Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 107


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N107

Вход Господень в Иерусалим. Страстная седмица

Вся Святая Четыредесятница была временем подготовки к этой - Страстной седмице. Седмица посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю её христиане проводят в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви — чёрные. Вступаем мы в седмицу, начиная с двунадесятого праздника — Входа Господня в Иерусалим. В этот день на трапезе разрешается рыба.

 В евангельском чтении недели (Ин.12:1-18) рассказывается о том, как Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса миром и отёрла их волосами своими. Этим она выразила свою великую любовь, преданность и благодарность Ему и предварила помазать тело Его к погребению. Затем в евангельском чтении рассказывается о торжественном входе Господа в Иерусалим. Толпа славит Его, зная о чуде воскресения Лазаря. А первосвященники положили уже убить и Его, и Лазаря.

Апостольское чтение (Флп.4:4-9) вводит нас в великие дни страданий Спасителя и Его последующее Воскресение. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» - пишет ап. Павел. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» - призывает пророк Захария. И в день Вербного воскресенья мы радуемся «о Господе». Господь наш Иисус Христос Своими страданиями и крестной смертью избавил нас от греха, проклятия и вечной смерти, открыл нам свободный вход на небо и даровал вечную жизнь.  В болезни и скорбях, в лишениях и несчастьях, никогда не должна оставлять нас радость о том, что Господь искупил нас Своей кровью, что мы - Его, a Он - наш, и так как Он вечен, то мы должны и радоваться «всегда», и уповать на Него. Но с этой радостью у нас должна соединяться память о Его страданиях и стремление уподобиться Ему в любви к ближним, кротости, милосердии, миролюбии. «Господь близко», - напоминает апостол. Давайте помнить об этом всегда - и особенно в эти дни, когда вокруг столько поводов озвереть и, тем самым, отвернуться от Богочеловека. Апостол призывает нас: «братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Давайте же постараемся в великие дни воспоминаний о страданиях Господа. И потом - в Светлую седмицу. И потом... Чтобы мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдал сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе.

Последующие шесть дней называются Великими и Страстными, и в каждый из них во всех храмах совершаются особые службы. Они посвящены воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной смерти и погребения. Всю эту неделю полагается особенно строгий пост ради Страстей Христовых и для достойной подготовки к встрече Светлой Пасхи. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

Страстная седмица. На этой седмице:

30/17 апреля: преп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478), основателя иноческого общежития на Соловецком острове.

2 мая /19 апреля: блаженной Матроны Московской (1952). Матронушка была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Средоточием её напряженной духовной жизни были любовь к людям, молитва и верность святым уставам Православной Церкви. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий, Вербное воскресенье. Великий двунадесятый праздник, отмечаемый за неделю до Пасхи. Неделею Ваий он называется от обычая употреблять в этот праздник ваии (пальмовые ветки). У нас он называется Вербным воскресеньем из-за замены у нас ваий вербою, которая ранее других древесных ветвей даёт почки. На Руси в этот день в храмах освящали букетики вербы, которую потом хранили за иконами на протяжении года. Вход Господень в Иерусалим предзнаменует Пасху воскресения. И он же вводит нас и в Пасху страстей, выход Спасителя на добровольные страшные страдания.

В тот день народ иудейский встречал Иисуса Христа как Царя и Мессию. Жители города встречали Его пальмовыми ветвями, устилали Его дорогу своей одеждой, славили Его. И они же вскоре будут кричать: «распни Его!» Они видят в Иисусе будущего земного царя, освободителя от владычества римлян, и скоро разочаруются в своих ожиданиях. Господь знает это и скорбит, и плачет о всех людях и о гибели, ожидающей Иерусалим. А у фарисеев торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх. Им не нужен свет, который несёт Иисус. Они не хотят потери своей власти и боятся народных волнений. Они хотят, чтобы Господь запретил Себя славить. «Если они умолкнут, то камни возопиют», «Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс.8, 3)»? - слышат они в ответ. Войдя в Иерусалим, Господь направился прямо в храм и изгнал из него торгующих.

Подобно сему и мы в этот великий праздник держим в руках вербы с зажжёнными свечами - «знамение победы». Мы знаем о грядущих страданиях и Воскресении, и взываем Господу, как Победителю ада и смерти: «Осанна, Бог Господь, и явися нам». И радуемся о Господе.

Страстная седмица

Понедельник, вторник и среда Великой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. За эти дни на службах полагается прочитать все четыре Евангелия. Кто может, прочтите Евангелия дома и для себя, и для других.

В Великий понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа, проданного братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа. На литургии мы слышим евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Утреннее Евангелие наставляет нас сказанной Спасителем в этот день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. Этой притчей осуждаются иудеи, отвергшие Спасителя. Но также и все христиане, нарушающие заповеди Господни и продолжающие распинать Сына Божия своими прегрешениями.

Великий Вторник – один из самых насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, о Втором Пришествии и Страшном Суде, Он в последний раз проповедует в Иерусалимском храме: «Кесарю – кесарево», и обличает фарисеев, которые пытаются Его искусить. В этот день Спаситель произнёс слова о вере: всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. И слова о наибольших заповедях. Из Господних наставлений Церковь избрала для назидания в этот день притчу о десяти девах. Эта притча напоминает о необходимости быть всегда готовым к встрече Господа и запастись елеем целомудрия, милостыни и прочих благих дел. «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий». В этот день Спаситель также сказал притчи о двух сыновьях, о талантах, о званных на брачный пир, о лепте вдовицы. И многократно повторяется в храме: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения».

В Великую среду мы вспоминаем, как некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о её поступке. В этот день, в противоположность этому бескорыстному поступку любви и почитания, Иуда Искариот предал своего Учителя и Господа.

В Великий Четверг вспоминаются события Тайной вечери. Наставляя, что в Царстве Божием важны не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа, Господь умыл ноги своим ученикам. Спаситель имел продолжительную беседу с учениками, открыл им Своё божественное достоинство, тайну спасения человечества и грядущее призвание самих апостолов, а также предрёк им, что один из них предаст Его. Христос установил таинство Евхаристии: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Каждая литургия означает соучастие верующих в Тайной вечере. Иуда слышал слова Господа, и ему в том числе омыл ноги Христос, и он тоже причастился. Но Иуде причастие стало не во спасение, а наоборот, в косности его, стало последней каплей греха, которая уже безвозвратно отравила сердце Иуды. Иуда пошёл за стражей. Начиная Свои страдания, Господь молился до кровавого пота: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Тогда же Господь внушал ученикам Своим: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Но тогда они не нашли в себе сил... И около полуночи Спаситель позволяет схватить Себя людям первосвященников. Великий четверг в народных традициях называют чистым. К этому дню убирают дом, а в этот день каждый православный человек стремится очиститься телесно и духовно и причаститься.

Страстная Пятница – самый страшный день в истории человечества. На утрене Великой пятницы верующие во время богослужения держат в руках зажжённые свечи, символизирующие страдания Спасителя. В этот день зло достигло наибольшего своего торжества. Иуда предал Господа своего поцелуем. Все Его ученики разбежались, а немного спустя Пётр трижды отрёкся от Него, как Он и предсказал. Затем последовали истязания и осуждение, и народ, недавно Его славословивший, требовал Его распятия. Его злословили и на кресте, даже один из распятых с Ним разбойников. А другой разбойник воззвал ко Господу со словами покаяния и исповедания и через это был спасён и попал в рай. Среди Своих страданий на кресте Господь не забыл о Своей Матери и поручил Её апостолу Иоанну. Среди страшных природных знамений Он завершил Свой крестный путь. Двое из тайных учеников Христа Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Его с Креста, и вместе  женами-мироносицами обвили Его плащаницей и похоронили «во гробе» – небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв её большим камнем. В этот день готовили пасхи и куличи.

 Во второй половине дня совершается вечерня субботы, в конце которой выносится плащаница. Плащаница находится на середине храма в продолжение трёх (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Господь принёс Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа во ад и освобождение Им душ всех находившихся там праведников. Великая Суббота - время великого покоя, радостного и сосредоточенного ожидания воскресения Христова, победы над грехом и смертью. По окончании Литургии совершается благословение хлебов и вина. Весь день до вечера освящаются крашеные яйца, куличи, творожные пасхи.

Иларион (Алфеев). Слово перед плащаницей. Великая Пятница

Свершилось то, ради чего Бог стал человеком, ради чего Сын Божий стал сыном человеческим: свершилась крестная смерть Спасителя.

В последние дни Своей земной жизни Господь был оставлен один перед лицом Своих ненавистников, перед лицом страданий и смерти. Он испил до дна ту чашу, которая была уготована Ему, и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека — одиночество и оставленность. Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном. Он был один на суде первосвященников, один на допросе у Ирода, один на суде Пилата, ибо ученики его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу: случайный прохожий, а не любимый ученик помог Ему нести крест. Он был один на кресте, один умирал, оставленный всеми. На кресте Иисус взывал к Отцу Своему: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). В этом крике вместилась боль всего человечества и каждого человека — боль всякого, кто чувствует, что он одинок и оставлен Богом. Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее, когда тебе кажется, что Бог покинул тебя, когда непреодолимая стена встала между тобою и Богом, и Он словно не слышит, не видит, не замечает тебя.

Если ты страдаешь от одиночества, вспомни, каким одиноким был Спаситель в последние дни Своей жизни. Если близкие твои или ученики твои отвернулись от тебя, если подвергся ты незаслуженной клевете, если называют тебя еретиком и разрушителем отеческих преданий, если лжесвидетельствуют против тебя и объявляют повинным смерти, вспомни, что Сам Господь прошел через это. Если тот, кто жил с тобою под одной крышей, причащался от одной чаши, ел твой хлеб, тот, кому доверился ты со всей силой любви, с кем делился своими мыслями и чувствами, от кого ничего не утаивал и для кого ничего не жалел, — если этот человек предал тебя, отвернулся от тебя, «поднял на тебя пяту свою» и оплевал тебя, вспомни, что и Господь пережил все это. Если крест твой навалился на тебя с такой тяжестью, что ты не в силах понести его, и если близкие твои не хотят разделить его с тобою, будь благодарен и тому, быть может, случайному прохожему, который поможет тебе нести его хотя бы какую-то часть пути. Если волна богооставленности накрыла тебя с головой, и кажется тебе, что Бога нет, что Он отвернулся от тебя или не слышит тебя, не отчаивайся, ибо и Христос прошел через этот опыт — страшный и горький. Если осуждают тебя и хулят, ударяют по лицу и плюют на тебя, пригвождают ко кресту и вместо воды дают горькую желчь, молись за распинающих тебя, ибо «не ведают, что творят».

В страхе и трепете, в молчании и благоговении поклоняясь святому гробу Иисусову, возблагодарим Господа за то, что Он стал одиноким, чтобы мы не были одиноки, был оставлен, чтобы мы не были оставлены, прошел через оскорбления и поругания, клевету и уничижение, страдания и смерть, чтобы во всяком страдании нашем мы чувствовали, что мы — не одни, но что Сам Спаситель — «с нами до скончания века». Аминь.

Феофан Затворник. Суббота. (Рим. 6, 3-11; Мф.28, 1-20). Господь спит во гробе телом, душою же сошел Он в ад и находящимся там духам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, — все веровавшие прилепились к Нему, и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большего совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.


В избранное