Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 113


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N113

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (9 июня — 15 июня)

Евангельское чтение недели (Ин.9:1-38) рассказывает о том, как Господь чудесно исцелил слепого от рождения, и о слепом озлоблении фарисеев. Фарисеи считали, что раз болен - значит грешен. Но Спаситель показывает, что это не так. В нашей болезни (или любой другой беде) встречаются наш труд по её преодолению, исцелению (духовному и телесному) и нисходящая к нам благодать Божия, исцеляющая нас телесно и духовно. Если эта встреча состоится в сердце человека, перед ним откроется прямой путь на небо, явленный Спасителем в Своём Вознесении. В чуде, явленном Господом, мы видим, как встречаются слепота телесная и слепота духовная. Смело исповедуя Господа, слепой прозревает не только телесно, но и духовно. А фарисеи - «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» - говорит им Спаситель. В таком духовном прозрении нуждаемся все мы. От каждого из нас поётся тропарь праздника: «Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый».

Апостольское чтение (Деян. 16:16-34) рассказывает, как Бог избавляет верных Ему от любых бед и даёт им силы и злых духов изгонять, и побои с заключением переносить, и своими делами привлекать людей ко Господу. Видя дела их, люди, не совсем духовно слепые, прибегают к ним с вопросом «государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» - и так обращаются ко Христу: «и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога». Веруйте — и не бойтесь!

На этой седмице:

9 июня / 27 мая: Праведного Иоанна Русского, исповедника (1730).

14/1 июня: Праведного Иоанна Кронштадтского.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

12 июня / 30 мая: Отдание Пасхи.

13 июня / 31 мая: Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

 

Светские праздники:

12 июня: День России, — День принятия Декларации о государственном суверенитете РФ.

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 6-ая по Пасхе — о слепом

Господь проходил мимо врат храма, у которых обычно толпились нищие, ожидавшие милостыни от прохожих. Среди нищих был один слепец — «слепой от рождения». Наша земная жизнь, дорогие, удручена бедствиями, но среди них трудно себе представить более великого и тяжкого бедствия, чем слепота. Слепой слышит разговоры окружающих его людей, слышит их радость о красоте окружающего их мира, и страдает, ибо для него весь мир погружен в непроглядную ночь, он с опаской бродит во тьме этой ночи, ощупывая каждый предмет, чтобы не споткнуться и еще более не искалечить себя. Вот и теперь, заслышав необычайный шум около храма, спотыкаясь, слепой пробирается вдоль стены к тому месту, где находился необычайный Учитель, молвою о необычайных чудесах Которого гремел весь город. В это время мимо него проходил с учениками Христос. Он устремил Свой Божественный взор на этот редкий пример слепоты — от рождения. Ученики, предполагая, что их Учитель, устремив Свой взор на слепца, был занят мыслью о причине слепоты несчастного, спросили Его: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился он слепым

Дорогие мои, не всякое бедствие бывает результатом греховности или нечестия, не все бедствия являются ударами карающей десницы Высшей Правды. Есть и такие бедствия, которые служат или проявлением высшей Любви, направляющей свои удары с целью спасающей милости, или орудием высшего промышления о торжестве Истины над ложью. История Многострадального Иова отчетливо свидетельствует, что праведный Иов подвергся жесточайшим бедствиям не за тайный грех, личный или его родителей, а потому, что его праведность была избрана Богом, как орудие для посрамления клеветы «отца лжи».

Так было и в данном случае: слепец родился слепым не за грехи родителей, нет, но «для того, чтобы на нем явились дела Божии». Продолжая громко беседовать с учениками, Христос разъясняет им, что Он на то и послан Отцом, чтобы совершать дела Божии, ибо Он есть «Свет миру». Эту беседу Христа с учениками не мог не слышать слепец. До сего приходилось ему слышать только такие рассуждения о себе, которые лишь удручали бедственное состояние его души, и вдруг до его слуха доносится иное рассуждение — оно звучит для него любовью и милосердием. И Сердцеведец не томит его ожиданием: Он сделал брение из плюновения, помазал им глаза слепого и сказал: «пойди, умойся в купальне Силоам». Эта купальня находилась довольно далеко от храма. Он «пошел, и умылся, и пришел зрячим».

Совершилось великое чудо, от которого пришел в смятение весь город. Этот нищий слепец хорошо был известен всему Иерусалиму. И он не умолчал о совершившемся над ним чуде, он всюду свидетельствовал Кто и как исцелил его. Тот Самый Иисус, на Которого книжники и фарисеи только что бросали камни, совершил поразительное бесспорное чудо!

И вот разыгрывается сцена, каковую наблюдаем мы часто и в наш так называемый «просвещенный век»; эта сцена представляет поразительный пример того, до какой степени может дойти духовное ослепление людей, когда они злонамеренно закрывают свои глаза на то, чего они, в своих ложных интересах, не хотят видеть.

Самый предмет чуда — бывший слепец от рождения — стоит перед книжниками и фарисеями. Казалось бы, им остается только признать факт великого знамения и возблагодарить Бога. Но для этого нужно было смирить свою гордость, осознать свое духовное убожество и заблуждение, а это было слишком тяжело для их «ученого» эгоизма, ложно понимавшего пророчества о Мессии, и потому решили они, во что бы то ни стало, опровергнуть достоверность великого чуда, даже ценой попрания своей совести, очевидности и законов логики. К чему только ни прибегали фарисеи и книжники: они допрашивают родителей исцеленного, несколько раз вызывают самого бывшего слепца от рождения, спрашивают его о своем Благодетеле, настаивая на том, чтобы исцеленный сказал, что Иисус — грешник, что не от Бога Он. Всякий, кто осмеливался признать Иисуса Мессией, был проклинаем и отлучался от синагоги. Но исцеленный слепец не поддался запугиваниям, явив пример подлинного мужества.

«Мы знаем, что человек тот (Иисус) грешник», — говорят ему фарисеи, и «не знаем, откуда Он». — «Грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу... и удивительно, что вы не знаете, откуда Он... Мы знаем, что грешников Бог не слушает... Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего», — решительно ответил исцеленный книжникам и фарисеям. — «Во грехах ты родился», — яростно закричали вышедшие из себя ученые книжники, — «ты ли нас учишь?» И выгнали его вон.

Вот до чего доводит неизбежно неверующее упрямство, не желающее признать Христа Спасителем мира, отвергающее истину участия Бога в жизни человека и народа. Упорное неверие не признает даже того, что оно видит и осязает.

Эта евангельская картина является зеркалом, в котором и в 20м веке могут видеть себя все отрицатели Христа, критики, неверы и гонители Церкви. У них против Христа и против Церкви его одно оружие — это: искажение Евангелия и ложь, запугивание страхом, насилие и преследование.

Изгнанного из собрания и отлученного от синагоги зрячего недавнего слепца должны были теперь все избегать, соприкосновение с ним и общение рассматривались, как осквернение. Но если оставили его люди, не оставил его Бог. Услыхав о его отлучении, Христос Сам нашел его и подкрепил его веру. Глядя на Христа своими прозревшими глазами, недавний слепец радостно воскликнул Ему — Свету мира: «Верую, Господи!» и поклонился Ему.

В нынешнем повествовании об испытаниях, пережитых слепорожденным и родителями его, как бы начертан тот путь, по которому идем и мы с вами, дорогие, и весь наш верующий православный народ, не перестающий в своем крестоношении сохранять верность Христу, и воспевать: «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Аминь.

Отдание праздника святой Пасхи. В среду 6-й седмицы по Пасхе, накануне праздника Вознесения Господня, православные отмечают день отдания Пасхи (день постный). В этот день на утрене в последний раз целиком поётся Пасхальный канон, и с амвона звучат пасхальные поздравления. Богослужение праздника совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, песнопения недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. В Отдание Пасхи священнослужители снимают Святую Плащаницу с престола и полагают в устроенный для неё ковчег (так называемую гробницу).

Вознесение Господне. Этот праздник относится к двунадесятым переходящим (подвижным). После Вознесения семь дней Церковью отмечается Попразднство Вознесения Господня, на восьмой день – отдание праздника.

«Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца». В Символе веры мы исповедуем: «Верую ... в Господа Иисуса Христа ... восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца ...». Вознесение Спасителя на небо в плоти было завершением прославления Его по человечеству и в Нём - прославлением всего человечества. Всем людям открылся путь в Царствие Божие. Человеческая природа водворилась в недра Святой Троицы. И при этом Господь не покинул нас: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). В кондаке праздника поётся: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никто же на вы». Праздничные песнопения напоминают нам и о Страшном Суде, о том, что Господь «такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян.1:11).

Митр. Иларион (Алфеев). Путь к небу. Вознесение Господне.

Вчера завершилось сорокадневное празднование Пасхи. В течение сорока дней мы вспоминали Спасителя, Который по воскресении Своем многократно являлся ученикам, чтобы укрепить их в вере и удостоверить в истинности Своего воскресения. Являясь им, Он показывал им раны на Своих руках и ногах, на Своем теле. Являясь им, Он разделял с ними трапезу, беседовал с ними о Царствии Божием, и готовил их к пришествию Утешителя, Духа истины, который наставит их на всякую истину.

Последние годы жизни Христа прошли перед глазами учеников, они были свидетелями Его крестного страдания и смерти, они удостоверились в истинности Его Воскресения. Но даже после Его Воскресения они не могли понять, в чем был смысл всего происходившего. И в один из дней, когда Господь вновь явился им, - они спросили: «Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?». Ученики все еще жили надеждой на то, что Иисус станет земным властителем, царем Израильским. И только когда, на сороковой день по Воскресении Своем, Господь, придя с ними в Вифанию и благословив их, стал возноситься на небо, они, наконец, поняли, что речь идет вообще не о восстановлении земного царства, а о том, что Господь призывает их, а вместе с ними и всех нас, в Свое Небесное Царство. Речь идет о том, что Господь открывает новый путь, по которому никто из людей никогда еще не восходил.

В богослужебных текстах праздника Вознесения Господня говорится о том, что взойдя на небо и воссев одесную Бога Отца, Христос «спосадил» на престоле Божием человеческое естество. Он вернулся туда, откуда был послан, но не покинул эту землю: Он остался со Своими учениками в Церкви, которую основал, в Евхаристии, которую после Его смерти и воскресения Его ученики совершали еженедельно в воспоминание о Нем. Он остался в том Утешителе, Духе Святом, Которого Он послал Церкви, и Дух этот до сих пор пребывает в Церкви, входит в сердца наши и дает нам ощущение и чувство новой жизни. Чтобы даровать Его нам, Господь прошел через страдания и смерть.

Но для чего нужен был Утешитель? Для чего ученики должны были после воскресения Христа не расходиться, но ожидать в Иерусалиме сошествия на них Духа Святого. Это было необходимо, потому что без помощи Духа Святого они не могли осознать то, что видели и слышали, что произошло на их глазах. Да, они были свидетелями смерти и воскресения Господа, но еще не могли осмыслить и оценить этот опыт и передать его другим людям. И только после того, как обещанный Господом Утешитель сошел на учеников, они из «рыбарей» превратились в «апостолов» и перестали вопрошать Спасителя и друг друга, не восстановится ли царство Израильское. Они поняли, что задача их отныне состоит в том, чтобы идти и проповедовать всем народам, крестя их «во имя Отца и Сына и Святого Духа» и открывать людям тот путь, который открыл перед ними Господь Спаситель, - путь в Царствие Небесное, путь к обожению, путь к Небесному Отцу. Этим путем пошли они сами, этот путь открыли они для многих поколений христиан вплоть до наших дней.

И мы сегодня, в праздник Вознесения Господня, слыша о ранних днях Церкви Христовой и о том, как начиналась апостольская проповедь, ощущаем, что все это имеет самое прямое отношение к нам, потому что и мы вовлечены в историю спасения, потому что и для нас Господь открывает Своим вознесением врата Царствия Небесного, и к нам обращает Он все те слова, притчи, заповеди и наставления, которые обращал к апостолам, и нас, как апостолов, призывает идти в мир и проповедовать Его смерть и воскресение. Как говорит апостол Павел, всякий раз, когда на Евхаристии мы принимаем Тело и Кровь Христовы, мы тем самым возвещаем, исповедуем смерть и воскресение Господа.

И мы приходим в Храм Божий, чтобы здесь духовно укрепиться, чтобы почувствовать близость и присутствие Божие, чтобы ощутить, что Господь, вознесшийся на небо, неотступно пребывает вместе с нами. Но мы приходим сюда еще и для того, чтобы получить силы для нашей миссии на земле, для нашего служения, а служение у каждого из нас одно и то же - служение апостольское. Мы приходим сюда для того, чтобы Дух Святой, Которого Господь послал от Отца, укрепил нас, вошел в сердца наши, обновил духовно наш разум, наше сердце, наши чувства, чтобы Он сделал нас апостолами, как сделал апостолами простых галилейских рыбаков.

Празднуя Вознесение Господне, будем помнить о том, что Господь всегда с нами, что Он даровал нам Духа Утешителя, дабы укрепленные Святым Духом, озаренные присутствием Христа воскресшего и вознесшегося на небо, мы, подобно апостолам, шли и проповедовали Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Архиеп. Василий (Кривошеин). Вознесение Господне.

Многие считают этот праздник грустным. Как! Господь покинул нас и ушел на небо! Ошибочное толкование. Иудея была лишь клочком земли, хоть и избранным. А перед Своим вознесением Господь обещал Апостолам что, в лице Духа Святаго, Он пребудет с нами всюду где бы мы ни находились, и уже не только Палестина, а весь мир будет освящен Его присутствием.


В избранное