Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 112


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N112

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (2 июня — 8 июня)

Евангельское чтение (Ин.4:5-42) рассказывает о беседе Господа с самарянкой. По понятиям иудеев, она была грешницей уже потому, что была самарянкой. Никто из иудеев не стал бы с ней говорить. Иудей мог находиться в дружественных отношениях с язычником, но никогда с самарянином. В иудейских судах свидетельства самарян не принимались. Но она считалась грешницей и среди самарян. Поэтому она и пришла к колодцу одна, отдельно от других. И встретила Спасителя, Который заговорил с ней. Господь пришёл к грешникам - ко всем нам,- а не к тем, кто в чёрствости своей считает себя праведником. И вот, самарянка -грешница оказывается готовой услышать, принять и благовествовать Христа своим согражданам (несмотря на их к себе отношение).

По преданию, самарянку звали Фотиной или Светланой. Она стала христианкой и проповедовала Евангелие карфагенским язычникам, а в Риме обратила ко Господу дочь императора Нерона Домнину и сотню ее рабынь. В 66 г. она была подвергнута жестоким мучениям за веру и приняла смерть. Вместе с ней пострадали её сыновья. Память святой мученицы Фотины совершается Церковью 20 марта (4 апреля по новому стилю).

Мы живём в Самаре, городе, название которого созвучно Самарии (евр. Шомрон). Оглянитесь вокруг, и задайте себе вопрос о своей греховности. Эта неделя - о нас, и о том, что каждый из нас может встретиться с Богом. Ведь предсказал наш небесный покровитель свт. Алексий, славимый нами в это воскресенье, что в Самаре просияет благочестие.

В беседе с самарянкой Иисус возвестил: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». И от человека Господь требует не столько телесных, сколько духовных подвигов. «К чему Мне множество жертв ваших?.. перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды» (Ис.1:11,16-17). Много дóлжно потрудиться над собой, чтобы духовным подвигом очистить себя, истинной молитвой приблизиться к Богу и стать поклонником, которого ищет Себе Бог. И путь к этому — молитва, Церковь и дела милосердия.

Апостольское чтение (Деян.11:19-26, 29-30) рассказывает нам о возрастании и укреплении Церкви Христовой и о том моменте, когда её члены впервые в Антиохии стали называться христианами, и об их заботе и помощи своим братьям в Иерусалиме. Нам надо почаще задумываться: что значит быть христианином, не по названию только, но по жизни? А мы - действительно ли христиане? И насколько мы готовы к делам заботы и помощи к ближним своим?

На этой седмице:

2 июня / 20 мая: Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (обретение и перенесение мощей, 1431).

3 июня / 21 мая: Равноапост. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327).

4 июня / 22 мая: Великомученика Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015)..

7 июня / 25 мая: Третье обретение главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна (ок. 850).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

3 июня / 21 мая: Иконы Божией Матери Владимирской (праздник, установленный в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.).

Светские праздники:

5 июня: Всемирный день окружающей среды.

6 июня: День русского языка. Пушкинский день России.

Феофан Затворник.  (Деян.11:19-26, 29-30; Ин.4:5-42).

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова - восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя о самарянке. (Ин. 4:5-42).

Христос Воскресе! Вы слышали, дорогие, Евангелие, в котором повествуется о беседе Спасителя с самарянкой.

Ведь иудеи не считали самарян полноценными людьми, относились к самарянам с безграничной ненавистью, и даже отрицали за ними право на воскресение из мертвых.

А тут Сам Христос, Сын Божий беседует с самарянкой! И о чем беседует!? — Он беседует с ней о глубочайшей сущности религии духа. И этой беседой подчеркивает, — вопреки мышлению иудеев, — что самаряне такие же дети единого Отца Небесного, какими были и иудеи.

Это первое, что привлекает внимание наше в нынешнем Евангельском чтении.

Второе: мало того, Христос не гнушается грешницы, находившейся в незаконном сожительстве. И с ней говорит Он о «живой воде» — о силе Божией благодати. Говорит так, что грешная женщина, прикасаясь к этой воде — к благодати Духа Святого, оставляет грешную жизнь и из грешницы становится святой мученицей за Христа с именем Фотины — Светланы.

«Аз есть дверь» — говорит Христос — дверь, ведущая к духовному возрождению. И вот грешница вошла в эту дверь, вводящую в область общения с Богом Истинным, и стала святой.

До Христа, дорогие мои, история не знала полного уважения к женщине. Для Сократа — этого великого и славного мужа древности, — женщина была только служанка; низшими существами считал женщин и Будда, который запрещал своим ученикам даже разговаривать с женщинами. Христос же приносит женщине свободу, Он возносит женщину на должную ей высоту.

И третье, что привлекает наше внимание в нынешнем Евангелии — это слова Спасителя, сказанные самарянке: «Поверь Мне, — наступает время, когда не на горе сей и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу — истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине».

Бог есть дух, Истина есть Христос. «Аз есть Путь и Истина и Жизнь», — говорит Спаситель. В словах, сказанных самарянке, Господь указывает на то, что Иерусалимский храм закончил свою миссию, закончил роль свою, что пришел конец Ветхого Завета, что наступает новое время — время Нового Завета — время Народа Божия, народа — принявшего Мессию-Христа, народа, в котором все языки, все нации сливаются во Христе в единую семью чад Божиих. Во Христе — в Сыне Божием, в Слове — ставшем плотию — Распятом и Воскресшем. Аминь.

Христос Воскресе!

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (1433-1508). В миру Елевферий Фёдорович Бяконт. Сын боярина Фёдора Бяконта.

За почти четверть века возглавления Русской Церкви святитель Алексий поставил 21 епископа. Собеседник и друг прп. Сергия Радонежского. Он всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области.

В качестве церковного и государственного деятеля святитель Алексий стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против ордынского ига, один из вдохновителей куликовской победы. Он был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях. Содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений.

Не раз святому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.

Святитель Алексий - небесный покровитель Самары. Именно по пути в Золотую Орду святитель остановился на берегу красивой и многоводной реки. Живущий тут отшельник, сказал, что называет эту реку Самарой. «Да укрепится имя сие за нею на веки!» - сказал чудотворец и добавил: «На сем месте будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет».

Перед своей кончиной святитель завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился свт. Алексий, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия. Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая (25 февраля и 2 июня по новому стилю).

Святые равноапостольные император Константин Великий (272-337) и его мать царица Елена (247-327).

Св. Константин был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его, император Констанций I Хлор, не преследовал христиан, тогда как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям. После смерти отца Константин в 306 г. был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. В ряде войн он, с помощью Божией, разбил своих противников и объединил Римскую империю под своей властью. Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». В 313 г. Константин издал Миланский эдикт о веротерпимости, и по мере побед Константина, в 323 г., действие эдикта распространилось на всю Римскую империю. После трёхсот лет гонений христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру. Более того, покровительством императора и его матери, христианство стало обретать статус государственной религии. По повелению императора в 325 г. был созван I Вселенский Собор. Император перенёс свою столицу из Рима в город Византию, который переименовал в Константинополь. Перед смертью Константин принял святое Крещение. Константин стал первым христианским императором, и при нём произошёл перелом в жизни христиан. Язычество отошло на второй план.

Будучи христианкой, св. Елена много делала для Церкви. К концу жизни она, получив видение во сне и при содействии своего сына, отправилась в Иерусалим на поиски Животворящего Креста Господня. Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретён св. Еленой и Иерусалимским Патриархом Макарием в 326 г. По велению свв. императора и царицы все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, были очищены от всяких следов язычества, а во всех этих памятных местах воздвигли христианские церкви.

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин: Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина.

Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия хана Махмет-Гирея. Вражеские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыню Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Враги в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна произошло около 850 г. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин её перенесли (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, скрыли в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте. Позже глава вновь перенесли в Константинополь и 25 мая положили в придворной церкви.

6 июня. День русского языка учреждён в 2010 г., после того, как департамент ООН по связям с общественностью предложил учредить праздники, посвященные шести официальным языкам организации. Для празднования был выбран день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, основоположника современного литературного русского языка. А в 2011 г. Президент России подписал Указ о праздновании 6 июня Дня русского языка «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

В мире более 150 миллионов русскоязычных, еще более 100 миллионов владеют русским как вторым языком. Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, а также самым распространенным европейским языком в географическом смысле. Он также остается языком неофициального общения в странах бывшего СССР, а в некоторых из них, как и в РФ, является официальным языком.


В избранное