Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 105


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N105

Преподобного Иоанна Лествичника

В четвертое воскресенье Великого Поста Святая Церковь прославляет одного из великих столпов аскетического подвига — преподобного Иоанна Лествичника (649), игумена Синайской горы. Мы его также славили на прошлой седмице, 12 апреля / 30 марта. Своё наименование Преподобный получил от составленного им духовного руководства для монашествующих, известного под названием «Лествицы». Его «Лествица» — «путь деятельного восхождения», обращение от соблазнов мира сего к единому истинному сокровищу — Христу. Евангельское чтение преподобному (Мф.4:25-5:12) напоминает нам такую лествицу в кратком виде - в виде заповедей блаженства. Мы уже преодолели половину поста и продолжаем упражняться в посте и молитве. Но далеко ли продвинулись мы по лествице веры и добродетелей на нашем пути к Богу? Сознавая слабость нашу, обратимся же к Богу со словами несчастного отца одержимого отрока: «верую, Господи! Помоги моему неверию», которые мы слышим в евангельском чтении недели.

В этом году на воскресенье приходится также и память св. Марии Египетской. Прп. Мария Египетская стала образцом истинного покаяния и примером неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Длительным и суровым, 47-летним подвигом великая грешница достигла святости. На этой седмице мы вспоминаем её ещё раз. На утрене четверга (т.е. в среду вечером) в четвертое воскресенье Великого Поста совершается продолжительное и величественное стояние Марии Египетской, где читается её житие. И её же памяти посвящена следующая, пятая неделя Великого Поста.

Апостольское чтение (Евр.6:13-20) укрепляет нас в подвиге поста, напоминая ο клятвенном обетовании Божьем, пo которому все народы земные, уверовавшие в Иисуса Христа, несомненно получат благословение Божье и вечное спасение. Наш Предтеча и Первосвященник на этом крестном пути спасения — Сам Иисус Христос.

Евангельское чтение (Мк.9:17-31) рассказывает об исцелении Господом отрока, одержимого духом немым. Как повествует Евангелие, ученики Иисуса Христа не могли изгнать нечистого духа. На их вопрос — почему — Спаситель сказал, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Поэтому и святые подвижники для очищения от страстей посвящали свою жизнь преимущественно посту и молитве. Заканчивается евангельское чтение словами Иисуса Христа: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет»

 

На этой седмице:

14/1 апреля: Преподобного Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-е воскресенье Великого Поста). Преподобной Марии Египетской (522).

18/5 апреля: Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (перенесение мощей, 1652), ревностного служителя Церкви и мудрого пастыря. При нём, в 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По его благословению впервые были изданы многие богослужебные книги. Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, было учреждено несколько епархий. В трудные времена государственной смуты начала 17 века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он всеми силами пытался пресечь действия Лжедмитрия, бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. За это он был заточён, потерял в заточении здоровье, после свержения Лжедмитрия уже не смог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена.

19/6 апреля: Равноапостольного Мефодия, учителя Славянского (885).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

18/5 апреля: Стояние св. Марии Египетской.

20/7 апреля: Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.

20 апреля: Национальный день донора. День посвящён, в первую очередь, самим донорам — людям, которые безвозмездно сдают свою кровь во благо здоровья и жизни совершенно незнакомых людей. Этот день посвящён также и врачам, которые проводят забор крови и контролируют санитарное состояние станций переливания крови.

Антоний Сурожский. Неделя 4я Великого Поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня празднуем, говорит в одном из своих писаний: Мы не будем судимы, братия, мы не будем осуждены за то, что не творили чудес или не возглашали пророчеств; но мы осудимся за то, что не оплакивали своих грехов всю нашу жизнь...

Что же такое грех, если он должен родить в нас такое сокрушение сердечное, чтобы эта сердечная боль – не омрачала, но вдохновляла всю нашу жизнь?

Мы часто думаем, что грех – это нарушение нравственного закона, нарушение долга, неправый поступок. Но в грехе есть нечто гораздо более основное, что поистине должно вызывать у нас печаль, и более чем печаль: глубокую, острую боль.

Грех – это неверность, грех – это измена, измена и неверность и нелояльность Богу; потому что грех означает, что когда бы Бог ни обращался к нам, слова Его были маловажны, несущественны для нас, хотя говорил Он к нам из всей Своей Божественной любви, чтобы явить нам, как много мы для Него значим. Как высоко Он ценит нас, если отдал всю Свою жизнь и всю Свою смерть для того, чтобы спасти нас, и чтобы мы поверили в Божественную любовь!

Поэтому, когда мы грешим, это означает, что мы отворачиваемся от Того, Кто полюбил нас на жизнь и на смерть: и, как следствие, – что Его жизнь и Его смерть слишком незначительны для нас, чтобы мы отозвались на них с любовью, отозвались верностью и преданностью. И вот, в результате такого отношения мы беспрерывно нарушаем те законы жизни, которые ведут к жизни вечной, которые сделали бы нас подлинно, совершенно человечными – как Христос был подлинным человеком – в полноте гармонии между Богом и нами.

Но все конкретные грехи, которые мы совершаем постоянно, небрежность друг ко другу, безразличие друг ко другу, то, как легко мы судим и осуждаем, как отворачиваемся от нужды других, как мы небрежны к любви, предложенной и отдающейся нам, или к материальной и духовной нужде вокруг нас – все это от холодности наших сердец.

И не напрасно говорит Христос в сегодняшнем Евангелии: Такой дух изгоняется только молитвой и постом. Пост означает, что нужно отвернуться от всего, что соблазнительно прельщает нас и отвлекает прочь от любви, от лояльности и верности и разрушает нашу цельность. А молитва – это общение с Живым Богом, Который есть Любовь, и в Ком Одном только мы можем найти силы и крепость любить.

Понятно, поэтому, что когда человек, приводивший своего припадочного ребенка к ученикам, обратился ко Христу и сказал: Они не могли исцелить его, – Христос ответил: Приведи его ко Мне!.. Если только нас не приведут ко Христу, все остальные усилия будут тщетны.

И у нас может возникнуть вопрос: неужели мы так далеки от Бога, что должны оплакивать это разобщение в течение всей жизни?.. Но кто из нас посмел бы сказать, что сердце его в каждое мгновение жизни горит любовью и глубоким чувством пребывания с Богом, чувством близости Божией, общения с Ним?

По отношению к Богу мы должны бы быть наподобие влюбленных, когда во всякое мгновение, ночью и днем, наяву и во сне сердце ликует и трепещет любовью, которая переполняет его до краев, которая есть радость и ликование, мир и покой, крепость и дерзновение; такая любовь, когда мы можем глядеть вокруг себя и видеть каждого в новом свете, видеть Божественный образ, сияющий в каждом, кого мы встретим, и ликовать о нем.

Если же мы спросим себя: как далеки мы от Бога? – и даже не сумеем понять, каково это расстояние, потому что у нас так мало опыта близости с Ним, то поставим перед собой вопрос: какое расстояние отделяет меня от людей, меня окружающих? Сколько во мне есть верности, самоотдачи, сколько радости о ближнем? И, напротив, сколько во мне осуждения, безразличия, небрежности, забывчивости?.. И тогда мы сможем сказать: если это качествует во мне, значит, Бог для меня не средоточие всего. Бог для меня не Господь, владычествующий в моем сердце, и уме, и всем моем существе и жизни. И если мы подумаем о том, как мы колеблемся между зовом Божиим и хотениями нашего человечества, как мы прельщаемся злом, мы можем снова сказать: как я далек, как я далека...

И если только мы не найдем этой гармонии с Богом, мы будем оставаться разделенными и сломленными внутри самих себя; пока мы не нашли этой гармонии в Боге, мы будем разделены и друг от друга.

Вот почему святой Иоанн Лествичник зовет нас обратить абсолютное внимание на то, как мы относимся к Богу; потому что от этого зависит все остальное. Бог – как ключ гармонии, благодаря которому можно расшифровать и спеть мелодию; Бог, – говорит другой писатель, – как тонкая нить, связующая вместе цветы, которые иначе распадутся: как цветы, даже добродетели, даже красота, даже правда распадаются на куски, если нет этой дивной любви, ликования и радости, которые даются нам только в общении с Богом, потому что Он есть любовь, Он есть жизнь. Он есть правда, Он – радость, и свет, и ликование.

Обратимся поэтому к тому покаянию, о котором говорит святой Иоанн Лествичник: не к пустому оплакиванию прошлого, не к праздному, бесплодному сожалению о том, что мы не таковы, какими хотели бы быть; но к покаянию, которое есть крик к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!.. И если мы будем кричать от всего сердца, от всего ума, от всей нужды нашей, – придет Господь, и в общении с Живым Богом мы обретем себя, и все станет красотой: мы вступили в Царство Божие. Аминь.

Стояние Марии Египетской

Православное богослужение утрени четверга (совершается в среду вечером) пятой седмицы Великого Поста получило название «Стояние Марии Египетской» или «Мариино стояние». На этой службе читается житие преподобной Марии Египетской. Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Чтение разделяется пением Великого канона св. Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прп. Марии Египетской. Прочитывается весь канон, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы. Все 24 покаянные стихиры канона имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Богослужение в этот день длится 5-7 часов.

В четверг по случаю чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т. е. не великопостный.

Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы

Суббота 5-ой седмицы Великого Поста имеет название Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня не похоже ни на одно богослужение. Это единственный предусмотренный Уставом случай соединения обычной службы с Акафистом и единственный предусмотренный Уставом Акафист.

Акафист поётся на утрене субботы, которая служится в пятницу вечером. По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы.  В начале каждой части Акафиста поётся кондак «Взбранной Воеводе...», который изначально являлся именно частью акафиста. Основная тема Акафиста - Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.

О великом посте (продолжение). Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Мы ответим на некоторые вопросы, связанные с Великим постом. Так как материала много, публикация разделена на несколько номеров газеты. По материалам Патриархии.ru.

Пост - это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом, и в этом смысле - наша малая жертва Богу молитвой и покаянием. Мы пошли бы на голод, лишения, жертвы ради своего ребёнка, ради любимого человека. Пост - такое же свидетельство нашей любви к Богу.

«Жертва Богу - дух сокрушенный» (Пс.50:19). Суть поста в том, чтобы отказаться от того, что нас поглощает и удаляет от Бога.

Пост - радость, а не повинность или наказание. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти - просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, и у него появляется жажда и способность покаяться и очиститься от них. Но при неправильном отношении пост может быть вреден и превратиться в мучение. В результате неразумного прохождения многодневного поста часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Часто они связаны с чрезмерным постом или с чрезмерной сосредоточенностью на посте, постоянными мыслями о том, как правильно поститься.

У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен.

Нельзя также делать пост целью, он - средство. Смысл поста - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Как говорил свт. Тихон Задонский: «Любовь выше поста». «Бог есть любовь» (Ин.4:8). Ради поста духовного, любви, можно, когда надо, отступить от поста телесного.

Так что, постясь телесно, давайте поститься и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

В избранное