Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современные психотехнологии управления поведением людей


Выпуск 4.

 

Учимся разбираться в людях

 

(как это делают профессиональные психологи)

 

 

 

Содержание  1-го выпуска

 

Допустимо ли управлять поведением людей помимо их воли?

 

 

Содержание  2-го выпуска

 

Введение

 

1. Кому и зачем нужна дистанционная психодиагностика?

 

2. Об основных терминах

 

3. К вопросу о пуде соли и народной мудрости.

 

4. О дистанционных методах психодиагностики

 

 

 

Содержание 3-го выпуска

 

5. Виды психодиагностической информации в системе дистанционных методов исследования психики

 

5.1. Габитарная психодиагностическая информация

 

5.2. Этологическая психодиагностическая информация

 

6. Достоверность (валидность) информации при дистанционной психодиагностике

 

7.     Случайность в проявлении психодиагностической информации

 

8.  Человек никогда ничего не делает случайно.

 

 

Содержание данного выпуска

 

9.     Психотехнология дистанционной диагностики: резюме

 

УРОК ПЕРВЫЙ.  О КАКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИКИ РАССКАЖЕТ ВНЕШНИЙ ВИД (ГАБИТУС) ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА

 

1. «Встречают по одежке…», т.е. по габитарной психодиагностической информации

 

2. «Внешность обманчива» - так ли это?

 

3. Классифицируем габитарную информацию

 

4. Психофизиогномика – наука о связи телосложения Вашего собеседника с особенностями его психики

 

                       4.1. О чем Вам расскажет рост Вашего собеседника

 

            4.2. «Улыбчивая» полнота, или Правда ли, что хорошего человека должно быть много?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Психотехнология дистанционной диагностики: резюме

 

Напомним: любая психотехнология (как и данная) есть совокупность психотехник (приемов, методов) дистанционной диагностики.

 

Методы дистанционной оценки свойств и состояний психики людей базируются на:

 

а) получении через наблюдение двух видов информации: габитарной и этологической (поведенческой),

 

б) соотнесении этих видов информации с особенностями психики на основе научно обоснованной интерпретации элементов внешнего вида и поведенческих реакций данного человека (собеседника).

 

Психологическая интерпретация особенностей поведения строится с учетом того факта, что большая часть действий человека детерминирована не только осознаваемыми действиями человека, но и  подсознательными программами поведения.

 

Изложенные выше принципы, являющиеся основой дистанционных методов оценки психики, будут конкретизированы при описании отдельных методов выявления свойств и состояний психики собеседника.

 

Здесь же, в обобщении этих принципов, приведем формулу, которая в психологический науке (особенно западной психологической науке) стала аксиомой: «О человеке говорит все: и его внешность, и его манеры общения, его действия, деятельность и продукты этой деятельности».  Важно обладать научно обоснованными данными о связи этой диагностической информаци с теми или иными особенностями психики человека.

 

При этом еще раз следует подчеркнуть, что формула «О человеке говорит всё» справедлива при условии, если человек не оказывает преднамеренного, умышленного, специального, осознанного влияния на характер и содержание описанных выше двух видов информации[1]. Но есть основание полагать, что подобного рода сознательный контроль своего поведения, если он и имеет место быть в том или ином конкретном случае, захватывает далеко не все сферы поведенческих реакций, не говоря о таких видах габитарной информации, как конституция человека. Данное положение базируется на том, что большинство поведенческих актов людей в обычных, типичных условиях детерминированы их подсознательными программами поведения. А это в свою очередь означает, что подсознательные программы поведения отражают сущность психики человека, ибо сущностью является типичное (часто проявляемое), а не исключительное (редко наблюдаемое у данного человека).

 

 А теперь перейдем к некоторым урокам дистанционной психодиагностики, более подробное изложение которых представлено в книге «А что же в действительности на уме у Вашего собеседника. Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека», содержание которой представлено ниже.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Исходные позиции. Основы дистанционной психодиагностики и степень ее надежности

 

  1. Для чего нужна диагностика психики собеседника?

 

  2. Об основных терминах

 

  3. К вопросу о пуде соли и народной мудрости

 

  4. О дистанционных методах психодиагностики

 

  5. Виды психодиагностической информации в системе дистанционных методов исследования психики

 

  5.1. Габитарная психодиагностическая информация

 

  5.2. Этологическая психодиагностическая информация

 

  6. Случайность в проявлении психодиагностической информации

 

  7. Человек никогда ничего не делает случайно.

 

  8. Дистанционные методы психодиагностики: резюме

 

  9. О данном пособии

 

Урок первый. О каких особенностях психики расскажет внешний вид (габитус) вашего собеседника

 

  1. "Встречают по одежке…", т.е. По габитарной психодиагностической информации

 

  2. "Внешность обманчива" - так ли это?

 

  3. Классифицируем габитарную информацию

 

  4. Психофизиогномика - наука о связи телосложения вашего собеседника с особенностями его психики

 

  4.1. О чем вам расскажет рост вашего собеседника

 

  4.2. "Улыбчивая" полнота, или правда ли, что хорошего человека должно быть много?

 

  4.3. О сутулой спине, или военный - он и в штатском военный

 

  4.4. Выбираем тактики поведения

 

  5. Психофизиономика: связь черт лица с особенностями психики вашего партнера по общению

 

  5.1. "Красота спасет мир" - что это такое и как это понимать?

 

  5.1.1. Что считать классически красивым в человеке?

 

  5.1.2. Красиво в человеке то, что целесообразно

 

  5.1.3. Красивые - более надежные

 

  5.1.4. Что ожидать от красивого человека в силу закона экспектации

 

  5.2. Учимся психофизиономике у кинорежиссеров.

 

  5.2.1. Лоб - хранилище интеллекта

 

  5.2.2. Глаза и глазницы - о чем расскажет их форма

 

  5.2.3. Нос: от носа очаровательного иванушки-дурочка до носа лауреата нобелевской премии

 

  5.2.4. О чем расскажет каемка губ собеседника?

 

  5.2.5. Зачем мужчинам "мужественный" подбородок?

 

  6. О каких чертах характера расскажет прическа вашего визави?

 

  7. Одежда собеседника

 

  7.1. Одежда как критерий оценки принадлежности к определенной социальной группе

 

  7.2. Одежда вашего собеседника как критерий его отношения к данной встрече

 

Урок второй. Психокинетика: учимся определять психическое состояние собеседника по особенностям его движений (кинетики)

 

  1. Психокинетика: основные положения

 

  1.1.о терминологии

 

  1.1.1. Кинетика

 

  1.1.2. Психокинетика

 

  1.2. Психокинетическая диагностика свойств и состояний психики

 

  1.2.1. О непреднамеренном характере кинетики человека

 

  1.2.2. Кто управляет нашей кинетикой

 

  1.2.3. Степень постоянства проявления определенных кинетик

 

  1.2.4. Когда определенная кинетика не отражает определенные характеристики психики

 

  1.2.5. Кинетика и вербалика: соотношение диагностической ценности

 

  1.2.6. Динамическое изменение привычной кинетики как диагностический симптом изменения миропонимания человеком

 

  2. Психодиагностическая роль отдельных кинетик

 

  2.1. О чем расскажут привычные и ситуативные положения головы вашего собеседника?

 

  2.1.1. Голова: повороты "к" или "от" партнера

 

  2.1.2. Голова, склоненная набок

 

  2.1.3. О чем вам расскажет "голова агрессора"?

 

  2.1.4. Как выглядят властолюбивые люди или что такое "голова властелина" ?

 

  2.1.5. "Голова внимающего": почему всем нравится?

 

  2.1.6. "Голова президента": почему так названа?

 

  2.1.7. "Голова кандидата": о чем расскажет?

 

  2.1.8. "Голова чуждая": это тоже информация о человеке

 

  2.2. Психокинетика лица (динамика выражения лица)

 

  2.2.1. Психодиагностическая роль взгляда вашего собеседника

 

  2.2.2. Психодиагностическая роль мимики вашего собеседника

 

  2.3. Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык

 

  2.3.1. "Большой передний замок": защита или отчуждение?

 

  2.3.2. "Малый передний замок" - малоинформативный кинетический знак

 

  2.3.3. Если вы увидите руки в "заднем замке"…

 

  2.3.4. Руки в карманах - почему "как хулиган"?

 

  2.3.5. Жест "руки в стороны" вам тоже кое-что расскажет о менталитете этого человека

 

  2.3.6. Обратите внимание на связку "рука - голова"

 

  2.3.7. Протянутая ладонь как источник информации о собеседнике

 

  2.4. О чем вас проинформирует положение его корпуса

 

  2.5. Как положение ног вашего партнера могут выдать его с головой

 

  2.6. Психодиагностическая роль дистанции в пространстве, установленная вашим собеседником

 

Урок третий. Речь как лакмусовая бумажка состояния и свойств психики вашего собеседника

 

  1. Психодиагностическая роль молчания (установки партнера на минимизацию своей речевой активности)

 

  2. Что нам даст контент-анализ вербальной составляющей речи вашего собеседника.

 

  2.1. Что такое контент-анализ?

 

  2.2. Примеры использования контент-анализа в психодиагностике

 

  2.2.1. Контент-анализ устной речи

 

  2.2.2. Контент-анализ письменной речи

 

  2.2.3. Контент-анализ заимствований лексикона

 

  3. Психодиагностическая роль "случайных" слов и фраз

 

  4. Диагностируйте состояние психики партнера по анализу нелегитимных слов ("слов-паразитов")

 

  4.1. Нелегитимные слова: определение понятия

 

  4.2. Принцип психологической интерпретации нелегитимных слов

 

  4.3. Нелегитимное использование "как бы" - о каких особенностях психики свидетельствует?

 

  4.4. Интерпретируем нелегитимное использование "как говорят" ("как говорится")

 

  4.5. Нелегитимное использование "короче" и его психологическая интерпретация

 

  4.6. Нелегитимное использование "однозначно" - тоже источник информации о человеке

 

  4.7. Интерпретация нелегитимного использования слова "понимаешь"

 

  5. Психодиагностический анализ паравербальной составляющей речи вашего собеседника

 

  5.1. Паравербалика

 

  5.2. Особенности интонирования речи как психодиагностический симптом

 

  5.3. Громкость речи как проявление отношения к окружению

 

  5.4. Паузы в речи как психодиагностическое средство

 

  5.5. Определяйте вербальный интеллект собеседника по его речи

 

  5.5.1. От интуиции - к рациональному

 

  5.5.2.. Интеллектуальный коэффициент - у кого сколько?

 

  5.5.3. Вербальный iq - как понимать?

 

Урок четвертый. Почему люди говорят глупости… может, не очень умные?

 

  1. Примеры.

 

  2. Что такое психологическая защита.

 

  2.1. О патогенных микробах и биологической защите

 

  2.2. О "психических микробах" и психологической защите

 

  3. Психологические защиты

 

  3.1. "Рациональное объяснение" ("рационализация").

 

  3.2. "Вытеснение" ("забывание")

 

  3.3. "Вымещение"

 

  3.4. "Уход от реальности"

 

  3.5. "Уход в болезнь"

 

  3.6. "Когнитивная блокада"

 

Урок пятый. О каких особенностях личности расскажут продукты деятельности вашего визави

 

  1. О чем расскажет серая бумага?

 

  2. Попробуем проанализировать почерк.

 

  3. А если ваш визави художник - вам, как диагносту, крупно повезло.

 

Урок шестой. Кабинет вашего визави как инструмент психодиагностики его хозяина

 

  1. Вводная.

 

  2. О вкусах спорят.

 

  3. О чем расскажет размер его кабинета?

 

  4. О структуре кабинета.

 

 5. Выбор места для беседы - лакмусовая бумажка для оценки менталитета хозяина кабинета.

 

А что же в действительности на уме у вашего собеседника? (вместо заключения).

 

  Психодиагностика по особенностям телосложения вашего собеседника в целом

 

  Психодиагностика по особенностям черт лица вашего собеседника

 

  Психодиагностика по особенностям одежды вашего собеседника

 

  Психодиагностика по особенностям положения головы вашего собеседника

 

  Психодиагностика по положению рук вашего собеседника

 

  Психодиагностика по положению корпуса вашего собеседника

 

  Психодиагностика по положению ног вашего собеседника

 

  Психодиагностика по выбранной вашим собеседником дистанции

 

  Психодиагностика по особенностям речи вашего собеседника

 

  Психодиагностика по особенностям проявлению у вашего собеседника тех или иных видов психологической защиты

 

  Психодиагностика по особенностям продуктов деятельности вашего собеседника

 

  Психодиагностика по особенностям кабинета вашего собеседника

 

  Психодиагностика по выбору вашим собеседником места за столом

 

 

Персоналии

 

Литература

 

 

 

 

А теперь: если Вы напишите автору по 08-11-40@mail.ru , то Вы можете получить эту книгу (и с автографом, если, конечно, попросите: «…Александр Юрьевич, подпишите, пожалуйста…») и начинать строить психологические портреты Ваших собеседников как это делают «настоящие психологи» прямо по этому учебнику.

 

 А мы – к изложению некоторых уроков из этой книги.

 

 

 

 

УРОК ПЕРВЫЙ.  О КАКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИКИ РАССКАЖЕТ ВНЕШНИЙ ВИД (ГАБИТУС) ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА

 

 

1. «Встречают по одежке…», т.е. по габитарной психодиагностической информации

 

         Известная фраза «Встречают по одежке…» означает, что вначале человека оценивают по его внешнему виду. И верно, ибо при первом знакомстве (если оно не по телефону), при «первичном восприятии объекта», как говорят специалисты психологи, прежде всего воспринимаются (и оцениваются – произвольно ли, непроизвольно ли, т.е. подсознательно) внешние характеристики объекта: его размер, форма, цвет и т.п. А все это и есть габитус – внешний вид объекта (в том числе и человека).

 

Другой вопрос, насколько психологическая интерпретация этой габитарной информации («если он выглядит так-то, то это говорит о том, что он такой-то») соответствует действительности, т.е. – словами профессионалов – насколько эта информация валидна, соответствует тому, что есть на самом деле? Насколько данный вид психодиагностики (именуемый иногда «визуальной психодиагностикой» - психодиагностикой на основе оценки зрением) надежен?

 

Если исходить из второй половины приведенной выше пословицы («встречают по одежке, а провожают по уму»), то получается, что народ не очень-то доверяет габитарной информации, хотя вторая информация (об уме человека) в этой народной мудрости не противопоставляется первой, (если, конечно, опустить союз «а»).

 

 

2. «Внешность обманчива» - так ли это?

 

А еще говорят «внешность обманчива», и отсюда: не следует доверять внешности (обманет). А и в самом деле: разве Вы не сталкивались со случаями, когда: «Надо же, ни за чтобы не подумал, таким респектабельным на вид выглядел, а оказался…»? Определенно сталкивались. И обратите внимание:  утверждение «внешность обманчива» обычно не содержит никаких оговорок в отношении вероятности  (кто-нибудь из Вас слышал утверждение: «внешность обманчива с вероятностью в 73 %»? или хотя бы «внешность чаще всего обманчива»?). Обычно говорят: «внешность обманчива» - и на этом ставят точку. Однако «опыт жизни быстротекущей» показывает, что эта формула – «внешность обманчива» - не абсолютная истина, и даже, как автору кажется, не более вероятная, и даже не средней вероятности, и даже… Впрочем, никого не должна интересовать точка зрения человека, именуемого автором книги, людей должна привлекать не субъективная, а объективная оценка вероятности того, что «внешность обманчива». Иначе говоря, речь идет о надежности габитарной информации для психодиагностики - насколько можно доверять этой информации. И в данном разделе книги мы каждый раз будем оговаривать этот параметр – валидность того или иного вида габитарной информации.

 

 

3. Классифицируем габитарную информацию

 

Выше мы уже представили краткий перечень видов данной информации. Здесь же поговорим о них более подробно.

 

Прежде всего следует все показатели внешнего вида человека разделить на две группы: те, изменение которых самим человеком практически невозможно, и те, которые могут меняться в зависимости от желания этого человека.

 

К числу неизменных (практически неизменных) следует отнести такие виды габитарной информации, как конституция человека, под которой имеют в виду телосложение: рост, полнота, форма (например, сутулость, наличие аномалий…)[2]. Как правило, к телосложению обычно не относят черты лица человека (см. представленное в сноске определение), хотя строго говоря, это следовало бы сделать; но раз так не принято, не будем делать это и мы, и выделим черты лица в отдельный подвид габитарной информации – черты лица (вида «неизменные»).

 

Строго говоря, эти подвиды информации тоже можно менять, в том числе и произвольно – по желанию человека (пластические операции), а также они могут меняться и непроизвольно (стал профессором – и изменился параметр «полнота»), но в последнем случае это все-таки не мгновенно. Однако примем, что габитарная информация данного вида как правило постоянна, что и дало нам основание данный ее вид назвать «неизменным».

 

Следующий вид габитарной информации следует назвать «динамичным», относительно легко меняемым как по желанию человека, так и помимо его желания. К данному виду здесь мы отнесем только одежду и прическу[3].

 

А теперь – о конкретных видах габитарной неизменяемой информации и о ее психодиагностической интерпретации.

 

 

4. Психофизиогномика – наука о связи телосложения Вашего собеседника с особенностями его психики

 

Вначале – о термине «психофизиогномика».

 

Читателю скорее известен термин «физиогномика» (греч. physiognōmikē или physiognōmonikēe = наука о распознании природных задатков по физическим свойствам, от phýsis = природа, природные задатки и gnōmonikós = сведущий, проницательный), определяемый в некоторых изданиях следующим образом: «в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером» (3, т. 27, с. 353).  И далее: утверждение новых критериев научности в 17=18 вв. отбросило физиогномику в область житейской эмпирии и художественной интуиции. Попытка И.К. Лафатера («Физиогномические фрагменты», 1775-78) вернуть физиогномике статус науки оказалась несостоятельной» (там же).

 

Из этих определений следует, что, во-первых,  физиогномика (не путать с термином «физиономика», о чем ниже)  – это, скажем пока так, учение о связи конституции (а не вообще «внешнего облика человека») с особенностями психики (а не только с особенностями характера, как одного из элементов психики человека), хотя в самом термине «физиогномика» представлена только одна часть – «задатки», природа, конституция (phýsis), и не представлена вторая часть – психика, а вместо нее – «проницательность» (gnōmonikós), т.е. физиогномику следовало бы трактовать как учение о проницательности в оценке задатков (что ж, пусть будет пока так); во-вторых, полагается, что физиогномика – это вовсе не наука, более того, попытки доказать, что это – наука, оказались, как указывается, безуспешными. Правда, было это в восемнадцатом веке, но для Большой Советской Энциклопедии это не имеет значения, не наука это.

 

Попробуем обратиться к современным специалистам. В Интернете на сайте Глоссарий.ру, раздел «Психодиагностика», подраздел «Визуальная психодиагностика» отмечается, что визуальная психодиагностика - отрасль психодиагностики, основанная на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Визуальная психодиагностика использует методы физиогномики, хиромантии, графологии и др.

 

Таким образом, современные психологи относят физиогномику (наряду с хиромантией) к методам психодиагностики (визуальной), что уже отличается от интерпретации ее «ненаучности» в БСЭ.

 

Однако, как нам кажется, данный термин должен отражать в себе не только «проницательность» в оценке физики тела, но, что более важно – отражать связь физики тела с психикой, что как раз и представлено в скорректированном нами термине «психофизиогномика».

 

В итоге: психофизиогномика – это наука о связи физики тела (конституции человека в широком смысле) с психикой человека, или иначе – наука о психологической интерпретации особенностей конституции человека[4].

 

Не вдаваясь в историю, следует отметить, что связь телосложения и психики изучалась многими учеными, но наибольший вклад в это учение внес Э. Кречмер (1888-1964) в своей книге под весьма примечательным названием  «Строение тела и характер». Сущность учения Кречмера заключалась в том, что телосложение связано с психикой из-за их общих корней – генов. Однако коммунистическая идеология признать генетическую детерминанту особенностей психики («сознания», как говорили в те годы) не могла (почему – особый разговор, но он увел бы нас в сторону), а поэтому  советская наука если и не критиковала учение Кречмера (получившее мировое признание), то явно замалчивала. «Гипотеза Кречмера не получила подтверждения» - так пишут на нескольких сайтах в Интернете, ибо Большая Советская Энциклопедия не знает такого ученого с мировым именем – Э. Кречмера (а вслед за ней и совсем современный Новый энциклопедический словарь[5]).

 

Такова предыстория психофизиогномики, таково ее определение. А теперь – о ее содержании.

 


 

                        4.1. О чем Вам расскажет рост Вашего собеседника

 

... Открывается дверь Вашего кабинета, и на пороге появляется посетитель (с ним Вы встречаетесь первый раз). Вы отрываете голову от письменного стола и обращаете внимание на вошедшего. Что са­мое первое Вы замечаете? Его костюм (однобортный, двубортный)? Его галстук (узкий, широкий, цвет) либо отсутствие оного? Его ру­башку? Нет и нет. Первое, что Вы увидели, не обратили внимание, а именно увидели, это его телосложение: рост, полноту...

 

И в этом месте следовало бы уточнить такие понятия, как «уви­дел» («услышал») и «обратил внимание». Сравните: «Я на это тогда обратил внимание и могу засвидетельствовать, что у него...», «Я тог­да на это не обратил внимание, поэтому не могу сказать...»

 

«Видеть» («слушать») это, по сути, нейрофизиологический процесс, когда анализаторы (слуха, зрения) воспринимают информа­цию, т.е. когда происходит раздражение периферических нервных окончаний, а затем импульсы распространяются по нервам, достига­ют соответствующих центров мозга и... На этом все может и закон­читься, ибо поступившая информация может и не осознаться субъе­ктом. А может и осознаться, и тогда говорят: «Я обратил на это вни­мание», «Я это заметил». Теперь человек об этом знает, может думать об этом вполне произвольно.

 

Следовательно, когда Вы впервые увидели этого посетителя на пороге Вашего кабинета, то это не значит, что Вы обратили внима­ние на то, что увидели. А увидели Вы вначале самые «крупные» характеристики этого «объекта» рост, полноту и только затем детали, например, пропорциональность частей тела, лицо, одежду и т.п.

 

Итак, о чем Вам расскажет рост Вашего партнера?

 

Представьте себе двух людей средней (для их роста) полноты, но один из них ростом под два метра, а рост другого пониже среднего (ну, пусть будет 1 м 59 см.). На Ваш взгляд, кто из них, скорее всего, будет активным, энергичным, подвижным, у кого общая психическая активность выше? Возможно, и тот, и другой. Ну а вероятнее у кого? Спросим у кинорежиссера, и он ответит: конечно, на роль такого «шустрого», «подвижного», «энергичного» я бы взял второго. Почему? Да потому что один вид такого актера (с таким телосложением) уже будет вызывать в подсознании у зрителя определенную установку: люди малого роста чаще бывают подвиж­нее, активнее, чем гиганты. И будет прав. А почему? Режиссер, скорее всего, на этот вопрос не ответит или скажет: «такова природа». А вот психолог объяснит, и почему у зрителей существует такая установка,, и почему есть связь между параметрами «рост» и  «подвижность».

 

Связь эта коренится в глубинах психики, в фундаментальных потребностях человека, которые являются источником психической активности индивида, ведущим мотивом, определяющим его общую направленность.

 

Одной из этих фундаментальных потребностей является потребность в самоутверждении — стремлении человека занимать определенное (по уровню) место в социуме. Те, у кого эта потребность чрезвычайно выражена, с детства мечтают стать президентом страны, те же, у кого слабее, — довольствуются признанием своей личности людьми более узкого круга (семья, коллеги по работе, жители региона и т.п.).

 

Но для того чтобы тебя признали, надо, чтобы тебя прежде всего заметили. А «заметить» могут, если, ты допустим, сделал великое открытие, или в крайнем случае, сжег храм Артемиды Эфесской, или просто защитил докторскую диссертацию. Но не каждый способен на великие открытия, не каждому собственный цензор позволяет стать «великим» Геростратом, ну а докторская так когда это еще будет... А хочется, чтобы сегодня общество признало, заметило, оценило... Посмотрите на маленьких детей: в присутствии взрослых, особенно новых (гостей), они вертятся и вертятся... Обращают на себя внимание. Зачем? Понятно. «Господи, уймись наконец!» ан нет, а как же само­утверждаться? До докторской еще ой как далеко... «Заметьте меня!»

 

У детей это проявляется ярко и бесхитростно, у взрослых за­камуфлировано, но тоже «заметьте меня!». (Только человек, нахо­дящийся в глубокой депрессии или на вершине своей славы, не стре­мится к этому.) У всех обычных людей это «заметьте меня!» функци­онирует с разной силой. Но функционирует, ибо потребность в само­утверждении имеет свои корни в потребности самосохранения себя как вида, как рода, причем у всех. Корни в биологии hото sapiens, проявление в повседневной жизни. И естественно, что эти фундаментальные потребности человеком не осознаются. Многие знают о них, но не многие видят их проявление в своих поступках.

 

Итак, маленькие стараются (конечно, неосознанно) обратить на себя внимание большей подвижностью, активностью, поскольку маленького труднее «заметить». И это не только о детях. Это присуще и взрослым «маленьким», у которых в подсознании та­ же проблема: меня труднее заметить, чем других, следовательно, нужно более активно обращать на себя внимание (ибо скорее замечают движущийся объект, говорит психология восприятия). Ну а гигантупод два метра? У него этой проблемы (в его подсознании) нет. Его все видят. И он об этом не только знает, но и ощущает это[6]. Для не­го уже важнее «качество» того, что он предъявляет другим. Для  него эта зада­ча — № 1. А для «маленьких» эта задача на втором мес­те, сначала надо, чтобы «заметили».

 

Итак, если Ваш партнер по общению человек невысокого ро­ста, то он, скорее, вероятнее, будет более активным в беседе с Вами, более динамичным, подвижным, чем большинство других лю­дей[7]. И тогда Вам следует запастись терпением (особенно если Вы из тех, кто «под два метра»), ибо совсем не исключено, что этот посети­тель с прекрасными идеями, с высоким интеллектом, и Ваша встреча с ним будет весьма полезной. Впрочем, возможно и обратное, ибо нет корреляции между ростом и интеллектом, но есть кор­реляция между ростом и динамичностью. Конечно, эта корреляци­онная связь не абсолютна (Петр I — образец исключения[8]), но луч­ше помнить то, что встречается чаще, что закономерно. А исклю­чения, как утверждает теория вероятности, лишь подтверждают правило.

 

Если же в Ваш кабинет вошел человек гигантского ростаумерьте свое естественное восхищение. Подобная установка иногда может подвести Вас, помешать быть объективным в оценке деловых и нравственных качеств этого человека.

 

А тот факт, что наши установки на рост (телосложение) влияют на оценку личностных качеств наших партнеров по общению, пре­красно доказали психологи, проведя следующий эксперимент.

 

Одной группе студентов-испытуемых представили человека (среднего роста) как нового профессора кафедры, другой группе его же, но как нового преподавателя, третьей как нового ассистента, четвертой как нового лаборанта кафедры. А затем всем студентам предложили проверить их «наблюдательность»: «Запомнили ли вы рост этого человека? Если запомнили, пусть каждый напишет, каков был примерно его рост (в сантиметрах)». Когда же собрали листки в каждой груп­пе и подсчитали среднее значение роста по группам, результаты были поразительными: от группы к группе средний рост этого человека понижался! Но самое интересное было после, когда студентов спросили: есть ли связь между физическим ростом человека и его должностным «ростом»? Все ответили «нет» (ответило сознание). А что же было в подсознании? А в подсознании оба эти значения сливались. Сознание «понимает», что «маленький человек» это может быть как человек маленького роста (но не обязательно занимающий «маленькую» должность), так и человек «маленький» в смысле «малозначимый» («мы люди маленькие»). А подсознание этого «не понимает», для него «­маленький человек» во всем маленький, а «великий человек» — он великий по всем параметрам. Совсем как у детей: на радио поступило письмо от ученика 5-го класса: «Скажите, пожалуйста, моим друзьям, что знаменитый Гагарин не был маленького роста, а то мне не верят!» Кто же поверит, что великий Гагарин был небольшого роста?! Нет, это был великий человек! Произошло отождествление роста и положения в обществе. Это у детей в их сознании, а у взрослых тоже, но только в подсознании. Оно, подсознание, «не понимает» переносного смысла, оно понимает все буквально[9].

 

И это подсознание «заставило» студентов определять физический рост человека по его должностной величине. Отсюда вывод и для Вас: если Вы имеете дело с человеком высокого роста, то Ваше подсознание будет формировать у Вас ощущение «значимого чело­века», а если Ваш партнер малого роста Ваше подсознание будет толкать Вас к мысли о малозначимости этого человека. Будьте бди­тельны, включите в этих случаях Ваше сознание, иначе Вы можете оказаться как минимум в неловком положении. А с другой стороны, знайте, что эта физическая характеристика будет определять и неко­торые поведенческие акты Ваших партнеров их динамичность, подвижность.

 

А теперь, на основе представленной информации и аргументации:

 

 

Резюме для психодиагностики. Если Ваш собеседник ростом ниже среднего, то, вероятнее всего, он по характеру весьма динамичный, подвижный, активный; если Ваш собеседник ростом выше среднего (примерно около двух метров), то, вероятнее всего он по характеру не динамичный, малоподвижный, не активный. При этом следует учитывать, что и тот и другой могут быть в равной мере как высокоинтеллектуальными, так и с интеллектом ниже среднего.

 

 

            4.2. «Улыбчивая» полнота, или Правда ли, что хорошего человека должно быть много?

 

Теперь поговорим о другой конституциональной характеристике человека, которая, в отличие от роста, все-таки поддается некоторой коррекции сознанием человека. Поговорим о полных и худых. И вновь обратимся к режиссерам. В сценарии есть два героя: пер­вый —— желчный по характеру, раздражительный, малообщитель­ный, второй мягкий, добродушный, весельчак. Кто из них должен быть полным, а кто худощавым? Для режиссера вопроса нет, есть проблема: где найти такого худого и такого полного, но чтобы оба были талантливыми артистами? Впрочем, с последними (полными) у нас проблем меньше, чем с первыми, сказывается нерациональное питание.

 

Итак, на пороге Вашего кабинета – посетитель. И Вы теперь вполне осознанно обратили внимание на эту конституциональную характеристику полноту. Допустим, Ваш посетитель худой че­ловек (роста среднего), тогда... Впрочем, вспомним, как подсознание оценивает «маленького» человека — значит маленький во всем, ибо в подсознании, нет переносного или прямого смысла слова «малень­кий». Точно так же и со  словом «худой», которое в сознании имеет два смысла: прямой тонкий (тощий) и переносный плохой («он худой человек, не связывайся с ним»). Почему же в подсознании оба эти смысла сливаются в единое значение?

 

Если человек худой (в смысле полноты), очень худой хорошо это или плохо? Когда люди обычно худеют помимо своей воли? Ког­да болеют. «Вы посмотрите, как он сильно похудел за это время»,говорят с сочувствием о человеке, который, допустим, долго болел или у которого были тяжелые переживания («не спит, не ест»). Это значительно позже придумали диету для снижения веса. А до этого на протяжении тысяч лет в сознании человека закреплялось: ху­дой значит больной. И сегодня еще у деревенских жителей полнота признается добром, а худоба «тебя что, не кормят что ли в твоей столице?! Или болеешь чем, а?». Тысячи лет закрепления этой связи и какая-то сотня лет, когда некоторые люди научились сознательно делать себя худыми при полном здоровье. За это время подобная связь закрепилась настолько прочно, что по всем законам образования условно-рефлекторной связи она перешла в подсознание (так формируется любой рефлекс). И закрепилось: худой человек — это, вероятнее всего, худо. Говорят: «Одна кожа да кости» значит, человек, вероятнее всего, болен, у него какая-то хроническая болезнь. А как известно, такие вялотекущие хронические болезни накладывают отпечаток и на психику человека: он становится раздражительным, часто недовольным, нередко злым и т.п. Можете ли Вы представить жизнерадостного человека, которого постоянно донимают боли в желудке (язва)? Представить-то можно, а вот в жизни так бывает редко (спросите у врачей-терапевтов, как «выглядит» такой хроник, и они опишут Вам его практически теми же словами).

 

Теперь понятно, почему режиссер на роль злого, раздражитель­ного, желчного человека скорее возьмет худого актера, чем полноватого (если, конечно, он не ставит целью вначале удивить зрителя: «Надо же! И не подумаешь сразу, что он такой!»). Ибо даже не зная законов психологии и медицины, режиссеры хорошо знают установки зрителей, точнее, неосознаваемые установки. Мы не будем делать вывод о том, что худые по телосложению люди всегда злые по характеру, а полные люди всегда добряки. Не всегда. Но чаще это так, ибо если бы не было подобной закономерности, у людей не сформировалась бы в подсознании такая связь, и те же режиссеры не обращали бы на это внимание. Но нет, режиссеры учитывают это, они тоже психологи (правда, эмпирики, но тем не менее...). А почему бы и Вам, читатель, не взять себе на вооружение физиогномику-практику и не последовать за этим режиссером, т.е. вполне осознанно оценивать, диагностировать то, что раньше Вы видели, может, «чувствовали», но не осознавали. А если Ваш посетитель полный, что называется, «пышет здоровьем»? Есть вероятность того,  что он будет раздражаться по пустякам,  но меньшая, чем в случае с его антиподом. С полным посетителем могут быть другие проблемы некоторая инертность поведения, даже вялость. Могут, но с большей вероятностью, чем с посетителем худого телосложения.

 

А теперь, на основе представленной информации и аргументации:

 

Резюме для психодиагностики. Если Ваш собеседник весьма худого телосложения, то, вероятнее всего, он по характеру недобрый, вредный, желчный, злобный, ехидный, настроенный на мир негативно и т.п.; если Ваш собеседник весьма полного телосложения, то, вероятнее всего, он по характеру добродушный, добросердечный, благодушный, таков, про кого говорят «увалень» и т.п. При этом следует учитывать, что и тот и другой могут быть в равной мере как высокоинтеллектуальными, так и с интеллектом ниже среднего.

 

 

 

А теперь сделаем небольшое резюме по двум последним разделам.

 

Итак, на пороге Вашего кабинета посетитель: маленького роста, худощавый. А вслед за ним — посетитель высокого роста и полный. Очевидно, что первоначальная тактика Ваших бесед с каждым из них благодаря знанию конституционального языка человека будет различной: с первым как по тонкому льду, терпеливо и осторож­но, со вторым можно немного расслабиться.

 

Но ведь чаще будут приходить не гиганты и тяжеловесы, не маленькие и худенькие. Как быть тогда?

 

Конечно, приведенные выше варианты встречаются нечасто. Зато черты их личности проявляются наиболее ярко. А большинст­во людей, верно, среднего роста, средней упитанности. И тогда сре­дне у них будут проявляться эти личностные качества. Среднийон и есть средний. А вот когда какие-либо качества личности заост­рены, усилены, вот тогда-то и будут полезны советы какую лучше выбрать тактику на первых минутах знакомства. И упредить, иобезопасить, и работать в оптимальном режиме, а значит, с высо­кой эффективностью. Кто же этого не хочет!

 

 

Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор  в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).

 

 

А пока – еще раз посмотрите «Оглавление» этой книги – «А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека», представленное в начале нашего с Вами разговора.

 

С уважение, проф. А. Панасюк

 

 

 

 



[1] Это же правило – учет сознательного влияния испытуемого – неукоснительно используется и при проведении традиционной тестовой психодиагностики, в частности, при использовании проективных психологических тестов.

[2] Конституция человека - функциональные и морфологические особенности организма, сложившиеся на основе наследственных и приобретённых свойств… Чаще К. ч. определяется по телосложению - совокупности внешних признаков (рост, вес, пропорциональность отдельных размеров тела, степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя), которые устанавливаются антропометрическими измерениями. (3, т.13, с. 52).

[3] Как наиболее информативные и имеющие научное обоснование своей надежности виды информации.

[4] Разумеется, связь признаков конституции с признаками психики может быть разной у разных народов. Все наши дальнейшие рассуждения относятся к европейцам.

[5] См. (9)

[6] А кроме того, у высокорослых и масса больше, что также может накладывать ограничения на подвижность.

[7] Исключение может быть вызвано тем, что в детстве такой человек был воспитан в постоянном страхе; вот и взрослым он всего боится, и характеризуется скорее как замкнутый.

[8] Высокий рост сочетался с высокой динамичностью, но будем помнить формулу «Исключение только подтверждает правило».

[9] Интересно, что неспособность подсознания понимать переносный смысл находит свое подтверждение в работе Л. Рона Хабарда «Дианетика. Современная наука душевного здоровья» (М., 1993), когда он пишет о так называемом «реактивном уме», который «думает исключительно категориями идентичности» в отличие от аналитического ума, который «анализирует сходства и различия». По сути, у Хабарда «аналитический ум» это сознание, а «реактивный» это и есть подсознание, или бессознательное.


В избранное