Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современные психотехнологии управления поведением людей


Выпуск 5.

 

Учимся разбираться в людях

 

(как это делают профессиональные психологи)

 

 

 

Содержание  1-го выпуска

 

Допустимо ли управлять поведением людей помимо их воли?

 

Содержание  2-го выпуска

 

Введение

 

1. Кому и зачем нужна дистанционная психодиагностика?

 

2. Об основных терминах

 

3. К вопросу о пуде соли и народной мудрости.

 

4. О дистанционных методах психодиагностики

 

Содержание 3-го выпуска

 

5. Виды психодиагностической информации в системе дистанционных методов исследования психики

 

5.1. Габитарная психодиагностическая информация

 

5.2. Этологическая психодиагностическая информация

 

6. Достоверность (валидность) информации при дистанционной психодиагностике

 

7.                 Случайность в проявлении психодиагностической информации

 

8.  Человек никогда ничего не делает случайно.

 

 

Содержание 4-го выпуска

 

9.                 Психотехнология дистанционной диагностики: резюме

 

УРОК ПЕРВЫЙ.  О КАКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИКИ РАССКАЖЕТ ВНЕШНИЙ ВИД (ГАБИТУС) ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА

 

1. «Встречают по одежке…», т.е. по габитарной психодиагностической информации

 

2. «Внешность обманчива» - так ли это?

 

3. Классифицируем габитарную информацию

 

4. Психофизиогномика – наука о связи телосложения Вашего собеседника с особенностями его психики

 

            4.1. О чем Вам расскажет рост Вашего собеседника

 

            4.2. «Улыбчивая» полнота, или Правда ли, что хорошего человека должно быть много?

 

Содержание данного выпуска

 

            4.3. О сутулой спине, или Военный – он и в штатском военный

 

4.4. Выбираем тактики поведения.

 

5. Психофизиономика: связь черт лица с особенностями психики Вашего партнера по общению

 

5.1. «Красота спасет мир» - что это такое и как это понимать?

 

5.1.1. Что считать классически красивым в человеке?

 

5.1.2. Красиво в человеке то, что целесообразно

 

5.1.3. Красивые – более надежные

 

5.1.4. Что ожидать от красивого человека в силу закона экспектации

 

5.2. Учимся психофизиономике у кинорежиссеров

 

 

 

             4.3. О сутулой спине, или Военный – он и в штатском военный

 

 

В этом разделе поговорим о психодиагностическом значении  осанки Вашего партнера по общению (ибо это также сразу бросается в глаза).

 

Действительно, кадрового офицера-строевика видно издали и в любой одежде: плечи развернуты, спина прогнута, грудь «колесом». Что это генетика или результат тренировки? Поскольку это хара­ктерно для большинства офицеров-строевиков, а их в военные училища отбирают без учета выправки (было бы здоровье нор­мальное), то очевидно, что подобная осанка у большинства из них — приобретенная, следствие тренировок. Отсюда делаем весьма важный (на потом), хо­тя и очевидный (сейчас) вывод: если часто разводить плечи, прогибать спину, выставлять грудь колесом, т.е. тренировать свое тело, то со временем скелет человека претерпит изменения, в дальнейшем почти необратимые (вот почему такого отставника-пенсионера и в преклонном возрасте видно). Запомним этот очевидный вывод: ана­томию (строение тела) можно менять (конечно, в определенных пределах).

 

Но почему у будущих офицеров вырабатывают именно такую осанку?

 

Попробуем ответить на этот вопрос от противного. Что делает человек, когда испытывает страх от возможного уда­ра? Он инстинктивно втягивает голову в плечи. Что делает человек, когда ему, его жизни угрожает реальная опасность: выпячивает грудь или прикрывает ее как-то? Инстинктивно плечи внутрь, корпус наклонен вперед (как бы пригибается, делаясь «маленьким»). Итак: голова втянута в плечи, плечи сведены вперед, спина сутулая — верно ли, что так выглядит смелый и решительный человек? Верно ли, что так выглядит тот, про кого говорят: «Он грудью встал на защиту...»? Нет, конечно, нет, все наоборот. Защитник Отечества должен выглядеть смелым и решительным, должен выглядеть как человек, который не боится врагов реальных или потенциальных. В курсантской школе, тренируя его тело, осанку, юноше одновременно внушали: ты смелый, ты храбрый, ты защитник, ты опора Отечества (вот она роль «политинформаций», от которых в принципе отказываться не следует). И менялась осанка, менялась психология, менталитет. Одновременно с развертывающимися плечами формировалась и новая психология: смелость, решительность, уверенность.

 

Ну а если обойтись без физического тренинга, а действовать только с помощью одного психологического внушения: ты смелый, ты решительный что тогда произойдет? Подобные относительно длительные постоянные внушения определенно приведут к изменениям в психике человека. Но вместе с этими изменениями духа произойдет и изменение тела (хотя никакой физической тренировки типа «прогни спину!» не было). Ибо когда человек почувствует себя смелым, решительным, сильным… у него невольно плечи будут распрямляться, спина прогибаться, грудь – вперед (в этом сущность и аутотренингов). Дух повлиял на тело. Когда Вы чувствуете в себе дух смелости, дух бесстрашия, Ваши плечи невольно разводятся назад. А если Вы часто так будете себя чувствовать, часто будете испытывать подобные ощущения? Значит, часто Ваши плечи будут разводиться. Вот и все. Дух будет тренировать Ваш скелет и повлияет на Ваше телосложение.

 

Допустим, в Ваш кабинет вошел человек с явно военной выправкой. Вы точно знаете, что он не военный. Но Ваше поведение все равно должно строиться с учетом психологии осанки, ибо его развернутые плечи и грудь вперед говорят Вам: «Вообще-то я никогда никого не боюсь». Налицо психология человека, скорее решительного и прямолинейного, уверенного или самоуверенного, склонного к доминированию над другими людьми. Короче говоря, это типичная «пристройка сверху» (сленг психологов; обычно это словосочетание используется для характеристики того человека, который по отношению к другим ведет себя несколько высокомерно, надменно, с чувством явного превосходства, стремится управлять людьми, подавлять их, доминировать над ними; и о таких людях психологи говорят: «он ведет себя по принципу пристройки сверху» или «он – типичная пристройка сверху»).

 


А теперь, на основе представленной информации и аргументации:

 

 

Резюме для психодиагностики. Если Ваш собеседник имеет заметную выправку военного человека (грудь колесом, спина прогнута, плечи раздвинуты), то скорее всего перед Вами человек уверенный в себе, а может и самоуверенный, скорее твердый в убеждениях и его не так-то просто переубедить, вероятно это человек более склонный к силовым решениям, чем к дипломатическим, скорее это смелый и решительный, стремящийся к подавлению других людей, одним словом «пристройка сверху». Но все эти черты характера не будут вступать в противоречие с нормами морали и закона, если эта «пристройка сверху» получила хорошее воспитание и образование. Ну а если наоборот – высока вероятность асоциального поведения.

 

 

Учитывайте все это, если предполагаете вести с ним тонкие дипломатические переговоры. Это не для него. (Разумеется, если другие виды диагностической информации кинетической, вербальной не дадут Вам сведения прямо противоположного свойства. Если не дадут, начните общение с учетом описанной выше тактики, вероятнее всего, Вы не ошибетесь.)

 

А теперь предположим, что перед Вами человек с сутулой спиной. Исключим сразу же из рассмотрения патологию костной системы. И тогда о чем говорит «сутулая спина»? О смелости и решительности? Скорее наоборот, ибо такая осанка вырабатывается у тех, кто часто испытывал чувство страха, кому часто приходилось втяги­вать голову в плечи, оберегая ее от ударов, подставляя под «палку» спину. (Ведь если часто разводить плечи, то это превратится со временем в осанку «военного», а если часто втягивать голову в плечи, то это приведет к осанке «сутулая спина».) Это тот, кто не припод­нял над собою ветку на аллее (помните, об этом мы говорили в самом начале книги), а прошел, пригнув­шись. А поскольку он сделал это на «автопилоте», автоматически, т.е. по программе подсознания, а не сознания, то это дает основание предпо­лагать такое же поведение и при встрече с другими препятствиями. Как бы там ни было, но от «сутулой спины» не следует ожидать сме­лых, решительных, агрессивных действий. Если агрессия и последу­ет, то скорее неявная, вполне возможно, коварная (ибо в детстве он, скорее всего, не мог, не имел возможности постоять за себя с помо­щью «кулаков», и тогда на помощь приходила хитрость). «Сутулая спина» - типичная «пристройка снизу» (сленг психологов: обычно это словосочетание используется для оценки характеристики того человека, который по отношению к другим ведет себя заискивающе, всячески принижает себя, угодничает перед другими людьми, скорее стремится подчиняться, чем командовать; и о таких людях психологи говорят: «он ведет себя по принципу пристройки снизу» или «он – типичная пристройка снизу»).

 

А теперь, на основе представленной информации и аргументации:

 

 

Резюме для психодиагностики. Если Ваш собеседник имеет явную сутулую спину, то, скорее всего перед Вами человек неуверенный в себе, скорее боязливый, а может и выраженный трус, более склонный к подчинению, т.е. типичная «пристройка снизу». Но все эти черты характера не будут иметь негативных последствий, если у этого человека будет высокий уровень интеллекта. Ну а если наоборот – для этого человека велика вероятность стать изгоем общества или даже опуститься на самое его дно.

 

 

 

4.4. Выбираем тактики поведения.

 

Итак, нескольких секунд взгляда на посетителя оказалось вполне достаточно, чтобы преднамеренно (а не на уровне интуиции, как раньше) выбрать такую тактику поведения на первых порах, которая в большей мере коррелировала бы с психическими свойствами посе­тителя. Ведь если с партнером маленького роста, худощавым, да еще с сутулой спиной Вы выберете тактику решительности, давления, на­пора, то не только не раскроете Вашего партнера, не расположите его к себе, но и вызовете, скорее всего, оборонительно-агрессивную ре­акцию. О каких деловых переговорах может идти речь?! Провал.

 

Но провал может произойти и в том случае, если Вы с самого начала выберете тактику «тонкой дипломатии», «поглаживания» по отношению к высокому, да к тому же с военной выправкой. В этом случае он постарается взять над Вами верх, ибо Ваша тактика для не­го будет подобна «пристройке снизу» (так обычно поступают «сла­бые» по отношению к «сильным»).

 

Но теперь вероятность провала будет меньше, ибо Вы не толь­ко актуализировали в своем сознании психологические знаки конституциональных особенностей Вашего партнера, но и закрепили это через понимание, почему такой конституциональный признак означает вероятнее всего такую-то хара­ктеристику психики человека, а другой иную. Ведь информация о конституции человека – это, по сути, тот язык, который формировался на протяже­нии длительной эволюции человека в виде условно-рефлекторной связи между двумя рядами характеристик конституциональными и психическими.

 

 

 

5. Психофизиономика: связь черт лица с особенностями психики Вашего партнера по общению

 

Термин «физиономика» в непрофессиональной литературе обычно рассматривается как полный синоним термина «физиогномика»; однако физиогномика, а точнее – психофизиогномика – это наука о связи конституции человека  (его телосложения) с особенностями его психики, а физиономика (от физиономия – лицо), а точнее – психофизиономика – это наука о связи черт лица человека с особенностями его психики; таким образом психофизиономика – это часть психофизиогномики, ибо черты лица, части лица – это часть конституции человека, часть его телосложения.

 

Обычно, когда говорят о лице человека, имеют в виду либо черты лица, либо его выражение. При этом под чертами лица подразумевают некоторые неподвижные, не изменяющиеся в течение дли­тельного времени особенности (форма носа, разрез или величина глаз и т.п.), т.е. конституциональные характеристики. Под выражением лица подразумевают динамические особенности (положение губ, направленность взгляда и т.п.), т.е. кинетические характеристики.

 

А еще, говоря о лице, ему часто дают оценку: «красивое лицо», «некрасивое лицо». И хотя народная мудрость гласит, что на вкус и цвет товарища нет, но, как мы уже знаем, народная мудрость – не всегда мудрость; и это касается не только пуда соли, о котором речь шла выше, но и данной поговорки. Оказывается, есть такое понятие, как «классически красивое» - то, что оценивается большинством людей на протяжении веков как красивое. Иначе говоря, существует нечто такое, что в человеке на протяжении веков считается красивым.

 

- Простите, автор, а какое это имеет отношение к оценке характера человека по внешнему виду? Вы что, хотите сказать, что у красивых один характер, а у некрасивых – другой, так что ли?

 

- Это, уважаемый мой оппонент, чрезвычайно интересный вопрос, который обычно стараются обходить стороной, исходя, как кажется Вашему покорному слуге, из не совсем истинных этических предпосылок. Это – раз. А во-вторых, это действительно имеет прямое отношение к нашей теме –дистанционной диагностике характера и других особенностей психики по внешнему облику человека. Поговорим об этом?

 

- Вообще-то, откровенно говоря, автор, несколько боязно затрагивать эту тему красивых и некрасивых людей…

 

- Да и мне самому как-то не очень от этого уютно (видно сильны стереотипы, сильны установки, коим подвержен и Ваш покорный слуга); но поскольку наука требует, чтобы мы максимально полно осветили все научно обоснованные признаки психики человека, то поговорим и об этом – о красивом и некрасивом в человеке, о том, влияет ли это на их характер, а если влияет, то как. Поговорим.

 

 

5.1. «Красота спасет мир» - что это такое и как это понимать?

 

5.1.1. Что считать классически красивым в человеке?

 

Классически красивым у человека считается то, что признается людьми красивым на протяжении многих веков[1].

 

И тогда, прежде чем ответить на вопрос, почему одно в человеке при­знается красивым (классически красивым), а другое нет, почему «это» считается классиче­ской красотой, а то лишь данью моде, вначале попробуем провести инвентаризацию того, что в человеке обычно признается классически красивым. Но тут возникает проблема пола: оказывается то, что считается классически красивым для одного пола, вовсе не считает­ся таковым для другого. Поэтому придется составлять два спискадля мужчин и для женщин. Но начнем все-таки с женщин.

 

Обычно у женщин помимо всего прочего считаются классически красивыми:

 

1) густые волосы;

 

2) густые рес­ницы;

 

3) большие глаза;

 

4) нос тонкий и прямой;

 

5) розовый цвет щек;

 

6) алый (или близкий к алому) цвет губ;

 

7) каемки губ не узкие, рельефно очерченные;

 

8) тонкая (не длинная) шея;

 

9) пальцы тонкие и длинные;

 

10) полные груди;

 

11) тонкая талия (и вообще – 90-60-90[2]);

 

12) длинные и стройные ноги и т.п.

 

У мужчин помимо всего прочего обычно считаются классически красивыми:

 

1) густые волосы;

 

2) густые брови и ресницы;

 

3) большие глаза;

 

4) прямой нос;

 

 5) каемки губ не пухлые и не узкие;

 

6) мощный подбородок (широкая нижняя челюсть);

 

7) мускулистая шея;

 

8) выраженная мускулатура плечевого пояса;

 

9) выраженная мускулатура рук;

 

10) крепкие мускулистые ноги и т.п.

 

Вот основные параметры того, что обычно специалистами (художниками) считается классически красивым у женщин и мужчин.

 

Но по­чему приведенные выше конституциональные признаки считаются большинством красивыми на протяжении многих веков?

 

 

5.1.2. Красиво в человеке то, что целесообразно

 

Ответ начнем ссылкой на авторитеты. Сократ утверждал, что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено. А Аристотель указывал, что прекрасное в живой природе связано с целесообразностью. Эту же мысль в художественной форме прекрасно развил И.А. Ефремов в романе «Лезвие бритвы» (1963).

 

Итак, существует мнение, что то красиво, что целесообразно[3], что обеспечивает хорошую приспособляемость человека к окружающему миру, способствует его сохранению и продолжению рода человеческого. Действительно, если взять наших далеких предков, которые жили в пещерах и добывали мамонта, то тогда становится понятным: все то, что приведено выше в списках, нужно им было для выживания. Мощный плечевой пояс и могучая шея у мужчины понятно: а как же иначе совладать с сильным хищным зверем на охоте; а вот женщине это было не нужно, ибо она не ходила на охоту, а если опасность и возникала, то длинные и сильные (стройные) ноги ее выручали (на коротких не убежать от опасности, а значит короткие ноги иметь нецелесообразно). Нужна была нашему далекому предку и мощная нижняя челюсть не столько для разрывания кусков мяса (а женщине кусочков помельче), сколько для защиты самого уязвимого места на теле человека гортани (представьте себе человека, который «набычился», его нижняя челюсть почти прилегает к груди, защищая гортань дыхательную трубку). Нужна была густая шевелюра, которая предназначалась не столько для амортизации удара, сколько для согревания (и это нужно было в равной мере и мужчине, и женщине). Густые брови и густые ресницы — для того, чтобы струи дождя не заливали глаза. А зачем женщине тонкие и длинные пальцы? Тонкие пальцы нужны для тонкой работы. Одеж­ду из шкуры зверя шил не мужчина, а женщина, и для приготовле­ния пищи тоже нужна высокая чувствительность пальцев, это не быка за рога, да к земле! А ухаживать за младенцем тоже нужны тонкость и чувствительность.

 

И получается, что правы были авторитеты: все, что есть «краси­вое» обеспечивает человеку хорошую приспособляемость и выживаемость. А это, в свою очередь, способствует сохранению рода человеческого, т.е., об­разно говоря, спасает человечество. Ну а косвенно спасает и мир, как у Достоевского – «Красота спасет мир». Точнее было бы сказать: «Красота спасет род человеческий», но звучит не так эстетично, да и не масштабно.

 

Но если красиво то, что целесообразно, то почему сегодня, когда мужчине не надо убивать мамонта, а укрытием от дождя служит зон­тик, а не брови; когда женщине не нужно спасаться бегством от дико­го зверя и шить у костра одежду из шкур; когда старшему научному сотруднику в ходе дискуссии с его оппонентом не надо защищать нижней челюстью гортань; когда боковым зрением не нужно следить за поведением хищного зверя, а губная помада смоделирует здоро­вье, почему же и сегодня все это по-прежнему признается красивым у мужчин и женщин (достаточно вспомнить критерии различных «конкурсов красоты»)?! Почему, когда целесообразность исчезла, мы все равно признаем это красивым? Неужели в этом вопросе мы так отстали, что остались на уровне наших далеких пещерных предков?

 

Во-первых, не только пещерным предкам нужны были густые во­лосы, сильные ноги и большие глаза, но и позже, когда человек стал постепенно создавать искусственную защиту от слепых сил природы. Зонтик-то как укрытие от дождя (в современном его значении) ис­пользуется всего 2—3 века, а человечество сколько времени оно жило без такого укрытия , без искусственного сооружения из спиц и материи? Миллион лет (если считать с периода искусствен­но изготовленных орудий труда) нужны были густые брови и густые ресницы.                      

 

Миллион лет это признавалось «хорошим», т.е. целесообразным. И это передавалось от поколения к поколению, закреплялось, и формировался стереотип «хорошего» в конституции человека, а позже «красивого». На протяжении сотен веков формировалась условно-рефлекторная связь: если мощная мускулатура, то чаще человек — победитель, чаще в достатке, чаще в состоянии «хорошо»; если тонкие и длинные пальцы (у женщины), то более вероятно, что в ее пещере, шалаше, в ее доме много одежды, ее стол (в прямом и переносном смысле) разнообразен и это тоже «хорошо». Считается, что условные рефлексы не передаются от поколения к поколению через гены. Но передается память, историческая память, дошедшая до наших дней. Зайдите в любую художественную школу, и Вам там опишут классическую красоту тела человека сохранилось в памяти у людей.

 

А во-вторых, ряд конституциональных признаков классической красоты и сегодня относится к числу целесообразных: большие глаза, прямой нос (о нем чуть позже), алые губы, полные груди — у женщин, развитая мускулатура у мужчин и т.п.

 

Таким образом, историческая память с одной стороны, целесообразность ряда признаков с другой, объясняют, почему и сегодня мы считаем все это «красивым» у женщин и у мужчин.

 

 

5.1.3. Красивые – более надежные

 

Но взглянем на красоту тела человеческого и под другим углом зрения. Кто не хочет быть красивым? «Я» — слышится иногда в ответ. И этот ответ прекрасный пример действия психологической защиты (рациональное объяснение). Конечно, каждый человек хотел бы выглядеть красивым, женщины — больше, мужчины — меньше. И тогда женщина берет в руки губную помаду или тени для век (теперь понятно, зачем, чтобы выглядеть «целесообразной»), а мужчина гантели или иные приспособления для «накачивания мускулов» (тоже хочет выглядеть «целесообразным», победителем мамонтов). Конечно, каждый человек, если он не в состоянии депрессии и не с больной психикой, хотел бы быть красивым. Но почему? Да потому что в нашем подсознании есть связь между «красивым» и «надежным»; оно, подсознание, знает: считается красивым то, что способствует удовлетворению одной из самых главных (и не всегда осознаваемых) потребностей любого человека потребности в самосохранении, в выживании, а следовательно, потребности в сохранении собственного биологического вида. А отсюда следует, что в нашем подсознании есть связь между некоторыми конституциональными признаками и некоторыми оценочными характеристиками («красивое», «некрасивое»). И тогда возникает вопрос: случаен ли тот факт, что конституциональные признаки, с одной стороны, коррелируют с психологией человека, а с другой с некоторыми эстетическими ценностями? Нет, вероятно не случаен, если исходить из того, что все, что в человеке не биологическое, вышло из биологии, из природы homo sapiens. Но чаще эти связи находятся вне сознания, в подсознании, оттуда они управляют нашим поведе­нием, нашими оценками.

 

И коль скоро мы заговорили о красивом, зададимся и таким важным в контексте данной книги вопросом: а как влияет красота тела человека на его характер, и влияет ли вообще? Ведь наша задача – по внешним признакам (габитусу) попытаться определить особенности психики человека. Итак, что ожидать от красивого? Поговорим и об этом.

 

 

5.1.4. Что ожидать от красивого человека в силу закона экспектации

 

Когда такой вопрос ставится перед нашими слушателями (как влияет на психику человека факт того, что он красивый), то нередко следует ответ с негативным содержанием: у такого человека склонность «задаваться», «кичиться», «превозносить себя», «задирать нос», «воображать», «зазнаваться», «большое самомнение» и т.п.

 

Действительно, у некоторых очень красивых людей можно обнаружить подобные особенности в характере, но лишь у некоторых, не у большинства. У кого и почему?

 

Прежде давайте разберемся, как люди оценивают красивое вообще и красивого человека (человека с красивыми чертами лица) в частности?

 

В подсознании укоренилось (и мы об этом говорили): красиво то, что целесообразно[4], красиво – значит хорошо. И когда в жизни человек встречается с красивым, он встречается с тем, что целесообразно, что у него невольно вызывает чувство «хорошо».

 

Итак, красивое – это «хорошее», а значит, и  понятно почему красивое вызывает положительные эмоции (кроме случаев черной зависти, о чем речь ниже).

 

 Человек же устроен так, что его всегда тянет к хорошему. А значит, его всегда тянет к красивому (в соответствии с законом аттракции[5]: человека всегда невольно притягивают люди красивые и здоровые, и всегда невольно отталкивают некрасивые и больные[6]).

 

Вы увидели красивого человека – и Вам от образа такого человека стало помимо Вашей воли хорошо, при этом Вы можете вовсе и не осознавать, что Вам стало «хорошо» (а можете и осознавать, сейчас это для нас не принципиально).  А если Вам от вида этого человека приятно, то в силу закона аттракции Вас начинает невольно тянуть к нему (даже если Вы это и не осознаете).

 

Такова природа.

 

Ну а как это отражается на красивом человеке? Он ведь знает (или чувствует, или догадывается), что люди к нему невольно тянутся, что людям (в принципе) от общения с ним хорошо. Это ведь не может не отразиться на его менталитете. Как?

 

 В принципе – должно положительно отражаться, ибо если от общения с тобой людям делается хорошо – ну и хорошо. И тогда: если ты невольно доставляешь людям приятное, то и тебе самому от общения с ними делается лучше.  Так в принципе. И действительно, многие красивые люди приятны в общении. Зная, что они невольно создают позитивную установку на себя, и будучи при этом нормально или даже очень хорошо воспитанными, они – эти красивые люди – подсознательно как бы отрабатывают это незаслуженное ими самими позитивное отношение. Аргументируем сказанное. Изучая психику людей психологи обнаружили следующий интересный феномен: как правило, люди ведут себя по отношению к другим в соответствии с тем, что те от них ожидают. Психологи даже дали название этому явлению - экспектация. Отсюда же знаменитая формула воспитания, формула, произносимая устами воспитанника «Дайте мне славы взаймы и я стану великим человеком», т.е. скажите ребенку, что он умный, что он хороший, и он будет невольно стараться вести себя в соответствии с подобным ожиданием. Некоего человека считают красивым, считают хорошим, и тогда в силу закона экспектации он будет невольно вести себя таким образом, чтобы «отработать» ожидаемое. Пример из студенческой жизни: декан входит в группу студентов и говорит им: «Ребята, до каких же пор вы будете себя вести как дети? Ведь вы уже взрослые люди. Так что давайте все-таки по-хорошему договоримся, ребята: с сегодняшнего дня запрещается…». Неправду сказал декан, что считает студентов взрослыми людьми, ведь начал-то он со слова «ребята» и этим же словом закончил свой нравоучительный монолог. Он их именно ребятами, детьми  считает, это вырвалось у него невольно. И чтобы он потом – под контролем своего сознания - не говорил бы («вы взрослые»), все это уже не принимается, и студенты в силу экспектации будут «отрабатывать» истинное мнение о них, будут вести себя в соответствии с истинным мнением о них, вести как… ребята, а вовсе не как взрослые. Таков закон экспектации.  И он же распространяется и на красивых людей, которых большинство оценивает (не обязательно осознавая это) как «хороших», «надежных», наконец, «целесообразных», т.е. опять же – как хороших. И в силу упомянутого закона они – красивые – в большинстве своем будут вести себя так, чтобы «отработать» эти оценки. «В большинстве своем» было сказано, ибо законы природы, в том числе и  закон экспектации, проявляются с исключениями. Отсюда: многие красивые ведут себя в соответствии с невольно положительным к ним отношением большинства, многие, но не все. Помните, приведенные чуть выше высказывания некоторых наших слушателей – негативные оценки менталитета красивых людей.  И вопрос: источник такой оценки («зазнаются», «много воображают о себе» и т.п.) – в красивом человеке или в наших слушателях? А причина может быть и там, и там. О наших слушателях, хороших людях и специалистах: и среди них есть те, для кого чувство зависти – знакомое чувство. О красивых людях: когда такого человека в детстве часто принижали, то теперь начинает работать принцип пружины: если сжатую пружину отпустить, то она, распрямляясь, превосходит свой обычный размер; если человека долго унижали, а потом он от этого освободился, то стремление к независимости у него становится гипертрофированным, и вместо чувства собственного достоинства (которое попиралось), у него появляется самодовольство, вместо уверенности –самоуверенность и т.п. Но далеко не все красивые дети испытывали на себе гипердавление, которое отразилось бы на возникновении самодовольства, ибо и красивых детей воспринимают изначально так же позитивно, как и красивых взрослых.

 

И вывод: в силу особенностей подсознательного восприятия красивых (красивый – значит целесообразный, а значит, хороший) последние, в силу закона экспектации, стараются строить свое поведение так, чтобы выглядеть на самом деле «хорошими». Есть исключения, которые подтверждают правило: с красивыми - лучше. А с некрасивыми – наоборот[7]. А теперь перенесем эту теорию на практику оценки отдельных черт лица человека.

 

Уважаемый мой читатель! Если Вы желаете приобрести полный текст этой книги («А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека» - о содержании книги см. в http://pan-alex-u.ru/new_books.php?book=А%20что%20же%20действительно%20на%20уме), то напишите об этом Вашему покорному слуге, для чего я дарю Вам свою визитную карточку:

 

 

                                  ПАНАСЮК

 

                     Александр Юрьевич

 

            Профессор,   доктор психологических наук,

 

           академик   Академии имиджелогии,

 

         Международной  академии психологических наук,               Международной академии акмеологических наук                                                                                      

 

                                                                                                         Тел.:+7(916) 684-09-20; +7(496) 739-10-40

 

    E-mail: 08-11-40@mail.ru             

 

    Сайт: www.pan-alex-u.ru

 

 

где указан и мой почтовый адрес и адрес моего сайта с выставкой всех моих книг.

 

P.S. А если попросите, то сможете получить и с автографом.

 

С уважением, проф. А. Панасюк

 

 

 

 



[1] А то, что признается красивым сегодня, а вчера или завтра таковым не считается– это не классическая красота, а мода, течение, поветрие.

[2] Классическая триада: объем груди, объем талии и объем бедер.

[3] И эта формула «красиво то, что целесообразно» имеет отношение не только к человеку, но и к другим объектам: любой объект считается классически красивым (классически!), если он каким-либо образом «целесообразен», для чего-либо «хорошо приспособлен».

[4] И это относится, повторимся, не только к оценке людей, но и вещей (если они для чего-либо хорошо приспособлены, как говорил Сократ).

[5] Аттракция – притяжение.

[6] И как теперь понятно, «красивые» и «здоровые» - это почти синонимы.

[7] Впрочем, как им – некрасивым – быть в связи с такой не положительной установкой на них, об этом обязательно будет разговор, и он впереди (хотя автор и понимает, что этот аспект не имеет прямого отношения к диагностике психики – теме нашего разговора).


В избранное