Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

новинки киноклуба


DVD

ИГРА  УМА

MIND GAME

Япония, производство студии STUDIO 4C, 2004 г., 103 мин.

Аудио: ЯПОНСКИЙ/РУССКИЙ СИНХРОННЫЙ ПЕРЕВОД; Субтитры: РУССКИЕ/АНГЛИЙСКИЕ

режиссер Масааки Юаса

автор оригинала Робин Ниси

аниме/приключения-романтика-комедия-сюрреализм

Сенсация киносезона, лауреат различных наград и фестивальных премий, в том числе - Mainichi Film Concours-2005, Tokyo, Japan : “Ofuji Noburo Award” - Масааки Юаса.

Многим ли из смертных даётся возможность заново переписать неудачную страницу жизни? Многим ли предоставляется шанс вернуться в прошлое и поступить иначе в ситуациях, за которые потом мучительно стыдно? Молодому сочинителю манги Ниси такая возможность предоставлена была. Когда в семейный ресторанчик его возлюбленной Мион вошла парочка безбашенных якудза потребовать старые долги, в очень тарантиновской сцене парень погибает жалкой унизительной смертью, оборвавшей его короткое бесславное существование неудачника и пустозвона. Но вознёсшейся на небеса душе Ниси удалось убедить Господа позволить ему заново пережить свои последние минуты. Вернувшись назад новым человеком и поклявшись в корне изменить былую жизнь, Ниси отбил подружку у бандитов, и вместе с ней и её сестрой они отправились в полное неожиданностей сюрреалистическое путешествие навстречу большим испытаниям...

Вот уж что никогда не перестаёт удивлять, так продукция студии Studio 4C, флагмана экспериментального аниме, где великий выдумщик Моримото Кодзи собрал команду талантливых молодых аниматоров. Практически каждое их произведение поражает своей необычайностью и оригинальностью. Работы этой студии язык не поворачивается назвать однообразными, практически каждая из них выполнена в своем неповторимом стиле, начиная от сцен, присущих кисти импрессионистов, и заканчивая картинами в лучших традициях абстракционизма. Естественно, что подобная многогранность не могла не породить как поклонников, так и критиков работ от Studio 4C. Картина “Игра Ума” режиссёра Масааки Юасы (одного из сценаристов знаменитого “Кошачьего Супа”) также явилась новаторским произведением, и ей было уготовано разделить такую же участь.

Если театр начинается с вешалки, то любое аниме начинается с графики. Что же мы имеем в данном конкретном случае? Масааки Юасы экранизировал мангу Робина Ниси, превратив и без того сумасбродную историю во взрывоопасную смесь “ручной” и трехмерной анимации, максимально приблизившись к видеоарту. Здесь нет, по большому счету, абстракционизма, хотя черты персонажей также не являются фиксированными. Под этим подразумевается то, что их образ способен меняться в некоторых пределах, причём пределах довольно широких. И всё потому, что в сцены, нарисованные в стиле нью-арт или сити-арт, который присущ скорее художникам, работающим на поприще граффити, врезаны кадры, где герои уже не нарисованы, а играются живыми людьми. Конечно, это не игровое кино, и не то, что можно наблюдать в картине “Кто Подставил Кролика Роджера”, а скорее коллаж из фотографий, но смотрится весьма оригинально. Критики этого произведения бранят его за изобразительный стиль, который грубо можно назвать дворовым, но предпочтительнее другая формулировка, а именно - стиль улиц. Еще из оригинальных находок этого аниме - очень порадовало то, как авторы попытались изобразить Бога. Вот как, по-вашему, должно выглядеть высшее существо? Трудно ответить, не правда ли? Честно говоря, то, что мы наблюдаем на фресках, а точнее перелицованного Юпитера, меня не очень устраивает, и опять же, возможно, аниматоры в этом плане попали в самую десятку, придав Всевышнему тысячи разных образов, меняющихся с калейдоскопической скоростью. Так же оригинально изображена энергия эмоций в некоторых сценах, например, стремление выбраться из беды, бешеный неудержимый порыв, всепобеждающая сила упорства. Рассказывать, как это выглядит  не стоит - в любом случае, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Что касается смыслового наполнения картины, то посыл этого произведения и его идея весьма просты и конечном итоге, весь заложенный смысловой потенциал сводится к нескольким фразам, которые уже давно перешли в разряд афоризмов, а именно: “Как захочешь, будет всё”, “Без труда не вытащишь рыбку из пруда”, “Мы сами строители своей судьбы”. Да, именно так, все, казалось бы, аляповато связанные ситуации, странные происшествия и даже какой-то пародийный перепев истории с кашалотом из сказки “Пиноккио” неизменно приводят нас к мысли об этих незыблимых истинах. При всем этом, авторы ничуть не перетянули со временем, фильм уверенно держит ритм, потому что даже если определённый момент и не заполнен каким-то конкретным “осязаемым” смыслом, то его наполняют чувства и то, что уже выходит за грань простого восприятия, которое может все подвести под единые рамки. Конечно, в фильме также прослеживается романтическая линия, сопровождаемая немалой долей эротизма, как и линия философская, приводящая нас к тоже весьма известной фразе - “Начать бы все сначала”. Здесь герою это удалось, но не все среди нас такие счастливчики. Ещё великолепно показано то, что истинно человеку не столько лет, на сколько он выглядит, а столько, на сколько он себя ощущает. Однако, все эти линии являются второстепенными и поддерживающими основную, добавляя в её поток свежее дыхание задора и силы.

Вот такое произведение явилось миру, которое можно с одинаковой силой как любить, так и отвергать, и в обоих взглядах нет ничего предосудительного, решать вам и никому другому.


В избранное