Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 109


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N109

Антипасха. Апостола Фомы (12 мая — 18 мая)

Неделя вслед за Светлой седмицей: Антипасха, Красная горка. В этот день Церковь вспоминает уверение апостола Фомы. Евангельское чтение (Ин.20:19-31) рассказывает нам о явлениях Господа к Своим ученикам, во время которых Он совершенно утверждает их в вере. Господь утверждает Своих учеников в апостольском звании: подаёт им Духа Святого, посылает их, как своих вестников, и даёт им власть прощать грехи.

Поведение апостола Фомы - пример всем нам: веруя всей душой в то, что Христос Сын Божий, в тот момент он требует подтверждения тому, что другие ученики не ошиблись. Апостол оказывается не столько неверующим, или недоверяющим, или сомневающимся, сколько неравнодушным ко всему, связанному со Христом. Но, утверждая Фому в вере, Господь всем нам завещает: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

В апостольском чтении недели (Деян.5:12-20) говорится о чудном распространении веры Христовой апостолами, как несомненном доказательстве её божественного происхождения. Обыкновенные дела человеческие, встречая великие препятствия, гибнут в самом начале и уничтожаются. Разные мнения и учения земных мудрецов, как бы их кто ни поддерживал, мало по малу теряют свою силу и значение, уступают место другим мнениям и учениям, и наконец вовсе исчезают бесследно. Но не так было с учением христианским. Несмотря на непреодолимые препятствия, встреченные им с самого начала, оно не ослабевало, а напротив более распространялось, усиливалось и утверждалось. Это напоминание и нам, и тем, кто вновь пытается развернуть гонения на Церковь, пытается хоть как-то осквернить Её, причинить хоть какое-то зло. Но по вере нашей даётся нам. Как искали веры апостолы, и как были тверды в ней!

На этой седмице:

13 мая / 30 апреля: Апостола Иакова Зеведеева (44). Свт. Игнатия Брянчанинова (1867).

14/1 мая: Пророка Иеремии (6в. до Р. Х.). Преп. Пафнутия Боровского (1477).

15/2 мая: Свт. Афанасия Великого (373). Благоверных князей Российских, мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида.

16/3 мая: Преп. Феодосия, игумена Киево-Печерского монастыря (1074).

17/4 мая: Праведного Лазаря и равноапостольной Марии Магдалины.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

12 мая / 29 апреля: Афонской иконы Божией Матери, именуемой «Сладкое лобзание» (9в) и Озерянской (переходящие празднования в неделю Антипасхи).

14/1 мая: Радоница. Поминовение усопших. Поминовение усопших воинов и всех страдальчески скончавшихся во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

 

Светские праздники:

12 мая: Международный день медицинских сестёр. Тех, кто заботится о нас, больных, ухаживает за нами. В их числе и те, кто вытаскивал из под огня воинов в Великую Отечественную, и в другие войны. В их числе преподобномученица Великая княгиня Елисавета. Мы поздравляем и благодарим представительниц одной из самых гуманных профессий - всех-всех, и в первую очередь работающих в больнице им. Калинина. Низкий вам поклон!

15 мая: Международный день семей.

 

Антипасха. Слово «антипасха» означает «противопасха», «вместо пасхи», т.е. воскресный день, расположенный напротив, через седмицу после Пасхи. Этим днём завершается Пасхальная Октава. Раньше Антипасха отмечалась торжественно и пышно. На Пасху было принято крестить тех, кто весь пост готовился и ожидал крещения - оглашенных. Неделю они ходили в особых белых одеждах, которые снимали на восьмой день, т.е. на Антипасху. «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце», - писал Августин Иппонский в слове на «октаву Пасхи».

Красная горка. Красная горка - один из любимейших в народе праздников, справляющихся в Фомино воскресенье. «Красная» - значит: «красивая». В этот день с древности праздновали окончательное наступление весны, устраивали торжества. В этот день молодёжь устраивала игры и гуляния, в первую очередь на пригорках, освободившихся от снега. Каждый парень, а особенно — каждая девица старались показать себя, блеснуть красотой и умением.

Красная горка - любимый и распространённый среди православных день для венчания, для создания новой семьи перед лицом Бога. После 9-недельного перерыва, связанного с масленичной неделей, Великим постом и празднованием Пасхи, в храмах начинают совершать таинство венчания. С древности и по сей день люди специально подгадывали провести свадьбы в этот день, который считался счастливым днём для вступления в брак. «Кто на Красную горку женился, тот век не разведётся» - гласит русская пословица. Сама Церковь, как Невеста, убранная для Жениха Христа, красуется великолепием пасхального наряда, священство, облаченное в «порфиру и виссон», возглашает: «сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину», лик воспевает: «святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся».

В некоторых областях России праздник Красную горку называют ещё «кликушным воскресеньем». В этот день люди ходили по домам молодожёнов и выкликали молодых, говоря им поздравления и пожелания, за что получали благодарение в виде всяческого угощения. Если уж не свадьбу играть, то хоть посвататься к любимой тоже стремились в этот день.

Радоница. Во вторник, через день после Антипасхи, Православная Церковь справляет Радоницу - поминовение усопших. Этот обычай был и в Церкви, и у наших предков с глубокой древности. Мы веруем в жизнь будущую и приходим разделить радость о Воскресении Спасителя с усопшими. От этой радости день и зовётся Радоницей. Сам Господь, сходивший к умершим и проповедавший им Свою победу над смертью, возвестил им эту радость.

Радоница настраивает нас не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких и нашей временной разлуке с ними, а радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Всю Светлую седмицу Церковь торжественно прославляла Воскресшего Господа, и на Радоницу мы спешим разделить радость свою о Нём с усопшими и в то же время вознести свои горячие молитвы ко Господу о прощении согрешений усопших и о вселении их в светлые небесные обители. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Архиепископ Афанасий (Мартос) пишет: «В учении Церкви о сошествии Христа Спасителя в ад проповедовать победу над смертью основано наше моление об умерших в радоницу. В день радоницы после литургии (обедни) верующие отправляются вместе с духовенством на кладбище, где на могилах служат заупокойные литии или читают Евангелие, вознося молитвы о почивших. Городские и сельские кладбища заполняются в этот день народом, пришедшим навестить своих умерших сродников и помолиться о них… Этот благочестивый обычай веками соблюдался на Руси… Кроме радоницы, для поминовения усопших установлены Святой Церковью другие дни в году, так называемые Родительские субботы. Отличаются они от радоницы тем, что поминовения служатся в храмах, а не на кладбищах. Верующие в эти дни молятся о почивших только в церквах, но могил не посещают».

Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, заказать панихиду, написать записку «об упокоении», помолиться об усопших. В воспоминание Христова Воскресения существует обычай раздавать нуждающимся на помин души крашенные яйца, куличи, разное угощение и милостыню.

Митр. Иларион (Алфеев). Вхождение во Святое Святых. Неделя вторая по Пасхе. О Фоме.

Когда Христос воскрес и явился ученикам, один из учеников, Фома, отсутствовал. По возвращении его другие ученики сказали ему, что видели Господа, но Фома ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот, спустя несколько дней Господь явился и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». И Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» А Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие».

Тайна христианской веры заключается в том, что мы приходим ко Христу, еще не увидев Его, потому что начинаем верить в Него, потому что сердце наше отзывается на Его слово, потому что в Его Евангелии мы слышим глаголы жизни, и постепенно перед нами раскрывается видение воскресшего Христа. Постепенно от веры бессознательной, мы приходим к вере разумной, когда Господь открывается нам и когда мы уже можем сказать: «Воскресение Христово видевше», а не только «Воскресению Христову веровавше».

Восьмой день по Пасхе для Древней Церкви был знаменателен потому, что завершался тот долгий цикл, с которым было связано таинство крещения. Крещению предшествовали долгие месяцы, может быть, и годы оглашения, когда люди постепенно постигали, в чем суть христианской веры, когда священник или епископ шаг за шагом вводил их в тайны христианства. Само крещение совершалось в Великую субботу; после крещения люди входили в храм и причащались Святых Христовых Тайн. А затем в течение пасхальной седмицы, когда совершается особое богослужение - отменяются обычные чтения, псалмы, люди слышат только о Воскресении Христовом, которое они увидели, узрели очами души, очами сердца, - в эти дни новокрещенные слушали уже не огласительные, но тайноводственные слова, т. е. им раскрывали самую сущность христианской веры - им объясняли, что такое причастие, в чем смысл крещения, как хлеб и вино во время Божественной Евхаристии прелагаются в Тело и Кровь Христа и т.д.

И весь этот цикл завершался именно на восьмой день по Пасхе теми обрядами восьмого дня, которые и поныне являются составной частью чина Крещения и смысл которых заключается в том, что заканчивается долгий путь вхождения человека в Церковь и он, наконец, вводится во святое святых. Как мы знаем, воцерковление всякого новокрещенного происходит через введение его в храм Божий. Если это мужчина, то его вводят в алтарь, если женщина, ее подводят к царским вратам. Все это имеет глубокий смысл, символизируя вхождение человека в самую сердцевину жизни Церкви, жизни в Боге. После этого он выходит в мир уже не как человек сомневающийся, колеблющийся, подверженный всевозможным влияниям и опасностям, но как воин, как апостол Христов, и на него возлагается миссия свидетельствовать миру о Воскресении Христовом, которое он теперь уже опытно познал, ощутил, увидел.

Смысл воцерковления заключается еще и в том, что Церковь напоминает нам о том самом главном, ради чего мы, собственно, в ее и пришли, - о жизни во Христе. В Церкви, как в океане есть своя поверхность и своя глубина. На поверхности Церкви могут происходить бури и нестроения - то, что многих от Церкви отталкивает, - но это все только на поверхности. Если бы в Церкви был только поверхностный уровень, не стоило бы становится ее членом. Но в ней есть другое измерение, есть та глубина молчания, где человек встречается лицом к лицу с Богом. И каким бы сильным ни был шторм, в глубине океана всегда тишина. Воцерковление означает наше погружение в те глубины церковной жизни, из которых вообще никогда не стоит выбрасываться на поверхность, дабы не соблазняться тем, что на ней происходит. Надо всегда пребывать в тех глубинах, где раскрывается нам Царство Божие и Сам Бог, где действует Святой Дух, где жизнь человека уже не подвластна никаким земным бурям, конфликтам, нестроениям.

Будем помнить об этом, пережив Страстную седмицу и Пасху, соприкоснувшись со Христом Воскресшим, увидев Воскресение Христово. Будем помнить о том, что мы призваны не оставаться на поверхности церковной жизни, но погружаться в ту глубину, которая на языке Христа и апостолов называется Царством Божиим, Царством Небесным. Аминь.

Международный день медицинских сестёр, 12 мая. Общины женщин и девиц для ухода за больными существовали уже в 11 веке. Название «сестра милосердия» предложил в 1617 г. священник Викентий Пол, организовавший первую общину сестёр милосердия из вдов и девиц, которые не были монахинями и не давали никаких постоянных обетов. Службу профессиональных медсестёр организовала во время Крымской войны (1853-1856) Флоренс Найтингейл. Она вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали. 12 мая, в честь её дня рождения, отмечается Международный день медицинских сестёр. В России праздник отмечается с 1993 года.

Среди первых медсестёр, отправившихся на фронт, были и сёстры милосердия московской Никольской обители. Добровольно и организованно они отправились на фронт Крымской войны для оказания помощи раненым воинам. В те времена и сформировался образ медсестры, выносящей с поля боя раненых или стоящей у операционного стола. Впоследствии в госпиталях работали многие русские женщины-аристократки, в том числе супруга и дочери императора Николая II. Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета также ездила на передовую, в полевые госпитали, а позже как рядовая сестра участвовала во всех делах Марфо-Мариинской обители милосердия, которую основала.

Международный день семей (International Day of Families), 15 мая. Праздник учреждён Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. с целью обратить внимание общественности всех стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генеральной Ассамблеи, когда попираются основные права одной семьи, под угрозой находится всё человечество, как единая семья, членами которой мы являемся. В России общество сплотилось против ювенальной юстиции и семей «нетрадиционной ориентации». Усиливается движение за усыновление детей. Правительство поддерживает материнство и совершенствует законодательство, связанное с семьёй. С этого года вступают в действие многие положительные изменения.

Семья — малая церковь. С семьи начинается жизнь человека, тут происходит формирование его как личности и гражданина. Семья — источник и школа любви, привязанности, уважения, взаимопонимания. Семья, как основа общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Без крепкой семьи невозможны сплочённая нация, крепкое государство, счастливое и процветающее общество. Давайте заботиться о своей семье, своих любимых и близких, и давайте заботиться о сохранении и укреплении института традиционной семьи.


В избранное