Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 106


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N106

Преподобной Марии Египетской

Пятое воскресенье Великого Поста названо в честь Марии Египетской. Мы её славили и в предыдущее воскресенье. А на утрене четверга совершалось продолжительное и величественное стояние Марии Египетской. Прп. Мария Египетская стала образцом истинного покаяния и примером неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Преподобная Мария родилась в Египте в середине 5 века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе и развращая других. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Её подвиг истинного покаяния - пример всем нам. И пусть он укрепит нас при вступлении в последнюю неделю поста. В евангельском чтении преподобной рассказывается о грешнице, омывшей Господу ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит», - сказал о ней Спаситель.

Апостольское чтение (Евр.9:11-14) говорит о Христе как о Первосвященнике, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу». В наше искупление Он принёс Свою Кровь (а не жертвенных животных) — великая жертва, которая может быть принесена только однажды и на веки.

В евангельском чтении недели (Мк.10:32-45) мы слышим, как Иисус Христос предсказывает Своим ученикам об этой Своей будущей жертве, о Своих добровольных страданиях, смерти и Воскресении и указывает им путь к величию и славе перед Богом. Этот путь заключается в служении ближним по примеру Иисуса Христа и из любви к Нему: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Что же делает нас великими и славными в царстве небесном? Любовь, которая учит нас преодолевать страдания. Страдание, которое делает нас смиренномудрыми. Смиренномудрие, которое побуждает нас служить ближним.

 

Седмица Ваий. На этой седмице:

 

21/9 апреля: Преподобной Марии Египетской (переходящее празднование в 5-е воскресенье Великого поста). Апостолов от 70-ти Иродиона (ок. 67), Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и прочих с ними (1в). Св. апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Св. апостол Агав обладал даром пророчества. Он предрек (Деян.11:27-28) голод во времена императора Клавдия и предсказал страдания апостола Павла в Иерусалиме (Деян.21:11).  Апостол Руф, которого приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим.16:13) был епископом в греческом городе Фивы; апостол Асинкрит (Рим.16:14) – епископом в Гиркании (Малая Азия); апостол Флегонт – в городе Марафоне (Фракия), апостол Ерм – в Далматии. Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины.

23/10 апреля: Мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Алекандра, Феодора и иных 33 (ок. 249-251).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

27/14 апреля: Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря

Седмица Ваий и Лазарева Суббота

Будущая седмица называется седмицей Ваий, т.е. ветвей. Все её дни носят название: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д. Вся седмица по устроению и содержанию богослужения устремлена к Лазаревой Субботе и следующей за ней Неделе ваий - Входу Господнему в Иерусалим. Эти два праздника тесно соединены, имеют общий тропарь и другие общие особенности.

Пятница Ваий - конец Великого Поста. В этот день несколько раз поётся: «Душеполезную совершивше четыредесятницу...», т.е. уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «...и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы.

В Лазареву Субботу мы вспоминаем чудо воскрешения Христом праведного Лазаря, которое совершено в удостоверение будущего воскресения всех умерших (Ин.11:1-45).

Господь знал, что Лазарь болел и умер. Но Он пришёл только на четвёртый день после смерти Лазаря. Все это переживается и является в богослужении уже с первых дней седмицы: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы» - вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники... В среду мы слышим: «Днесь издше Лазарь» - сегодня умер Лазарь. И наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается» - вот уже полагается во гроб.

Многие иудеи, услышав о воскресении Лазаря, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.

Феофан Затворник. Неделя пятая поста. (Евр.9:11-14; Мк.10:32-45;  Лк.7:36-50).

Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастром мира и, ставши при ногах Господа сзади, начала плакать и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк.7:36-39). Она ничего не говорит, а только действует и своими действиями показывает самую нежную любовь ко Господу. Зато и сказано было о ней: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк.7:47). О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу! Скажешь: «Когда бы Он Сам тут был, так сейчас бы готов все сделать для Него». Да Он и есть тут, невидимо Своим лицом, а видимо во всех христианах, а наиболее, в нуждающихся. Невидимого Господа намащай любительною сердечноумною молитвою, а для видимого — делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога.

Пятница. Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, — что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и, гнавшись, достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись, пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.

Суббота. (Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45). У кого есть Марфа трудолюбивая  — всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, — внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь и воскресит Лазаря его — дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле бестелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом!

Антоний Сурожский. Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую; и от нее мы можем научиться многому, что нам нужно. Она была всем известной грешницей, предметом искушения и соблазна для всех. Как она стала грешницей – мы не знаем: качествовало ли зло в ней самой? была ли она соблазнена, подверглась ли насилию? Как она стала блудницей, мы никогда не узнаем. Но одно мы знаем достоверно: как-то она пришла в храм Матери Божией, Которая – образ совершенной цельности, целомудрия, и вдруг почувствовала, что не может войти в него. Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог; сила эта была, вероятно, – наверное! – в ней самой. Она почувствовала, что эта область слишком свята, чтобы она посмела войти в Ее присутствие, стоять внутри храма.

Но этого было достаточно, чтобы она осознала, что все ее прошлое темно, и что выйти из этого можно только одним путем: сбросить с себя все зло и начать новую жизнь. Она не пошла за советом на исповедь; она ушла из города в пустыню, в знойную пустыню, где ничего не было, только песок, и голод, и отчаянное одиночество.

Она может научить нас чему-то очень важному. Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости. Благодать Божия всегда рядом: но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на все, на все она была готова ради того, чтобы переменить жизнь.

И так год за годом, в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни, она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Потому что недостаточно осознать его; недостаточно даже отвергнуть его усилием воли: оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой зло. Ей пришлось бороться всю жизнь, но в конце концов она победила; она действительно подвигом добрым подвизалась, она очистилась от скверны, она смогла войти в область Божию: не в храм, не «куда-то» – в вечность.

Она многому может научить нас. Она может научить тому, что когда-то мы должны осознать: та царственная область, куда мы входим так легко, – Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас. Если бы когда-нибудь мы осознали это и почувствовали, что только нам нет там места, и в ответ покаялись бы, то есть отвернулись бы в ужасе от самих себя, отвратились от себя в непреклонной решимости – и мы могли бы последовать ее примеру.

Этот пример ее образа предлагается нам как завершающий момент постного времени, этой весны, жизни. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, составившего целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, – пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам словами Великого канона Андрея Критского: Душа, Бог может прокаженное убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная...

Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, новой надеждой, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им.

Через неделю мы окажемся на пороге Страстной седмицы, и этот порог открывается в субботу двумя событиями: воскрешением Лазаря и Благовещением Матери Божией. Войдем в эту Страстную седмицу с готовностью встретить Матерь Божию лицом к лицу хотя бы нашей решимостью стать достойными Ее молитв, и затем пойдем день за днем, следуя за событиями Страстной и ставя все время себе вопрос: Где я стоял бы, окажись я их участником? Аминь.

Иеромонах Мефодий. В конце Великого Поста

Приближается конец Великого Поста... За нынешним всенощным бдением в последний раз в этом богослужебном году услышим мы, братие, — «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Полезно бывает оглянуться человеку на пройденный им жизненный путь, отметить тот или иной заканчивающийся период. И вот ныне мы на исходе поста.

Кончается время покаяния, время, когда зовет нас Церковь задуматься, да и не только задуматься, но и заняться своею жизнью. Ведь, «дел» — «непочатый угол», и дел неизмеримо важнейших, чем те, которые здесь занимают наши сознание и сердце. В приятии христианском — земная жизнь — время стяжания души, время приобретения в вечности того, что дано нам, временно.

В наши дни некоторые с усмешкой говорят о «душеспасительном», о всем том, что связано со спасением души. Забывает человек, что «пришелец» он на земле, что время жития нашего мало, исполнено болезни, а там, за краткой жизнью этой, открывается вечность. «Всем нам подобает явиться на судилищи Христово», — говорит Апостол.

Христов суд не устрашение, не иносказание — это то, что идет, что приближается, что ожидает каждого из нас. Это тот день, когда выявлена будет вся наша жизнь, вся ее духовная ценность, тот плод духовный, который сумели, а главное, захотели принести мы.

И пока не настал еще этот страшный день, дано нам стучаться. И особенно назидателен, в этом смысле ободряющ и духовно прекрасен ныне предлагаемый нам Церковью пример преподобной Марии Египетской.

В тяжких и отвратительных грехах провела свою юность святая Мария, а потом почувствовала всю скверну своего жития, услышала Божий призыв и поистине принесла плоды достойные покаяния, — всю последующую продолжительную жизнь свою отдав Господу и Спасителю своему.

Откроем же и мы, братие, свои сердца к зовущему нас на покаяние голосу Церкви. Господь близь есть, — «се ныне время благоприятно, се ныне день спасения». Дело за тобой, христианин... Отдай Богу свои произведения и веру и здесь еще, на земле, почувствуешь мир и радость горнего града, уготованного всем истинною любовью возлюбившим Христа.


В избранное