Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 111


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N111

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (26 мая — 1 июня)

 

Евангельское чтение (Ин.5:1-15) рассказывает об исцелении Иисусом Христом расслабленного. Больной 38 лет не может найти излечения! Естественные средства врачевания ему не помогают. Ту помощь свыше, которая подаётся (ангелом) всем больным, он использовать не может. Но вот он встречается со Христом, и получает исцеление.

Больной сам был виной своего состояния (Господь говорит ему: «к тому не согрешай»), но вынес длительное испытание, исполнил меру терпения, и на нём явилась милость Божия. Больной исцеляется, исполняет повеление Господа и потом приходит в храм, чтобы излить чувства благодарности Богу.

Болезнь - и тогда, и теперь - всеобщее явление между людьми. Всякая наша болезнь служит нам испытанием, которое нам по силам и во благо. Нам только надо понять, в чём же нам урок в нашей болезни. Часто (хоть и не всегда) болезнь является следствием нашего поведения - нашего отношения к телу и душе. Для исцеления мы должны обращаться к врачам: «дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38:12). Но ещё более важно обратиться к Врачу, и не требовать у Него исцеления, а молить о вразумлении, и - «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). Мы должны принять свою болезнь и понять, как мы должны измениться перед Господом, чтобы жить дальше во славу Его. И тогда окажется, что и болезнь и исцеление нам даются во благо и своевременно.

Господь всегда помогает нам. Надо помнить, что помощь Его - и в Таинствах Церкви. Силоамская купальня открыта теперь для всех. Мы должны прежде всего заботиться ο том, чтобы Господь сказал: «прощаются тебе грехи твои», и тогда Он скажет: «встань, возьми постель твою и ходи».

Но в евангельской истории есть и другая сторона. 38 лет не нашлось никого, кто бы помог больному спуститься своевременно в купальню. Не бывает ли такого же и с нашими близкими - и где мы? А когда болели мы, были ли мы благодарны тем, кто заботился о нас? Прощали ли тех, кто был к нам невнимателен, неснисходителен, нетерпелив?

В этом событии Церковь видит также образ обновления жизни всего человечества через Воскресение Христово. Вместе с тем святая Церковь, напоминая нам о расслаблении нашей души грехами, призывает каждого из нас взывать: «в летех многих немощствующую душу мою, Преблагий, исцели, якоже расслабленного прежде, яко да последую Твоим стезям, яже показал еси любящим Тя». «Расслабленного яко воздвигл еси, Христе, расслабленную мою душу преступлении оздрави, и шествовати мне Твоя правые стези споспешествуй». Сколько уже лет каждый из нас, и все мы вместе, вся страна - как тот расслабленный? И исцеление возможно только через Христа, ибо естественные средства не помогают, а помощью свыше мы сами воспользоваться не можем. Но - Христос Воскресе! Милость Его с нами, а седмица насыщена событиями, напоминающими о Его помощи.

Евангельский отрывок об Овчей купели (Ин. 5: 1-4) читается также при совершении Молебна с Освящением воды.

Апостольское чтение недели (Деян.9:32-42) представляет нам подтверждение слов Господа: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит». Мы слышим о том, как Пётр именем Иисуса Христа исцеляет и даже воскрешает. Но чудеса эти совершаются Богом во-первых, по вере (Петра и тех, кто к нему обратился), и во-вторых, для укрепления и распространения веры (среди других людей).

На этой седмице:

26/13 мая: Перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского (1230). (переходящие празднования в Неделю 4-ю по Пасхе).

27/14 мая: Преп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090). Благоверного царевича князя Димитрия Угличского, чудотворца (1591).

30/17 мая: Преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407).

31/18 мая: Память св. отцов семи Вселенских соборов.

1 июня / 19 мая: Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389). Преподобного Корнилия, чудотворца Комельского (1537).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

29/16 мая: Преполовение Пятидесятницы.

Светские праздники:

27 мая: Всероссийский день библиотек (День библиотекаря) .

28 мая: День пограничника.

31 мая: Всемирный день без табака.

1 июня: Международный день детей (День защиты детей).

Антоний Сурожский. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог... И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.

Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду... В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал бы ненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.

И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил... Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.

Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.

Преполовение Пятидесятницы. Со среды 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы: прошла половина периода от Пасхи до Пятидесятницы. Этот праздник соединяет два великих праздника: продолжающееся пасхальное торжество и приближающийся праздник Сошествия Святого Духа, день рождения Христианской Церкви, а также напоминает и о празднике Вознесения Господня: «Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа… Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии». Преполовение празднуется с древности. День постный. Разрешается рыба. Праздник продолжается 8 дней: от среды до среды включительно.

Название праздника заимствовано из Евангелия (Ин.7). В этот день Церковь вспоминает, как в преполовение ветхозаветного праздника Кущей Господь учил в храме о том, что Его послал Бог. В последний день праздника Кущей совершался обряд торжественного возлияния воды. Этот ветхозаветный обряд под видом воды предзнаменовал излияние даров Духа Святого, грядущее в Пятидесятницу. В этот день Спаситель возгласил слушающим: «кто жаждет, иди ко Мне и пей». Об этой духовной воде говорит тропарь праздника: «Преполовиншуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе».

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», вспоминая в Неделю о расслабленном освящение (возмущение) воды в купели Силоамской, и ветхозаветный обряд возлияния воды, предзнаменующий излияние даров Духа Святого, Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия». Совершается крестный ход на водные источники - реки, озёра, колодцы - для освящения воды.

Святитель Феофан Затворник. В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37).

Если так, то пойдёмте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение.

Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он - единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал.

Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым.

Сила кому нужна - у Него всякая сила.

Слава ли - у Него слава премирная. Свобода ли - Он дарователь истинной свободы.

Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной.

Пойдёмте же все ко Господу!

Святые великий князь Димитрий Донской (1350-1389) и великая княгиня Евфросиния (1353-1407). Они были прекрасным примером счастливой многодетной православной семьи, оставившей яркий след в истории России.

За годы своего правления Димитрий стал признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Под его руководством состоялись первые победы русских над ордынцами. Он, получив благословение прп. Сергия Радонежского, разгромил в Куликовской битве полчища Мамая, за что получил прозвище «Донской». Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. По распоряжению Дмитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлём. По его распоряжению мелкие князья Московской земли стали жить в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам. При Димитрии в Москве была введена чеканка серебряной монеты - раньше, чем в других русских княжествах и землях. При нём появились произведения, прославляющие победу русского оружия (ставшие позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины»). Поддерживая дружеские связи с Византией, Димитрий добивался признания независимости Русской Православной Церкви от Константинополя. В своём завещании Димитрий Донской первым из московских князей упоминает великое княжение.

Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы («во всех странах славно имя его» - подчеркнул летописец). В 2002 учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича, была супругой св. Димитрия Донского с 1367 года. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по её совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. По её указанию был написан образ Архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля. После  смерти супруга она фактически стояла во главе Московского княжества, являлась блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа. В столице Евфросиния построила большое число храмов и монастырей. За несколько недель до смерти, в 1407 г. Евдокия удалилась в Вознесенский женский монастырь (который она основала в 1387 г.), приняв монашество с именем Евфросинии. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.

Большое влияние на духовную жизнь княжеской четы оказали Святитель Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Свт. Алексий был наставником и советником Димитрия с 9-летнего возраста. Преподобный Сергий крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Святые Алексий и Сергий неоднократно помогали князю в государственных делах.

У Димитрия и Евфросиньи было 12 детей (8 сыновей, 4 дочери). В своей «Духовной» (завещании) св. Димитрий передал великое княжение старшему сыну Василию. Всем детям, в том числе сыновьям, он завещал после его смерти во всём слушать мать, Евдокию Дмитриевну.

Курьёзные зарисовки

Отец Димитрий Дудко как-то поведал рассказ одного новообращенного. Этот человек пришел к католикам - там встретили приветливо, посадили на скамейку в первый ряд. Затем заглянул к баптистам - там и чаем напоили, и невесту обещали приглядеть. Пришел в православный храм - там лишь одна старушка оглянулась, фыркнула и опять отвернулась.

          "Батюшка, я экономист, - сказал этот человек отцу Димитрию, - и знаю, что хороший товар навязывать не будут".


В избранное