Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 114


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N114

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собор (16 июня — 22 июня)

Эта неделя именуется Неделей святых отцов Первого Вселенского Собора. Она подводит итог предыдущим неделям и готовит нас к Пятидесятнице. Предыдущие недели рассказывали нам о Воскресшем Христе, исцелявшем словом расслабленных, слепорожденных, воскрешавшем мёртвых, принёсшем воду живую, впервые открывшем Себя самарянке: «Мессия - это Я, Который говорю с тобою». Святые отцы Собора оградили Церковь от арианской ереси и сформулировали первую часть Символа веры. Этот Собор положил начало Вселенским Соборам, на которых Церковь охраняла и утверждала основы Православия.

 В евангельском чтении недели (Ин.17:1-13) мы слышим первосвященническую молитву Спасителя к Богу Отцу. В ней Господь молится о прославлении того дела, ради которого Он воплотился: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». В ней Спаситель также молится о Своих учениках, чтобы Бог сохранил их в единомыслии веры и любви. И в преддверии грядущей Пятидесятницы, создания и утверждения Церкви в Духе Святом взывает: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную». В апостольском чтении (Деян.20:16-18; 28-36) рассказывается о том, как через некоторое время уже апостол Павел наставляет пресвитеров и молится с ними: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Апостол предостерегает о будущих ересях и расколах. Его предупреждения сбылись неоднократно, и с ересями, в частности, боролись св. отцы на Вселенских Соборах. Своими делами и словами апостол также наставляет «трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать”». Эти слова полезно помнить всем нам. На эту седмицу приходятся День медицинского работника — профессиональный праздник тех людей, которые спасают наши жизни, восстанавливают наше здоровье и силы. На эту же седмицу приходится Всемирный день беженцев — людей, нуждающихся в помощи.

В субботу, накануне Пятидесятницы, мы соборно молимся о том, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи всех от века усопших праотец, отец и братий наших. В этом году Троицкая родительская суббота совпадает с Днём памяти и скорби, днём начала Великой Отечественной войны. И в этот день мы будем также молиться за всех погибших в этой войне.

На этой седмице:

16/3 июня: Благовер. царевича Димитрия (перенесение мощей из Углича в Москву, 1606).

17/4 июня: Преподобного Мефодия, игумена Пешношского (1392).

22/9 июня: Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

16/3 июня: Иконы Божией Матери Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (переходящее празднование в 7-е воскресенье после Пасхи).

22/9 июня: Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота.

Памятные даты:

16 июня: День медицинского работника.

20 июня: Всемирный день беженцев.

22 июня: День памяти и скорби.

Свт. Феофан затворник. Неделя св. Отец. (Деян.20,16-18,28-36; Ин.17,1-13).

Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее, и она тотчас обнаружилась повсюдно всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 7-ая по Пасхе, отцов 1-го Вселенского собора. (Ин. 17:1-13).

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».

«Совершил дело». Совершил полным слиянием Своей воли с волей Отца: «Он был послушлив Богу-Отцу даже до смерти крестной». Иисусом Христом совершенное дело ясно показывает, что Бог есть Любовь, и что все Его отношения к миру грешному проникнуты духом всепрощающей любви так, что святая воля Божия не желает погибели не только людей, почитающих и боящихся Бога, но и людей по отношению к Богу неблагодарных и даже слепых ненавистников всякой мысли о Боге и о всем Божественном.

«Отче! Соблюди их во имя Твое... чтобы они были едино, как и Мы», — молился Христос перед Своими крестными страданиями. О ком была эта молитва? Об учениках Своих и о всех верующих в Него, как Спасителя мира. Значит, и о нас с вами, дорогие братья и сестры.

В чем же должно выразиться единство чад Божиих, единство христиан? В вере и в жизни, в вере и в любви, в любви к Богу и человеку. Существовало ли это единство среди христиан, по всему миру рассеянных? Оно всегда было целью, к которой стремился верный Евангельскому учению христианский мир. И это единство было достигнуто в период Вселенских Соборов. Время Вселенских Соборов — это было время, когда неправо верующим, еретикам и сознательным разрушителям христианской веры не было и не могло быть места в Христовой Церкви; Церковь тех веков заключала в себе одних только исповедников истинной апостольской Христовой веры.

С горечью говорим, что ныне нет этого единства. Нет его и в недрах истинной Христовой Церкви. Почему нет? По причине расцерковления христианского общества, которое входит ныне в состав Церкви. Современное христианское общество скорее взволнуется не тем, что в недрах Церкви появится еретик, а тем, что Церковь Христова, эта естественная и полномочная охранительница апостольской веры, исполняя свою священную обязанность, объявит устами своих епископов еретику, разрушителю Церкви, что он не истинный христианин и что Церковь, не имея с ним ничего общего, изрыгает его из недр своих.

Ведь, в наши дни считают себя христианами, чадами Церкви Христовой, те, кто, по своему отношению к догматике христианства, к учению о вере и нравственности, естественно выпадают из состава Тела Христова, из состава Церкви. К таким относятся те, которые смотрят на нравственные заповеди Христа с точки зрения их пригодности для современной жизни людей и потому определяют их действительность и обязательность не безусловной Истиной Христова учения, а условиями современной жизни. К таким относятся и те, кто, признавая евангельское учение о нравственности полезным для блага людей, в то же время отрицают догматическое учение Христа, т.е. отрицают евангельское учение о вере. К таким относятся и те, кто, принимая Христово учение о вере и признавая истинным Его учение о нравственности, в то же время полагает, что оно не выполнимо в нынешних условиях, а посему — не обязательно.

Для того, чтобы быть членом Тела Христова — Церкви Его, — дорогие братья и сестры, чтобы быть христианином, необходимо не только исповедывать апостольскую веру во Христа, как истинного Спасителя мира, но непременно нужно и жить по Истине апостольской веры. «Теперь живу не я, а живет во мне Христос», — говорил о себе Апостол Павел. В этих словах Апостола как бы начертана программа, цель жизни каждого христианина. А для достижения такого состояния требуется подвиг, подвиг всей жизни. И этот подвиг, при всей его несомненной тяжести, не может быть непосильным для христианина. Так ли это? — скажете вы. Да, так. Ибо дело спасения человека — это не только личное дело человека, но вместе с тем оно и дело Божие, и совершается оно одновременно, как личными силами человека, ищущего спасения, так и Божественной помощью Спасителя мира — Христа. Верно рассуждаете, в настоящей жизни мы не можем сделаться безгрешными. Однако, мы можем, по крайней мере, желать не грешить, и можем во всяком случае бороться с грехом. Мы можем и должны судить свои поступки и свою жизнь не по духу времени, а по духу учения Христа.

Идя путем указанных желаний, указанных борьбы с собой и суда над собой в свете Евангелия, мы достигаем не только жизни во Христе, но достигаем и того единства, о котором молился Христос, единства в Нем и со всеми братьями во Христе, в чем да будет помощником нашим наш Ходатай пред Богом, Господь Иисус Христос. Аминь.

Троицкая родительская суббота

предваряет праздник Пятидесятницы. В день Пятидесятницы Дух Святой сошёл на землю для освящения и приведения всех людей к вечному спасению. И накануне Церковь соборно молится об очищении благодатью Святого Духа грехов всех от века усопших праотец, отец и братий наших и даровании им Царства Небесного. Мы молим «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей молитве. Наша домашняя молитва за отошедших в мир иной оказывает им неоценимую помощь. Особую огромную помощь усопшим оказывает поминовение в Церкви.

По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших. Из любви к усопшему нужно соблюдать в чистоте и порядке его могилу. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу, помолиться об умершем, вспомнить его. Если есть возможность - попросить священника совершить на могиле литию (краткую заупокойную службу). Есть и пить (особенно спиртное) на кладбище христианину не подобает. Не стоит оставлять на могиле еду, чтобы могила не попиралась, например, собаками. Продукты следует отдавать нищим.

В эти дни многие заняты своими садами, поэтому не все находят время прийти в храм помолиться в день родительской субботы. Можно накануне, в пятницу, подать записку, чтобы за наших близких помолился священник. За этим вечерним богослужением также следует панихида по усопшим. Но молитва с Вашим живым и сердечным участием гораздо действеннее! И конечно же у нас есть ежедневная возможность домашней молитвы о ближних — усопших и живых.

Посмотрите, как много лежит на кладбище молодых. Многие из тех, кто ушел преждевременно из жизни, не заботились о душе своей, думали, что всё ещё впереди, «ещё успеют» - и не подготовились к переходу в мир иной, не каялись, не исповедовались, не причащались. Тем нужнее помнить и молиться за дорогих наших усопших – и ближних, и дальних.

Молитва об усопших: Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.

Свт. Феофан затворник. Суббота. (Деян.28:1-31; Ин.21:15-25).

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвою. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня...

День медицинского работника.

Ежегодно в третье воскресенье июня в России, Беларуси, Армении, Казахстане, Молдове и на Украине отмечают День медицинского работника. Основанием служит Указ Президиума Верховного Совета СССР №3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР №9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях». Помолимся о них с благодарностью.

Поздравляем всех медицинских работников! И особо поздравляем сотрудников больницы им. Калинина! Благодарим вас за то, что вы помогаете нам войти в эту жизнь, спасаете наши жизни, восстанавливаете наше здоровье, заботитесь о нас в самые трудные минуты нашей жизни. Желаем вам счастья и успехов. А также ещё большей ответственности, сердечности и неравнодушия к пациентам. Помоги вам Бог!

22 июня. День памяти и скорби

Великая Отечественная война объединила в общей борьбе за Отечество многих вчерашних врагов, наших соотечественников, как оставшихся на нашей земле, так и покинувших её. Перед лицом страшной беды, смертельной угрозы для всей земли и всего народа нашего, наши соотечественники соединились, отложив другие, тоже страшные и смертельные противоречия. И вновь полна наша земля разладом, противостояниями. Вновь нашему народу грозит гибель от вырождения и вымирания, утери совести, культуры и желания что-то сделать, от взаимной вражды и жажды наживы, от навязываемого образа жизни, который есть смерть. Давайте найдём в себе волю и силу объединиться без новой страшной внешней беды. - Потому что, если не найдём, она придёт.

В этот день давайте вспомним о всех погибших в этой войне, и тех, кого помним, и тех, кого забыли, и безымянных. Давайте зажжём свечи в их память, в храме и дома. Уже несколько лет существует традиция в ночь на 22 июня ставить на окна зажженные свечи - «свечу памяти».

И давайте вспомним о тех участниках войны, кто ещё жив. Как бы они не жили, всё равно они нуждаются в нашей памяти, внимании, помощи и любви.


В избранное