Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 116


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N116

Неделя 1-я по Пятидесятнице,  Всех святых (30 июня — 6 июля)

В пасхальный период Церковь проповедовала о благодати и истине, происшедших чрез Иисуса Христа. В начинающемся этой неделей периоде Церковь учит о таинственном значении полученных благ. И начинается он с прославления всех святых, ветхозаветных и новозаветных, прославленных между нами и известных только Богу. Они «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования». И к этому призван каждый из нас. Мы должны не только почитать святых, но и подражать им. Мы должны идти их путём. Велики препятствия на этом пути: наши страсти и грехи. Но велика и награда - встреча с Христом.

В евангельском чтении недели (Мф.10:32-33, 37-38, 19:27-30) говорится о свойствах истинного последователя Христова и о тех наградах, которые он получит. Христианин должен: исповедовать свою веру, любить Господа больше всего на свете, нести свой крест Христа ради и по примеру Его и смиренно уповать на Бога, Который сторицей вознаграждает последователей Своих, как в настоящей, так и в будущей жизни. «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным»; «всякий, кто оставит домы, … , ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» - говорит Господь. Апостольское чтение (Евр.11:33-12:2) на примере праведников показывает исполнение этих слов Спасителя и побуждает нас к приобретению той силы веры, при помощи которой каждый христианин может достичь святости. Перед нами - неисчислимый сонм наследников обителей блаженных, сподобившихся небесных наград за последование Христу, открывается слава всех святых. Церковь указывает нам их путь - путь каждого христианина.

Неделя всех святых продолжает собой празднование Пятидесятницы. Мы праздновали день рождения Церкви, и вот, подошёл восьмой день. В ветхозаветные времена на восьмой день мальчику делали обрезание и давали имя. Так на него налагали печать Завета с Богом. Святые - это те, кто явил на себе миру печать Нового Завета.

В День Святой Троицы, осиянные Духом Святым, люди забыли о разделении и вновь понимали друг друга. А этот день соединяет всех нас нашими общими именинами. Будем же в этот наш общий праздник едины в мире и любви.

В другие дни мы вспоминаем святых по отдельности, а в этот день мы вспоминаем их вместе. А завтра вступаем в пост, установленный в честь первоверховных апостолов. Апостол Пётр призывает: «Будьте святы» (1Петр.1:16). Апостол Павел наставляет: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, ... с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1).  Обратимся молитвенно к ходатайству всех святых перед Богом. Пусть их пример поможет нам в посте и во всей дальнейшей жизни встать на путь, который приведёт и нас в их святой собор.

Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст) и начало поста. На этой седмице:

30/17 июня: Иконы Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена» (переходящее празднование в воскресенье Всех святых).

1 июля / 18 июля: Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл. (1157) и чтимых списков с Боголюбской иконы Божией Матери. Начало Петрова поста.

2 июля / 19 июля: Апостола Иуды, брата Господа по плоти (ок. 80). Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (1607). Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца (1966).

4 июля / 21 июля: Преподобного Максима Грека (обретение мощей 1996; 1556).

5 июля / 22 июля: Преподобного Варлаама Хутынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста).

6 июля / 23 июля: Владимирской иконы Божией Матери.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

Петров пост установлен в честь Святых апостолов, которые воздержанием и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия и воспитывали своим примером учеников в деле спасительного служения.

Он начинается с понедельника недели всех Святых и продолжается до Дня памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля / 29 июля). Таким образом, продолжительность поста зависит от срока празднования Пасхи. В этом году пост длится 11 дней. Его продолжительность может меняться от шести недель до восьми дней.

По уставу наиболее строгие ограничения в пище (сухоядение) налагаются на православных по средам и пятницам. В понедельник разрешается употреблять горячую пищу без елея. В остальные дни позволяются рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Митр. Антоний Сурожский. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Матерь Божия и все святые, память которых мы сегодня празднуем, те, которые известны нам, потому что Бог открыл их нам и потому что они были поняты и узнаны или своими современниками, или иногда годы или столетия спустя – все святые являются ответом земли на любовь Божию. И это не только их личный ответ за самих себя, но и от лица всей твари, и от нашего лица также; потому что каждый из нас имеет поистине честь называться одним из их имен, нашим христианским именем, именем одного из этих святых. И эти святые, чьи имена переданы нам, стоят перед Богом и молятся, чтобы не обесчестилось их имя в очах Божиих.

Святые Божий, в своей любви, в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном, неотступном присутствии как бы держат и охватывают все творение. Как дивно, что мы принадлежим к этой неисчислимой семье мужчин, женщин, детей, которые поняли, что замыслил Господь, когда Он пришел, жил, и учил, и умер за нас! Они откликнулись всем своим сердцем, они открылись всем своим умом, они поняли Его замысел и приняли Его весть со всей решимостью преодолеть в самих себе все, что было причиной Распятия; потому что если бы и один человек на земле отбился, отпал от Бога, Христос пришел бы спасти его ценой собственной жизни. Это Его собственное свидетельство: один подвижник ранних веков молился, чтобы Бог покарал грешников; и Христос явился ему и сказал: Никогда так не молись! Если бы и один человек на земле согрешил, Я пришел бы умереть за него...

Святые – это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них, то единственный ответ благодарности – это стать такими, чтобы смерть его не была бы напрасной. Взять на себя крест означает именно это: отвернуться от всего, что убивает и распинает Христа, от всего, что окружало – и окружает! – Христа ненавистью и непониманием. И нам это сделать легче, чем тем, которые жили в Его время, потому что в те дни они могли в Нем ошибиться; но в наши дни, две тысячи лет спустя, когда мы читаем Евангелие и встает в этом рассказе вся мера роста Христова и Его личность, когда у нас есть миллионы свидетелей, которые говорят нам, что Он подлинно отдал Свою жизнь за нас, и что единственное, чем мы можем отозваться, это отдать жизнь друг за друга ради Него – как можно нам не отозваться?!

Поэтому в этот сегодняшний день примем новое решение: внимать, как они, всем сердцем, всем умом, всей волей, всем существом, чтобы видеть, что случается, чтобы слышать, что Он говорит, – и ответить благодарностью и решимостью. И тогда, если мы принесем Богу это малое – нашу благодарность и нашу добрую волю – сила, чтобы и нам тоже вырасти в меру роста, которую задумал, возмечтал для нас Бог, – сила будет от Бога. Как Он сказал: Сила Моя в немощи совершается. Моей благодати тебе достаточно... И Павел, который знал это, прибавляет в другом месте: все возможно нам силой Божией, укрепляющей нас... Сомневаться не в чем: все возможно, если только мы дадим Богу спасти нас, понести нас от земли на небо.

Давайте же начнем заново, так, чтобы святые, чьи имена мы носим, радовались о нас, чтобы Матерь Божия, Которая отдала Своего Сына на смерть, дабы мы могли отозваться, могли понять, могли спастись, радовалась о нас, и чтобы Христос видел, что не напрасно Он жил, учил и умирал. Будем Его славой, будем светом; это может быть малый огонек, как малая свеча, это может быть свет, блистающий подобно великим святым, – но будем светом, просвещающим мир и делающим его менее темным! Будем радостью, чтобы и другие могли научиться радоваться о Господе! Аминь!

Почитание икон Богородицы и Её великая помощь

На этой седмице мы славим иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена» (переходящее празднование в воскресенье Всех святых), Боголюбскую и чтимые списки с неё и Владимирскую.

В понедельник мы чтим Боголюбскую икону Божией Матери, одну из древнейших чудотворных икон России, написанную в 12 в. по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери. Когда он в 1155 г. переезжал в Суздальскую землю, он взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, вёзшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. После молебна и усердной молитвы перед иконой Божией Матери князю явилась Пресвятая Богородица и повелела ему образ Её поставить во Владимире, а на месте Её чудесного явления построить храм и святую обитель. Князь выполнил указание Богородицы. Чудотворная икона Божией Матери была перенесена в Успенский собор во Владимир. А на указанном месте князь Андрей заложил каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, там же образовался и монастырь. По просьбе святого князя иконописцы изобразили Божию Матерь так, как он видел Её в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращённым к Спасителю. Этот образ князь Андрей поместил в построенный храм и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня (1 июля нового стиля), которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен многими чудотворениями. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений. В тот же день почитаются чудотворные списки с Боголюбской иконы Божией Матери, именуемые Московская (1157); Зимаровская (XIII); Угличская (1654); Юрьевская (1771); Тульская (1771); Козловская (1771); Елатемская (1771); Усманская (1831); Тарусская (1848 и 1870). Знаменательно, что как подлинная икона Божией Матери Боголюбской, так и списки с неё прославились исцелениями во время свирепствовавших болезней, особенно чумы и холеры.

А через пять дней, 23 июня (6 июля нового стиля) в память спасения Москвы от нашествия золотоордынцев установлено чествование Владимирской иконы Божией Матери. В 1480 г. при великом князе Иоанне III Васильевиче хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошёл к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям – «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит написал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией. Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом.

Пресвятая Богородица, слава Тебе, храни и дальше Русь Православную!

Святой апостол Иуда происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены. Евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем», евангелист Марк тоже называет его Фаддеем. В Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы. Один из 12 апостолов. В состав Нового Завета входит его соборное послание.

В начале земного служения Господня «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин.7:5). В их числе был и Иуда. Но позднее он уверовал во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию и всем сердцем обратился к Нему. Господь избрал его в число 12-ти ближайших Своих учеников. Помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова. По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем - в странах Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. Около 80-го года святой апостол Иуда принял мученическую кончину в Армении, в городе Арате.

Святитель Иов (ок. 1525 - 19 июня 1607), первый Патриарх Московский и всея Руси. В 1587 г. собором епископов он был поставлен Первосвятителем Русской Церкви - Митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 г., по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II, Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея России. В 1590 г. на Соборе восточных иерархов была утверждена каноническая самостоятельность Русской Церкви.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Он с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах. Много он сделал для духовного развития народа, распространения Священного Писания и святоотеческих книг. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу, считая это очень важным. При святителе Иове были прославлены многие русские святые, построено множество храмов и монастырей, проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии.

В трудные времена смуты начала 17 в. свт. Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он предал анафеме Лжедмитрия и его сторонников. Сторонники Лжедимитрия схватили святителя во время Божественной литургии, бесчестили, били, а затем заточили в Успенский Старицкий монастырь, где он пробыл до свержения Лжедмитрия. Святитель уже не смог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена. Свт. Иов скончался 19 июня 1607 г.


В избранное