Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 117


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N117

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых земли Российской (7 июля — 13 июля)

 

Воскресенье 7 июля

рождество св. Иоанна Предтечи

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия.  16 00 Полиелейная служба. о Николай.

Понедельник 8 июля

свв. благовв. Петра и Февронии

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия.  о Николай.

Четверг 11 июля

преподобных Сергия и Германа Валаамских

16 00 Всенощное бдение. о. Николай.

Пятница 12 июля

святых апостолов Петра и Павла

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. 16 00 Акафист святым апосталам Петру и Павлу. о. Иоанн.

Суббота  13 июля

собор св. 12 апостолов

8.15 Исповедь. 9 00 Литургия. о. Иоанн.

16 00 Всенощное бдение. о. Николай.

Апостольское чтение (Рим.2:10-16) напоминает нам, что все люди, без благодати во Христе, находятся от природы под грехом и подлежат осуждению Божьей правдой.

А в евангельском чтении недели (Мф.4:18-23) говорится о призвании святых апостолов. Господь призывает людей простых, чуждых суетности, не среди шумной толпы, а занимающихся своим делом. И они с готовностью «последовали за Ним».

Обращение Господа к галилейским рыбакам «Идите за Мною» есть одновременно и Его призыв к каждому человеку: внимай всему дальнейшему благовествованию и «следуй за Мною». К каждому из нас обращается Спаситель, и каждый имеет возможность последовать за Ним.

 

Неделя всех святых, в земле Российской просиявших. На этой седмице:

7 июля / 24 июня: Рождество святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Собор всех преподобных отцов, на святой горе Афон просиявших (переходящее празднование во 2-е воскресенье после Пятидесятницы).

8 июля / 25 июня: Благоверного князя Петра (в иночестве Давида) и княгини Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев (1228). День семьи, любви и верности.

9 июля / 26 июня: Тихвинской иконы Божией Матери (1383).

10 июля / 27 июня: Преподобного Амвросия Оптинского (обретение мощей 1998; 1891).

11 июля / 26 июня: Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353). Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (8в).

12 июля / 27 июня: Святых, славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

13 июля / 28 июня: Собор 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведева, Иоанна Богослова, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иакова или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя всех святых, в земле Российской просиявших.

Мы отмечаем сегодня память всех Святых Земли Российской. В отечественных святцах мы видим людей разнообразных сословий, положений, разного душевного склада и разных дарований. Но одно у них общее — это неутомимая духовная жажда и благородное стремление к полной и истинной свободе. Все они понимали, что свобода достигается чрез познание Истины, открывшейся нам во Христе, и что путь к подлинной свободе лежит чрез освобождение себя от пут зла, чрез создание в себе того высокого строя жизни, который принято называть праведностью и святостью. Ученые святители и некнижные юродивые, святые князья и простые из народа подвижники, крестьяне и рабочие — все они являются олицетворением родной нам русской народности.

«Каждый народ, - писал В. Г. Белинский, - играет в великом семействе человеческого рода особую, Провидением ему назначенную, роль и вносит в общую сокровищницу свою долю, свой вклад». Особая роль дана и русскому народу. И он, в лице своих святых, в лице лучших представителей мужей Церкви и Государства, неотступно шел к выполнению ему заданной в семье человечества роли. Отсюда всечеловечность русского человека; он и в отдаленном от него иноплеменнике видит брата; отсюда и его сознание, что только в лоне христианства человечество может и должно слиться в одну духовную семью. Эта мысль красной нитью проходит чрез всю историю Православной России, она ярко выражена и в житиях наших святых.

Наши предки приняли христианство не как отвлеченное учение, а как Жизнь, как живое реальное общение с Богом, с миром небесным. В святых Земли Русской дивно сочетаются всецелая отданность Христу-Богу с любовью к народу и Отечеству. Уходя из мира для углубления в молитву, они не бежали от повседневных забот своего Отечества, от нужд народа. Живя в обителях и пустынях, как бы оторвавшись от окружающей действительности, святые Земли Русской стоят, в то же время, в центре жизни своего народа и государства. Они руководят духовной и повседневной жизнью народа, укрепляют и облагораживают семейную жизнь, вносят неоценимый вклад в культуру своего народа, покоряют и завоевывают природу, привлекают к государственности православной и к христианской культуре инородцев, - вся жизнь страны подвигом наших святых освящается, осмысливается и проникается духом Правды Христовой …

Мы верим, не сокрушит сила вражья и не уничтожит то дело Божие, начало которому положил на Руси Апостол Андрей Первозванный и которое, под Покровом Богородицы, созидалось и укреплялось трудами, скорбями и добровольными лишениями лучших сынов Земли Русской, слезами и молитвами сонма наших святых. В этой уверенности укрепляют нас современные нам Христоносцы, Исповедники и Новомученики Российские. Вместе со святыми прежних веков, они наполняют подъяремную Русь благоуханием своих подвигов, освещая тем ее будущий путь. Аминь.

Иеромонах Мефодий. Рождество пророка Иоанна Крестителя: Друг Жениха

Трудно представить, братие, более великое и славное служение, чем то, которое осуществил в жизни своей святой Иоанн Предтеча, и то поистине голубиное смирение, с которым оно сочеталось. Чем больше, чем крупнее человек, тем опаснее для него соблазн духовной гордости, соблазн самоутверждения, жизни «во имя свое». А ведь среди рожденных женами не было больше Иоанна Крестителя ...

И вместе с тем вся проповедь его, все служение его было в Другом и для Другого. Выступая на проповедь, он свидетельствует: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк.1:7). В этом Сильнейшем была цель жизни Предтечи. И когда встретились они у вод Иордана, смиренно свидетельствует Иоанн: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф.3:14).

В этом Сильнейшем была цель жизни Предтечи. И когда встретились они у вод Иордана, смиренно свидетельствует Иоанн: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф.3:14). «Оставь теперь, — отвечает Сын Божий — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И уже не только о грядущем, но и о пришедшем Избавителе проповедует Предтеча: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», — говорит он, указывая на Спасителя. Его встретил он, Ему возрадовался, Ему отдал учеников своих.

Но не только в этом явил вестник пред Божиим Лицом свое великое и до конца осуществленное служение Другому. Еще раз является он нам в Евангелии во всем величии и красоте смирения своего. Однажды в смущении приходят к нему ученики его и говорят: «равви (учитель), Тот Который был с тобою, при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3:26). И здесь-то раскрывает святой Иоанн глубину своего смирения, здесь в предсмертной исповеди свидетельствует о сокровенном сердца. «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним», — отвечал он. «Имеющий невесту есть жених; а Друг жениха, стоящий и внимающий ему, радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:28-30).

Это было последним словом Предтечи о себе и о своем служении, где явился он во всем величии своего смирения, созревшим уже для той жертвы, которую вспоминаем мы сегодня.

Какой же урок преподает нам Иоанн Креститель? Да, прежде всего он не только напоминает нам, но и в безмолвии проповедует о той любви, которая по слову Апостола «не ищет своего» (1Кор.13:5), но все готова отдать для другого. А еще свидетельствует о смирении.

Вот верный путь в Царство Небесного Отца — путь утверждения в Боге, служения Ему, отказ от всего, ради этого служения. И в наше обнищавшее духовно время нам не только поучителен пример великого проповедника покаяния, но и особенно необходимо молитвенное о нас предстательство любви, которая никогда не прекращается и не умирает.

Да укрепит он, сильный, нас, немощных, и да укажет нам путь к Престолу Сильнейшего, до Которого доходят две только дороги — дорога любви и дорога смирения. Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас!

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. День семьи, любви и верности.

Пётр и Феврония канонизированы Русской Православной Церковью в 1547 г. Вскоре после их канонизации широкую известность получила «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Тогда же начали праздновать день их памяти как день семьи, любви, верности. Идея возродить древний праздник возникла у жителей Мурома, где в 13 в. святые супруги правили, являли образец любви и верности, жили долго и счастливо и умерли в один день (эта известная фраза именно о них!), и остались неразлучны и после смерти - и душами, и чудотворными мощами. Мощи святых покоятся в Муроме, на территории Свято-Троицкого женского монастыря. Они уже помогли многим верующим найти свою настоящую любовь, создать и сохранить семью, родить детей до того бездетным парам. В монастыре ведут книгу, в которую записывают случаи чудесного исцеления. Инициатива об учреждении (восстановлении) Дня Семьи, любви и верности 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии была единогласно одобрена 26 марта 2008 г. в Совете Федерации России. Идею праздновать День семьи, любви и верности поддержали все традиционные религиозные российские конфессии. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка, а центром празднования - Муром. В 2008 г. началась кампания по установке памятников Петру и Февронии в российских городах. Такой памятник есть и в Самаре.

Мы советуем всем прочесть «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Это шедевр древнерусской повествовательной литературы и увлекательнейшая история. В ней есть о том, что браки заключаются на небесах, и о подвигах князя, об исцелении его простолюдинкой - его будущей супругой, и о колебаниях князя: брать ли в жёны простолюдинку, и о смуте бояр против князя (из-за его выбора), и о том, что князь предпочёл княжению семью, про их возвращение на престол и про их детей, пришедших князю на смену. Там есть о любви и верности, о монашеском постриге в преклонном возрасте, о том, что их мощи соединились после смерти и их не смогли разлучить.

 Пётр и Феврония почитаются как православные покровители семьи и брака, а их супружеский союз считается образцом христианского брака. В этот день принято посещать храмы и молиться о любви и семейном согласии. Посвятите этот день семье как малой Церкви, пусть утвердятся в вашей семье любовь и верность, пусть родители и дети радуют друг друга, и да пребудет с вашей семьёй Божья благодать. Во время всеобщего кризиса, разрушения и разобщения семья остаётся нашим прибежищем и основой человеческого общества. И нельзя допустить разрушения традиционного института семьи.

Частицы мощей свв. Петра и Февронии есть в нашем храме.

Иеромонах Мефодий. Первоверховные Апостолы Петр и Павел

В житиях святых апостолов Петра и Павла видим мы, братие, какими разными путями призывает нас к Себе Господь. «Вчера рыбарь, а ныне первый и единственный Богослов, - вот величие Петра! Вчера гонитель Христов, а ныне апостол Христов - вот величие Павла», - восклицает московский митрополит Филарет. И в действительности от разных званий, от разных положений и состояний призывает к Себе Господь и объединяет всех около пылающего жертвенника новозаветного - животворящего Креста Своего.

По разному были призваны апостолы Павел и Петр. «Гряди по Мне», - сказал Господь апостолу Петру, восстанавливая его в апостольском служении и окончательно, в последний раз призывая следовать за Ним. «Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна», - обратился Господь к будущему апостолу Павлу по дороге из Иерусалима в Дамаск.

Так и в нашей жизни бывает. Есть призвание свободы — призвание, когда сам человек устремляется к свету, который сияет и влечет его к себе. Но есть и другое призвание — призвание, когда не мы, ища Бога, находим и обретаем Его, но когда Бог Сам нас находит, Сам ведет нас Своей мощной Десницей так, как мы не могли бы и подумать. Это призвание, которым призывает нас жизнь.

Мы слабы и немощны. У нас часто не хватает сил, чтобы оставить «мрежи своя» и последовать за Христом. Но Он, Благий и любящий, Сам приходит нам навстречу. Сам показывает нам в жизни нашей, что трудно нам идти против рожна.

Великими несчастиями принято почитать скорби и горести, но по иному, совсем по иному раскрываются они тому, кто следует за Христом. В них предельное выявление условности, немощности временных ценностей жизни. От них путь к вечным ценностям во Христе.

Кто страдал по-христиански, тот поистине богат великим, неизреченнейшим. Тот поистине «великий купец» (Цер. канон святого Андрея Критского). Для него не страшны уже громы и молнии здесь на земле. Он достиг духовного своего Дамаска и получил там прозрение свыше. Как великая и многолюдная дорога, тянется путь к вратам Царствия. И колесницы, и кони, и пешие движутся по нему. Тернист он и многотруден. Великий соблазн свернуть с него на иные дороги... более легкие, более удобные, более приспособленные для грехолюбивого нашего сердца. Но на всех этих «легких» путях стоит «рожон» вражды с Богом, уклонения от святых заповедей Его. А трудно, очень трудно идти против рожна...

Святые Апостоли, Петре и Павле, молите Бога о нас!

Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных Апостолов Петра и Павла († ок. 67). Указания на совершение этого празднования встречаются в 4 веке. Святой благоверный царь Константин Великий (306-337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Каждому апостолу также установлен свой день памяти: ап. Петр († ок. 67; память 29 июня); ап. Андрей Первозванный († 62; память 30 ноября); ап. Иаков Зеведеев († 44; память 30 апреля); ап. и евангелист Иоанн Богослов († нач. 2 в.; память 26 сентября); ап Филипп († 1в.; память 14 ноября); ап. Варфоломей († 1в.; память 11 июня); ап. Фома († 1в; память 6 октября); ап. и евангелист Матфей († 60; память 16 ноября); ап. Иаков Алфеев († 1в; память 9 октября); ап. Иуда, брат Господень († ок. 80; память 19 июня); ап. Симон Зилот († 1в; память 10 мая); ап. Матфий († ок. 63; память 9 августа).


В избранное