Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Стало известно настоящее имя женщины, погибшей во время августовской перестрелки в Ташкенте


Узбекистан: Стало известно настоящее имя женщины, погибшей во время августовской перестрелки в Ташкенте
2009-09-17 15:24 ИА Фергана.Ру

Правозащитное общество «Эзгулик» («Милосердие») призвало силовые ведомства Узбекистана предать гласности информацию о событиях, произошедших 29 августа в Ташкенте на массиве Кукча-Дарбаза, во время которых в ходе перестрелки, по сообщению Генеральной прокуратуры, были уничтожены трое боевиков.

Дом номер 5, в котором проживала убитая
Дом номер 5, в котором проживала убитая

«Эзгулик» обращает внимание на то, что распространенная официальная информация чрезвычайно обрывочна. По официальным данным, в результате антитеррористической операции был убит давно находившийся в розыске Шавкат Дильшодович Махмудов и еще двое боевиков. Между тем, известно, что в ходе этой операции были и другие погибшие, о чем Генпрокуратура умалчивает, а десятки человек затем были арестованы.

По информации «Эзгулик», во время этой операции спецназовцами была застрелена Динора Аброр кизи Иногамова, 1959 года рождения, проживавшая по адресу: улица Маннона Уйгура, дом 5, квартира 3 (Напомним, соседи убитой сообщали корреспонденту «Ферганы.Ру», что погибшую женщину звали Гуля).

Отверстия от пуль в заборе, окружающем палисадник перед домом номер 5
Отверстия от пуль в заборе, окружающем палисадник перед домом номер 5

После того, как от страха закричал единственный свидетель случившегося восьмилетний Яхъё Умаров, спрятавшийся в шкафу, к ним прибежали соседи. Машина «скорой помощи», вызванная для находящейся при смерти Диноры, в течение долгого времени не допускалась на территорию, оцепленную на время проведения операции, и тяжелораненая мать двоих детей скончалась.

Непосредственный свидетель ее ранения – восьмилетний Яхъё – был доставлен милиционерами в ОВД Шайхонтохурского района Ташкента, где содержался примерно двенадцать часов.

Власти не разрешили сразу хоронить погибшую женщину, чтобы не омрачать торжественных празднеств в честь Дня независимости и 2200-летия Ташкента. Только на днях ее тело было предано земле.

В общество «Эзгулик» обратилась также Саида Умарова, проживающая на той же улице Маннона Уйгура, в доме 3, квартире 14. Она рассказала, что ее муж Султонмурод Умаров (младший брат покойной Диноры Иногамовой), 30 августа в 11 часов вошел в здание СНБ, а обратно так и не вышел. Женщине ничего не сообщают о судьбе ее мужа, и она не знает, жив он, мертв или арестован.

«Эзгулик» отмечает, что для правоприменительных органов Узбекистана стало нормальным явлением во время проведения антитеррористических операций совершать грубые правонарушения и различные провокационные действия, попирающие как национальное законодательство, так и международные правовые нормы.

В Таджикистане школьницам запрещают приходить на занятия в мусульманском платке «русари»
2009-09-17 17:18 Тилав Расул-заде

Фото © «Фергана.Ру»

На днях согдийское отделение Партии Исламского Возрождения Таджикистана (ПИВТ) получило заявление от двенадцати учениц общеобразовательных школ. Девушки жаловались на то, что администрации школ Бободжонгафуровского района и города Худжанда запрещают им переступать школьный порог в мусульманских платках «русари».

Это не первый случай в Северном Таджикистане, когда школьниц и студенток высших учебных заведений за ношение «русари» отлучают от образовательного процесса, нарушая тем самим их конституционные права, утверждает председатель ПИВТ в Согдийской области Наимджон Самиев. Таким образом, руководители школ нарушают, в частности, статью 41 Конституции Таджикистана, гарантирующую каждому гражданину республики безусловное право на получение образования.

- Чиновники обосновывают свой запрет на ношение «русари» требованиями Положения о школьной форме, утвержденного приказом №544 министра образования Таджикистана 30 июля 2004 года. Этим документом для учащихся общеобразовательных школ введена единая форма одежды. Но ведь носить головные уборы Положение не запрещает, - говорит Н.Самиев.

Чиновники ссылаются на ведомственный акт
Чиновники ссылаются на ведомственный акт

Со своей стороны, начальник Управления образования Согдийской области Саидмухтор Джалолов заявляет, что в Положении о школьной форме четко показаны дозволенные для ношения в школьных стенах формы национальной одежды, и «русари» не входит в их число.

- Если девушки приходят в школу в национальной одежде, частью которой являются обычные платки, то им этого никто запретит, - поясняет Саидмухтор Джалолов. - Однако мы должны отличать от обычного платок «русари», который является аксессуаром религиозной, а не национальной одежды. Тем не менее, я не поддерживаю руководства общеобразовательных школ, которые не допустили до занятий девушек, пришедших в «русари». Я разберусь с этими руководителями, - пообещал чиновник.

Как объяснила председатель женского отделения ПИВТ в Согдийской области Хафизабону Садыкова, национальные платки отличаются от «русари» тем, что они не закрывают все запретные для чужого взора части тела, определяемые как аврат. Согласно исламским требованиям, аврат у женщин считается все тело, кроме лица и кистей рук. Волосы на голове у женщины тоже относят к аврат и подлежат укрытию.

Корреспонденту «Ферганы.Ру» удалось встретиться с восемью из двенадцати девушек, написавших заявление в ПИВТ. Все они сообщили о грубом отношении к ним со стороны представителей администраций школ: на учениц оказывалось психологическое и физическое давление. У кого-то из них отобрали все учебники, других заставили долго стоять у доски, третьих называли «монашками». Одну девушку из Матчинского района постарались оскорбить как-то изощренно: руководство школы заявило, что ее платок является «предметом еврейской одежды».

Три сестры-мусульманки не намерены отступаться
Три сестры-мусульманки не намерены отступаться

Ученица 8-го класса средней школы №76 Бободжонгафуровского района Нилуфар Зохидова рассказала нам, что первого сентября она не пошла в школу, опасаясь, что может стать объектом осуждения со стороны школьной администрации. Второго сентября директор школы Эрматова вызвала ее, заставила снять с головы «русари» и только после этого отпустила домой. А назавтра директор вызвала в школу милицию – для запугивания девушек, пришедших в «русари». С тех пор Нилуфар в школу не ходит.

- Почему тебя выдворили из школы? - спрашивает Саидмухтор Джалолов самую маленькую пострадавшую за ношение религиозной одежды - ученицу четвертого класса средней общеобразовательной школы №6 города Худжанда Мухибу Саидолимову.

- За «сатри аврат», (специальная одежда для женщин, диктуемая исламским каноном. - Прим. ред.) - отвечает Мухиба.

- Но ведь вместо «русари» можно повязать косынку, - пытается уговорить девочку С.Джалолов.

- Нет, - упорствует Мухиба, - я привыкла к аврат, это одно из требований Аллаха.

Как же разрешить этот конфликт? В управлении образования Согдийской области только разводят руками – мы, мол, всего лишь исполнители, а чтобы коренным образом изменить ситуацию, нужно ввести поправки в Положение о школьной форме. Пока же Саидмухтор Джалолов советует девушкам обращаться в частном порядке в прокуратуру или к нему лично в случае, если их не будут пускать на учебу или станут осыпать насмешками.

Председатель юридического консорциума Таджикистана, кандидат юридических наук Рахматилло Зойиров считает, что, прежде всего, следует определиться: «русари» – это предмет религиозной одежды или традиционной, воспринимаемой сегодня как религиозная в рамках мусульманского образа жизни. Но если даже исходить из того, что это – предмет религиозной одежды, следует иметь в виду, что свободу совести или вероисповедания, которая является конституционной нормой и конституционным правом человека, нельзя ограничивать каким-либо ведомственным актом, каковым является Положение о школьной форме, утвержденное министерством образования Таджикистана. Тем более что это Положение не устанавливает, а лишь рекомендует форму, то есть - носит рекомендательный характер, а не обязывающий.

Но несмотря на это, школьников и студентов Таджикистана обязали надевать галстуки и строгие костюмы, девушкам запретили приходить на занятия в брюках, мини-юбках, им предложили придерживаться стандарта «белый верх, черный низ» или ходить в национальных таджикских платьях и не надевать мини-юбки, отказаться от ярких украшений и макияжа.

Меня тоже не пустили на занятия
«Меня тоже не пустили на занятия»

Ограничения касаются не только внешнего вида учащихся. Напомним, что не так давно президент Таджикистана Эмомали Рахмон запретил школьникам и студентам иметь при себе мобильный телефон, даже если тот выключен, добираться до учебного заведения на личном автомобиле, проводить выпускные балы и праздники букваря.

Между тем, как «Фергана.Ру» сообщала ранее, министерство образования Таджикистана решило пойти дальше и подготовить документ, теперь уже регулирующий форму одежды школьных преподавателей. Образцы учительской формы сейчас разрабатываются местными дизайнерами и в скором времени будут представлены в прессе.

Тилав Расул-заде

Пакистан: В долине Сват захвачен еще один из лидеров движения «Талибан»
2009-09-17 18:02 ИА Фергана.Ру

В Пакистане арестован один из лидеров движения «Талибан» Мухаммад Касаб, который командовал отрядами боевиков в долине реки Сват на северо-западе страны, сообщает ИТАР-ТАСС.

По информации представителя пакистанского командования, Мухаммад Касаб, включенный в список особо опасных преступников, был задержан в одном из районов, расположенных в долине Сват, где с апреля этого года армия ведет масштабную операцию по уничтожению боевиков. За информацию о боевике было обещано вознаграждение в размере 10 млн. рупий (121 тысяча долларов США).

Напомним, что на минувшей неделе в Пакистане был арестован еще один из главарей талибов - Муслим Хан, вместе с ним были схвачены еще четверо боевиков, в том числе еще один высокопоставленный полевой командир Махмуд Хан.

Муслим Хан был недавно назначен главным представителем талибов вместо Маулви Омара, который был арестован в августе. Хан – выходец из долины Сват, где, как сообщали в июле пакистанские военные, кампания по борьбе с талибами увенчалась успехом.

По словам представителей военных, Муслим Хан, который был также одним из самых высокопоставленных командиров талибов в долине Сват, был арестован в ходе «успешной операции». Его арест является важным достижением для правительственных сил. За его поимку также была объявлена награда в 10 млн. рупий (121 тысяча долларов). Выплачено ли вознаграждение – не сообщается.

Правительственные силы продолжают поиск еще одного лидера боевиков в долине Сват - Мауланы Фазлуллы.

Узбекистан: В Самарканде ликвидирована Школа для творчески одаренных детей
2009-09-17 19:11 Максим Исаев

Фото с сайта «Одноклассники»

В марте 2009 года в блоге «Ферганы.Ру» было опубликовано письмо-крик души выпускников и преподавателей самаркандской Школы для творчески одаренных детей (ШТОД). В нем рассказывалось о достижениях учебного заведения и сообщалось о намерении областного управления народного образования закрыть ШТОД. И вот - точка в затяжном противостоянии между чиновниками от образования и администрацией этого учебного заведения поставлена: решением городского отдела народного образования самаркандская Школа для творчески одаренных детей упразднена.

Просуществовавшая почти пятнадцать лет ШТОД была открыта в 90-е годы прошлого столетия. Она стала одним из первых учебных заведений во втором по величине городе Узбекистана с альтернативной формой обучения. Школа была создана по инициативе педагога Ольги Львовны Семененко, которая и возглавляла ее вплоть до закрытия. Несмотря на то, что образование в этом учебном заведении было платным, контингент учащихся здесь постоянно увеличивался и в пике достиг 400 человек, им преподавали почти пятьдесят педагогов.

Несколько лет назад в городе заговорили о том, что школа будет закрыта по инициативе сверху. Как выяснилось, слухи оказались не беспочвенными. Администрация учебного заведения вступила в борьбу с местными чиновниками за свое будущее. Ситуация постоянно нагнеталась, рейтинг учебного заведения неуклонно падал. К началу нынешнего учебного года конфликт достиг кульминации и в итоге разрешился не в пользу школы: принято официальное решение о ее закрытии.

На днях с фасада здания были сняты все прежние вывески, а в часть опустевших зданий вселились учащиеся школы с физико-математическим уклоном. Несмотря на явное поражение, часть коллектива ШТОД продолжает верить в чудо своего возрождения. В некоторых классах, еще не занятых новыми постояльцами, продолжают дежурить прежние педагоги, а наиболее преданные родители продолжают приводить сюда своих детей. Правда речь идет о самых маленьких питомцах ШТОД - трехлетках.

По словам педагогов, основатель и директор ШТОД Ольга Семененко и сегодня продолжает войну с чиновниками. Поэтому тем родителям, кто не в курсе событий и до сих пор приводит сюда своих детей на зачисление, не отказывают в приеме, а просят заглянуть попозже.

Естественно, возникает вопрос - в чем причина, почему закрыли школу, которая экономически себя оправдывала? Говорят, что согласно официальной версии это учебное заведение перестало соответствовать действующим в республике стандартам образования. Однако народная молва, да и сами педагоги объясняют катастрофу школы коммерческими конфликтами. Если суммировать всю информацию на этот счет, то выходит, что Ольга Семененко была слишком самостоятельной и не платила «долю» чиновникам, как это принято, по неофициальным данным, в системе народного образования. Вот и начали на нее «наезжать». ШТОД выпадала из общей системы поборов и поэтому стала инородным телом, от которого постарались спешно избавиться.

Сегодня сторонние наблюдатели говорят о том, что будь директор ШТОД более гибкой и сговорчивее с чиновниками, то соответствие программы обучения этой школы тем или иным стандартам никого бы не волновало.

Согласно другой версии, от нестандартного учебного заведения избавились из-за здания школы, а точнее – его местоположения: объект находится в самом сердце густонаселенного жилого массива, и при должном маркетинге и перепрофилировании мог бы приносить заинтересованным лицам существенные дивиденды. Эта версия имеет право на существование, так как нечто подобное уже происходило недалеко от школы. Метрах в пятидесяти от ШТОД стоит здание, где относительно недавно был детский сад. Несколько лет назад дошкольное учреждение расформировали, а здание передали коммерческим структурам. Предприниматели планировали открыть здесь спортивно-оздоровительный центр, однако этот проект не был доведен до конца и сооружение так и стоит в заброшенном состоянии.

С другой стороны, утверждать, что ШТОД стала жертвой чиновничьего произвола и чьих- то коммерческих интересов, было бы не совсем справедливо. Автору этих строк удалось побеседовать с родителями, чьи дети в последнее время обучались в ШТОД. Отзывы получились не очень лестными и не очень перспективными для организации, существующей на хозрасчете.

Обобщив мнения родителей, можно сделать вывод, что уровень образования и развития детей в этом учебном заведении в последние годы перестал соответствовать ожидаемым требованиям. Многие дети, которые после ШТОД пошли в первый класс обычной школы (а в ШТОД принимали с трех лет), оказались подготовлены значительно хуже, чем те, с кем родители занимались дома. А между тем, занятия в этой нестандартной школе обходились семье учащегося в кругленькую по местным меркам сумму. Возможно, снижение уровня образования в этом учебном заведении - это результат той нервной обстановки и неопределенности, в которой в последнее время жил педагогический коллектив. Но некоторые родители склонны связывать качество образования с тем, что директор школы Ольга Семененко в последнее время часто выезжала за границу по разным мотивам. По мнению родителей это привело к тому, что образовательный процесс оказался пущенным на самотек.

Один из местных журналистов рассказал мне о том, как пару лет назад он планировал написать статью об этой школе. Многократные попытки встретиться с ее руководителем оказались безуспешными - Ольга Семененко постоянно была в зарубежных командировках, а ее заместители не были уполномочены давать интервью. Журналисту так и не удалось осуществить свой творческий замысел.

Других родителей возмущало то, что, несмотря на официальную плату за обучение, с них регулярно требовали взносы на различные хозяйственные цели. Такие поборы широко распространены в обычных самаркандских Школах, но официально образование там бесплатное.

Отдельные мамы не поняли и не приняли и особенности учебного процесса в этой школе. В частности, то, что ребенок в ходе урока в любой момент может встать и уйти по своим делам. А многим папам не показалась нормальной замена уроков физкультуры… балетом.

Неудовлетворенность родителей приводила к тому, что в последние годы большинство из них забирали своих детей из ШТОД и устраивали в обычные школы. Во многих случаях конфликт между администрацией учебного заведения и чиновниками не имел к этим шагам никакого отношения. А когда этим летом крах ШТОД оказался неизбежным, место учебы поменяли практически все учащиеся. Чтобы как-то остановить отток своих воспитанников, Ольга Семененко порой отказывалась возвращать учащимся их документы, надеясь отстоять свое детище и вернуть утраченные позиции. В результате многие «экс-штодовцы» начали новый учебный год в других школах без соответствующего оформления необходимых документов. Директора этих школ зачисляли детей без документов, так как были в курсе перспектив ШТОД и понимали, что родители рано или поздно предоставят все необходимые бумаги. И действительно: в первой половине сентября массовая выдача документов завершилась.

И все же заветные бумаги получили не все. Выяснилось, что некоторые родители задолжали за образование и руководство ШТОД отказывается выдавать должникам документы до тех пор, пока в судебном порядке не взыщет с них все долги.

Назвать одну конкретную причину ликвидации самаркандской Школы для творчески одаренных детей сложно. Очевидно, что ШТОД стала заложницей целого ряда обстоятельств. Я интересовался мнением многих самаркандцев относительно данного факта. У большинства этот случай не вызвал никаких эмоций. И только один из моих собеседников признался, что упоминание о ШТОД вызвало у него грустную ностальгию по 90-м годам прошлого столетия. Тогда общество жило надеждой, что начавшиеся перемены приведут к всеобщему процветанию и благополучию. Каждое новое начинание воспринималось как символ прекрасного будущего, к которому мы начали путь. Но жизнь оказалась непредсказуемой.

Максим Исаев


В избранное