Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

новинки киноклуба


DVD

ЖИЗНЬ КАК СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ, ПЕРЕДАЮЩАЯСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ    Zycie jako smiertelna choroba przenoszona droga plciowa Польша, Франция, 2000 105 мин. ОЦИФРОВКА  АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Кшиштоф Занусси

В ролях Кристина Янда, Збигнев Запасевич, Тадеуш Брадески

   Из фильма: "Живите так, словно Бог есть, ибо, если окажется, что его нет, человек ничего не потеряет".

   Святой Бернар вошел в деревню в ту самую минуту, когда поселяне вешали конокрада. Конокрад , пытался бежать. "Этот преступник не готов предстать перед Богом сегодня, - сказал Бернар. - Отдайте его мне. Я отвезу его в монастырь, а когда он будет готов к казни, верну". Действительно, когда  Бернар и конокрад вернулись, конокрад преклонил колени перед крестом, осенил себя святым знамением и покорно встал под петлю. "Что сделал святой Бернар с конокрадом в монастыре, что тот смирился с мыслью о смерти?" - озадачивается доктор Берг, работающий врачом на съемках фильма о святом Бернаре. Берг недавно узнал о том, что болен раком. Как профессионал, он знает все, что случится с ним в ближайший месяц по минутам. Как человек, он не в состоянии примириться с собственной смертью. Занусси - один из последних режиссеров, которые снимают фильмы на полном серьезе. Никакой игры со стилями и со смыслами. Манера повествования проста, как зимнее дерево без листьев, сквозь голые ветви которого ясно просматривается горизонт философской идеи. Мысли четкие и безотлагательные, как приход смерти. Вслед за бергмановской медсестрой из "Персоны" Занусси повторяет: "Ничего нет. Ничего, - но добавляет: - Кроме веры". Существует лишь то, что сознание отдельно взятого человека в состоянии принять. Сознание - материя хрупкая, небытие - вещь объективная. Из этого контрапункта Занусси, при помощи великого кинокомпозитора Войцеха Киляра ("Двойная жизнь Вероники"), творит слезы и сантименты - то, без чего не бывает искусства серьезного, прямолинейного, иными словами - примитивистского. Не случайно название фильма - одновременно вульгарное и выражающее предельную правду - Занусси,  католик, мыслитель и признанный деятель искусств, позаимствовал из граффити, оставленного анонимным рэппером на  варшавской стене.

 

DVD

ГОНЩИКИ  /ROADRACERS/  США  1994; 1,28;  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер: Роберт Родригес

В ролях: Дэвид Аркетт, Сальма Хайек,Джон Хоукс,  Джейсон Уайлз, О'Нил Комптон , Марк Лоуэнтал

молодежная остросюжетная ретро-драма

      1950-е годы. Маленький городок, где все знают друг друга. Ребята гоняют на машинах, нарушая все правила и соревнуясь друг с другом. Дикий необузданный парень (Дэвид Аркетт) по уши в проблемах: со своей девушкой (Хэйек), местным подлым шерифом, но особенно трудное положение у него с сыном шерифа, отъявленным негодяем, использующим для затевания ссор девушку Аркетта. С ним у него все идет к настоящей беде. Забавная, несколько шумноватая, но хорошо сыгранная лента о "молодом", которому обрыдло все, и он хочет уехать. 

   Р.Родригес сделал стилизацию под молодежное кино 1950--х гг. - рок-н-ролл, "бунтарь на хайвее"... даже оригинальное название 1958 года используется.  А в финале (после  титров)  автор приготовил еще один киноманский сюрприз -  фрагмент его любимого фильма “Похитители тел” 1956 года смотрит, сидя в кинозале,  герой “Гонщиков” и старичок - который, если приглядеться,  - исполнитель главной роли в  “Похитителях тел”, который был как раз молодым тогда, в 50-е.  Следует отметить монтаж, сделанный самим Родригесом.

 

DVD

ОЛИГАРХ  Россия, Германия, Франция, 2002 123 мин.

Режиссер Павел Лунгин

В ролях Владимир Машков, Мария Миронова, Александр Балуев, Андрей Краско

остросюжетная драма

   Платон Маковский (В.Машков) - математик, остряк, бабник и гений - теряет друзей и приобретает власть. Из научного сотрудника в кроличьей шапке он превращается в российского олигарха - со всеми вытекающими обстоятельствами: с врагами из органов, с виллами во Франции, с киллерами на крышах и со слонами на днях рождения. Лунгин  рассказывает  об олигархах не как о врагах народа, а как об интересных людях с интересной судьбой. Этот  биографический эпос  интересно выстроен композиционно - в нем есть и детективный элемент, связанный с покушениями на убийство героя.

 

DVD

БИТНИКИ Beat   США 2000 г., 90 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

реж.  Гэри Уэлкоу

в ролях: Кортни Лав, Кифер Сазерленд, Норман Ридс

биографическая ретро-драма

 Фильм-участник Московского кинофестиваля-2000

     Биографическая ретро-драма, реконструирующая подлинные события 40-50 гг. прошлого века, связанные со знаковыми  фигурами культуры андерграунда. Фильм рассказывает о периоде жизни будущего автора знаменитого "Голого завтрака" Уильяма Берроуза и его друзей, предшествовавшем их всемирной литературной славе.

      Америка 40-х годов. Общество живет по законам военного времени, но они не касаются кучки отвязных, вечно пьяных прожигателей жизни, сочиняющих абстрактные стихи и рассуждающих о смерти. Еще никто не знает, что никому не известные Уильям Берроуз, Аллен Гинсберг, Джек Керуак и Люсьен Карр вскоре станут провозвестниками легендарной эры битников, которые перевернут мир своей философией интеллектуальных бунтарей.

 В центре сюжета - история знакомства и взаимоотношений основоположника движения "битников", писателя У.Берроуза (К.Сазерленд) и Д.Воллмер (К.Лав). История их любви и супружеской жизни, полной страданий и измен. История, которая завершилась нелепой гибелью Джоан. (эта игра в “Вильгельма Телля”  описана в “Голом завтраке”).

    "В словаре американского сленга слово beat описывает не только основной ритм или темп в джазовой композиции, но и эмоционально истощенную, неинтеллектуальную, асоциальную, аморальную общность людей, противящуюся всему коммерческому и материальному.

 

DVD

ЗВЕРИ   /ANIMALS/  США  1997; 1,40;  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер: Майкл Ди Джакомо

В ролях: Тим Рот, Род Стайгер, Микки Руни, Лотер Блуто,  Джон Туртурро

   Генри (Т.Рот) - нью-йоркский таксист, готовый принять смерть от разговорчивого грабителя (Туртурро), потому что у него совсем нет близких людей. В его такси садятся трое французов-документалистов (Они из короткометражного ч/б фильма "Хозяин заставы", показанного в начале  фильма.), успевших состариться и едущих навстречу своей естественной смерти. Но они полны жизни даже перед ее финалом и дают таксисту совет не останавливаться в поисках своего счастья.  Генри соглашается и приезжает в рай...    Но нигде не находит он успокоения, и даже женщину не суждено ему удержать. 

   В ходе приключений героя в “раю” разбросано много головоломок,  а диалоги на уровне дзенских коанов. Особенно, когда понимаешь, что главный герой в течение всего фильма мертв, а все, что с ним происходит - это классическое загробное путешествие.

 

DVD

 ДО КОНЦА СВЕТА   Until The End Of The World  Италия, Китай, Португалия, США, Япония / 1991  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

В ролях: Сольвейг Доммартин, Макс фон Сюдов, Жанна Моро, Рюдигер Фоглер, Уилльям Херт, Эдди Митчелл

футуристическая философская кибер-фантастика

   Эпическая  футурологическо-экзистенциалистская картина  Вима Вендерса и продюсера Анатоля Домана, до того работавших вместе над картиной "Небо над Берлином". Критики назвали ее интеллектуальной и эстетской. Созданная кинематографистами США, Португалии, Италии, Японии, Китая, при весомом участии NHK и Sony, без которых были бы невозможны используемые в фильме компьютерные спецэффекты, картина является пророчеством о ждущих человечество бедах. 1999 г. на исходе. Индийский ядерный спутник вышел из-под контроля. Но Клер (Сольвейг Доммартин) на это наплевать. Она увлечена преследованием таинственного Сэма-Тревора, за которым охотится ФБР. Очевидно, у него есть ценное изобретение.

 

VD

ИИСУС ХРИСТОС - СУПЕРЗВЕЗДА  /JESUS CHRIST SUPERSTAR/

США  1973; 1,50;   АУДИО: АНГЛИЙСКИЙ

Режиссер: Норман Джюисон  музыка:  Эндрю Ллойд Уэббер. Слова: Тим Райс.

В ролях: Тед Нили, Ивонн Эллимэн, Бэрри Деннен, Боб Бингэм, Лэрри Т. Маршалл, Джош Мостел, Керт Ягджян, Филип Тобус, Карл Андерсон

рок-опера/историч. драма

Оскар-1974: номинация - лучшая музыка  - Эндрю Ллойд Уэббер. БАФТА-1974: лучший саундтрек, лучший оператор  (номинация), лучшие костюмы  (номинация), UN Award (номинация). Давид ди Донателло-1974: лучший иностранный фильм. Золотой глобус-1974: лучшая комедия или мюзикл (номинация), лучшая мужская роль в комедии или мюзикле - Карл Андерсон (номинация), лучшая мужская роль в комедии или мюзикле -

Тед Нили (номинация), лучшая женская роль в комедии или мюзикле - Ивонн Эллиманн (номинация), многообещающий новичок - Карл Андерсон (номинация), многообещающий новичок - Тед Нили (номинация).

    Фильм создан на основе  бродвейского спектакля  -  знаменитой рок-оперы композитора Эндрю Ллойда Уэббера на стихи Тима Райса. Помимо великолепной музыки и вокала, фильм интересен необычной трактовкой темы Христа, которая представляет собой альтернативу ортодоксальному христианству. Остро и по-новому ощущается в фильме связь времен - евангельского сказания и современности. Фильм  может быть назван предвестником жанра видео-рока и обладает несомненными художественными достоинствами. Эта легендарная киноверсия легендарной оперы - скандальная, искрометная, слишком, по мнению многих, легковесная, но навсегда вошедшая в историю кинематографа. В Палестину на большом автобусе приезжает съемочная группа, чтобы снять киноверсию популярного бродвейского мюзикла о жизни Христа. Дабы слепо не копировать оригинал, режиссер делает Иуду негром, а римских легионеров сажает в танки…

  Сюжет оперы основывается на евангельских повествованиях и охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе. Иисус в опере был изображён в образе первого хиппи на земле.

    Наряду с фильмом  "Волосы" (Hair), картина по праву входит в золотой фонд  кино-рок-опер. 

 

 

 DVD

РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ Россия 1974 г.  135 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссёр: А.Михалков-Кончаловский

В ролях: Евгений Киндинов, Елена Коренева, Ирина Купченко, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Конкин, Ия Саввина, Александр Збруев, Иван Рыжов, Николай Гринько, Елизавета Солодова,  Роман Громадский,  Александр Самойлов, Валентина Ананьина

поэтическая  драма

 XIX кинофестиваль в Карловых Варах:  Большой приз - `Хрустальный глобус`

   Необычный в жанровом отношении, открывающий новые стилевые возможности кино, этот фильм-романс стал заметным явлением в отечественном искусстве 70-х.  Поэтически  снятая реальность, где все герои изъясняются стихами (мир, каким его видят влюбленные) составляют там выразительный контраст  с гипер-реалистически снятыми подчеркнуто бытовыми сценами.

   “Есть парень и есть девушка.  Они любят друг друга. Очень любят. А потом парня призывают в армию и он идет: таков его долг. Парень служит в  морской пехоте. Девушка его ждет. Потом случается несчастье: во время моретрясения, когда часть, где служил Сергей, была брошена на помощь пострадавшим жителям, его бронетранспортер унесло в море. Приходит весть о гибели парня. Девушка страдает. Это страшное горе. Но надо жить. Надо найти в себе силы победить отчаяние. У Тани есть друг детства, хороший человек, хоккеист. Он ее любит. Он помогает ей преодолеть горе. Она выходит за него замуж. Потом открывается, что Сергей не погиб. Он выстоял перед лицом смерти и не бросил в беде раненого друга.  И вот он вернулся домой. Но Таня - уже не его Таня. Она жена другого. Как быть? И можно ли жить без нее? И есть ли смысл в такой жизни? И сможет ли когда-нибудь каждый из них быть счастлив?.." - А.Михалков-Кончаловский.

 

DVD  И  CD

ЕСЛИ... /IF.../  Великобритания  1969; 1,51; оцифровка  АУДИО: РУССКИЙ  

Режиссер: Линдсэй Андерсон

В ролях: Мэлколм МакДауэлл, Дэвид Вуд, Ричард Уорвик, Роберт Суонн, Кристин Нунэн, Артур Лоу, Мона Уошборн, Питер Джеффри, Джеффри Чэйтер, Энтони Николлс, Грэм Крауден, Чарлз Ллойд Пэк, Майкл Кэдмэн, Руперт Уэбстер

гротескная приключенческая драма/аллегория с элем. сюрреализма

Гран-при "Канн-69".

     Мощная и оригинальная социальная аллегория. В главной роли дебютировал Малколм Макдауэлл. Он играет непокорного бунтаря, учащегося строгого британского интерната для мальчиков, подбивающего нескольких своих одноклассников на своеобразное вооруженное восстание. Кровавый бунт стал протестом против лицемерия, жестокости, подлости и лжи, насаждаемых в этой привилегированной школе. Яростная картина была ключевым фильмом 60-х годов, но и сейчас ни на йоту не потеряла своей уникальной мощи в смысле выражения самой сути молодежного кризиса "белых ворон". Продолжением скорее духовным, а не сюжетным является фильм "О, счастливчик!" 

 

DVD

МОРИС  /MAURICE/  Великобритания  1987; 2,11;  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ 

Режиссер: Джеймс Айвори

В ролях: Джеймс Уилби, Хью Грант, Руперт Грэйвз, Денхолм Эллиотт, Саймон Кэллоу

 историч. драма (нач. 20 в.) по роману И. М. Форстера

1987 - Венецианский кинофестиваль: 1 Лучший актер -  Хью Грант,  Джеймс Уилби  Лучшая музыка.  Серебряная премия  (Джеймс Айвори)

   История молодого англичанина, пытающегося разобраться в своих сексуальных влечениях и  ориентации. Действие происходит в начале ХХ столетия, когда общество было сковано догмами и светскими приличиями. В центре сюжета - отношения  двух друзей-любовников (Д.Уилби-Х.Грант), каждый из которых выбрал свой путь в непростых условиях эдвардианской Англии.  На МКФ в Венеции картина была удостоена "Серебряного льва", а актеры Хью Грэнт и Джеймс Уилби - призов за исполнение мужских ролей. Снят фильм изысканно, тонко и глубоко, в сдержанной британской манере, вызывая, однако, сильное эмоциональное сопереживание.  Джеймс Айвори - идеальный режиссер для экранизаций  прекрасного британского романиста М.Форстера.

 

DVD

ДОРОГАЯ  Darling Великобритания, 1965  128 мин.  ОЦИФРОВКА  АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Джон Шлезингер

В ролях: Джули Кристи, Дирк Богард, Лоренс Харви

ироничная лирическая драма

1966 - ОСКАР: - Лучшая актриса (Джули Кристи),  Лучший дизайн костюмов, Лучший сценарист (оригинальный сценарий). Номинирован:  Лучший фильм,  Лучший режиссер.

        Трогательный, забавный и честный  рассказ о молодой манекенщице (Кристи) из Лондона, решившей сделать карьеру, перепрыгивая через ступеньки социальной лестницы. Делала она это весьма не оригинальным способом, прыгая из койки в койку, если это шло ей на пользу.  Была в ее жизни и любовь -  персонаж Дирка Богарда. Гениальная режиссура Джона Шлезингера.

   Стены Лондона украшает плакат с ее лицом: ее история, история хозяйки роскошного итальянского палаццо, которой стала простая местная девчонка - кавер-стори в последнем номере модного журнала. И сюжет “Дорогой”.    Один из лучших фильмов  Шлезингера принес Джули Кристи, актрисе, вошедшей в историю как первый пропагандист мини-юбок, “Оскар” за женскую роль. Шлезингер пришел в кино в группе “молодых рассерженных англичан”, звавших пролетариев на бунт, и впервые снял фильм о высшем свете. Его принято считать сатирой - не столько на деятельную героиню, сколько на бездеятельное общество, где сердечные союзы ведут в никуда, артистические сборища - к экзистенциальной игре на тему потери индивидуальности, а симпатия - лишь повод для фотосессии. Другое дело, что не пошла же Дорогая в монахини, а выбрала успех в этом самом бессмысленном собрании; так же фильм - сатира, выполненная с любовью. Иронизируя, Шлезингер одновременно соблазняется: все эти диадемы, шиньоны, бутылки дорогого коньяка в руках безупречных мужчин, - вслед им с ревностью смотрит не только Дорогая, но и режиссер, фотографирующий аморальную роскошь с подобающим эстетическим шиком - как для обложки Vogue времен Дэвида Бэйли. И, вслед за героиней, достигает со своим кинороманом того же класса, что и люди, которых он хотел поначалу всего лишь использовать.

 

DVD

ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ  /HARD DAY'S NIGHT, A/ Великобритания  1964; 1,25;  АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ/АНГЛИЙСКИЕ

Режиссер: Ричард Лестер  музыка: Beatles

В ролях: Джон Леннон, Пол МакКартни, Ринго Старр,  Джордж Харрисон, Уилфред Брэмбелл, Виктор Спинетти, Анна Куэйл Норман Россингтон, Джон Джанкин, Дерик Гайлер

музыкальная комедия

1965 - ОСКАР: номинирован - Лучший сценарист (оригинальный сценарий).

   1964 год. Начало битломании. Битлз дебютируют в шоу Эда Салливана. Ричард Лестер снимает первый фильм с их участием в жанре музыкальной комедии, в котором рассказывается об одном дне из жизни Ливерпульской четверки, полном веселых приключений. Битлз  исполняют гениальные ранние песни, от которых у ветеранов рок-движения наворачиваются слезы умиления и восторга. Но и сюжетно фильм на редкость удачен, одна история с "дядюшкой Пола" чего стоит.

 

      DVD

ЗАГНАННЫХ ЛОШАДЕЙ ПРИСТРЕЛИВАЮТ, НЕ ПРАВДА ЛИ? They Shoot Horses, Don`t They? США, 1969 120 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Сидни Поллак

В ролях Джейн Фонда, Майкл Сэррэзин, Гиг Янг, Сусанна Йорк

ретро-драма (1930-е)  по роману Горацио МакКоя

     Америка, 1934 год. Доллар рухнул. Уолл-стрит в руинах. Экономика гниет. Безработица. От отчаяния люди готовы на все. Например, как Глория (Фонда) и Роберт (Сэррэзин) - участвовать в танцевальном марафоне на выживание, сутки напролет, без сна и отдыха. Победителю - приз, проигравшему - морг. Соперники отпадают один за другим, но финалистам не придется радоваться, что продержались: в этом конкурсе нет победителей. Голливудские фильмы 30-х годов были полны песен, танцев, желания любви и предвкушения счастья. Кларк Гейбл весело искал себе подходящую пару. Фред Астер кружил Джинджер Роджерс в безостановочном вальсе. В жизни, можно не сомневаться, все было прямо наоборот - Великая депрессия во всех смыслах слова. От кино люди хотели одного - обмана. Поэтому неудивительно, что жесткий роман Горацио МакКоя, написанный в 1935 году, был тут же куплен Голливудом - не чтобы поставить, а чтобы поставить никто не мог. Его сняли только через 35 лет, когда притворяться, что все прекрасно, уже стало бессмысленно, а критиковать прошлое - безопасно. Сразу после молодежной революции 1968-го Сидней Поллак поставил "Загнанных лошадей", мрачный фильм о том, как все было на самом деле. Фильм производит очень сильное впечатление. Он  искренний, эффектный и  по-тинейджерски отчаянный.   Он может показаться социологически упрощенным, но зато там  можно  сопереживать героям и наслаждаться точно пойманными деталями человеческих отношений.

 

DVD

ДОЖДЬ НАД НАШЕЙ ЛЮБОВЬЮ (Det regnar pa var karlek) Швеция. 1946. 95 мин. ч/б ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссёр Ингмар Бергман

В ролях: Барбро Колльберг, Биргер Мальмстен, Ёста Седерлунд , Лудде Гентцель, Дуглас Хоге, Бенкт-Оке Бенктссон

молодёжная романтическая драма

   В этом раннем бергмановском фильме, снятом вскоре после войны, есть некая подспудная ориентация на довоенный французский «поэтический реализм», что выражено и в том, как любви юных героев Магги и Давида противостоят скучные и лишённые романтических порывов людишки: пастор не желает заключать их брак, а самодовольный клерк предъявляет счёт молодой паре.  

   Но мир детской фантазии, прекрасных иллюзий, красивой мечты может найти свою реализацию не только в путешествиях в дальние страны или хотя бы в летних прогулках, позволяющих на время вырваться из ненавистной действительности (лето - вообще значимая пора для искусства Северной Европы). Своеобразный эскапизм проявляется в начальный период творчества  Бергмана ещё и в клоунских выходках, на подмостках варьете или на съёмочной площадке.  Доморощенные комедианты и глуповатые затейники как своеобразные «остраняющие комментаторы действия» появляются уже в этой картине.

 

DVD

УМЕРЕТЬ ЗА  To Die ForСША, Великобритания, 1995 106 мин. ОЦИФРОВКА  АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Гас Ван Сэнт   сценарий Бака Хенри

В ролях: Николь Кидман, Хоакин Феникс, Мэтт Диллон,  Иллеана Дуглас, Кэйси Аффлек, Дэн Хедайя,  Элисон Фолланд, Дэвид Кроненберг

 сатирическая драма/триллер по книге Джойс Мэйнард

«Золотой глобус»: Лучшая зенская роль  (Н.Кидман)

     Необычный циничный триллер от необычного режиссера, снятый в кажущейся легкой, ироничной манере. В "Умереть за" Гаса Ван Сента речь идет не о любви, а о карьере. Прелестная провинциалка, ведущая по телевизору прогноз погоды, списанная, между прочим, с жизни, одетая в пастельные тона, а не в красное с черным, как привычная экранная femme fatale, шагает к цели, соблазняя и убивая, не жалея ни юного любовника, ни мужа, превращая одного в орудие убийства, другого в жертву.  Помешанная на телевидении героиня Николь Кидман, с детства одержимая идеей стать телезвездой, совращает аутичного  старшеклассника (блестящая роль юного Хоакина Феникса), чтобы тот убил ее мужа (Мэтт Диллон). Этим убийством она рассчитывала привлечь к себе внимание крупнейших студий страны.. Но  появляется сам Дэвид Кроненберг - и решает финал истории. Первая яркая роль Н.Кидман («Золотой глобус»), после которой о ней заговорили как о талантливой актрисе.

 

DVD

САДЫ СКОРПИОНА  Россия  1991  102 мин. ОЦИФРОВКА 

 реж. Олег Ковалов

В фильме использована музыка из произведений Ж.А.Байфа, Б.Бартока, К.Орфа, Д.Шостаковича, К.Пендерецкого, Н. Рота, В.Мурадели и других композиторов.

 экспериментальное кино: сюрреалистический коллаж из советских фильмов  20-50-х гг.

    Олег Ковалов  - историк и теоретик кино, кинорежиссер экспериментальных фильмов.   В этом фильме он создает монтажную фантасмагорию из хроники и игровых фильмов -   как бы 'по ту сторону' игрового и неигрового кино. Это - сюрреалистический коллаж, где методом вольной импровизации смонтированы фрагменты советских фильмов 20-50 годов - великих и проходных, игровых и хроникальных, просветительских и мультипликационных. Сведенные воедино, эти осколки ушедшей эпохи обнаруживают свой скрытый смысл и в конечном счете рисуют ее портрет - эксцентричный и трогательный, притягательный и пугающий, поэтичный и пафосный.   Есть и сквозная интригующая история  - из пугающего шпионского фильма сталинской эпохи (о том, как  зарубежные шпионы притворяются простыми советскими людьми).

     Проект Олега Ковалова вполне утопичен: подставить на место "жизни" кинематограф, работать с эстетикой, будто с непосредственной жизненной эмпирией. Ковалов полагает, что культура - это и есть пресловутая "жизнь". Точнее, только в формах культуры жизнь уловима и поддается адекватному описанию. В этом смысле Ковалов - безусловный эстет, он начинает с того, что отвергает все невыразительное, неоформленное, безъязыкое. Воспроизведению культурного слоя он отдается со страстью и неистовством. Даже титры, наиболее формальный элемент фильма, придуманы таким образом, чтобы воздействовать на зрителя непосредственно, породить эмоцию прежде интеллектуального впечатления.   Изобразительное и монтажное решения, как правило, апеллируют у него к чувственному восприятию, напрягают слух, тревожат воображение. Буря эмоций, однако, поверяется алгеброй классической формулы. Эстетическая дистанция - вот минимальное разрешенное расстояние до любого объекта, любого проявления бытия, которое рискует появиться на пленке. Ближе Ковалов не подходит и не разрешает другим. Лишь осознанно используя те или иные культурные коды, подлинный режиссер получает санкцию на сюжет и прочие литературные излишества, которые, по мнению Ковалова, не имеют в кино принципиального значения. Но своего рода формализм преодолевается за счет гипертрофированного интереса режиссера к таинству кинопроекции, к чуду "волшебного фонаря". Ковалов особенно пристрастен к материальной природе киноизображения, к фактурам, пленочному зерну, мерцанию света и тени, соотношению геометрических объемов.        Заставляя в Садах скорпиона взаимодействовать различные жанровые и стилистические образования (игровое кино, научно-популярный материал, хронику), уравнивая их в правах на зрительское внимание, Ковалов акцентирует собственно кинематографическую специфику, пленочный способ бытования реальности. То, что отличает игровой фильм от документального, есть литература. То, что их объединяет, есть кинематографическая вибрация, собственно искусство экрана.

 

 

     DVD

Сергей Эйзенштейн. «Мексиканская фантазия"Россия  1998 101 мин.  ч/б  ОЦИФРОВКА Производство Кинокомпания СТВ, Госфильмофонд России, Госкино России   

Режиссер-постановщик: Сергей Эйзенштейн - оригинальный материал;

Олег Ковалов - режиссерская разработка

Продюсер:  Сергей Сельянов

документальный фильм: кино о кино

МКФ в Берлине-98: Приз жюри C.I.C.A.E. Кинофестиваль "Литература и кино-98",Гатчина, информационный показ. Открытый Российский Кинофестиваль "Кинотавр-98", Сочи, "Специальное событие".

     Авторская версия незавершенного фильма Сергея Эйзенштейна "Да здравствует Мексика!"..  Декабрь 1930 года. Загадочная Мексика приоткрывает свои тайны Сергею Эйзенштейну: доколумбова Мексика, экзальтированная «испанская» Мексика, трагичная Мексика диктатуры Диаса, Мексика восставшая и новая Мексика начала ХХ века. Создать эпопею о прошлом и настоящем страны - размах замысла режиссера был велик. Но съемки фильма «Да здравствует Мексика!» были прерваны, Эйзенштейн вернулся в Москву, а отснятый материал остался в Америке. Уже в наши дни 75 тысяч метров пленки, отснятой Эйзенштейном, стараниями Олега Ковалова превращаются в авторскую версию незавершенного фильма великого режиссера и дают ему вторую жизнь.

    Отказавшись в “Мексиканской фантазии” от сюжетосложения литературного толка, Ковалов  через изображение, большей частью молчаливое, выстраивает историю о путешественнике, прибывшем в заповедную страну-чаровницу на люмьеровском поезде и сожженном под ее жарким смертоносным солнцем. 

     Пристрастие к изобразительному конструированию, классификации, исследованию культурных кодов, обостренный интерес к монтажному эксперименту, к происхождению изображения из света и тени - все это ставит творчество Ковалова особняком в современном российском кино. 


В избранное