Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Данная серия выпусков посвящена описанию психотехнологий, с помощью которых можно создавать о себе нужное мнение. А это значит, выпуски будут посвящены психотехнологиям формирования Вашего имиджа.


Выпуск 6

 

Как создавать о себе нужное мнение

 

 

 

 

 

Данная серия выпусков (начиная с № 6) посвящена описанию психотехнологий, с помощью которых можно создавать о себе нужное мнение. А это значит, выпуски будут посвящены психотехнологиям формирования Вашего имиджа, ибо, как Вы узнаете чуть позже, имидж – это вовсе не образ и не внешний вид человека, а мнение, которое сложилось в головах других людей, значимых для Вас или не очень. Но об этом речь впереди, а пока примем: создать мнение о себе – значит, сформировать свой имидж.

 

Далее. Специалиста по формированию имиджа человека называют имиджмейкером. Значит, Ваш автор будет в этих выпусках работать на Вас имиджмейкером, будет учить Вас двум вещам: как создавать нужное мнение людей о Вас и как «нечаянно» не делать плохое мнение о себе. О последнем особо: люди весьма нередко помимо своей воли, даже не зная об этом, создают у людей о себе совсем даже не положительное мнение. Как? А по-разному: и особым наклоном головы, когда человек разговаривает с кем-либо (и не задумывается, как он при этом держит свою голову, а её положение посылает в подсознание собеседника негативную информацию), и определенным видом макияжа (сударыни, Ваш автор убедился, что далеко не все женщины знают психологический смысл и психологическое влияние  того или иного вида макияжа), и определенные фразы, которым придается одно значение, а в подсознании собеседника они оцениваются, как оказывается, сосем иначе, и т.д. и т.п. Будем учиться, как не создавать о себе не нужного мнения.

 

Вообще-то, строго говоря, Ваш покорный слуга написал специальный учебник о том, как формировать у людей, с которыми имеешь дело, о себе необходимое мнение. И назвал он этот учебник так: «Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж». С содержанием этой книги Вы можете познакомиться на странице http://www.pan-alex-u.ru/books.php?page=imdg_3 моего сайта www.pan-alex-u.ru . Но вся беда в том, что последнее переиздание этой книги было в 2004 году и она уже давно исчезла с прилавков магазинов (в том числе и виртуальных) и лишь у автора сохранилось – для его любимых читателей – некоторое количество экземпляров. А поскольку далеко не все знают о её существовании, то Ваш покорный слуга решил по этой книге сделать несколько выпусков рассылки «Современные психотехнологии управления поведением людей».

 

Здесь же, во вступлении к этому, первому выпуску, автор представляет содержание самой книги в виде весьма и весьма подробного оглавления (Ваш покорный слуга всегда пишет книжки с подробным оглавлением – и чтобы легче было читать, и чтобы можно было по оглавлению понять не только о том, что пишет автор, но и о том, как он пишет, каким языком…) и контактную информацию. Итак – посмотрите:

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРОФЕССИОНАЛА

 

1.     Кто они такие – имиджмейкеры?

 

2.     Что такое «имидж»?

 

3.     "А зачем мне нужен этот имидж?"

 

4.     Каким бывает имидж?

 

5.     Имиджформирующая информация – основа создания мнения о моем клиенте

 

6.     Виды имиджформирующей информации

 

7.     Как Вы до сих пор формировали мнение о себе, или  Два вида имиджформирующей информации

 

8.     Что такое сознание?

 

9.     Подсознание – как это понимать?

 

10.           «Люди с нами поступают так, как мы им позволяем» – правда ли это?

 

11.           «Почему меня не любят собаки?»

 

12.           Как Кроха его «вычислила»…

 

13.           Так правда ли, что с нами поступают так, как мы им позволяем?

 

14.           Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки…

 

15.           Как у людей формируется мнение о Вас, или О двух способах восприятия информации

 

16.           «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»

 

17.           Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.

 

18.           Как подсознательная информация может стать осознанной

 

19.           Так возникает чувство-мнение.

 

20.           Притча о зонтике или люди не любят говорить «не знаю»

 

21.           Он и не знал, почему голосовал за Лебедя.

 

22.           Промежуточное резюме

 

23.           Основная стратегия формирования мнения о себе

 

24.           Что же нами управляет: наше сознание или наше подсознание?

 

25.           Производственный навык – тот же «автопилот»?

 

26.           Формируем Ваш имидж или Ваши имиджи?

 

 

 

ЧАСТЬ П. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА МОЕГО КЛИЕНТА

 

 

 

 

1.     Ваша внешность как источник мнения о Вас, или о Вашем габитарном имидже

 

1.1.                    «Он выглядит на 1000 долларов!»

 

1.2.                    Идентификационная функция одежды, или Как, когда и под кого одеваться

 

1.3.                    Зачем Немцов надевал шахтерскую робу?

 

1.4.                    Почему так одеваются в престижном банке, или «Правда ли, что Вас заботит имидж Вашей фирмы?»

 

1.5.                    Притча «О платьице в горошек»

 

1.6.                    «Делом ли мы с Вами занимаемся?», или Не приходите на деловую встречу в «платьице в горошек»

 

1.7.                    Зачем нужен этот макияж?

 

1.8.                     Зачем женщины красят губы?

 

1.9.                     Зачем аристократки забеливали румянец?

 

1.10.               Основные психологические принципы применения макияжа

 

1.11.               «Бородатых в эфир пускать не велено!», или Как обычная прическа формирует имидж человека

 

1.12.                А теперь – о кольцах-браслетах…

 

1.13.                Курить – имиджу вредить

 

2.     Несколько слов об «овеществленном имидже»

 

3.     Средовой имидж – из чего и как?

 

3.1.                    «Когда он приехал на «Москвиче», я невольно подумал…»

 

3.2.                     …Пойдем теперь в ваш кабинет.

 

Отступление.  Как Ельцин и Масхадов спорили за место за столом переговоров

 

4.     Слова, слова, слова… или О Вашем вербальном имидже

 

4.1.                    Ваше слово – Ваш интеллект?

 

4.2.                     Интеллектуальный коэффициент – у кого сколько?

 

4.3.                    Вербальный IQ и вербальный имидж

 

4.4.                    Правда ли, что молчание – золото? Имиджмейкер говорит: «правда»

 

4.5.                    Разговаривать, а не говорить или об имидже Жириновского

 

4.6.                    Вы помните, как зовут Жириновского и Анпилова?

 

4.7.                    Язык мой – враг мой, или О том, как Ельцин сублимировал влечение к «ты-обращению»

 

4.8.                    Несколько слов о влиянии паравербальной информации на Ваш имидж

 

4.9.                    Ваш имиджмейкер советует: не представляйтесь «в ладошку»

 

4.10.               Почему «не читай, как пономарь»?

 

4.11.               Вербальный имидж: резюме

 

5.     Ваш кинетический имидж: каков он есть, каким он будет?

 

5.1.                    Что есть кинетический имидж?

 

5.2.                      Психотехнология блокировки «плохой» кинетики

 

5.3.                    Психотехнология презентации «нужной»кинетики

 

5.4.           Положение головы в пространстве, или О том, как голова может выдать вас «с головой»

 

5.4.1.  «Голова агрессора»

 

5.4.2.  Почему ему нравится «голова агрессора»?

 

Отступление. Шутка как сублимация запретной правды.

 

5.4.3.  Уберите «голову агрессора»!

 

5.4.4.  Найдите агрессора на телеэкране

 

5.4.5.  Почему мы такие агрессивные

 

5.4.6.  Продолжим наш тренинг

 

5.4.7.  «Голова властелина» – нужно ли это Вам?

 

Отступление.  Две стратегии формирования нового «духа»

 

5.4.8.  «Голова внимающего», или О «голове», которая почему-то хороша для всех

 

Отступление. Подсознание и сознание – кто кого?

 

Отступление. Парламентский кризис-93 в психоаналитическом зеркале

 

5.4.9.  «Голова президента» – когда хорошо, а когда – не очень

 

Отступление. Имидж М. Горбачева в зеркале политической психологии

 

Отступление.  Как «голова» Чубайса чуть не спутала мне все карты!

 

5.4.10.                   …И еще об имиджформирующей голове

 

5.4.11.                     «И не повернув головы качан, И чувств никаких не изведав…»

 

5.5.                    Положение корпуса в пространстве

 

Отступление. «Мне так удобно сидеть» – что бы это значило?

 

5.6.                     Имиджформирующая функция кинетики лица. Взгляд

 

5.7.                     Имиджформирующая функция кинетики лица. Мимика

 

Отступление. что такое психологическая контрактура?

 

5.8.                    «Дозируем улыбку!» – или о том, как Немцов перестал постоянно улыбаться

 

5.9.                    Положение рук в пространстве, или Делайте свой имидж своими собственными руками

 

5.10.                Блокируйте информацию об агрессивности

 

5.11.               Положение ног в пространстве, или Ноги – они ведь тоже могут выдать с головой!

 

5.12.               Какую дистанцию соблюдать, или Об имиджформирующей функции психологического пространства

 

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

 

ПЕРСОНАЛИИ

 

 

А теперь – несколько слов о контактной информации для связи с автором (это для тех, для кого и Оглавления было достаточно, чтобы принять решение о связи с автором):

 

Вначале – Вам моя визитная карточка:

 

 

                    ПАНАСЮК

 

                     Александр Юрьевич

 

            Профессор,   доктор психологических наук,

 

           академик   Академии имиджелогии,

 

         Международной  академии психологических наук,               Международной академии акмеологических наук                                                                                       

 

                                                                                                         Тел.:+7(916) 684-09-20; +7(496) 739-10-40

 

    E-mail: 08-11-40@mail.ru             

 

    Сайт: www.pan-alex-u.ru

 

 

А теперь: если Вы напишите автору по 08-11-40@mail.ru , то он определенно вышлет Вам эту книгу по тому адресу, который Вы укажете, и даже с автографом (если, конечно, попросите автора об этом); и тогда Вы научитесь создавать о себе нужное Вам мнение почти так, как это делают профессиональные имиджмейкеры.

 

 

 

Содержание данного выпуска.

 

1. Кто они такие – имиджмейкеры?

 

2. Имидж и мнение – соотношение понятий.

 

3.     Каким может быть Ваш имидж?

 

4. Имиджформирующая информация – основа создания мнения о Вас

 

5. Виды имиджформирующей информации

 

6.                Как вы до сих пор формировали мнение о себе, или два вида имиджформирующей информации

 

7.     Что такое сознание?

 

8.     Что такое подсознание?

 

 

 

 

1. Кто они такие – имиджмейкеры?

 

Поскольку Ваш покорный слуга теперь – Ваш личный имиджмейкер, то вначале поговорим об имиджмейкерах чуть подробнее.

 

Термин «имиджмейкер» (равно как и термин «имидж», о чем речь впереди) появился в нашем российском лексиконе где-то в середине 90-х годов. Но и до сих пор у нас еще нет академических учебных заведений, где бы готовили профессионалов-имиджмейкеров. Но зато у нас есть прекрасный опыт работы имиджмейкеров, и я расскажу Вам о нем.

 

А дело было в 1996 году, который для нашей  страны был очередным «переломным» – годом выборов президента страны.

 

И вот представьте себе: январь 1996-го, начало избирательной компании. На старте почти дюжина кандидатов в президенты. И был среди них один такой кандидат, у которого имидж был – хуже не придумаешь: у него рейтинг был всего-то 5%. А это значит, что на выборах за него голосовало бы только 5%, а против – практически все остальные. То есть идти на выборы с таким имиджем – просто смертоубийственно: провал обеспечен на сто процентов. И тогда этому кандидату в президенты из Соединенных  Штатов Америки выписывают профессиональных имиджмейкеров. Приезжают они и начинают работать с этим кандидатом, начинают учить его и его окружение как сделать имидж таким, чтобы за него проголосовало больше, чем за других. Всё делалось в строжайшей тайне; просочилось в печать – моментально опровержение: «Нет у нас никаких имиджмейкеров». И вот наступил конец мая 1996-го; у этого кандидата в президенты рейтинг – 50%. То есть даже по американским меркам поднять рейтинг в 10 раз всего за пять месяцев – это блестящий результат! И стал – с таким-то имиджем – этот кандидат, Б.Ельцин (а именно о нем и речь) президентом, победив своих соперников. А позже, как бы отдавая дань профессионалам-имиджмейкерам, он своим указом ввел в своей Администрации должность имиджмейкера Президента, назначив на эту должность свою дочь Татьяну. Вот какой действительно уникальный, а главное – положительный – был в нашей стране опыт работы имиджмейкеров.

 

Итак, имиджмейкер – это специалист (среди наших, отечественных, это, как правило, переквалифицировавшиеся профессиональные психологи), который занимается тем, что формирует (и помогает формировать) имидж своего клиента.

 

Вот и Ваш автор, он готов помочь Вам, своему читателю, формировать его профессиональный имидж. И если Вы, дорогой мой читатель, стали читать эти выпуски, то есть вероятность, что и Вам тоже нужен имиджмейкер, как и многим моим слушателям в Академии, когда я их об этом опрашиваю (« А Вам нужен был бы имиджмейкер?»). А спрашиваю я об этом потому, что вот сидит у меня на последнем ряду слушатель, и даже не подозревает, что сейчас, в эту минуту, он, помимо своей воли, создает о себе отрицательное мнение, формирует свой отрицательный имидж. И главное – сам того не ведает, как не ведает о том же сидящая двумя рядами ближе слушательница, которая тоже подсознательно создает о себе негативное впечатление, как и тот слушатель, что справа от меня, как и другой, который… Потом, когда они узнают, как это они так умудряются создавать о себе у других людей вовсе не положительное, а отрицательное мнение, они с жадностью впитывают в себя эту информацию. Оно и понятно: кто же хочет формировать о себе негативное мнение, даже непроизвольно (тем более – непроизвольно!). И  им, конечно, нужен имиджмейкер. И теперь, понимая, что он, имиджмейкер, открывает им глаза на себя, на свое поведение, на свои действия и установки, теперь они говорят «нужен» вполне осознанно.

 

Вот и Вам вопрос, дорогой мой читатель: есть ли необходимость в формировании Вашего положительного имиджа?

 

- Оно, может, автор, и нужно, и есть необходимость, только вот если бы Вы еще и сказали, как это делать…

 

- И это хорошо, что есть необходимость… А о том, как это делать – обязательно расскажу. Ибо теперь Вы – мой клиент, а я – Ваш имиджмейкер!

 

Но вначале – о том, как всё-таки связаны понятия «имидж» и «мнение».

 

 

 

 

2. Имидж и мнение – соотношение понятий.

 

 

В подавляющем большинстве определений имиджа фигурирует термин «образ», что и понятно, если учитывать, что английское image так и переводится – «образ» (в понимании образа как отражения в психике человека воспринятого объекта).

 

В этой связи возникает практический вопрос: если имидж – это образ, то каждый ли возникший в психике человека (иногда говорят: «возникший в сознании», что не совсем верно) образ того или иного объекта, есть имидж этого объекта? Иначе говоря, насколько в практике и в науке имиджелогии идентичны понятия «имидж» и «образ»?

 

…На улице – небольшой предвыборный митинг. Выступает кандидат Н., за которым, стоя чуть в стороне, очень внимательно наблюдает его имиджмейкер, желающий помочь этому кандидату стать… Мимо этой группы митингующих проходят два приятеля и бурно обсуждают купленный одним из них новенький BMW. Проходя мимо этой группы митингующих, каждый из них невольно на пару секунд бросил на выступающего кандидата Н. взгляд и… продолжил обсуждать все «за» и «против» новейшей коробки передач этого BMW. В связи с этой ситуацией вопрос: когда эти два приятеля бросили - на пару секунд - взгляд на выступающего кандидата в..., у них возник образ этого выступающего на митинге? Определенно возник, раз среагировали зрительные палочки-колбочки, возник нервный импульс… Короче, образ (как отражение в психике воспринятого объекта) возник. Можно ли полагать этот образ имиджем этого кандидата? Обращенный через несколько минут к этим приятелям вопрос имиджмейкера кандидата Н.: «Скажите, Вы будете голосовать за этого кандидата?» привел их в некоторое замещательство: «О ком вы говорите?» - «О выступающем, которого Вы только что видели? Как он Вам?" (в смысле: каков его имидж?) - «Да ровным счетом никак, у нас свои дела». В итоге:есть образ кандидата Н.? Есть. Есть имидж кандидата Н.? Нет. Почему так?

 

Продолжая прогулку по городу, приятели увидели еще один небольшой предвыборный митинг. На этот раз выступал кандидат К. Проходя мимо этой группы митингующих, каждый из приятелей также невольно на пару секунд бросил на выступающего кандидата взгляд и… вдруг один из них сказал: «Смотри, да это же выступает К! Я же вместе с ним учился, голова парень! Головастей его никого на нашем юрфаке не было! Вот бы кого в президенты-то, а? Нет, надо обязательно парня поддержать, толково будет рулить!» Есть образ? Есть. Есть имидж? Есть. И именно тот, который и нужен был практику-имиджмейкеру!

 

Вопрос: почему в первом случае возникший в психики приятелей образ кандидата Н. не привел к возникновению имиджа (раз они не стали делать то, на что рассчитывал практик-имиджмейкер), а во втором случае возникновение образа кандидата К. сопровождалось возникновением имиджа?

 

Возникший образ кандидата К. отличался от образа кандидата Н. только одним: к образу кандидата К. у одного из приятелей проявилось определенное оценочное отношение в виде конкретного мнения (в данном случае – положительного: "надо за него голосовать"). И этого оказалось достаточным, чтобы возник имидж (положительный имидж).

 

Отсюда вывод: возникший в психике человека образ какого-либо объекта (человека, товара…) никогда не станет имиджем этого объекта, если у человека не будет определенного отношения к образу, точнее – к прообразу (см. эпизод № 1). Будет положительное отношение – будет положительный имидж, будет отрицательное – будет отрицательный имидж; не будет никакого отношения – не будет никакого имиджа.

 

Отсюда вопрос: из двух факторов – «образа» и «отношения» - какой из них более весомый в возникновении имиджа? Как оказывается, если есть образ – это еще не значит, что появится имидж. А достаточно ли только одного фактора – фактора «отношения» – без, допустим, зрительного образа? Вполне достаточно. «Один человек, которому я очень доверяю, говорил, что М. – весьма честный и порядочный человек. Я, правда, самого этого М. не видел, но поскольку у меня нет оснований не верить этому человеку, то я буду голосовать за М!» Имиджмейкер будет вполне удовлетворен и подобной ситуацией, когда имидж возник даже без возникновения зрительного или слухового образа, а лишь на основе возникшего у другого человека (его иногда называют «лидером мнения») мнения о кандидате М.

 

Итак, из двух факторов, необходимых для возникновения имиджа, фактор возникновения отношения к объекту оказывается более весомым, чем фактор возникновения образа этого объекта. Таким образом, отношение к образу является необходимым и достаточным условием для возникновения имиджа. При этом для возникновения имиджа, образ, к которому имеется определенное отношение, вовсе не обязательно должен быть «эмоционально окрашенным» , а может быть сугубо рационалистическим («Мои расчеты показывают, что стоит купить этот товар, потому что…»); возникший в психике образ и отношение к нему вовсе не обязательно должны возникать в сознании аудитории имиджа, их возникновение может и не осознаваться, но при определенных условиях чаще всего будет управлять поведением человека - за то все психологические исследования последних десятилетий (к сожалению, не в нашей стране). И еще об одном распространенном и неадекватном стереотипе: образ, к которому есть определенное отношение, и который таким образом превращается в имидж, вовсе не обязательно должен быть «стереотипным», а отношение к нему вовсе не обязательно должно формироваться целенаправленно (в таком случае мы никогда бы не сталкивались с людьми, у которых выраженный отрицательный имидж), отношение к образу возникает нередко помимо воли этого человека.

 

Резюме о понимании имиджа: имидж какого-либо объекта (имидж кандидата в…, имидж товара, имидж партии) – это мнение об объекте рационального характера или эмоционально окрашенное, возникшее в психике в сфере сознания и/или в сфере подсознания определенной или неопределенной группы людей (аудитории имиджа) на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного – на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей.

 

Так понимают имидж практики – имиджмейкеры, пиар-технологии, специалисты, создающие не только и не столько визуальный образ человека (это делается и в салоне парикмахерской), сколько, формирующие отношение людей (аудитории имиджа) к объекту своей имиджмейкерской, пиар-технологической деятельности. Ибо специалисты практики знают: без отношения к объекту имидж этого объекта существовать не может. И так не может не понимать имидж наука, призванная изучать этот феномен - наука имиджелогия.

 

 

 

 

4.     Каким может быть Ваш имидж?

 

 

Очевидно, что имидж может быть и положительным, и отри­цательным. Причем вполне реальна ситуация, когда мнение об од­ном и том же человеке у одной группы людей положительное ("Он гений нашего времени", говорили одни об А. Солженицыне), а у другой прямо противоположное ("Он предатель Родины, антисоветчик" и это тоже об А. Солженицыне). Отсюда следует, что имидж характеризуется не только знаком ("+" или "-"), но и весьма заметной субъективностью.

 

Да, но когда большинство людей имеют об одном и том же человеке одинаковое мнение, то это все-таки имеет значение...

 

Вы хотите сказать, что тогда оно это мнение будет бо­лее объективным?

 

Ну, в общем-то да.

 

Увы. История знает немало примеров, когда многие люди, а иногда и население целых стран были, мягко говоря, весьма и весьма далеки от истины в оценке того или иного человека: вспомним хотя бы, как примерно в 33 г. н.э. толпа кричала: "Распни его!", а затем ровно через девятнадцать веков уже не просто толпа, а население целой страны восторженно привет­ствовало криками "Хайль" самого страшного человека на Земле, а чуть позже те же народные массы только в другой стране друж­но скандировали: "Расстрелять врагов народа!" и гибли ни в чем не повинные люди. Так что мнение большинства не всегда показатель объективности этого мнения, а уж мнение двух-трех и даже десятков человек совсем не обязательно отражает истинный внутренний мир человека. Так что не совсем правы были те наши слушатели, которые определяли имидж как "каков человек, таков и его имидж". Увы.

 

Подведем итог. Ваш имидж по знаку может быть положительным, а может быть и отрицательным. Но имидж не может быть объ­ективным, он всегда субъективный, а это значит, он не всегда со­ответствует тому мнению, которое у Вас сформировалось о самом себе. Ну и еще: мнение о человеке бывает порой настолько "прочным", что изменить его проблема проблем. А отсюдане допускать негативного мнения о себе, потом избавиться от не­го будь ты хоть семи пядей во лбу действительно проблематично (пример с имиджем А. Чубайса яркая иллюстрация к сказанному).

 

 

 

4. Имиджформирующая информация – основа создания мнения о Вас

 

 

То, что о Вас уже сложилось определенное мнение у некоторых групп людей, это факт (если даже у пятилетнего ребенка есть не­кий имидж, то у Вас он и подавно есть). Другой вопрос, какое оно у тех или иных людей? У Ваших домочадцев, у близких Вам людей определенно положительное, у Ваших коллег вероятно, боль­ше мнение о Вас как о профессионале, чем как и человеке (лично­сти), у Вашего начальства ну, это Вы и сами знаете...

 

Так на чем же основывается это мнение?

 

Во-первых, на полученной о Вас информации, которую мы будем в дальнейшем называть имиджформирующей информацией. Но как оказывается, мнение о человеке может быть сфор­мировано и без всякой информации о нем, т.е. возможна, оказы­вается, ситуация, когда имидж возникает без имиджформирующей информации. Чудно, но правда, ибо психика человека способна еще и не такие чудеса вытворять. Речь идет об априорном мнении; но это – особый разговор.

 

 А теперь – к анализу имиджформирующей информации.

 

 

5. Виды имиджформирующей информации

 

 

На каких же видах информации может основываться мнение о Вас, о моем клиенте, а вместе с ним и установка на Вас готовность действовать в отношении Вас определенным образом? Ведь узнав, какая это информация и откуда она появляется – значит суметь управлять ею. А управлять имиджформирующей информацией – управлять формированием мнения о себе Итак…

 

По характеру ее получения другими людьми имиджформирующая информация подразделяется на прямую и косвенную.

 

Косвенная имиджформирующая информация это та ин­формация о Вас, которую человек получает, что называется, через третьи руки (сюда относятся ситуации не только типа ОЖС "од­на женщина сказала", но и ряд других, специально организованных). То есть, это когда человек создает о Вас мнение на основе высказываний о Вас других людей.

 

Прямая имиджформирующая информация это та, которую человек получает при непосредственном контакте с Вами. Как пра­вило, это информация:

 

а) об особенностях Вашей психики (например, о Вашем харак­тере, темпераменте, интеллекте, а также о Ваших установках, миро­воззренческих и иных позициях и т.п.),

 

б) о Вашей внешности макияже, прическе, одежде и т.п.

 

 

 

 

9.     Как вы до сих пор формировали мнение о себе, или два вида имиджформирующей информации

 

 

До сих пор Вы его формировали точно также, как и большинство других людей.

 

А как они, это большинство, делают, создают о себе то или иное мнение?

 

А делают они это всего-навсего двумя способами: осознанно и подсознательно (неосознанно).

 

Вот у меня в аудитории на первом ряду сидит слушательница: вся такая нарядная-нарядная (оно и понятно: приехала из далекого таежного городка; в кои-то веки можно себя показать). Так вот, есть большая вероятность, что сегодня утром, стоя перед своим гардеробом, она определенно размышляла о том, какое платье  надеть, чтобы произвести определенное впечатление, а значит – создать о себе определенное мнение. «Размышляла» – то есть делала это вполне осознанно, преднамеренно, или – как говорят психологи – «на уровне сознания».

 

Можно привести и другие примеры, когда люди посылают о себе имиджформирующую информацию вполне сознательно (специально, преднамеренно). Вот, допустим, Вы говорите своему собеседнику: «Чтобы полностью убедить Вас в моей искренности, откровенности и глубоком уважении (а для нас это звучит так: «Чтобы создать о себе у Вас хорошее мнение»), я готов представить Вам следующие аргументы: во-первых,  я, как Вы заметили…, во-вторых,  если бы было иначе, я бы определенно…, в-третьих, … И думаю, что этих аргументов вполне достаточно, чтобы у Вас сложилось мнение о Вашем покорном слуге вовсе не такое, как обо мне Вам говорили, а совсем даже наоборот…»

 

Итак, говоря все это, Вы ставите вполне осоз­нанно цель сформировать свой положительный имидж (в первом примере личностный, во втором профессиональный). И при этом, естественно, рассчитываете на то, что Ваш партнер по обще­нию начнет думать над Вашими словами, начнет анализировать Ва­ши аргументы, т.е. оценивать посылаемую Вами имиджформирующую информацию.

 

Иначе говоря, в некоторых случаях Вы посылаете о себе имиджформирующую информацию вполне осознанно.

 

Но, как оказывается, нередко люди посылают о себе информацию помимо своей воли.

 

В подтверждение сказанного Вам вопрос: знаете ли Вы, что Вы в данный момент времени делаете?

 

Да, знаю. Вот сижу и читаю Ваш выпуск.

 

Прекрасно. А Вы при этом больше ничего не делаете?

 

Да нет, вроде как и ничего...

 

   Ну тогда…

 

А теперь я Вам, уважаемый читатель, покажу, как это иногда бывает с моими слушателями на занятиях. Вот я обращаюсь к одному из них с просьбой дать краткую служебную информацию о своей фирме (организации). Он встает и начинает говорить и при этом постоянно вертит в руках свою ручку, или очечник, или теребит ремешок сумочки, или поглаживает спинку впереди стоящего кресла, или просто поглаживает одной своей рукой другую свою руку. И не вопрос сейчас, зачем   он это делает ( будем об этом обязательно говорить), вопрос – знает ли он о том, что он в этот момент делает, думает ли об этом? Определенно, нет, он думает о том, что надо сказать (да как же не похвалиться своей фирмой!), а о чем говорить лучше не надо; а руки его работают как бы сами собой, автоматически, и… посылают определенную информацию, формируют определенное (тоже неосознаваемое) мнение.

 

Но вот я обратил внимание, как одна слушательница, выполняя мою просьбу (рассказать о фирме), не просто теребила руками ремешок своей сумочки, а ее руки при этом мелко вздрагивали, ну точно, как это бывает у студента, когда он очень волнуясь, отвечает на экзамене: и речь с запинками, и руки подрагивают. Вот и у нее – ну точно так же… И это – информация, это вольно или невольно создает о ее сиюминутном состоянии определенное мнение («уж очень сильно волнуется, видно она…»), и главное – это мнение возникает на основе той имиджформирующей информации, которую она посылала о себе абсолютно безотчетно, непроизвольно, неосознанно, подсознательно, или – как говорят психологи – «на уровне подсознания»; как и ее коллега, который, выступая, постоянно теребил кончик своего носа, а его сосед при этом сидел и слегка покачивал ногой…

 

Определенно такое было и с Вами, когда Вы, ведя переговоры со своим компаньоном, при этом непроизвольно перебирали карандаши на письменном столе, а когда он Вам рассказывал о своей фирме, - Вы непроизвольно чертили карандашом какие-то замысловатые фигурки на листе (вот бы мне на них посмотреть хоть краешком глаза!).

 

Итак, Вы (как и большинство других людей) всё это делали машинально, т.е. не осознавали этих своих действий. А ведь люди все это видят (точнее, могут видеть) и на основе этой информации могут создать о Вас некое мнение (например: "С чего бы это он такой нервный-то? А может, он всегда такой, а? Тогда нехорошо...").

 

А ведь и в самом деле люди нередко совершают какие-то действия, что называется, «на автопилоте» – машинально, не задумываясь, непроизвольно, невольно…, как, например, у меня на лекции: кто-то, слушая меня, при этом, не задумываясь, тере­бил в руках свой очечник; кто-то слегка покачивал ногой; кто-то машинально чертил в своей тетради какие-то фигуры; кто-то дер­жал голову так, а кто-то этак; кто-то для выражения своей мыс­ли выбирал такие слова, а не иные их синонимы (хотя словарный запас позволял); кто-то перечислял свои служебные обязанности в одном порядке, а кто-то эти же обязанности в другом; кто-то на мою шутливую реплику отреагировал шуткой типа: "Да я бы их всех в бараний...", а кто-то на эту же шутливую реплику (но в дру­гой аудитории) тоже пошутил, но по-другому: "Да я бы им каждый день цветы дарил" (ибо не знают они, что для психолога значит "шутка", вот и шутят) и тоже "на автопилоте"; кто-то из них при­шел на лекцию в джинсах (он уже вторую неделю на занятия ходит так), а кто-то всегда в "тройке"... И перечислять эти "экспромтные" реакции можно до бесконечности.

 

И вывод: что люди, общаясь с другими людьми, в одном случае посылают о себе информацию вполне осознанно (на уровне сознания), а в другом – подсознательно (на уровне подсознания). Иначе говоря, в одном случае  источником имиджформирующей информации является сознание, а в другом – подсознание.

 

И поскольку мы будем в дальнейшем очень часто употреблять эти термины – «сознание» и «подсознание», являющиеся своеобразными «управителями» нашего поведения, то следовало бы дать о них справку, т.е. что же понимает автор, когда пользуется этими терминами. Чтобы, опять же, говорить на одном языке.

 

 

 

7. Что такое сознание?

 

Итак, сознание это некая сфера психики (сфера, разумеет­ся, идеальная, а не материальная), в которую поступает ин­формация, где она некоторое (определенное) время хранится и используется по назначению. Правда, тут же должен возникнуть вопрос: а чем же тогда сознание отличается от обычных техниче­ских устройств типа компьютера, в которые тоже и поступает ин­формация, и хранится там, и используется по назначению? Отли­чие, пожалуй, только в одном: человек не в пример компьютеру может сказать: "Я знаю, что я знаю о...", а это и есть осознание информации, это и есть одна из важнейших отличительных черт сознания в рассматриваемом информационно-психологическом аспекте.

 

А теперь – от теоретического определения к практическому пониманию.

 

Когда говорят; "это дошло до его сознания" или: "он осознал, что...", это значит, что человек теперь знает ( о том-то и о том-то). Иначе говоря, в каждый конкретный момент времени мы можем сказать "я знаю" только про то, что в этот момент нахо­дится в нашем сознании. А если человек говорит: "Я знаю, да, знаю, сей­час... сейчас вспомню", этой информации в его сознании сейчас нет (хо­тя вполне возможно, что когда-то была). Может быть, он и вспом­нит потом (т.е. введет эту информацию из памяти в свое сознание), а может, так и не вспомнит.

 

И если человек говорит: "Я знаю, чем он мне неприятен, де­ло в том, что когда он говорит, то он..." это значит, что инфор­мация, исходившая от этого «неприятного типа» (допустим, в данном случае в ви­де негативного сигнала) осознана этим человеком.

 

Итак, «осознать» что-либо – значит, специально об этом подумать. Я подумал: «как прекрасно он держится, ни один мускул ведь не дрогнул» - значит, я осознал, как он сейчас держится. А поскольку две-три минуты тому назад я об этом не думал, значит, две-три минуты тому назад я не осознавал, как он держится.

 

Мы также будем говорить и об «осознанном поведении» – это когда человек что-либо делает преднамеренно, специально подумав об этом: «Так, сейчас мне нужно будет ему сказать, что в этом пункте он не прав…», или «Пожалуй, сегодня я сяду поближе к…, поскольку вчера…», или «Нет, к сегодняшней встрече этот галстук не подойдет, пожалуй, я выберу вон тот, серенький…».

 

И резюме: 1) сделать что-либо «на уровне сознания» - значит, сделать это умышленно, обдуманно, преднамеренно, специально, произвольно;

 

2) «осознать» что-либо – значит, об этом подумать, поразмышлять (хотя бы и несколько секунд), чтобы можно было бы сказать: «я знаю, что…».

 

Вот как в контексте имиджелогии понимается сознание.

 

 А вот теперь – о подсознании.

 

 

8. Что такое подсознание?

 

Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор  в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).

 

 

А пока – еще раз посмотрите «Оглавление» этой книги – «Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж», представленное в начале нашего с Вами разговора.

 

 

С уважение, проф. А. Панасюк

 

Сайт: www.pan-alex-u.ru

 

Эл. адрес: 08-11-40@mail.ru

 

 


В избранное