Здравствуйте, Ladonaz.
> Никита, а чем брайлевский
> принтер и брайлевская строка может пригодиться человеку не знающему
> браиль?
Не знающему брайль они вряд ли пригодятся, разве что он не собирается этот
самый брайль учить. Более того, я ещё раз повторяю, в сущности даже среди
тех, кто брайль знает, тактильный дисплей тоже реально полезен достаточно
узкому кругу лиц.
> И вообще ваше мнение, и мнение других участников дискуссии интересно было
> бы
> услышать по поводу дистанционного обучения и актуальности брайля. Ведь в
> век
> такого гипертехнологичного прогресса, бумажки и ручки могут кануть в
> небытие.
Ну если вам интересно моё мнение, то оно таково:
Брайль однозначно актуален, и как инструмент для некоторых узкоспециальных
задач, и просто как один из элементов реабилитационного обучения в целом.
Другой вопрос, что он достаточно сложен в освоении, поэтому многие
предпочитают обходиться без него и этот вариант тоже возможен, особенно если
перед человеком не стоят задачи, для решения которых он был бы реально
необходим. Например, это случай многих ослепших во взрослом возрасте.
К тому же не надо отождествлять брайль с бумажками, так как
рельефно-точечные печатные материалы - это лишь один из частных случаев
применения шрифта брайля.
Касательно же дистанционного обучения незрячих, то в целом я скептически
отношусь к данному явлению, если это только не является единственной
доступной формой, например, когда ребёнок имеет по-настоящему серьёзные
проблемы со здоровьем.
Во-первых, на текущем этапе качество подобного обучения крайне низкое, как в
следствие неотработанности всей системы, так и в следствие достаточно низкой
квалификации тех, кто сейчас работает в этой сфере. Сами видите, что они
даже не знают, какое программное и аппаратное обеспечение нужно
предоставить. Вам ещё предстоит увлекательнейшее приключение по освоению
абсолютно новой операционной системы, в котором никто из них вам помочь не
сможет.
Во-вторых, некоторые предметы школьной программы в форме дистанционного
преподавания незрячему просто будет не объяснить. Например, слепому с
рождения, у которого априори большие проблемы с пространственными
представлениями, просто не получится в подобной форме разъяснить на
качественном уровне ту же стереометрию.
В-третьих, на текущем уровне развития технологий существуют достаточно
серьёзные проблемы с реализацией взаимодействия слепого ученика с
преподавателем посредством электронных технологий. Например, чтобы слепой
человек смог написать на компьютере некое математическое выражение, ему надо
освоить правила разметки TeX, а это не так просто. В частности для 7-10
летнего ребёнка, боюсь, это вообще окажется недоступно.
Поэтому когда родители начинают обучать своего ребёнка в рамках существующих
программ дистанционного обучения, то они должны осознавать тот факт, что в
сущности они ломают ему последующую жизнь, так как качественного образования
он здесь не получит и, как следствие, будет очень ограничен в своих
возможностях по хорошему трудоустройству, в том числе из-за того, что
качественное высшее образование для него будет недоступно вследствие
абсолютно проваленного начального и среднего.
Таким образом, если ребёнок имеет по-настоящему серьёзные проблемы со
здоровьем, то есть не просто сниженное или отсутствующее зрение, а ещё,
например, комплексный паралич или необходимость постоянного медицинского
наблюдения, то только тогда имеет смысл обучать его по этим программам. В
противном же случае, надо всё-таки использовать варианты, дающие более
качественное образование, то есть коррекционная школа или интернат, ну или
на худой конец инклюзивное обучение в обычной школе.
Разговоры типа "я не собираюсь делать из своего ребёнка великого математика"
в сущности безответственны и аморальны, так как это ребёнок уже должен
решать сам для себя, а задача родителей предоставить ему возможности для
самого широкого выбора.
К сожалению, а может и к счастью, в России нет того, что в экономике
называется "ловушкой бедности", то есть когда на пенсию можно жить без
особых проблем, поэтому если родители не могут сделать из своего ребёнка
рантье, то надо приложить усилия по обеспечению его максимальной
конкурентоспособности на рынке труда, что без хорошего образования
практически невозможно.
Так что и вы, прежде чем начать популяризировать такие вещи среди слепых и
их родителей, подумайте, какую ответственность при этом на себя берёте.
Успехов. Никита.