Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале Аналитика, эссе, интервью


Аналитика, эссе, интервью


Сегодня в выпуске
22.02.2006

Типы радикального политического сознания

Философия фундаменталистского радикализма строится на утверждении собственной фундаментальной ценности, по определению укорененной в этом мире как его первооснова.

Любая ценностная политическая позиция с неизбежностью является радикальной. Поэтому не-радикальная политическая позиция - это либо так называемая "умеренная" политика, т.е. постоянная готовность жертвовать своими ценностями во имя условного мира с врагом, либо это отсутствие каких-либо ценностей вообще. Таким образом, типология политических акторов предполагает взаимоотношение трех типов: "радикалов", "умеренных" и "конформистов".

Однако политический радикализм далеко не всегда предполагает наличие радикального сознания у своего носителя. Радикалом, по большому счету, может оказаться любой "нормальный" человек с принципами, каким был, например французский националист Шарль Моррас, просто оказавшийся в ситуации, когда его принципы теряют силу всеобщей конвенции. Моррас просто хотел, чтобы Франция была нормальным, сытым, стабильным суверенным государством без особых претензий вовне, но "нормальная, с! ытая, стабильная суверенная Франция" (и даже без особых претензий вовне) однажды перестала быть главной ценностью для самих французов, и провинциальный мещанин Моррас оказался радикалом в глазах большинства.

Проблема такого типа вынужденного радикала как Моррас, то есть радикала, не осознающего себя в качестве такового, заключается в отсутствии у него радикального сознания, какое было, скажем у Наполеона, который выступал за Францию суверенную, но не совсем "нормальную", совсем не стабильную, сытую по случаю, но именно потому, что с большими претензиями вовне. И именно с этого феномена - феномена радикального политического сознания имеет смысл говорить о природе политических процессов в России последних пятнадцати лет, потому что именно это сознание породило то исключительное политическое бытие и эволюционировало вместе с ним до сегодняшнего дня и дальше...

Радикализм как состояние сознания является следствием травматич! еского, и не столько психологического, сколько именно экзистен! циальног о, переживания той глубинной пропасти, которую образует история между существующим и должным. Между тем как есть и тем, как должно было бы быть. Между порядком вещей и порядком ценностей. Текучая здесь и сейчас реальность имманентного мира отрицается как принципиально ущербная и противопоставляется ценностному идеалу, трансцендентному по отношению к любой возможной реализации в предлагаемых обстоятельствах. Реальность обесценивается, трансцендентные ценности становятся все более реальными.

Конечно, ничего особенного здесь нет: такое представление о мире закономерно для религиозного (сакрально-фундаменталистского) сознания, секулярная проекция которого дает любой тип политической идеократии. Однако на этом феноменология радикального сознания не заканчивается: в противном случае мы, как либералы попперовской школы, не видели бы разницы между Шпенглером и Гитлером, между шпенглеровской идеологией национал-социализма ! и гитлеровской практикой нацизма.

Конечно, оба феномена, как и вообще все идеократии, остаются врагами "открытого общества"', но это не в силу их общего радикализма, а в силу радикализма самого "открытого общества", предлагающего лишь очередной вариант самой идеократии. Мы можем провести максимально точные различия среди различных типов радикального сознания в их содержательной части, нарисовать весь спектр политической радуги со всеми оттенками каждого цвета, но здесь проблема стоит серьезнее: как отличить радикала, представляющего смертельную опасность для мира, от радикала, только предлагающего иную версию политического мироздания? Для этого мы должны отличать радикализм отрицающий от радикализма утверждающего.

Первый тип радикального политического сознания можно прямо назвать "нигилистическим", его исторические корни в явном, проступающем виде восходят к манихейству III века, то есть к самой радикальной верс! ии гностицизма. Имманентный мир ("тварный" или "! ;проявле нный" - в данном случае это не важно) отрицается как ущербный в своей изначальной основе - ему противостоит полагаемый идеальный мир, трансцендентный этому по определению.

В отношении существующего мира возможно только два политических решения - либо его радикальное преобразование в максимально короткие сроки (что заведомо признается практически невозможным), либо его уничтожение, то есть "освобождение" агентов идеала из племени "зло-демиургической" реальности. Вся философия нигилистического радикализма строится на отрицании ценностей врага, и никогда - на утверждении своих ценностей (идеальность которых не предполагает никакой реализации). Уничтожить врага (имманентный мир и его причину) для нигилиста важнее, чем самому победить в этом мире, и уж тем более выжить в нем.

Историческими наследниками такого манихейского нигилизма можно назвать как минимум четыре группы политических движений новейшего времени:

1) ан! архо-либералы, апологеты любого "гражданского сепаратизма",
2) анархо-коммунистическое направление в левом движении, радикальный ленинизм-троцкизм,
3) нацисты, то есть биологические этнонационалисты секулярного или мистического типа,
4) любые представители религиозного нигилизма, от суицидальных сект языческо-буддистского происхождения до авраамического анархо-космополитизма неокальвинистского или ваххабитского толка.

Второй тип радикального политического сознания можно назвать "фундаменталистским". В фундаменталистском радикализме отношения с имманентной реальностью выстраиваются по совершенно иным принципам: этот ущербный мир следует преобразить, подчинить суверенной воле радикального субъекта, но ни в коем случае не уничтожать, ибо сам этот мир остается - пусть и самой последней, но все-таки ценностью, за которую и нужно бороться.

Философия фундаменталистского радикализма строится на утверждении собственной фун! даментальной ценности, по определению укорененной в этом мире ! как его первооснова, а вовсе не инородное, разрушительное начало.

Фундаменталистский радикализм (в отличие от нигилистического) воспринимает этот мир как свой, как зону собственного законного влияния и владения, а не нечто принципиально чужое. И именно поэтому у него основания преобразовывать этот мир столько времени и сил, сколько потребуется, а не уходить из него в трансцендентный идеал. Более того, возникает особая философия ответственности агента идеала за положение дел в мире перед самим идеалом.

Выразителями этого фундаменталистского радикализма являются:

1) англо-американские (атлантистские) неолибералы (по до сих пор необъяснимым причинам самоназывающиеся "новыми правыми", или "неоконсерваторами"),
2) "правые коммунисты" сталинско-маоистского типа, иначе называемые национал-большевиками,
3) консервативные революционеры и реакционеры всех типов (кроме нацистов), от клерикалов и цезаристов до подлинных "новы! х правых"' и "'неоконсерваторов",
4) представители всех типов политической религиозности, ставящие в основу своей практики перманентное миссионерство, а не суицидальный эскапизм.

Из этого различения мы видим, что наличие радикального политического сознания еще не определяет всю логику политической судьбы его носителя. В сущности, речь идет о глубинной оппозиции между левым (нигилистическим) и правым (фундаменталистским) радикализмом. И эта фатальная демаркация проходит по радикальным идеологиям, различая их принципиально контрадикторные типы. А также и по сердцу каждого человека, вставшего на путь радикального политического действия.

Подробнее
Хроника истерии

Любая ситуация имеет предел прочности, и по интуитивному ощущению этот предел недавно перейден. Назад дороги нет, поскольку Грузия не откажется от спорного региона, а последний не откажется от самопровозглашенной, кровью и потом вырванной независимости.

В последнее время внимание общественности привлекло обострение грузинско-осетинского конфликта; можно даже утверждать, что наряду с туринскими медалями (и перемежающимся птичьим гриппом) - это одна из наиболее цитируемых тем последней недели.

Так что, собственно, происходит?

Итак, 15 февраля парламент Грузии проголосовал за "замену" российских миротворцев в Южной Осетии международным контингентом. Согласно постановлению депутатов "О создавшемся положении и ходе миротворческой операции на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области" от 15.02.2006г. парламент "крайне негативно оценивает исполнение своих обязанностей российскими миротворцами и считает действия Российской Федерации попыткой аннексировать этот регион". Понятно, что ни о какой демилитаризации не может быть и речи, пока российские "миротворцы" присутствуют в Цхинвальском регионе.

Госдума двумя днями позднее отбила упомянутое постановление собственным заявлением, в котором, в частности, рекомендуется "принять все необходимые меры по обеспечению национальной безопасности РФ и международной безопасности в Кавказском регионе в связи с обострением ситуации вокруг Южной Осетии, вызванным действиями грузинской стороны".

В заявлении информационного отдела Юго-Осетинской части смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта утверждается: вывод миротворческих сил в условиях неурегулированности конфликта, а также активных военных приготовлений Грузии приведет к новой войне; Южная Осетия обращает внимание международного сообщества на то, что такие требования будут расцениваться ею как прямая пропаганда войны. МИД Южной Осетии обвиняет Грузию в ненадежности! - ненадежностью именуется стремление грузинской стороны перес! мотреть Сочинское соглашение от 24.06.1992 г., устанавливающее квоту на число и государственную принадлежность миротворцев.

Россия поиграла с отзывом (неотзывом) своего посла в Грузии. Посла не отозвали. Вице-премьер и глава Минобороны РФ Сергей Иванов заверил общественность в том, что Россия не оставит своих миротворцев в беде. В ответ Грузия ввела для миротворцев визовый режим и запретила российским миротворцам находится на конфликтной территории без разрешения Минобороны Грузии. Международная ассоциация абхазо-абазинского народа обвинила Грузию в терроризме, а Южная Осетия попросила Россию не убирать своих миротворцев, которые усилили тем в! ременем режим службы и "повысили внимание". В ответ Грузия задержала двух несущих мир россиян, в недобрый час решивших покататься со снарядами для танков на грузовике близ Батуми и угнала грузовики с продуктами для миротворцев.

19 февраля, в воскресенье, в одиннадцать утра началась шестая за последний год ротация грузинских миротворцев в зоне конфликта (на смену 208 пришло 285 человек, силы военной полиции упраздняются и присоединяются к миротворцам). В ночь перед ротацией близ Хеити началась беспорядочная стрельба, которую МИД Южной Осетии определил следующим образом: "Сегодня у них ротация, напились, видимо, и начали беспорядочно стрелять"! . Естественно, МИД Южной Осетии считает данную ротацию незакон! ной (рот ацию, согласно ряду договоренностей, можно проводить раз в полгода). Проблема в том, что МИД Южной Осетии никто не спрашивает.

Глава МИД Южной Осетии Михаил Миндзаев предупреждает: "Мы войны не хотим, но если нас вынудят на это, что ж, всему бывает предел. Это столкновение с Грузией будет последним". Грузинская сторона никак не реагирует (в полном соответствии с исчерпанием хронологии, от повествовательного стили мы переходим к телеграфному), что полностью соответствует внутренней логике происходящих событий. Ротация грузинских миротворцев проходит за пределами территории Южной Осетии, однако когда миротворцы пытаются проехать на место прохождения "службы", власти Южной Осетии перекрывают им дорогу. Грузинские войска в ответ на действия другой стороны перекрывают участок Транскавказской магистрали (а позднее - и в! се крупные автодороги) и задерживают автобус с мирными жителями Южной Осетии. В конце концов, на требования России, Владикавказа и Цхинвали Южная Осетия открывает дорогу грузинским миротворцам... В ответ на это... В ответ на то... Завтра, послезавтра - сколько еще будет длится эта бесконечная нервотрепка?..

Теперь остановимся и попытаемся подумать.

На первый взгляд, ничего особенно странного не происходит: напряжение увеличивается (но вспомним, с какого года оно увеличивается), стороны предпринимают те или иные действия, Грузия все больше разрывает связи с Россией, Южная Осетия выступает в виде того самого "лакомого кусочка", который хочется "откусить" не ради его самого, а чтобы не дать другому... Арестовывают то тех, то других, все делают громкие заявления - в общем, текучка, не так ли? Очередное перетягивание политического каната?

Нет, неправда.

Любая ! ситуация имеет предел прочности, и по интуитивному ощущению эт! от преде л недавно перейден - решительно и бесповоротно. Назад дороги нет, поскольку Грузия не откажется от спорного региона, а последний не откажется от самопровозглашенной, кровью и потом вырванной независимости. Россия не в силах кардинально изменить ситуацию ("двое дерутся, третий не мешай").

Не следует бояться "нагнетания истерии", усложнения положения дел и т.д. Следует бояться иного.

Сегодня, "надцатого мартобря" сего года, между Грузией и Южной Осетией началась полномасштабная война?

Замирая перед экранами мониторов, телевизоров, прижавшись ухом к радио мы ждем новостей - и, как всегда, надеемся на лучшее. Иногда нам остается только надеяться.

Подробнее
Грузинский эндшпиль

Президент Грузии не умеет проводить взвешенную и грамотную политику: ситуация с Россией - лучшее тому подтверждение. Там, где необходимо спокойно договариваться, Саакашвили истерично произносит перед "мировым сообществом" пламенные речи о "коварном враге".

Недавно в автобусе я услышал примечательный диалог двух социально активных мужчин среднего возраста:

-Ну, чего там грузины эти? - хмуро спросил один.
-Да чего-то там опять придумывают все, мать их растак, - сумрачно ответил другой.

После короткого освещения международного положения речь зашла уже о чем-то совсем обыденном, а я вдруг поймал себя на мысли, что зацепился за две эти малозначительные, казалось бы, фразы. Вот ведь, "грузины придумывают" - поди скажи точнее.

Государства могут обманывать друг друга сколько угодно: такова уж дипломатия, что без обмана никуда. Но пассажиры автобуса - люди простые, их трудно обвести вокруг пальца, они обычно, сами того не понимая, проговаривают все действительно значимые изменения народного мировосприятия. И отношение к "чужим" - едва ли не важнейший фактор этого сложного сплава предрассудков, частных мнений и витающих в воздухе страхов, называемый в обыденности "мировосприятием".!

Сознание обывателя не склонно разделять население страны и ее правительство, поэтому между грузинами из услышанного мной разговора и Грузией можно смело ставить знак равенства. И это - очень плохой знак равенства, который означает только то, что в России меняется отношение к одному из немногих действительно симпатичных нам кавказских народов. Язык - его ведь тоже не обманешь, он всегда несет в себе множество разнообразных смыслов. И если для азербайджанцев и армян давно уже придумали обиходные именования ("азеры" и "хачики" соответственно), то грузины, как с советских пор повелось, всегда были просто грузинами, добродушными, искренними и слегка простоватыми героями фильма "Мимино". "Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что даже кушать не могу" - квинтэссенция того "грузинского", что было воспринято в Советском Союзе как "свое".

С распадом Союза хуже в России стали относиться почти ко всем! бывшим соотечественникам, особенно, конечно, к прибалтам: к н! им и до этого относились не очень тепло. А вот грузины долгое время оставались "нашими людьми". Даже "революция роз" не смогла толком пошатнуть это убеждение. Революция - это одно, а Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчан - все же совсем другое.

Однако все, что произошло после воцарения Михаила Саакашвили, нашим добрососедским чувствам к грузинам не способствовало. Политики могут долго искать компромисс, но обыденным сознанием высказывание президента Грузии фактически приравнивалось и приравнивается к позиции его соотечественников. Надо ли говорить, что хуже всего от безответственности руководства Грузии приходится живущим в России грузинам? Они вовсе не так солидарны с Михаилом Саакашвили, как кажется обычным людям в автобусе. Однако попробуй теперь докажи, что ты не верблюд, попробуй объясни, что политическая демагогия президента - это не твоя личная точка зрения.

По данным переписи 2002 года! , грузин в России - 197934 человек. Официальная статистика почти четырехлетней давности может и ошибаться, и, скорее всего, этнических грузин, так или иначе связывающих или связавших с Россией свою судьбу, все-таки больше, но будем исходить из этой цифры, потому что других нет. Зачем президент Грузии усложняет жизнь более чем двумстам тысячам человек, не очень ясно. Какой толк и смысл в постоянной антироссийской риторике? Подставлять своих соотечественников, живущих за границей, всегда считалось моветоном. В случае с Грузией этот дурной тон приобретает все более параноидальный характер. А хуже от бравурных заявлений пока что становится явно не России.

Михаила Саакашвили вроде бы можно понять: американские друзья сулят вступлением в НАТО, друзья европейские - в ЕС (правда, уже все неохотней), как тут не загнуть сгоряча что-нибудь военно-патетическое, что-нибудь эдакое антироссийское, чтобы сразу всем стало ясно, что Грузия - это вам не шиш с маком.

Шиш, конечно ж! е. Даже без мака, к сожалению. Одно дело "вступать в ЕС&q! uot;, а другое - строить экономику, привлекать иностранные инвестиции и заниматься прочими нудными проблемами пусть и маленького, но все же независимого государства. С проблемами у Грузии все в порядке: их достаточно - экономика находится сейчас явно не на подъеме, население режимом Саакашвили недовольно все больше, политическая система также переживает не лучшие времена (чего стоят хотя бы периодически возникающие потасовки то в парламенте, то вовсе на улице).

На этом фоне и разворачивается грузинская кампания по инициированию вывода российских миротворцев из Южной Осетии, которую Грузия считает "своей" территорией. Логический парадокс грузинского руководства - зачем слабому и крайне нестабильному государству лишние территории - решается довольно просто. Южная Осетия Грузии сейчас фактически не нужна: преобладание русского населения не позволит Саакашвили проводить взвешенную и грамотную политику по отношению к "сепаратному региону". Дело в том, что презид! ент Грузии просто не умеет проводить политику такого рода: ситуация с Россией - лучшее тому доказательство. Там, где необходимо спокойно договариваться, Саакашвили истерично произносит перед "мировым сообществом" пламенные речи о "коварном враге".

Меж тем, "коварный враг" у Грузии и вправду есть. Это - сам Саакашвили, от которого США - пока что полунамеками - добиваются согласия на размещение американских военных баз. Для этого-то и требуется в срочном порядке "уйти" российских миротворцев из Южной Осетии: на их место придут миротворцы "натовские". Вместе с теми самими военными базами. Логика американцев проста и понятна: для готовящейся войны с Ираном нужен "кавказский плацдарм". Азербайджан, как может, от этой роли открещивается, прекрасно понимая, что Иран, скорее всего, станет вторым Ираком. И это - в лучшем случае. Что будет в худшем, мало кто беретс! я загадывать: настолько непредсказуем сегодняшний Иран. Грузия! же, где не так мало мусульман, военные базы США разместит просто потому, что деваться ей некуда. Слишком много Саакашвили должен Бушу (революцию сделать - дело недешевое): при таких долгах отказ неминуемо повлечет за собой расплату по всем счетам. Грузия американских счетов не выдержит, поэтому соглашаться придется.

При этом раскладе положение Грузии выглядит и вовсе плачевным. Для того чтобы российские миротворцы остались в Южной Осетии, нужно только одно - воля Владимира Путина. Есть все основания предполагать, что президент России волю проявит. Южная Осетия, чье согласие на вывод контингента еще никто не отменял, справедливо полагает, что уход миротворцев только усугубит ситуацию на всем Северном Кавказе.

Американцам придется дислоцироваться в самой Грузии: война с Ираном долгого промедления не потерпит, потому что и у самих Соединенных Штатов не все ладно. Это только Михаилу Саакашвили новый "Большой брат" кажется всемогущим. На деле все - куда как сложнее.

После начала войны (а все идет именно к этому), кроме неизбежного внутригрузинского конфликта между мусульманами и государством, Грузия в конечном итоге получит на свою голову полный комплект иранских ракет. До США Иран, может быть, и не дотянется, но вот до Грузии - всенепременно. Не так и далеко. Почему Саакашвили закупает сейчас тяжелое сухопутное вооружение, одной царице Тамаре известно: понадобятся ему разве что системы ПВО. Страна "победивших роз" обретет только одну преференцию - долгожданное вступление в НАТО. Кто-то же должен воевать в Ираке.

К сожалению, если в будущей войне между США и Ираном кто-то и проиграет, то этим проигравшим станет именно Грузия, чья армия будет сражаться за демократию, а "раскрученная" на войну экономика - биться за каждую лишнюю копейку. Многим самым обыкновенным гражданам Грузии останется только под шумок перебраться к родственникам в Россию. Там - ! после столь явной и провокационной демагогии Саакашвили - встр! ечать их с распростертыми объятиями будет попросту некому. В любом случае судьбе грузинского народа завидовать трудно. Стать разменной монетой в большой игре - слишком мало радости.

Так легко бросить на первую попавшуюся амбразуру дота целый народ, бросить ради сиюминутной личной политической выгоды, не думая о последствиях и не желая соизмерять свои возможности со своими амбициями - в новейшей истории это нонсенс. И зовут этот нонсенс Михаилом Саакашвили.

Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

В избранное