Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

новинки киноклуба


DVD

ОКОРОКА И ЛЯЖКИ (ВЕТЧИНА, ВЕТЧИНА/ЛЮБОВЬ И ОКОРОК)  Испания 

1992; 1,45;   АУДИО: РУССКИЙ/ИСПАНСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ

Режиссер: Бигас Луна

В ролях: Хавьем Бардем, Пенелопа Крус, Стефания Сандрелли

МКФ в Венеции-1992: Серебряный приз

 эротическая лирическая драма/трагикомедия

    Эта эротическая  провокационноая мелодрама  собрала чувственное актерское трио, снятое характерной для Луны  в чувственной манере. В Венеции режиссер получил “Серебряного льва”, у нас – почет и уважение в качестве третьего (наряду с Альмодоваром и Медемом) кита, на которых разминается буйный кинематограф Испании.   Это  чрезмерный, как закат над Гранадой, социальный этюд о неравной любви, где секс и хлеб насущный ведут наступление на людское племя. И оно сладко сдается.

  Темпераментному  Бигасу Луне нравятся мелкий эпатаж и сугубая телесность. По жанру это жестокий романс. Простая девчонка (юная П.Крус) ждет ребенка от сына богатой сеньоры. Его  коварная мать (С.Сандрелли), хозяйка фабрики по пошиву мужских трусов, стремясь не допустить брака сына с простой работницей, нанимает для соблазнения невесты  мясника (Х.Бардем) - красивого разгильдяя, чтобы тот соблазнил невинную девушку, но, попробовав соблазнителя, решает оставить его себе.    Сердца разбиты, есть и трупы. Финальный поединок соперников произойдет на окороках, как в шутовских представлениях. Бигас Луна, наверное, последний из сюрреалистов, такая их одомашненная разновидность. Он расточает над мертвыми телами жемчуга вместо слез, спаривает предметы в образный ряд, наивности которого, возможно, посмеялись бы Бунюэль и Дали, но целящий куда-то за область сознания. Бигас Луна без всяких сомнений добровольно подставляется смешкам - уж слишком много в нем энергии, текущей, как Бог на душу положит.

    В этом фильме в полной мере проявился актерский имидж Хуана Бардема — подлинного испанского мачо на грани пародии: брутального, коренастого, лоснящегося от пота и похоти — своего рода полемической альтернативы декоративному мачо Бандераса.   Этот образ оказался очень востребован испанским кино 90-х, с подростковым энтузиазмом развивавшим тему всепроникающей сексуальности.

 

DVD

НАПОЛЕОН  Франция  1927; 3,45;   ч/б (раскрашенный), немой  монтаж: К.Бранлоу,  продюсер :Ф.Ф.Коппола  оцифровка ТИТРЫ: ФРАНЦУЗСКИЕ; АУДИ-ПЕРЕВОД ТИТРОВ: РУССКИЙ

Режиссер: Абель Ганс   

музыка: Кармине Коппола

В ролях: Альбер Дьедоне, Антонен Арто, Владимир Руденко, Николай Колин

историческая драма

     Абель Ганс - Один из родоначальников французского кино, которого иногда сравнивали в кинематографе с великим В. Гюго.     “Наполеон” стал Подлинной вершиной творчества Ганса, вехой в истории киноискусства, в первоначальной версии длящейся  более 12-ти часов. Это действительно портрет великого императора "по Гансу" — субъективная  и пафосная биография, описанная субъективной камерой. Фильм рассказывает  о молодых годах Наполеона:  от школьных лет до его участия в великой Французской Революции и его первых побед как полководца. Наполеон по Гансу - это исключительно положительная  личность, чей мечтой было нести в другие страны идеи прогресса и свободы, установив  во всем мире единую республику.   Ганс хотел, чтобы зритель получил исчерпывающее представление о ходе сражений; для этого он  устанавливал камеру  ее на сконструированной им специальной тележке,  прикреплял  к маятнику и даже к футбольному мячу, имитирующему полет пушечного ядра, подвешивал ее к седлу мчащейся лошади, намертво припечатывал к корпусу оператора, который бежал с ней, оглядывался на бегу, переводил взгляд с одной точки на другую.  Именно Ганс окончательно освободил кинокамеру от статики раннего немого кино. Он также изобрел систему так называемого "Поливидения", использовавшую сразу три камеры для панорамного охвата горных переходов и полей сражений. Для демонстрации таких сцен на огромном экране требовалось три кинопроектора.  Ганс также первым использовал в кино  двойную экспозицию, деформатирующую оптику, которая превратилась в синемаскоп, пиктограф для стереозвука. Не случайно он получил в 1954 национальный приз как изобретатель.

   Несмотря на то, что продюсеры сильно сократили фильм, "Наполеон" по сей день остается одним из величайших шедевров эры немого кино. Гансу, испытавшему сильное влияние авангардистов,  удавалось сочетать повествовательную манеру Д.У. Гриффита с образностью экспрессионистов и импрессионистов. Он также использовал особую форму монтажа, разработанную к тому времени в Советском Союзе. Финальные сцены фильма были сняты в изобретенной Гансом технике "поливидения", состоявшей в одновременной троекратной проекции фильма на трех экранах: правый и левый показывали Великую Армию на марше, а средний — Наполеона.

    Фильм  о Наполеоне стоит в центре всего  творчества Ганса, к которому он будет возвращаться не раз.  Первый вариант «Наполеона» демонстрировался на тройном экране, вызвавшем в 1925 сенсацию, потом был показан как триптих Клодом Лелушем в 1970, перемонтировавшем картину и включившим новые сцены в четырехчасовой фильм, наконец англичанин Кевин Бранлоу в 1981 сделал наилучший вариант картины, прокатом которой занимался Фрэнсис Коппола, музыку к нему написал Кармине Коппола (этот вариант и представлен на данном диске).

 

DVD

ЛЮБОВНИК Россия, 2002 102 мин. ОЦИФРОВКА  АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Валерий Тодоровский

В ролях Олег Янковский, Сергей Гармаш, Андрей Смирнов, Вера Воронкова, Юлия Рытикова

психодрама

 кинофест. в Сан-Себастьяне: приз за лучший сценарий, приз за операторскую работу.

    "Лен, а Лен", - позвал Дмитрий Иваныч (Янковский) жену, лохматя сильно поредевшие волосы и лениво думая, что вот щас она опять пересластит кофе и придется переваривать и сколько ж можно долбить одно и то же Глянул в кухню - а она на полу лежит. Умерла Ленка, сердце лопнуло. А потом оказалось, что у нее еще и любовник был (Гармаш), отставник-военный, так себе, неказистый, смешной разве что, бабы таких непонятно за что любят. На всю жизнь любовник, все пятнадцать лет, что вместе жили, семью строили. И не осталось Дмитрию Иванычу больше от Ленки ничего - только ремонт с малярами, сын-заика да заноза эта. На всю жизнь заноза, сколько отпущено.

   На кинофестивале в Сан-Себастьяне "Любовник" получил два приза - за сценарий и операторскую работу.  Сценарий Геннадия Островского, просто и точно придуманный, выжимает массу психологических подробностей из лишившегося третьего угла треугольника, а картинка Сергея Михальчука, теплая, сентябрьская, пока не промерзла душа, наполняет фильм какой-то неподобающей и оттого особенно душераздирающей светлостью. Но, конечно, это Тодоровский собрал все воедино и выпустил стройный и, что вдвойне приятно, безответный, преклоняющийся перед неразрешимостью жизни фильм. От постоянно мутирующей московской действительности Тодоровский  уехал снимать в Минск, лейтмотивом сделал трамвай (не самое, прямо скажем, современное средство передвижения) и снял фильм, манифестирующий уход от социальности в частную жизнь. Вместо зыбкого новорусского пространства - пространство лица Олега Янковского (который переигрывает хорошего актера Сергея Гармаша просто в силу сценария), исполнившего свое "Последнее танго в Париже". Он помят и несексапилен. Но в современной России, возможно, действительно нет ничего киногеничнее этого плохо сохранившегося лица.

 

DVD

БЛУЖДАЮЩИЙ ОГОНЕК Франция  1963; 1,50;   ч/б /Le Feu follet/ ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Луи Маль   Композитор Эрик Сати

 ролях: Морис Роне, Жанна Моро, Бернар Ноэль, Лена Скерла, Александра Стюарт, Бернар Тифан, Жан-Поль Мулино, Юбер Дешамп

Специальная премия МКФ в Венеции-1963

      Ален Леруа (М.Роне), пройдя курс лечения от алкоголизма в санатории недалеко от Парижа, решает покончить с собой 23 июля, не в силах более тащить на себе бремя жизни от одной бессмысленной встречи к другой.  Этот волнующий фильм - одна из самых удачных работ Луи Малля. 

    Изобразить отчаяние и потерянность человека в хаосе современного города глубже, чем это сделал  Маль, пожалуй, нельзя. Ален Леруа  находится в том возрасте, когда уже можно говорить, состоялся человек или нет, добился чего-нибудь уже, или еще блуждает в поисках верной дороги. Драма героя фильма в том, что он не только еще не знает, кто он есть, а даже УЖЕ не верит, что когда-нибудь узнает. Задержавшийся в нем юношеский максимализм не сулит ему ничего хорошего впереди, ведь время неумолимо... Весь фильм кинокамера словно следует за героем, показывая его обреченную жизнь. Многочисленные встречи с людьми, которые к нему неравнодушны, не могут спасти Алена от самого себя. Черно-белое изображение фильма только подчеркивает контрастное мироощущение героя. Где-то с середины фильма  напрашиваются аналогии с  (будущим) творчеством  Фассбиндера.

 

DVD

ДЕЛО ЕСТЬ ДЕЛО  (Голландия) 1971 г., 1:29 Wat zien ik? / Any special way/ Business Is Business     АУДИО: РУССКИЙ/ГОЛЛАНДСКИЙ

  реж. Пауль Верховен

 Пиет Роемер, Андре ван ден Хейвель

 эротическая комедия/драма

    Эта циничная, спорная сексуальная комедия является  дебютом  режиссера Пола Верховена. Фильм содержит мощный заряд жизнелюбия  с грубоватым  и здоровым голландским колоритом: любые профессии хороши, в любой жизненной ситуации есть положительные стороны...

     Забавные истории из жизни и работы двух проституток средних лет: высокой шатенки и пухлой блондинки.  Клиенты им попадаются самые разные, но подруги никогда не унывают и всегда находят остроумные способы их обслужить. И если блондинка в итоге находит скучное семейное счастье с продавцом пятновыводителей, то шатенка - похоже, “проститутка по призванию”.

    Амстердам. Район Красных фонарей. Рассадник греха, наркотиков и извращенцев. Здесь всегда ждут, и готовы обслужить любых клиентов с самыми уникальными и извращенными вкусами. Для главной героини фильма такая жизнь и вкусы клиентов - это средство для ведения своего дела. Все средства хороши. Но, однажды влюбившись, она начинает задумываться: такой бизнес и любовь несовместимы?

 

DVD

УБИЙСТВО КИТАЙСКОГО БУКМЕКЕРА   (The Killing of a Chinese Bookie) США, 1976, 136 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Джон Кассаветес

В ролях: Бен Газзара, Тимоти Аголья Кэри, Сеймур Кэссел, Азизи Джохари

эстетская криминальная драма/нео-нуар

  Криминальная драма, сделанная со стилистическими киноизысками в духе «черных фильмов» Голливуда 40-х годов с их атмосферой ночной жизни больших городов, мотивом неумолимого рока, преследующего героев, которые непременно должны проиграть в жизни и стать добычей смерти.

     Не так уж важно, что Космо Вителли, владелец заштатного ночного бара, обязан в счет проигранного долга убить некоего китайского букмекера-наркодилера. И тот, и другой — как бы одинаковые марионетки в «китайском театре теней», хотя Космо изо всех сил пытается маневрировать, обманывать непреклонных гангстеров, угрожающих разрушить его заведение для стриптизерш и расправиться с самим Вителли. Судьба Космо изначально предопределена, а его сопротивление капризам фортуны, наоборот, лишь подтверждает закономерность  исхода. Картина Джона Кассаватеса, одного из родоначальников «нью-йоркской школы» независимого кино, вряд ли понравится любителям традиционных гангстерских лент  Главное для Кассаветеса — необычная манера рассказа, причудливая вариация на известные темы, своеобразная джазово-блюзовая киноимпровизация о борьбе человека с беспощадным роком.

  Великолепна игра Бена Газзары в главной роли  (он наделил героя своей неизменной  загадочной полуулыбкой - так же он улыбался в “Историях обыкновенного безумия” Феррери). Много натуралистических зарисовок из жизни и выступлений  (далеких от гламура) стриптизерш и пожилого конферансье,  дружеских  и искренних отношений с  их хозяином Космо -  Кассаветес показывает этих людей объемно, с теплотой и пониманием, они  живут и работают, как могут.

 

DVD

ЗОЛОТО НЕАПОЛЯ   (Италия )  1954  1:1:27  THE GILD OG NAPLE  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

    реж. Витторио Де Сика

Сильвана Мангано,  Софи Лорен, Тото, Эрио Криза, Паоло Стоппа

забавная драма:   4 новеллы

      Это история о древнем городе и о людях, живущих в нём. Неаполь щедро раздаёт свои богатства, выставляя напоказ бесконечное разнообразие качеств - гордость и смирение, весёлость и грусть. И сквозь всё это сияет неиссякаемая любовь к жизни людей, для которых каждый день - праздник.

     Тото никак не решится выгнать приживалу-приятеля из своего перенаселенного дома;

Разорившийся граф клянчит деньги у своего слуги (обещая отдать все долги после смерти жены и получения ее наследства), а пока он проигрывает в карты маленькому мальчику и очень злится на это;

Сильвана Мангано выходит замуж за красавца, который ей совершенно незнаком, и лишь после свадьбы узнает, каким именно жестоким способом ее использовали;

 София Лорен вместе с мужем печет на улице пиццу; однажды она обнаруживает, что забыла кольцо - подарок мужа —  у любовника; выкрутиться из ситуации помогла пицца!

 

DVD

ПИКНИК У ВИСЯЧЕЙ СКАЛЫ (Австралия) 1976  1:52 PICNIC AT HANGING ROCK   ОЦИФРОВКА  АУДИО: РУССКИЙ

     реж. Питер Уир

     в ролях: Рэйчел Робертс, Доминик Гард, Энн Ламберт, Хелен Морс

 поэтическая мистическая ретро-арт-драма на реальных событиях

     Этот  фильм признан одним из лучших  в жанре   “на грани мистики”,  фильмов,  органично несущих в себе неразрешимую загадку (др. образцы: “Джорджино”, “А теперь не смотри”). 

   В первое австралийское лето ХХ века три школьницы отправляются со своей учительницей на пикник и бесследно исчезают (это - реальный факт!)  Неравнодушная природа насылает то грозу, то затишье - знаки, р в сопровождении тревожной красивой музыки...  Питер Уир предвосхитил ставшие модными на рубеже веков печальные антидетективы. Но второй план  его повествования глубже и тоньше. Спастись от наступающих страшных времен можно,  лишь слившись с природой. Показанная с высочайшим искусством,  на какое только способна киноживопись, она столь же девственна, как пропавшие школьницы, и столь же непостижима, как загадка возникновения жизни и ее исчезновения.

 

DVD: 2 ФИЛЬМА:

1. ВОЙНА ОКОНЧЕНА  (Франция-Швеция)     2:00   1966     LA GUERRE EST FINIE     ч/б  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ  

     реж. Ален Рене      

  в ролях: Ив Монтан, Ингрид Тулин, Женевьев Бюжо, Жан Дасте 

 остросюжетн. политич. психологич. арт-драма

Приз ФИПРЕССИ; Номинирован на Оскар: Лучший сценарист

   Один из немногих линейных фильмов французского классика.  Ив Монтан играет уставшего, стареющего профессионального революционера, чья нынешняя  цель - борьба с режимом Франко в Испании.   Многие годы он провел в секретных командировках под поддельными паспортами  - из Парижа в Мадрид и обратно.. Жена терпеливо ждет его, видя редко и урывками. Засветившись у властей на границе, он не представляет больше ценности как действующий оперативник, хотя он настаивает на том, чтобы возглавить забастовку в Мадриде.  Его друзья-революционеры пытаются отговорить его от этого  - они чувствуют, что герой Монтана перестал действовать синхронно с Движением. Когда Монтан наконец готов завершить свою миссию, все начинает идти неправильно.. Попутно герой вовлечен  в  романтические отношения с двумя женщинами: это его жена (И.Тулин) и юная  революционерка (Ж.Бюжо). Фильм отличает типичное для Рене преобладание саспенса над действием, аллюзивный монтаж, стильность ч/б картинки, закадровый меланхоличный комментарий  - эта картина ближе  к его «Хиросиме»., чем другие.

+

2. Я ХОЧУ ДОМОЙ  (Франция)  1:40  1989 ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ                      

реж. Ален Рене   

в ролях: Ж. Депардье, А.Грин, Л.Павен     

драма/комедия

     Этот  добродушный  фильм об обретении утерянных связей между людьми сделан французским классиком  легко и остроумно;   он иронично рассуждает о клишированных представлениях о “высокой”  и “низкой” культуре.  Пожилой американский  автор популярных комиксов  Уэлмен прилетает в Париж на свою выставку,  но его дочь-студентка не встречает его в аэропорту. Безуспешно пытаясь её найти, Уэлмен знакомится с  Готье (Ж.Депардье), автором книги о  Флобере и преподавателем-кумиром его дочери, попадает к нему домой и приглашает туда дочь.    Дочь увлечена французской культурой и ненавидит всё американское, живым воплощением чего является её отец  (что может быть более низменным и американским, чем комиксы?)   Когда же оказывается, что Готье совершено не интересует её диссертация,  зато он является давним поклонником комиксов и, в частности, творчества её отца, девушке приходится пересмотреть свои взгляды...  И дочь, и отец периодически ведут забавные диалоги  с рисованными ожившими ч/б комиксовыми персонажами.

 

DVD  и  CD

ДОМ ДУРАКОВ   (Россия-Франция)   1:44    2002

     реж. Андрей Кончаловский 

   в ролях: Юлия Высоцкая, Султан Исламов, Евгений Миронов, Марина Полицеймако, Брайан Адамс

трагифарс

МКФ в Венеции: Гран-при жюри; премия ЮНИСЕФ

      Первая чеченская война глазами обитателей приграничной психушки. Это не постперестроечная чернуха, как можно было бы ожидать.  Это романтическое кино про фантазию безумца, которая только и позволяет выжить в  безумном мире. Доля гротеска, тень Босха, пригоршня смеха и волшебство - вот инструментарий Кончаловского. Юная Жанна, блаженная дурочка, коротает свои дни в дурдоме на российско-чеченской границе. Её соседка Люся открывает двери ударом утюга. Ещё в дурдоме живёт парикмахер Гога, поэт Али, политически одержимая Вика. Как здорово, что ежедневно Жанну наведает Брайан Адамс - поёт ей песни и умоляет выйти за него замуж.  Жанна колеблется (светлые сцены в фильме - это галлюцинаторные романтические посещения Адамсом дурдома).  Убедительное исполнение  Высоцкой   роли Жанны в стиле Джульетты Мазины обрамлено всеми положенными дурдомовскими деталями - дружелюбными даунами, агрессивными психотиками, запоздалыми  диссидентами. Больницу одинаково напористо осаждают обаятельные  мачо-чеченцы (один из них позвал Жанну замуж) и грубые русские мальчики. Кончаловский первым среди наших режиссёров уверенно ставит  жирный знак равенства между враждующими сторонами - и те и другие несчастны и частично мертвы. Дурдомовский плацдарм наилучшим образом оттеняет бессмысленность утомительного кровопролития.

 

DVD

ПЕНА ДНЕЙ   1968 - Франция 110 мин.   L’Ecume Des Jours AKA  Spray Of The Days  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

реж. Чарльз Бельмон

 в ролях: Мари-Франс Пизье, Жак Перрен, Сами Фрей

символистская драма/трагикомедия по роману Бориса Виана

    Эта история с намеками на социальную сатиру  с элементами символизма  известна как единственная близкая к тексту  экранизация знаменитого романа, - конечно, непереводимого на язык кино по определению.   Небольшую роль  исполнила жена Б.Виана.  

    Необычная история из жизни парижской молодежи (в фильме действие происходит в 60-е). Колен женится на хрупкой девушке Хлое, которая вскоре заболевает экзотической болезнью легких, и медленно угасает. Друг Колена Партр  - страстный коллекционер вещей, принадлежащих его любимому писателю, часто тратящий все свои деньги на сувениры. После того, как жена Колена умирает, он крадет ее тело и исчезает. Дочь банкира убивает любимого автора Партра.. 

 

 

DVD

БАБУСЯ  Россия  2004  97 мин.

  Режиссер: Лидия Боброва

В ролях: Нина Шубина, Юрий Овсянко, Анна Овсянникова, Владимир Кулаков, Сергей Гамов, Мария Лобачева, Ольга Онищенко, Сергей Ануфриев

Гран-при международного кинофестиваля “Ранконтре” (Франция).  Приз Арте-Гран-при V Европейского кинофестиваля (Франция).  Гран-при и приз зрительских симпатий международного кинофестиваля в Коттбусе (Германия). Специальный приз жюри международного кинофестиваля в Карловых Варах.     Гран-при Фестиваля фестивалей (Санкт-Петербург).     4 премии “Кинотавр”-2003, а так же приз за лучшую женскую роль (Сочи).

драма

     Бабуся - так ласково называли ее внуки, для которых она была главным человеком на свете (мать с отцом служили на железной дороге и были постоянно в разъездах). Прошли годы. Внуки выросли, обзавелись своими семьями. Бабуся продала дом, вырученные деньги отдала внукам, а сама стала жить с дочерью и зятем в полученной ими городской квартире. Но случилась беда - умерла дочь Вера. Зять стал заново устраивать свою жизнь и отказался от тещи. Из столицы приезжает ее племянница, известная журналистка, и пытается пристроить ее к внукам, которые разъехались по разным

 краям и которые когда-то ее очень любили...

.  Как ни относись к своеобразному народному стилю режиссера  Л.Бобровой (“Ой вы, гуси!”), эта лента с трогательно-беззащитной 80-летней непрофессионалкой Шубиной посреди  вертепа современной России - просто удар ниже пояса.  Фильм, выражающий  национальный колорит в сочетании с общечеловеческими гуманными ценностями, оказался обречен на международный фестивальный успех.

 

DVD

ПЕРЕКАТИ ПОЛЕ  (ПЛЫВУЩИЕ ПОБЕГИ)  (Япония) 1:55 1959  UKIGUSA  AKA  Drifting Weeds  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

     реж. Ясудзиро Одзу

     Хикару Хоси, Юсуке Ирие, Хироси Кавагучи, Хидео Мицуи, Хитоми Нозое, Харуко Танака

драма

    Труппа странствующих актеров приплывает на лодке в городок давать жалкие представления о самураях, на которые почти никто не ходит.  Попутно члены группы общаются с местными жителями (среди них неунывающие проститутки из борделя). Пожилой актер  Кумаджуро встречается здесь с женщиной, от которой у нее есть взрослый сын - но они скрыли от сына этот факт, он считает Кумаджуро своим дядей; тот не может решиться сказать ему  правду. Узнав об этом, хозяйка актерской труппы в ярости на малодушие Кумаджуро и желая причинить ему боль,  подговаривает  за  оплату молодую актрису их труппы влюбить в себя его сына. Когда все обманы раскрываются, герои переживают нелегкие времена, но всегда есть поезд, на котором можно уехать к новой жизни.. 

   Одзу обратился  в своем позднем творчестве к традиционному жанру «семингэки», бытописующему жизнь рядовой семьи, и поэтому редко выводил действие за ее пределы.  Его работы,  грустные и лирические, окрашенные мягким юмором, вводили зрителей в круг повседневной жизни мелкой буржуазии, показывали взаимоотношения родителей и детей.

  Одзу выработал свой режиссерский стиль, тесно связанный с традиционной эстетикой японского искусства. Для его фильмов характерны отсутствие острых драматических коллизий, спокойная композиция, линейное развитие времени, простейший монтаж, замедленность действия, долгие общие планы (снятые неподвижной, фронтально низко расположенной камерой), четкость и ясность кадров, отсутствие затемнений и наплывов, разумно умеренное  редактирование с редкими моментами созерцательных пауз.   Главная тема послевоенных работ Одзу — распад традиционной семьи. Фильмы опираются на несколько сюжетных каркасов, но в них одна главная мысль — жизнь такова и таков порядок вещей.  В своих пронизанных печалью фильмах Одзу воспел привычные семейные ценности, с грустью отмечая их постепенное обесценивание.

 

DVD

РАННЯЯ ВЕСНА Япония  1956; 2,20   ч/б /EARLY SPRING   AKA  Soshun/   ОЦИФРОВКА АУДИО :РУССКИЙ

  Режиссер: Ясудзиро Одзу

 Харуко Сугимура, Чишу Руи, Кумеко Урабе, Со Имамура

драма

    Как и большинство работ Одзу, это обманчиво простая семейная драма. В нескольких сюжетных линиях  мы видим жизнь нескольких  друзей - скромных   служащих одной компании. Один из них, мужчина средних  лет,  не выдержав печальной рутины ежедневной службы и семейной жизни, поддался порыву   и вступил в любовную связь с сотрудницей - девушкой по кличке Красная рыбка, над которой в их компании принято подшучивать. Его жена быстро  замечает перемены в его поведении и догадывается о его неверности; о ее состоянии мы узнаем из  частых разговоров с соседкой. Когда мужчина получает назначение уехать из Токио и работать на другом конце страны, он принимает это как  избавление и способ расстаться и с женой, и с любовницей; но жена  принимает решение следовать за ним. чтобы попытаться начать все с начала.. Одзу рассказывает о семейных проблемах  с характерными для него теплотой, чувствительностью, мягким юмором, создав трогательный, созерцательный фильм.

   Одзу обратился  в своем позднем творчестве к традиционному жанру «семингэки», бытописующему жизнь рядовой семьи, и поэтому редко выводил действие за ее пределы.  Его работы,  грустные и лирические, окрашенные мягким юмором, вводили зрителей в круг повседневной жизни мелкой буржуазии, показывали взаимоотношения родителей и детей.

  Одзу выработал свой режиссерский стиль, тесно связанный с традиционной эстетикой японского искусства. Для его фильмов характерны отсутствие острых драматических коллизий, спокойная композиция, линейное развитие времени, простейший монтаж, замедленность действия, долгие общие планы (снятые неподвижной, фронтально низко расположенной камерой), четкость и ясность кадров, отсутствие затемнений и наплывов, разумно умеренное  редактирование с редкими моментами созерцательных пауз.   Главная тема послевоенных работ Одзу — распад традиционной семьи. Фильмы опираются на несколько сюжетных каркасов, но в них одна главная мысль — жизнь такова и таков порядок вещей.  В своих пронизанных печалью фильмах Одзу воспел привычные семейные ценности, с грустью отмечая их постепенное обесценивание.

 

DVD

ДРУГИЕ  2001 1:43  The Others Англия-США АУДИО: РУССКИЙ (дубляж)/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ

режиссер Алехандро Аменабар

в ролях Николь Кидман, Кристофер Экклстоун

мистический триллер/готический хоррор

  Эта атмосферическая, жуткая лента заставит вас и пугаться и эмоционально сопереживать персонажам.  В этом доме нельзя открыть новую дверь, не заперев старую. Все окна должны быть наглухо задернуты шторами. Тут живут дети, которые боятся дневного света. Но солнце - не самое страшное, что им угрожает. В этом доме, где скрипят половицы, шуршат портьеры и в запертой комнате играет рояль, поселились невидимые чужие, и они не хотят делить дом ни с кем. И еще слуги зачем-то заваливают прелой листвой надгробия в парке.

    Ничто в идее голливудского дебюта Алехандро Аменабара (“Тезис”, “Открой глаза”), не предвещало столь мощного прорыва.

   Зная, что, приехав в Америку, не надо пытаться быть вторым Спилбергом, а стоит попытаться стать вторым Хичкоком, Аменабар сделал фильм о привидениях, в котором ничего не показано, но ужас скапливается в темных краях кадра, готовый в любую минуту накинуться на людей. Занавески, задернутые секунду назад, загадочные очертания под покрывалом, вкрадчивое скольжение камеры по натертому паркету гулких залов, таинственные взгляды всезнающих слуг, дети со сверляще-светящимися глазами - то же самое, что и голоса, посещавшие Розмари, ждавшую своего дьявольского ребенка. То же, что и улыбка Джека Николсона над пишущей машинкой в безлюдном отеле. Конечно, это гораздо страшнее, чем размалеванная харя дьявола и все спецэффекты вместе взятые. Аменабар снял по-настоящему страшный фильм.

Но как у всякого страшного фильма, чьи мурашки рождаются из ожидания, у этого на уме есть кое-что еще - кроме привидений. Тут в игру вступает роскошная Николь Кидман, ответственная за все, что не есть привидения. Роль теряющей или уже потерявшей рассудок матери, пытающейся защитить своих детей от вторжения, утверждает ее как  одну из лучших  англоязычных современных актрис. Аменабар снимает ее трепетно, затаив дыхание, словно боясь спугнуть, теплым ярким пятном на матовом темно-коричневом фоне. Она бесстрашно и сосредоточенно, заставляя нас пережить ее ужас как свой, слой за слоем снимает с себя все защиты. Вместе с ними на пол ложатся совсем другие истории - не о привидениях, а о самообмане, о манипуляции, о непоправимых ошибках и упущенных шансах, о бессилии, которое охватывает, когда родные кажутся такими чужими, и об ужасе, который испытываешь, теряя контроль над собственной жизнью. И еще о том, что все мы для кого-то - другие, и это до отчаяния страшно - быть другим.

 

DVD: БЫЛ РАНЬШЕ, НО ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ДЖИНДЖЕР И ФРЕД  /GINGER E FRED (GINGER AND FRED)/  Италия  1985; 1,50  АУДИО: РУССКИЙ/ИТАЛЬЯНСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ

 Режиссер: Федерико Феллини

В ролях: Джульетта Мазина  Марчелло Мастроянни, Франко Фабрицци

драма/мелодрама/комедия

 Британская киноакадемия: номинация на лучш. иностр. фильм; Золотой Глобус: номинация на лучш. иностр. фильм; National Board of Review: номин. на лучш. иностр. фильм

   На телевидении записывается шоу с участием популярных в прошлом исполнителей из кабаре и мюзик-холлов. Постаревшие Амелия Бонетти и Пино Ботичелло, которые были славной парой танцоров, имитировавших Джинджер Роджерс и Фреда Астера, кумиров Голливуда, встречаются после долгого перерыва, чтобы вспомнить о годах молодости и попытаться достойно выступить на сцене перед телекамерами.

  Легко увидеть в этой истории ностальгию и сентиментальность самого Федерико Феллини в старости, который уже с грустью думает о минувшем и не без сарказма описывает современную реальность. Он, наконец-то, смог вволю разделаться и с нелюбимым телевидением, миром рекламы и бессмысленно пустых, как мишура, всевозможных конкурсов, игр и шоу, жалких и бледных копий американской культуры развлечения.  Блестящий  дуэт Д.Мазины и М.Мастроянни, сыгравших старых друзей, которых потрепала жизнь,   дарит фильму особую теплоту.

 

DVD: БЫЛ РАНЬШЕ, НО ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ДНЕВНИК ГОРНИЧНОЙ   /JOURNAL D’UNE FEMME CHAMBER, LE/  Франция-Италия  1963; 1,38   АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ

Режиссер: Луис Бунюэль

В ролях: Жанна Моро, Мишель Пикколи, Жорж Жере, Франсуаз Люгань, Даниэль Ивернель

сатирическая драма  по роману Октава Мирабо

    Экранизация классического романа Октава Мирбо, который переработали для сценария Л. Бунюэль и его постоянный соавтор в 60-е-70-е годы - один из лучших киносценаристов Жан-Клод Каррьер. Молодая горничная Селестина (Моро) в 1939-ом году приезжает во французскую провинцию прислуживать богатому аристократическому семейству Рабу и становится свидетельницей того, как в местной буржуазной среде постепенно вызревают фашистские убеждения, которые, как мы начинаем догадываться, неминуемо одержат верх над пассивной, деградирующей аристократией. В концепции Бунюэля фашистские взгляды, даже на стадии зарождения, тесно связаны с преступлением.  Селестина наблюдает как бы со стороны жизнь обитателей усадьбы Робуров, их слуг, особенно, конюха Жоржа - убийцы и фашиста. В характерах персонажей Бунюэль тонкими штрихами рисует портрет нарождающегося фашизма. Не случаен финал - кадры демонстрации профашистской партии “Французское действие”.

    В 60-е годы  фокус гротескно-сатирического видения режиссера все больше смещается в сторону этико-психологических аспектов современного ему общества, пронизанного своекорыстием, лицемерием и расчетом. Разные, но в равной мере неутешительные варианты деградации личности в этом обществе предстают в «Дневнике горничной», «Дневной красавице, «Тристане».


В избранное