из самых остроумных (например, дежурная шутка, когда инженер должен заставлять холм отвечать на звонок его портативного телефона). Фильм полон незабываемых изображений. Если инженер представляет прогресс, то сельские жители представляют древнюю культуру, традиции, ритуалы и веру Ирана, которые отказываются изменяться и умирать. Фильм - социальный комментарий относительно сельской жизни и исследует дилемму интеллектуалов в современном Иране, но это в конечном счете размышления об универсальных истинах относительно жизни и цивилизации.

    Жизнь деревни наблюдается точно. Это типично для современного иранского кино. Реальные люди сняты в реальных ситуациях, и ребенок в этих фильмах играет ключевую роль. Инженер оказывает дружескую поддержку мальчику  Фарзаду, которому он помогает в учебе. В свою очередь, мальчик становится его гидом и информатором. На холме чернорабочий непрерывно роет канаву "телесвязи" с кладбищем (его собственная могилу?). Инженер рассказывает поэму Форуга Фаррохзаде «Ветер будет нести нас» подруге чернорабочего, когда она кормит корову в затемненном подвале (корова, символизирует ценности любви и красоты). Поэма повторяет философию Хайяма и обращается к его стилистике. Неясно, понимает ли инженер действительно её значение. «Ветер будет нести нас» - одна из лучших поэм Ирана двадцатого столетия, но ее интеллектуальное и светское видение Ирана встретилось с официальным неодобрением. Исламские революционеры осудили Хайямский Рубаият как работу еретика.    В конце фильма инженер оставляет деревню, и смывает её пыль со своего автомобиля. Неторопливый темп фильма оставляет множество «комнат» для философских исследований.

    Аббас Киаростами. Его тонкое кино строится на идеально выстроенной мизансцене и медленно показывает ситуацию, давая зрителям время, чтобы подумать. Это - кино, которое скорее резонирует, чем диктует, оно воздействует сильнее, чем непосредственная власть. Киаростами имеет тенденцию стирать различия между игровым и документальным фильмом. Фильмы Киаростами славятся своей поэзией и живописными изображениями. Длинный путь до современного иранского кино от древних устных Персидских рассказчиков и поэтов, от «Робаи» Омара Хайяма чувствуется в его творчестве. Трудно осознаваемое соседство современного Исламского фундаментализма с берегом культуры, наполненной такой поэзией и эхом Zoroastrianism (религии, когда-то доминировавшей в Персии), заметно в присутствии башен и могильных холмов в бесплодных и красивых пейзажах. Мистика, которая просачивается из этих древних источников, проникает во многие фильмы Киаростами.

 

DVD  и  CD -  2 фильма:

 1. Cremaster 1 1995 США  40 мин. БЕЗ СЛОВ  

реж. Мэттью Барни

в ролях: Тина Оверсет,  Кэндис Пакард,  Кэтрин Мулчахи, Хизер Мосса, Эмили Паттерсон

 экспериментальный сюрреалистический видеоарт

Тона: интуитивные, лирические, сновидческие, галлюцинаторные, загадочные.

 Фильм снят в  родном городе  автора  Boise, на футбольном поле Bronco Stadium. Здесь сходятся стаи стюардесс и шоу-гелз, образуя  замысловатые модели танцев и движения  на поле и в небе, их действия  диктует Goodyear - висящая в воздухе, богиня, занимая одновременно два дирижабля..

+

2. Cremaster 2 1999  США  79 мин.  БЕЗ СЛОВ  реж. Мэттью Барни

в ролях: Норманн Мейлер, Мэттью Барни, Анонимус, Лорен Пайн, Скот Эвалт

экспериментальный сюрреалистический видеоарт

Ключ. слово: после жизни. Тона: загадочные. галлюцинаторные, сновидческие, лирические, интуитивные.

   Известный  художник-экспериментатор М.Барни режиссирует на цифровом видео эту лирическую, вызывающую работу об Америке, мифологии и смерти. Веря,  что у его  бабушки была любовная история с Гарри Гудини (Н.Мейлер),    известный убийца Гэри Гилмор (М.Барни) блуждает по  зоне “после жизни” - изображенной здесь как   золотой ячеистый лабиринт, заполненный ковбоями и родео  - в надежде найти мага. В процессе этого блуждания  Барни создает  свое  повествование из элементов из символов американского Запада.    

   Бойфренд певицы Бьорк Мэтью Барни пришел в искусство из профессионального спорта. Видеоартом занимается с начала 90-х. Его первые видео, в которых он, например, по-паучьи карабкался по стенам и потолку, отчасти продолжали традицию "жестоких" телесных перформансов 70-х годов. В 1994 году Барни начинает цикл "Cremaster". Видео вытесняется фильмами, все более полнометражными и высокобюджетными, а экстремальность и аскетизм сменяются отъявленным эстетством. Парчовые знамена с масонской символикой и хрустальные ножные протезы для искалеченной Золушки. Монументальная барная стойка, изваянная из замороженного вазелина. Ford Mustang из воска, словно застигнутые на промежуточной фазе какой-то жуткой мутации, во время которой автомобили превращаются в ячейки чудовищных сот. Дюжина изящнейших туфелек из белого омерзительно-нежного силикона. Около каждой инсталляции – табличка "Руками не трогать". Но удержаться невозможно, и, прикоснувшись к склизкой поверхности, ты получаешь вожделенную долю тактильного шока. А рядом, на шикарных сверхплоских мониторах – фильмы цикла "Cremaster", в которых фигурируют все эти предметы. Фильмы Барни – не видеоарт, который можно поглядеть пять минут и бежать к следующему экрану. Эти изматывающе-красивые, медленные и бессловесные картины надо смотреть с начала до конца. Только тогда ты сможешь уловить, что связывает Гарри Гудини и казненного в 70-е годы в Айдахо убийцу Гари Гилмора, постичь, почему его казнь превращается в родео на соляной арене и почему в шевелюре хард-рокового певца запутались пчелы, и догадаться, кто такая Бэби Фэй ла Фо – затянутый в невероятный корсет пожилой травести с бульдогом на поводке. Ты уследишь тайную связь между нью-йоркским небоскребом "Крайслер" и машинами одноименной марки, гангстерами в шляпах и демонами на хрустальных каблуках. И узнаешь, что общего у отбивающего чечетку рыжего сатира в костюме викторианского денди, гонщиков "Формулы-1" и трех фей-андрогинов с мускулатурой культуристов. Барни не отказывает себе ни в одном из своих желаний и капризов. Он стаскивает в свое кино все, что еще так или иначе может стимулировать воображение и порождать фантазмы. Масоны, мормоны, кельты. Хард-рок и декаданс, американские ледники и будапештские замки. Патриарх американской литературы Норман Мейлер и звезда первого "Джеймса Бонда" Урсула Андрес. Карлики, великаны и манекенщица с ампутированными ногами. Когда самые продвинутые из кинорежиссеров изобретают Догму или, как Питер Гринуэй, с которым Барни сравнивают, грозятся завязать с кинематографом ради новых интерактивных и мультимедийных форм, Барни начинает показывать свои фильмы не в музеях, а в настоящих кинотеатрах. Состоящий из пяти фильмов цикл "Cremaster" и есть опыт создания совершенно искусственного, эзотерического и не нуждающегося в адептах кинокульта для одного человека – самого Барни, являющегося сценаристом, режиссером, главной звездой и единственным настоящим фэном собственных фильмов. Диалогов и вообще человеческой речи в фильмах нет. Эти фильмы сложно описать в двух словах. В них практически нет действия или сюжета, скорее, есть последовательность ситуаций, сцен. Всё снято в шикарном декадентском стиле, много пышных костюмов, гипертрофированных лиц и тел. Похоже на фантастический театр или визуальную оперу.  Можно отметить несколько характерных для эстетики Мэтью Барни момента. Во-первых, это ошибка, сбой, неудача.  Фильмы выглядят на редкость величественно и монументально, часто производят героически-напыщенное впечатление, большинство кадров устроено строго симметрично, что делает их похожими на фасады домов или на клумбы цветов. Кстати, архитектура (и вообще архитектоничность) играет в этих фильмах крайне важную роль. И вот в этом, казалось бы, замершем в своём величии мире непрерывно происходят сбои, имеющие самые фатальные последствия. Дляы Барни очень важен и мотив постепенного, но неостановимого продвижения вперёд, восхождения, преодоления абсурдного и, по всей видимости, бесконечного препятствия. Эта дурная бесконечность воскрешает в памяти некоторые рассказы Кафки. Параллельно идёт несколько действий, то есть несколько ритуалов, которые между собой каким-то не очень очевидным образом синхронизированы. Гипнотическое воздействие эти фильмы не производят, скорее – устрашающее. Весь пятичастный цикл является своего рода холмом – подъёмом и нисхождением. В виду имеется что-то вроде характерного для эпох романтизма мотива героического взлёта и последующей гибели героя. Если верить сценарию, то лейтмотив взлёта и падения представлен в виде сокращения и расслабления мышцы-кремастера, которая и дала название всему циклу. Кремастер – это мышца, которая сокращает мошонку мужчины. Но нельзя думать, что грандиозный сериал имеет, таким образом, фрейдистски-сексуальное истолкование, скорее, Мэтью Барни создал не лишённую маньеризма и параноидности интерпретацию мифа о сотворении мира. В развитии зародыша есть момент, когда пол  ещё не определён. Пол (то есть характер половых органов, их геометрия) зависит от цепи случайностей. Эту цепь можно рассматривать как катастрофу, которая накладывает клеймо на всю последующую жизнь. Вот эту цепь случайностей якобы и иллюстрирует цикл Cremaster - если верить оперному либретто. Верить можно, поскольку схематичные изображения яичников и семенников время от времени в том или ином виде всплывают в каждом фильме. Второй важный момент – это ритуальность происходящего. Каждый фильм, каждый его эпизод – это какой-то ритуал, псевдосакральное действие.

 

 

CD

CREMASTER 3:  THE ORDER / FROM MATTHEW BARNEY’S CREMASTER  США     2003    2:17    

 режиссер Мэттью Барни

  в ролях: Мэттью Марни, Эйми Маллинс, Ричард Серра, Agnostic Front, Murphy’s Law

аванг. видеоарт: хореографически-музыкальные композиции

   Кремастер 3: THE ORDER - из серии знаменитых вызывающих видеоартовых фильмов М.Барни -  “хаотическая” постановка в интерьерах Нью-Йоркского музея Гуггенхейм.  Персонаж самого  Барни в стилизованном красном кильте, именуемый “Учеником”, проходит («карабкается») через разные уровни музея,  отвлекаясь по    пути на  кордебалет скудно одетых танцовщиц, женщину-гепарда и  состязание  между панк-бандами Agnostic Front и Murphy’s Law. Необычный визуальный эксперимент, THE ORDER представляет этот эксцентричный, очаровательный съемочный материал с пяти различных перспектив. Диск снабжен интерактивным меню:  во время просмотра зритель может сам выбирать, как и когда ему перемещаться вместе с героем с одного уровня на другой, таким образом просмотр-путешествие может стать  для него  творчеством.   Особо - о женщине-гепарде: это известная  модель и спортсменка Эйми Маллинс, у которой  ампутированы обе ноги чуть ниже колен. Она  стала подлинной изюминкой проекта: дизайнеры придумали для нее особые наряды и образы, которые можно сотворить  только из безногой женщины: она ходит в белой тунике до колен (с полуобнаженной задней частью тела) на прекрасных стеклянных ногах-протезах (та же идея, что посетила Гая Меддина в “самой печальной музыке..”  - там стеклянные ноги у И.Росселини!), в зверином образе и топлесс - на тонких  конечностях гепарда..  это  -  красиво. Браво  модели за смелость принять эту роль.

    The middle installment of artist Matthew Barney’s controversial CREMASTER film series, CREMASTER 3 concludes with a chaotic set piece set in New York’s Guggenheim museum. This excerpt, titled THE ORDER for this special video release, sees Barney portraying a character known as The Apprentice, who must traverse the museum’s ramped levels, tangling with a kick line of scantily clad dancing girls, a cheetah woman (double amputee model/athlete Aimee Mullins), and a war between punk bands Agnostic Front and Murphy’s Law. A one-of-a-kind visual experience, THE ORDER presents this bizarre, fascinating footage from five different perspectives. “There are plenty of us that just aren’t going to get Matthew Barney’s video art. Ever.”

 

 

DVD  и  CD: 2 ФИЛЬМА:

1. Cremaster 4  1994 Франция-Англия-США  42 мин. БЕЗ СЛОВ

реж. Мэттью Барни 

в ролях: Мэттью Барни, Дэйв Молине, Грэхем Молени, Стив Синнотт, Карт Синнотт, Криста Бауч, Колетт Гимон экспериментальный сюрреалистический видеоарт

Тона: интуитивные, лирические, сновидческие, галлюцинаторные, загадочные.

   Сатир, окруженный  так же странно выглядящими помощниками,  так интенсивно  танцует чечетку, что проделывает дыру в дамбе и падает в море..   Кремастер 4  характеризует своеобразная  мужественность в сопровождении мифической, юмористической и порой грубой образности.  Образы тестикулы проходят через фильм: недвусмысленно (вырастая из жакета спортсмена)  или  неявно (форма  причала). И последний образ разъясняет это окончательно в остроумной и лаконичной форме. В этой части “Кремастера” есть некий скитальческий шарм; это спортивное кино, что проявляется в  автомобильных гонках на протяжении фильма (рев моторов - единственное “музыкальное” сопровождение этой серии) и в эпической борьбе героя  Барни как Loughton Candidate.

+

 2. Cremaster 5 США 1997  54 мин. БЕЗ СЛОВ

реж. Мэттью Барни 

в ролях: Урсула Андресс, Мэттью Барни, Доанн Ра, Сьюзан Ра, Эчи Чианг, Мей-Чиао Чю, Мишель Ингкавет, Йоко Куроива экспериментальный сюрреалистический видеоарт

    Мэттью Барни (род. 1967) был назван New York Times Magazine “самым значительным Американским художником своего поколения”. «Кремастер 5» воссоздает эпоху Тюдоров и  содержит главным образом трагическую оперу, поставленную в Будапеште,  со сложными символами, включающими будущее Гудини. Королева поет в окружении пажей..

      Бойфренд певицы Бьорк Мэтью Барни пришел в искусство из профессионального спорта. Видеоартом занимается с начала 90-х. Его первые видео, в которых он, например, по-паучьи карабкался по стенам и потолку, отчасти продолжали традицию “жестоких” телесных перформансов 70-х годов. В 1994 году Барни начинает цикл “Cremaster”. Видео вытесняется фильмами, все более полнометражными и высокобюджетными, а экстремальность и аскетизм сменяются отъявленным эстетством. Парчовые знамена с масонской символикой и хрустальные ножные протезы для искалеченной Золушки. Монументальная барная стойка, изваянная из замороженного вазелина. Ford Mustang из воска, словно застигнутые на промежуточной фазе какой-то жуткой мутации, во время которой автомобили превращаются в ячейки чудовищных сот. Дюжина изящнейших туфелек из белого омерзительно-нежного силикона. Около каждой инсталляции – табличка “Руками не трогать”. Но удержаться невозможно, и, прикоснувшись к склизкой поверхности, ты получаешь вожделенную долю тактильного шока. А рядом, на шикарных сверхплоских мониторах – фильмы цикла “Cremaster”, в которых фигурируют все эти предметы. Фильмы Барни – не видеоарт, который можно поглядеть пять минут и бежать к следующему экрану. Эти изматывающе-красивые, медленные и бессловесные картины надо смотреть с начала до конца. Только тогда ты сможешь уловить, что связывает Гарри Гудини и казненного в 70-е годы в Айдахо убийцу Гари Гилмора, постичь, почему его казнь превращается в родео на соляной арене и почему в шевелюре хард-рокового певца запутались пчелы, и догадаться, кто такая Бэби Фэй ла Фо – затянутый в невероятный корсет пожилой травести с бульдогом на поводке. Ты уследишь тайную связь между нью-йоркским небоскребом “Крайслер” и машинами одноименной марки, гангстерами в шляпах и демонами на хрустальных каблуках. И узнаешь, что общего у отбивающего чечетку рыжего сатира в костюме викторианского денди, гонщиков “Формулы-1” и трех фей-андрогинов с мускулатурой культуристов. Барни не отказывает себе ни в одном из своих желаний и капризов. Он стаскивает в свое кино все, что еще так или иначе может стимулировать воображение и порождать фантазмы. Масоны, мормоны, кельты. Хард-рок и декаданс, американские ледники и будапештские замки. Патриарх американской литературы Норман Мейлер и звезда первого “Джеймса Бонда” Урсула Андрес. Карлики, великаны и манекенщица с ампутированными ногами. Когда самые продвинутые из кинорежиссеров изобретают Догму или, как Питер Гринуэй, с которым Барни сравнивают, грозятся завязать с кинематографом ради новых интерактивных и мультимедийных форм, Барни начинает показывать свои фильмы не в музеях, а в настоящих кинотеатрах. Состоящий из пяти фильмов цикл “Cremaster” и есть опыт создания совершенно искусственного, эзотерического и не нуждающегося в адептах кинокульта для одного человека – самого Барни, являющегося сценаристом, режиссером, главной звездой и единственным настоящим фэном собственных фильмов. Диалогов и вообще человеческой речи в фильмах нет. Эти фильмы сложно описать в двух словах. В них практически нет действия или сюжета, скорее, есть последовательность ситуаций, сцен. Всё снято в шикарном декадентском стиле, много пышных костюмов, гипертрофированных лиц и тел. Похоже на фантастический театр или визуальную оперу.  Можно отметить несколько характерных для эстетики Мэтью Барни момента. Во-первых, это ошибка, сбой, неудача.  Фильмы выглядят на редкость величественно и монументально, часто производят героически-напыщенное впечатление, большинство кадров устроено строго симметрично, что делает их похожими на фасады домов или на клумбы цветов. Кстати, архитектура (и вообще архитектоничность) играет в этих фильмах крайне важную роль. И вот в этом, казалось бы, замершем в своём величии мире непрерывно происходят сбои, имеющие самые фатальные последствия. Дляы Барни очень важен и мотив постепенного, но неостановимого продвижения вперёд, восхождения, преодоления абсурдного и, по всей видимости, бесконечного препятствия. Эта дурная бесконечность воскрешает в памяти некоторые рассказы Кафки. Параллельно идёт несколько действий, то есть несколько ритуалов, которые между собой каким-то не очень очевидным образом синхронизированы. Гипнотическое воздействие эти фильмы не производят, скорее – устрашающее. Весь пятичастный цикл является своего рода холмом – подъёмом и нисхождением. В виду имеется что-то вроде характерного для эпох романтизма мотива героического взлёта и последующей гибели героя. Если верить сценарию, то лейтмотив взлёта и падения представлен в виде сокращения и расслабления мышцы-кремастера, которая и дала название всему циклу. Кремастер – это мышца, которая сокращает мошонку мужчины. Но нельзя думать, что грандиозный сериал имеет, таким образом, фрейдистски-сексуальное истолкование, скорее, Мэтью Барни создал не лишённую маньеризма и параноидности интерпретацию мифа о сотворении мира. В развитии зародыша есть момент, когда пол  ещё не определён. Пол (то есть характер половых органов, их геометрия) зависит от цепи случайностей. Эту цепь можно рассматривать как катастрофу, которая накладывает клеймо на всю последующую жизнь. Вот эту цепь случайностей якобы и иллюстрирует цикл Cremaster - если верить оперному либретто. Верить можно, поскольку схематичные изображения яичников и семенников время от времени в том или ином виде всплывают в каждом фильме. Второй важный момент – это ритуальность происходящего. Каждый фильм, каждый его эпизод – это какой-то ритуал, псевдосакральное действие.

 

   

DVD

УТЕШЕНИЕ ЧУЖАКОВ Италия — США, 1990, 105 мин.  The Comfort of the Strangers  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Пол Шредер  сценарий: Гарольд Пинтер

В ролях: Кристофер Уокен, Хелен Мирен, Наташа Ричардсон, Руперт Эверетт

психологический эротический триллер по роману Яан Макэвана

    Ключ. слова: межкультурные отношения, декаданс, убийство,  соблазнение, расследование, одержимость,  сексуальность, незнакомец, отпуск,  супруги, культурные столкновения. Темы: опасные друзья,  кошмарные каникулы,  рушащиеся браки.  Тона: атмосферные, суровые, холодные, неторопливые, зловещие,  недосказанные, элегантные,  жуткие. Настроения: увлекающие.

    Этот триллер, собравший замечательный актерский ансамбль,  затрагивает  проблему дьявольского начала в людях. Мэри (Н.Ричардсон) и Колин (Р.Эверетт) приехали в Венецию, чтобы разобраться в их  беспокойных отношениях.  Вскоре они встречают Роберта (К.Уокен), загадочного владельца живописного бара.  Он развлекает их вином  и красочными историями о своем детстве, проведенным с брутальным, доминирующим отцом. Позже, пьяная и потерянная в   подобном миражу городе, пара вновь встречает Роберта, который принимает их на своей роскошной вилле. Они также встречают его жену, Каролин (Х.Миррен),  которая страдает от боли в спине и очевидной эмоциональной нестабильности.  Очарованная  обаятельной старшей парой,  но встревоженная их дисфункциями,  Колин и Мэри  обнаруживают себя медленно вовлекаемыми в сексуальные и эмоциональные игры, кульминацией которых становится  неожиданное насилие..

    Подобно многим фильмам П.Шредера,   «Утешение чужаков»  - печальное исследование потери невинности и сексуальной агрессии.  С иноземной  красотой Венеции  в стиле Старого Света, обеспечивающей и  красивый фон, и  порочный эмоциональный контекст, фильм медленно сходит с традиционного  пути    на опасный.  Изощренный извращенец   в исполнении К.Уокена,   превосходно  передавая  типичный для сценариста фильма Гарольда  Пинтера  эллиптический, многословный диалог, излучает зловещий шарм, не скатываясь  при этом к трюкам злодея.  Хелен Миррен тем временем играет загадочную жену  со смесью мазохистской пассивности и болезненной сексуальной привлекательности; и из них двоих ее персонаж - более тревожащий.  Сдержанный и вуайеристский, режиссер удовлетворен наблюдением   издалека  за  тем, как персонажи разыгрывают их жуткую   маленькую драму.  

 

DVD

 ТЕНИ И ТУМАН  /SHADOWS AND FOG/ США   1992; 1,26;   ч/б АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ

Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Вуди Аллен, Джон Кьюсак, Миа Фэрроу, Джоди Фостер,  Мадонна, Джон Малкович, Доналд Плезенс, Кэти Бэйтс,  Лили Томлин, Филип Боско, Роберт Джой, Фред Гуинн, Джули Кэвнер, Кеннет Марс, Кэйт Неллигэн

арт-триллер/комедия ошибок

   Ключ. слова: месть, клоун, труп, проституция, карнавал, полиция, доктор/медсестра, убийство, расследование, ошибочная идентификация,  ярость,  преследование, фальшивое обвинение. Темы: ошибки правосудия, цирки и карнавалы, серийные убийцы.

   Этот фильм -  смесь влияний:  от немецкого немого киноэкспрессионизма  и  кошмарных миров Кафки   до современных  мифов Вендерса.  В.Аллен играет заурядного клерка Клейнмана, которого будят среди ночи дружинники и  просят  помочь поймать серийного убийцу.   Клейнман неохотно соглашается, но, когда он попадает на улицу, дружинники исчезают,  и Клейнман  ищет их,  блуждая по темным аллеям.  Тем временем в городе выступает цирк. Когда глотательница шпаг Ирма (М.Фэрроу) ловит своего  мужа, жуткого клоуна (Д.Малкович), за флиртом   с воздушной  гимнасткой (Мадонна), она, вспылив,   уезжает в город, где встречает Клейнмана.  Эта встреча   влечет множество сюжетных линий: Ирма заводит дружбу с трио проституток (Джоди Фостер, Лили Томлин и Кэти Бэйтс) в местном публичном доме, и принимает 700 долларов от студента (Джон Кьюсак), который хочет секса с ней, затем встречает своего мужа и находит бездомного ребенка..    Созданный с помощью ансамбля звезд  и  позаимствованных элементов - таких разных, как  фильмы о монстрах студии Юниверсал и  фильмы Феллини,   этот фильм - один из самых  красивых   и смелых   фильмов Аллена, хотя он и перегружен разговорами В.Аллена с М.Фэрроу.


В избранное