Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] В Великобритании представили блокадные картины художницы Елены Мартиллы

В Великобритании представили блокадные картины художницы Елены Мартиллы

Одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной - блокада
Ленинграда глазами одной из тех, кто выжил в осажденном городе. Работы
художницы
Елены Мартиллы, представили в Кембридже к годовщине прорыва вражеского
кольца вокруг города. Она рисовала, когда, казалось, уже не было сил, когда
голод
и мороз не давали шанса выжить.

На стенах старой библиотеки колледжа Дарвина как на киноэкране сцены
блокадной жизни. В центре студенческого Кембриджа 14 пронизывающих душу
литографий
и гравюр. Черно-белый дневник страшных ленинградских зим 41-го и 42-го. Вела
его юная художница Елена Мартилла.

Этих работ могло и не быть, если бы не директор ленинградского
художественного училища. Он подошел к своей 18-летней студентке и сказал:
<Елена, ты же
портретист! Поэтому бери блокнот, выходи на улицу и пиши портреты своих
соседей, прохожих, которым нужно вместе пережить это страшное время!>

В те дни, когда живые на улицах почти не отличались от мертвых, девушка шла
к Неве и замерзшими пальцами делала зарисовки. Лишь после войны эскизы
превратилась
в литографии и гравюры на картоне. Печать на картоне размывает линии, но
именно таким голодные, изможденные люди видели свой город.

<Все было как сквозь пелену, как туман. Нечетко. Снег навален ни крыши, ни
окон. Ничего не было четкого. И люди были нечеткие. Вот какие-то такие все>,
- вспоминает художница Елена Мартилла.

Это блокада, которую не то что британцы, многие русские не видели.
Закутанная в платок Ольга Берггольц читает свои стихи. А совсем рядом -
вмерзший в Неву
человек.

<Она не думала, что переживет блокаду. Она не знала, выживут ли ее друзья.
Но она продолжала рисовать, так как считала, что это ее долг - рассказать
правду!>
- отмечает куратор выставки Либби Хаус.

И такая правда была не по душе партийному руководству Ленинграда. В
советское время все эти работы не выставлялись. А в высоких кабинетах
заслуженной художнице
не раз объясняли, что ее нужно сделать с этой коллекцией.

<Вы свои работы никому не показывайте! Лучше уничтожьте! Никакой блокады не
было. Никакого горя не было! Голода не было! А я как сидела, через стол, и
говорю: <А что же такое было? Ведь я же живой человек!> - рассказывает Елена
Мартилла.

Елене Мартилле сейчас 94. Здоровье не позволило ей открыть свою первую
британскую выставку. Для Соединенного Королевства это вообще первое
знакомство с
изобразительным искусством осажденного Ленинграда. С человеческой историей
блокады.

<Вон там в углу литография. На ней девочка. Вся семья умерла от голода. Она
оберегает цветок. Единственную частичку жизни, которая рядом с ней. Это
берет
за душу!> - говорит студент Джеймс Лилей.

Возможно, кое-кого из студентов, и не только гуманитариев, эти работы
заставят почитать об истории Второй мировой - войны, о которой с каждым
годом говорят
все меньше. Но объяснять зачастую приходится элементарные вещи.

<Вот сейчас у нас был один гость, который учится в этом колледже. Он пришел
и спрашивает: <Вы скажите, а Петербург - это бывшая Москва? Его
переименовали
потом? После Москвы стал Петербург?> А мы спрашиваем: <А вы слышали о
блокаде?> - <Нет, не слышал, а что это такое было?> - рассказывает
организатор выставки
Ксения Афонина.

Здесь можно заглянуть в лицо водителю грузовика, едущего по тонкому льду
дороги жизни. А при желании услышать об этой дороге из уст историка.
Кембриджский
университет на основе выставки проведет цикл лекций. В этой комнате будут
слушать Шостаковича и смотреть черно-белую хронику о великом, непобежденном
городе.

Дмитрий Сошин
Источник:
http://www.1tv.ru/news/2017/01/21/318279-v_velikobritanii_predstavili_blokadnye_kartiny_hudozhnitsy_eleny_martilly
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Sun, 22 Jan 2017 01:16:34 +0300 (#3466502)