Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 108


Московский патриархат Самарская епархия

Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

 

Еженедельный Елисаветинский вестник N108

Пасха. Светлая седмица (5 мая — 11 мая)

ПАСХА!!!

Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ,

и сущим во гробех

живот даровав.

Воскресение Твое Христе Спасе,

ангели поют на небесех,

нас на земли сподоби

чистым сердцем Тебе славити.

Праздник праздников! Пасха - главный христианский праздник, в честь воскресения Иисуса Христа. В этот день всё человечество, а значит - каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. В Пасхе - вся суть христианства, весь смысл нашей веры. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7), «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14), - пишет апостол Павел. Воскресение Христово - Пасху Нового Завета - мы исповедуем в Символе Веры: мы исповедуем веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день согласно с Писанием.

Амвросий Медиоланский пишет: «Слово «Пасха» означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12)».

В Воскресении Истина Христова восторжествовала над ложью и заблуждениями иудеев, добродетель восторжествовала над злобой и пороком, жизнь - над смертью и тлением. И в этот день мы радуемся о Воскресении Господа, о нашем настоящем воскресении от греха и будущем воскресении в жизнь вечную.

Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Об этом мы вспоминали в течение Страстной седмицы и всего Великого поста. И в воспоминание Пасхи мы каждую неделю празднуем малую Пасху - воскресный день.

Праздновалась Пасха уже при апостолах. В этот день совершается особо торжественное богослужение, и большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение.

Богослужение воскресению Христову начинается уже в великую субботу. Пасхальную утреню предваряют чтение Деяний апостольских и пасхальная полунощница с каноном Великой субботы. На 9-й песне канона плащаница уносится в алтарь, где она находится до праздника Вознесения Господня. Утреню принято начинать ровно в полночь по местному времени пением в алтаре стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...». При конце утрени, при пении стихиры Пасхи «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», духовенство в алтаре и народ в храме христосуются. Затем совершается торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Обычные молитвословия перед Литургией всю Светлую седмицу заменяются Особыми Часами Святой Пасхи.

В пасхальном апостольском чтении (Деян.1:1-8) мы слышим о явлении воскресшего Господа своим ученикам и Его обещание о сшествии на апостолов Духа Святого — учреждении Церкви Христовой на земле.

 В пасхальном евангельском чтении недели (Ин.1:1-17) мы слышим о Воплощении Бога-Слова, Который принёс нам благодать вместо закона и Который дал нам возможность быть детьми Божиими. И на все времена, какими бы тяжёлыми они нам не казались, нам Христов «свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Празднование Пасхи продолжается сорок дней, до Вознесения Господня - столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. Особенно торжественно празднуется первая седмица — Светлая седмица.

На Пасху и во всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Для того чтобы верующие могли помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших - Радоницу. Этот праздник отмечался с глубокой древности, причём как христианами, так и нашими предками ещё до принятия христианства.

Так получилось, что в этом году в Светлую седмицу мы славим многих апостолов Христовых. Славим мы и Георгия Победоносца - покровителя русского государства и русского воинства. На Светлую седмицу приходится и День Победы. 8 и 9 мая являются международными Днями памяти и примирения, днями памяти всем жертвам Второй мировой войны. 9 Мая Церковь совершит благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы. В этот день мы будем чествовать всех переживших Великую Отечественную войну, ветеранов фронтов и тыла. Да будет нам примером их мужество и единение ради великой совместной победы, ради будущего страны и народа. Фактически все военные действия завершились в день памяти Георгия Победоносца. С Днём Победы связана ставшая традиционной акция «Георгиевская ленточка».

Светлая седмица. На этой седмице:

5 мая / 22 апреля: Апостолов Нафанаила, евангелиста Луки и Климента.

6 мая / 23 апреля: Великомученика Георгия Победоносца (303).

8 мая / 25 апреля: Апостола и евангелиста Марка.

9 мая / 26 апреля: Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396), просветителя Перми, апостола зырян.

10 мая / 27 апреля: Апостола и священномученика Симеона, епископа Иерусалимского, родственника Господня по плоти (107).

11 мая / 28 апреля: Апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра (I) и мучеников Дады, Максима и Квинтиллиана (ок. 286).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

Светские праздники:

8 мая: Международный день Красного Креста и Красного Полумесяца. В России общество Красного Креста (теперь Российское общество Красного Креста) было создано в мае 1867 года под названием «Общество о попечении раненых и больных воинов» и потом несколько раз меняло своё название. Теперь сотрудники и добровольцы Международного Красного Креста работают в 176 странах мира.

9 мая: День Победы. Поминовение усопших воинов и всех страдальчески скончавшихся во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла переносится на Радоницу, 14/1 мая.

 

Христосование. В конце пасхальной утрени, после пения «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие христосуются, т.е. трижды целуют друг друга со словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» и обмениваются пасхальными яйцами. Священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и приветствуют всех троекратным возглашением «Христос воскресе!», осеняя всех крестом на три стороны, после чего возвращаются в алтарь. Раньше священники христосовались с каждым из прихожан. Но теперь это соблюдается только в небольших общинах из-за большого количества прихожан.

Христосоваться принято начиная с пасхальной ночи и до Вознесения. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим.16:16, 1Пет.5:14, 1Кор.16:20).

Артос. Перед окончанием пасхальной литургии освящается пасхальный хлеб - Артос. На нём изображён крест, на котором виден только терновый венец. Это символическое изображение Воскресения Христова. Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название - просфора всецелая.

В течение всей Пасхальной недели артос занимает в храме место рядом с иконой Воскресения Господня. На литургии в субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса, он раздробляется и раздаётся прихожанам как святыня. В экстренных случаях артос используется как антидор («вместо причастия»). Его принято вкушать натощак при болезнях.

Артос христиане употребляли всегда. Артос - символ Иисуса Христа. Господь, обращаясь  Своим ученикам не раз называл Себя хлебом. После Пасхи ученики Христа на трапезе первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб.

Светлая седмица. Так называются 7 дней празднования Святой Пасхи - от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после литургии совершается праздничный крестных ход. После молчания колоколов во время Страстных дней, в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии совершается, по обычаю, малое освящение воды. Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр.10:6). Начиная со дня Пасхи и до её отдания на сороковой день верующие, встречая друг друга, христосуются. На всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды.

С Пасхой в Светлую Седмицу связаны переходящие праздники. Во вторник: Иверской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери Шуйской, преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (XVII в.). В среду: Собор преподобных отцов на горе Синай подвизавшихся, иконы Божией Матери Касперовской. В Пятницу: иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Символы Пасхи.Символы Пасхи связаны с обновлением, светом, жизнью.

Пасхальный огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В крупных городах России, включая Самару, в православных храмах верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие возжигают от него свои свечи и многие уносят этот огонь домой. Некоторые поддерживают этот огонь до следующей Пасхи.

Всякую праздничную трапезу Типикон называет «великим утешением братии». Пасха, «Праздник праздников и Торжество торжеств», предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу. Однако, разрешая это утешение, Церковь предупреждает о грехе чревоугодия в случае очень уж изощрённых изысканных блюд. На пасхальном столе традиционно присутствует несколько простых, недорогих, но необыкновенно вкусных блюд, которые несут в себе глубокое символическое содержание. Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы. Куличи, яйца и прочее святятся в храмах в Великую субботу.

Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ начала новой жизни - Воскресения Христова. По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что, как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо тут же стало красным. Теперь используют множество красителей, раскрашивают и разрисовывают яйца самыми разными способами, но традиционное пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером в густой красно-коричневый цвет. Красный цвет символизирует всепобеждающую Божественную Любовь, новую жизнь, возрождение. С древности существует обычай обмениваться пасхальными яйцами, христосоваться ими, «катать яйца».

Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают любовь и заботу Господа Иисуса Сладчайшего о каждом.

Творожная пасха - это символ Царства Небесного. «Молоко и мёд» пасхи обозначают сладость райской жизни, вечное блаженство святых перед Престолом Божиим. На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем - символы Христа.

Пасхальные часы. Всю Светлую седмицу (неделю) вместо обычных утренних и вечерних правил совершаются пасхальные часы. Они помещаются в молитвословах. Как в храме, так и дома, по пасхальному обычаю, они, по возможности, поются, а не читаются. Часы эти состоят из следующих молитв:

     «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь».

     «Христос воскресе из мертвых...» (трижды).

     «Воскресение Христово видевше...» (трижды).

     «Предварившия утро яже о Марии...».

     Кондак Пасхи «Аще и во гроб...».

     Тропарь «Во гробе плотски...».

     Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: «Яко живоносец, яко рая краснейший...».

     И ныне и присно и во веки веков, аминь: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся...».

     «Гоcподи помилуй» (40 раз).

     «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; и ныне и присно и во веки веков, аминь».

     «Честнейшую херувим...».

     «Христос воскресе из мертвых...» (трижды).

     «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь».


В избранное