Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Год Петуха. Почему священных кур убивать нельзя, а чёрного петуха можно?

С Рождеством и наступающим Новым 2017 годом!

Год Петуха. Почему священных кур убивать нельзя, а чёрного петуха можно?
С тех пор как кур одомашнили, они стали объектами самых разных религиозных и
магических ритуалов. Если верить Платону, последними словами умирающего
Сократа были: <<Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не
забудьте>>.
Год Петуха. Почему священных кур убивать нельзя, а чёрного петуха можно?
Дело в том, что античные греки приносили петуха в жертву богу врачевания с
целью излечиться от какой-нибудь болезни. Поэтому в словах отравленного по
приговору суда мудреца содержался свой горький философский смысл -- мол,
смерть исцелит его от болезни жизни.

Каким только богам не посвящали петуха -- воинственному Марсу, солнцеликим
Аполлону, Митре, Ахура-
etachki.com/продать-авто

Не оставались без дела и курицы. Римские жрецы -- авгуры -- держали при
храмах специальных <<священных>> кур, с помощью которых предсказывали
будущее. Самым простым способом гадания было кормление. Если куры
отказывались есть зерно -- это была явно дурная примета. Были методы и
похитрей. На полу раскладывали несколько букв, каждая из которых означала
целое слово или понятие. Сыпали рядом с ними корм, запускали курицу и, в
зависимости от того, в какой последовательности птица ходит от буквы букве,
делали свои выводы.
Тем, кто относился к гаданию с недоверием, рассказывали разные поучительные
истории. Например, историю полководца Публия Клавдия Пульхера, он в 240 г.
до н.э. вёл флот на Карфаген, который, как известно, <<должен быть
разрушен>>. Находящиеся на корабле жрецы провели сеанс гадания, и священные
куры клевать зерно отказывались.
Вместо того чтобы повернуть флот назад, Пульхер пришёл в ярость и
воскликнул: <<Раз они не хотят есть, то пускай попьют!>> После чего приказал
выбросить всех птиц за борт. Расплата не заставила себя ждать -- карфагеняне
битву выиграли, потопив при этом 93 римских корабля! Импульсивного
полководца после возвращения в Рим судили за <<безбожие>> и приговорили к
крупному штрафу...
Кстати, на латыни курица звалась <<gallina>>, так же её сегодня называют на
испанском и португальском языках. Никакого отношения к имени Галина, которое
происходит от греческого <<галэнэ>> (<<тихая>>), это слово не имеет, поэтому
название известной приправы <<Gallina Blanca>> переводится просто, как
<<Белая курица>>...
Благодаря фильмам многие знают, что куры -- любимый объект культа вуду. С
помощью куриной крови готовятся привораживающие зелья, насылается порча и т.
п. Однажды в Майами убили курицу, в теле которой нашли вшитые фотографии,
пряди волос, нитки и рисунок черепа (видимо, гибель птицы должна была
автоматически привести к смерти избранного человека).
В Индонезии цыплёнок -- неизменный участник индуистского обряда кремации. Он
служит неким <<громоотводом>> для злых духов, которые могут присутствовать
на похоронах и навредить родственникам усопшего. Похожую роль -- оберега от
зла -- играет во многих культурах и куриная лапка.
А вот в Китае на конфуцианской свадьбе курица нередко заменяла родственника,
который по уважительной причине не мог присутствовать на церемонии.
А что же христианство? И тут наш герой успел зарекомендовать себя с лучшей
стороны. В христианском предании даже есть легенда, что петух был первым
живым существом, провозгласившим Рождество Христово. Учитывая, что дело
происходило в хлеву, это вполне вероятно.
Но прежде всего образ петуха, естественно, неразрывно связывался с
отречением апостола Петра и стал символом раскаяния.
Евангелие от Матфея, 26, 73-275:
<<Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них,
ибо и речь твоя обличает тебя.
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг
запел петух.
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух,
трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько>>.
Жорж де Латур
По этому поводу вспоминается забавная история. В Англии одна сиделка
ухаживала за умирающим. И буквально в тот момент, когда он отходил,
заметила, как его жена подошла к окну и свернула шею петуху. На вопрос
<<зачем?>> та ответила, что таким образом помогает мужу попасть в рай.
Придёт он к райским вратам, увидит апостол Петр при нём петуха, вспомнит,
как когда-то отрекся от Господа нашего, смилостивится и охотнее пропустит
покойного в вечное блаженство.
Считается, что символом христианства и эмблемой Св. Петра петуха объявил
папа Григорий I. Мол, с этих пор на шпилях церквей и стали появляться
флюгеры-петушки (английское название флюгера -- Weathercock -- буквально
переводится как <<Погодный петух>>).
Самый старый флюгер в форме петуха

Они не только указывали направление ветра, но и были символом бдительности.
А. Пушкин <<Сказка о Золотом Петушке>>:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: <<Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!>>
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели...
Флюгеры-петухи
Фото: Arne Koehler, Norbert Kaiser, wikipedia.org
А еще говорят, что в Судный день все петухи Земли, даже те, что на шпилях и
башнях, запоют во все горло, чтобы снова предупредить живых и разбудить
мертвых...

Впрочем, отношение средневековых христиан к этим птицам было двойственным.
Чёрные петухи, как правило, считались недобрыми. Они олицетворяли тёмных
духов и связывались с подземным царством (помните сказку А. Погорельского
<<Черная курица, или Подземные жители>>?) или водой. Чёрных петухов славяне
нередко приносили в жертву водяному и держали на водяных мельницах.
Кадры из фильма и мультфильма, снятых по сказке
скрины; кадры из к-ф 1980 г. и м-ф 1975 г.
Разумеется, этих сатанинских птиц постоянно использовали для совершения
разных колдовских обрядов.
Козьма Пражский (XII в.) отмечал в своих хрониках обычай ходить к источникам
и удушать черных петухов и кур, с одновременным призванием дьявола. Во
Франции черного петуха в полночь надо было принести на перекресток четырех
дорог и трижды прокричать: <<Poule noire a vendre!>> (<<Черный петух на
продажу!>>). Дьявол явится и заберет птицу, оставив взамен пригоршню монет.
В Шотландии и Корнуолле лечили эпилепсию, закапывая черного петуха в землю в
том месте, где у больного случился припадок.
Многие верили, что если черный семигодовалый петух снесёт яйцо, которое
высидит жаба, то на свет появится настоящее чудовище -- Василиск. По
некоторым весьма недостоверным описаниям, сей монстр обладал головой петуха,
глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом змеи. Зачем ему нужен был столь
внушительный <<арсенал>> -- неясно, ведь Василиск был способен убить
(превратить в камень) любого одним взглядом. Любого -- в том числе и самого
себя, поэтому лучшей защитой от Василиска было показать ему зеркало.
<<Поединок хорька с василиском>>. Гравюра Холлара, XVII век

Кстати, петушиные черты Василиск приобрёл уже в Средневековье. В античности
это чудище изображали в виде огромного змея (таким он попал и в сказку про
Гарри Поттера), который родился либо из яйца ибиса, либо из крови Медузы
Горгоны (от неё, мол, ему и передался смертоносный взгляд).

После того как ортодоксальная церковь осудила гностические секты, в разряд
демонических существ попал и т.н. Абраксас. Этим именем гностики называли
космогоническое существо, правителя небес, воплощающего в себе полноту всех
миров и времён. На рисунках его наделяли головой петуха (символ бдительности
и предвидения), телом человека и ногами в виде змей.
Со временем мистики и эзотерики стали трактовать Абраксаса как символ
высшего единства добрых и злых потенций в человеке, тот уровень, где
противоположности встречаются и образуют цельность. Неудивительно, что
христианству подобные идеи по душе не пришлись.
К. Г. Юнг <<Семь проповедей к мертвым>> (1916):
<<Вот Бог, о коем вам неизвестно, ибо люди его позабыли. Мы именуем его
пpисущим ему именем АБРАКСАС. Он еще более неопpеделим, чем Бог и Дьявол.
Абpаксас -- сущее, ничто ему не пpотивостоит, кpоме того, в чем нет сути,
потому сущая его пpиpода pаспpостpаняется свободно. Того, в чем нет сути, --
не существует и не пpотивостоит.
...Абpаксас есть Бог, коего мудpено pаспознать. Он имеет наибольшую часть,
ибо она незpима для человека. От Солнца зpит человек высшее благо, от
Дьявола -- беспpедельное зло, от Абpаксаса же непpеодолимую ни в коей меpе
жизнь, каковая есть мать добpого и дуpного>>.
Г. Гессе <<Демиан>> (1919):
<<Демиан сказал тогда, что у нас хоть и есть Бог, которого мы чтим, но он
представляет лишь произвольно отделенную половину мира (это был официальный,
дозволенный, ,,светлый мир``). А чтить надо уметь весь мир, поэтому нужно
либо иметь Бога, который был бы также и дьяволом, либо учредить наряду с
богослужением и служение дьяволу... И вот, значит, Абраксас был богом,
который был и богом, и дьяволом>>.
Окончание следует...

Вместо P.P.S.
Вот это от усталости, это - от нервного напряжения, а это - от депрессии.-
Спасибо, доктор, спасибо... А у вас, кроме водки, ничего нет?

С наилучшими пожеланиями,
Доктор Ватсон.

Ответить   Thu, 5 Jan 2017 00:53:20 +0200 (#3462475)