Ситуация вокруг месторождения «Кашаган», с которым Казахстан связывает свои надежды войти в десятку крупнейших мировых нефтяных держав, накаляется. Судя по тому, что казахстанское правительство решило применить в качестве главного аргумента экологическую «дубинку», похоже, что развитие событий по «Кашагану» пойдет по российскому сценарию, который был использован в отношении месторождения «Сахалин–2».
Заявление премьер-министра Казахстана Карима Масимова, прозвучавшее две недели назад на одном из очередных заседаний Кабмина о том, что правительство республики недовольно отсрочкой добычи нефти на «Кашагане» лишь усилило слухи, будоражившие в последнее время нефтяные круги, по смене оператора данного проекта. Было ясно, что тучи вокруг итальянской компании Eni, возглавляющей консорциум Agip KCO, ответственного за разработку месторождения, сгустились.
Уже с утра вчера в Астане журналисты ждали нового заявления от главы правительства. Однако категоричного решения СМИ в этот день не услышали.
Первым камень в сторону нефтяного консорциума на совещании в правительстве забросил министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов. Он заявил:
- У министерства есть серьезные опасения, связанные с доходной частью бюджета будущего года в части поступления платежей от недропользователей. Так, в частности, в связи с угрозой переноса начала добычи на Кашагане возможно значительное недопоступление средств в Национальный фонд. И сейчас министерство ведет расчеты по недоимке.
Следом выступил министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков.
- Хотел бы сообщить, что работы по Кашагану могут вообще быть приостановлены. Мы сейчас проводим плановый аудит, и уже у нас есть все основания полагать, что оператором не соблюдаются требования экологического законодательства Казахстана.
Главный эколог добавил, что все материалы, доказывающие все вопиющие нарушения, направлены в Генеральную прокуратуру, а также в министерство энергетики и минеральных ресурсов.
Чуть позже, в стенах министерства экологии представители этого ведомства перечислили журналистам все прегрешения консорциума, которые были выявлены в ходе работ на месторождении. Как оказалось, в течение нескольких лет имели место сверхнормативные выбросы вредных веществ, а нефтяные операции проводились с нарушениями, что, возможно, привело к массовой гибели тюленей и осетровых, а также несет угрозу всей экофлоре Каспия.
Выслушав двух министров, Карим Масимов дал поручение главе минэнерго Бактыкоже Измухамбетову в этот же день разобраться с ситуаций и принять решение.
Так что вся интрига еще впереди. И вердикт в отношении оператора проекта должен будет вынести глава минэнерго.
Пока трудно предугадать исход ситуации, но, то, что пока события развиваются по сахалинскому сценарию – это однозначно. Напомним, что в свое время Россия используя именно экологическую «дубинку» смогло вернуть себе в полноправную собственность многообещающее месторождение Сахалин – 2. Не выдержав гнета экологических штрафов, иностранные инвесторы вынуждены были отказаться от этого проекта.
И вполне, возможно, что при таком развитии событий итальянская компания Eni вынуждена будет уйти, а на ее место придут другие. Кандидаты пока неизвестны. Но в кулуарах называют российские и английскую компании.
Однако возможен и второй вариант сценария. Чтобы сохранить свою репутацию, Eni и консорциум готовы будут заплатить такую сумму компенсации, чтобы она устроила правительство республики.
Развитие Ирана означает и развитие Азербайджана, заявил во вторник на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в расширенном составе глава Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Он отметил, что Иран и Азербайджан имеют общие культурные и исторические корни.
Президент Ирана сегодня совершает официальный визит в Азербайджан.
«Не может быть никаких ограничений для сотрудничества Азербайджана и Ирана»,- сказал он на встрече.
По его словам, Иран заинтересован в развитии Азербайджана, а также в обеспечении безопасности. «Мы постараемся развивать двустороннее сотрудничество и для этого есть потенциал», - сказал глава Ирана.
В свою очередь Ильхам Алиев отметил, что сотрудничество с Ираном затрагивает политический, экономический и культурный аспект, и первый официальный визит Махмуда Ахмадинеджад в Азербайджан еще больше укрепит отношения между странами.
«Дружеские отношения между Азербайджаном и Ираном очень сильные и у двух стран единый подход по всем направлениям», - сказал он.