Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

новинки киноклуба


НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 29 МАЯ 2006:

DVD

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ МОЛЧАЛ Россия  2005  85 мин.

Режиссер: Павел Руминов

В ролях: Михаил Ефимов, Михаил Дементьев, Ольга Бондарева, Иван Волков, Дмитрий Швадченко, Никита Тарасов, Регина Мянник, Наталья Гудкова

 арт-триллер

   Веб-дизайнер получает по email анонимное письмо, в котором сообщается: «…в ближайшую субботу вы должны замолчать и больше не должны произносить ни слова». Наступает суббота, и веб-дизайнер забывает о таинственном предостережении… Финальная сцена этого «фильма ужасов» в дальневосточном духе - одна из самых неожиданных и парадоксальных развязок.

   Второй фильм провокационного режиссера Павла Руминова  - вновь наш вариант плодотворной темы “яппи в опасности” -  начинается как серия забавных сценок из жизни веб-дизайнеров: два парня  достигли виртуозного умения “убивать” рабочее время и имитировать занятость - они привычно общаются на самые разные темы,  сидя друг другу спинами и никогда не  оборачиваясь; разговоры их занятны и  сами по себе. Но, после получения зловещего письма одним из них, фильм  постепенно скатывается в психоделический морок, изощренно снятый в суровых красках -   подобно стилю дебютного  фильма Руминова Leadline.

   Павел Руминов о фильме: "Это небольшой фильм. Безделица. Скажем, пуговица. Но только пуговица из неизвестного сплава от рубашки, которая никогда не была сшита.  ...

   Человек, который молчал" - это фильм намного более неоднозначный и более сложный, чем Deadline, более личный, мне он нравится больше, хотя, наверное, поклонников у него будет меньше».

 

DVD

Петр Мамонов. Мыши, мальчик Кай и снежная королева (балет).  Звуки МУ Россия  выпуск 2006 (запись 2004).   106 мин.  +   интервью с П.Мамоновым

 музыкально-хореографический  аванг. спектакль-перформанс

 режиссер: Сергей Лобан, сценаристка Марина Потапова (Творческое объединение СВОИ)

  Песни: Петр Мамонов.  

 в ролях:  Петр Мамонов, Алексей Подольский,   артгруппа «Слепые».

01. Вайоминг   02. Спишь, не спишь...   03. На второй берёзе   04. Метёт   05. Шейк   06. Про снег   07. Моя любовь   08. Тает снег   09. Зелёненький   10. Кораблик   11. Всё нежное существо моё   12. Где мои слова?   13. Африка   14. Дядечка   15. Влюблённый заяц  16. Счастливый денёк

    «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева. (Балет)» -  спектакль Петра Мамонова, Творческого объединения СВОИ и артгруппы «Слепые» в Театре им. Станиславского - плод дальнейшего сотрудничества Мамонова с  создателями фильма “Пыль”: режиссером Сергеем Лобаном, сценаристкой Мариной Потаповой  и выдающимся “лузером” - главным героем  фильма  Алексеем Подольским, который в этом спектакле играет Кая.  Спектакль основан на композициях из альбомов Мамонова «Мыши» и «Зелененький». Петр Николаевич сам их вдохновенно исполняет,  как обычно, подергиваясь и пританцовывая. Также по сцене передвигается женщина, затянутая в латекс металлического цвета, в очках для подводного плавания. Это Снежная Королева. Переминается с ноги на ногу пухлый очкарик (А.Подольский) ; только по огромному обломку зеркала, торчащего из его пиджака сзади и спереди, определяешь, что это Мальчик Кай. Есть в спектакле и еще один загадочный персонаж - Яйцо, функции которого непонятны.  Спектакль этот о том, что делал, чувствовал и как жил Кай в царстве Снежной Королевы в то время, как девочка Герда его искала. Иными словами, «Сказка про Снежную Королеву глазами Кая».

   Все три сказочных персонажа на сцене молчат, являясь своеобразным фоном для выступления Мамонова. В первые минуты тщетно пытаешься связать смысл сказки Андерсена с фразами   типа  «Может быть, лучше бы я и не пил эти четырнадцать бутылок пива, лучше бы я воздержался». Потом понимаешь, что Мамонов в общем поет про холод, тоску и одиночество, которые скорее всего испытывал Кай в царстве Снежной Королевы. Если перестать заниматься поиском причинно-следственных связей и представить, что у Кая после попадания осколка в сердце немного помутилось сознание, можно испытать  эмоции. Порой становится грустно. А иногда - смешно. Особенно когда созерцаешь извивающегося и корчащегося Мамонова на фоне персонажей, энергично потрясающих лыжами (Снежная Королева), бьющих оземь зеленый надувной шар (Кай) или играющих в шахматы (Яйцо). 

    Мыши, означенные в названии, в спектакле так и не появляются. На пресс-конференции Петр Николаевич заявил: «Мыши - это мысли в твоей голове». Впрочем, Мамонов сам предостерег журналистов, что «искать в этом какой-либо смысл бессмысленно». «Я маленькое, беззащитное существо, - сказал он, - и мне нравится делать такие спектакли. Я люблю это делать - и делаю. А че, нельзя?»     

   Своими фразами "Целую ночь спишь, а то и не спишь…", "у меня язык высох в моем ребячьем рту…", "Мне не удается трогать тебя по интернету…" Мамонов рассказывает об одиночестве, боли и грусти. Этими спектаклями он впускает зрителя в свой внутренний мир, без надежды быть понятым, просто чтобы рассказать о себе: "О, как бы я хотел, чтобы кто-нибудь понаблюдал за моей внутренней жизнью". И когда зритель врывается в эту "внутреннюю жизнь", раскрывает смысл всего этого: "Я такой дядечка особенный, много-много лет пролежал в пыли, так что трясти меня не надо..."

 

DVD

ХРОНИКИ ОБЫКНОВЕННОГО БЕЗУМИЯ Чехия, Германия, Словакия, 2005   100 мин. Pribehy obycejneho silenstvi  АУДИО: РУССКИЙ/ЧЕШСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ

Режиссер Петр Зеленка

В ролях Зузана Шулайова, Иван Троян, Карел Германек, Нина Дивишкова, Мирослав Кробот

трагикомедия с элем. абсурда

      Второй полнометражный фильм Петра Зеленки, автора знаменитых “Пуговичников” - вновь трагикомедия про  нескольких сюжетно связанных между собой чудаков. Петр, оператор автопогрузчика в пражском аэропорту, в детстве хотел застрелить из пальца Фиделя Кастро, а теперь связывает веревкой одеяло, чтобы то не напало на него ночью. Соседи Петра платят ему деньги за то, чтобы он смотрел на их секс – без зрителей  они не могут.

Отец Петра, популярный в прошлом диктор Гостелерадио, целыми днями смотрит, как над горлышком пивной бутылки появляются и лопаются пузыри и может  на бис продекламировать фрагменты из социалистических новостей 70-х гг.  Мать  обнаруживает у всех окружающих старческое слабоумие, шизофрению или болезнь Альцгеймера — на выбор (не сюрприз, что безумной оказывается в итоге она сама).  Начальник Петра всюду носит с собой перечень предметов, которыми в него когда-либо кидала жена. Девушка Петра сбежала от него, потому что с ним мир был похож на дурдом, и Петру теперь нужен клок ее волос — для ритуала вуду.

     В пересказе, как ни крути, получается какая-то ерунда. C «Пуговичниками»  было в этом плане проще — там хотя бы один персонаж вставлял себе в задницу зубы; а чем привлечь внимание к вот этой ровной, негромкой, согретой небольшим пражским солнцем картине про хороших людей, не сумевших поставить себя на верную ногу, — решительно непонятно. И наоборот: с самим Зеленкой на первый взгляд все настолько ясно, что его вроде совершенно не надо смотреть — он не Кира Муратова и не Джармуш; он тот самый симпатичный восточноевропейский режиссер-гуманист, у которого один герой в знак расставания с прошлым прыгнет с парашютом, а другой с унылым лицом выедет на своем автопогрузчике на шоссе под понятно какую песню Radiohead. Но как в прологе маленький мальчик вдруг выбрасывает перед собой руку, посылая воображаемую пулю в сердце Фиделя, так и Зеленка в какой-то момент — не меняя интонации, не повышая голоса — сообщает зрителям несколько неприятных фактов о последствиях прекраснодушия и чудаческого образа жизни.

 

DVD

ВЕРОЯТНО, ДЬЯВОЛ  Франция 1:32  1977 LE DIABLE, PROBABLEMENT ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер  Робер Брессон

В ролях: Антуан Моннье, Тина Ириссари

 драма

   В этой поздней ленте французский классик обращается к теме молодежных экстремальных движений 1970-х годов. Герой, симпатичный длинноволосый парень, попадая в различные непростые ситуации, требующие от него нравственного выбора, каждый раз приходит к выводу: «Вероятно, меня попутал дьявол…”

 

DVD

ГАМЛЕТ ВСТУПАЕТ В БИЗНЕС /HAMLET LIIKEMAAILMASSA (HAMLET GOES BUSINESS)/  Финляндия   1996; 1,26;   ч/б АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер: Аки Каурисмяки

  в ролях: Пиркка-Пекка Петелиус, Эско Салминен, Кати Оутинен, Элина Сало, Эско Никкари, Кари Ваананен

 пародийная комедия/мистификация на основе  пьесы У.Шекспира

     Это не первая попытка ввести Гамлета в мир современного бизнеса. Но только  финский режиссер  Аки Каурисмяки   сумел увидеть черный юмор и сатирические  последствия такого  перемещения во времени: его модернизация  “Гамлета”   разыграна на фабрике резиновых уток, делая все бушующие страсти  слегка нелепыми.  В то время как фильм следует традиционной истории о сыне, ищущем мести за убийство его отца, Каурисмяки никогда не теряет возможности  сатирически показать мир бизнеса.

 

DVD

 НЭШВИЛЛ  (США) 2:39 1975 NASHVILLE ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

     реж. Роберт Олтмен

     Дэвид Аркин, Нед Битти, Барбара Бэксли, Кит Кэррэдайн, Джеральдина Чаплин, Аллен Гарфилд, Скотт Гленн, Джефф Голдблюм, Лили Томлин

 трагикдмедия в жанре “короткий монтаж”

    Спорный, антиромантичный, умелый и яростный разоблачитель - Олтмен дает в этом фильме свой музыкальный вариант атмосферы кошмара. Нэшвилл, столица музыки кантри. во время предвыборной кампании. Сплетаются судьбы разных людей - судьбы эффектные, смешные, жалкие или трагические: неудачница-журналистка, переутомленная “звезда”, нахальный грубиян, суперэнергичный импрессарио, а еще - человек на трехколесном велосипеде и другой - с пустым футляром от скрипки, девицы, на все готовые, лишь бы с ними заключили контракт, паразиты, спорщики, туземцы, обезумевшие фанаты, бродяги и, наконец, двое глухих детей. А под конец  - сумасшедший ясновидец-убийца. Олтмен создал этот фильм как гигантскую музыкально-социологическую фреску, полифонический характер которой идеально соответствует сюжету, - в фильме насчитывается не менее 24-х ведущих персонажей, связанных с описываемой средой -  индустрией музыкальной записи, но “Нэшвилл” привлекателен еще и другим -  помимо сатиры на мир, охваченной жаждой секса, денег и власти - три основных устремления общества - пробивается глубокая нежность и ностальгия по истинно человеческому общению, что и находит свое воплощение в наиболее ярко выписанных персонажах, участниках этого захватывающего, мрачного праздника.

   В своих фильмах  Олтмэн дотошно воссоздает некую герметичную среду - Голливуд в "Игроке", американскую провинцию в "Коротком монтаже", карнавал парижской haute couture в "Прет-а-порте" - чтобы тут же выставить её на посмешище. В этом Олтману всегда помогают лучшие актёрские силы всего мира. Роберт Олтмен – один из двух режиссеров мира за всю историю кино (второй – Микеланджело Антониони), хранящих в своем архиве коллекцию из трех главных призов трех главных фестивалей. Каннскую "Золотую пальмовую ветвь" он получил за M.A.S.H., венецианского "Золотого льва" за "Короткий монтаж" и берлинского "Золотого медведя" – за "Буффало Билла и индейцев". Однако, хотя Олтмен и его фильмы многократно номинировались на "Оскар", он ни разу так и не победил в этом соревновании. Ничего удивительного. В Америке Олтмен тоже знаменит, но его иначе не называют как maverick (чудак-диссидент), notorious (скандально известен), аутсайдер и нарушитель голливудских правил игры. Он снял более 80 фильмов, половина из которых предана забвению, зато остальные стали классикой. Он всегда плевал на публику и говорил страшные слова о том, что работает не для нее – хотя сам был продюсером многих своих картин, а некоторые из них оказались весьма успешны. Только на старости лет Олтмен достиг такого положения и состояния, при котором ему уже не надо никому ничего доказывать. Даже в проходных фильмах он демонстрирует неиссякающий юмор, великолепный фэшн-дизайн и высочайший класс режиссуры, которую изучают в киношколах по кадрам.

 

DVD

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Англия 1995  3:00  Crusades  пр-во BBC  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер:   Алан Эрейра. Дэвид Вэллес

 ведущий: Терри Джонс

документальный фильм BBC: художественно-научная история  крестовых походов

      История крестовых походов в максимально интересной форме включает как серьезные интервью с ведущими учеными по данному вопросу, так и пародийные сценки в старых добрых традициях «Монти Пайтона”.  Терри Джонс сделал эту передачу не случайно: после распада “Монти Пайтон” именно история средневековья, и особенно крестовые походы являются ныне его основным профессиональным занятием.

 

DVD

 ШАХМАТИСТЫ  (Индия) 2:00 1977 SHATRANJ KE KHILARI ОЦИФРОВКА  АУДИО: РУССКИЙ

     реж. Сатьяджит Рэй

     Санжив Кумар, Анджад Хан, Ричард Аттенборо, Саид Джафре, Шабан Азми

 ироничная историческая арт-драма

    Два индийских аристократа середины XIX века все больше и больше погружаются в бесконечную шахматную партию, не ведая, что Британская империя уже смахнула их княжество с карты мира, а его правитель должен выбрать между капитуляцией и смертью.

   Индийские миниатюры и анимация незаметно перетекают в игровое кино, но волоокие персонажи продолжают казаться пестро наряженными марионетками. Настолько плевать им на  грохот английских сапог, от которого уже дрожит земля, на пыль, стелющуюся  за полевой артиллерией колониальной армии. Князьки  классика индийского кино Саттьяджита Рэя так же примитивно хитроумны в своей страсти к игре, так же надменны и беззащитны перед своими скандальными женами, так же ленивы и беззаботны, как киношные грузинские крестьяне или африканские аборигены. Их княжество уютно и кукольно, но не более жестокой реальности приспособлено для важнейшего  в жизни дела - игры в шахматы.  Ради нее они готовы хитрить, словно неверные мужья, отправляющиеся на тайное свидание, бежать под палящим солнцем из города, укрываться в пустующих усадьбах. “Шахматисты” небрежно аннулируют саму Историю, фетиш европейской цивилизации. Вряд ли было бы лучше, если б они грудью встали на защиту смешного отечества и пали в бою. Ведь солнце Британской империи взошло и закатилось, а их шахматная партия не завершена и по сей день.

 

DVD

ОДЕРЖИМАЯ БЕСОМ (Possession) Франция — Западный Берлин, 1981, 127 мин. АУДИО: РУССКИЙ

 Режиссер Анджей Жулавский

В ролях: Изабель Аджани, Сэм Нил, Хайнц Беннент, Маргит Карстенсен, Майкл Хогбен

эстетская мистическая мелодрама/философская притча

  Каннский фестиваль: Приз за лучшую женскую роль (И.Аджани);   «Сезар» за лучшую женскую роль года (И.Аджани).

   «Одержимая бесом»  является  характерным примером примитивного истолкования  философской притчи  Жулавского. Ленту рассматривают в качестве элементарного фильма ужасов или истерической драмы о женщине, во время долгого отсутствия мужа изменившей ему… с «нечто», какой-то тварью, неведомым чудовищем. Французы отнеслись с восторгом к потрясающей игре Изабель Аджани (актриса получила премию на Каннском фестивале и «Сезар» за лучшую женскую роль года), но в картине  увидели лишь «фантастический анекдот», рассказанный «гипержестоко».

    Конечно, Жулавского можно упрекнуть в некоторой манерности, стилистическом излишестве, чрезмерной загадочности, особенно в невразумительном финале. Тем не менее при внимательном и уважительном по отношению к автору восприятии прочитывается его идея о непонимании мужчиной женщины (вообще мужским полом — женского). Подозрительность и недоверие мужа заставляют выискивать скрытые мотивы нервного, на грани безумия, поведения жены. По его мысли, она обязательно должна была завести себе любовника. Обнаруженная «связь» с монстром (между прочим, он создан знаменитым Карло Рамбальди, сотворившим нового Кинг Конга, а через год — инопланетянина из одноименного фильма Стивена Спилберга) производит шоковый эффект. Но  Жулавский — довольно неоднозначный, сложный художник, который все события излагает вероятностно, гипотетически, как бы в сослагательном наклонении «если». Все могло привидеться сверхподозрительному герою. Тем более, что образ, созданный Аджани, дробится на несколько персон — по сути, актриса играет трех женщин. И ее героиня «одержима бесом» в метафорическом смысле. Хотя сам режиссер предлагал еще более расширительное объяснение, говоря, что его картина — о Боге. Вернее — об отсутствии Бога в мире, «одержимом бесами» в том значении, которое имел в виду  Достоевский, столь любимый Жулавским.

 

DVD

ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА (The French Lieutenant`s Woman) Великобритания, 1981, 123 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

 Режиссер Карел Рейш.сценарий: Гарольд Пинтер

В ролях: Мерил Стрип, Джереми Айронс, Хилтон Макрей, Эмили Морган, Шарлотт Митчелл, Линси Бакстер

эстетская историческая драма с элементами мелодрамы по роману Джона Фаулза

   Современная киногруппа снимает фильм о любовном увлечении молодого буржуа Чарлза Смитсона, завороженного загадочной женщиной Сэрой Вудруфф, которую в 1867 году обитатели деревни на юге Англии считали, в лучшем случае, сумасшедшей, в худшем — обычной шлюхой, брошенной французским лейтенантом. А актеры Майк и Анна, каждый из которых связан супружескими или любовными узами, играя Чарлза и Сэру, переживают внезапную страсть, обреченную на разрыв после съемок.           

   Выдающийся английский драматург Гарольд Пинтер известен как вдумчивый и деликатный интерпретатор чужих произведений, дающий возможность режиссерам воспользоваться его остроумными и стилистически выверенными сценарными решениями. Экранизация знаменитого  романа Джона Фаулза, осуществленная Карелом Рейшем по сценарию Гарольда Пинтера,  -  о крахе былых ценностей, возникших  в славную пору викторианской Англии, считаемой чуть ли не «золотым веком» чинного и достопочтенного общества, которое кичилось своим моральным здоровьем и беспроблемным существованием. А в фильме  две эпохи сталкиваются в лоб: действие развивается сразу в двух временных плоскостях. Но режиссер, доверяясь исключительному вкусу драматурга, уходит от слишком примитивного, грубо социологического объяснения причин внутреннего разложения когда-то незыблемых норм нравственности и правил приличия, обнаружения за фасадом пуританства и благоденствия подлой и порочной изнанки всех вещей. Он лишь намеками дает возможность понять, что прежнее умение искусно скрывать тайные мысли и гнусные желания, утраченное ныне почти окончательно и повсеместно, вряд ли делает честь викторианскому миру, а сегодняшнее забвение сдержанности и даже намеренная аффектация комплексов и душевных изломов, в определенном смысле, честнее и самокритичнее.   Несостоявшаяся любовь богатого джентльмена и бедной служанки с запутанным прошлым, которую третирует местное общество, непредсказуемо, словно через сложную систему зеркал, отражается в изначально бесперспективном романе актера и актрисы, кажется, уже не испытывающих воздействия сословных и иных предрассудков, влияния глупых сплетен. Мгновенная страсть их героев как бы воспламеняет и исполнителей ролей, покоряет их волю и разум — но точно так же, как печать зла или дурного глаза легла на только зарождающиеся, несмелые взаимоотношения Чарлза и Сэры, своеобразное проклятие касается и более свободной интимной связи Майка и Анны. Этот надрыв можно было бы приписать впечатлительности и суеверию актеров, переносящих предлагаемые обстоятельства в собственную реальную жизнь, смешивающих иллюзию и действительность — так что в финале Майк окликает Анну: «Сэра!» Случайная обмолвка и таинственный последний кадр с уплывающими на лодке персонажами (а какими из них?!) будто подталкивают к выводу о перемене ролей, переселении душ, проникновении в «зазеркалье». Но, вероятнее всего, авторы фильма подчеркивают мысль о тесной зависимости настоящего от прошлого, о еще неизжитых внутренних запретах, унаследованных современными героями. Что-то, по-прежнему, мешает Майку оставить свою семью, а Анне — другого любовника, чтобы соединиться вместе, как бы исполнив, более века спустя, заветную мечту их менее решительных персонажей.

Однако, картина Карела Рейша кажется удивительно деликатной, утонченной, загадочной, полной непроявленных чувств и недоговоренностей. Она притягательна именно благодаря этой ускользающе непостижимой манере кинописьма, неоднозначной трактовке и пейзажей, и душевных порывов героев. Очаровательна и возвышенна, как невысказанная любовь, грустна и ностальгична, словно несбывшееся желание. И маняще волнующа, будто изумительный образ одинокой женской фигуры в развевающемся на ветру капюшоне, которая стоит на моле, далеко выступившем в море, откуда эта женщина ждет появления своего французского лейтенанта — то ли из грез, то ли из необратимой яви. Кроме того, великолепно снятая тонким стилистом Фредди Фрэнсисом (он обожает минувшие эпохи, да и современную часть действия подает в живописно-поэтическом ключе), тактично сопровожденная Королевской сонатой Моцарта, лента  покоряет и отличной игрой актеров. Если «божественная Мерил» имела возможность лишь увеличить число поклонников ее редкого дара женственного пребывания на экране в двойном качестве актрисы и героини, то Джереми Айронс с обликом романтического любовника и ярким драматическим талантом впервые заявил о себе в полную силу. Он стал крайне необходим для кино в своем вневременном амплуа человека духа, раздираемого внутренними страстями («Любовь Свана», «Миссия», «Ущерб»).

 

DVD

МСЬЕ КЛЯЙН  /MONSIEUR KLEIN/  Франция-Италия  1976; 2,00;  АУДИО: РУССКИЙ 

Режиссер: Джозеф Лоузи

В ролях: Ален Делон, Жанна Моро, Жюльет Берто, Массимо Джиротти, Сюзанн Флон, Мишель Лонсдаль

экзистенциальная ретро-драма/притча

Премия "Сезар"-1976 за лучший фильм, режиссуру и работу художника .

     Париж. 1942.   Робер Кляйна ( А.Делон) -  ловкий и циничный торговец антиквариатом.  Он жестоко пользуется безвыходным положением евреев и скупает у них за бесценок произведения искусства. У него нет угрызений совести, он с удовольствием пользуется всеми радостями жизни,  не желая замечать, какая трагедия происходит вокруг. Но вдруг судьба преподносит жестокий сюрприз - однажды у порога своей двери он обнаруживает свежую газету, газету-  она рассылается с ведома оккупационных властей членам еврейской общины и служит словно клеймом, приговором... Жизнь для Кляйна перевернулась с ног на голову - это была не ошибка почтальона, там была указана его фамилия и адрес. Его перевели на сторону изгоев, он словно открыл глаза и увидел другую сторону жизни. От него требуют доказательств, что он не еврей. Он выясняет, что есть какой-то другой Кляйн, еврей, скрывающийся от властей. Роль этого человека в происшедшей ошибке (и ошибке ли?) занимает теперь в его жизни главное место. Он уверен в своем происхождении, но машина репрессий уже запущена... От него отворачиваются друзья, бросает женщина. Ближайший друг цинично наживается на его беде, как сам он поступал в свое время с другими. Робер остается один и пренебрегая опасностью, лишь жаждет встречи со своим двойником, все больше понимая, что он- это его поздно проснувшаяся совесть.  Кляйн начинает свой поиск. Но кого? Поиск другого  Кляйна в действительности есть поиск самого себя. Внешне оставаясь высокомерным и даже элегантным, он постепенно будет входить в жизнь неведомого ему мужчины, примеряя ее на себя.      Желание найти себя станет постепенно навязчивым, как бы маниакальным.  Загадочность происходящего на экране погружает нас в путаницу реальности и вымысла. Метания мсье Кляйна превращаются в погоню за ускользающим смыслом жизни.

      Кляйн - уже не тот человек, которого мы видели в начале фильма. Робер сбрасывает с себя свое привычное обличие, а вместе с ним и свою привычную жизнь. Жизнь, в которой происходило так много разных событий, а в сущности, ничего не произошло. В его жизни были женщины, множество приятных лиц, которых любил его двойник. Это Флоранс, загадочно-надменная аристократка, утомленная страстью, живущая как бы в средневековье. Время остановилось для нее, даже слуги в ее замке носят одежду XVIII века. Некая Изабель, в процессе поисков превратившаяся в певичку из мюзик-холла по имени Китти, затем в работницу какой-то фабрики Франсуазу. И, наконец, наш герой садится в поезд, чтобы убежать от судьбы, а “она” окажется рядом с ним в вагоне и назовется Натали. Когда же он будет совсем близок к разгадке, и “тот” Кляйн подойдет к телефону, и оба скажут, что они давно мечтали о встрече и назначат друг другу свидание, оно не произойдет...

 

DVD: был раньше, но теперь в другом качестве:

СОННАЯ ЛОЩИНА Sleepy Hollow  США, 1999 1:41 АУДИО: РУСКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ/АНГЛИЙСКИЕ/ПОЛЬСКИЕ/ФИНСКИЕ

режиссер Тим Бартон

в ролях Джонни Депп, Кристина Риччи, Миранда Ричардсон

 историч. арт-хоррор в готическом стиле

    1799 год. Молодой констебль (Депп) расследует серию зверских убийств в захолустной деревушке. По преданию, их совершает призрак Всадника без головы. Констебль не склонен верить в духов и применяет передовой дедуктивный метод. Бартон (“Эдвард Руки-ножницы”, “Кошмар перед Рождеством”) соединил готическую новеллу Вашингтона Ирвинга (по мотивам которой снят фильм) с детективом о Шерлоке Холмсе. Фильм лучше всего смотреть с последних рядов, откуда видна рамка экрана: каждый кадр стилизован под живопись, преимущественно барбизонскую, и издалека смотрится как ожившая картина старого мастера. Этот эффект делает кошмары “Лощины” еще более зловещими.

 

DVD

ЖИЗНЬ ОХАРУ, КУРТИЗАНКИ   The Life of Oharu  AKA  Diary of Oharu / Life of O’Haru / Saikaku Ichidai Onna (Original Foreign title)     Япония  1952; 2,10;  ч/б ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

  Режиссер: Кэндзи Мидзогути

 Тосиро Мифуне, Кинио Танака, Масао Шимицу, Исиро Сагаи,     Хисако Ямане, Юрико Хамада

средневековая  драма/мелодрама

“Золотой Лев” Венецианского кинофестиваля

     Охару, проститутка средних лет в Японии 17 века, молясь перед статуей Будды, вспоминает свое прошлое.  Ее дорога к деградации началась, когда она подростком обесчестила свою родовитую семью, влюбившись  в самурая (Т.Мифуне). После убийства самурая   Охару выбирают в наложницы правителю - просто поймав  ее на улице среди других претенденток - за ее безупречную красоту.  В ее бесправную  жизнь при дворе правителя  радость приносит только рождение сына - но ребенка отбирают у нее сразу же после родов.  Вернувшись в родительский дом, Охару слышит упреки от родителей в том, что правитель заплатил за нее очень маленький выкуп - и, чтобы покрыть свои долги, отец  продает  Охару в публичный дом.  После этого начинается ее жизнь как придется - он короткого счастья с теми, кого она любит, до рабской зависимости от тех, кого она справедливо презирает.  Не раз Охару становилась жертвой наветов (в сексуальных преследованиях хозяина в доме, где она служила, хозяйка обвинила ее, и т.п.) И когда в старости судьба, казалось бы, наконец улыбнулась ей -  ее ставший правителем сын позвал ее жить в его дворце - сломленная  Охару сама выбирает жизнь нищенки..

   Это один из наиболее значимых  фильмов Мидзогути  - бесстрастное, объективное  свидетельство     бесправного положения женщины в средневековой Японии.  Идеальная красота героини не помогла ей найти счастье - а только стала причиной непрерывной цепочки «кафкианских” ситуаций, и любой поворот к лучшему  оборачивался  обманом.  Поставленный по пьесе  драматурга-вольнодумца 17 века Ибара, фильм детально прослеживает путь женщины от императорской наложницы до уличной оборванки. Но, в отличие от фарсовой пьесы, Мидзогути интересует  не  критика феодальной Японии,  а   муки  героини —  благородные и священные. Как и в других его фильмах, Мидзогути изображает женское страдание живо и сочувственно,  с помощью длинных планов, плавных движений камеры, в бесстрастном созерцательном стиле.   Результат – фильм, кажущийся  отчужденным, но при этом  наполненный  необычайной эмоциональной силой. Спокойный и мудрый, “Жизнь Охару”  - мастерская работа режиссера,  достигшего пика своей креативной мощи.

 

DVD

1. ЧУДОВИЩНАЯ ДЕКАДА (La decade prodigieuse) Франция, 1971, 105 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ 

 Режиссер Клод Шаброль

В ролях: Орсон Уэллс, Энтони Перкинс, Марлен Жобер, Мишель Пикколи

детектив/остросюжетный психологический триллер

    Шарль (Э.Перкинс), сын богатого буржуа Тео Ван Хорна (О.Уэллс), влюбляется в молодую мачеху Элен (М.Жобер). И для них троих, а также для приехавшего в гости профессора Поля (М.Пикколи),  друга хозяина дома, наступает чудовищная декада, исход которой может быть непредсказуемым.   Шаброль пригласил в этот фильм  американцев  - О.Уэллса и Э.Перкинса, которые вновь поработали тут вместе после “Процесса” Уэллса.  Рыжая М.Жобер очаровательна в нарядах от Карла Лагерфельда (костюмера картины). Криминальной семейной  истории придана философская глубина. Мы видим изложение событий с отсчетом каждого из десяти дней. Герой также нарушил последовательно  все 10 заповедей..

+

2. ПУСТЬ УМРЕТ ЗВЕРЬ (Que la bete meure) Франция — Италия, 1969, 115 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ   

 Режиссер Клод Шаброль

В ролях: Жан Янн, Мишель Дюшоссуа, Каролин Селлье, Анук Фержак.

остросюжетный  психологический триллер  

     Безутешный отец мальчика, которого задавила машина, начинает самостоятельный поиск шофера-убийцы.   Интуиция и определенная доля  везения (чтобы выйти на след убийцы, герой заводит роман с его сестрой),  помогают ему вычислить негодяя, который оказывается настоящим «философом подлости», терроризирующим также и собственную семью. В качестве жениха сестры герой гостит в доме убийцы, где также живут его жена, сын-подросток, мать. Герой наблюдает противоречивые  отношения  этого семейства  изнутри. Ему остается лишь разработать  план мести.. 

   Всю свою жизнь Шаброль является приверженцем жанра «черного детектива», однако использует жанровые каноны для остросоциального анализа и показа широкой картины отношений внутри буржуазного общества. Особенно ярким был период конца 60-х — начала 70-х годов, к которому относятся два фильма на этой кассете. Критика называла режиссера и  его постоянного соавтора сценариев Поля Жегоффа  создателями «новой человеческой комедии», сравнивая с Бальзаком. Остросюжетная фабула в этих фильмах была необходима для того, чтобы вскрыть лицемерие, жестокость  и нередко криминализированность человеческих отношений внутри среднего и высшего классов общества.

 

DVD

1. СТАВИСКИ   /STAVISKY... (L’EMPIRE D’ALEXANDRE)/  Франция-Италия  1974; 2,00; 

  Режиссер: Ален Рене  В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Мишель Лонсдаль, Жижи Балиста , Жак Списсер, Марсель Кувилье, Шарль Буайе, Анни Дюпре, Роберто Бисакко, Клод Риш , Франсуа Перье

 авантюрная биографическая ретро-драма

  Захватывающая правдивая история о жизни афериста, чье разоблачение в 1934 году вызвало попытку правого переворота по Франции, а сам Серж Ставиский покончил жизнь самоубийством 3 января 1934 года. Родившийся в России мошенник был замешан в продаже фальшивых ценных бумаг и ряде других преступлениях, но, очевидно, надежно защищен высокопоставленными официальными лицами. Когда один из чиновников был убит, были выдвинуты обвинения в том, что этот человек из государственной прокуратуры намеревался рассказать о коррупции. Представители всех партий подняли шумиху, утверждая, что это вызвано общей коррумпированностью правительства. Волнения начались с 6-го по 8-е февраля, была объявлена общая забастовка. Правительство зашаталось и пало, затем была образована новая коалиция из людей вне зоны влияния Ставиского. Франция смогла жить дальше.

  Бельмондо играет заглавную роль мелкого жулика, эмигрировавшего во Францию, ставшего крупным мошенником, который использовал личное очарование и дьявольскую тактику, чтобы быстро занять место экономической важности рядом смелых и наглых ходов. Жена Ставиского Арлетт (Дюпре) участвовала в его махинациях. Шарл Буайе в роли бедного испанского аристократа, который мечтал о том, чтобы разжечь гражданскую войну в Испании и взять власть, после того как нынешний режим будет уничтожен. Вся картина принадлежит Бельмондо, который очень достоверно сыграл человека, прокладывающего себе путь в водовороте политики, чтобы стать самым могущественным человеком в стране. Когда становится ясно, что он зашел слишком далеко, все его сообщники покидают его. Остается один выход - самоубийство. Технически и визуально картина сделана великолепно  и смотрится с неослабевающим интересом.

2. ЛЮБОВЬ ДО СМЕРТИ (AMOUR A MORT, L’ ) 1.28. Франция 1984

реж. Ален Рене   в ролях: Сабин Азема, Фанни Ардан, Пьер Ардити, Андре Дюссолье, Жан Дасте, Луи Кастель     Философская драма/мелодрама

   Азема и Ардити играют двух страстных влюбленных. Когда Ардити внезапно “воскресает” после того, как врач уже констатировал смерть, их любовь вспыхивает с новой силой, но омрачается тем фактом, что главный герой считает себя уже мертвым и постоянно размышляет на темы жизни после смерти. Когда влюбленные в поисках ответа обращаются за помощью к своим друзьям-проповедникам (Ардан и Дюссолье), то те не только не в силах дать разъяснение, но и вступают в разногласие в вопросах о собственной вере. 

     Три фильма - “Мой американский дядюшка” (1980), “Жизнь - роман” (1983) и “Любовь до смерти” (1984)  -  образовали необьявленную трилогию, обьединяющую некоторые философские, эстетические и этические взгляды режиссера, охватывая темы от любви до теологии.  Режиссер  вновь  собрал  блистательный актерский квартет Азема - Ардан - Ардити - Дюссолье.  Актриса самого широкого трагикомического диапазона, Азема стала единственной актрисой, которой Рене дал  постоянное право вносить ноту  радости в его строгие, тяготеющие к абстракции фильмы; она стала фактически соавтором режиссера.

    Это художественно-публицистический философский очерк, отчасти в бергмановском духе, о смертельной любви молодой женщины к умирающему человеку и - далее - к его памяти, о женщине, которая не может и не желает жить благодарной памятью, но стремится в небытие вслед за ушедшим любовником. Они были вместе несколько месяцев, она смогла пережить его на несколько недель. Он не звал ее за собой, но она пообещала ему не оставлять его надолго за гранью. И она выполняет обещание, несмотря на естественный страх молодости перед небытием, несмотря на убеждения дружеской семейной пары священнослужителей. Она уходит. Куда? Ждет ли он ее там? Туда ли попадет она, куда ушел он? Верит ли она в новую встречу? Нет, она не верит. Но она уходит вслед за тем, кого любила... После обычной для себя формально усложненной иронической картины (“Жизнь - это роман”) французский классик снимает формально простую и, в общем, вечную историю, многажды рассказанную до него. Снимает - и, думается, в очередной раз доказывает: большому художнику подвластно все. Камерная  кинопьеса с участием пяти актеров, вроде бы, однотемная, на самом деле и прямо, и исподволь раскрывает и главные философские проблемы бытия, и бытовые, житейские проблемы, всё то одновременно вечное и изменчивое, что составляет душевную и духовную основу человеческой культуры, все то, к чему кинематограф обращается нечасто, а если и обращается, то обыкновенно предлагает замкнутый на себе и в себе текст.

 


В избранное