Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

новинки киноклуба


DVD: был раньше, но теперь в другом качестве:

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЛЮДИ   (Украина)   1:49  2001  

 реж. Кира Муратова

в ролях: Наталья Бузько, Сергей Четвертков, Филипп Панов

фестиваль “Кинотавр”: премия ФИПРЕССИ

 абсурдистский фарс

       Кира Муратова всегда удивляла зрителей и коллег своим необычным видением мира. Таков и фильм “Второстепенные люди”, сюжет которого замысловат и забавен. Участковый врач случайно убивает разбушевавшегося пьяницу Васю. Сожительница алкоголика Вера теперь не знает, что же делать с трупом. Упаковав тело в большую хозяйственную сумку, Вера отправляется в “путешествие” по городу в компании сбежавшего из психбольницы эксгибициониста Миши, уверенного, что в сумке лежат останки умершей собачки, которую нужно похоронить.

     И сюжет, и настрой картины создают атмосферу ирреальности. Её пространство “населяют” мертвецы, сумасшедшие и извращенцы, но всё это воспринимается как сон, страшный и забавный. В результате получилось абсурдистское, фарсовое кино, второстепенные  “человеки”, заведомо странные, - единственные, кто действует в опустевшем городе.         В этом фильме отсутствуют первостепенные, или “нормальные” люди. Возможно, что они просто не интересуют режиссёра,  - это вполне в традиции национальной культуры, поднимающей тему маленьких, лишних людей.   Как всегда, у Муратовой безупречен состав творческой группы. Безумный город гиперреалистично снял оператор Геннадий Карик. По улицам со своей тяжкой ношей скитается часто снимающаяся у Муратовой  талантливая гротесковая актриса Наталья Бузько, точно сыгравшая  Веру в её тупиковой жизни с фарсово-мажорным финалом.

 

DVD: был раньше, но теперь в другом качестве:

ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ  Россия,  1987,   109 мин. 

Режиссер Кира Муратова

В ролях: Наталья Лебле, Юрий Шлыков, Владимир Карасев, Леонид Кудряшов, Умирзак Шманов, Оксана Шлапак, Владимир Дмитриев

 аванг.  психодрама  по мотивам новеллы Сомерсета Моэма

 Приз Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру

   Конечно, название фильма относится к личной судьбе постановщика не в меньшей степени, чем к судьбе главной героини. Кира Муратова, в 70-е годы с формулировкой «профнепригодность» изгнанная из большого кино, в  годы перестроки  становится неформальным лидером и безусловным авторитетом. Ее картины сняты с «полки», она получает постановочные мощности и возможность неограниченного самовыражения.

  Проекция личности режиссера на образ героини в исполнении Натальи Лебле очевидна. Муратова не вполне интересуется сюжетом Сомерсета Моэма, чья новелла «Записка» легла в основу картины. Она доводит до предела, до абсурда свою режиссерскую манеру, вполне сформировавшуюся еще в «Коротких встречах».

Изощренный маньеризм, тотальная стилизация — голоса, жестов, среды обитания. Действие перенесено в Среднюю Азию. Изысканной героине чужда непритязательная туземная жизнь, неинтересен муж. А импозантный любовник изменяет ей в свою очередь. Тогда обманутая женщина разряжает в него револьвер, видимо, не вполне отдавая себе отчет в собственных действиях..

Что это — самозащита или предумышленное убийство? Следствие растеряно. Единственную улику, записку, посредством которой героиня приглашала любовника на роковую разборку, то бишь свидание, по совету адвоката и за большие деньги приобретает муж. Спасает неверную супругу от смерти, и вешается сам. «Невозможно определить, какие дьявольские инстинкты заложены в порядочных женщинах!» — подытожил кровавую драму один из персонажей.

Что удается Муратовой в этой картине? Все, что так или иначе может считаться проекцией загадочной женской души. Режиссер являет нам образ женского подсознания, измученного в борьбе с чужим и слишком рациональным миром мужчин. Среднеазиатский микрокосм представлен враждебным и эзотеричным. Дело, конечно, не в национальных предпочтениях режиссера: как убежденный формалист, Муратова готова эксплуатировать первые попавшиеся социальные и культурные феномены. Свое гиперактивное отношение к Миру она проецирует на Моэма или Короленко, все равно.

    Кира Муратова нагрузила своими проблемами чужую прозу и чужое социокультурное пространство. Она пронизала их собственными силовыми линиями и подчинила собственной авторской и человеческой воле. Таким образом, стихия материала укрощена несравненно более стихийным, женским началом. Вот почему попытки рациональной интерпретации картины заведомо непродуктивны. Ее содержанием стал внефильмический авторский жест: «Вы меня не любите? Тогда я открываю огонь!»

 

DVD: БЫЛ РАНЬШЕ, НО ТЕПЕРЬ С ПЕРЕВОДОМ НА РУССКИЙ:

ПОБЕРЕГИ СВОЮ КОСЫНКУ, ТАТЬЯНА Финляндия-Германия  Pida Huivista Kiinni, Tatjana    1994  62 мин. ч/б  АУДИО: РУССКИЙ/ФИНСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ  

реж. Аки Каурисмяки

в ролях: Матти Пеллонпяа,  Мато Валтонен, Кати Оутинен, Кирси Тюккюляйнен     

роуд-муви/черная комедия/драма

     Кинематограф Каурисмяки высказывается от имени неких лирических героев, у которых «нет ничего», даже страха, и которые поэтому полностью определяются чувствами надежды и упования. В этой бесподобной черной комедии  Каурисмяки  внимательно приглядывается к 60-м, которые стилизует под выморочное, но по-своему трогательное черно-белое сновидение. Двое полусонных финских парней путешествуют в компании «желающих познакомиться» советских женщин, русской и эстонки, роли которых с блеском играют Кати Оутинен (играет эстонку) и Кирси Тюккюляйнен (точно и достоверно играет русскую женщину, ищущую «тепла» в холодной Финляндии.)   60-е, время, когда окончательно оформилась и стабилизировалась массовая миграция «деревни» в «город» (у нас об этом — гениальные «Короткие встречи»), когда соблазнительные идеи постиндустриального комфорта и потребления начали давать первые робкие ростки на не слишком плодородной территории Великой Степи.  Герои картины, смутные, неловкие люди, едва осознающие себя, свое место в мире и не умеющие соединиться с Другим ни в духовном, ни в физическом смыслах, грезят о каких-то несбыточных райских кущах за поворотом, на соседней улице в близлежащей Эстонии, куда вслед за спутницей отправляется один из мужчин и которая на поверку оказывается непрезентабельной совковой клоакой. Гениальный эпизод — трехсекундная греза, вспыхнувшая в подсознании одного из мужчин, — рисует картину его полной победы над миром: преображенный парень с разгона въезжает на сверкающем черном лимузине в стеклянную витрину кафе, тормозя возле стойки бара, где ошеломленный бармен с готовностью выдает победителю порцию холодного виски.

   Действие большинства картин Аки происходит словно бы в одном из наших захолустий. Русское влияние, зачастую эстонски опосредованное, проникает в Финляндию через воздух и быт, историю и географию. И если Каурисмяки экранизирует “Преступление и наказание”, если в его фильмах то и дело звучат Шостакович и Чайковский, это свидетельство близости русской культуры - близости не только духовной, но и физической, что, как известно, укрепляет любой союз.  Близость проявляется и в глубоких соитиях, и в случайных, мимолетных касаниях. То вдруг в фонограмме фильма послышится обрывок русской речи - из телевизора, что без труда принимает нашу программу. То зазвучит голос Георга Отса, то песня “Не спеши” (Бабаджанян — Евтушенко — Магомаев). И хотя поют по-фински, какая-то есть неслучайность в этой случайности, какое-то отчужденное языком ностальгическое напоминание о нашей душевной родственности. А в фильме “Побереги свою косынку, Татьяна”  трогательные отношения двух финнов, эстонки и гостьи из Алма-Аты с блистательным лаконизмом характеризуют менталитет финских мужчин и советских женщин, каким он был до сексуальной революции и распада Союза.

 

DVD: БЫЛ РАНЬШЕ, НО ТЕПЕРЬ ЭТА СЕРИЯ  ВСЯ С ПЕРЕВОДОМ НА РУССКИЙ:

ЛЕТАЮЩИЙ ЦИРК МОНТИ ПАЙТОНА   СЕРИЯ 3/4 Англия  1969-1974   90  мин.,   пр-во BBC  Monty Python’s Flying Circus [TV Series]   ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ.

  Режиссер: Иэн МакНоутон

в ролях:   Джон Клиз, Грэм Чэпмен,  Эрик Айдл,  Терри Джонс и Майкла Пэлин, Тэрри Гиллиам

ТВ-скетчи: анархическая фарсовая комедия / сатира / абсурдистский черный юмор

   Знаменитый на весь мир “Летающий Цирк Монти Пайтона” -  провокационное шоу, которое произвело переворот в мире смеха, задав новые стандарты для юмористических программ.  Созданный в 1969 г. на BBC,  этот юмористический цикл   был так назван именно потому, что не это название не означало ровным счетом ничего. Состав – все выпускники Кэмбриджа и Оксфорда – включал  Джона Клиза, Грэма Чэпмена,  Эрика Айдла,  Терри Джонса и Майкла Пэлина. Шестой пайтоновец, американец Тэрри Гиллиам, обеспечивал  сумасбродную анимацию и периодически появлялся перед камерой.   Это шоу невозможно описать тому,  кто его не видел.  Сериал  (который открывался каждую неделю  под музыку  “Liberty Bell March”),  была дикой непочтительной коллекцией  свободных ТВ-скетчей, иногда тонко связанных одной темой.  Отдельные скетчи  обычно связывались звонким слоганом «А теперь кое-что совершенно иное!».  Любимыми мишенями Пайтонов были нудные ТВ-ток-шоу  и документальные фильмы, идиотские  ограничительные законы ,  бюрократы,  непостижимые иностранцы,  священные   Британские традиции, - в общем, актеры высмеивали все, над чем только можно смеяться в жизни. Питонцы наслаждались переодеванием в женские наряды, обычно изображая  безвкусно  одетых домохозяек из пригорода с визгливыми голосами.  Среди наиболее популярных фрагментов шоу можно назвать  «Зоомагазин», «Песня дровосека», «И тем не менее это испанская инквизиция!», «Министерство глупой походки»,  «Самая убийственная шутка в мире»,  научно-фантастический фильм-пародия , в которой злые пришельцы (имеющие облик   французских  патрициев) превращали всех британцев  в шотландцев..         Шоу транслировалось по телевидению с 1969 по 1974 год и за это время “Монти Пайтон” стали легендой - сделав ставку на абсурд, черный юмор и сатиру, они создали беспрецедентное шоу, радикальное как по своей форме, так и по содержанию. В отличие от остальных участников группы, Знаменитый в будущем режиссер  Терри Гиллиам лишь изредка появлялся на экране в эпизодических ролях, однако наравне со всеми принимал участие в написании сценариев и, кроме того, создавал оригинальную мультипликацию на основе своих рисунков и коллажей, ставшую неотъемлемой составляющей сериала. Эта способность смеяться над, казалось бы, несмешными вещами, психоделические мультяшные образы, не искажающие реальные вещи, а скорее подчеркивающие их настоящую сущность, стала отличительной чертой творчества Гиллиама после того, как команда “Цирка” распалась.    

   Пример: история происхождения слова «Спам». Мясные консервы SPAM попали в знаменитую пародию “Летающий цирк Монти Пайтона”. Вначале официантка в кафе предлагает посетителям блюда “яичница с беконом”, “яичница со СПАМОМ”, “яичница с беконом и СПАМОМ”, “СПАМ с яичницей с беконом и СПАМОМ”, “лобстер и креветки с шарлотками и трюфелями в винном соусе, украшенные поджаренным яйцом и ломтиками СПАМА”, а к концу все посетители забывают обо всем на свете и хором распевают песню о “чудесном, прекрасном, любимом, вкуснейшем СПАМЕ. Теперь  спамом в интернете стали называть навязчивую массовую рекламную рассылку по электронной почте.   

 

DVD

ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ  СССР  1975  169 мин.

 Режиссер: Владимир Мотыль   песни Булата Окуджавы

В ролях: Ирина Купченко, Алексей Баталов, Наталья Бондарчук, Олег Стриженов, Эва Шикульска, Игорь Костолевский, Иннокентий Смоктуновский, Владислав Стржельчик, Игорь Дмитриев, Василий Ливанов, Михаил Боярский       историческая драма

     14 декабря 1825 года воинские части русской армии должны были присягать своему новому государю - Николаю I. Но молодые офицеры, передовые умы той эпохи, осознавая весь ужас действующего режима, решают поднять свои полки против самодержавия и установить в стране демократию. То был великий подвиг лучших сынов России. Однако восстание было жестоко подавлено. Организаторы казнены, многие сосланы на каторгу в Сибирь. Вслед за осужденными офицерами, покинув аристократические семьи и благополучный быт,  сквозь мороз и лишения, отказавшись от прав и привилегий, навсегда оставив своих родных и детей, отправились их жены. Этим замечательным русским женщинам и посвящен фильм.      Это  один из самых романтических отечественных фильмов. Бессмертная история о любви, прекрасные песни Булата Окуджавы, блистательная игра актеров. Фильму по выходе предъявлялись претензии в примитивности и сентиментальности. Постановщик В. Мотыль, действительно, не работал над созданием историко-романтической картины для избранных, а снял замечательную сентиментальную советскую мелодраму. История декабристов была лишь поводом для демонстрации романтических отношений. В каждой из любовных историй есть свой ударный момент, в том числе в этой. Роман Марии Раевской с Сергеем Волконским, роман Трубецких, роман Полины Гебль с Иваном Анненковым... Ничем не нарушая мелодраму, Владимир Мотыль смог проявить присущее ему чувство юмора, и это противоречие практически каждый кадр вывело из границы банальности. А знаменитый изящный романс Окуджавы “Кавалергарда век недолог”  окончательно придал фильму нужное ностроение.       В 1969 году Мотыль закончил “Белое солнце пустыни” и только в 1974 году смог начать подготовку к “Звезде пленительного счастья”. “Мне мешали ужасно. Били экономически. Когда я оказался на Западе с фильмом “Звезда пленительного счастья”, обычный вопрос был: “Сколько миллионов долларов стоила эта картина?”. И я, на буржуев смотря свысока, говорил небрежно: “Пару миллионов”. - “Да, - качали они головой, - выглядит гораздо дороже”. На самом же деле “Звезда” снималась за 1,5 млн рублей. Ничтожнейшая сумма! Ведь фильм двухсерийный, исторический. Правда, изначальная смета была составлена на 3,5 млн рублей, но фильм хотели закрыть и потому урезали смету. За эти деньги невозможно снять и полкартины. Надеялись, что я откажусь. А я не отказался и стал снимать”. - рассказывает Владимир Мотыль.  И снял прекрасное “зрительское” кино.  И с тех пор фильм по праву  стоит  в ряду лучших русских фильмов.

 

DVD

СЫН  (Бельгия-Франция)  1:43  2002   LE FILS   ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ   

реж. Жан-Пьер и Люк Дарденны

     Оливье Гурме, Морган Марианн, Изабелла Супар, Реми Рено

психологическая драма/метафизическая притча, снятая подвижной камерой  в стиле гиперреализма

  “Розетта” братьев Дарденн вызвала скандал в Каннах (и получила “Золотую пальмовую ветвь”) по причине своей демонстративной простоты: камеру на плечо и в погоню за девчонкой-зверьком. Проще, казалось бы, нельзя. “Сын” вызывает уже священный трепет. Понять, как сделан фильм, так же легко, как выстругать из полена живого мальчика. Дано: один лысоватый плотник средних лет, один малолетний преступник (который 5 лет назад убил сына плотника) и огромное количество пиломатериала. На протяжении фильма мужик заколачивает гвозди, ошкуривает брёвна и на глаз с точностью до сантиметра замечает расстояния. Камера, не моргая, всматривается в его затылок, который (затылок) каждый раз точно и с нюансами выражает настроения плотника! При этом саспенс, возникающий на экране от созерцания простейших физических действий, становится невыносимым.  Самое страшное в фильме то, что ни герои, ни режиссёры, кажется, не представляют, чем закончится история о старом и малом. Равная возможность добра и зла, праведного гнева и бессильного всепрощения - вот что интригует Дарденнов. “Сын”  - не только психологическая драма с криминальной подоплёкой, но и метафизическая притча. Без морали,  без надежды, без бога, без чёрта, сколоченная из досок, которые нужно отвезти с загородного склада в город. Ужас в том, что после просмотра фильма зритель уверен: фильм не остановился, он продолжается, укрывшись от наших взоров. Каково продолжение - даже думать не хочется. Бр. Дарденны действительно умеют снимать новое кино.

 

DVD

ДЖЕК-ПОТРОШИТЕЛЬ  (1976)  (Германия-Швеция) 1:32  1976 Jack the Ripper   ОЦИФРОВКА АУДИО: РУСКИЙ                                                                                                                                                                                      

Реж.: Хесус Франко

 в ролях: Клаус Кински, Джозефина Чаплин

триллер/хоррор   

   Знаменитый испанский андерграундный режиссер Х.Франко снял свою версию истории Джека-потрошителя в исполнении Клауса Кински.  Он играет доброго скромного доктора, который разгуливая по ночным улицам Лондона конца XIX в., убивает женщин легкого поведения ножом различными садистскими способами, в то время как днем он бесплатно лечит пациентов от  других ран.. В него влюблена его квартирная хозяйка, чьи робкие ухаживания он отвергает. Также его связывают необычные отношения с равной ему по психопатологии женщиной, которой он регулярно приносит в ее уединенную оранжерею “подарки” —  новые трупы, и она помогает ему спрятать их.  Полиция пытается поймать Джека, и в качестве приманки использует балерину (Д.Чаплин) - невесту одного из полицейских.. Сцены насилия показаны со свойственной Франко откровенностью и подробностью. В сюжете есть несколько ироничных поворотов,  а весь фильм пронизывает  ощущение  бредового извращения,  которое воплощает  блестящая игра Кински (в фильме много крупных планов его самоуглубленного лица со страстными глазами, таящего в себе глубоко скрытое безумие). Ситуации и декорации пугающе натуралистичны и делают историю правдоподобной.  При маленьком бюджете Франко удалось хорошо воссоздать  атмосферу Лондона XIX века, костюмы, яркие образы проституток, туман, темные ночные улицы, полные саспенса.

 

   DVD: БЫЛ РАНЬШЕ, НО ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

Я ТЕБЯ БОЛЬШЕ НЕ ЛЮБЛЮ   Франция 1:24 1975 je aime moi mon plus  АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ

Режиссер Серж Генсбур  музыка Сержа Генсбура

В ролях:  Джейн Биркин, Джо Далессандро, Жерар Депардье, Мишель Блан, Юг Квестер, Рене Колдехофф

лирическая эротическая драма/классика андерграундного кино

      Этот фильм - своеобразная “бидонвильская”  (или “мусорная”) история, стал дебютом выдающегося композитора С.Генсбура в кинорежиссуре (он же - автор сценария и, разумеется, музыки), снявшего в главной роли свою жену и музу, английскую актрису Джейн Биркин. Тем не менее лента абсолютно непохожа на любительский опус влюбленного мужа. Он без стеснения и ложных комплексов заставляет Джейн, обладающую неуловимым шармом угловатой девочки, быть объектом  сексуальных влечений молодого шофера-гея (он, напротив, пленился ее почти мальчишеским обликом и крошечной грудью) и стать участницей актов анального секса. Знаменательно, что на главную мужскую роль Генсбур пригласил обаятельного   блондина Джо Далессандро, прославленного секс-символа 70-х., натурщика  и актера “кинофабрики Энди Уорхола”,  намекая в диалогах на перекличку с “Мусором” (фильм фабрики Уорхола),  и вообще стремясь  придать французской historuie d’amour явный акцент провокационного американского “андерграунда”. Хотя посвящение Борису Виану и, как ни странно. душевно-сентиментальная, а порой даже наивная интонация рассказа (лучше всего это выражено в незатейливо-сладкой мелодии  неземной красоты знаменитой песни Генсбура) выдают в нем неисправимого парижского романтика, пусть и рядящегося в одежды циника, бунтаря и просто вульгарного типа. 

  А вообще этот фильм  -  прекрасная  история невозможной любви.  В небольших ролях деревенских дурачков  сочли для себя честью сняться  Жерар Депардье и Мишель Блан.

 

DVD

НЕПРОЩЕННЫЙ  /UNFORGIVEN/ США-Канада  1992; 2,09;  АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ

  Режиссер: Клинт Иствуд

В ролях: Клинт Иствуд  Джин Хэкмэн  Морган Фримэн  Ричард Хэррис  Джэймц Вулветт  Фрэнсис Фишер  Анна Томсон  Сол Рубинек

Вестерн

ОСКАР - Победитель в категориях: Лучший фильм,  Лучший режиссер,    Лучший актер второго плана (Джин Хэкмэн),  Лучший монтаж.  Номинирован в категориях:  Лучший актер

(Клинт Иствуд), Лучшая работа художника,  Лучшая операторская работа,   Лучший звук

   Лучший сценарист (оригинальный сценарий).  ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС :  Лучшая режиссерская работа.

      Иствуд-актер играет бывшего киллера Уилла Манни, ушедшего на покой и лелеющего боль утраты по усопшей жене. Но обстоятельства вынуждают Уилла взяться за старое и доказать всем обитателям городка Биг-Уиски, и особенно негодяю-шерифу (Хэкмэн), что не зря о нем по всему Дальнему Западу рассказывают всякие ужасные истории. Иствуд-режиссер реставрирует в жанре эпического вестерна суровую американскую легенду о грешнике поневоле, о настоящем герое с дымящимся кольтом, убивающем “по справедливости”. 

    Опять скрипит ковбойское седло: Иствуд едет мстить за покалеченную проститутку из салуна. Путешествие закончилось триумфально: Оскар за лучший фильм года и возрождение моды на вестерны. Непрощенный верен по духу чистым образцам жанра, вроде фордовских “Искателей”. Следя за напряженным сюжетом, невольно заражаешься гордостью за Америку и демократические ценности. Чтобы искренне испытать столь пафосное чувство, нужен как минимум Фолкнер. Но Иствуд, пожалуй, тоже сгодится.

 


В избранное